| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
Распоряжением Министерства от 25 июня 1976 г. № 087-16 срок введения установлен с 1 января 1977 г.
Настоящий стандарт устанавливает организацию проведения эксплуатационных испытаний самолетов и вертолетов гражданской авиации (в дальнейшем изложении - самолет). 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Эксплуатационным испытаниям подвергаются новые и модифицированные самолеты гражданской авиации (ГА). Эксплуатационные испытания проводятся с целью оценки эксплуатационных характеристик самолета (двигателя, систем, оборудования) и выявления эксплуатационных особенностей самолета. 1.2. Эксплуатационные испытания новых и модифицированных самолетов ГА проводятся до начала регулярной эксплуатации в ГА на серийных образцах и являются составной частью комплекса приемо-сдаточных, государственных и приемочных испытаний опытных и серийных самолетов. Примечание. Необходимость проведения эксплуатационных испытаний модифицированных самолетов определяется в каждом случае совместным решением Министерства авиационной промышленности (МАП) и Министерства гражданской авиации (МГА). 1.3. Для всесторонней проверки и объективной оценки эксплуатационных качеств самолета, двигателей и их оборудования эксплуатационные испытания проводятся, как правило, в рейсовых дневных и ночных полетах по возможности с охватом всех времен года, в том числе: - в сложных метеорологических условиях в пределах ограничений, установленных для данного типа самолета, - полеты в облаках при различной турбулентности воздушных масс (в том числе при обходах очагов с грозовой деятельностью), при выпадении осадков, над морем и при ограниченной видимости при заходах на посадку, с посадками на мокрые взлетно-посадочные полосы (ВПП); - на аэродромах с различными искусственными покрытиями и грунтовых, имеющих различное превышение над уровнем моря, а также на аэродромах с резким суточным колебанием температуры воздуха; - в районах с различными климатическими особенностями и различными расчетными атмосферными температурными условиями на уровне моря, при которых температура воздуха от минус 60 до плюс 60 ºС. 1.4. Целью эксплуатационных испытаний являются: определение соответствия эксплуатационных характеристик самолета, заданным в тактико-технических требованиях на самолет; выявление особенностей и освоение их при эксплуатации и обслуживании летным и наземным составом и службами движения, обслуживания пассажиров и обработки грузов; определение эксплуатационных нормативов по результатам эксплуатации в различных условиях полета самолета на предприятиях МГА и в том числе: - освоение безопасной эксплуатации самолетов, предназначенных для пассажирских и грузовых перевозок, а также для работ специального назначения (сельскохозяйственных, санитарных, противопожарных и др.); - оценка надежности планера самолета, силовых установок, самолетных систем, радиоэлектронного и авиационного оборудования; - оценка эксплуатационной технологичности самолета; - оценка условий, обеспечивающих наибольшую эффективность эксплуатации самолета, обработка методов и организации технического обслуживания; - дополнительная качественная и количественная проверка соответствия самолета, двигателей, агрегатов и оборудования Нормам летной годности гражданских самолетов СССР; - оценка эксплуатационных характеристик надежности пилотажно-навигационного оборудования самолета для уточнения методов самолетовождения в различной навигационной обстановке и проверка определения возможности эксплуатации самолета при посадочных минимумах, рекомендованных для проведения эксплуатационных испытаний; - оценка особенностей пилотирования самолета в различных условиях полета и на всех его этапах для уточнения руководства по летной эксплуатации самолета; - определение оперативных возможностей и надежности средств связи, выявление взаимных помех в работе навигационного, связного и электрооборудования самолета; - оценка удобства полета пассажиров в различных условиях и возможности перевозки грузов, багажа и почты, рекомендации по особым случаям покидания самолетов пассажирами и экипажем, оценка соответствия государственным (отраслевым) стандартам уровней вибрации и шума, действующих на экипаж и пассажиров; - определение необходимости выполнения доработок и доводки для устранения конструктивных, производственных и эксплуатационных дефектов и недостатков и оценка их влияния на работоспособность и эксплуатационную надежность самолета, его систем и оборудования; - оценка пригодности самолетов для использования их на международных авиалиниях (соответствие Нормам летной годности СССР и требованиям Международной организации гражданской авиации - ИКАО); - оценка экономичности самолетов при осуществлении пассажирских и грузовых перевозок и на работах специального назначения (сельскохозяйственных, санитарных, противопожарных и др.); - определение эксплуатационных норм расхода горюче-смазочных материалов; - определение трудовых затрат на техническое обслуживание и времени подготовки к полету, отработка схемы рациональной организации технического обслуживания самолетов, двигателей, систем, агрегатов и приборов, а также нормативов на различные виды обслуживания, уточнения штатной численности и обязанностей обслуживающего персонала; - оценка качества и полноты эксплуатационной и технической документации; - пригодность и комплектность средств наземного обслуживания общего и специального применения и инструмента как серийно выпускаемых, так и специально разработанных для данного типа самолета; - уточнение качества и достаточности одиночного и групповых комплектов запасных частей и расходных материалов, определенных промышленностью для поставки с самолетами; - оценка удобства эксплуатации и работоспособности средств наземного обслуживания в различных климатических условиях, а также на грунтовых и аэродромах с искусственным покрытием. 1.5. Эксплуатационные испытания самолетов проводятся по конкретным программам, разработанным ГОС НИИ ЭРАТ ГА, согласованным с Генеральными (Главными) конструкторами самолетов, Госавиарегистром СССР и утвержденным МГА и МАП. 1.6. ГОС НИИ ЭРАТ ГА при необходимости привлекает к работе на всех этапах эксплуатационных испытаний специалистов ГОС НИИ ГА и других институтов ГА. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ2.1. Эксплуатационные испытания самолетов ГА проводятся МГА совместно с МАП на воздушных линиях МГА на одном или нескольких предприятиях, что определяется МГА в зависимости от типа самолета, количества испытываемых самолетов и требований конкретной программы. 2.2. Количество самолетов, выделяемых для проведения эксплуатационных испытаний, и налет на каждый самолет в часах в каждом отдельном случае определяются совместным решением МАП и МГА. 2.3. Все самолеты, предназначенные для проведения эксплуатационных испытаний, к началу испытаний должны быть доработаны предприятием-изготовителем по перечню доработок разработчика. 2.4. Необходимое количество самолетов, из числа выделенных для проведения эксплуатационных испытаний, оборудуется на предприятиях-изготовителях комплектом контрольно-измерительной и испытательной аппаратуры и дополнительной проводкой по перечню параметров и контрольно-измерительных приборов, выданных ГОС НИИ ЭРАТ ГА, согласованных с Генеральным (Главным) конструктором, а также обеспечивается необходимыми комплектами и перечнями средств наземного обслуживания и инструментом. Техническая документация на изготовление и монтаж испытательной аппаратуры и на дополнительную проводку для нее должна быть передана предприятию-изготовителю самолетов в сроки, согласованные между разработчиком, заказчиком и предприятием-изготовителем. 2.5. К началу проведения эксплуатационных испытаний предприятие-изготовитель совместно с разработчиком обеспечивает МГА и ГОС НИИ ЭРАТ ГА эксплуатационной документацией по самолету в объеме, указанном в ГОСТ 18675-73, и новыми готовыми изделиями, передает бюллетени, перечни проведенных мероприятий по устранению недостатков в количестве, согласованном между МГА, разработчиком и предприятием-изготовителем. 2.6. Руководство эксплуатационными испытаниями осуществляется комиссией из представителей МГА, МАП, ГОС НИИ ЭРАТ ГА, предприятий-разработчиков и предприятий-изготовителей. Состав комиссии согласовывается с МАП и утверждается МГА. Председателем комиссии должен быть представитель МГА. 2.7. Осуществление полетов и технического обслуживания испытываемых самолетов и установленной контрольно-записывающей аппаратуры возлагается на летный и инженерно-технический состав, выделенный и закрепленный за самолетами подразделениями МГА, на которые проводят эксплуатационные испытания. 2.8. Выделенный летный и инженерно-технический состав изучает и осваивает новую технику на предприятиях-разработчиков и предприятиях-изготовителей. 2.9. К полетам и техническому обслуживанию допускается летный и инженерно-технический состав, имеющий достаточную квалификацию, изучивший и освоивший материальную часть испытываемого самолета. 2.10. К испытательным полетам допускается решением ГОС НИИ ЭРАТ ГА инженерно-технический состав заинтересованных организаций, не включенный в состав летного экипажа и испытательной бригады по проведению эксплуатационных испытаний. 2.11. Для выполнения программы и сроков проведения эксплуатационных испытаний МАП обеспечивает МГА необходимым количеством двигателей, агрегатов, запасных частей, наземных стендов (в том числе и опытных образцов) по согласованному перечню. 2.12. При проведении эксплуатационных испытаний комиссия определяет пригодность и достаточность для обслуживания испытываемых самолетов прилагаемых средств наземного обслуживания как общего, так и специального применения комплектов и перечней инструмента как серийно выпускаемых, так и специально разработанных для данного типа самолета. 2.13. Для оказания технической помощи предприятиям МГА при проведении эксплуатационных испытаний, а также для выполнения доработок и устранения конструктивно-производственных недостатков, выявленных в ходе испытаний, по указанию МАП, предприятия-разработчики и предприятия-изготовители выделяют соответствующий инженерно-технический состав и заводские рабочие бригады специалистов на весь период испытания. Эти специалисты должны иметь оборотный фонд агрегатов, приборов, деталей и расходных материалов для замены отказавших. 2.14. В целях быстрейшего устранения недостатков, выявленных в ходе испытаний, комиссия систематически, не реже одного раза в месяц, направляет предприятиям-разработчикам и предприятиям-изготовителям, представителям заказчика на предприятиях-разработчиках и предприятиях-изготовителях перечни выявленных конструктивных и производственных недостатков. Вышедшие из строя покупные (комплектующие) изделия вместе с актами и заключениями должны быть отправлены на предприятия-изготовители в месячный срок. 2.15. При выявлении в ходе испытаний недостатков, влияющих на безопасность полетов, комиссии предоставляется право выносить решение о приостановке испытаний, в этом случае: а) перерыв в испытаниях оформляется актом, который утверждается МГА и направляется Генеральному (Главному) конструктору, руководителю предприятия-изготовителя и представителям заказчика на предприятии-изготовителе и предприятии-разработчике; б) время перерыва в испытаниях не засчитывается в срок, установленный для проведения испытаний. 2.16. Испытания возобновляются по решению комиссии на основании заключения Генерального (Главного) конструктора об устранении дефектов, явившихся причиной приостановки испытаний и о возможности их возобновления, при этом по решению комиссии может быть увеличен объем испытаний, если при устранении дефекта или недостатков изменились основные характеристики испытуемых самолетов. 2.17. Эксплуатационные испытания выполняются в объеме, предусмотренном в Методических указаниях ГОС НИИ ЭРАТ ГА, согласованном с Генеральным (Главным) конструктором. Примечание. В целях более полного выявления эксплуатационных качеств основных систем и оборудования испытываемых самолетов на одном из них осуществляется опережающая наработка по налету и на одном - по взлетам и посадкам, включая полеты с боковым ветром. 2.18. Методическое руководство эксплуатационными испытаниями осуществляется ГОС НИИ ЭРАТ ГА. 2.19. Рейсовые полеты испытываемых самолетов должны производиться в реальных условиях работы на воздушных линиях МГА с перевозкой коммерческих грузов. Для соблюдения регулярности полетов отсутствие коммерческих грузов не должно вызывать простои испытываемых самолетов, которые в таких случаях выполняют рейсы с загрузкой балластом, в соответствии с заданием на взлетный вес самолета. Перевозки пассажиров на самолетах, производящих эксплуатационные испытания не допускаются. 2.20. Распределение функций при подготовке эксплуатационных испытаний между предприятиями и организациями приведено в справочном приложении к настоящему стандарту. 3. СОСТАВЛЕНИЕ АКТА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ3.1. По окончании эксплуатационных испытаний РОС НИИ ЭРАТ ГА совместно с комиссией по проведению испытаний и предприятиями МГА, проводившими испытания, составляет акт по результатам испытаний, который представляется МАП и МГА на утверждение после согласования с руководителями организаций, участвующих в испытаниях. Акт должен содержать: а) оценку самолета по параметрам, определяющим его пригодность для регулярной эксплуатации в ГА; б) краткие сведения об объекте испытаний; в) заключение; г) выводы; д) перечни: - недостатков самолета, двигателей и оборудования, средств наземного обслуживания как общего, так и специального применения и летно-технической документации (включая вопросы летной годности и безопасности полетов), подлежащих устранению на всех самолетах до начала регулярной эксплуатации на предприятиях ГА; - предложений по дальнейшему усовершенствованию самолета, двигателей и оборудования, подлежащих выполнению в сроки, согласованные с МГА и МАП; е) эксплуатационные оценки самолета членами летных экипажей и специалистами наземного инженерно-технического персонала; ж) материалы испытаний, характеризующие: - степень эксплуатационной надежности планера самолета, двигателей, систем и агрегатов оборудования, а также безопасность полета самолетов при регулярной и интенсивной эксплуатации их в различных климатических и метеорологических условиях днем и ночью, при различном аэродромном базировании; - экономичность эксплуатации самолета при осуществлении пассажирских и грузовых перевозок или на работах по спецприменению с различной компоновкой пассажирских и грузовых кабин; - километровые и часовые расходы горюче-смазочных материалов при полетах на разных высотах и с разными полетными весами, а также при различных температурах наружного воздуха по высотам полета; - минимум погоды и нормативы по обеспечению полетов радиотехническими средствами; - пригодность самолетов для использования их на международных авиалиниях (соответствие Нормам летной годности гражданских самолетов СССР и требованиям Международной организации гражданской авиации - ИКАО); - рациональную организацию технического обслуживания самолета, двигателей, систем, агрегатов, приборов и нормативы на различные виды обслуживания; - пригодность и комплектность средств наземного обслуживания общего и специального применения и инструмента; - качество и достаточность проведенных или необходимость проведения дополнительных летных испытаний и исследований; з) перечень агрегатов, назначенный или технический ресурс которых должен быть ограничен. 3.2. По акту эксплуатационных испытаний Генеральный (Главный) конструктор и предприятие-изготовитель разрабатывают мероприятия по устранению выявленных в ходе испытаний недостатков и согласовывают их с МГА. Мероприятия утверждаются МАП в месячный срок со дня утверждения акта и являются обязательными для предприятий-разработчиков и предприятий-изготовителей. 3.3. ГОС НИИ ЭРАТ ГА представляет акт по результатам эксплуатационных испытаний самолета в Госавиарегистр СССР.
ПРИЛОЖЕНИЕСправочное Распределение функций при подготовке эксплуатационных испытаний между предприятиями и организациями
Условные обозначения: ● - ответственный исполнитель ○ – участник
СОДЕРЖАНИЕ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |