| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
4.3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Методика
определения уровня Методические указания
Москва • 2007
1. Разработаны: Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (С.Д. Кривуля, Э.Д. Сторожева); Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены» (М.Ф. Вильк, В.Б. Панкова, Ю.Н. Каменский); Научно-исследовательским институтом медицины труда РАМН (Л.В. Прокопенко, Н.Н. Курьеров); Министерством транспорта Российской Федерации (С.В. Панферов); ЛИЦ ФГУП ГосНИИ гражданской авиации (В.Д. Глуховский). 2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (протокол от 21 июня 2007 г. № 2). 3. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 26 июля 2007 г. Введены в действие с 1 октября 2007 г. 4. Введены впервые.
Содержание
1. Общие положения и область применения1.1. Настоящий документ устанавливает методику определения уровня акустической нагрузки на членов экипажей воздушных судов с учетом шума под авиагарнитурами (в соответствии с п. 3.3.2 СанПиН 2.5.1.051-96 «Условия труда и отдыха для летного состава гражданской авиации»). 1.2. Методика предназначена для использования в кабинах воздушных судов гражданской авиации при прослушивании эфира и речевом радиообмене на всех этапах полёта. 1.3. Методика содержит требования к оборудованию для измерений, способу измерения эквивалентных уровней звука и звукового давления в октавных полосах частот при прослушивании эфира и речевом радиообмене с учётом шумозаглушающих свойств авигарнитуры, к определению акустической эффективности (заглушающей способности) авиагарнитуры, которая определяется в целях ретроспективного анализа при невозможности выполнения измерений в условиях реального полёта, а также определяет требования к обработке результатов измерения и форму представления результатов. 2. Оборудование для измерений2.1. Оборудование для измерений должно состоять: - из измерительного микрофона давления; - из микрофонного усилителя; - из средства измерения звукового давления (шумомера, спектрометра, анализатора спектра); - из устройства для проведения акустического испытания (рис. 1), используемого для крепления микрофона и авиагарнитуры (далее - устройство). При использовании микрофонов размером ½” и менее для фиксации микрофона в «устройстве» необходимо применять переходные кольца из комплекта пистонфона или акустического калибратора. Возможно применение измерительных магнитофонов или иных средств объективной регистрации шума соответствующего класса точности. Образец устройства для испытаний в соответствии с ГОСТ Р 12.4.213-99
1 - корпус устройства; 2 - резиновый буртик; 3 -
предварительный усилитель с микрофоном; Рис. 1. Устройство для проведения акустического испытания
2.2. Применяемая аппаратура должна обеспечивать измерение звукового давления в диапазоне частот 20 - 12500 Гц, со стандартными характеристиками «А» и «Lin», и соответствовать «1-му» или «0-му» классу точности. Аппаратуру калибруют в соответствии с инструкциями по эксплуатации приборов. Применяемое оборудование аттестуется и проходит государственную поверку в установленные сроки. 3. Порядок проведения измерений3.1. Перед началом исследований: - распаковать авиагарнитуру и закрепить наушники в соответствии с прилагаемой изготовителем инструкцией; - авиагарнитуру следует подвергнуть кондиционированию не менее 30 мин в условиях температуры (22 ± 5) °С и относительной влажности не выше 85 %. Собранная конструкция размешается на высоте 1,2 - 1,5 м от пола в центре кабины ВС и ориентируется по направлению полета, при этом ось микрофона располагается параллельно полу кабины и перпендикулярно направлению полета. 4. Измерение акустической эффективности авиагарнитуры4.1. Подготовить авиагарнитуру в соответствии с требованиями п. п. 3.1. 4.2. Установить измерительные приборы и авиагарнитуру в соответствии с требованиями п. 3.2. 4.3. Уровни звукового давления измеряются в октавных полосах частот 31,5 - 8000,0 Гц. 4.4. Измерение выполняется при отсутствии авиагарнитуры и после размещения авиагарнитуры, как определено в п. п. 4.2. 4.5. Требования п. 4.4 должны быть повторены не менее трех раз. Результаты заносятся в протокол проведения измерений (прилож. 1). 4.6. В каждой из октавных полос рассчитывается среднее значение выполненных измерений (прилож. 5). Разница между средними значениями уровней звукового давления, измеренного до и после размещения авиагарнитуры, составляет акустическую эффективность (заглушающую способность) авиагарнитуры. 5. Измерение
акустической нагрузки на членов экипажей воздушного
|
Протокол проведения измерений 1. Место проведения измерений _________________________________________________ 2. Средства измерений и аппаратура ______________________________________________ 3. Сведения о государственной поверке ___________________________________________ _____________________________________________________________________________ (дата и номер свидетельства (справки) 4. Организация, проводившая измерения __________________________________________ 5. Ф., И., О. ответственного за проведение измерений или проводившего измерение ______ ______________________________________________________________________________ 6. Дата проведения измерений ___________________________________________________ Время взлета ВС _______________________ Время посадки__________________________ 7. Время, в течение которого проводилось измерение ________________________________ 8. Бортовой номер ВС __________________________________________________________ 9. Тип и заводские номера двигателей _____________________________________________ 10. Результаты измерения и расчета по форме 1 _____________________________________ |
|
Форма 1Результаты измерения шума |
|||||||||||
№/№ |
Место |
Уровень |
Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц |
||||||||
31,5 |
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
|||
Уровни звукового давления, дБ |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Измерения провел _________/ __________/ |
|
|
|
|
|
|
Обработка результатов
1. Результаты измерения фактических уровней шума представляют в форме протокола в соответствии с прилож. 1.
2. За максимальный уровень звука при проведении измерений принимают наибольшее значение уровня звука за период измерения.
3. Уровни звука в дБА при измерениях шумомером в октавных полосах частот (дБ) рассчитывают в соответствии с прилож. 3.
4. Если измерения проведены в каждом из интервалов Тi (ч) и суммарная продолжительность интервалов равна Т (ч), то эквивалентный уровень звука LAeq,T (дБA) рассчитывают по формуле:
(1) |
|
где LAeq,Ti - эквивалентный уровень звука в интервале Тi; |
|
i = 1, 2,... и, где п - номер интервала. |
Допускается эквивалентные уровни звука прерывистого шума при измерениях шумомером определять в соответствии с прилож. 4.
5. Средний уровень звука и средние октавные уровни звукового давления постоянного шума в каждой точке определяют в соответствии с прилож. 5.
Расчет уровня звука (дБА) при измерениях шумомером в октавных полосах частот
Расчет уровня звука (дБА) при измерениях шумомером в октавных полосах частот (дБ) рассчитывают по формуле:
|
где Li - уровень звукового давления в октавной полосе частот (дБ); |
КАi - частотная А-коррекция по МЭК 651-79 (дБ) по таблице. |
Частота Гц |
31,5 |
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
Частотная А-коррекция по МЭК 651-79 (КАi) дБ |
-39,4 |
-26,2 |
-16,1 |
-8,6 |
-3,2 |
0,0 |
1,2 |
1,0 |
-1,1 |
Алгоритм
расчета эквивалентного уровня звука дБА (уровня звукового давления, дБ)
прерывистого шума при измерениях шумомером (шум в ступени - постоянный)
1. Определяют поправки ∆LAi (дБА), ∆Li (дБ) к значениям измеренных уровней звука LAi или октавных уровней звукового давления Li в зависимости от продолжительности ступеней шума в соответствии с таблицей.
Продолжительность ступени прерывистого шума, мин |
480 |
420 |
360 |
300 |
240 |
180 |
120 |
60 |
30 |
15 |
6 |
Поправка ∆LAi, дБА, ∆Li дБ |
0 |
0,6 |
1,2 |
2,0 |
3,0 |
4,2 |
6,0 |
9,0 |
12,0 |
15,1 |
19,0 |
2. Вычисляют разности LAi - ∆LAi, Li - ∆Li, для каждой ступени шума.
3. Допускается полученные разности энергетически суммировать в соответствии с п. 2 и таблицей прилож. 5.
4. Определенный суммарный уровень и будет являться эквивалентным уровнем звука или уровнем звукового давления.
Определение среднего уровня звука (октавных уровней звукового давления)
1. Средний уровень звука LAcp, дБА, и средние октавные уровни звукового давления Lcp, дБ, вычисляют по формулам:
|
(1) |
||
|
(2) |
||
где LАi, Li - измеренные уровни звука, дБА, или октавные уровни звукового давления в точке, дБ; |
|||
i = 1, 2,... п, где n - количество измерений в точке; |
|||
|
|
- суммарный уровень звука (октавный уровень звукового давления) вычисляется по таблице |
|
2. Допускается рассчитывать средний уровень звука LAcp, дБА, и средние октавные уровни звукового давления Lcp, дБ, с использованием таблицей.
|
дБА, дБ |
||||||||||||
Разность двух складываемых уровней звука |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
15 |
20 |
Добавка к более высокому уровню звука |
3,0 |
2,5 |
2,0 |
1,8 |
1,5 |
1,2 |
1,0 |
0,8 |
0,6 |
0,5 |
0,4 |
0,2 |
0 |
Сложение уровней по таблице проводят в следующем порядке:
1) вычисляют разность складываемых уровней;
2) определяют добавку к более высокому уровню в соответствии с таблицей;
3) прибавляют добавку к более высокому уровню;
4) аналогичные действия производят с полученной суммой и третьим уровнем и т. д. Полученная сумма и есть
|
или |
|
Если разность между наибольшим и наименьшим измеренными уровнями не превышает 7 дБ, то среднее значение LAcp, Lcp равно среднему арифметическому значению всех измеренных уровней.
1. СанПиН 2.5.1.051-96 «Условия труда и отдыха для летного состава гражданской авиации» (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 19 марта 1996 г. № 7).
2. ГОСТ 20296-81 «Самолеты и вертолеты пассажирские и транспортные. Допустимые уровни шума в салонах и кабинах экипажа и методы измерения».
3. ГОСТ 12.1.003-83 (СТ СЭВ 1930-79) «Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности».
4. ГОСТ 12.1.050-86 «Система стандартов безопасности труда. Методы измерения шума на рабочих местах».
5. ГОСТ 23941-2002 «Шум. Методы определения шумовых характеристик. Общие требования».
6. ГОСТ Р 12.4.208-99 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Наушники. Общие технические требования. Методы испытаний».
7. ГОСТ Р 12.4.209-99 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Вкладыши. Общие технические требования. Методы испытаний».
8. ГОСТ Р 12.4.210-99 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Противошумные наушники, смонтированные с защитной каской. Общие технические требования. Методы испытаний».
9. ГОСТ Р 12.4.212-99 (ИСО 4869-2-94) «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Противошумы. Оценка результирующего значения А-корректированных уровней звукового давления при использовании средств индивидуальной защиты от шума».
10. ГОСТ Р 12.4.213-99 (ИСО 4869-3-89) «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Противошумы. Упрощенный метод измерения акустической эффективности противошумных наушников для оценки качества».
11. ГОСТ Р ИСО 5725-2-02 «Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 2. Основной метод определения повторяемости и воспроизводимости стандартного метода измерений».
12. ИСО 354-85* «Акустика. Измерение звукового поглощения в отражающей камере».
13. ИСО 8253-2-92* «Акустика. Аудиометрический метод испытаний. Часть 2. Аудиометрия звукового поля с сигналом чистого тона и с плотными оркестровыми тестовыми сигналами».
14. МЭК 225-66* «Октавные, полуоктавные и третьоктавные полосовые фильтры, предназначенные для анализа звуков и вибраций».
15. МЭК 263-82* «Шкалы и границы для построения частотных характеристик и полярных диаграмм».
16. МЭК 651-79* «Измерители звукового уровня».
17. МЭК 804-85* «Измерители интегрального среднего уровня звука».
__________
* Международный стандарт - во ВНИИКИ Госстандарта России.
В методике используются следующие термины с соответствующими определениями.
Устройство для проведения акустических испытаний - устройство, ориентированное на средние размеры головы взрослого человека, для обеспечения стандартных условий фиксации измерительного микрофона и авиагарнитуры друг относительно друга и в точках измерений.
Чашка - полый корпус, укрепленный на прижимном устройстве, который обычно имеет звукопоглощающий вкладыш и амортизатор (уплотнительную прокладку) по периметру.
Амортизатор (уплотнительная прокладка) - упругая кольцеобразная конструкция, обеспечивающая удобное и плотное прилегание авиагарнитуры к голове.
Противошум - средство индивидуальной защиты органа слуха, используемое человеком для изоляции от нежелательных звуков.
Примечание. Противошум может включать электронные приборы для связи или приборы, предназначенные играть активную роль в уменьшении нежелательных звуков.
Противошумный наушник - противошум, состоящий из двух звукоизолирующих чашек, прикрывающих ушные раковины и соединенных между собой жестким или мягким прижимным устройством (оголовьем).
Держатель наушников - жесткое или мягкое оголовье, предназначенное для крепления противошума на голове с помощью усилия прижатия держателя.
Акустическая эффективность (заглушающая способность) - разность уровней звукового давления, измеренных микрофоном или акустическим тестовым прибором в определенном звуковом поле и определенных условиях без противошума и с противошумом (в децибелах).