| |||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
СОЦИАЛЬНОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ Социальные услуги детям
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 «Социальное обслуживание населения» 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 566-ст 4 В настоящем стандарте реализованы нормы федеральных законов Российской Федерации: - от 24 июля 1994 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; - от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; - от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» 5 Настоящий стандарт разработан по заказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет Содержание
ГОСТ Р 52888-2007 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения - 2009-01-01 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые детям государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания (далее - учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без статуса юридического лица. Настоящий стандарт устанавливает состав, объемы и формы предоставления всего комплекса социальных услуг детям следующих групп, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: - детям-сиротам, безнадзорным, беспризорным; - детям, оставшимся без попечения родителей или нуждающимся в жизненном устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления или опеки; - детям,подвергшимсяфизическомуилипсихическомунасилиюпоместужительстваилиучебы; - детям с ограниченными возможностями; - детям, проживающим с родителями, временно неспособными заботиться о детях из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, или с родителями, пренебрегающими родительскими обязанностями; - самостоятельно проживающим выпускникам детских домов, специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних и школ-интернатов; - детям семей беженцев и вынужденных переселенцев; - детям, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; - детям, подвергнувшимся воздействию радиации в результате радиационных аварий; - детям, оказавшимся в экстремальных условиях; - детям, проживающим в малоимущих семьях и в семьях, находящихся в социально опасном положении; - детям, заблудившимся или подкинутым; - детям - жертвам вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; - детям, отказывающимся жить в семье или в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей*. Учреждения социального обслуживания детей в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности при определении в своих Положениях и в других документах, в соответствии с которыми функционируют учреждения, объемов и форм предоставляемых ими социальных услуг детям должны выполнять требования настоящего стандарта. __________ * Социальные услуги детям-инвалидам предоставляют по ГОСТ Р «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам» (проект ГОСТ Р готовится к утверждению). 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 52143-2003 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения ГОСТ Р 52498-2005 Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495. 4 Состав, объемы и формы социальных услугНастоящий стандарт разработан в соответствии с положениями законов Российской Федерации (пункт 4 предисловия), ГОСТ Р 52143 и ГОСТ Р 52498. 4.1 Социально-бытовые услуги4.1.1 Социально-бытовые услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и формах: а) выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в экстренной социальной помощи; б) обеспечение временного проживания детей в учреждениях социального обслуживания с предоставлением полного государственного обеспечения, в том числе: бесплатного питания, одежды, обуви и других предметов вещевого довольствия; в) разработка и реализация индивидуальных и групповых программ социальной и комплексной реабилитации детей, обеспечивающих: 1) выявление источников и причин социальной дезадаптации детей, их беспризорности и безнадзорности; 2) восстановление утраченных контактов и связей с семьей, внутри семьи; 3) восстановление социального статуса детей в коллективе сверстников, по месту учебы, работы; 4) содействие детям (при необходимости) в получении временной или постоянной работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям, а также в профессиональной ориентации и получении специальности; 5) привлечениедетейкдеятельностиразнообразныхвидоввучрежденииизаегопределами; 6) решение(при содействии органов опеки и попечительства) вопросов жизненного устройства детей; г) организация различных форм труда, отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и в учебное время с неполным учебным днем; д) содействие в обучении детей по школьной программе или по программам дошкольного образования; е) формирование у детей навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений; ж) обучение детей правильному поведению в быту и общественных местах, самоконтролю и другим формам общественной жизнедеятельности; и) подготовка к самостоятельной семейной жизни; к) решение вопросов возвращения в семью или учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, самовольно ушедших из них, на основании целесообразности такого возвращения; л) содействие в предоставлении жилья детям - выпускникам детских домов, школ-интернатов и специализированных учреждений для несовершеннолетних; м) предоставление транспорта для перевозки детей в лечебные учреждения, на обучение и для участия в культурных мероприятиях; н) социальный патронаж. 4.1.2 Социально-бытовые услуги, предоставляемые детям отдельных групп в зависимости от особенностей их социального положения, дополнительные к указанным в 4.1. 4.1.2.1 Социально-бытовые услуги детям семей беженцев и вынужденных переселенцев: а) содействие в осуществлении по отношению к детям семей беженцев и вынужденных переселенцев мер социальной поддержки в социально-бытовом обеспечении, предусмотренных законодательством Российской Федерации; б) оказание помощи в организации (с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) размещения детей, прибывающих без родителей из зон военных и межрегиональных конфликтов, в семьях, способных их принять (приемных семьях); в) организация приема, размещения, отдыха, питания детей; г) участие в организации поиска родителей, родных и близких детей, прибывающих без родителей. 4.1.2.2 Социально-бытовые услуги детям, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: а) предоставление усиленного питания с добавкой в него витаминных препаратов для повышения иммунитета детей; б) организация защиты детей от массового нападения кровососущих насекомых; в) обеспечение специальной одеждой для защиты детей от гнуса и клещей; г) организация летнего отдыха детей с выездом в районы с благоприятными климатическими условиями; д) предоставление детям теплой одежды и обуви. 4.1.2.3 Социально-бытовые услуги детям, подвергнувшимся воздействию радиации в результате радиационных аварий: а) обеспечение детей, проживающих или ранее проживавших на радиоактивно загрязненных территориях, питанием с лечебно-профилактическими свойствами (обогащенным витаминами А, В, С); б) предоставление специализированного автотранспорта для оказания неотложной помощи детям, проживающим в учреждениях социального обслуживания, находящихся в отдаленных населенных пунктах территорий, загрязненных радионуклидами. 4.2 Социально-медицинские услуги4.2.1 Социально-медицинские услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и формах: а) содействие в получении социально-медицинских услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации; б) систематическое наблюдение за состоянием здоровья; в) проведение медицинских процедур в соответствии с назначением лечащих врачей; г) санитарно-просветительская работа; д) проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений хронических и предупреждение инфекционных заболеваний; е) медико-социальное обследование безнадзорных и беспризорных детей при поступлении в учреждения и проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки, организация первой доврачебной помощи, направление при наличии показаний на лечение в стационарное медицинское учреждение; ж) проведение в детских учреждениях лечебно-профилактической, противоэпидемической работы, медико-психологическая реабилитация детей; и) индивидуальная работа, направленная на предупреждение появления вредных привычек и избавление от них; к) выявлениедетей,страдающихраннейалкоголизациейинаркоманией,иоказаниеимпомощи; л) содействие в оказании специализированной помощи детям с ограниченными возможностями, воспитываемым дома: осуществление лечебных оздоровительных мероприятий для детей, направление их (при необходимости) в лечебные учреждения, содействие в оформлении документов на освидетельствование учреждениями медико-социальной экспертизы; м) оказание санитарно-гигиенической помощи самостоятельно проживающим подросткам - выпускникам детских домов, школ-интернатов, специализированных учреждений для несовершеннолетних, а также детям, проживающим с родителями, временно неспособными заботиться о них или пренебрегающими родительскими обязанностями; н) содействие в обеспечении детей (согласно медицинским показаниям) лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; п) содействие в предоставлении детям, нуждающимся в оздоровлении, соответствующих услуг и направлении их на санаторно-курортное лечение; р) подготовкадетейксознательномуиответственномуотцовствуиматеринству,ихгигиеническое и половое просвещение, профилактика венерических заболеваний и СПИДа; с) проведение мероприятий, направленных на снятие стрессового состояния детей, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, выведение детей из состояния посттравматического стресса с помощью медицинских учреждений и с привлечением психологов и психотерапевтов; т) социально-медицинский патронаж детей. 4.2.2 Социально-медицинские услуги детям отдельных групп в зависимости от особенностей их социального положения, дополнительные к указанным в 4.2. 4.2.2.1 Социально-медицинские услуги детям семей беженцев и вынужденных переселенцев: а) содействие в организации проведения профилактических мероприятий, позволяющих снизить риск распространения инфекционных заболеваний среди детей; б) содействие в организации проведения углубленных медицинских осмотров прибывающих детей, их бактериологическое обследование и обязательная иммунизация; в) содействие в организации медицинского обследования и необходимого лечения детей, прибывающих без родителей, а также проведение в случае необходимости судебно-медицинской экспертизы в целях установления их возраста; г) организация летнего отдыха и оздоровления особо нуждающихся детей семей беженцев и вынужденных переселенцев; д) оказание помощи в организации и проведении профилактических прививок против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, кори, паротита с учетом прививочного статуса и возраста, результатов серологических исследований, а также по эпидемиологическим показателям. 4.2.2.2 Социально-медицинские услуги детям, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: а) содействие в профилактике и лечении хронических и социально обусловленных заболеваний среди детей из северных регионов (туберкулеза, гельминтозов, педикулеза и др.), а также алкоголизма, токсикомании; б) оказаниепомощивобеспечениинеобходимыхсанитарно-гигиеническихусловийпроживанияи питания детей; в) обеспечение детей высокоэффективными противопаразитарными лекарственными препаратами, предназначенными для применения в северных регионах; г) организация проведения комплекса оздоровительных мероприятий среди детей в очагах гельминтозов; д) организация оздоровления и санаторно-курортного лечения детей согласно медицинским показаниям. 4.2.2.3 Социально-медицинскиеуслугидетям,подвергнувшимсявоздействиюрадиацииврезуль-тате радиационных аварий: а) содействие в оказании высокотехнологичной медицинской помощи при установленной причинной связи заболевания с воздействием радиации; б) содействие в проведении лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение адаптационно-компенсаторных реакций организма детей. 4.3 Социально-психологические услуги4.3.1 Социально-психологические услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и формах: а) проведениесредидетейвоспитательно-профилактическойработывцеляхустраненияразлич-ных психологических факторов и причин, обусловливающих отклонение в состоянии их психического здоровья; б) распространение среди детей общих начальных психологических знаний; в) диагностическое обследование психофизического, интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста, изучение их склонностей и способностей для определения степени готовности к школе; г) психолого-медико-педагогическое обследование социально дезадаптированных детей, направленное на установление форм и степени дезадаптации, ее источников и причин, а также на изучение состояния нервно-психического здоровья, особенностей личностного развития и поведения детей; д) психодиагностика и обследование личности детей для выявления и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей каждого несовершеннолетнего, определения степени отклонения в их поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми для разработки рекомендаций по коррекции отклонений; е) психологическая коррекция, направленная на преодоление или ослабление искажений в психическом развитии детей; ж) психотерапевтическая и психологическая помощь в установлении или восстановлении утраченных контактов с семьей, возвращении детей к родителям или лицам, их заменяющим, в восстановлении или установлении социального статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы; и) психологические тренинги, направленные на снятие у детей последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на выработку умений и навыков социальной адаптации к создавшимся условиям проживания, предоставление психологической помощи, отработку новых приемов и способов поведения; к) психопрофилактическая и психологическая работа, направленная на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии детей; л) психологическое консультирование по налаживанию межличностных взаимоотношений детей с близкими и другими значимыми для них людьми, по возможным путям решения стоящих перед ними проблем; м) экстренная психологическая помощь детям по телефону; н) формирование у детей навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений; п) обучение детей правильному поведению в быту и общественных местах, самоконтролю и другим формам общественной жизнедеятельности; р) подготовка детей к самостоятельной семейной жизни; с) психологическая и психотерапевтическая помощь детям по снятию стрессового состояния, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, с целью выведения детей из состояния посттравматического стресса; т) социально-психологический патронаж детей, заключающийся в систематическом наблюдении за ними для выявления ситуации психического дискомфорта, конфликтных и других ситуаций, могущих усугубить их трудную жизненную ситуацию, и оказания им необходимой в данный момент социально-психологической помощи. 4.3.2 Социально-психологические услуги детям отдельных групп в зависимости от особенностей их социального положения, дополнительные к указанным в 4.3. 4.3.2.1 Социально-психологические услуги детям, подвергнувшимся воздействию радиации в результате радиационных аварий: а) оказание психологической помощи детям в преодолении негативных последствий радиационных аварий для повышения их социально-психологического самочувствия, устранения тревоги и страха за будущее. 4.4 Социально-педагогические услуги4.4.1 Социально-педагогические услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и формах: а) психолого-педагогическое обследование детей, анализ их поведения, тестирование под различные типы задач педагогической помощи; б) педагогическая помощь детям в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни; в) социально-педагогическая диагностика и обследование интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста, изучение их склонностей и способностей для определения степени готовности к школьному обучению; г) содействие в организации обучения, определение оптимальной формы обучения; д) обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам общественной жизнедеятельности; е) содействие в восстановлении (при необходимости) нарушенных связей со школой, в установлении позитивного отношения к учебной деятельности; ж) оказание педагогической помощи для восстановления статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы; и) коррекция педагогической запущенности детей; к) организация досуга (посещение театров, выставок, концертов, праздников, соревнований), организация и проведение собственных концертов, выставок, спортивных соревнований и других мероприятий; л) содействие в организации профобучения детей; м) консультирование детей по вопросам жизненного устройства и выбора профессии; н) создание условий для проведения педагогической работы по социальной реабилитации детей (предоставление помещений для занятий, игр и их соответствующее оснащение); п) социально-педагогический патронаж. 4.4.2 Социально-педагогические услуги детям отдельных групп в зависимости от особенностей их социального положения, дополнительные к указанным в 4.4. 4.4.2.1 Социально-педагогические услуги детям семей беженцев и вынужденных переселенцев: а) содействие в создании условий для нормального обучения детей в местах компактного проживания семей беженцев и вынужденных переселенцев; б) содействие в организации обучения детей по новым педагогическим технологиям компенсирующего обучения; в) создание благоприятных условий для социально-культурной адаптации, эстетического воспитания и развития творческих способностей детей к различным видам деятельности, активно влияющей на их социализацию: игре, познанию, труду, общению; г) обеспечение участия детей в проведении передвижных выставок ремесел, изобразительного и прикладного искусства детей в центрах временного размещения, местах компактного поселения беженцев и вынужденных переселенцев; д) организация праздничных представлений и театрально-концертного обслуживания детей в местах компактного поселения беженцев и вынужденных переселенцев. 4.4.2.2 Социально-педагогические услуги детям, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: а) создание условий для нормального обучения и воспитания детей; б) обеспечение детей народов Севера учебными пособиями на их родных языках, пособиями для начального профессионального образования по традиционным видам хозяйствования; в) обеспечение детей книгами о Севере для внеклассного чтения с популярно изложенными текстами энциклопедического характера; г) обеспечение участия детей в проведении передвижных выставок детских рисунков и изделий традиционных видов декоративно-прикладного искусства, смотров и конкурсов детских художественных коллективов; д) обеспечение участия детей в проведении соревнований по традиционным для северных регионов видам спорта; е) оказание помощи в получении равных со сверстниками из других регионов возможностей получения общего и начального профессионального образования независимо от этнической принадлежности и степени транспортной доступности места проживания. 4.4.2.3 Социально-педагогические услуги детям, подвергнувшимся воздействию радиации в результате радиационных аварий: а) оказание педагогической помощи детям в преодолении трудностей в школьном образовании, связанных с недостаточной работоспособностью и быстрой утомляемостью, проявляющихся в снижении памяти, внимания и приводящих к неспособности обучения традиционными методами. 4.5 Социально-экономические услуги4.5.1 Социально-экономические услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и формах: а) содействие в оказании материальной помощи; б) обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; в) содействие в предоставлении временного помещения для проживания; г) содействие в решении вопросов трудоустройства детей; д) компенсация расходов, связанных с проездом к месту обучения, лечения, консультаций; е) обеспечение детей при выписке из учреждений одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам; ж) содействие в организации летнего отдыха и оздоровления; и) содействие (через органы опеки, попечительства и службы занятости) в получении временной или постоянной работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям, а также в профессиональной ориентации и получении специальности; к) содействие в предоставлении жилья выпускникам детских домов, школ-интернатов и специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних, обучение их основам домоводства (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и т.д.); л) консультирование по вопросам самообеспечения; м) социально-экономический патронаж. 4.6 Социально-правовые услуги4.6.1 Социально-правовые услуги детям всех групп предоставляют в следующих объемах и формах: а) консультирование по вопросам, связанным с их правом на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов; б) оказание помощи в составлении и подаче жалоб на неправомерные действия (или бездействие) социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права детей; в) оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав детей на воспитание и заботу о них, в том числе в случаях, угрожающих их жизни и здоровью; г) содействие в осуществлении установленных законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки детей; д) обеспечение представительствования в суде для защиты прав и интересов; е) содействие органам опеки и попечительства в подготовке документов на усыновление, в устройстве детей в приемную семью, в детское учреждение социального обслуживания; ж) содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством; и) оказание юридической помощи в оформлении документов на осуществление по отношению к детям положенных им по законодательству мер социальной поддержки; к) оказание помощи ведомствам и учреждениям, занимающимся в пределах своей компетенции вопросами жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в оформлении документов, удостоверяющих личность детей, документов для направления детей на временное пребывание в учреждения социального обслуживания, а также оказание помощи в оформлении документов на усыновление и другие формы семейного воспитания детей; л) оказание помощи ведомствам и учреждениям, занимающимся в пределах своей компетенции вопросами жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в оформлении документов на лишение родительских прав родителей, подвергающих детей любым формам физического или психического насилия, помощи в жизненном устройстве этих детей и привлечении к ответственности лиц, виновных в насилии над детьми; м) участие совместно с заинтересованными ведомствами в решении дальнейшей судьбы детей, нуждающихся в жизненном устройстве; н) консультирование по социально-правовым вопросам (семейное, жилищное, трудовое законодательство, права детей); п) оказание правовой помощи при решении практических задач самостоятельно проживающим выпускникам детских домов, школ-интернатов и специализированных учреждений для несовершеннолетних; р) оказание помощи в оформлении документов для направления детей, проживающих с родителями, которые временно неспособны заботиться о них из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, в учреждения социального обслуживания на временное пребывание; с) консультирование по социально-правовым вопросам; т) социально-правовой патронаж.
Ключевые слова: социальное обслуживание, социальные услуги, социальная служба, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей или нуждающиеся в жизненном устройстве, социальная адаптация, социальная реабилитация, социально-бытовые услуги, социально-медицинские услуги, социально-психологические услуги, социально-педагогические услуги, социально-экономические услуги, социально-правовые услуги
| |||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |