| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методическая документация в строительстве ЦНИИОМТП НОРМИРОВАНИЕ РАСХОДА ТОПЛИВА
МДС 12-38.2007 Москва 2008 В документе содержатся методики нормирования топлива для строительных машин и проверки норм расхода, исходные данные для нормирования, типовые нормы расхода топлива. Документ разработан в развитие и дополнение СП 12-102-2001 «Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин». Документ разработан сотрудниками ЦНИИОМТП (отв. исполнитель Корытов Ю.А.). СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящий методический документ распространяется на бензин и дизельное топливо по ГОСТ 26098 (далее - топливо) строительных и дорожных машин. Документ устанавливает правила нормирования расхода топлива на работу строительных и дорожных машин (далее - машин). Документ предназначен для использования в организациях строительной отрасли (независимо от их организационных форм, статуса и подчиненности). Документ гармонизирован с государственными строительными нормами Белоруссии и Украины в части метода расчета норм топлива машин. 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящем документе использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 25646-95. Эксплуатация строительных машин. Общие требования. ГОСТ 26098-84*. Нефтепродукты. Термины и определения. ГОСТ 27246-87. Машины землеройные. Указания по методике обучения операторов. СП 12-102-2001. Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин. 3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯНорма расхода топлива - расчетная (плановая) мера потребления топлива машиной, устанавливаемая руководством строительной организации (приказом, распоряжением и т.п.). Удельный расход топлива двигателя - расход топлива на 1 кВт⋅ч работы двигателя при стендовых испытаниях на заводе-изготовителе. Часовая норма расхода топлива машины - расход топлива на 1 маш.-ч работы машины. Типовая часовая норма расхода топлива машины - расход топлива на 1 маш.-ч работы машины, установленный на основе статической обработки многолетних данных о фактическом расходе топлива машин в ряде строительных организаций при средних условиях и режимах эксплуатации машин. Линейная норма расхода топлива транспортного средства - расход топлива транспортного средства, на базе которого смонтирована машина, на 100 км пробега. 4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ4.1. Нормирование расхода топлива производится для машин, эксплуатация которых организована согласно требованиям ГОСТ 25646. При этом машины используются по прогрессивной технологии строительных работ и рациональной организации труда. При нормировании не учитываются затраты топлива, вызванные отступлением от принятой технологии, нарушением рационального режима работы, применением топлива, не предусмотренного заводом-изготовителем двигателя. 4.2. Расход топлива, не связанный непосредственно с работой машины, например на ремонтно-хозяйственные нужды, нормируется отдельно. 4.3. Нормирование расхода топлива на работу машин производится раздельно по бензину и дизельному топливу. Нормы периодически пересматриваются с учетом достигнутых показателей расходования топлива, повышения внутрисменного использования машин по времени и мощности. 4.4. Нормы расхода топлива разрабатываются по номенклатуре и маркам (моделям) машин в соответствии с существующей классификацией машин. Нормы разрабатывают на землеройные машины (скреперы, автогрейдеры и т.п.), на грузоподъемные и другие машины на базе автомобилей или пневмоколесных шасси, расходующие топливо либо в период стоянки (автокраны, автогидроподъемники, бурильные машины и т.п.), либо в период передвижения (автобетоносмесители, автоцементовозы и т.п.). 4.5. Организация (предприятие, фирма и т.п.) разрабатывает, как правило, сама нормы расхода топлива на машины, имеющиеся в эксплуатации, и производит опытную проверку норм (в соответствии с разделом 7). Нормы утверждают руководитель (главный инженер) организации или вышестоящая организация. 4.6. Исходной информацией для нормирования расхода топлива и расчета потребности в нем служат: - данные эксплуатационных документов на машины и их силовые установки; - показатели, характеризующие условия работы машин (время внутрисменного использования, коэффициент загрузки двигателя по мощности, удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя, природно-климатические условия и др.); - структура и численность парка машин; - объем и структура строительных работ (производства); - показатели действующих стандартов на машины; - результаты опытной проверки расхода топлива; - отчетные данные о плановых и фактических расходах топлива за прошедшие годы (по типам и маркам машин, по видам работ и в целом по строительной организации); - данные плана организационно-технических мероприятий по экономии топлива. 4.7. Нормирование топлива производится: - по степени укрупнения - на машину и на парк машин; - по режиму работы - на работу оборудования машины и на ее транспортный режим; - по времени действия - на год, квартал, на месяц, на декаду; - по уровню планирования - для строительных ведомств и первичных организаций (УМ, ПМК, СМУ, ДСК и т.д.). 4.8. Для определения расхода топлива применяют расчетный, опытный и статистический методы. 4.8.1. Расчетный метод основан на поэтапном учете, по элементам расхода топлива с учетом конструктивных особенностей машин, технологии и организации выполнения строительных работ (см. разделы 5, 6). 4.8.2. Опытный метод заключается в экспериментальном определении в лабораторных или производственных условиях фактического часового расхода топлива в режимах использования машин, предусмотренных технологическим процессом и инструкциями по эксплуатации. Опытный метод применяют также для проверки расчетных норм топлива (см. раздел 7). 4.8.3. Статистический метод основан на анализе статистических данных о фактическом расходе топлива в парках машин, в ряде строительных организаций - за предшествующие годы с учетом факторов, влияющих на его изменение.
где qe - удельный расход топлива двигателя, г/кВт⋅ч; N - мощность двигателя машины, кВт; K - коэффициент, учитывающий условия работы машины в течение смены. Значения qe и N принимаются по эксплуатационным документам завода-изготовителя (паспорт, техническая характеристика, инструкция по эксплуатации и т.п.). Коэффициент K определяется
где 1,03 - коэффициент, учитывающий расход топлива на запуск и регулировку работы двигателя при ежесменном техническом обслуживании машины; Kв - коэффициент использования двигателя по времени, при отсутствии фактических значений для данной организации принимается по таблице 1 приложения; Kм - коэффициент использования мощности двигателя, при отсутствии фактических значений для данной организации принимается по таблице 1 приложения; Kтм - коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива в зависимости от коэффициента использования мощности двигателя (Kм), определяется по таблице 2 приложения; Kи - коэффициент, учитывающий износ двигателя, определяется по таблице 3 приложения. Результаты расчета часовых норм расхода топлива qч машин рекомендуется изложить в следующей форме:
Статистическим методом разработаны типовые часовые нормы расхода дизельного топлива (приложение, таблица 6). 5. МЕТОДИКА НОРМИРОВАНИЯ РАСХОДА ТОПЛИВАЧасовая норма расхода топлива машины qч, кг/маш.-ч, определяется: Для пересчета расхода топлива из единиц массы (кг) в единицы объема (л) применяют коэффициенты: 1,21 - для дизельного топлива и 1,35 - для бензина. Норма qч уточняется с помощью суммы поправочных коэффициентов ΣДi
Коэффициенты (поправки) Дi, приведенные в таблицах 4 - 5 приложения, учитывают факторы, вызывающие дополнительный расход топлива. Расход топлива машины Q на планируемое время Т определяется:
где Т - время работы машины, маш.-ч. Расход топлива Q машины, смонтированной на автомобиле, на планируемое время Т определяется:
где L - плановый пробег машины, км; Gл - линейная норма, л/100 км, расхода топлива машины, определяется:
где g - линейная норма расхода топлива автомобиля машины или другого транспортного средства, л/100 км; в - расход топлива на 100 км пробега, устанавливаемый на каждую тонну увеличения массы машины по сравнению с массой автомобиля или другого транспортного средства: для двигателей, работающих на бензине, - 2 л, для двигателей, работающих на дизельном топливе, - 1,3 л; М - общая масса машины, т; М0 - масса автомобиля или другого транспортного средства, т. В формулах (4) и (5) применяются коэффициенты Дi, которые учитывают факторы, появившиеся во время T и не учтенные в часовой норме qчу. Нормируемый расход топлива вычисляют с точностью до первого десятичного знака. 6. ПРИМЕРЫ НОРМИРОВАНИЯ РАСХОДА ТОПЛИВА6.1. Определим часовой расход дизельного топлива на работу бульдозера. Исходные данные: - удельный расход топлива двигателя де - 238 г/кВт⋅ч; - номинальная мощность двигателя по паспорту или инструкции по эксплуатации N - 80 кВт; - коэффициент использования двигателя по времени Kв - 0,86 (принимаем по таблице 1 приложения); - коэффициент использования мощности двигателя Kм - 0,4 (принимаем по таблице 1 приложения); - коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива в зависимости от степени использования мощности двигателя, Kтм - 1,28 (принимается по таблице 2 приложения); - износ двигателя оценивается в 55 %, коэффициент износа Kи - 1,05 (принимается по таблице 3 приложения). Определяем норму расхода топлива по формуле (1):
Уточняем по формуле (3) норму расхода топлива в соответствии с условиями эксплуатации: время года - зима, место работы - Республика Северная Осетия (Д3 = 0,05 по таблице 5 приложения); высота над уровнем моря 800 м (Д3 = 0,05 по таблице 4 приложения); повышенные снежные заносы (Д2 = 0,1 по таблице 4 приложения). Уточненная норма расхода топлива по формуле (3) равна:
Расход топлива в литрах составляет 13,16 л/ /маш.-ч. Нормативный часовой расход дизельного топлива на работу бульдозера устанавливается 13,2 л/маш.-ч. 6.2. Определим расход дизельного топлива на работу автомобильного крана. Исходные данные: - кран отработал Т = 120 маш.-ч при общем пробеге L = 560 км в тяжелых дорожных условиях, в период осенней распутицы; - стаж работы крановщика менее года, поправка Дi = 0,1 (по таблице 4 приложения) в часовой норме не учтена; - уточненная часовая норма расхода топлива кранового оборудования qчу = 6 л/маш.-ч; - линейная норма расхода дизельного топлива для автомобиля g = 30 л/100 км; - масса автомобиля М0 = 10 т; - масса автомобильного крана М = 14,3 т; - поправка на пробег в сложных дорожных условиях установлена в размере Дi = 0,1 (по таблице 4 приложения). Линейная норма расхода топлива на пробег крана по формуле (6) равна:
Нормируемый расход топлива по формуле (5) равен:
7. ПРОВЕРКА НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА7.1. Проверка расчетных норм расхода топлива обычно выполняется, если в парке эксплуатируется несколько машин одной марки (модели). 7.2. Проверку выполняет комиссия, как правило, из трех человек, утверждаемая приказом по строительной организации. В состав комиссии могут быть включены разработчик норм и машинист-оператор машины. 7.3. Проверку норм выполняют путем контрольных замеров фактического расхода топлива на работу машины в течение смены. Объем работы, выполняемый машиной в течение смены, должен соответствовать нормам выработки, по технологическим картам или по проектам производства работ. Режим использования машины по времени и по мощности должен быть не ниже предусмотренного при расчете нормы расхода топлива. 7.4. Проверка включает: выбор и подготовку машины, инструктирование машинистов, выбор средств и методов контроля фактического расхода, подготовку формы протокола о проведении проверки, выполнение машиной рабочего процесса, обработку данных и анализ полученных результатов. 7.5. Проверку осуществляют на технически исправной машине, предварительно прошедшей техническое обслуживание и регулировку топливной аппаратуры в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию. Регулируют работу топливной аппаратуры для обеспечения соответствия фактического часового расхода топлива величине часового расхода, приведенного в техническом паспорте машины. Перед проверкой необходимо обеспечить герметичность топливной системы, чтобы исключить потери топлива в результате утечек. Машины одной марки разбивают на три подгруппы: 1- я подгруппа - машины, не прошедшие капитальный ремонт, с наработкой с начала эксплуатации не более 5 тыс. маш.-ч.; 2- я подгруппа - машины, прошедшие капитальный ремонт, но не отработавшие амортизационный срок службы; 3-я подгруппа - три машины, находящиеся в эксплуатации, но отработавшие свой амортизационный срок службы. На машинах, участвующих в проверке норм, должны быть исправны приборы учета наработки машины. 7.6. Машинисты, участвующие в проведении контрольных замеров, должны обладать опытом работы на машине данной марки. Машинисты-операторы землеройных машин должны пройти обучение согласно требованиям ГОСТ 27246. 7.7. Для замера расхода топлива используют измерительные приборы, но нередко применяют мерную линейку. Шкала мерной линейки тарируется непосредственно для топливного бака конкретной испытуемой машины. При тарировании линейки и последующих контрольных замерах топлива на горловине бака (или любой другой удобной неподвижной поверхности машины) выбирают базу, помечают ее (например, краской) и располагают мерную линейку относительно этой базы, обеспечивая тем самым одинаковое положение линейки при замерах. Линейку опускают до упора на дно бака перпендикулярно к поверхности зеркала топлива в баке. 7.8. Перед началом контрольных замеров испытуемую машину устанавливают на ровную горизонтальную площадку, заправляют топливом бак, после чего измеряют с помощью мерной линейки его количество. Данные замера и другие исходные данные заносят в протокол. Для ведения протокола контрольных замеров назначается один из членов комиссии - инженерно-технический работник строительной организации. 7.9. Замеры производят дважды: до начала работы и в конце рабочей смены. Общая продолжительность испытания одной машины - не менее трех рабочих смен. При каждом замере расхода топлива выполняют не менее трех измерений; среднее арифметическое значение принимают за действительное значение искомой величины. 7.10. По результатам проверки производится корректировка расчетных норм расхода топлива. ПРИЛОЖЕНИЕКоэффициенты использования мощности двигателей Kв
Коэффициент Kтм,
учитывающий изменение удельного расхода топлива
Коэффициент износа Kи,
учитывающий износ двигателя в зависимости
Значения коэффициента Дi
Поправки Д3, учитывающие работу машин
Типовые нормы расхода топлива на работу машин
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |