| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору В целях реализации Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2222; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10), Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1 (часть 1), ст. 25; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2006, № 52 (часть 1), 5498), Федерального закона от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации 2001, № 33 (часть I) ст. 3436) и в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2006, № 5, ст. 544; 2006, № 23, ст. 2527), а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2001 года № 31 "Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 4, ст. 293), приказываю: 1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по порядку осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. 2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
Инструкция по порядку осуществления государственного контроля (утв. приказом Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору I. Общие положения1. Настоящая Инструкция определяет порядок действий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов по организации и проведению мероприятий по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха, оформлению их результатов, принятию мер по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Организация мероприятий по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха включает их планирование и подготовку. 2. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха как составная часть государственного экологического контроля организуется и осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) и ее территориальными органами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. 3. Мероприятия по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха проводятся уполномоченными должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов (далее - должностные лица Ростехнадзора), являющимися государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы. 4. Должностные лица Ростехнадзора, уполномоченные на проведение мероприятий по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха, должны иметь соответствующий уровень подготовки в области охраны атмосферного воздуха. 5. При организации и проведении мероприятий по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха должностные лица Ростехнадзора руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, техническими регламентами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами Ростехнадзора, иными нормативными правовыми актами и инструктивно-методическими документами в области охраны атмосферного воздуха. 6. При организации и проведении государственного контроля за охраной атмосферного воздуха Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы в установленном порядке взаимодействуют с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и другими организациями и гражданами. 7. При осуществлении государственного контроля за охраной атмосферного воздуха проверяется: соблюдение стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, а также установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух и других условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него; выполнение программ и мероприятий по охране атмосферного воздуха; осуществление мер в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации по охране атмосферного воздуха; выполнение заключений государственной экологической экспертизы; проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработкой предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух; внедрение малоотходных и безотходных технологий в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; осуществление мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществление мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществление учета вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников; наличие предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также за соблюдением установленных правил их эксплуатации; обеспечение своевременного вывоза загрязняющих атмосферный воздух отходов с территорий объектов хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья; выполнение предписаний государственных инспекторов по охране природы, осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха; выполнение и эффективность мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях; соответствие новых технологий, техники, материалов, веществ и другой продукции, а также технологического оборудования и других технических средств установленным требованиям охраны атмосферного воздуха; наличие выданных в установленном порядке сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха; наличие выданных в установленном порядке сертификатов, подтверждающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов; соблюдение иных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. 8. Мероприятия по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха (далее - мероприятия по контролю) могут проводиться как в целевом порядке, так и в составе мероприятий по государственному экологическому контролю, носящих комплексный характер и включающих проверку соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды в целом. II. Планирование мероприятий по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха9. Планирование мероприятий по контролю ведется территориальными органами Ростехнадзора и осуществляется в течение года, предшествующего году проведения мероприятий по контролю. 10. Планирование мероприятий по контролю включает: сбор документально подтвержденной информации о нарушениях требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха; рассмотрение и учет обращений полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, общественных организаций, средств массовой информации, граждан о случаях ухудшения состояния атмосферного воздуха на подконтрольной территории; сбор, обобщение и анализ данных о состоянии атмосферного воздуха в местах осуществления хозяйственной и иной деятельности на подконтрольной территории и о превышениях содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; учет предложений структурных подразделений центрального аппарата Ростехнадзора; рассмотрение и учет предложений по участию в мероприятиях по контролю, проводимых территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области надзора и контроля, в соответствии со своей компетенцией; составление, на основе данных государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (в части негативного воздействия на атмосферный воздух), перечней юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которых мероприятия по контролю проводились двадцать четыре и более месяцев назад до срока проведения планируемых мероприятий. 11. Территориальные органы Ростехнадзора: на основе анализа и обобщения информации, изложенной в пункте 10 настоящей Инструкции, подготавливают предложения по проведению мероприятий по контролю с указанием наименований юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, подлежащих проверке, даты их последней проверки, основания включения в план, сроков проведения планируемых мероприятий по контролю, должностных лиц, ответственных за подготовку и проведение мероприятий по контролю для включения в план работы на планируемый год, который утверждается в установленном порядке; представляют в Ростехнадзор предложения по проведению мероприятий по контролю с указанием наименований юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, подлежащих проверке, для включения в комплексный план работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на планируемый год; при необходимости проведения аналитических (инструментальных) измерений информируют соответствующие центры лабораторного анализа и технических измерений (их структурные подразделения) о планируемых мероприятиях по контролю и о сроках их проведения; 12. Ростехнадзор на основе анализа и обобщения предложений, поступивших из территориальных органов, включает мероприятия по контролю в комплексный план работы на планируемый год, который утверждается в установленном порядке. 13. В необходимых случаях в годовые планы работы территориальных органов Ростехнадзора и в комплексный план работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору могут вноситься изменения и дополнения. 14. Мероприятия по контролю могут проводиться во внеплановом порядке. Основаниями для проведения внепланового мероприятия по контролю являются: контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений; получение информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды; обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю*. III. Подготовка мероприятий по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха15. Каждое мероприятие по контролю проводится на основании соответствующего приказа (распоряжения) о проведении проверки, принятого Ростехнадзором (территориальным органом Ростехнадзора). 16. Структурное подразделение центрального аппарата (должностное лицо территориального органа Ростехнадзора), на которое в соответствии с утвержденным годовым планом проведения мероприятий по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха возложена ответственность за подготовку (и проведение) данного мероприятия по контролю или внепланового мероприятия по контролю, обеспечивает разработку: предложений по составу должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки соблюдения законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (далее - проверка), включая уполномоченное должностное лицо, ответственное за проведение проверки, и по составу лиц, участвующих и (или) обеспечивающих проверку; проекта плана проверки, включающего цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю и требования законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, выполнение которых подлежит проверке; других предложений по проведению проверки. 17. В состав должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, обязательно включаются должностные лица Ростехнадзора (территориальных органов Ростехнадзора), уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с приложением к приказу Ростехнадзора от 29.11.2004 № 278, зарегистрированному в Минюсте России 20.12.2004 № 6248. К проверке могут быть привлечены должностные лица подведомственных Ростехнадзору организаций, научных организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды. 18. Проект плана проверки и предложения, изложенные в пункте 16 настоящей Инструкции, оформляются в виде проекта приказа (распоряжения) ( приложение 1 к настоящей Инструкции), который представляется руководству Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора). 19. Продолжительность проверки не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, связанных со значительным объемом контрольных процедур, необходимостью проведения специальных обследований и анализов, на основании мотивированного предложения уполномоченного должностного лица, ответственного за проведение проверки, срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц. Продление срока проведения проверки осуществляется на основании соответствующего приказа (распоряжения) Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора). 20. Проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в приказе (распоряжении) о проведении проверки. 21. Уполномоченное должностное лицо, ответственное за проведение проверки: проводит анализ результатов предыдущих мероприятий по контролю юридического лица или индивидуального предпринимателя, подлежащего проверке; определяет технические средства и материалы, необходимые для проведения проверки; составляет, утверждает и доводит до сведения должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, и лиц, участвующих и (или) обеспечивающих проведение проверки, план проведения проверки, в котором устанавливаются персональные задания по проверке соблюдения конкретных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха и сроки выполнения этих заданий; обеспечивает заблаговременное информирование юридического лица или индивидуального предпринимателя о сроках проведения проверки. IV. Проведение мероприятий по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха22. Уполномоченным должностным лицом, ответственным за проведение проверки, предъявляется служебное удостоверение и приказ (распоряжение) Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора) о проведении проверки либо его копия руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю. 23. Проверки проводятся: на основании и в строгом соответствии с приказами (распоряжениями) Ростехнадзора (территориальных органов Ростехнадзора) о проведении проверки; при обязательном присутствии должностных лиц или работников проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей. 24. При проведении мероприятия по контролю проверяется: исполнение только тех требований, которые установлены законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха; соблюдение правил и иных требований охраны атмосферного воздуха; выполнение заключений государственной экологической экспертизы в части охраны атмосферного воздуха, соответствие объекта согласованным в установленном порядке проектным решениям в части охраны атмосферного воздуха; проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; соблюдение установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов и других условий, установленных разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; полнота и эффективность выполнения мероприятий, предусмотренных планами по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, с целью достижения нормативов выбросов загрязняющих веществ; своевременность и полнота внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ;** состояние ведения учета в области охраны атмосферного воздуха по установленным формам; своевременность, достоверность и полнота предоставления государственной статистической отчетности по установленным формам; наличие и эффективность функционирования предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха сооружений, установок, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также за соблюдением установленных правил их эксплуатации; осуществление организационно-технических и технологических мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; проведение и эффективность мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях; осуществление мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; обеспечение своевременного вывоза загрязняющих атмосферный воздух отходов с производственной территории на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья; наличие и сроки действия выданных в установленном порядке сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха; наличие и сроки действия выданных в установленном порядке сертификатов, подтверждающих соответствие содержания загрязняющих веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов; выполнение программ и мероприятий по охране атмосферного воздуха; осуществление мер в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации по охране атмосферного воздуха; организация и проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, в том числе аналитического (инструментального) контроля, и наличие лиц, ответственных за его проведение; исполнение ранее выданных предписаний об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха; соблюдение иных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. 25. Юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю либо их представителям, присутствующим при проведении проверки, предоставляется необходимая информация, относящаяся к предмету проверки, и ее результаты. 26. Проводимые в ходе мероприятия по контролю аналитические (инструментальные) измерения выбросов загрязняющих веществ от источников объекта проверки, состава атмосферного воздуха, содержания в атмосферном воздухе загрязняющих веществ, включают отбор проб и выполнение анализов и осуществляются с целью проверки результатов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников и соответствия количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ их значениям, указанным в нормативах предельно допустимых выбросов (временно согласованных выбросов) и в разрешении на выброс загрязняющих веществ, а также состояние атмосферного воздуха. V. Оформление результатов проведения мероприятий по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха27. По результатам мероприятия по контролю составляется акт проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (далее - акт проверки) по образцу ( приложение 2 к настоящей Инструкции) в двух экземплярах. Акт проверки составляется на месте проведения проверки в день ее окончания на бланке Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора). 28. К акту прилагаются протоколы отбора проб и количественного химического анализа проб газа, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю. 29. При выявлении в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом Ростехнадзора составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. 30. Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю юридического лица (или его заместителю) либо индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое хранится совместно с актом проверки в деле Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора). VI. Учет и анализ результатов мероприятий по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха31. По окончании мероприятия по контролю уполномоченным должностным лицом, ответственным за проведение проверки, в срок, установленный в приказе (распоряжении) Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора), руководству Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора) представляется акт проверки с приложением к нему документов и материалов, имеющих отношение к предмету проверки. 32. Результаты мероприятий по контролю подлежат учету в Ростехнадзоре (территориальных органах Ростехнадзора), анализу и обобщению с целью дальнейшего использования в контрольной и надзорной деятельности в области охраны атмосферного воздуха. ______________________________ * Пункт 5 статьи 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3436) **ст. 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 03.08.1998, № 31, ст. 3823), Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ "О бюджетной классификации" (Собрание законодательства Российской Федерации № 32, ст. 3338) к приказу Федеральной службы по
к приказу Федеральной службы по
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |