| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа компаний «Трансстрой» CTO-ГК «Трансстрой»-008-2007 Стандарт организации Геосетки. Москва
Стандартизация в Группе компаний «Трансстрой» СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ Геосетки.
Москва, 2007 Предисловие1 РАЗРАБОТАН РОО «Научно-техническая ассоциация ученых и специалистов транспортного строительства», ОАО «Дорожный научно-исследовательский институт «Союздорнии» (д.т.н. В.Д. Казарновский; инженеры: В.А. Зельманович, М.Л. Попов, Ю.А. Аливер; к.т.н. И.В. Лейтланд при участии к.т.н. В.М. Юмашева, к.т.н. Р.А. Когана, к.т.н. А.Е. Мерзликина) по заказу ООО «Группа компаний «Трансстрой». 2 ВНЕСЁН Департаментом развития технологии и стандартизации ООО «Группа компаний «Трансстрой». 3 УТВЕРЖДЁН И ВВЕДЁН В ДЕЙСТВИЕ ООО «Группа компаний «Трансстрой» от 23.07.2007 г. № ГК/ПН-51. 4 СОГЛАСОВАН ОАО «Союздорпроект» (исх. № 3012-09/2158 от 19.12.2006), ФГУП «Росдорнии» (исх. № 01.10/14-27 от 16.01.2007 г.), ОАО «Центродорстрой» (исх. № 9/1-8 от 25.01.2007 г.), МАДИ (ГТУ) (исх. № б/н от 15.06.2007). 5 Разработка стандарта организации предусмотрена статьей 13 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ. 6 Стандарт разработан на основе положений ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения», CTO-ГК «Трансстрой»-002-2006 «Правила построения, изложения, оформления и обозначения при разработке стандартов организации Группы компаний «Трансстрой». Разделы 3 - 7 настоящего стандарта гармонизированы с отечественными и международными нормативными документами. В них учтены основные положения международного руководства ИСО/МЭК 21:1999 «Принятие международных стандартов в качестве региональных или национальных стандартов». 7 ЗАРЕГИСТРИРОВАН ФГУП «Стандартинформ» 31.07.2007 г. № 200/103-812 и ООО «Группа компаний «Трансстрой» 21.08.2007 г. № ГК/395. 8 ДЕРЖАТЕЛЬ ПОДЛИННИКА ООО «Группа компаний «Трансстрой». 9 ВВЕДЕН взамен СТП-008-99. Содержание
Утверждён и введён в действие распоряжением ООО «Группа компаний «Трансстрой» от 23.07.2007 г., № ГК/ПН-51. Дата введения 2007-07-25 1 Область примененияНастоящий стандарт организации (СТО) распространяется на конструктивные решения и технологию устройства армирующей прослойки на основе геосетки при строительстве, реконструкции и ремонте дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием. Настоящий СТО устанавливает правила применения геосетки отечественного и зарубежного производства в качестве армирующей прослойки и удовлетворяет требованиям ОДМ «Рекомендации по применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог» (М., Росавтодор, 2003 г.). 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и классификаторы:
При пользовании настоящим СТО целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты». 3 Общие положения3.1 Армирующая прослойка является конструктивным элементом дорожной одежды, способствующим замедлению процесса появления, развития и раскрытия трещин и представляет собой как отдельную сетку, так и композит из армирующего полотна (далее - геосетка) и вяжущее. 3.2 Применение геосетки способствует усилению дорожной одежды, увеличению срока службы эксплуатации асфальтобетонного покрытия и, соответственно, увеличению межремонтного срока службы. Геосетки по долговечности должны сохранять свои потребительские свойства в течение всего срока службы дорожного покрытия или срока службы конструкции дорожной одежды с учетом технико-экономической целесообразности. 3.3 В стандарте представлен технологический процесс устройства армирующей прослойки как в виде узкой полосы (локальное армирование), так и в виде нескольких соединенных полос, расположенных на всей площади покрытия (сплошное армирование). 3.4 Армирующую прослойку устраивают: - над трещинами в асфальтобетонном или цементобетонном слоях ремонтируемой дороги; - над зонами, в которых предполагается появление трещины, в том числе: - над рабочими швами в слоях основания из цементобетона или асфальтобетона; - над поперечными швами цементобетонного покрытия или основания при поэтапном усилении (наращивании) поверхностных слоев и повышении капитальности дорожной одежды; - над продольными швами при реконструкции автомобильной дороги; - в зоне узла сопряжения старой и новой конструкций дорожной одежды при уширении проезжей части дороги. 3.5 Местоположение армирующей прослойки между конструктивными слоями дорожной одежды зависит от климатических условий района строительства, конструктивных особенностей дорожной одежды и устанавливается расчетом согласно «Рекомендациям по расчету и технологии устройства оптимальных конструкций дорожных одежд с армирующими прослойками при строительстве, реконструкции и ремонте дорог с асфальтобетонными покрытиями». При этом суммарная толщина асфальтобетонных слоев, расположенных над армирующей прослойкой, должна быть не менее 8 см. 3.6 Параметры и механические свойства геосеток отечественного и зарубежного производства представлены в приложении А. Характеристики отечественных геосеток гармонизирует с характеристиками зарубежных геосеток. Полнота набора характеристик геосеток отечественного и зарубежного производства позволяет дифференцированно применять их в зависимости от решаемых проектных задач. 3.7 Применение геосеток возможно при наличии: - технических условий, согласованных организациями, представляющими отрасль предприятий-потребителей. Технические условия должны содержать технические требования к составу сырья, к основным контролируемым производителем физико-механическим свойствам, к форме поставки, упаковке, маркировке, требования по безопасности, транспортированию и хранению, правила приемки, методы контроля и испытаний, гарантиям изготовителя; - санитарно-эпидемиологического заключения; гигиенических сертификатов; - документов, регламентирующих область применения геосинтетических материалов; сертификатов соответствия, разработанных или согласованных организациями, представляющими отрасль предприятий-потребителей. 3.8 Работы по устройству армирующей прослойки с использованием геосеток должны предусматривать следующие технологические операции: - подготовка поверхности основания дорожной одежды (очистка основания от пыли и грязи); - заливка трещин (при их наличии) герметизирующим материалом; - первичный розлив вяжущего (катионактивной битумной эмульсии); - укладка, натяжение и крепление сетки; - вторичный розлив вяжущего; - укладка вышележащего асфальтобетонного слоя. Технологическая карта устройства армирующей прослойки приведена в приложении Б. 3.9 При сооружении дорожной одежды с геосетками должны проводиться мероприятия по охране грунтов и грунтовых вод от попадания битумной эмульсии за счёт устройства объездов. Производители геосеток в своих сертификатах должны гарантировать соблюдение охраны окружающей среды при использовании их продукции. 4 Конструктивные решения с применением геосеток4.1 При локальном армировании трещины полотно геосетки должно располагаться вдоль и симметрично средней линии трещины (рисунок 1). Расстояние от края геосетки до трещины должно быть не менее 50 см. Для обеспечения этого условия при армировании трещины большой кривизны полотно геосетки допускается разрезать на короткие куски и укладывать с нахлестом по направлению трещины. 4.2 При сплошном армировании полотно геосетки должно располагаться параллельно оси дороги несколькими рядами (рисунок 2). Рисунок 1 - Схема расположения полотен геосеток при локальном армировании Рисунок 2 - Схема расположения полотен геосеток при сплошном армировании 4.3 Для повышения трещиностойкости асфальтобетонного покрытия над поперечными швами в цементобетонном основании устраивают локальное армирование зоны шва, располагая сетку шириной 100 - 160 см симметрично вдоль шва. При этом толщина асфальтобетонного слоя над армирующей прослойкой должна быть не менее 8 см. Локальное армирование швов осуществляют при расстоянии между швами более 7 м. При меньшем расстоянии устраивают сплошное армирование поверхности основания. 4.4 При локальном армировании в зоне продольного шва полотно геосетки должно располагаться вдоль и симметрично относительно шва (рисунок 3). При нарезке шва сетка прорезается. h1; h2 - толщина слоев из асфальтобетона Рисунок 3 - Схема конструкции шва и расположение армирующей прослойки при локальном армировании продольного шва (поперечное сечение) 4.5. При сплошном армировании прослойку устраивают по всей ширине проезжей части дороги (Ш). С учетом ширины нахлеста (Н) и рулона (Р) необходимое количество рядов геосетки (К) определяют по формуле: К = (Ш + Н) / (Р + Н) При этом ширина нахлеста для геосетки должна быть не менее 5 см. 4.6 При укладке полотен в несколько рядов поперечные стыки должны быть смещены один относительно другого на - 2 - 3 м. 4.7 Нахлест полотен геосетки в поперечных стыках назначают с учетом направления укладки асфальтобетонной смеси, т е. последующее полотно должно начинаться под полотном, на которое укладывается смесь. При этом ширина нахлеста верхнего полотна на нижнее должна быть не менее 25 см. 4.8 Крепление геосеток на поверхности слоев осуществляется в основном за счет применения качественной (прочной) приклейки и как вариант - с помощью крепежных дюбелей. 5 Технология производства работ5.1 Подготовка поверхности основания дорожной одежды к устройству армирующей прослойки включает выравнивание, просушивание и обеспыливание поверхности основания. 5.2 При наличии трещин с шириной раскрытия более 5 мм их очищают, прогревают и заливают герметизирующим материалом в соответствии с техническим регламентом. (Более узкие трещины «проходят» достаточную обработку за счет устройства подгрунтовочного слоя из битумной эмульсии. 5.3 Выравнивание поверхности следует осуществлять фрезерованием или устройством выравнивающего слоя. Выравниванию подлежат участки, которые не удовлетворяют предельному состоянию по ровности поверхности основания. Основными показателями для оценки ровности должны служить размер и число просветов (в миллиметрах) под трехметровой рейкой. При наличии даже одного просвета более 14 мм или более 12 % просветов размером от 5 до 14 мм, выравнивание поверхности является обязательным. 5.4 Обеспыливание должно проводиться механической щеткой или сжатым воздухом. Влажную поверхность допускается обрабатывать специальным составом на основе олигомеров с отвердителем и пластификатором в соответствии с Методическими рекомендациям! по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования. 5.5 Первичный розлив битумной эмульсии осуществляется из расчета 0,6 л/м2. Отсутствие характерного блеска обработанной поверхности указывает на повышенную шероховатость основания; расход битумной эмульсии следует увеличить до 0,7 л/м2. После розлива битумной эмульсии устраивают технологический перерыв (см. п. 5.9). 5.6 При укладке геосетки следует предусмотреть подкатку полотен ручным катком, которая обеспечивает плотное прилегание геосетки к основанию и прочное сцепление с ним. 5.7 Вяжущее необходимо применять в виде дорожной катионной битумной эмульсии классов ЭБК-1 и ЭБК-2 по ГОСТ Р 52128-2003. 5.8 Работы по устройству армирующей прослойки с использованием геосетки должны выполняться в сухую погоду: весной и летом - при температуре воздуха не ниже 5 °С; осенью - при температуре воздуха не ниже 10 °С. 5.9 Между технологическими операциями предусматриваются разрывы во времени, которые зависят от применяемых материалов и погодных условий (см. таблицу) Таблица - Разрыв во времени между технологическими операциями
5.10 Период времени между первичным розливом битумной эмульсии и укладкой сетчатого полотна корректируют в зависимости от погодных условий. Признаком готовности обработанной битумной эмульсией поверхности к укладке сетчатого полотна является изменение цвета эмульсии с коричневого на черный. 5.11 При креплении геосетки дюбелями начало рулона крепят к поверхности с помощью дюбелей со стальными шайбами. При ширине геосетки 1 м забивают 4 дюбеля, при большей ширине дюбели забивают с шагом 30 - 50 см. Затем рулон сетки раскатывают на - 2 - 3 м, вручную натягивают и укладывают на поверхность без волн и складок; боковые стороны закрепляют дюбелями с интервалом 2 м и вновь раскатывают рулон. Дюбели забиваются заподлицо с поверхностью основания. 5.12 Рекомендуется использовать дюбели ДТП или ДГПШ длиной 40 - 60 мм и диаметром 3,7 - 4,5 мм, стальные шайбы диаметром не менее 36 мм и строительно-монтажный пистолет типа ПЦ-84 с патронами Д3 или Д4. 5.13 После закрепления геосеткн производится повторный розлив битумной эмульсии из расчета 0,4 л/м2 и до укладки асфальтобетонного слоя делается технологический перерыв (см. таблицу) 5.14 Во избежание повреждения сетчатого полотна построечный транспорт не должен маневрировать, резко ускоряться и тормозить на сетчатом полотне. В целях защиты сетчатого полотна рекомендуется проводить следующие мероприятия: - предусматривать технологию производства работ с использованием укладочного комплекта с боковой загрузкой и специальными перегружателями асфальтобетонной смеси; - раскладывать сетчатое полотно в направлении, противоположном направлению движения технологического потока по устройству асфальтобетонного слоя; - устраивать поверхностную обработку из щебня, обработанного битумом («черный щебень»), фракции 5 - 10 мм с прикаткой легкими катками; - укладывать слой из песчаного асфальтобетона типа Г толщиной 2 см; - устанавливать временные трапы или щиты над уложенными, закрепленными и вторично обработанными битумной эмульсией полотнами геосетки. 6 Контроль качества работПроверку качества работ, включая разрывы во времени, необходимо выполнять пооперационно, визуально и инструментально в соответствии с приложением В настоящего стандарта. 7 Безопасность выполнения работ7.1 Рабочие должны быть обучены безопасным методам ведения работ в соответствии с «Правилами охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» (Союздорнии. М., 1993), а также должны руководствоваться СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования». 7.2 Обслуживающий персонал должен изучить устройство и правила безопасной эксплуатации оборудования по документации. 7.3 Схемы организации движения, знаки и временные ограждения должны соответствовать требованиям «Инструкции по организации движения и ограждению мест производства работ» ВСН 37-84. Приложение А
|
Марка |
γгм, г/м2 |
Размер ячеек, мм |
|
|
εmaxв |
εmaxп |
, кН/м при εв, % |
Tд, °С |
||
кН/м |
% |
2 |
3 |
5 |
||||||
40 |
200 |
12,5×12,5 50×50 |
40 |
35 |
5 |
5 |
- |
- |
- |
|
50 |
280 |
50 |
42 |
|||||||
80 |
500 |
80 |
68 |
|||||||
100 |
600 |
100 |
80 |
|||||||
120 |
700 |
120 |
95 |
|||||||
200 |
1200 |
200 |
150 |
Примечание. и - прочность при растяжении в продольном и поперечном направлениях;
εmaxв и εmaxп - максимальная относительная деформация при продольном и поперечном направлениях;
- усилие при продольном растяжении при определенной величине относительной деформации;
Tд - максимально допускаемая температура;
γгм - масса 1 м2 полотна геосетки.
2 СДА по ТУ 2296-057-002044949-99; СБП-Д по ТУ 218 РФ-001-05204776-2000
Производитель - Россия, ОАО «Судогодское стекловолокно», 601351, г. Судогда Владимирской обл., ул. Коммунистическая, д. 1, тел. (09235) 21288, факс 21995. Ширина 1,0 м. Сырьё - стекловолокно с пропиткой, базальтовое волокно с пропиткой.
Марка |
γгм, г/м2 |
Размер ячеек, мм |
|
|
εmaxв |
εmaxп |
, кН/м при εв, % |
Tд, °С |
||
кН/м |
% |
2 |
3 |
5 |
|
|||||
СДА 25×25 (100) |
320 |
25×25 |
45 |
40 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
СБП-Д 25×25 (100) |
320 |
25×25 |
45 |
40 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3 Геосетка стеклянная клееная (ГСК) марки «Армдор» по ТУ 2296-003-32978724-2002
Показатель |
Норма для геосеток |
|||
ГСК-50 |
ГСК-70 |
ГСК-100 |
ГСК-120 |
|
Масса на единицу площади, г/м2 |
225 ± 30 |
320 ± 40 |
450 ± 50 |
540 ± 60 |
Разрывная нагрузка, кН/м, не менее: |
|
|
|
|
продольные нити |
50 |
70 |
100 |
120 |
поперечные нити |
48 |
65 |
95 |
115 |
Удлинение при разрыве, % не более: |
|
|
|
|
по продольным нитям |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
по поперечным нитям |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
Потеря прочности при проверке морозостойкости (50 циклов замерзания-оттаивания), %, не более |
25 |
25 |
25 |
25 |
Размеры ячеек, мм |
25×25 |
25×25 |
25×25 |
25×25 |
37,5×37,5 |
37,5×37,5 |
37,5×37,5 |
37,5×37,5 |
|
50×50 |
50×50 |
50×50 |
50×50 |
|
Ширина, см |
240, 120 |
240, 120 |
240, 120 |
240, 120 |
4 Геосетка HaTelit С 40/17, поставляемая Huesker Synthetic GmbH
Материал |
Геосетка с прикрепленным с одной стороны ультратонким нетканым материалом |
Покрытие |
на битумной основе |
Вес материала, г/м2 |
330 |
Размер ячеек, мм |
40×40 |
Предельная прочность на растяжение продольная/поперечная, кН/м |
50/50 |
Удлинение при разрыве, % продольное/поперечное |
12/12 |
Прочность, кН/м, при 3 %-ном удлинении продольная/поперечная |
12/12 |
Устойчивость к высоким температурам |
до 190 °С |
Химическая стойкость |
к растворителям и антиобледенителям |
Размер рулона: |
|
длина, м |
150 |
ширина, м |
5,00 |
5 Сетка типа HaTelit, поставляемая Akzo Nobel Gcosyn-thetics GmbH
Марка сетки |
20/5 |
30/13 |
30/19 |
40/17 |
Сырье |
Полиэфир на битумной основе |
|||
Покрытие |
||||
Вес на единицу площади, г/м2 |
140 |
240 |
460 |
240 |
Размер ячеек, мм |
20×20 |
30×30 |
30×30 |
40×40 |
Минимальная свободная поверхность, % |
75 |
75 |
75 |
75 |
Максимальное растяжение (продольное/ поперечное), кН/м |
30/30 |
50/50 |
90/90 |
50/50 |
Удлинение при максимальном растяжении (продольное/поперечное), % |
10 - 12/12 - 14 |
10 - 12/12 - 14 |
10 - 12/12 - 14 |
10 - 12/12 - 14 |
Прочность при растяжении 3 % (продольное/поперечное) |
7/5 |
12/10 |
22/18 |
12/10 |
Жароустойчивость |
До 190 °С |
|||
Усадочные свойства |
Примерно 1 % при 190 °С |
|||
Химическая устойчивость |
Устойчив к солям |
6 Сетка Polyfelt PGM-G
Материал - армированный нетканый материал прядями из стекловолокна.
Сырье - полипропилен, светостабилизированный + стекловолокно.
Характеристика |
Тип геосетки |
|
PGM-G 50/50 |
PGM-G 100/100 |
|
Битумная пропитка, кг/м2 |
1,1 |
1,1 |
Максимальная прочность на растяжение продольное/поперечное, кН/м |
50/50 |
100/100 |
Удлинение при разрыве, % |
3 |
3 |
Растягивающее усилие при удлинении 2 % продольном/поперечном, кН/м |
34/34 |
68/68 |
Размер ячейки (для стекловолокна), мм |
40×40 |
40×40 |
Поверхностная плотность, г/м2 |
300 |
430 |
Точка плавления, °С |
165 |
165 |
Технологическая карта устройства армирующей прослойки
Наименование и последовательность операций |
Средства для выполнения работ |
Очистка основания от пыли и грязи |
Поливочная машина, механическая щетка, воздушный компрессор |
Заливка трещин герметизирующим материалом |
Бригада из трех дорожных рабочих: два - 3-го разр., один - 4-го разр. |
Первичный розлив битумной эмульсии 0,6 л/м2 |
Автогудронатор |
Укладка сетки, ее натяжение вручную и крепление: начало сетчатого полотна крепится дюбелями, натяжение, закрепление боковых сторон дюбелями с интервалом 2 м Дюбели ДТП или ДГПШ длиной 40 - 60 мм и диаметром 3,75 - 4,5 мм. Патроны Д3 или Д4 |
Бригада из трех дорожных рабочих: два - 3-го разр., один - 4-го разр. |
Вторичный розлив битумной эмульсин 0,4 л/м2 |
Автогудронатор |
Укладка вышележащего асфальтобетонного слоя |
Асфальтоукладчик и бригада рабочих согласно регламенту |
Ключевые слова: геосетка, армирующая прослойка, шов, нахлёст, технологический перерыв, дюбель, поверхность |