| ||||||||
Министерство транспорта Российской Федерации Государственная служба морского флота ПОЛОЖЕНИЕ РД 31.2.01-2001 С.-Петербург ПРЕДИСЛОВИЕ 1. Разработан ЗАО «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ ИНСТИТУТ МОРСКОГО ФЛОТА» (ЦНИИМФ) Первый заместитель генерального директора по научной работе С.Н. Драницын Руководитель разработки, заведующий отделом 28 В.И. Ярош Заведующая отделом стандартизации И.В. Юрасова 2. Согласован: ОАО «Мурманское морское пароходство» Директор Департамента технической эксплуатации атомного флота С.А. Головинский 5 Управление Госатомнадзора России Начальник Управления Ю.Г. Володин 3. Внесен отделом атомного флота Департамента безопасности мореплавания Государственной службы морского флота Минтранса России Начальник отдела М.К. Атурин 4. Утвержден и введен в действие распоряжением первого заместителя Министра транспорта Российской Федерации от 02.08.2001 № ВР-69-Р Первый заместитель Министра В.В. Рукша 5. Разработан взамен РД 31-21.16-95. Министерство транспорта Российской Федерации РАСПОРЯЖЕНИЕ 02.08.2001 г. Москва № ВР-69-р Об утверждении РД 31.2.01-2001 «Положение
об обеспечении физической защиты судов 1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2002 г. РД 31.2.01-2001 «Положение об обеспечении физической защиты судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания». 2. ОАО «Мурманское морское пароходство» (С.В. Киселев) обеспечить физическую защиту находящихся в эксплуатации и выведенных из эксплуатации судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания в соответствии с требованиями РД 31.2.01-2001. 3. Контроль за выполнением на судах с ядерными энергетическими установками и судах атомно-технологического обслуживания требований РД 31.2.01-2001 возложить на Департамент безопасности мореплавания. 4. Признать утратившим силу РД 31.21.16-95 «Положение об обеспечении физической защиты судов с ЯЭУ и судов АТО». Первый заместитель Министра В.В. Рукша
СОДЕРЖАНИЕ НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ
Дата введения 01.01.2002 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ1.1. Настоящий нормативный документ (НД) устанавливает принципы и требования к организации и обеспечению физической защиты судов с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) и судов атомно-технологического обслуживания (АТО) в соответствии с положениями Федерального закона «Об использовании атомной энергии», Постановлениями Правительства РФ и нормативными документами федерального уровня. Настоящее «Положение...» не распространяется на морские суда, перевозящие в качестве груза отработавшее ядерное топливо и радиоактивные материалы класса 7 Международного кодекса морской перевозки опасных грузов. 1.2. Объекты береговой инфраструктуры атомного флота охраняются в соответствии с действующими для них положениями и правилами. 1.3. НД предназначен для работников эксплуатирующей организации ОАО «Мурманское морское пароходство» (ОАО «ММП»), экипажей судов с ЯЭУ и судов АТО, предприятий, организаций и учреждений Государственной службы морского флота Минтранса России, связанных с эксплуатацией объектов атомного флота, а также для организаций других ведомств, проектирующих и обслуживающих суда с ЯЭУ и суда АТО. 1.4. На основании положений данного нормативного документа эксплуатирующая организация разрабатывает и утверждает в установленном порядке собственные нормативные акты, документацию по вопросам обеспечения физической защиты для каждого конкретного судна с ядерной энергетической и атомно-технологической установками, исходя из конструктивных особенностей и режимов их эксплуатации, и обеспечивает контроль за соблюдением изложенных в них требований. Требования разрабатываемой эксплуатирующей организацией документации должны соответствовать законодательным актам Российской Федерации и нормативным документам органов регулирования в области использования атомной энергии, а также настоящему «Положению...». 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИМеждународная морская организация (ИМО). Кодекс по безопасности ядерных торговых судов; МАГАТЭ, «Концепция о физической защите ядерного материала», ИНФЦИРК/274, ред. 1 - 1980 г.; МАГАТЭ, «Физическая защита ядерных материалов и ядерных установок»; ИНФЦИРК/225, ред. 4 - июнь 1999 г.; Федеральный закон Российской Федерации «Об использовании атомной энергии»; «Положение о посещениях гражданами Российской Федерации объектов использования атомной энергии», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18.12.96 г. № 1516; «Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.03.97 г. № 264; ОПБЗ-83. «Основные правила безопасности и физической защиты при перевозке ядерных материалов»; РД 08-12-97. Положение о проведении целевой инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов; РД 08-15-98. Положение о надзоре за обеспечением физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов; РД 08-19-2000. Инструкция по проведению инспекции инженерно-технических средств физической защиты ядерно-опасных объектов; РД 08-20-2000. Типовая программа инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов; Отраслевая нормативно-техническая документация по обеспечению безопасной эксплуатации атомных судов. 3. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯБЕЗОПАСНОСТЬ ЯДЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - условия функционирования ядерного объекта, ядерной установки, пункта хранения ядерных материалов, предотвращающие недопустимый риск, связанный с возможностью нанесения ущерба вследствие возникновения, ядерной и (или) радиационной аварии, диверсии, хищения ядерных материалов или других несанкционированных действий нарушителя. ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА (Ф3) - совокупность организационных мероприятий, инженерно-технических средств и действий персонала ядерного объекта (экипажа, подразделений охраны) в целях предотвращения диверсий или хищений ядерных материалов. ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ (СФЗ): • предупреждение несанкционированного доступа, • своевременное обнаружение несанкционированных действий, • задержка (замедление) проникновения нарушителя, • пресечение несанкционированных действий, • задержание лиц, причастных к подготовке или совершению диверсии или хищению ядерных материалов. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ - мероприятия, выполняемые персоналом (экипажем), силами охраны, правоохранительными органами и другими службами по обеспечению физической защиты. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ - совокупность документов и мероприятий, устанавливающих организационную структуру, права и обязанности должностных лиц, и обеспечивающих функционирование, проверки и работоспособность системы. КОМПЛЕКС ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ - подсистема физической защиты, представляющая собой совокупность технических средств и систем охранной сигнализации, управления доступом, оценки ситуации, связи, телевизионного наблюдения, а также обеспечивающих технических систем (электропитание, освещение). ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА (ИТС) ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ - инженерные, инженерно-строительные сооружения, предназначенные для повышения эффективности применения технических средств, действий экипажа и подразделений охраны (если они имеются) при решении задач физической защиты. ТЕХНИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ОБНАРУЖЕНИЯ - устройство, предназначенное для автоматической выдачи сигнала тревоги в случае несанкционированного действия. ТРЕВОЖНО-ВЫЗЫВНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ - система экстренного вызова вахтенной службы. ДИВЕРСИЯ - любое преднамеренное действие в отношении ядерных объектов способное прямо или косвенно привести к аварийной ситуации и создать угрозу здоровья или жизни людей в результате воздействия радиации и радиоактивного загрязнения окружающей среды. ДИВЕРСИОННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ - способность ядерного объекта, ядерной установки, пункта хранения ядерных материалов противостоять диверсионным актам на основе реализации мер по технологической, ядерной и радиационной безопасности, организационных мер и инженерно-технических средств физической защиты; действий персонала и сил реагирования (при их привлечении). АНАЛИЗ ДИВЕРСИОННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЯДЕРНОГО ОБЪЕКТА - процесс определения видов и степени потенциальных угроз и уязвимых мест на ядерной установке, в пункте хранения ядерных материалов и в транспортных средствах, перевозящих ядерные материалы, а также эффективности их системы физической защиты. НЕСАНКЦИОНИРОВАННОЕ ДЕЙСТВИЕ (НСД) - совершение или попытка совершения вмешательства, диверсии, хищения ядерных материалов несанкционированного доступа, проноса (провоза) запрещенных предметов, вывода из строя средств физической защиты. ЗЛОУМЫШЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ - преднамеренное несанкционированное действие, совершаемое с целью нанесения ущерба. ОБНАРУЖЕНИЕ - установление факта совершения несанкционированных действий нарушителем. ОХРАНЯЕМАЯ ЗОНА - защищенная, ограниченного доступа, внутренняя и особо важная зоны. ПЕРИМЕТР - граница охраняемой зоны, оборудованная физическими барьерами и контрольно-пропускным пунктом. КОНТРОЛЬНО-ПРОПУСКНОЙ ПУНКТ - специально оборудованное место, через которое осуществляется доступ к охраняемому объекту в соответствии с пропускным режимом. ЗАЩИЩЕННАЯ ЗОНА - территория ядерного объекта, которая окружена физическими барьерами, постоянно находится под охраной и наблюдением и доступ в которую ограничивается и контролируется. ФИЗИЧЕСКИЙ БАРЬЕР - физическое препятствие, создающее задержку проникновению нарушителя в охраняемые зоны. ЗОНА ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА - выделенная территория сооружений, помещений, не относящаяся к местам хранения или использования ядерных материалов или установок, но требующая охраны, ограничения и контроля доступа по причине размещения в ней жизненно важных элементов системы физической защиты. ВНУТРЕННЯЯ ЗОНА - зона, расположенная внутри защищенной зоны (в защищенной зоне может быть несколько внутренних зон). ОСОБО-ВАЖНАЯ ЗОНА - зона, которая находится во внутренней зоне, и к физической защите которой предъявляются особые требования в связи с высоким уровнем угроз. УЯЗВИМЫЕ МЕСТА - места использования или хранения ядерных материалов, элементы систем, оборудования или устройства ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов, в отношении которых может быть совершена диверсия; элементы системы физической защиты, преодолевая которые нарушитель имеет наибольшую вероятность успешной реализации диверсии или хищения ядерных материалов. ПРОПУСКНОЙ РЕЖИМ - установленный порядок пропуска персонала, посетителей командированных лиц, транспортных средств, предметов, материалов, документов через границу охраняемой зоны. РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - установленный нормативными документами порядок оформления допуска. ДОПУСК - оформленное в установленном порядке разрешение на проход, проезд в охраняемые зоны, проведение определенной работы, получение определенных документов и сведений. ДОСТУП - реализация возможности нахождения в охраняемой зоне, выполнения работ ядерными материалами или на ядерной установке, проход, проезд в охраняемые зоны ядерного объекта, ядерной установки, пункта хранения ядерных материалов. НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЙ ДОСТУП - проникновение лиц, не имеющих доступа, охраняемые помещения, зоны, отсеки. ПРАВИЛО ДВУХ (ТРЕХ) ЛИЦ - принцип групповой ответственности (включая вскрытие и сдачу помещений под охрану), основанный на наблюдении одних лиц за действиями других, с целью уменьшения возможности совершения несанкционированных действий. ПОСТОРОННЕЕ ЛИЦО - любое лицо, в том числе из персонала (экипажа), не имеющее документально оформленного допуска. ЗАПРЕЩЕННЫЙ ПРЕДМЕТ - предмет, который нарушитель может попытаться несанкционированно пронести (провезти) на территорию охраняемой зоны или из нее для решения своих задач. К запрещенным предметам, например, относятся ядерные материалы, оружие, взрывчатые вещества и т.д. ОЦЕНКА СИТУАЦИИ - определение причин выдачи сигнала тревоги средством обнаружения. Основной задачей оценки ситуации является идентификация ложного срабатывания или определение места нахождения, действий, направления движения и количества нарушителей. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ - оценка выполнения СФЗ ее задач по обеспечению физической защиты ЯМ с учетом определенных потенциальных угроз и Моделей Нарушителей. Оценка эффективности СФЗ может осуществляться экспериментально (учения), аналитически или с помощью моделирования. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ - контроль, осуществляемый администрацией ядерного объекта, ядерной установки, пункта хранения ядерных материалов. НАРУШИТЕЛЬ - лицо, совершившее или пытающееся совершить несанкционированное действие, а также лицо, оказывающее содействие в этом. ВНЕШНИЙ НАРУШИТЕЛЬ - нарушитель из числа лиц, не имеющих право доступа в защищенную зону. УГРОЗА - потенциальная возможность совершения диверсии или хищения ядерных материалов. ВНЕШНЯЯ УГРОЗА - угроза, исходящая от внешнего нарушителя. ВНУТРЕННИЙ НАРУШИТЕЛЬ - нарушитель из числа лиц, имеющих право доступа без сопровождения в охраняемые зоны. ВНУТРЕННЯЯ УГРОЗА - угроза, исходящая от внутреннего нарушителя. НАРУШИТЕЛЬ ОСВЕДОМЛЕННЫЙ - нарушитель, располагающий сведениями о ядерном объекте и его системе физической защиты в объеме, достаточном для разработки плана совершения диверсии, хищения ядерных материалов и других злоумышленных действий. НАРУШИТЕЛЬ ПОДГОТОВЛЕННЫЙ - осведомленный нарушитель, владеющий приемами преодоления рубежей физической защиты конкретного ядерного объекта, ядерной установки, пункта хранения ядерных материалов. МОДЕЛЬ НАРУШИТЕЛЯ - совокупность качественных и количественных характеристик нарушителя, используемая при анализе диверсионной устойчивости, выработки требований к системе физической защиты и оценке её эффективности. КРИТИЧЕСКИЙ ПУТЬ НАРУШИТЕЛЯ - путь продвижения нарушителя, на котором ему требуется минимальное время для достижения цели. ВЕРОЯТНОСТЬ ОБНАРУЖЕНИЯ НАРУШИТЕЛЯ - количественная характеристика системы физической защиты, выражающаяся в вероятности обнаружения нарушителя персоналом (экипажем, силами охраны), техническими средствами обнаружения. ЗАДЕРЖКА НАРУШИТЕЛЯ - принятие мер, направленных на замедление продвижения нарушителя к цели на территории охраняемой зоны. РЕАГИРОВАНИЕ - выполнение комплекса мероприятий по пресечению действий нарушителя (нарушителей) и ликвидации их последствий. СИЛЫ РЕАГИРОВАНИЯ - специально обученные, вооруженные подразделения ядерных объектов, МВД России, ФСБ России, МЧС России, на которые возложено решение задач реагирования. ЯДЕРНАЯ УСТАНОВКА: а) сооружение и комплекс с ядерным реактором, в том числе судно и другое плавсредство; б) другое, содержащее ядерные материалы сооружение для переработки, транспортировки ядерного топлива и ядерных материалов. ЯДЕРНЫЙ МАТЕРИАЛ - материал, содержащий или способный воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества. ЯДЕРНООПАСНЫЙ ОБЪЕКТ - ядерный объект, на территории которого используется, производится, перерабатывается, хранится и (или) транспортируется ядерный материал, могущий создать реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации, и (или) эксплуатируется ядерная установка. ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ - состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайных ситуаций на ядерном объекте нарушаются нормальные условия для работы персонала, возникает угроза его жизни и здоровья, а также жизни и здоровья населения с: нанесением ущерба его имуществу, народному хозяйству и окружающей природной среде. 4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ4.1. Настоящее «Положение...» разработано на основе законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии, «Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.97 г., № 264; рекомендаций МАГАТЭ по физической защите ядерных материалов и ядерных установок, а также требований нормативных документов органов государственного регулирования. 4.2. Обеспечение физической защиты судов с ЯЭУ и судов АТО должно осуществляться на всех этапах проектирования, строительства, эксплуатации и вывода из эксплуатации. Для проектируемых судов и плавсредств с ЯЭУ и судов АТО все материалы по СФЗ и технические решения должны быть в составе проектной документации и соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации. 4.3. Меры по обеспечению физической защиты, ядерной, радиационной, пожарной и иных видов безопасности должны быть совместимыми и согласованными. Никакие меры по физической защите не должны препятствовать немедленному и безопасному выходу людей из любого помещения судна в случае аварийной ситуации, либо входу в помещение, когда это требуется для выполнения работ по обеспечению ядерной, радиационной, пожарной и иных видов безопасности. 4.4. При разработке мероприятий по обеспечению физической защиты судов с ЯЭ и судов АТО должен учитываться отечественный и зарубежный опыт защиты от нападений, терроризма на судах всех типов. 5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ СУДОВ С ЯЭУ И СУДОВ АТО5.1. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление использованием атомной энергии на морском флоте, является Минтранс России, который обеспечивает: • организацию и координацию деятельности по обеспечению физической защиты объектов атомного флота; • учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ; • разработку и утверждение в установленном порядке отраслевых нормативных актов по вопросам обеспечения ФЗ судов с ЯЭУ и судов АТО; • контроль за организацией и состоянием ФЗ на подведомственных объектах; • выполнение обязательств Российской Федерации в рамках международного сотрудничества в области обеспечения ФЗ на морском транспорте. 5.2. Эксплуатирующая организация обеспечивает: • разработку, создание и функционирование системы физической защиты; • проведение с привлечением специализированных организаций анализа уязвимости судов с ЯЭУ и судов АТО с целью определения внутренних и внешних угроз и вероятных способов их осуществления, а также выявления уязвимых мест ядерных установок; • выполнение требований по допуску к работе на ЯЭУ и АТУ лиц, имеющих соответствующую квалификацию, а также лиц, имеющих допуск к указанной работе, связанной с обеспечением гостайны; • оценку возможного экологического и экономического ущерба при реализации внутренних и внешних угроз; • оценку эффективности действующей или проектируемой системы физической защиты и определение путей ее совершенствования; • разработку и утверждение в установленном порядке следующих нормативных документов: - «Положение о пропускном режиме и о разрешительной системе допуска и доступа к ядерным установкам», - план физической защиты судов с ЯЭУ и судов АТО, - план взаимодействия экипажа судна с эксплуатирующей организацией ГУ РТП «Атомфлот», портовыми властями, органами МВД России и ФСБ России в штатных и чрезвычайных ситуациях, - «Положение о проверке состояния ФЗ судов с ЯЭУ и судов АТО эксплуатирующей организацией», - план проверки технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств ФЗ. Эксплуатирующая организация может объединять для удобства пользования вышеупомянутые документы, например, сделать их приложениями к плану ФЗ. 5.3. Содержание документов эксплуатирующей организации должно быть направлено на обеспечение выполнения положений Федерального закона «Об использовании атомной энергии», требований нормативных документов федерального уровня, органов государственного регулирования и настоящего РД 31.2.01-2001. 5.4. Для разработки необходимых документов эксплуатирующая организация имеет право привлекать специализированные организации. 5.5. Содержание документов эксплуатирующей организации определяется ее специалистами с учетом особенностей объектов, опыта обеспечения ФЗ, результатов проверок различного уровня и по согласованию с органами Госатомнадзора России. 5.6. Эксплуатирующая организация имеет право обосновывать представителям органов государственного регулирования причины отличий от типовых требований принятых решений по СФЗ и документации по ФЗ, а также их достаточность с учетом специфики эксплуатации судов с ЯЭУ и судов АТО. 5.7. Физическая защита в соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» на действующих судах с ЯЭУ и судах АТС осуществляется их экипажами во всех возможных условиях эксплуатации. Для выполнения этой функции могут привлекаться силы МВД России и ФСБ России. 6. источники угрозы6.1. Источниками угрозы для судов с ЯЭУ и судов АТО являются угрозы, определяемые термином «Несанкционированные действия». 6.2. Несанкционированные действия могут осуществляться внешними нарушителями, внутренними нарушителями или совместно внутренними и внешними нарушителями. 6.3. Эксплуатирующая организация с привлечением специализированных предприятий выполняет анализ уязвимости судов с ЯЭУ и судов АТО. 6.4. Выявленные при этом вероятные угрозы могут быть представлены в виде Модели Нарушителя - документе, определяющем исходные данные по характеристикам и способам действий потенциальных нарушителей различных категорий в ходе попыток возможных противоправных и злоумышленных действий на судах с ЯЭУ и судах АТО. 7. основные цели и задачи физической защиты судов с яэу и судов ато7.1. Основными целями и задачами при осуществлении ФЭ силами экипажа судов с ЯЭУ и судов АТО являются: • предупреждение несанкционированного доступа и действий, • своевременное обнаружение НСД, • задержка (замедление) проникновения нарушителя в охраняемые зоны судна с ЯУЭ и судна АТО. 7.2. В соответствии с «Планом взаимодействия экипажа судна с эксплуатирующей организацией, ГУ РТП «Атомфлот», портовыми властями, органами и ФСБ и России в штатных и чрезвычайных ситуациях, подразделениями внутренних войск МВД России, органами ФСБ России и МВД России» (при их привлечении) в зависимости от обстановки обеспечивается решение следующих задач: • предупреждение и пресечение несанкционированного доступа и несанкционированных действий; • задержание лиц, причастных к подготовке или совершению НСД. Примечания: 1. Члены экипажа судов с ЯЭУ и судов АТО при взаимодействии с нарушителями должны соблюдать действующее законодательство Российской Федерации. 2. Привлекаемые представители органов МВД России и ФСБ России могут действовать в пределах своих полномочий. 8. ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙЗАЩИТЫ СУДОВ С ЯЭУ И СУДОВ АТО8.1. Организационно-технические мероприятия8.1.1. Нормативное обеспечение ФЗ8.1.1.1. Нормативным обеспечением физической защиты судов с ЯЭУ и судов АТО является: международные рекомендации и соглашения, федеральные законы, Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные документы органов государственного регулирования, отраслевые нормативные документы. Часть этих документов, непосредственно связанных с обеспечением физической защиты судов с ЯЭУ и судов АТО, приведена в разделе 2 настоящего РД 31.2.01-2001. Обеспечение нормативной документацией служб Управления атомного флота, судов и членов экипажа, обеспечение их актуализации осуществляется ОАО «ММП» в порядке, предусмотренном «Руководством по управлению безопасностью и качеством» ОАО «ММП». 8.1.1.2. Для решения задач, стоящих перед эксплуатирующей организацией в части обеспечения ФЗ судов с ЯЭУ и судов АТО, она разрабатывает (самостоятельно или с привлечением других организаций) нормативные документы - уровня стандарта предприятия и судовую документацию в объеме, необходимом для выполнения требований нормативных документов, упомянутых в разделе 2 настоящего РД 31.2.01-2001. В указанные документы эксплуатирующая организация при изменении оперативной обстановки имеет право вносить необходимые дополнения и уточнения. Внесение этих изменений должно производиться в соответствии с требованиями «Руководства по управлению безопасностью и качеством» ОАО «ММП». 8.1.1.3. В том случае, если стандарты предприятия по ФЗ и судовая документация согласовывалась с какой-либо организацией, то вносимые изменения также должны с ней согласовываться. 8.1.2. Организация деятельности по обеспечению ФЗ судов с ЯЭУ и судов АТО в ОАО «ММП».Ответственность должностных лиц 8.1.2.1. Обязанности и ответственность командного состава и экипажа судна с ЯЭУ и судна с АТО за обеспечение ФЗ предусмотрена «Уставом службы на судах Министерства морского флота Союза ССР» и «Дополнением к Уставу службы на судах Министерства морского флота Союза - ССР. Атомные суда и суда АТО», а также документами, перечисленными в пункте 5.2 настоящего РД 31.2.01-2001. 8.1.2.2. Физическая защита судов с ЯЭУ и судов АТО должна осуществляться круглосуточно и во всех возможных условиях эксплуатации, а также при нахождении в ремонте и отстое. 8.1.2.3. В зависимости от оперативной обстановки система физической защиты судна с ЯЭУ и судна АТО должна находиться в одном из состояний: • повседневной готовности; • повышенной готовности («Угроза-2»); • полной готовности («Угроза-1»). Перечень подлежащих выполнению мероприятий по каждому из возможных состояний СФЗ должен быть приведен в «Плане физической защиты...» конкретного судна с учетом его конструктивных особенностей. При этом необходимо предусмотреть следующее. При повседневной готовности организация службы на судне должна обеспечивать возможность обеспечения ФЗ силами вахтенной службы. Повышенная готовность («Угроза-2») устанавливается приказом капитана при осложнении оперативной обстановки в районе нахождения судна. При этом должно быть принято решение о необходимости усиления вахтенной службы, выявлены наиболее уязвимые места для ожидаемой угрозы и решен вопрос о целесообразности привлечения органов МВД России и ФСБ России. Полная готовность («Угроза-1») устанавливается приказом капитана или лица, его замещающего, при непосредственном возникновении угрозы НСД. Полная готовность должна устанавливаться по общесудовой тревоге. Порядок объявления общесудовой тревоги оговорен в разделе 8.1.4. 8.1.2.4. Действия экипажа в условиях повышенной и полной готовности должны быть регламентированы «Планами физической защиты...» конкретных типов судов. Возрастание требований к СФЗ, усложнение конструкции инженерно-технических средств, быстро меняющаяся оперативная обстановка требуют специальной регламентации прав и обязанностей должностных лиц командного состава. 8.1.2.5. Капитан судна с ЯЭУ и судна АТО: • несет ответственность за обеспечение ФЗ судна и является главным организатором СФЗ в соответствии с требованиями нормативных документов к физической защите судов с ЯЭУ и судов АТО; • принимает решение на создание СФЗ судна, определяет и формулирует ее цель, задачи, основные принципы, организацию и порядок функционирования; • осуществляет общее руководство разработкой плана физической защиты судна; • осуществляет контроль за организацией СФЗ, несет персональную ответственность за исправное состояние и надежное функционирование ИТС СФЗ; • при полной готовности СФЗ к отражению внешней и внутренней угрозы находится на главном командном посту (ГКП) судна и непосредственно руководит действиями экипажа судна в соответствии с общесудовым расписанием; • обеспечивает взаимодействие экипажа судна с подразделениями охраны внутренних войск МВД России и другими правоохранительными органами и силами при отражении угрозы. Капитан судна с ЯЭУ и судна АТО обязан: • в совершенстве знать СФЗ судна; • лично руководить подготовкой старшего командного состава по вопросам ФЗ судна; • контролировать на судне мероприятия по обеспечению ФЗ судна; • давать задание старшему помощнику капитана и главному (старшему) инженеру-механику на разработку планов общесудовых учений по обеспечению ФЗ судна; • лично руководить проведением общесудовых учений по ФЗ судна и проводить их разбор; • докладывать администрациям ОАО «Мурманское морское пароходство» и ГУ РТП «Атомфлот» предложения по совершенствованию СФЗ судна. 8.1.2.6. Старший помощник капитана атомного судна - первый заместитель капитана судна, является непосредственным организатором СФЗ судна: • осуществляет непосредственное руководство разработкой «Плана физической защиты судна» в соответствии с решением, принятым капитаном судна, и обеспечивает его реализацию; • непосредственно руководит и осуществляет разработку судовых расписаний действий экипажа судна по «Общесудовой тревоге «Угроза-1» и действий экипажа при повышенной готовности «Угроза-2»; • руководит теоретической и практической подготовкой вахтенной службы и всего экипажа судна по вопросам ФЗ и обеспечения безопасности судна; • постоянно контролирует состояние СФЗ судна и его соответствие требованиям «Плана...»; • готовит и вносит предложения по совершенствованию и повышению эффективности СФЗ судна. Старший помощник обязан: • в совершенстве знать организацию СФЗ судна, конструктивные и технические особенности ИТС СФЗ судна; • уметь руководить ФЗ судна; • составлять планы общесудовых учений по вопросам ФЗ судна, его ЯЭУ (или атомно-технологической установки - АТУ); • контролировать выполнение предупредительных мероприятий по обеспечению ФЗ судна; • лично проводить инструктаж вновь прибывающих на судно членов экипажа, служб эксплуатации, быта и медико-санитарной по вопросам ФЗ судна и их обязанностей по общесудовой тревоге; • контролировать выполнение указаний капитана судна по вопросам обеспечения ФЗ судна. Главный (старший) инженер-механик судна - заместитель капитана судна по технической эксплуатации: • участвует в разработке «Плана физической защиты судна» и судовых расписаний действий экипажа по тревогам, связанным с ФЗ судна; • постоянно контролирует состояние ИТС СФЗ судна, его ЯЭУ (АТУ), организует их техническое обслуживание и обеспечивает их поддержание в исправном состоянии; • руководит теоретической и практической подготовкой подчиненного личного состава по вопросам ФЗ судна и его ЯЭУ (АТУ); • докладывает капитану судна предложения по вопросам совершенствования СФЗ судна и повышения эффективности ИТС, применяемых в СФЗ судна; • по «Общесудовой тревоге «Угроза-1» находится в центральном посту управления (ЦПУ) и руководит действиями подчиненных в соответствии с судовым расписанием. Главный (старший) инженер-механик обязан: • в совершенстве знать организацию СФЗ судна, конструктивные и технические характеристики и возможности ИТС СФЗ судна; • систематически лично контролировать состояние и исправность ИТС СФЗ судна; • контролировать выполнение предупредительных мероприятий по обеспечению ФЗ судна, его ЯЭУ (АТУ); • совместно со старшим помощником капитана разрабатывать план общесудовых учений по обеспечению ФЗ судна, его ЯЭУ (АТУ); • лично инструктировать вновь прибывающих на судно подчиненных службы технической эксплуатации о соблюдении ими предупредительных мероприятий по обеспечению ФЗ судна, его ЯЭУ (АТУ). 8.1.3. Зоны и физические барьеры для обеспечения физической защиты8.1.3.1. Для обеспечения своевременного обнаружения и пресечения попыток НСД всех видов, создания препятствий для проникновения нарушителя (нарушителей) на судно с ЯЭУ и судна АТО система физической защиты строится эшелонированно по зональному принципу. Во время стоянки выделяются зоны: • охраняемая зона, в состав которой входят: - защищенная зона, - зона ограниченного доступа, - внутренняя зона, - особо важные зоны. Внутренняя и особо важные зоны выделяются внутри корпуса судна. Создание зоны (или нескольких зон) ограниченного доступа внутри охраняемой зоны обусловлено необходимостью обеспечить ограниченный, управляемый и контролируемый доступ персонала и личного состава охраны (при ее наличии) в пункты управления и иные жизненно важные объекты СФЗ. 8.1.3.2. При стоянке судна с ЯЭУ и судна АТО у причала ГУ РТП «Атомфлот» периметр территории этого предприятия, защищенный охраняемым физическим барьером и специальными средствами, ограничивает первую защищенную зону. 8.1.3.3. При стоянке судна с ЯЭУ и судна АТО в порту или на судоремонтном заводе (СРЗ) первую защищенную зону ограничивает охраняемый периметр порта или СРЗ. 8.1.3.4. В случае необходимости стоянки судна с ЯЭУ и судна АТО на рейде, у неохраняемого причала или в портопункте, не имеющем охраняемого периметра, вопрос организации первой защищенной зоны решается капитаном на основе рекомендаций эксплуатирующей организации и по согласованию с портовыми властями. В соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» при осложнении оперативной обстановки и нахождении в неохраняемых районах капитан судна с ЯЭУ и судна АТО имеет право обращаться к руководству эксплуатирующей организации и портовым властям за содействием в части обеспечения ФЗ, в том числе по организации дополнительной защищенной зоны. 8.1.3.5. Судно с ЯЭУ и судно АТО подразделяется на зоны: - защищенная, - зона ограниченного доступа, - внутренняя, - особо важные зоны. 8.1.3.6. В качестве защищенной зоны судна с ЯЭУ и судна АТО целесообразно выделить открытую верхнюю палубу и корпус, находящиеся под наблюдением вахтенной службы. 8.1.3.7. Доступ в защищенную зону судна с ЯЭУ и судна АТО осуществляется под контролем вахтенной службы на основе положений об организации контрольно-пропускного режима (раздел 8.1.7.). 8.1.3.8. Внутренняя зона судна с ЯЭУ и судна АТО включает все его внутренние помещения, находящиеся в надстройке и под верхней палубой судна. Помещения, переборки и запираемые двери внутренней зоны должны использоваться экипажем для предотвращения попыток доступа нарушителя (нарушителей) непосредственно к ЯЭУ или АТУ. 8.1.3.9. Во внутренней зоне определяются и назначаются особо важные зоны, в которых расположена ядерная паропроизводящая установка, средства и механизмы управления реактором, атомно-технологическая установка и т.п. 8.1.3.10. Состав охраняемых зон судна с ЯЭУ и судна АТО (защищенной, ограниченного доступа, внутренней и особо важной), их периметры для каждого конкретного судна, порядок доступа в них определяются судовой администрацией и приводятся в «Плане безопасности...», утверждаемом капитаном судна, согласованным с Директором Департамента технической эксплуатации атомного флота ОАО «Мурманское Морское пароходство» или его заместителем, а также с местными органами регулирования безопасности при использовании атомной энергии. 8.1.3.11. Разделение судна с ЯЭУ и судна с АТО на зоны технически осуществляется с помощью физических барьеров. 8.1.3.12. На эксплуатирующихся судах в качестве физических барьеров должны использоваться, в первую очередь, строительные конструкции, корпус, палубы, переборки, двери, люки. При необходимости, эксплуатирующая организация по согласованию с проектантом судна и надзорными органами может устанавливать дополнительные, специально разработанные конструкции (заграждения, решетки, усиленные двери и другие препятствия). При этом должны быть обязательно соблюдены требования пункта 4.3. настоящего РД 31.2.01-2001. 8.1.3.13. Все двери и люки, различного рода технологические закрытые отверстия, имеющиеся в физических барьерах, разделяющих судно на зоны, должны быть снабжены надежными запорами (закрытиями) и, при необходимости, заблокированы техническими средствами обнаружения. 8.1.3.14. Для вновь строящихся судов физические барьеры должны быть предусмотрены в проектной документации и созданы на основе обобщения опыта эксплуатации судов с ЯЭУ и судов АТО в ОАО «ММП». 8.1.4. Особенности организации вахтенной службы на судах с ЯЭУ и судах АТО по обеспечению ФЗ8.1.4.1. Вахтенная служба и ее действия по обеспечению ФЗ судна с ЯЭУ и судна АТО является важнейшей составной частью системы физической защиты. 8.1.4.2. В условиях повседневной производственной деятельности экипажа судна с ЯЭУ и судна АТО непосредственное управление СФЗ осуществляет вахтенный помощник капитана до прибытия в дежурную рубку или на главный командный пункт судна капитана (или лица, его замещающего), принявшего на себя командование с записью в вахтенном журнале. 8.1.4.3. При несении на судне стояночной вахты вновь заступающий вахтенный помощник капитана обязан: • перед заступлением на вахту получить от капитана (или лица, его замещающего): - исчерпывающую информацию об оперативной обстановке в районе нахождения судна, - указания по обеспечению ФЗ судна с ЯЭУ и судна АТО, их ЯЭУ и АТУ, - информацию по осуществлению организации оповещения взаимодействующих сил обеспечения безопасности и организации взаимодействия с ними; • проверить знание обязанностей вахтенного матроса у трапа, (контрольно-пропускной пункт) и вахтенных матросов-наблюдателей (при их наличии), проинструктировать их о порядке наблюдения за внешней обстановкой и необходимых действиях при обнаружении ими НСД, • проверить наличие и убедиться в надежности предусмотренных видов связи с диспетчерскими службами ГУ РТП «Атомфлот» и ОАО «Мурманское морское пароходство», • проверить надежность функционирования тревожно-вызывной сигнализации, • получить доклад от старшего вахтенного механика о состоянии инженерно-технических средств (ИТС) СФЗ судна и о возможности их использования для обеспечения ФЗ судна, об организации внутреннего наблюдения, а также, исходя из конкретных условий, согласовать с ним вопросы взаимодействия в случае обнаружения вахтенной службой попыток НСД, • организовывать систематический обход и осмотр охраняемых зон судна, принимая в этом, при необходимости, личное участие. 8.1.4.4. При обнаружении вахтенной службой попыток НСД с помощью имеющихся средств должен быть проинформирован вахтенный помощник капитана. Последний, на основании полученной информации и анализа ситуации, принимает решение о необходимости объявления общесудовой тревоги. 8.1.4.5. Общесудовая тревога объявляется непрерывным звонком общего боя в течение 25 - 30 секунд и голосом по громкоговорящей судовой связи: «Общесудовая тревога «Угроза-1». Все двери и люки, различного рода технологические отверстия, имеющиеся в физических барьерах по периметрам внутренних и особо важных зон, должны быть немедленно задраены. 8.1.4.6. В возможно короткий срок вахтенный помощник капитана докладывает о НСД дежурному диспетчеру ГУ РТП «Атомфлот», ОАО «Мурманское морское пароходство» и капитану судна (или лицу, его замещающему), старшему помощнику капитана. Доклад должен осуществляться по двум независимым каналам связи. До прибытия капитана и принятия им командования на себя вахтенный помощник капитана осуществляет руководство действиями вахтенной службы и членов судовой команды, находящихся на борту. Вахтенная служба и члены судовой команды, находящиеся на борту, с объявлением на судне: «Общесудовая тревога «Угроза-1» действуют в соответствии со стояночным расписанием по общесудовой тревоге и в соответствии с указанием вахтенного помощника капитана. 8.1.4.7. Капитан, лицо, его замещающее, или вахтенный помощник капитана систематически информируют диспетчерские службы ГУ РТП «Атомфлот» и ОАО «ММП» об обстановке, в т.ч. о действиях нарушителя (нарушителей), принимаемых мерах по пресечению их действий, о прибытии и взаимодействии с органами МВД России, ФСБ России. 8.1.4.8. При стоянке атомного судна на рейде и на ходу «Общесудовая тревога «Угроза-1» в зависимости от обстановки может быть объявлена вахтенным помощником капитана или капитаном после доклада вахтенного помощника и анализа ситуации. Дать отбой тревоги имеет право только капитан или лицо, его замещающее. 8.1.4.9. После объявления тревоги вахтенным Помощником капитан обязан принять меры для личного прибытия на главный командный пункт и принять командование на себя. До прибытия капитана и принятия им команды на себя руководство обеспечением физической защиты судна в целом и ЯЭУ (АТУ) осуществляет вахтенный помощник капитана с привлечением главного (старшего) механика и подчиненных ему лиц. 8.1.4.10. При нахождении судна с ЯЭУ и судна АТО на рейде, в неохраняемом портопункте или на ходу сигнал о НСД передается по указанию капитана или лица, его замещающего, в диспетчерские ГУ РТП «Атомфлот» и ОАО «ММП» по всем имеющимся каналам связи. При необходимости могут быть разработаны и использоваться специальные сигналы. Вид и характер сигнала должен быть определен «Планом физической защиты» конкретного судна. 8.1.5.Организация наблюдения за обстановкой.8.1.5.1. Круглосуточное наблюдение за внешней и внутренней обстановкой организуется на судне с ЯЭУ и судне АТО с целью своевременного обнаружения нарушителя (нарушителей) и исключения внезапности возможных несанкционированных действий. 8.1.5.2. При стоянке судна с ЯЭУ и судна АТО у причала ГУРТП «Атомфлот» наблюдение за обстановкой должно осуществляться силами вахтенной службы судна визуально и с помощью имеющихся технических средств наблюдения. 8.1.5.3. Внешнее наблюдение осуществляется под непосредственным руководством вахтенного помощника капитана силами части вахтенной службы, выполняющей свои функции на открытых палубах. В зависимости от оперативной обстановки вахтенный помощник капитана определяет сектора наблюдения, применяемые технические средства наблюдения (при их наличии) и периодичность обходов. Периодичность и маршруты обходов должны постоянно изменяться. 8.1.5.4. При осложнении оперативной обстановки, особенно при стоянке судов в незащищенных портах и портопунктах, на судоремонтных заводах и т.п., решением капитана может быть усилена вахтенная служба с назначением дополнительных матросов-наблюдателей. 8.1.5.5. Внутреннее наблюдение, т.е. наблюдение во внутренней и особо важных зонах, организуется старшим вахтенным механиком и осуществляется силами вахтенной службы технической эксплуатации с использованием необходимых технических средств (при их наличии), а также визуально путем периодического обхода охраняемых зон в соответствии с расписанием, установленным старшим вахтенным механиком. 8.1.5.6. Внешние и внутренние наблюдатели, в зависимости от места нахождения имеющихся технических средств, должны информировать вахтенного помощника о попытке НСД. Вахтенный помощник капитана действует в соответствии с разделом 8.1.4. 8.1.5.7. Организация наблюдения за обстановкой при стоянке на рейде и на ходу осуществляется аналогично рекомендациям пунктов 8.1.5.2 ¸ 8.1.5.6 настоящего РД 31.2.01-2001. Особенностью является часто меняющаяся внешняя обстановка. В связи с этим вахтенный помощник капитана должен своевременно докладывать капитану о появлении факторов, увеличивающих вероятность НСД, о новых источниках угрозы и, при необходимости, давать предложения об усилении физической защиты имеющимися силами и средствами. 8.1.5.8. Характер наблюдения за плавсредствами и за воздушными судами, связь с ними должна оговариваться в планах физической защиты судна, исходя из имеющихся возможностей. Решение о мерах при приближении транспортного средства, вызывающего опасения вахтенной службы, принимается капитаном (или лицом, его замещающим), а в его отсутствие - вахтенным помощником капитана. 8.1.6. Контроль грузов, предметов материально-технического снабжения8.1.6.1. Организация или частное лицо, доставляющее на борт судна с ЯЭУ или судно АТО груз, предметы материально-технического снабжения, в сопроводительных документах должны сделать пометку о проверке груза и об отсутствии неразрешенных предметов. Без такой пометки (записи) принимать какие-либо предметы на борт судна не рекомендуется. При этом ответственность за возможные последствия возлагается на грузоотправителя или поставщика предметов материально-технического снабжения. 8.1.6.2. В порядке исключения в отдельных обоснованных случаях груз и предметы материально-технического снабжения могут быть приняты на борт судна без сопроводительных документов. Доставившее их лицо должно предъявить свои документы и расписаться в вахтенном журнале о проверке груза и об отсутствии запрещенных предметов. 8.1.6.3. Во всех случаях при погрузке каких-либо предметов на борт судна вахтенная служба производит наружный визуальный осмотр этих предметов и делает соответствующую запись в вахтенном журнале. При наличии специальных технических средств проверки вахтенная служба должна их использовать. 8.1.6.4. Отдельные виды груза, входящие в: перечень запрещенных предметов, но необходимые для работ на борту судна, допускаются (при наличии необходимых обоснований) на борт судна с разрешения вахтенного помощника. 8.1.6.5. Вахтенная служба в обоснованных случаях или при осложнении оперативной обстановки имеет право задержать погрузку и привлечь для детального осмотра груза органы МВД России, ФСБ России. 8.1.7. Организация контрольно-пропускного режима на судах ЯЭУ и судах АТО8.1.7.1. Организация пропускного режима на судах с ЯЭУ и судах АТО, в отдельные зоны этих объектов должна сочетать в себе все необходимые мероприятия по обеспечению ФЗ с уважением к гостям, членам семей и лицам, принимающим участие в процессе обеспечения эксплуатации судов с ЯЭУ и судов АТО. 8.1.7.2. Порядок посещения судов с ЯЭУ и судов АТО гражданами Российской Федерации в ознакомительных целях регламентируется «Инструкцией о порядке посещения гражданами Российской Федерации объектов использования атомной энергии Минтранса России», утвержденной Минтрансом России 24 июня 1997 г. и согласованной с Федеральной службой безопасности Российской Федерации (приложение 1). В соответствии с упомянутой «Инструкцией...» эксплуатирующей организацией должны быть разработаны аналогичные документы для судов с ЯЭУ и судов АТО, учитывающие особенности их эксплуатации. 8.1.7.3. «Инструкция о пропускном режиме на судно» разрабатывается администрацией судна с ЯЭУ и судна АТО, входит в состав документации «Плана физической защиты...» и утверждается Директором Департамента технической эксплуатации атомного флота или его заместителем. «Инструкция...» должна содержать: • посадку на борт плавсредств и летательных аппаратов, порядок их подхода к борту судна; • рекомендации по хранению багажа пассажиров и экскурсантов; • рекомендации по наличию у вахтенной службы специального журнала на КПП судна, в котором должно быть указано лицо, ответственное за нахождение посетителя на борту, личная роспись посетителя об отсутствии запрещенных предметов в личных вещах. Примечание: для экскурсий и групп посетителей эти росписи могут быть сделаны только руководителем экскурсии (группы) или сопровождающим с принятием на себя ответственности. 8.1.7.4. В обоснованных случаях или при осложнении оперативной обстановки вахтенная служба имеет право привлечь органы МВД России, ФСБ России для осмотра посетителей и их багажа до прохода на судно или во время нахождения их на судне. 8.1.7.5. Запрещается доступ граждан на суда с ЯЭУ и суда АТО в случае возникновения чрезвычайной ситуации или во время ликвидации ее последствий, а также при поступлении информации об осложнении оперативной обстановки в районе нахождения судна. 8.1.8. Подготовка экипажа для выполнения функций по обеспечению ФЗ8.1.8.1. Выполнение функций по обеспечению физической защиты судов с ЯЭУ и судов АТО в соответствии с федеральным законом «Об использовании атомной энергии» входит в должностные обязанности членов экипажа, в связи с чем личный состав должен получить необходимую подготовку. 8.1.8.2. Организация подготовки экипажа судна с ЯЭУ и судна АТО к выполнению функций по обеспечению ФЗ осуществляется в эксплуатирующей организации на основе требований Устава службы на судах ММФ СССР, «Дополнения к Уставу службы на судах ММФ СССР. Атомные суда и суда АТО» и других документов, обеспечивающих безопасность атомных судов, и в объеме, необходимом для выполнения требований «Правил физической защиты...», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.97 № 264, требований органов государственного регулирования и положений настоящего нормативного документа. 8.1.8.3. Руководство подготовкой экипажа атомного судна и судна АТО осуществляет капитан или назначенное им лицо. Приказом по судну капитан возлагает организацию подготовки личного состава к выполнению функций по обеспечению физической защиты на определенных лиц (как правило, старшего помощника и главного инженера-механика) с указанием их прав и обязанностей. 8.1.8.4. Назначенные приказом капитана лица представляют на утверждение капитану: • проекты программ и учебных планов (теоретических и практических занятий); • состав групп и их руководителей; • методику оценки достигнутых результатов; • порядок подведения итогов и принятия решений. Все вышеуказанные положения могут быть объединены в одном документе, а после утверждения капитаном должны быть доведены до сведения всех участников учебного процесса. 8.1.8.5. Периодичность занятий, тренировок, их объем и содержание при утверждении учебных планов определяются, исходя из сложившейся оперативной обстановки, и должны незамедлительно изменяться приказом капитана при ее изменении или установке новых инженерно-технических средств ФЗ. 8.1.8.6. Порядок проведения занятий, их периодичность, объем, соотношение практических и теоретических занятий определяются капитаном судна на базе рекомендаций эксплуатирующей организации. При этом тренировки экипажа по действиям в случаях НСД следует проводить не реже одного раза в 6 месяцев. 8.1.8.7. Члены экипажа судна, не ограничиваясь этим, должны знать: • требования нормативных документов по обеспечению физической защиты в части, их касающейся, • наиболее вероятные виды угроз и необходимые действия при попытках НСД в соответствии с должностными инструкциями, • законодательно закрепленные права по противодействию нарушителю (нарушителям), • порядок взаимодействия при попытках НСД с другими членами экипажа (службами) и представителями внутренних войск МВД России, ФСБ России и подразделениями внутренних войск, милиции МВД России (при их привлечении). 8.1.8.8. В результате подготовки экипажа к обеспечению ФЗ, учебы, тренировок должны разрабатываться мероприятия по совершенствованию системы физической защиты судна. 8.2. Инженерно-технические средства обеспечения ФЗ судов с ЯЭУ и судов АТО8.2.1. Инженерно-технические средства физической защиты состоят из физических барьеров и технических средств ФЗ. 8.2.2. Физические барьеры судов с ЯЭУ и судов АТО охарактеризованы в разделе 8.1.3 настоящего РД 31.2.01-2001 и могут модернизироваться (при необходимости) эксплуатирующей организацией по согласованию с Минтрансом России. 8.2.3. Объем, состав технических средств физической защиты, основные требования к этим средствам регламентированы «Правилами физической защиты...», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 7.03.97. № 264. 8.2.4. Эксплуатирующая организация определяет конкретные типы используемых технических средств, их количество, места установки, исходя из анализа уязвимости судов с ЯЭУ и судов АТО, уязвимых мест ядерных установок, оценки эффективности действующей или проектируемой СФЗ и имеющихся возможностей. На основе положений федерального закона «Об использовании атомной энергии» эксплуатирующая организация при необходимости имеет право использовать экипаж для выполнения функций, закрепленных за техническими средствами. При этом органам государственного регулирования должна быть показана эквивалентность принятых решений положениям «Правил физической защиты...». 8.3. Особенности организации физической защиты судов с ЯЭУ и судов АТО, для охраны которых привлечены внутренние войска МВД России8.3.1. В случае привлечения для охраны судна с ЯЭУ или судна АТО подразделений внутренних войск МВД России эксплуатирующая организация должна руководствоваться «Актом межведомственной комиссии по охране судна», последующими актами внутренних комиссий о частичном изменении охраны судна и «Планом взаимодействия экипажа судна с эксплуатирующей организацией, ГУ РТП «Атомфлот», портовыми властями, органами МВД России, ФСБ России в штатных и чрезвычайных ситуациях». Форма «Актов межведомственной комиссии», актов внутренних комиссий и порядок их составления должны соответствовать принятым для аналогичных работ во внутренних войсках МВД России. 8.3.2. Порядок взаимодействия подразделения внутренних войск МВД России и экипажей судов с ЯЭУ и судов АТО должен быть отражен в «Планах физической защиты» судов, организационно-распорядительной документации эксплуатирующей организации и судовой документации. 9. КОНТРОЛЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ9.1. За эффективностью физической защиты судов с ЯЭУ и судов АТО осуществляется государственный надзор и контроль. 9.2. Государственный надзор осуществляет Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности в соответствии со своими полномочиями и нормативными документами, упомянутыми в разделе 2. 9.3. Эксплуатирующая организация при отсутствии или недостаточном объеме технических средств физической защиты обеспечивает выполнение требований действующих нормативных документов компенсирующими мерами. 9.4. Контроль за состоянием и функционированием систем физической защиты на судах с ЯЭУ и судах АТО может быть следующих видов (плановый и неплановый): • ведомственный контроль, • административный контроль (контроль эксплуатирующей организации). 9.5. Основными задачами ведомственного контроля являются: • контроль за выполнением ОАО «ММП» требований нормативных документов федерального и отраслевого уровня, организационно-распорядительных документов Минтранса России, • проверка руководящих работников и членов экзаменационных комиссий по проверке знаний по безопасности объектов атомной энергии ОАО «Мурманское морское пароходство» на знание положений нормативных правовых актов по физической защите и на умение практически действовать в различных ситуациях в соответствии с разработанными планами ФЗ, • проверка достаточности, качества нормативной документации, разработанной эксплуатирующей организацией, а также судовой документации по проблемам обеспечения ФЗ, • проверка практики обучения и опыта подведения итогов учений по повышению эффективности систем физической защиты судов с ЯЭУ и судов АТО, • анализ и контроль мероприятия по устранению недостатков, выявленных в ходе проверок. 9.6. В случае необходимости проведения комплексной целевой проверки по эффективности имеющихся систем физической защиты Минтранс России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти может создать межведомственную комиссию. Состав такой комиссии, ее права, обязанности, объем проверки, порядок подведения итогов должны быть определены в приказе Минтранса России по назначению комиссии. 9.7. Проверка состояния и эффективности ФЗ судов с ЯЭУ и судов АТО эксплуатирующей организации производится с целью определения подготовленности ее персонала для выполнения положений федерального закона «Об использовании атомной энергии» и проверки соответствия уровня систем физической защиты требованиям действующей нормативной документации, а также соответствия уровня ФЗ меняющейся оперативной обстановке. Периодичность, объем проверок, форма подведения итогов определяются распоряжениями Директора Департамента технической эксплуатации атомного флота. По результатам проверки должен быть составлен протокол в объеме, достаточном для оценки использовавшейся методики проверки, достигнутых результатов и определения путей устранения отмеченных недостатков. Форма протокола может быть приложена к «Плану физической защиты» судна с ЯЭУ и судна АТО. В процессе выполнения проверок ФЗ эксплуатирующей организацией должны использоваться постоянно уточняемые ею Модели Нарушителя и особенности возможных НСД. 9.8. Проверки ФЗ, проводимые органами МВД России и ФСБ России, осуществляются в установленном порядке. 10. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ10.1. Нормативные документы по обеспечению ФЗ судов с ЯЭУ и судов АТО федерального и отраслевого уровня носят открытый характер, если в установленном порядке не будет принято иное решение. 10.2. Все документы по обеспечению физической защиты конкретного судна, связанные с организацией СФЗ, устройством отдельных ее частей, организационные мероприятия должны быть конфиденциальными. Объем и уровень закрытия документации по обеспечению ФЗ определяются эксплуатирующей организацией. 11. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ФЗ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ11.1. Положения настоящего раздела распространяются на случаи транспортировки ядерных материалов на судах АТО. 11.2. При транспортировке ядерных материалов должны выполняться требования «Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7.03.97 г. № 264, «Основных правил безопасности и физической защиты при перевозке ядерных материалов» (ОПБЗ-83) и настоящего РД 31.2.01-2001. 11.3. Эксплуатирующая организация с учетом оперативной обстановки должна принять решение о целесообразности сопровождения плавтехбазы «Имандра» при транспортировке ядерных материалов и о необходимости усиления ее экипажа. 11.4. В процессе транспортировки должны использоваться кодирование и специальные (при их наличии) каналы связи. 11.5. Должны предусматриваться такие маршруты и такое их количество, а также такая форма изменения расписания движения, которые существенно уменьшат вероятность осуществления НСД. 12. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ФЗ СУДОВ С ЯЭУ И СУДОВ АТО12.1. Обо всех имевших место случаях несанкционированных действий в отношении судов с ЯЭУ и судов АТО ОАО «ММП» обязано в течение часа уведомить Минтранс России, органы МВД России и Госатомнадзор России, а затем в течение 10 дней представить письменные доклады. Дополнительная информация и новые факты, ставшие известными после первичного уведомления или последующего письменного доклада, должны быть также сообщены ОАО «ММП» вышеуказанным адресатам. 12.2. Порядок, организация оповещения, каналы связи должны быть оговорены в «Плане физической защиты» конкретного судна. 12.3. В «Плане ФЗ» судна с ЯЭУ и судна АТО должен быть предусмотрен раздел о взаимодействии экипажа с привлекаемыми (при необходимости) подразделениями внутренних войск МВД России, силами МВД России и ФСБ России как при обычной эксплуатации, так и объявлении на судне общесудовой тревоги «Угроза-1». 12.4. В «Плане ФЗ» судна с ЯЭУ и судна АТО или в ином документе эксплуатирующей организации должен быть оговорен порядок привлечения (при необходимости) подразделений внутренних войск МВД России, сил ФСБ России и МВД России и особенности их взаимодействия. Приложение 1Руководителям предприятий и организаций морского транспорта (по списку) 24.06.97 г. МФ-35/1194 О порядке посещения гражданами На основании постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1996 г. № 1516 «Об утверждении Положения о посещении, гражданами Российской Федерации объектов использования атомной энергии» Минтрансом России утверждены и согласованы с Федеральной службой безопасности Российской Федерации Перечень объектов использования атомной энергии Минтранса России, разрешенных для посещения гражданами Российской Федерации в ознакомительных целях, и Инструкция о порядке посещения указанных объектов. Во исполнение постановления правительства предлагаю: 1. Принять к сведению и исполнению Приложения № 1 и № 2 к указанному письму. 2. В соответствии с пунктом 7 Инструкции (Приложение № 2) разработать и утвердить правила, определяющие порядок посещения гражданами РФ объектов использования атомной энергии, и Планы безопасности этих объектов. Первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации В.Л. Быков к письму Минтранса России от 24.06.97 г. № МФ-35/1194
ПЕРЕЧЕНЬ 1. Суда с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) (Эксплуатирующая организация ОАО «Мурманское морское пароходство») линейные ледоколы с ЯЭУ («Ленин», «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал») мелкосидящие ледоколы («Таймыр», «Вайгач») транспортный лихтеровоз- контейнеровоз «Севморпуть» 2. Суда атомно-технологического обслуживания (АТО) (Эксплуатирующая организация ОАО «Мурманское морское пароходство») плавтехбаза для перезарядки и хранения отработавшего ядерного топлива («Имандра», «Лотта», «Лепсе») спецтанкер для жидких радиоактивных отходов «Серебрянка» плавтехбаза-хранилище твердых радиоактивных отходов «Володарский» 3. Суда, имеющие на своем борту радиационные источники. 4. Ремонтно-технологическое предприятие атомного флота - РТП «Атомфлот». Базирование, ремонт, техническое и технологическое обслуживание судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания, переработка и хранение радиоактивных отходов, перезарядка и транспортировка ядерного топлива. Начальник Департамента мореплавания С.В. Палехов к письму Минтранса России от 24.06.97 г. № МФ-35/1194
Инструкция
| ||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |