| ||||
Постановление
Правительства РФ от 10 июля 1998 г. № 746
Во исполнение статьи 22 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Правила организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов. 2. Определить Министерство Российской Федерации по атомной энергии заказчиком работ, связанных с созданием и функционированием системы государственного учета и контроля ядерных материалов. 3. Министерству Российской Федерации по атомной энергии совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Российской академией наук и государственным научным центром Российской Федерации - Российским научным центром «Курчатовский институт» разработать и в IV квартале 1998 г. представить в Правительство Российской Федерации проект положения о государственном учете и контроле ядерных материалов. 4. Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Российской академии наук, осуществляющим в рамках своих полномочий соответственно государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, координирующим и контролирующим деятельность в области производства, использования, переработки, хранения, транспортировки и перемещения через таможенную границу Российской Федерации при экспорте и импорте ядерных материалов, а также организациям, осуществляющим указанную деятельность, принять меры, обеспечивающие создание до 1 января 2001 г. и функционирование системы государственного учета и контроля ядерных материалов в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.
Председатель Правительства Российской Федерации С. Кириенко
Правила
1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» и другими нормативными правовыми актами в области обращения с ядерными материалами, определяют порядок организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов, обязательный для выполнения всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими деятельность по производству, использованию, переработке, хранению, транспортировке и перемещению через таможенную границу Российской Федерации ядерных материалов, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Российской академией наук, осуществляющими в пределах своих полномочий соответственно государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, координирующими и контролирующими указанную деятельность. Все ядерные материалы находятся в федеральной собственности. Допускается передавать ядерные материалы, находящиеся в федеральной собственности, в пользование только юридическим лицам, имеющим разрешения (лицензии), выданные Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности, на право ведения работ в области использования атомной энергии, и на основании договоров, заключаемых специально уполномоченным на то государственным органом. Деятельность, связанная с учетом и контролем ядерных материалов, используемых в ядерном оружии и ядерных энергетических установках военного назначения, определяется иными нормативными правовыми актами. 2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее: «ядерные материалы» - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества; «специальные неядерные материалы» - материалы, не содержащие или не способные воспроизвести ядерные материалы, но которые могут быть использованы в устройствах, предназначенных для осуществления взрывного выделения внутриядерной энергии (ядерного взрыва); «ядерные установки» - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортировки ядерного топлива и ядерных материалов; «пункт хранения ядерных материалов» - не относящиеся к ядерным установкам объект или сооружение, предназначенные для хранения ядерных материалов; «эксплуатирующая организация» - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная в установленном порядке пригодной эксплуатировать ядерную установку или пункт хранения ядерных материалов; «учет ядерных материалов» - определение фактического количества ядерных материалов, составление, регистрация и ведение учетных и отчетных документов; «контроль ядерных материалов» - административный контроль за наличием и перемещением ядерных материалов с целью предотвращения их несанкционированного использования; «надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов» - проверка соблюдения норм и правил уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении государственного учета и контроля ядерных материалов; «зона баланса материалов» - территориально и административно установленная в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов зона для учета и контроля ядерных материалов, в которой на основании измерений определяется количество ядерных материалов при каждом их перемещении в зону и из нее и подводится баланс ядерных материалов за установленный период времени. 3. Государственный учет и контроль ядерных материалов входит в компетенцию федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих в установленном порядке государственное управление использованием атомной энергии, и предусматривает систематизацию соответствующих сведений на федеральном и ведомственном уровнях. 4. Система государственного учета и контроля ядерных материалов предназначена для осуществления учета и контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственном уровнях в целях предотвращения их потерь, несанкционированного использования и хищений, обеспечения контроля за соблюдением международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия, а также в целях предоставления органам государственной власти Российской Федерации, органам государственного управления использованием атомной энергии, органам государственного регулирования ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти соответствующей информации, необходимой для выполнения ими своих полномочий. 5. При создании системы государственного учета и контроля ядерных материалов необходимо: 1) учитывать производственные особенности организаций, осуществляющих деятельность по производству, использованию, переработке, хранению и транспортировке ядерных материалов, использовать существующие механизмы учета и контроля, а также методы и технические средства для измерений характеристик ядерных материалов; 2) предусмотреть такой режим работы системы государственного учета и контроля ядерных материалов, при котором отказ какого-либо ее элемента не приводил бы к нарушению работы этой системы в целом; 3) предусмотреть ограничительный порядок доступа к носителям информации в области государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственном уровнях, в эксплуатирующих организациях, на ядерных установках, в пунктах хранения ядерных материалов и зонах баланса материалов; 4) обеспечить разработку и использование современных научно-технических методов для определения характеристик ядерных материалов; 5) осуществить меры по оснащению информационно-аналитических организаций и центров сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающих функционирование системы государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственном уровнях, вычислительной техникой на базе современных компьютерных технологий и соответствующим программно-математическим обеспечением; 6) предусмотреть создание учебно-методических центров для подготовки специалистов по учету и контролю ядерных материалов; 7) обеспечить проведение на ядерных установках и в пунктах хранения ядерных материалов первичной физической инвентаризации; 8) предусмотреть возможность осуществления сотрудничества в рамках международных соглашений и программ (проектов). 6. Система государственного учета и контроля ядерных материалов вводится в действие поэтапно, начиная с наиболее потенциально опасных ядерных материалов, подлежащих учету и контролю. 7. Система государственного учета и контроля ядерных материалов включает в себя органы управления, обеспечивающие ее функционирование на федеральном и ведомственном уровнях, информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, деятельность которых регламентируется нормативными правовыми актами, а также инженерно-технические средства. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов осуществляет Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности. 8. Органами управления системы государственного учета и контроля ядерных материалов являются: на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по атомной энергии; на ведомственном уровне - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии, и Российская академия наук, имеющие подведомственные организации, деятельность которых связана с производством, использованием, переработкой, хранением и транспортировкой ядерных материалов. В эксплуатирующей организации учет и контроль ядерных материалов обеспечивает администрация этой организации. 9. Порядок ведения государственного учета и контроля ядерных материалов регламентируется положением о государственном учете и контроле ядерных материалов, утверждаемым в установленном порядке. 10. Учету и контролю в Российской Федерации подлежат ядерные и специальные неядерные материалы по перечню согласно приложению. Перечень ядерных и специальных неядерных материалов, подлежащих учету и контролю в Российской Федерации, определяется, дополняется и изменяется Правительством Российской Федерации. Минимальное количество ядерных материалов, начиная с которого они подлежат государственному учету и контролю, устанавливается федеральными нормами и правилами в области учета и контроля ядерных материалов. 11. Государственный учет и контроль ядерных материалов, находящихся на территории Российской Федерации, осуществляется на федеральном и ведомственном уровнях в соответствии с федеральными и ведомственными нормами и правилами. На федеральном уровне систематизируются сведения по Российской Федерации в целом, а также по федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление использованием атомной энергии, Российской академии наук, государственному научному центру Российской Федерации - Российскому научному центру «Курчатовский институт» и эксплуатирующим организациям, не входящим в их ведение. На ведомственном уровне систематизируются сведения по конкретным федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление использованием атомной энергии, и Российской академии наук, а также по подведомственным им эксплуатирующим организациям и по зонам баланса материалов этих организаций. Учет и контроль ядерных материалов в эксплуатирующих организациях и в зонах баланса материалов этих организаций проводятся в соответствии с федеральными и ведомственными нормами и правилами, а также нормативными актами эксплуатирующих организаций. Порядок организации и проведения физической инвентаризации с целью определения фактического количества ядерных материалов, имеющихся в наличии в зонах баланса материалов, периодичность ее проведения и объем устанавливаются федеральными нормами и правилами в области учета и контроля ядерных материалов. 12. Министерство Российской Федерации по атомной энергии в пределах своих полномочий обеспечивает: 1) государственный учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне; 2) государственный учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне в отношении подведомственных организаций, осуществляющих деятельность по производству, использованию, переработке, хранению и транспортировке ядерных материалов; 3) разработку в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, проектов федеральных норм и правил учета и контроля ядерных материалов, а также разработку и утверждение ведомственных нормативных правовых актов по вопросам учета и контроля ядерных материалов; 4) разработку совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Российской академией наук и государственным научным центром Российской Федерации - Российским научным центром «Курчатовский институт» и утверждение общего технического проекта системы государственного учета и контроля ядерных материалов; 5) проведение работ, связанных с созданием, функционированием, методическим обеспечением и совершенствованием системы государственного учета и контроля ядерных материалов, а также создание при необходимости межведомственных советов (комиссий) для координации деятельности в этой области; 6) организацию и координацию работ по государственному учету и контролю ядерных материалов на федеральном и ведомственном уровнях; 7) ведение государственного регистра ядерных материалов; 8) представление органам государственной власти Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление использованием атомной энергии, государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти соответствующей информации, необходимой для выполнения ими своих полномочий; 9) сбор и анализ информации в области государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном уровне; 10) создание федеральной автоматизированной информационной системы государственного учета и контроля ядерных материалов; 11) проведение научных, методических и технических разработок в области создания, функционирования и совершенствования системы государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственном уровнях, а также в эксплуатирующих организациях; 12) координацию работы федеральных органов исполнительной власти по подготовке нормативных правовых актов по вопросам обеспечения государственного учета и контроля ядерных материалов; 13) деятельность информационно-аналитических организаций и центров сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающих функционирование системы государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном уровне; 14) разработку и утверждение в установленном порядке типовых форм документации, необходимой для организации государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственном уровнях, а также в эксплуатирующих организациях; 15) подготовку совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации специалистов по учету и контролю ядерных материалов. 13. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности в пределах своих полномочий обеспечивает: 1) государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности при осуществлении государственного учета и контроля ядерных материалов; 2) разработку, утверждение и введение в действие в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, федеральных норм и правил по вопросам учета и контроля ядерных материалов; 3) организацию и осуществление надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов, включая проведение инспекций для проверки состояния учета и контроля ядерных материалов и их наличия на территории Российской Федерации; 4) подготовку специалистов по надзору за системой государственного учета и контроля ядерных материалов. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности участвует в проведении научных, методических и технических разработок в области создания, функционирования и совершенствования системы государственного учета и контроля ядерных материалов. 14. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии, и Российская академия наук, имеющие подведомственные организации, деятельность которых связана с производством, использованием, переработкой, хранением и транспортировкой ядерных материалов, в пределах своих полномочий обеспечивают: 1) государственный учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне; 2) разработку в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, проектов федеральных норм и правил учета и контроля ядерных материалов, а также разработку и утверждение ведомственных нормативных правовых актов по вопросам учета и контроля ядерных материалов; 3) деятельность информационно-аналитических организаций и центров сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающих функционирование системы государственного учета и контроля ядерных материалов на ведомственном уровне; 4) представление информации о государственном учете и контроле ядерных материалов на ведомственном уровне в информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающие функционирование системы государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном уровне; 5) проведение научных, методических и технических разработок в области создания, функционирования и совершенствования системы государственного учета и контроля ядерных материалов; 6) подготовку совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации специалистов по учету и контролю ядерных материалов. 15. Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации в пределах своих полномочий проводят соответствующую деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию незаконных действий в отношении ядерных материалов. 16. Государственный таможенный комитет Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает: 1) осуществление таможенного оформления и таможенного контроля ядерных материалов при перемещении их через таможенную границу Российской Федерации; 2) разработку и реализацию системы мер по пресечению незаконного перемещения ядерных материалов через таможенную границу Российской Федерации; 3) учет и контроль ядерных материалов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации; 4) представление информации о ядерных материалах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающие функционирование системы государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном уровне. 17. Министерство иностранных дел Российской Федерации в пределах своих полномочий совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечивает выполнение международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия. 18. Государственный научный центр Российской Федерации - Российский научный центр «Курчатовский институт» и эксплуатирующие организации независимо от организационно-правовой формы обеспечивают: 1) учет и контроль ядерных материалов по зонам баланса материалов; 2) разработку соответствующих инструкций по осуществлению учета и контроля ядерных материалов; 3) соблюдение федеральных и ведомственных норм и правил учета и контроля ядерных материалов; 4) представление информации об учете и контроле ядерных материалов в информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающие функционирование системы государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственном (при ведомственном подчинении организации) уровнях; 5) оснащение техническими средствами и оборудованием для проведения измерений характеристик ядерных материалов. 19. Объем и порядок предоставления сведений в области учета и контроля ядерных материалов, не составляющих государственную тайну, организациям, в том числе общественным организациям, и гражданам определяются законодательством Российской Федерации. Приложение Перечень ядерных и специальных неядерных материалов, подлежащих учету и контролю в Российской Федерации Ядерные материалы Плутоний Уран (за исключением урана, содержащегося в руде) Торий (за исключением тория, содержащегося в руде) Нуклиды: нептуний-237 америций-241 америций-243 калифорний-252 Специальные неядерные материалы Дейтерий Тритий Нуклид литий-6 Примечание. Материалы, указанные в настоящем перечне, подлежат государственному учету и контролю независимо от химического соединения, в которое они входят, и их физического состояния.
| ||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |