| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КОНЦЕПЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ Министерство Российской Федерации по атомной энергии Российский Государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях «POCЭНЕРГОАТОМ» УТВЕРЖДАЮ Министр Российской Федерации по атомной энергии Б.Н. Михайлов КОНЦЕПЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ
Москва 1997 Авторский коллектив: Антонов Б.В. (концерн «Росэнергоатом»), Боранов А.М. (Кольская АЭС), Беляков A.В. (Билибинская АЭС), Буркин В.П. (Белоярская АЭС), Звегинцев Г.А. (Курская АЭС), Ковалев К.В. (Минатом России), Колесников С.В. (Калининская АЭС), Косткин А.И. (Минатом России), Михайлов В.П. (Смоленская АЭС), Плотников В.М. (концерн «Росэнергоатом»), Ситников О.А. (Нововоронежская АЭС), Хавронин А.В. (Балаковская АЭС), Хаврошин Л.Ф. (ГП СНПО «Элерон»), Чиров Г.И. (концерн «росэнергоатом») Редакционная коллегия: Антонов Б.В., Косткин А.И., Плотников В.М., Хаврошин Л.Ф., Чиров Г.И. Под общей редакцией Антонова Б.В. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ АС - атомная станция; АЭС - атомная электрическая станция; ВВ - внутренние войска; ГАН - Госатомнадзор России; ИСО - инженерное средство охраны; МАГАТЭ - Международное Агентство по атомной энергии; МАЭП - Министерство атомной энергетики и промышленности; МВД - Министерство внутренних дел; НСД - несанкционированное действие; НТД - нормативно-техническая документация; ОПБ - Общие положения обеспечения безопасности атомных станций, РД - рабочий документ; СО - средство охраны; СФЗ - система физической защиты; ТСО - техническое средство охраны; ФСБ - Федеральная служба безопасности. СОДЕРЖАНИЕ 1. ВведениеМировая практика свидетельствует, что многие страны значительную долю своих потребностей в области электроэнергии стремятся реализовать за счет ее производства на атомных электростанциях (АЭС). Актуальна эта проблема и для России. В ее энергетической системе функционирует 9 АЭС с различными типами реакторов. Кроме того, реализуется программа по строительству дополнительных энергетических блоков на ряде действующих объектов и по сооружению новых АЭС. Главной задачей при выработке электроэнергии на АЭС является обеспечение безопасной работы ядерных установок на всех этапах их жизненного цикла. 1.1. ПроблемаСовременный период для России характерен тем, что социально-экономические и политические преобразования в стране происходят в сложных условиях. Наряду с позитивными моментами, имеют место факты, которые создают угрозу для государства, в том числе в области атомной энергетики. Имеющие место негативные явления в российской экономике, определенная политическая нестабильность, наличие региональных проблем, охраняющийся высокий уровень преступности напрямую влияют на обеспечение безопасного функционирования АЭС. Для последних реальными становятся такие проблемы, как борьба с ядерным шантажом и терроризмом, диверсиями на ядерных установках, предотвращение несанкционированных действий в отношении ядерных материалов, радиационных источников и радиоактивных веществ. Преступные действия по отношению к объектам атомной энергетики могут совершаться как извне, так и изнутри этих объектов. Эффективное противодействие указанным посягательствам - одно из условий обеспечения ядерной безопасности России. Это противодействие должно основываться на взаимодействии мер государственного уровня с мерами эксплуатирующей организации и АЭС и быть направленным на создание надежной физической защиты АЭС. 1.2. Состояние проблемыОбеспечение безопасности эксплуатации российских АЭС - сложная, многоплановая проблема, для которой одним из важнейших аспектов является создание системы физической защиты, направленной на предотвращение несанкционированных действий, которые могут повлечь радиационную аварию и другие нежелательные последствия. Решение данной проблемы должно учитывать позицию мирового сообщества в области обеспечения сохранности ядерного материала, которые закреплены в «Конвенции о физической защите ядерного материала» (INFCIR.C/274/Rev.1, 1980 г.) и рекомендациях Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) «Физическая защита ядерного материала» (INFCIRC/225/Rev.3, 1993 г.). В настоящее время обеспечение безопасной эксплуатации АЭС, с позиции их физической защиты, основывается на определенном опыте, наработанном в отрасли по защите особо важных и режимных объектов. В частности, по отдельным направлениям физической защиты разработана нормативно-методическая и распорядительная базы, созданы и, эксплуатируются разнообразные инженерно-технические средства, осуществляется взаимодействие с силовыми структурами. Вместе с тем, созданная на действующих АЭС система физической защиты нуждается в совершенствовании как в организационном, так и в инженерно-техническом отношениях. Являясь по ряду параметров консервативной и нединамичной, она порой не реагирует адекватно на изменения в обстановке, в том числе при возникновении угрозы террористического характера. Анализ показывает, что проблема создания эффективной системы физической защиты обусловлена многими факторами и требует прежде всего: · разработки научно обоснованных отечественных методик оценки эффективности системы физической защиты; · серьезной проработки вопросов организации управления системой физической защиты; · совершенствования взаимодействия заинтересованных служб и ведомств при возникновении чрезвычайной ситуации на основе современной нормативно-правовой базы; · учета при проектировании, строительстве, эксплуатации и консервации АЭС нормативных требований к системе физической защиты и ее элементам; · повышения надежности и увеличения ресурса работы инженерных, технических и аппаратных средств, используемых в системах физической защиты; · совершенствования тактики действий сил охраны АЭС, с учетом активного внедрения современных инженерно-технических средств. На основании изложенного можно сделать вывод о настоятельной необходимости проведения значительного объема работ по реконструкции и модернизации существующей системы физической защиты. 1.3. Решение проблемыФизическая защита ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ должна основываться на единой системе планирования, координации, контроля и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на: · предотвращение несанкционированного проникновения на территорию ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, предотвращение несанкционированного доступа к ядерным материалам и радиоактивным веществам, предотвращение их хищения или порчи; · своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и сохранность ядерных материалов и радиоактивных веществ, своевременное обнаружение и пресечение диверсионных и террористических актов, угрожающих безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения; · обнаружение и возвращение пропавших или похищенных ядерных материалов и радиоактивных веществ.* * Ст. 49 Федерального Закона Российской Федерации «Об использования атомной энергии». Решение проблемы физической защиты АЭС должно строиться на системном подходе к созданию физической защиты на вновь строящихся объектах атомной энергетики и ее совершенствовании на действующих АЭС. Настоящая Концепция разработана на основании Федерального Закона Российской Федерации «Об использовании атомной энергии», Федерального закона Российской Федерации «О радиационной безопасности населения», Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 1994 г. № 1923 «О первоочередных мерах по совершенствованию системы учета и сохранности ядерных материалов», приказа МАЭП СССР № 074-90 «О выполнении работ по обеспечению режима специальной безопасности на АЭС», приказа МАЭП СССР № 838-90 «Об основах физической защиты АС», «Положения о режиме специальной безопасности на атомных станциях Минатомэнерго СССР» (1989 г.) - и других руководящих и распорядительных документов федерального и отраслевого уровня с учетом международного опыта, а также международных обязательств Российской Федерации, взятых в соответствии с «Соглашением с МАГАТЭ о применении гарантий» и «Договором о нераспространении ядерного оружия». В основу Концепции положен принцип защиты технологического процесса на АЭС от несанкционированных воздействий. Концепция служит основой для разработки нормативных документов при проектировании систем физической защиты ядерных установок и материалов и реализуется путем разработки и осуществления мероприятий, направленных на предупреждение и предотвращение несанкционированных действий. Концепция определяет идеологию построения системы физической защиты АЭС, которая должна периодически корректироваться с учетом изменений в социально-экономической и политической сферах, разработки новых управленческих и организационных мероприятий, технических и инженерных средств, архитектурных и строительных решений, а также совершенствования тактики действий и вооружения подразделений охраны АЭС. Положения Концепции должны учитываться при разработке правил, норм и требований при проектировании архитектурно-строительной части новых АЭС, размещении оборудования, планировке зданий и сооружений на территории АЭС. Для действующих АЭС Концепция является основой при выработке мер по модернизации и реконструкции существующей системы физической защиты. При окончании срока эксплуатации АЭС требования по обеспечению физической защиты ядерных установок и материалов сохраняются. 2. УгрозыФизическая защита АЭС создается, реконструируется и модернизируется исходя из угроз, представляющих опасность для ядерной установки, ядерного материала и систем жизнеобеспечения. Формулировка угроз является прерогативой государства. Однако, это не снимает ответственности со структур, обеспечивающих физическую защиту АЭС, по определению угроз для конкретной ядерной установки. Под угрозой для объекта атомной энергетики следует понимать действия по отношению к этому объекту, которое может повлечь радиационную аварию и иные катастрофические последствия или создать для этого соответствующие условия, а также высказанное (сформулированное) намерение совершить такое действие. К угрозам, которые могут привести к катастрофическим последствиям, следует отнести: Природные угрозы - землетрясения, наводнения, оползни и обвалы, атмосферные возмущения (молнии, ветры). Техногенные угрозы - наличие рядом с объектом взрыво-, газо-, биоопасных производств, аэродромов, автомобильных и железнодорожных магистралей с перевозимыми по ним опасными грузами, военных полигонов, складов и арсеналов, пролегающие в зоне объекта трассы. Специальные угрозы - экономическая политическая нестабильность в обществе, наличие криминогенного фактора, общественных и иных организаций негативно настроенных по отношению к атомной энергетике, а также дислокация в окружении объектов атомной энергетики исправительных и психиатрических учреждений. Технологические угрозы - ошибки в проектировании, разработках, расчетах, нарушения в режиме эксплуатации, некачественный монтаж, ремонт и наладка оборудования. Террористическую угрозу - преступные действия со стороны членов террористических организаций, криминогенной среды, отдельных физических лиц, неудовлетворенных своим социальным положением или попавшим в зависимость от преступных элементов, психически неуравновешенных лиц или конкурентов. Диверсионную угрозу - проведение диверсионных операции в отношении АЭС со стороны специальных военных формирований и иных структур других государств. Военную угрозу - проведение боевых действий между государствами, находящимися в состоянии войны. Каждая из перечисленных угроз должна прорабатываться и учитываться при принятии решения о строительстве АЭС, создании физической защиты или в ходе ее модернизации и реконструкции. При разработке настоящей Концепции за основу принимались террористическая и диверсионная угрозы как наиболее опасные по своей многовариантности, изощренности и подготовленности. Исполнителем террористической или диверсионной акции может быть как один человек, так и группа людей, возможно имеющих сообщников на АЭС, обладающих достаточной информацией об объекте нападения, подготовленных физически и вооруженных. На противодействие угрозам должны быть направлены разрабатываемые на основе Концепции правила и требования физической защиты АЭС. 3. Роль и задачи органов управления использования атомной энергии в организации физической защиты· Эксплуатирующая организация организует и обеспечивает осуществление физической защиты ядерной установки и ядерных материалов. · Эксплуатирующая организация, предприятие (атомная электростанция) несут ответственность за безопасную эксплуатацию ядерной установки и сохранность ядерных материалов. 4. Принципы организации физической защиты АЭСФизическая защита ядерно-опасных объектов является составной частью системы национальной безопасности государства. · Система физической защиты объекта должна быть адекватна сформулированным угрозам. · Система физической защиты объекта должна предотвращать диверсионные и террористические действия в отношении ядерного материала и ядерных установок. · Система физической защиты объекта проектируется, разрабатывается, строится с учетом и в зависимости от имеющихся и гипотетических угроз. Опыт использования ядерной энергии в мирных и военных целях вызывает определенную обеспокоенность международного сообщества возможностью неконтролируемого протекания процессов в этой сфере деятельности государств, что может стать причиной катастрофических последствий для окружающей среды, жизни и здоровья людей. Материальный ущерб может достигать значительных величин, подрывая экономическую и политическую стабильность государства. Учитывая изложенное, организация и обеспечение физической защиты АЭС должно находиться под пристальным вниманием государства. Система национальной безопасности государства, строящаяся в зависимости от его геополитических интересов, реальных и гипотетических угроз предусматривает и формулирует перечень угроз в отношении ядерно-опасных объектов. Система физической защиты АЭС должна включать объединенный единым замыслом комплекс организационных и технических мер эксплуатирующей организации, администрации АЭС, подразделений внутренних войск МВД России, осуществляющих охрану АЭС, а также органов внутренних дел МВД России и Федеральной службы безопасности (ФСБ) России. (Данная Концепция не рассматривает вопросы, связанные с оперативно-розыскной и иной специальной деятельностью ФСБ России и МВД России) Указанный комплекс должен состоять из системы обнаружения и идентификации нарушителя, системы реагирования и задержки реализации злоумышленником несанкционированных действий, системы локализации и подавления действий нарушителя. Основной задачей физической защиты АЭС является недопущение реализации наиболее опасных диверсионных и террористических угроз. Несмотря на сложность расчета вероятности реализации диверсионной или террористической угроз именно они по своим катастрофическим последствиям, в первую очередь, учитываются при проектировании и строительстве физической защиты АЭС. Вместе с тем, система физической защиты АЭС должна быть готовой к адекватному реагированию и на другие виды угроз. · Система физической защиты функционирует весь жизненный цикл АЭС. · Система физической защиты является составной частью общей безопасности АЭС. · Система физической защиты является составной частью технологического процесса и обеспечивает безопасную эксплуатацию АЭС в части ее касающейся. Требования к физической защите АЭС разрабатываются и учитываются при: · выборе площадки для строительства АЭС; · проектировании строительных конструкций; · конструировании технологических систем; · при эксплуатации АЭС; · выводе из эксплуатации АЭС и ее консервации. Проектирование и применение системы физических барьеров должно вестись с учетом сформулированных государством (или гипотетических) угроз, возможного несанкционированного воздействия как на сами барьеры, так и на системы ядерной установки. · Система физической защиты объекта организуется по зонам с установлением мер защиты в зависимости от важности защищаемой зоны. · Система физической защиты строится на компенсаторной основе, позволяющей сохранять работоспособность введением организационных и (или) инженерно-технических мер. · Система физической защиты должна обладать живучестью, отказ одного элемента не должен приводить к отказу другого и (или) системы в целом. · Система физической защиты строится с учетом оптимальной избыточности элементов. · Система физической защиты является гибкой, обладает способностью к совершенствованию и адаптации к изменяющимся условиям ее существования. Система физической защиты АЭС является важной составляющей всего комплекса мероприятий, реализующего принцип эшелонированной защиты и обеспечивает безопасность АЭС в части ее функционального предназначения на всех этапах ее деятельности. В соответствии с рекомендациями МАГАТЭ, (ИНФЦИРК/225/ред. 3), Методическими указаниями Госатомнадзора России (РД-08-01-93, ОПБ-88), приказа Минатома России от 21.11.1990 г. № 838 и исходя из имеющейся в отрасли практики охраны ядерных материалов и установок, принцип эшелонированности физической защиты реализуется путем организации на атомной электростанции, защищенной, внутренней и особо важной зон. Степень важности зоны определяется степенью важности элементов, систем и установок атомной электростанции, категориями ядерных материалов и последствиями, которые могут возникнуть в случае несанкционированных действий в отношении их. Защита зон должна быть адекватна важности этих зон и наращивается в указанной последовательности. Доступ в зоны должен быть дифференцирован, ограничен и строго контролироваться. Задача защиты зон решается оборудованием границ зон инженерно-техническими средствами, средствами управления и контроля доступа, автоматизацией процессов управления. Надежность и эффективность системы физической защиты зависит как от надежности входящих в нее подсистем и элементов, так и от схемы построения системы, предусматривающей дублирование элементов, использование технических средств, работающих на различных физических принципах, возможностью компенсирования отказов одних элементов другими или организационными мерами, информационным обеспечением, позволяющим иметь необходимый резерв времени для реагирования. Система физической защиты атомной электростанции, являясь жестко централизованной и изолированной по отношению к другим системам, обеспечивающим безопасную эксплуатацию АЭС, должна быть построена с расчетом на изменяющиеся условия в политической и экономической жизни страны, на появляющиеся новые технические и инженерные средства, программно-математическое обеспечение, на возможность автоматизации процессов управления СФЗ. Не являясь застывшей структурой, система физической защиты постоянно совершенствуется, адаптируясь к изменяющимся условиям, нормам, правилам и требованиям. · Система физической защиты входит в общую систему управления и безопасной эксплуатации объекта ядерной энергетики. Эксплуатирующая организация несет ответственность за создание органа управления системой физической защиты на АЭС (служба безопасности), в обязанности которого должна входить организация режима безопасности, поддержание его на должном уровне и контроль за ним. Модернизация систем физической защиты, реконструкция инженерно-технических средств, организация взаимодействия с подразделениями АЭС, подразделениями силовых ведомств, органами контроля и надзора - это управленческая функция эксплуатирующей организации, реализуемая через орган управления физической защитой АЭС (служба безопасности). Система физической защиты, являющаяся одной из подсистем, обеспечивающих безопасность АЭС, должна находиться под постоянным контролем ее администрации. Деятельность персонала АЭС в обеспечении ее безопасной эксплуатации осуществляется с учетом требований норм и правил физической защиты. · Система физической защиты должна быть безопасной для технологического процесса объекта. · Система физической защиты реагирует на незапланированные изменения в технологическом процессе и оказывает в чрезвычайных ситуациях влияние на технологический процесс. В соответствии с рекомендациями МАГАТЭ, ОПБ-89, «Основных правил обеспечения эксплуатации атомных станций» (1995 г.), системы и элементы важные для безопасности АЭС, проектируемые по специальным нормам и правилам, должны выполнять свои функции в установленном проектом объеме, в т.ч. и при возможных механических, тепловых, химических и прочих воздействиях, причем должны быть приняты меры, в том числе дублирование, по защите систем и элементов от отказов. Система физической защиты АЭС, входя в комплекс мер, обеспечивающий безопасное производство электроэнергии, по своим организационным и техническим решениям и исполнением не должна негативно влиять на функционирование других систем и элементов АЭС. В свою очередь, последние не должны отрицательно воздействовать на подсистемы физической защиты АЭС в штатных ситуациях. Исходя из основной цели системы физической защиты - предотвращение несанкционированных действий, влекущих радиационную аварию и задачи по обеспечению защиты барьеров на пути распространения радиоактивных веществ, в случае чрезвычайной ситуации, должен быть разработан порядок взаимодействия органа управления физической защиты (службы безопасности администрации АЭС с подразделениями ФСБ России, МВД России, ВВ МВД России). При возникновении чрезвычайной ситуации (в связи с поступлением информации об угрозе или ее реализации) орган управления физической защиты АЭС (служба безопасности) и подразделения силовых ведомств обязаны принимать по отношению к ситуации адекватные меры. Администрация АЭС несет ответственность за реализацию мер физической защиты по недопущению радиационной аварии в случае неблагоприятного развития событий. Чрезвычайная ситуация на АЭС может возникать в случае проектной или запроектной аварий. В этих случаях вводится особый режим физической защиты АЭС (например, изменение способа охраны и численности охраняющего подразделения, ограничение доступа в выделенные зоны, иной режим входа и выхода сотрудников АС и других организаций, расположенных на территории станции.) Эффективность мер, реализуемых администрацией АЭС, как и объем задач, решаемых органом управления физической защиты АЭС (служба безопасности), в чрезвычайных ситуациях в значительной степени зависят от состояния и эффективности системы физической защиты. · Система физической защиты является автоматизированной системой. Эффективность системы физической защиты АЭС зависит от того, как она управляется и контролируется. Сочетание организационных и технических мер, создающих сложную для управления и контроля структуру, требуют максимальной автоматизации системы физической защиты. Предназначение автоматизированной системы физической защиты - представлять органу управления физической защиты АЭС (служба безопасности) в реальном масштабе времени необходимую, достоверную информацию, а также обеспечивать ему информационную поддержку путем сбора, обработки, документирования и архивирования данных. Часть подсистем физической защиты, работая в автоматическом режиме, максимально позволит исключить человеческий фактор, а следовательно, и ошибки особенно на контрольно-пропускных пунктах и условиях чрезвычайной ситуации. · Система физической защиты должна обладать внутренней безопасностью: Внутренняя безопасность системы физической защиты АЭС обеспечивается как организационными, так и техническими мерами, направленными на: · защиту элементов и подсистем физической защиты АЭС от несанкционированных воздействий; · обеспечение защиты информации, заложенной в систему физической защиты, а также относящейся к самой физической защите; · организацию защиты органов (центров) управления физической защиты АЭС (служба безопасности), личного состава охраны на постах и сотрудников службы безопасности; · реализацию мероприятия по обеспечению установленной процедуры доступа лиц к ядерным установкам и материалам, а также к мероприятиям по обеспечению их физической защиты. Внутренняя безопасность системы физической защиты АЭС должна обеспечиваться с учетом международного сотрудничества в области физической защиты. Эта задача решается путем: · реализации требований соответствующих нормативных актов, принятых на государственном и отраслевых уровнях, с учетом того, что данные о физической защите АЭС относятся к сведениям, составляющим государственную тайну; · максимально возможного использования, при создании системы физической защиты АЭС, отечественной элементной базы на наиболее важных участках. 5. Терминологический словарь**
** Предлагается как инструментарий (база понятий) для обеспечения единого подхода в терминах и определениях при отработке нормативных документов (правил, норм, требований) по физической защите. 6. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВФедеральный ЗАКОН Российской Федерации «Об использовании атомной энергии». Федеральный ЗАКОН Российской Федерации «О радиационной безопасности населения». ОПБ-88 «Общие положения обеспечения безопасности атомных станций». МАЭ СССР-1989 «Положение о режиме специальной безопасности на атомных станциях Министерства атомной энергетики СССР». МАЭП СССР Приказ № 838-90 г. «Об основах физической защиты атомных электростанций». МАЭП СССР Приказ № 074-90 г. «О выполнении работ по обеспечению режима специальной безопасности на АЭС». МАЭП-90 г. «Рекомендации по первоочередным мерам усиления режима специальной безопасности». ГАН РФ РД-04-03-93 «Требования к эксплуатирующей организации атомной станции». ГАН РФ РД-08-01-93 «Методические указания по надзору за организацией и проверке состояния физической защиты ядерных материалов и ядерных установок (объектов)». МАГАТЭ INFCIRC/225/Rev3 «Рекомендации Международного агентства по атомной энергии» 1993 г. МАГАТЭ SO-SG-09 «Организация безопасной эксплуатации АС. Руководство по безопасности». КОНВЕНЦИЯ о физической защите ядерного материала (INFCIRC/274/Rev/1), 1987 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |