| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) РУКОВОДСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ Утверждено Постановлением Госатомнадзора России от 18 октября 2000 г. № 12
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С
РБ-010-2000
Введено в действие с 1 января 2001 г.
МОСКВА 2000
Настоящее руководство «Обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами судов и иных плавсредств с ядерными реакторами и радиационными источниками» предназначено для специалистов эксплуатирующих организаций и организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги эксплуатирующим организациям, а также для специалистов Госатомнадзора России в качестве рекомендаций по обеспечению безопасности при обращении с радиоактивными отходами судов и иных плавсредств с ядерными реакторами и радиационными источниками, при проектировании, постройке (сооружении), вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации судов и иных плавсредств с ядерными реакторами и радиационными источниками и их базовых (береговых) средств обеспечения. Нормативный документ выпускается впервые. Нормативный документ разработан Кудрявцевым Л.И., Лаппо В.В., Шарафутдиновым Р.В., Шемпелевым В.П., Шульгиным А.Я. (НТЦ ЯРБ Госатомнадзора России) при участии Коршуновой С.Ю., Маркарова В.Г., Лаухина Е.В. (Госатомнадзор России). При разработке нормативного документа рассмотрены и учтены замечания АО ЦНИИ МФ, Российского Морского Регистра судоходства, ГИ «ВНИПИЭТ», концерна «Росэнергоатом», ОКБМ, ОАО «Мурманское морское пароходство», ЦНИИ им. А.Н. Крылова, РНЦ «Курчатовский институт», ФУМБ и ЭП при Минздраве России, Госкомэкологии России, ДБЧС Минатома России.
СОДЕРЖАНИЕ ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙГРО - газообразные радиоактивные отходы ЖРО - жидкие радиоактивные отходы РАО - радиоактивные отходы РАО судов - радиоактивные отходы судов и иных плавсредств с ядерными реакторами и радиационными источниками РТП - ремонтно-технологическое предприятие судов и иных плавсредств с ядерными реакторами и радиационными источниками суда АТО - суда атомно-технологического обслуживания ТРО - твердые радиоактивные отходы ЯЭУ - ядерная энергетическая установка 1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯВ настоящем Руководстве применяются термины и определения, приведенные в федеральных нормах и правилах «Общие положения обеспечения безопасности ядерных энергетических установок судов», «Сбор, переработка, хранение и кондиционирование жидких радиоактивных отходов. Требования безопасности», «Сбор, переработка, хранение и кондиционирование твердых радиоактивных отходов. Требования безопасности», «Обращение с газообразными отходами. Требования безопасности», Нормах радиационной безопасности НРБ-99 (далее - НРБ-99). 2. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ2.1. Настоящее Руководство развивает и конкретизирует требования раздела 5 «Общих положений обеспечения безопасности ядерных энергетических установок судов», а также требования и понятия, приведенные в федеральных нормах и правилах «Сбор, переработка, хранение и кондиционирование жидких радиоактивных отходов. Требования безопасности», «Сбор, переработка, хранение и кондиционирование твердых радиоактивных отходов. Требования безопасности», «Обращение с газообразными отходами. Требования безопасности» и содержит рекомендации по выполнению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии при обеспечении безопасности в процессе обращения с РАО судов. 2.2. Настоящее Руководство распространяется на проектируемые, сооружаемые, эксплуатируемые и выводимые из эксплуатации суда и иные плавсредства с ядерными реакторами и радиационными источниками и их базовые (береговые) объекты обеспечения при обращении с РАО. 2.3. Настоящее Руководство не распространяется на обращение с отработавшим ядерным топливом судов и захоронение РАО. 2.4. Настоящее Руководство предназначено для специалистов эксплуатирующих организаций и организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги эксплуатирующим организациям, а также для специалистов Госатомнадзора России в качестве рекомендаций по обеспечению безопасности при обращении с РАО судов. 3. КЛАССИФИКАЦИЯ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ СУДОВ И ИНЫХ ПЛАВСРЕДСТВ С ЯДЕРНЫМИ РЕАКТОРАМИ И РАДИАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИХ СБОРЕ3.1. Критерии отнесения отходов к РАО, их классификация по величине объемной (удельной) активности и способу захоронения устанавливаются федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии. Классификация РАО судов производится для выбора дальнейшей схемы обращения с РАО. 3.2. РАО судов классифицируются по величине объемной (удельной) активности, агрегатному состоянию, содержанию в них радионуклидов, физико-химическим свойствам и способу переработки. 3.3. По агрегатному состоянию РАО судов подразделяются на жидкие, твердые и газообразные. 3.4. ЖРО судов классифицируются в зависимости от: • объемной активности - на отходы низкого, среднего и высокого уровня активности; • химической природы - на органические (масла, эмульсии масел в воде, растворов детергентов, экстрагентов и т.п.) и неорганические, в том числе малосолевые (с содержанием солей менее 1 г/л, к ним относятся дренажные контурные воды, воды промывки контуров, воды, образующиеся при перегрузке ионообменных фильтров I и III контуров, воды хранилищ отработавшего ядерного топлива) и солевые водные растворы (с содержанием солей более 1 г/л, к ним относятся дезактивационные воды, трапные воды, воды спецпрачечных, санпропускников). Солевые ЖРО судов делятся на кислые (рН < 7) и щелочные (рН > 7). 3.5. ТРО судов классифицируются в зависимости от: • величины удельной активности; • физической природы - на горючие и негорючие; • метода переработки - на подлежащие: прессованию (прессуемые), сжиганию (сжигаемые), переплавке (переплавляемые), измельчению (измельчаемые) и неперерабатываемые. 3.6. ГРО судов классифицируются в зависимости от: • радионуклидного состава - на содержащие альфа-активные и (или) трансурановые радионуклиды, содержащие бета - и гамма-излучающие радионуклиды; • физического состояния - на аэрозоли (туман, дым и пыль), радионуклиды йода, инертные радиоактивные газы, парогазовые смеси радиоактивных веществ. 4. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ СУДОВ И ИНЫХ ПЛАВСРЕДСТВ С ЯДЕРНЫМИ РЕАКТОРАМИ И РАДИАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ4.1. Для обеспечения радиационной безопасности при обращении с РАО судов следует предусмотреть все необходимые меры, по выполнению следующих принципов: • непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения работников (персонала) и населения от всех источников ионизирующего излучения (принцип нормирования); • поддержание на возможно низком уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц из населения (принцип оптимизации); • запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением (принцип обоснования). 4.2. Безопасность при обращении с РАО судов следует обеспечивать путем реализации принципа глубокоэшелонированной защиты, основанного на применении системы физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и радиоактивных веществ в окружающую среду, системы технических и организационных мер по защите и сохранению эффективности системы физических барьеров, а также по защите работников (персонала), населения и окружающей среды. Система физических барьеров при обращении с РАО судов включает физико-химическую форму кондиционированных РАО судов, герметичные ограждения помещений и хранилищ, оборудование и трубопроводы, содержащие РАО судов. 4.3. При нормальной эксплуатации (класс состояния судна КС-1 или КС-2) все физические барьеры должны быть работоспособными, а меры по их защите должны находиться в состоянии готовности. При выявлении неработоспособности любого из физических барьеров или неготовности мер по его защите система обращения с РАО должна быть выведена из работы, а ЯЭУ судна приведено в состояние, удовлетворяющее требованиям Общих положений обеспечения безопасности ядерных энергетических установок судов. Технические решения по системе физических барьеров при обращении с РАО судов, система технических средств и организационных мер по защите и сохранению эффективности системы физических барьеров, а также по защите работников (персонала), населения и окружающей среды устанавливаются и обосновываются в проекте судна в соответствии с требованиями Общих положений обеспечения безопасности ядерных энергетических установок судов. 4.4. В системе технических средств и организационных мер по защите и сохранению эффективности системы физических барьеров, а также по защите работников (персонала), населения и окружающей среды при обращении с РАО судов следует предусматривать: • проектирование на основе консервативного подхода систем обращения с РАО судов, обеспечивающих безопасность при их сборе, приеме (передаче), переработке, кондиционировании, транспортировании и хранении; • необходимое качество изготовления оборудования, трубопроводов и других элементов систем обращения с РАО; • удержание РАО судов в пределах физических барьеров на пути их возможного распространения в окружающую среду; • подбор работников (персонала) и необходимый уровень их подготовки; • предотвращение радиационных аварий и смягчение последствий, если они произойдут; • разработку технических решений по обеспечению пожарной безопасности при обращении с РАО судов. 4.5. Технические средства и организационные меры по обеспечению радиационной безопасности при сборе, переработке, хранении и кондиционировании РАО на судах и базовых (береговых) объектах их обеспечения следует определять, исходя из максимальной допустимой активности РАО на судах и указанных объектах, и ограничивать радиационное воздействие на работников (персонал), население и окружающую среду уровнями, установленными НРБ-99 и другими федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии. 4.6. Системы обращения с РАО на судах должны обеспечивать безопасный сбор и хранение РАО судов, образующихся при всех режимах нормальной эксплуатации и при проектных авариях, их передачу на базовые (береговые) объекты обеспечения и (или) на специально оборудованные суда атомно-технологического обслуживания или плавемкости. 4.7. Системы обращения с РАО на базовых (береговых) объектах их обеспечения должны гарантировать прием, переработку, хранение и кондиционирование РАО судов, образующихся при всех режимах эксплуатации и при авариях на судах, включая запроектные. 5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ ОБРАЩЕНИЯ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ СУДОВ И ИНЫХ ПЛАВСРЕДСТВ С ЯДЕРНЫМИ РЕАКТОРАМИ И РАДИАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ5.1. Общие положения5.1.1. Системы обращения с РАО судов должны проектироваться в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, правилами Российского Морского Регистра судоходства (Правилами классификации и постройки судов атомно-технологического обслуживания) и рекомендациями настоящего Руководства. 5.1.2. Проектом должно быть предусмотрено безопасное и надежное обращение со всеми видами образующихся РАО при всех классах состояния судна (КС-1 - КС-4). 5.1.3. Устройство и надежность систем (элементов) обращения с РАО судов должны являться объектами деятельности эксплуатирующих организаций и (или) организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги эксплуатирующим организациям, по обеспечению качества в соответствии с программой обеспечения качества и согласно требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и других нормативных документов. 5.1.4. При выполнении программы обеспечения качества основное внимание рекомендуется обращать на: • организацию эффективной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации работников (персонала); • минимизацию образующихся РАО судов по величине их активности, массе и объему; • контроль качества поставляемого оборудования, комплектующих изделий и материалов; • получение достоверной и полной информации о количественном и качественном составе РАО судов в местах их образования, сбора, переработки, хранения и кондиционирования; • организацию контроля качества проведения технологических процессов при сборе, переработке, хранении и кондиционировании РАО судов; • установление системы критериев качества РАО, которым РАО судов должны отвечать после сбора, переработки, хранения и кондиционирования; • использование метрологически аттестованных методик контроля качества РАО судов и испытаний упаковок кондиционированных отходов; • организацию контроля качества РАО судов и упаковок кондиционированных отходов; • организацию эффективной системы записей и хранения документации при сборе, переработке, хранении и кондиционировании РАО судов, включая идентификационную маркировку упаковок РАО. 5.1.5. В проекте необходимо предусматривать разделение систем обращения с РАО судов и систем, не содержащих радиоактивных веществ. 5.1.6. В проектной документации рекомендуется отражать: • источники образования, количество и физико-химический состав РАО судов; • методы разделения и сортировки РАО судов; • годовое плановое и аварийное количество образующихся РАО судов, их активность по отдельным радионуклидам; • обоснование выбора систем обращения с РАО судов; • кондиционирование РАО судов; методы контроля химического и радионуклидного состава РАО судов и контроля качества физико-химических форм кондиционированных РАО судов; • обоснование надежности защитных барьеров; • условия безопасной эксплуатации систем обращения с РАО судов и мероприятия, которые необходимо провести в случае нарушения этих условий. 5.1.7. В системе обращения с РАО судов следует предусматривать возможность прямого и полного контроля параметров процессов на соответствие проектным характеристикам. 5.1.8. Сбор РАО судов следует проводить с одновременным учетом всех требований к обеспечению безопасности, относящихся к конкретному виду РАО, в последовательности, гарантирующей минимально возможное облучение работников (персонала). Последовательность операций по сбору РАО судов следует устанавливать в проекте ЯЭУ судна и обосновывать в Общих положениях обеспечения безопасности ядерных энергетических установок судов. 5.1.9. При выборе методов переработки РАО судов рекомендуется использовать безотходные и (или) малоотходные технологии и замкнутые технологические циклы. 5.1.10. Проектом следует предусматривать: • отделение при сортировке нерадиоактивных отходов от радиоактивных; • предварительный отбор проб на всех стадиях обращения с радиоактивными и нерадиоактивными отходами; • надежное и безопасное хранение реагентов, используемых при переработке РАО судов; • обеспечение пожаро- и взрывобезопасности в соответствии с требованиями специальных норм и правил, создание систем пожарной сигнализации и пожаротушения с автоматическим запуском и по команде оператора; • радиационный контроль на всех стадиях обращения с РАО судов. 5.1.11. В проекте необходимо предусматривать компоновку оборудования, обеспечивающую удобство при эксплуатации и ремонте, в том числе: • сбор протечек и просыпей, исключающий распространение радиоактивных веществ за пределы защитных барьеров; • минимально возможную протяженность трубопроводов и минимально возможное количество запорных устройств, разъемных соединений, недренируемых застойных зон; • обеспечение трубопроводов, транспортирующих высокосолевые ЖРО, смолы, шлаки и другие аналогичные среды, устройствами для промывки. 5.1.12. Для повышения безопасности обслуживания и ремонта оборудования в проекте рекомендуется предусматривать возможность дезактивации и (или) удаления оборудования и трубопроводов. 5.1.13. Системы обращения с РАО судов необходимо оснащать автоматическими устройствами и измерительными приборами, позволяющими осуществлять аппаратурно-технологический контроль процесса обращения с РАО, эффективно управлять им и предотвращать неконтролируемое поступление радиоактивных веществ в окружающую среду при всех проектных режимах работы, включая аварийные. Для этого в проекте необходимо предусмотреть: • регистрацию (запись) всех параметров, необходимых для управления процессами, оборудованием, узлами системы и контроля за ними; • предупредительную и аварийную сигнализацию, соответствующие блокировки и защиты; • автоматизированное управление пуском, эксплуатацией и остановкой оборудования и элементов системы; • ввод соответствующей программы в действие по команде оператора и (или) соответствующими системами защиты и блокировки. 5.1.14. В проекте следует предусмотреть хранилища для безопасного и надежного хранения всех РАО судов и установить сроки хранения некондиционированных и кондиционированных радиоактивных отходов. Конструкция хранилищ должна предотвращать выход радиоактивных веществ в окружающую среду выше пределов, установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, при нормальных условиях эксплуатации и при проектных авариях. 5.1.15. В проекте необходимо предусмотреть безопасное транспортирование РАО по судну и их передачу на суда атомного-технологического обслуживания и (или) базовые (береговые) емкости, хранилища и (или) площадки, в том числе: • использование подъемно-транспортного оборудования, его обслуживание, ревизию, ремонт и дезактивацию; • применение биологической защиты; • использование специального транспорта (судов) для транспортирования РАО судов; • транспортирование РАО по наиболее коротким маршрутам в соответствии с технологической схемой транспортирования по судну, хранилищам (площадкам) в пунктах базирования, перезарядки и ремонта. 5.1.16. Проектом должна быть предусмотрена возможность транспортирования кондиционированных РАО судов на захоронение. Конструкции и конструкционные материалы контейнеров должны иметь механическую прочность и устойчивость к коррозионным разрушениям (внутренним и внешним), достаточные для гарантии сохранности формы РАО судов во время их транспортирования на судах, по судну, площадкам в пунктах базирования, перезарядки и ремонта, а также транспортирования РАО судов на захоронение. 5.1.17. Проектом следует предусмотреть радиационный контроль, включающий в себя дозиметрический контроль работников (персонала), аппаратурно-технологический контроль, обеспечивающий измерение мощностей доз гамма-излучения, концентрацию аэрозольной и газовой активности, за элементами системы обращения с РАО судов, местами их хранения и средствами транспортирования. 5.1.18. На упаковках РАО судов рекомендуется иметь маркировку, определенную федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии. К упаковке прилагается сопроводительный документ, содержащий следующую информацию: • источник поступления (код или наименование судна); • тип и номер контейнера, данные о его сертификации; • индивидуальный номер упаковки; • вид РАО (качественный и количественный состав); • удельная и суммарная активность РАО в упаковке; • дата закрытия упаковки; • дата помещения упаковки в хранилище судна или РТП (на площадку пункта базирования, перезарядки и ремонта) на хранение; • дата и место отправления упаковки с РАО на захоронение, дата и номер паспорта на передачу РАО; • расчетное время распада находящихся в упаковке радионуклидов до безопасного уровня. Эти данные документируются эксплуатирующей организацией. 5.1.19. Величина мощности дозы гамма-излучения на поверхности упаковки и поверхностной загрязненности упаковки регламентируется федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии. 5.1.20. При проектировании систем обращения с РАО судов следует учитывать возможность вывода их из эксплуатации. 5.2. Системы обращения с жидкими радиоактивными отходами5.2.1. При проектировании систем обращения с ЖРО судов следует предусматривать: • обеспечение радиационной безопасности работников (персонала) и населения при сборе, переработке, временном хранении, приеме и передаче ЖРО на судне; • исключение несанкционированного сброса контурных вод; • предотвращение загрязнения ЖРО технологических сред ЯЭУ судов; • установление на основе федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и НРБ-99 допустимого сброса радионуклидов в хозяйственно-фекальную канализацию и море; • недопущение несанкционированных сбросов ЖРО судов в море (другие водные объекты), на поверхность земли, при передаче ЖРО в береговые емкости (цистерны), наличие запорной арматуры, исключающей возможность запрещенного сброса ЖРО; • очистка всех сбросов с судов, которые могут привести к накоплению радиоактивных веществ в окружающей среде выше пределов, установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии; • наличие на судне (в пунктах базирования, перезарядки и ремонта) системы, обеспечивающей организованный сбор, сортировку и раздельное временное хранение всех образующихся на судне ЖРО в зависимости от их объемной активности, химической природы и фазового состояния; • наличие на судне (в пунктах базирования, перезарядки и ремонта) системы емкостей для приема, хранения и передачи на последующую переработку ЖРО судов. Конструкции и конструкционные материалы емкостей (цистерн) должны обеспечивать срок службы не менее срока эксплуатации судна. Береговые емкости (цистерны) и (или) плавучие емкости в пунктах базирования, перезарядки и ремонта должны обеспечивать не менее чем трехмесячную технологическую выдержку ЖРО судов до их переработки для распада короткоживущих радионуклидов; • автономное закрытие емкостей (цистерн) с раздельными коллекторами, исключение конструктивно возможности перелива ЖРО судов из емкостей (цистерн); • наличие систем переработки всех ЖРО судов с целью сокращения их объема и кондиционирования. 5.2.2. Береговую емкость (цистерну) для хранения ЖРО судов следует оснащать: • трубопроводами и арматурой для приема ЖРО судов, направления ЖРО судов на кондиционирование, передачи и (или) полного опорожнения; • аппаратурно-технологическим контролем (температура, давление, уровень в емкости, сигнализация верхнего уровня в емкости), включая контроль протечек ЖРО судов из емкости (цистерны); • радиационным контролем (мощность дозы гамма-излучения); • безопасными устройствами (с точки зрения радиационной защиты и недопущения пролива отобранных проб), позволяющими производить отбор проб по всему объему емкости (цистерны); • устройствами для дисперсирования и удаления шлака (осадка) и отложений; • оборудованием и трубопроводами для перекачки растворов, шламов, сорбентов и смол из одной емкости в другие; • трубопроводом перелива, объединенным с резервной емкостью, с диаметром, большим, чем у приемного трубопровода; • технологической сдувкой под разряжением, связанной с системой технологических сдувок и предотвращающей образование взрыво- и пожароопасных концентраций водорода в свободном объеме емкости (цистерны); • средствами автоматического непрерывного контроля водорода, предупредительной и аварийной сигнализацией, автоматическими средствами пожарной сигнализации и пожаротушения; • устройствами, не допускающими повреждение емкостей (цистерн) путем повышения в них давления и (или) их вакуумирования. Конструкция емкостей (цистерн) должна позволять вести поиск мест протечек и выполнение ремонта. 5.2.3. В помещениях береговых емкостей (цистерн), предназначенных для приема и хранения ЖРО судов, необходимо иметь не менее чем трехслойную гидроизоляцию и облицовку из нержавеющей стали. Объем облицованного помещения должен вмещать все количество ЖРО, находящихся в емкостях. 5.2.4. Рекомендуемое расстояние между уровнем дна береговой емкости (цистерны) и уровнем подземных вод должно быть не менее 4 м. Вокруг помещений с емкостями целесообразно иметь контрольно-наблюдательные скважины для отбора проб грунтовых вод. Количество и расположение наблюдательных скважин устанавливается в соответствии с санитарными правилами. 5.2.5. В помещениях береговых емкостей (цистерн) необходимо предусмотреть: • радиационный контроль (мощности дозы гамма-излучения); • сигнализацию протечек из емкостей; • систему сбора и возврата протечек; • вентиляцию (аэрозольные фильтры очистки воздуха); • возможность дезактивации. Водно-химический режим в береговых емкостях (цистернах) не должен приводить к интенсивным коррозионным процессам. 5.2.6. Проектом следует предусмотреть резервные емкости (береговые, плавучие, суда атомно-технологического обслуживания), способные принять и временно хранить ЖРО судов, образовавшиеся в результате аварий. Минимальный резервный объем емкостей следует обосновать в проекте. На резервные емкости временного хранения и помещения, в которых они установлены, распространяются те же требования, что и на основные емкости. 5.2.7. В проекте следует предусмотреть контроль за состоянием ЖРО судов на всех этапах обращения с ними, в том числе: • радиационный и технологический контроль всех сбросов с судов в окружающую среду; • контроль ЖРО судов, поступающих в места сбора и хранения; • контроль ЖРО судов, поступающих на кондиционирование; • контроль качества кондиционированных РАО судов; • контроль активности и радионуклидного состава кондиционированных РАО судов. 5.2.8. Сборники (цистерны, емкости, сосуды, контейнеры) ЖРО судов следует располагать как можно ближе к месту образования отходов. 5.2.9. При обращении с ЖРО на судах следует предотвращать их слив в море, общесудовые цистерны (емкости), не предназначенные для ЖРО, на базовых (береговых) объектах обеспечения судов (РТП) в системы хозяйственно-фекальной канализации, производственно-ливневой канализации, поверхностные водоемы, поглощающие ямы, колодцы, скважины и на поверхность земли. Допустимое содержание радионуклидов в сточных водах устанавливается нормами и правилами радиационной безопасности. 5.3. Системы обращения с твердыми радиоактивными отходами5.3.1. В проекте систем обращения с ТРО судов следует предусмотреть: • сбор нерадиоактивных отходов отдельно от радиоактивных в специально отведенных для этого местах за пределами зоны строгого режима; • сбор ТРО в специально оборудованных для этих целей помещениях, расположение мест сбора ТРО судов и контейнеров (сборников) как можно ближе к месту их образования; • сортировку ТРО судов в соответствии с их классификацией; • использование контейнеров (упаковок), подъемно-транспортного оборудования и специального транспорта (судов) для транспортирования ТРО. 5.3.2. С целью сокращения объема ТРО судов все виды сжигаемых ТРО, принятых с судов на базовые (береговые) объекты их обеспечения (РТП), целесообразно прессовать. Перерабатывать методом прессования следует ТРО, если система барьеров обеспечивает радиационную безопасность работников (персонала) при прессовании и при обращении с прессованными ТРО судов. Прессованные ТРО судов необходимо укладывать в сертифицированные контейнеры. 5.3.3. ТРО судов, не подлежащие прессованию, с целью их уменьшения перед кондиционированием целесообразно перерабатывать путем резки и (или) измельчения. 5.3.4. Перерабатывать методом сжигания следует ТРО судов, если система барьеров обеспечивает радиационную безопасность работников (персонала) и населения при сжигании РАО и при обращении с продуктами их сжигания. 5.3.5. Мелкодисперсные и пылевидные ТРО судов следует переводить в монолитную форму. 5.3.6. Проектом необходимо предусмотреть хранилища для некондиционированных и кондиционированных ТРО на объектах обеспечения судов, в пунктах их базирования, перезарядки и ремонта. Барьеры хранилищ должны исключать поступление радионуклидов в окружающую среду выше пределов, установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, при нормальной эксплуатации и проектных авариях. При проектировании хранилищ следует предусмотреть: • оборудование для извлечения из хранилищ некондиционированных ТРО судов; • возможность осмотра, ревизии и извлечения из хранилищ упаковок кондиционированных РАО судов; • дистанционное управление перемещением упаковок в случае повышенных мощностей доз гамма-излучения; • поддержание климатических условий хранения РАО в допустимых пределах, условия хранения не должны приводить к разрушению упаковок и изменению формы некондиционированных ТРО и отвержденных РАО; • возможность увеличения объема емкостей хранилищ или сооружения дополнительных хранилищ; • возможность транспортирования базового контейнера через люковые закрытия судна. 5.3.7. В проекте необходимо предусмотреть радиационный и аппаратурно-технологический контроль за состоянием ТРО на всех этапах обращения с ними, включая контроль: • сортировки ТРО в соответствии с их классификацией; • ТРО, поступающих на переработку; • качества кондиционированных ТРО; • качества кондиционированных отвержденных РАО; • активности и радионуклидного состава кондиционированных ТРО; • активности и радионуклидного состава кондиционированных отвержденных РАО. 5.3.8. ТРО судов следует собирать раздельно, предварительно рассортировав их в зависимости от: • периода полураспада радионуклидов (менее 15 суток, более 15 суток); • величины удельной активности; • состава - на смешанные и несмешанные; • физической природы - на горючие (сжигаемые, легковоспламеняющиеся, взрыво- и пожароопасные) и негорючие; • метода переработки - на прессуемые, сжигаемые, переплавляемые, измельчаемые и неперерабатываемые. 5.3.9. Сбор ТРО судов следует проводить в специально отведенных и оборудованных местах. Места сбора ТРО и сборники (контейнеры) ТРО следует располагать как можно ближе к месту образования отходов. 5.3.10. При сборе ТРО следует использовать контейнеры (емкости), обеспечивающие радиационную защиту работников (персонала) и имеющие маркировку и надписи, характеризующие ТРО судов и методы их дальнейшей переработки. Требования к контейнерам ТРО судов устанавливаются нормативными документами. 5.3.11. ТРО судов, содержащие только радионуклиды с периодом полураспада менее 15 суток, следует собирать отдельно и выдерживать их в местах временного хранения до снижения удельной активности до значений, приведенных в НРБ-99. 5.3.12. Поверхности не подлежащих переработке металлических ТРО судов больших размеров следует подвергать дезактивации. 5.3.13. При сборе металлические ТРО судов, подлежащие переплавке, следует отделять от ТРО других видов, при этом их необходимо предварительно рассортировывать по типам и маркам материалов, сталей и сплавов. 5.3.14. Металлические ТРО судов с низким уровнем удельной активности и поверхностного загрязнения следует направлять на дезактивацию. Дезактивированные ТРО судов следует подвергать радиометрическому контролю, по результатам которого их необходимо направлять на дальнейшую переработку, хранение и (или) захоронение либо переводить в категорию нерадиоактивных отходов. Требования к средствам и методам дезактивации металлических ТРО судов, радиометрическому контролю ТРО судов устанавливаются нормативными документами. 5.3.15. Сбор отработавших закрытых радионуклидных источников ионизирующего излучения требуется проводить отдельно от ТРО судов других типов в специально предназначенных помещениях. Отработавшие закрытые радионуклидные источники ионизирующего излучения следует собирать в специальные контейнеры завода-изготовителя радионуклидного источника ионизирующего излучения. 5.4. Системы обращения с газообразными радиоактивными отходами5.4.1. Целью обеспечения безопасности при обращении с ГРО является предотвращение выброса радиоактивных веществ в окружающую среду в количествах, превышающих допустимые выбросы, установленные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии. Системы обращения с ГРО судов должны обеспечивать очистку газов от радиоактивных аэрозолей, инертных газов, паров йода и его соединений. При проектировании следует учитывать все возможные источники постоянного и периодического поступления ГРО судов в системы технологических сдувок и в воздух вентилируемых помещений. 5.4.2. В проекте систем обращения с ГРО судов необходимо предусмотреть: • максимально возможное снижение содержания радионуклидов в ГРО судов; • организованные технологические сдувки, объединение потоков ГРО; • очистку технологических сдувок от радиоактивных газов и аэрозолей перед выбросом в атмосферу; • обоснование производительности систем очистки ГРО судов и эффективности используемых методов и исключение возможности превышения допустимых уровней выброса радиоактивных веществ во всех классах состояния судна КС-1 - КС-4; • системы газоочистки, приводимые в действие в случае проектных аварий на судне (аварийные системы газоочистки) с целью обеспечения непревышения допустимого выброса радиоактивных веществ в атмосферу; • организованный выброс технологических сдувок после их очистки или выдержки в специальные вентиляционные трубы, непрерывный контроль расхода и объемной активности выбрасываемого воздуха; • установление допустимого выброса радионуклидов на основе квоты от дозовых пределов, определенного федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии; • возможность организации местных систем газоочистки; средства и методы периодического контроля соответствия эксплуатируемого оборудования систем газоочистки паспортным данным; • средства и методы предотвращения образования взрывоопасных концентраций водорода (дожигание водорода, разбавление инертными газами) в системах обращения с ГРО судов. 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ ОБРАЩЕНИЯ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ СУДОВ И ИНЫХ ПЛАВСРЕДСТВ С ЯДЕРНЫМИ РЕАКТОРАМИ И РАДИАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ6.1. Эксплуатацию систем обращения с РАО судов следует проводить в соответствии с регламентами и инструкциями, разрабатываемыми согласно проекту, допущенными к исполнению обязанностей работниками (персоналом) и в соответствии с условиями действия лицензии Госатомнадзора России. 6.2. К началу эксплуатации судна необходимо обеспечить условия для сбора, переработки и хранения РАО судов в запланированных проектом объемах. 6.3. Эксплуатирующая организация должна разработать в рамках общей программы обеспечения качества на суда и базовые (береговые) объекты их обеспечения программу обеспечения качества при обращении с РАО. 6.4. В процессе эксплуатации судов и базовых систем их обеспечения эксплуатирующей организации следует: • организовать эффективное управление всеми видами деятельности по эксплуатации и обслуживанию систем обращения с РАО, направленное на предотвращение аварий и своевременную переработку РАО судов, исключающую их незапланированное накопление; • не допускать не предусмотренного проектом хранения РАО судов в некондиционированном виде; • эксплуатировать ЯЭУ судов с минимальным образованием РАО как по величине их активности, так и по количеству; • обеспечить снижение количества образующихся РАО судов; • повышать культуру безопасности и квалификацию работников (персонала); • разработать инструкции по обращению с РАО судов; • ежегодно проводить анализ безопасности при обращении с РАО судов и включать полученные данные в годовой отчет; • не допускать неконтролируемые выбросы в атмосферу и сбросы с судов в море и другие водные объекты, на поверхность земли, а также в системы хозяйственно-фекальной и производственной канализации. 6.5. Транспортирование РАО по судну должно производиться по установленным проектом маршрутам в соответствии с технологической схемой транспортирования с использованием радиозащитных упаковок (контейнеров). Малоактивные ТРО, которые могут накапливаться и временно храниться на судах в период эксплуатации (инструмент, мелкая арматура, гайки, шайбы, прокладки, лабораторная посуда, временная оснастка, мелкое электрооборудование, обрезы, техническая грязь, уборочный инвентарь, средства индивидуальной защиты, ветошь, носильные вещи, пластикат, шланги и т.д.), можно затаривать в пластиковые мешки. Крупногабаритные ТРО следует накрывать защитной пленкой. 6.6. Транспортирование РАО судов по береговым площадкам пунктов базирования, перезарядки и ремонта необходимо производить на специальных транспортных средствах, имеющих санитарные паспорта, по установленным маршрутам в соответствии с технологической схемой транспортирования по площадке РТП. 6.7. Радиоактивные отходы вне судна и береговых площадок РТП должны транспортироваться в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии. 6.8. С целью предотвращения накопления РАО на судах, где они образуются, отходы должны своевременно передаваться на базовые (береговые) объекты их обеспечения для переработки или суда атомно-технологического обслуживания для временного хранения. Передача РАО с одного судна на другое или базовые (береговые) объекты их обеспечения должна осуществляться при помощи специальных систем и средств, находящихся в исправном состоянии и прошедших предварительное освидетельствование. Во избежание радиационных аварий передача РАО с судов допускается только при благоприятных погодных условиях. 6.9. На судах и базовых (береговых) объектах их обеспечения, в пунктах базирования, перезарядки и ремонта необходимо иметь по две независимые системы для передачи (приема) ЖРО, одна из которых для дренажно-контурных, другая - для дезактивационных вод. Передачу ЖРО с одного судна на другое следует производить с соблюдением навигационных правил и технологических инструкций каждого судна, как правило, при швартовке судов лагом (борт к борту). При передаче ЖРО с судов в береговые емкости (цистерны) швартовку судна к причалу необходимо производить, как правило, первым корпусом для того, чтобы длина шлангов между судном и береговой емкостью (цистерной) была минимальной. В период передачи ЖРО следует осуществлять визуальный, технологический и радиационный контроль, установив связь между передающим и принимающим ЖРО судами (береговым объектом). По окончании передачи ЖРО трубопроводы (шланги) следует продуть сжатым воздухом и провести радиометрический контроль. 6.10. Передачу ТРО с судов в береговые хранилища (на площадки) следует производить в контейнерах (упаковках), отвечающих требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, с применением береговых грузоподъемных средств. При передаче ТРО с одного судна на другое, вне пределов действия береговых грузоподъемных средств, могут использоваться судовые грузоподъемные средства, допущенные в установленном порядке к выполнению этих работ. Разрешаются к передаче без контейнеров (упаковок) крупногабаритные ТРО судов (оборудование), при этом необходимо принять меры, исключающие загрязнение радиоактивными веществами работников (персонала) и окружающей среды. 6.11. Прием РАО судов следует осуществлять при предоставлении паспорта на партию радиоактивных отходов. 6.12. Транспортирование ТРО в пределах территории пунктов базирования, перезарядки и ремонта следует производить на специальных транспортных средствах. Транспортирование ТРО совместно с другими грузами не допускается. При стоянке судна на рейде для транспортирования ТРО на РТП может быть использовано специально подготовленное для этих целей плавучее средство. 6.13. Эксплуатирующей организации следует определить на основании федеральных норм и правил в области использования атомной энергии порядок выполнения работ по приему (передаче) РАО судов, документальный учет их движения и физическую защиту. 6.14. При эксплуатации судов следует обеспечивать технологический и радиационный контроль на всех путях возможного распространения радиоактивности из систем обращения с РАО. 6.15. Эксплуатирующей организации следует обеспечивать проведение ежегодной инвентаризации РАО судов с оформлением акта, где указывать: • характеристику РАО в соответствии с классификацией; • качественный и количественный состав; • источник и место образования; • количество РАО в соответствии с классификацией; • методы переработки; • дату сбора и упаковки; • вид упаковки; • идентификационный знак упаковки; • поверхностное загрязнение упаковки; • место хранения; • место расположения в хранилище; • удельную (объемную) активность и радионуклидный состав, дату их измерения; • должностных лиц и исполнителей, осуществляющих обращение с РАО; • дату передачи РАО с судна или за пределы хранилища РАО (площадки) РТП на захоронение; • количество РАО, вывезенных на захоронение. Результаты инвентаризации документируются. 6.16. На основании проектных значений допустимого газоаэрозольного выброса и допустимого сброса необходимо устанавливать контрольные уровни выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду. Установленные уровни выбросов и сбросов включаются в перечень эксплуатационных пределов судна и пересматриваются каждые три года с учетом накопленного опыта и совершенствования технологий. Величина контрольных уровней выбросов, сбросов, мощностей доз гамма-излучения и степени загрязнения поверхностей бета-активными радионуклидами должны быть ниже установленных проектом с учетом достигнутого при эксплуатации уровня безопасности судна, хранилища РАО (площадки) РТП. 6.17. Эксплуатирующей организации необходимо: • обеспечить эффективную систему регистрации и хранения документации по обращению с РАО судов; • разработать план мероприятий по ликвидации последствий возможных аварий в системах обращения с РАО судов и защите работников (персонала), систематически проводить тренировки по этому плану; • своевременно информировать органы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии о нарушениях при эксплуатации систем обращения с РАО судов и авариях на них, влекущих за собой загрязнение рабочих помещений, судна, хранилищ (площадок) РТП и (или) окружающей среды; • предоставлять органам государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии информацию обо всех вопросах обеспечения радиационной безопасности при обращении с РАО в объеме и по форме, установленными указанными органами. 7. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЪЕМУ И ПЕРИОДИЧНОСТИ РАДИАЦИОННОГО И ХИМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ СУДОВ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНТРОЛЯ7.1. Рекомендации по объему и периодичности радиационного и химического контроля при обращении с жидкими радиоактивными отходами7.1.1. Радиационный и химический контроль при сборе ЖРО следует осуществлять для: • идентификации жидких отходов как радиоактивных; • классификации ЖРО для распределения их по соответствующим емкостям (цистернам), обеспечивающим хранение. 7.1.2. Идентификацию жидких отходов как радиоактивных целесообразно осуществлять в случаях, когда источник отходов неизвестен и имеется возможность загрязнения отходов радиоактивными веществами или когда источник поступления радиоактивных веществ не является постоянным (сбор вод санпропускников, спецпрачечных, пунктов радиационного контроля и т.д.). Отнесение жидких отходов к радиоактивным рекомендуется производить методом радиационного контроля. Основным методом при этом следует считать определение суммарной объемной активности или объемной активности отдельных радионуклидов в контрольной пробе. Для предварительной идентификации жидких отходов на наличие в них радиоактивных веществ может использоваться метод измерения мощности дозы гамма-излучения в местах их нахождения по превышению фонового (контрольного) уровня. Окончательная оценка принадлежности отходов к радиоактивным производится путем отбора пробы и определения объемной активности с помощью радиометра. 7.1.3. При известном источнике собираемых ЖРО (воды дренажных цистерн I, III контуров судов, спеццистерн их обеспечения, воды хранилища отработанных тепловыделяющих сборок и т.д.) необходимость идентификации отходов отпадает и производится классификация ЖРО для их раздельного сбора в соответствующие емкости (цистерны). Классификация заключается в определении принадлежности ЖРО к группе (категории) по физико-химическому составу и объемной активности. 7.1.4. Принадлежность ЖРО к той или иной категории активности определяется путем измерения объемной активности проб по бета- и альфа-излучению. Отнесение жидких отходов к радиоактивным производится путем сравнения измеренного значения объемной активности пробы с величинами, установленными нормативными документами (НРБ-99). 7.1.5. Физико-химический состав ЖРО определяется солесодержанием, величиной рН и содержанием комплексных соединений. 7.1.6. Радиохимический и химический контроль при хранении ЖРО осуществляется для: • выработки рекомендаций по предотвращению образования радиоактивных осадков и загрязнений внутренних поверхностей емкостей (цистерн); • определения необходимого времени выдержки ЖРО для передачи их на переработку (при сборе вод, содержащих короткоживущие радионуклиды). 7.1.7. Свидетельством образования радиоактивных осадков и загрязнений внутренних поверхностей емкости (цистерны) при хранении ЖРО является уменьшение во времени объемной активности отбираемых проб (при условии отсутствия короткоживущих радионуклидов). Причиной их образования может служить смешение ЖРО различного физико-химического состава или попадание морской воды. 7.1.8. Необходимость определения времени выдержки ЖРО может возникнуть при наличии в них короткоживущих радионуклидов, например, при сборе вод аварийной ЯЭУ судна. Время выдержки, необходимое до передачи таких вод на переработку, определяется по уровню спада активности установленных короткоживущих радионуклидов. Основным короткоживущим радионуклидом в таких водах следует считать йод-131. 7.1.9. Контроль при транспортировании ЖРО от мест временного хранения до мест переработки проводится с целью получения информации о радиационных и химических показателях, необходимой для оформления документов на партию радиоактивных отходов. При передаче ЖРО на транспортное средство (судно) могут быть использованы результаты, полученные при временном хранении не позднее одного месяца до передачи, при условии, что за этот период пополнение емкостей (цистерн) не производилось. Контроль ЖРО перед передачей их с транспортного средства (судна) на пункт переработки осуществляется путем радиохимического и химического анализа проб. 7.1.10. Рекомендуемый объем и периодичность контроля при обращении с ЖРО приведены в табл. 1. 7.1.11. Рекомендуемые формы журнала учета жидких радиоактивных отходов, перечень сведений о жидких радиоактивных отходах, представляемых РТП в годовой отчет, форма паспорта на передачу партии жидких радиоактивных отходов приведены в приложениях 1, 2, 3 соответственно. Объем и периодичность контроля при обращении с ЖРО
Примечания: 1. Перечень контролируемых радионуклидов может быть расширен, если сумма активности указанных радионуклидов не превышает 90 % от суммарной активности, например, Cr-51, Sb-125, Pu-106 и т.д. 2. Контроль Сl-иона осуществляется при приеме ЖРО в цистерны из нержавеющей стали. Обозначения: Аоб - объемная активность. 7.2. Рекомендации по объему и периодичности радиационного контроля при обращении с твердыми радиоактивными отходами7.2.1. Обращение с ТРО судов включает следующие этапы: • сбор (сортировка) и временное хранение на судне; • транспортирование и передача на береговые объекты обеспечения судов для последующей переработки и хранения; • передача с береговых объектов обеспечения судов на захоронение. 7.2.2. Радиационный контроль при сборе (сортировке) ТРО судов осуществляется для: • идентификации твердых отходов как радиоактивных; • распределения ТРО по группам; • рационального размещения ТРО судов в местах сбора и хранения (в контейнерах, помещениях, на открытых специальных площадках и др.). 7.2.3. При сборе ТРО судов в специальные помещения или на открытые площадки (участки) для их хранения после очередного размещения ТРО следует производить измерение мощности дозы гамма-излучения в контрольных точках и уровней поверхностного загрязнения упаковок, контейнеров и других крупногабаритных ТРО, хранящихся без упаковки. 7.2.4. Радиационный контроль при хранении ТРО судов осуществляется для: • проверки сохранения целостности (герметичности) контейнеров-сборников в процессе хранения; • определения выдержки ТРО в местах временного хранения до передачи их для транспортирования, переработки или захоронения. 7.2.5. Контроль целостности контейнеров (или защитных покрытий для крупногабаритных ТРО) определяется по наличию поверхностных загрязнений, измерение которых осуществляется только при утечках радиоактивных веществ, обнаруженных в процессе контроля радиационной обстановки или внешней среды в местах хранения. 7.2.6. Определение необходимой выдержки осуществляется по динамике спада мощности дозы гамма-излучения от контейнера, упаковки или крупногабаритных ТРО, содержащих короткоживущие радионуклиды (с периодом полураспада от нескольких суток до нескольких месяцев). 7.2.7. Целью контроля, проводимого при подготовке к транспортированию и транспортировании ТРО, является получение информации, необходимой для определения возможности и условий размещения упаковок и контейнеров на транспортных средствах, а также для оформления сопроводительных документов. 7.2.8. При определении возможности и условий размещения ТРО измеряются мощность дозы гамма-излучения и уровень поверхностных загрязнений. Не допускаются на хранение и к транспортированию контейнеры или упаковки, имеющие на своей поверхности «снимаемые» радиоактивные загрязнения. Мощность дозы гамма-излучения от контейнеров или других ТРО должна соответствовать федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии. 7.2.9. Для оформления документов необходимо определение суммарной активности и транспортной категории каждой радиационной упаковки (контейнера), суммарного транспортного индекса радиационного груза и радиоактивного загрязнения наружных поверхностей упаковок (контейнеров). 7.2.10. Рекомендуемый объем и периодичность радиационного контроля при обращении с ТРО судов на разных этапах приведены в табл. 2. Форма учета твердых радиоактивных отходов, перечни сведений о твердых радиоактивных отходах, представляемых РТП в годовой отчет, форма паспорта на передачу партии твердых радиоактивных отходов приведены в приложениях 4, 5, 6 соответственно. Объем и периодичность радиационного контроля при обращении с ТРО
7.3. Организационные мероприятия по результатам радиационного и химического контроля7.3.1. Результаты радиационного и химического контроля в процессе сбора ЖРО судов используются при распределении их по емкостям (цистернам). 7.3.2. Прием и передача на переработку вод, не удовлетворяющих спецификационным требованиям, не должны производиться. 7.3.3. После определения группы активности и физико-химического состава ЖРО судов их сбор осуществляется только в емкости (цистерны), удовлетворяющие по своим спецификационным требованиям величине активности и физико-химическим показателям собираемых ЖРО. Не допускается прием ЖРО с объемной активностью более 3,7´105 Бк/л в емкости (цистерны) без биологической защиты (за исключением активности по тритию). При солесодержании более 1 г/л ЖРО судов направляются в приемные емкости (цистерны) для солевых вод, при солесодержании менее 1 г/л - в приемные емкости (цистерны) для малосолевых вод. Солевые воды при рН < 7 и солевые воды при рН > 7 направляются в разные емкости (цистерны). При содержании в ЖРО аммиака более 100 мг/л и гидрозингидрата более 50 мг/л воды направляют в специальные для таких вод цистерны. Трапные воды следует хранить отдельно. Возможен прием отдельных порций ЖРО, имеющих повышенные показатели, если при разбавлении в емкости (цистерне) концентрация этих показателей после заполнения не превысит норму. 7.3.4. Совместный прием в одну емкость (цистерну) вод, приводящих к осадкообразованию (например, кислых и щелочных), газовыделению или другим нежелательным химическим процессам, и вод, содержащих и не содержащих нефтепродукты, не допускается. 7.3.5. При обнаружении в ЖРО судов содержания хлор-иона более 2 г/л запрещается их прием в емкости (цистерны) из нержавеющей стали. Такие отходы необходимо направлять в емкости (цистерны) из углеродистой стали. 7.3.6. В случае обнаружения нарушений требований к приему вод в те или иные емкости (цистерны) в результате ошибочных действий работников (персонала) и (или) других причин, а также обнаружения образования радиоактивных осадков и отложений в емкостях (цистернах) при временном хранении ЖРО судов лица, ответственные за контроль и технические мероприятия по обращению с РАО, принимают совместное решение о порядке дальнейшего обращения с этими ЖРО. Возможными путями устранения выявленных нарушений являются разбавление ЖРО, внесение химических реагентов, стабилизирующих ЖРО, создание теневой радиационной защиты и др. 7.3.7. Сбор ТРО осуществляется в контейнеры-сборники, защитные свойства которых должны соответствовать группе активности ТРО, определяемой по данным контроля. В случае размещения ТРО по каким-либо причинам в контейнере-сборнике, не соответствующем группе их активности, или на открытом участке (площадке) эксплуатирующей организации следует принять необходимые меры по снижению уровней излучения до значений, регламентируемых федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии (размещение ТРО в защитных контейнерах или создание теневой радиационной защиты). 7.3.8. После размещения контейнеров-сборников ТРО в специальном помещении или на открытом участке (площадке) в случае обнаружения превышения в точках картограммы внутри или на наружных стенках помещения и у ограждений участка контрольных уровней гамма-излучения и (или) значений, регламентированных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, производится перекомпоновка ТРО или создание теневой радиационной защиты, снижающей уровни излучения до допустимых норм. 7.3.9. При обнаружении в процессе временного хранения ТРО появления на наружной поверхности мешка или контейнера-сборника «снимаемого» радиоактивного загрязнения ТРО перепаковываются и при необходимости дезактивируются места хранения мешка или контейнера-сборника. 7.3.10. В случае выявления по данным радиационного контроля при сдаче ТРО для транспортирования и погрузки на транспортное средство «снимаемого» радиоактивного загрязнения, превышения суммарного транспортного индекса и нарушения других требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии эксплуатирующей организации необходимо устранить обнаруженные нарушения. Приложение 1Форма журнала учета жидких радиоактивных отходовЖурнал учета жидких радиоактивных отходов
Приложение 2Перечень сведений о жидких радиоактивных отходах, представляемых РТП в годовой отчет
Приложение 3Форма паспорта на передачу партии жидких радиоактивных отходов
Приложение 4Форма журнала учета твердых радиоактивных отходовЖурнал учета твердых радиоактивных отходов
Приложение 5Перечень сведений о твердых радиоактивных отходах, представляемых РТП в годовой отчет
Приложение 6Форма паспорта на передачу партии твердых радиоактивных отходов
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |