| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРАВИЛА ПО МЕТРОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СИСТЕМА ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ АККРЕДИТАЦИИ ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва ПРЕДИСЛОВИЕ
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящие правила устанавливают требования к метрологическим службам юридических лиц независимо от их принадлежности и форм собственности, аккредитуемым на право поверки средств измерений (далее - СИ), процедуру их аккредитации и регулируют отношения между субъектами, участвующими в процессе аккредитации. Аккредитацию метрологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляют на основе правил, согласованных между Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандартом России) и Министерством обороны Российской Федерации. 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИПри разработке в настоящем документе реализованы положения: - Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений"; - Постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 100, утвердившего "Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений" и "Положение о метрологическом обеспечении обороны в Российской Федерации"; - Постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 г. № 514 "Об аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов, услуг установленным требованиям качества и безопасности"; - "Общих правил по проведению аккредитации в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Госстандарта России от 30.12.1999 и зарегистрированных Минюстом России под № 2094 от 07.02.2000. 3. ОПРЕДЕЛЕНИЯВ настоящем документе применяются следующие термины и определения, соответствующие статье 1 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений": аккредитация на право поверки средств измерений - официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ; поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям; средство измерений - техническое устройство, предназначенное для измерений; эталон единицы величины - средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины; нормативные документы по обеспечению единства измерений - Государственные стандарты, применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, положения, инструкции и рекомендации; метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений. 4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ4.1. Аккредитующим органом по аккредитации метрологических служб (далее - МС) юридических лиц на право поверки СИ является Госстандарт России. 4.2. По решению Госстандарта России право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным МС юридических лиц. 4.3. Госстандарт России при аккредитации МС юридических лиц выдает аттестат аккредитации с приложением к нему, в котором указывается область аккредитации (приложение 1). Срок действия аттестата аккредитации не превышает 5 лет. 4.4. Сведения об аккредитованных МС юридических лиц вносят в реестр метрологических служб юридических лиц, аккредитованных на право поверки средств измерений (далее - Реестр). 4.5. Аккредитованные МС юридических лиц: - обеспечивают и поддерживают соответствие критериям аккредитации, установленным настоящими правилами, а также принятым в организации положениям системы качества; - выполняют работу строго в соответствии с областью аккредитации, правилами по метрологии "ГСИ. Порядок поверки средств измерений", принятыми Постановлением Госстандарта России от 18.07.94 № 125, зарегистрированными Минюстом России 21.07.94 под № 640 с изменениями, внесенными Приказом Госстандарта России от 26.11.2001 № 476 (зарегистрирован в Минюсте России 15.01.2002 № 3157), а также другими нормативными документами (НД), определяющими общие требования к деятельности поверочных лабораторий, условиям и методикам поверки конкретных средств измерений; - ежегодно представляют в орган Государственной метрологической службы (далее - орган ГМС), осуществляющий контроль за поверочной деятельностью аккредитованной МС, информацию о своей поверочной деятельности, а также незамедлительно - об изменении организационной структуры, технического оснащения и других условий, определяющих способность выполнять поверочные работы в области аккредитации; - обеспечивают условия для осуществления контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС; - по решению Госстандарта России приостанавливают (прекращают) деятельность в области аккредитации или ее части в случае выявления несоответствия критериям аккредитации или отзыва (отмены действия) аттестата аккредитации. 4.6. Область аккредитации МС юридического лица может быть изменена в порядке, предусмотренном настоящими правилами. 4.7. Контроль за поверочной деятельностью аккредитованных МС осуществляют органы ГМС по месту расположения юридических лиц в соответствии с положениями настоящих правил. Органы ГМС, осуществляющие контроль за поверочной деятельностью аккредитованных МС по месту их расположения, обобщают полученные сведения и каждые полгода передают их в Госстандарт России и в государственный научный метрологический центр (далее - ГНМЦ), определяемый Госстандартом России в качестве рабочего органа системы аккредитации (далее - рабочий орган системы аккредитации), для внесения соответствующих изменений в Реестр. В случае, когда поверочные подразделения МС юридических лиц осуществляют деятельность по месту расположения более чем одного органа ГМС, организацию контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС возлагают на один из них (по решению Госстандарта России) и осуществляют совместно, силами всех органов ГМС, по месту расположения которых действует аккредитованная МС юридического лица. 4.8. Метрологические работы и услуги, оказываемые юридическим лицам по аккредитации их метрологических служб, оплачиваются заинтересованными лицами в соответствии с условиями заключенных договоров. 4.9. Научно-методическое обеспечение проведения работ по аккредитации МС юридических лиц, изменению области их аккредитации и контролю за поверочной деятельностью аккредитованных МС осуществляет рабочий орган системы аккредитации. 5. КРИТЕРИИ АККРЕДИТАЦИИ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРАВО ПОВЕРКИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ5.1. МС юридического лица должна установить, внедрить и поддерживать систему управления качеством поверки (далее - система качества). МС юридического лица должна располагать положением о метрологической службе, персоналом, эталонами, иными СИ и вспомогательным оборудованием, необходимым для реализации требований документов на методики поверки, нормативной и методической документацией, а также помещениями и условиями, обеспечивающими проведение поверки СИ. Администрация предприятия или организации, в составе которых функционирует аккредитованная МС, должна принять меры, обеспечивающие свободу руководства и сотрудников поверочных подразделений от любого внешнего или внутреннего коммерческого, финансового или другого давления и влияния, которое может оказать отрицательное воздействие на результаты поверки. Примечания. 1. Положения о МС утверждают руководители государственных органов управления Российской Федерации или юридических лиц. 2. В настоящих правилах под вспомогательным оборудованием понимают технические устройства, не относящиеся к средствам измерений, но используемые при реализации требований документов на методики поверки и оказывающие влияние на показатели их достоверности. 5.2. Документация по вопросам, связанным с обеспечением качества поверочных работ, может быть составной частью общего документа (Руководства по качеству), определяющего цели, структуру и организацию работы системы качества МС, а также предприятия или организации в целом. В этом случае элементы системы качества, определяющие качество поверки, должны быть включены в общее Руководство по качеству или приложены к нему в виде отдельных документов (например, стандартов предприятия). Документация системы качества должна быть доведена до сведения персонала, принимающего участие в осуществлении предусмотренных работ, понята им, доступна ему и выполняема им. Работу по обеспечению внедрения системы качества и ее постоянному функционированию осуществляет сотрудник, на которого в установленном организацией-заявителем порядке возложена ответственность за осуществление указанной деятельности и определена его подчиненность должностному лицу, принимающему решения по политике в области качества и выделению ресурсов, необходимых для достижения намеченных целей. 5.3. Руководство по качеству должно содержать комплексное описание МС юридического лица и организацию работ по поверке. Руководство по качеству должно содержать следующую информацию: - определение организационной и управленческой структуры МС, ее место в вышестоящей организации и взаимосвязи между управлением качеством, технической деятельностью и вспомогательными службами; - изложение политики в области обеспечения качества, содержащей заявление руководства об уровне обслуживания, осуществляемого МС, задачи, стоящие перед системой качества, требование к исполнителям ознакомиться с документацией системы качества и следовать в своей деятельности установленной политике и процедурам; - описание процедуры управления всеми документами, являющимися составной частью системы качества (разработанными внутри МС или поступившими извне); - описание процедуры анализа заявок на выполнение работ по поверке, включая анализ возможностей и ресурсов метрологической службы; - описание политики и процедур по выбору необходимых услуг и запасов, влияющих на качество выполнения поверочных работ; - изложение методов работы с другими подразделениями или организациями, которые являются заказчиками при выполнении поверочных работ (включая процедуры по разрешению претензий); - описание процедуры приемки, хранения, поверки, оформления ее результатов и выдачи СИ, поступивших на поверку; - описание политики и процедуры, к которым прибегают в тех случаях, когда какой-либо аспект поверочной деятельности не соответствует требованиям нормативных документов, собственным процедурам МС или согласованным с клиентом требованиям; - описание политики, процедуры и соответствующих полномочий по принятию корректирующих действий в тех случаях, когда выявлены несоответствующая работа или отступления от политики или процедур, предусмотренных системой качества или нормативной документацией; - изложение методов определения необходимых улучшений и потенциальных источников несоответствий технического характера или связанных с системой качества; - описание процедуры идентификации, сбора, индексирования, доступа, систематизации, хранения, ведения и изъятия учетных данных по качеству и техническим вопросам, связанным с выполнением поверочных работ, сведения об информационных технологиях, обеспечивающих учет поверительных клейм и результатов поверки; - описание порядка составления и утверждения графика, а также процедуры проведения внутренних проверок системы качества, включая вопросы анализа результатов проверки, проводимого руководством МС; - сведения о поверяемых СИ и средствах поверки, необходимых для поверки СИ, установленных областью аккредитации (форма 2 приложения 2); - сведения о кадровом составе (персонале) сотрудников, проводящих поверку (форма 3 приложения 2); - должностные инструкции; - процедуры и инструкции (или ссылки на процедуры и инструкции) на выполнение работ; - сведения о состоянии производственных помещений (форма 4 приложения 2); - сведения о применяемых нормативных документах и документах на методики поверки (форма 2 приложения 2); - сведения об оснащенности эталонами и вспомогательным оборудованием (форма 5 приложения 2). Рекомендуется включать в Руководство по качеству описание процедуры выбора места и условий проведения поверки СИ, которые, по техническим причинам или в соответствии с действующими метрологическими правилами и нормами, не могут быть поверены самой МС. Ведение Руководства по качеству возлагается на сотрудника МС юридических лиц, назначенного руководством организации-заявителя. 5.4. Эталоны 5.4.1. МС юридического лица должна иметь эталоны, иные СИ и вспомогательное оборудование, необходимые для проведения поверки всех СИ, определенных областью аккредитации. Эталоны должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке, а вспомогательное оборудование подвергнуто контролю работоспособности в соответствии с требованиями технической документации. Примечание. Все эталоны, помимо свидетельств о поверке, должны иметь в наличии протоколы поверки, которые сохраняют в течение всего периода использования эталона. 5.4.2. Эталоны, иные СИ и вспомогательное оборудование, используемые при осуществлении поверки, следует содержать в условиях, обеспечивающих их работоспособность, сохранность и защиту от повреждения и преждевременного износа. Для эталонов, СИ и вспомогательного оборудования должны быть разработаны и утверждены руководством метрологической службы графики по техническому обслуживанию, а также графики поверки эталонов и проверки работоспособности вспомогательного оборудования. 5.4.3. Неисправные эталоны, иные СИ и вспомогательное оборудование следует снимать с эксплуатации и снабжать соответствующими этикетками, указывающими на их непригодность для выполнения своих функций (в случае, если нанесение этикетки невозможно, следует принять иные меры по недопущению случайного использования неисправного оборудования в процессе поверки; эти меры должны быть описаны в Руководстве по качеству). 5.4.4. На каждый эталон и каждую единицу вспомогательного оборудования должна быть нанесена этикетка, отражающая их состояние: пригодный к эксплуатации, годный с ограничениями, подлежащий ремонту (этикетку наносят не на само устройство, а на упаковку или ячейку для хранения); и оформлен учетный документ в МС юридического лица. Учетный документ на каждую единицу оборудования должен включать следующие сведения: - наименование; - предприятие - изготовитель (фирма), тип (марка), заводской и инвентарный номер; - метрологические характеристики; - дату изготовления, дату получения и ввода в эксплуатацию; - состояние при покупке (новый, бывший в употреблении, после ремонта и т.п.); - место расположения (при необходимости); - данные о неисправностях, ремонтах и техобслуживании; - данные о поверках, межповерочный интервал. 5.5. Персонал 5.5.1. Персонал должен иметь профессиональную подготовку, технические знания и опыт, необходимые для проведения поверки в заявленной области аккредитации. 5.5.2. Поверочные лаборатории должны располагать достаточным количеством поверителей, обеспечивающим выполнение планируемого объема работ. 5.5.3. Каждый специалист должен иметь должностную инструкцию, устанавливающую функции, обязанности, права и ответственность, требования к образованию, техническим знаниям и опыту работы. 5.5.4. Поверка средств измерений осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя органом ГМС. 5.6. Помещения и окружающая среда 5.6.1. Помещения для проведения поверки должны соответствовать по производственной площади характеру и объему выполняемых работ. Состояние помещений и обеспечиваемые в них условия (температура, влажность, чистота воздуха, освещенность, звуко- и виброизоляция, защита от излучений, магнитного, электрического и других физических полей, снабжение электроэнергией, водой, воздухом, теплом, хладагентом и т.п.) должны соответствовать требованиям нормативных документов по поверке, санитарным нормам и правилам, требованиям безопасности труда и охраны окружающей среды. Соответствие помещений установленным требованиям должно быть документально подтверждено. Условия, в которых производят поверку, не должны отрицательно влиять на полученные результаты и снижать их нормированную точность. Это требование распространяют и на помещения, не принадлежащие заявителю, но используемые им в целях поверки, а также на передвижные поверочные лаборатории. 5.6.2. Доступ к месту проведения поверки следует контролировать. 5.7. Нормативная документация 5.7.1. МС юридического лица должна располагать актуализированной документацией, включающей: - организационные и методические НД; - документы на методики поверки СИ, определенные областью аккредитации, в том числе официальными изданиями стандартов, регламентирующих деятельность в области поверки; - документы, регламентирующие правила поддержания в надлежащем состоянии эталонов и вспомогательного оборудования (графики поверки, паспорта, эксплуатационная документация); - документы, определяющие хранение информации и результатов поверки (протоколы, рабочие журналы, автоматизированные информационные системы и т.п.). В поверочных подразделениях аккредитованной метрологической службы должны быть установлены и документированы процедуры, обеспечивающие актуализацию и наличие в установленных местах НД, связанных с проведением поверки, техникой безопасности и ведением документации. 5.8. Поверяемые средства измерений Должны быть установлены правила приемки, хранения и возврата СИ, поступающих на поверку. 5.9. Учет результатов поверки и хранение документов. Поверочные подразделения аккредитованных МС юридических лиц должны иметь систему учета и документирования результатов поверки, которая обеспечивает регистрацию протоколов поверки, выданных свидетельств о поверке и извещений о непригодности СИ, использовании поверительных клейм, а также возможность передачи указанных данных в соответствующую автоматизированную систему (АИС) учета поверочной деятельности Госстандарта России. МС должны обладать документально подтвержденными процедурами по хранению (включая продолжительность) и защите хранимой информации. Сведения о результатах поверок следует хранить не менее трех межповерочных интервалов. 5.10. Регистрация, хранение и выдача поверительных, защитных и аннулирующих клейм Хранение и учет поверительных клейм в МС юридических лиц возлагают на ответственного сотрудника, назначаемого руководством МС. Поверительные клейма выдаются персонально каждому поверителю с регистрацией в журнале учета. Соответствующую информацию передают в АИС учета поверочной деятельности Госстандарта России. 5.11. Юридическое лицо, в составе которого функционирует аккредитуемая метрологическая служба, должно иметь достаточные ресурсы, требуемые для деятельности в области поверки СИ. 6. ПРОЦЕДУРА АККРЕДИТАЦИИ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРАВО ПОВЕРКИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ6.1. Аккредитация МС юридических лиц предусматривает следующие этапы: - направление материалов по аккредитации в орган ГМС по месту расположения юридического лица; - получение заключения руководителя органа ГМС о возможности аккредитации МС юридического лица; - представление в Госстандарт России заявки на аккредитацию и заключения органа ГМС по месту расположения юридического лица и принятие решения по заявке; - экспертиза документов, представленных МС юридического лица, формирование и утверждение состава комиссии по проверке МС юридического лица; - проверка МС юридического лица комиссией, оформление акта проверки; - подготовка материалов для рассмотрения Научно-технической комиссией Госстандарта России по метрологии и измерительной технике (НТК); - рассмотрение материалов аккредитации на НТК; - оформление приказа Госстандарта России (в случае принятия положительного решения) или письма об отказе в аккредитации (в случае отрицательного решения); - оформление, регистрация и выдача аттестата аккредитации; - регистрация МС юридического лица в Реестре. 6.2. Заявитель направляет в орган ГМС по месту своего расположения заявку на аккредитацию (приложение 3). Одновременно с заявкой направляют следующие документы: - Руководство по качеству, с приложениями по формам 1 - 5 приложения 2; - технико-экономическое обоснование аккредитации МС юридического лица на право поверки; - область аккредитации (проект). Орган ГМС рассматривает представленную документацию и формирует мотивированное заключение. В заключении органа ГМС, выдаваемом в течение одного месяца со дня получения заявки, должно быть приведено обоснование возможности передачи функции поверки СИ в заявленной области аккредитации заявителю, исходя из анализа обеспеченности поверкой СИ в регионе по номенклатуре и объему, сведений о наличии опыта и качестве работ в области поверки и калибровки средств измерений, оценки возможного влияния заинтересованности заявителя на результаты поверки, а также учтено соответствие МС организации - заявителя требованиям раздела 5 настоящих правил. Несоответствие этим требованиям, а также мотивированный вывод о невозможности передачи права поверки заявителю, могут повлечь за собой отказ в аккредитации. В последнем случае комплект документов возвращают заявителю. Заключение оформляют в соответствии с приложением 4. В случае положительного решения оно должно содержать предложения по составу комиссии по проверке МС юридических лиц. В случае отсутствия в органе ГМС специалистов по отдельным видам измерений к экспертизе документов могут быть привлечены компетентные сотрудники других органов ГМС или ГНМЦ. Заключение подписывает руководитель органа ГМС. Если юридическое лицо осуществляет деятельность по месту расположения нескольких органов ГМС, то заключение должно быть согласовано со всеми этими органами. 6.3. Заключение органа ГМС вместе с комплектом документов, перечисленных в п. 6.2, заявитель направляет в Госстандарт России. 6.4. Госстандарт России в течение месяца решает вопрос о необходимости дополнительной экспертизы документов, представленных МС юридического лица (например, в случае возникновения разногласий между заявителем и органом ГМС), и при ее положительных результатах или принятии решения о нецелесообразности дополнительной экспертизы формирует и утверждает состав комиссии по проверке МС юридического лица. Комиссии передают комплект документов по аккредитации, подготовленных заявителем. В случае отрицательных результатов дополнительной экспертизы процедура аккредитации может быть приостановлена до устранения выявленных недостатков или прекращена совсем. О результатах экспертизы и принятом решении заявителя уведомляют письменно. 6.5. В состав комиссии включают специалистов органа ГМС по месту расположения заявителя, а также специалистов Госстандарта России, ГНМЦ и других органов ГМС. Комиссию формируют из специалистов по видам измерений, содержащимся в области аккредитации. Не менее половины членов комиссии должны быть специалистами, аттестованными в качестве экспертов по аккредитации на право поверки и калибровки средств измерений. По предложению МС федеральных органов исполнительной власти в состав комиссии могут быть включены их представители. Председателем комиссии, как правило, назначают руководителя органа ГМС или его заместителя. Состав комиссии доводят до сведения заявителя и всех лиц, участвующих в проверке. 6.6. По результатам проверки составляется акт (приложение 5), содержащий рекомендации об аккредитации или отказе в аккредитации заявителя, сроке и сфере действия аттестата аккредитации. Сфера действия аттестата аккредитации может предусматривать проведение поверки только для собственных нужд или для любых сторонних организаций и физических лиц, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в пределах ответственности органа ГМС, выдавшего заключение о возможности аккредитации. Акт подписывают члены комиссии и представляют его для ознакомления руководству заявителя. В случае возникновения неустранимых противоречий между членами комиссии или комиссией и представителями заявителя к акту может быть приложен протокол разногласий, отражающий сущность возникших противоречий. Акт оформляют в трех экземплярах. Один из них оставляют в аккредитуемой организации, второй передают председателю комиссии, третий - в местный орган ГМС. 6.7. Акт вместе с проектом области аккредитации (четыре экземпляра) и документами по п. 6.2 направляют в рабочий орган системы аккредитации. В целях ускорения процедуры прохождения документов рекомендуется, помимо комплекта документов, направлять его копии на гибком диске 3,5" или в виде набора файлов, переданных по электронной почте. 6.8. Рабочий орган системы аккредитации осуществляет заключительные организационно - экспертные работы, подготовку документации (если в процессе экспертизы выявляются недостатки в оформлении документов, к их устранению могут быть привлечены члены комиссии по аккредитации или заявитель) и со своим экспертным заключением направляет их в Госстандарт России для рассмотрения на НТК. Работу выполняют в течение пятнадцати дней. 6.9. После рассмотрения информации о состоянии МС юридического лица и ее готовности к аккредитации НТК принимает рекомендацию об аккредитации заявителя в случае положительных решения комиссии и заключения рабочего органа системы аккредитации. В случае отрицательного заключения комиссии или наличия разногласий по вопросам, связанным с аккредитацией, могут быть приняты решения о: - проведении согласительного совещания членов комиссии и представителей заявителя с участием руководителей Управления метрологии. Управления государственного контроля и надзора, а также компетентных специалистов органов ГМС и ГНМЦ по усмотрению руководства Госстандарта России; - приостановке процедуры аккредитации на срок, необходимый для устранения недостатков, отмеченных комиссией; - сокращении области аккредитации; - полном прекращении процедуры аккредитации (при наличии неустранимых недостатков). 6.10. При положительном решении об аккредитации оформляют приказ Госстандарта России, которым устанавливают область и сферу действия аттестата аккредитации, осуществляют регистрацию МС юридического лица в Реестре, устанавливают шифр поверительного клейма и оформляют аттестат аккредитации. Область аккредитации фиксирует перечень групп СИ, каждая из которых представляет собой совокупность средств измерений, поверяемых с помощью единого комплекта средств поверки, в пределах которого аккредитованной МС предоставляется право поверки. В случае отрицательного решения заявитель в десятидневный срок уведомляется об отказе в аккредитации. 6.11. В случае изменения статуса или наименования юридического лица, а также при его реорганизации местный орган ГМС уведомляют письмом о произошедших изменениях с просьбой о переоформлении аттестата аккредитации. Письмо вместе с заключением органа ГМС о том, что произошедшие изменения не затрагивают вопросов деятельности МС и не влияют на выполнение критериев аккредитации, направляют в Госстандарт России. На основании указанных документов Госстандарт России переоформляет аттестат аккредитации. Если реорганизация существенно затрагивает выполнение критериев аккредитации МС, проводят ее повторную аккредитацию в соответствии с пунктами 6.2 - 6.10 настоящих правил. 7. ПРОДЛЕНИЕ СРОКА ДЕЙСТВИЯ АТТЕСТАТА АККРЕДИТАЦИИ7.1. Госстандарт России до истечения срока действия аттестата аккредитации проводит продление срока действия аттестата аккредитации МС юридического лица. 7.2. Заявку на продление срока действия аттестата аккредитации МС юридического лица подает не менее чем за 6 месяцев до истечения срока его действия. 7.3. Состав и процедура работ, осуществляемых в процессе продления срока действия аттестата аккредитации, соответствуют установленным разделом 6 настоящих правил. 7.4. Процедуру продления срока действия аттестата аккредитации МС юридического лица проводят не реже одного раза в пять лет. В случае если срок действия аттестата аккредитации истек, а процедура продления срока действия аттестата аккредитации не завершена по причинам, не зависящим от Госстандарта России, МС юридического лица утрачивает право поверки. При этом все поверительные клейма в соответствии с журналом их регистрации подлежат гашению (т.е. их приводят в состояние, при котором их дальнейшее использование становится невозможным), о чем составляют соответствующий акт. 8. ПРОЦЕДУРА ИЗМЕНЕНИЯ ОБЛАСТИ АККРЕДИТАЦИИ8.1. Аккредитованная МС юридического лица, претендующая на изменение своей области аккредитации, направляет соответствующую заявку в орган ГМС по месту расположения юридического лица. К заявке прилагают документацию, соответствующую указанной в разделе 6 и претерпевшую изменения, а также дополнение к области аккредитации, оформленное в соответствии с приложением 1 (если область аккредитации расширяют), а в случае сокращения области аккредитации полный текст новой редакции области аккредитации. Орган ГМС дает заключение о возможности изменения области аккредитации, руководствуясь требованиями пункта 6.2 настоящих правил. Комплект документов вместе с заключением органа ГМС направляют в Госстандарт России. 8.2. В случае сокращения области аккредитации Госстандарт России организует экспертизу правильности оформления представленных документов и на основании положительных результатов экспертизы утверждает новую редакцию "Области аккредитации" (приложение 1). 8.3. В случае расширения области аккредитации аккредитация может быть проведена по полной либо сокращенной процедуре. Аккредитацию проводят в соответствии с порядком, изложенным в разделе 6 настоящих правил. При положительном исходе работ по аккредитации "Дополнение к области аккредитации" утверждает заместитель Председателя Госстандарта России. 9. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ПОВЕРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, АККРЕДИТОВАННЫХ НА ПРАВО ПОВЕРКИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ9.1. Контроль за поверочной деятельностью аккредитованной МС юридического лица проводят с целью: - оценки соответствия аккредитованной МС юридического лица критериям аккредитации; - проверки соблюдения МС юридического лица метрологических правил и норм в процессе осуществления поверки СИ. Контроль за деятельностью аккредитованных МС юридических лиц по поручению Госстандарта России осуществляют органы ГМС по месту расположения юридического лица. 9.2. Контроль за поверочной деятельностью аккредитованной МС осуществляют в двух формах: первая - оценка деятельности аккредитованной МС юридического лица на основании представленных им информационных листов и других материалов; вторая - контроль за поверочной деятельностью аккредитованной МС путем проверки с выездом комиссии в аккредитованную МС юридического лица (не чаще одного раза в межаккредитационный период). 9.3. Контроль за поверочной деятельностью аккредитованной МС может быть периодическим и внеплановым. Внеплановый контроль за поверочной деятельностью аккредитованной МС проводят по решению Госстандарта России в случаях поступления отрицательных сведений о деятельности аккредитованной МС юридического лица. 9.4. Оценку поверочной деятельности МС юридических лиц по первой форме осуществляют в следующем порядке: 9.4.1. Орган ГМС осуществляет рассылку форм информационных листов (приложение 6), запросы, связанные с деятельностью поверочных подразделений аккредитованной МС, сбор информации и оценку деятельности инспектируемых МС юридических лиц. 9.4.2. Оценка деятельности включает: - анализ изменений, произошедших с момента аккредитации или последнего контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС, и оценку факторов, влияющих на сохранение соответствия аккредитованной МС юридического лица критериям, установленным в разделе 5 настоящих правил; - оценку результатов деятельности в области поверки, в том числе количества и причин претензий к качеству поверочных работ, наличие и результаты внутренних проверок функционирования системы управления качеством выполнения поверочных работ, устранение замечаний и реализацию предложений, сделанных при аккредитации или предыдущих проверках. 9.4.3. По результатам оценки деятельности инспектируемой МС юридического лица оформляется заключение (приложение 7). При этом заключение может содержать одно из двух предложений: - признать работу инспектируемой МС юридического лица удовлетворительной, если она соответствует установленным критериям аккредитации; - провести контроль за поверочной деятельностью аккредитованной МС путем проверки с выездом комиссии на место (в случае отрицательной оценки деятельности инспектируемой МС юридического лица). 9.4.4. Заключение по результатам оценки поверочной деятельности аккредитованной МС, проводимой по первой форме, с информационным листом (приложение 6) орган ГМС, проводивший контроль, направляет в Госстандарт России и в рабочий орган системы аккредитации. В случае отрицательной оценки деятельности инспектируемой МС юридического лица рабочий орган системы аккредитации представляет материалы контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС на рассмотрение в Госстандарт России. Госстандарт России принимает решение о проведении внепланового контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС с выездом комиссии на место, утверждает состав комиссии и оформляет поручение на его проведение. Рабочий орган системы аккредитации один раз в полгода обобщает материалы оценки поверочной деятельности аккредитованных МС и представляет их в Госстандарт России. 9.5. Контроль за поверочной деятельностью аккредитованной МС по второй форме осуществляют в следующем порядке: 9.5.1. Орган ГМС направляет в инспектируемую МС юридического лица письмо о назначении состава комиссии и программу контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС. 9.5.2. МС юридического лица готовит и направляет в орган ГМС комплект документов, предусмотренный программой контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС. 9.5.3. Комиссия получает для изучения представленный комплект документов. Председатель комиссии распределяет работы между членами комиссии и согласовывает с руководством инспектируемой МС юридического лица вопросы, связанные с обеспечением условий для проведения контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС и работы комиссии (предоставление всей необходимой информации, выделение рабочего помещения для комиссии и др.). Комиссия осуществляет свою работу в пределах структурных подразделений инспектируемой МС, связанных с осуществлением поверочной деятельности, и на основании документов и сведений, которые предусмотрены программой контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС. - сохранение соответствия аккредитованной МС юридического лица критериям, изложенным в разделе 5 настоящих правил; - состояние и ведение организационно - методических документов поверочных подразделений (Руководства по качеству, протоколов поверки, журналов регистрации поверочных работ, учетных документов на эталоны, графиков поверки эталонов, иных СИ, должностных инструкций работников поверочных подразделений), а также работ, связанных с регистрацией поверительных клейм и результатов поверки; - результаты деятельности инспектируемой МС юридического лица за период, прошедший с момента аккредитации или последнего контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС (оценивают изменения, произошедшие в составе средств поверки, помещений поверочных лабораторий, составе и квалификации поверителей, контролируют количество и качество внутренних проверок функционирования системы управления качеством, ведение архивов, соблюдение требований конфиденциальности, выполнение корректирующих мероприятий по рекомендациям ранее работавших комиссий). В процессе подготовки и осуществления контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС могут быть использованы инструментальные методы, например, межлабораторные сличения, инспекционные поверки и т.п. 9.5.5. По результатам контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС комиссия составляет акт (приложение 8), содержащий: - заключение по каждому пункту программы контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС с указанием выявленных недостатков; - предложения и рекомендации по устранению выявленных недостатков. Акт контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС оформляют в четырех экземплярах и его подписывают все члены комиссии и руководитель инспектируемой МС юридического лица, который, при необходимости, может изложить особое мнение. Один экземпляр акта оставляют у руководителя инспектируемой МС, второй - у председателя комиссии, третий и четвертый направляют в Госстандарт России и в рабочий орган системы аккредитации. 9.5.6. МС юридического лица разрабатывает план мероприятий по устранению недостатков, отмеченных комиссией, и представляет его в орган ГМС. 9.5.7. По результатам контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС оформляют заключение (приложение 9). Заключение орган ГМС, проводивший контроль за поверочной деятельностью аккредитованной МС, направляет в Госстандарт России и в рабочий орган системы аккредитации. В случае выявления неустранимых недостатков в деятельности контролируемой МС юридического лица Госстандарт России принимает одно из следующих решений: - сократить область аккредитации, если выявлены неустранимые недостатки, которые делают невозможным осуществление поверки по одной или нескольким группам средств измерений; - приостановить действие аттестата аккредитации (с указанием условий, при выполнении которых решение о приостановлении действия аттестата аккредитации может быть пересмотрено); - аннулировать аттестат аккредитации. Рабочий орган системы аккредитации один раз в полгода обобщает материалы контроля за поверочной деятельностью аккредитованных МС и представляет их в Госстандарт России. 9.6. Решение Госстандарта России по результатам контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС вносят в Реестр. В случае принятия решения об изменении области аккредитации, приостановке действия аттестата аккредитации или его аннулировании юридическому лицу направляют соответствующее уведомление за подписью заместителя Председателя Госстандарта России (приложение 10). 10. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ10.1. Заявитель или юридическое лицо, МС которого аккредитована на право поверки СИ, может в течение 30 дней с момента получения официального уведомления о решениях, принятых по вопросам аккредитации или контроля за поверочной деятельностью аккредитованной МС, опротестовать указанные решения в Госстандарте России. Жалобы рассматривают на НТК Госстандарта России, и решения по ним принимают в месячный срок со дня поступления жалобы. 10.2. Ответственность за ненадлежащее выполнение поверочных работ и несоблюдение требований соответствующих нормативных документов несут юридические лица, аккредитованными метрологическими службами которых выполнены поверочные работы. Приложение 1
к аттестату аккредитации метрологической службы № ___________ от ___________
Приложение 2(рекомендуемое)
Приложение 3
Приложение 4(рекомендуемое)
Приложение 5(рекомендуемое) Приложение 6
Приложение 7(рекомендуемое)
Приложение 8(рекомендуемое)
Приложение 9(рекомендуемое)
Приложение 10
СОДЕРЖАНИЕ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |