РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
ИНСТРУКЦИЯ
ПОРЯДОК РАБОТЫ С ФОНДОМ
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
РД 52.14.616-2000
Дата введения 2001-06-01
Предисловие
1
РАЗРАБОТАН
|
Центральным конструкторским бюро гидрометеорологического
приборостроения (ЦКБ ГМП)
Росгидромета
|
2 ВНЕСЕН
|
Техническим управлением Росгидромета
|
3 РАЗРАБОТЧИКИ:
|
Л.С. Сараева (руководитель темы), В.И. Капирусова, Н.П. Сидорова, Р.Ю. Рябова
|
4 УТВЕРЖДЕН
|
Руководителем Росгидромета 29.08.2000
|
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН
|
ЦКБ ГМП за номером РД
52.14.616-2000 от 04.09.2000
|
6 ВЗАМЕН
|
Р 52.14.187-89. Рекомендации. Фонд нормативных документов. Порядок
работы
|
1 Область применения
Настоящая инструкция
распространяется на фонды нормативных документов* (далее - фонд) в учреждениях
и организациях Росгидромета (далее - организации) и устанавливает порядок:
- комплектования фонда;
- учета, хранения и внесения
изменений в нормативные документы;
- ведения
справочно-поискового аппарата;
- осуществления
справочно-информационного обслуживания;
- обеспечения пользователей
нормативными документами.
*
Нормативный документ - документ, устанавливающий правила, общие принципы или
характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов (ГОСТ Р 1.12).
2 Нормативные ссылки
В настоящей инструкции
использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ
Р 1.12-99
Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартизация и смежные
виды деятельности. Термины и определения;
ГОСТ 2.503-90 Единая система
конструкторской документации. Правила внесения изменений.
3 Общие положения
3.1 Фонд представляет собой систематизированный массив нормативных
документов, корректируемый на основании официальных сведений об отмене, замене,
изменениях и дополнениях и имеющий справочно-поисковый аппарат ([1], приложение Е).
Фонд является составной
частью справочно-информационного фонда организации.
3.2 Фонд, как правило, включает:
- межгосударственные стандарты
(ГОСТ) и государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р);
- руководящие документы (РД 50), рекомендации (Р
50) и правила (ПР 50) Госстандарта России;
- отраслевые стандарты
(ОСТ), руководящие документы (РД) и рекомендации (Р) Росгидромета и других министерств (ведомств);
- стандарты предприятия (СТП);
- международные стандарты;
- национальные стандарты;
- указатели (перечни)
нормативных документов;
- отраслевые справочники и
каталоги;
- общероссийские и другие
классификаторы;
- технические условия на
продукцию (за исключением технических условий, являющихся неотъемлемой частью
комплекта конструкторской документации).
Состав фонда каждая
организация определяет в зависимости от закрепленного за ней направления
деятельности.
3.3 Ответственность за введение фонда в организации возлагают, как
правило, на службу стандартизации.
3.4 Порядок работы с нормативными документами с грифом «Секретно» и «Для
служебного пользования» установлен положением [2] и инструкцией [3].
4 Комплектование фонда
4.1 Комплектование фонда направлено на создание и пополнение фонда
действующими нормативными документами, соответствующими закрепленному
направлению деятельности организации.
Комплектование фонда
подразделяется на:
- начальное,
при котором закладывают минимально необходимые основы фонда;
- текущее,
при котором приобретают вновь утвержденные документы;
- доукомплектование, при
котором приобретают недостающие документы, утвержденные в прошедшие годы.
4.2 Основными информационными изданиями для комплектования фонда являются:
- указатели и информационные
указатели государственных, межгосударственных и отраслевых стандартов,
технических условий;
- бланки заказов (приложений
к ежемесячным информационным указателям «Государственные стандарты» - ИУС);
- перечень нормативных
документов Росгидромета [4];
- каталог международных
стандартов;
- каталоги изданий
организаций Госстандарта России;
- каталог
Редакционно-информационного агентства (РИА)
«Стандарты и качество»;
- информационные издания
министерств (ведомств) в смежных областях деятельности;
- ежегодные планы подготовки
и издания научно-технической литературы Росгидромета.
4.3 Поступившие в организацию информационные издания направляют для
рассмотрения заинтересованным специалистам. Их предложения о заказе необходимых
нормативных документов работник фонда обобщает, в установленном порядке
оформляет и направляет запросы в соответствующие организации по обеспечению
нормативными документами.
5 Учет
5.1 Все
нормативные документы и изменения к ним, поступившие в фонд, в том числе на
микрофишах и машинных носителях информации (компактных дисках, дискетах),
подвергают входному контролю:
- сверяют с сопроводительным
документом (при его наличии) обозначение, наименование, количество экземпляров;
- проверяют пригодность для
снятия копий, хранения, а нормативные документы на машинных носителях
информации - на возможность просмотра, чтения и копирования.
5.2 Прошедшие входной контроль нормативные документы подлежат суммарному и
индивидуальному учету.
В случае
когда фонд является составной частью фонда научно-технической библиотеки
организации, суммарный и индивидуальный учет нормативных документов ведут
отдельно от суммарного и индивидуального учета документов фонда
научно-технической библиотеки.
Основными единицами учета
объема фонда являются экземпляр и наименование. Учет объема фонда в
наименованиях применяется для новых поступлений. Повторное издание учитывается
как новое наименование, если оно переиздано с измененным обозначением (год
утверждения) или наименованием.
5.3 Суммарный учет дает сведения об общем объеме (количестве в
наименованиях и экземплярах), составе по категориям и движении фонда.
Суммарный учет нормативных
документов ведут в книге суммарного учета по форме приложения
А
.
Пояснения по заполнению книги суммарного учета приведены в
приложении Б.
5.4 Индивидуальный учет нормативных документов, позволяющий
иметь конкретные сведения о данном документе, поступившем в фонд, ведут на
карточках учета по форме приложения В.
Каждый нормативный документ, поступивший в составе
тематического сборника, ставят на индивидуальный учет как отдельно изданный.
Индивидуальный учет изменений к нормативным документам
ведут в соответствующих графах карточек учета изменяемых документов.
5.5 Карточки учета, систематизированные в справочно-поисковом
аппарате по определенному принципу, образуют нумерационный, предметный и
алфавитный каталоги.
5.5.1 Нумерационный каталог строится по буквенно-цифровым
обозначениям нормативных документов и содержит описания действующих, отмененных
и замененных нормативных документов.
Нумерационный каталог раскрывает фонд по категориям и
обозначениям нормативных документов, содержит сведения об изменениях
(дополнениях, поправках, отмене, полной или частичной замене, переиздании), количестве
имеющихся экземпляров документов, организациях-разработчиках (держателях
подлинников) нормативных документов.
5.5.2 Предметный каталог раскрывает предметное содержание фонда
независимо от отрасли промышленности, к которой относятся нормативные документы,
например: метеорология, гидрология, стандартизация, метрология,
конструирование, технологическая подготовка производства, охрана окружающей
среды.
В предметный каталог включают сведения только о
действующих нормативных документах, включенных в нумерационный каталог. В
случае отмены или полной замены нормативного документа карточку на него из
предметного каталога изымают.
5.5.3 Алфавитный каталог составляют для удобства поиска
нормативных документов, не имеющих обозначения. Карточки в алфавитном каталоге
располагают в алфавитном порядке по первым буквам наименований нормативных
документов.
5.6 На учтенных в фонде документах
проставляют штампы или делают записи от руки, содержащие:
- сокращенное наименование организации и подразделения,
ответственного за учет и хранение нормативных документов (при необходимости);
- порядковый номер экземпляра нормативных документов
одного наименования, начиная с номера 2. Вместо штампа «ЭКЗ. № 1» проставляют
штамп «КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР».
Нормативные документы и изменения к ним, поступившие в
фонд на микрофишах и машинных носителях информации, помещают в конверты или
коробки, на которых также проставляют соответствующие штампы или делают записи
от руки.
6.1 Расстановка нормативных документов должна обеспечивать
оперативность их поиска и выдачи.
6.2 Расстановку нормативных документов осуществляют, как
правило, по категориям, в пределах категории - в порядке возрастания номеров
обозначений при наличии и (или) регистрационных номеров.
Международные стандарты и рекомендации международных
организаций по стандартизации расставляют в алфавитном порядке наименований
организаций, в пределах каждой организации - в порядке возрастания
регистрационных номеров.
Иностранные стандарты расставляют в алфавитном порядке
русских наименований стран, в пределах страны - в алфавитном порядке буквенных
обозначений национальной или отраслевой принадлежности (при наличии), в
пределах буквенного обозначения - в порядке возрастания регистрационных
номеров.
Тематические сборники нормативных документов с
последовательной нумерацией обозначений расставляют в общем ряду
соответствующей категории по первому обозначению нормативного документа,
указанному на титульном листе (обложке).
В случае если в тематический сборник включены нормативные
документы, имеющие разные категории или непоследовательную нумерацию
обозначений, то сборнику присваивают условный порядковый номер, который
проставляют на титульном листе (обложке) и в карточке учета каждого входящего в
него нормативного документа. Расставляют такие сборники нормативных документов
в порядке возрастания присвоенных условных порядковых номеров.
6.3 Нормативные документы на бумажных носителях расставляют и
хранят на стеллажах, в шкафах, коробках или папках, нормативные документы на
микрофишах и машинных носителях информации - в конвертах из плотной бумаги,
пластмассовых или алюминиевых боксах.
Стеллажи или полки в шкафу оформляют разделителями, а
коробки, папки, конверты, боксы - наклейками (надписями) с указанием на них
категорий нормативных документов, условных обозначений министерств (ведомств),
регистрационных или условных порядковых номеров и другой информации,
способствующей быстрому поиску нужного нормативного документа.
6.4 Помещение, занимаемое фондом, должно быть сухим, чистым,
оборудованным в противопожарном отношении.
6.5 Служба организации, осуществляющая учет и хранение
нормативных документов, должна периодически, не реже одного раза в пять лет,
проводить проверку (ревизию) фонда на предмет:
- фактического наличия документов согласно каталогам и
другим формам учета нормативных документов;
- соблюдения правил учета и хранения;
- выявления недействующих нормативных документов и
документов без внесенных изменений.
6.6 В случае когда фонд является составной
частью фонда научно-технической библиотеки организации, нормативные документы
расставляют и хранят на стеллажах отдельно от других изданий.
6.7 Контрольный экземпляр отмененного или замененного
нормативного документа при необходимости допускается сохранять в фонде с
отметкой «Архивный экземпляр» на обложке нормативного документа и карточке
учета.
Срок хранения архивных экземпляров нормативных документов
устанавливают в организации.
6.8 Отменные и замененные нормативные документы, а также
архивные экземпляры нормативных документов, утративших практическую ценность по
истечении назначенного срока хранения, уничтожают в установленном порядке.
7.1 Внесение изменений (дополнений, поправок, сведений об изменении
срока действия, отмене, полной или частичной замене и переиздании) в
действующие нормативные документы осуществляют на основании официальной
информации, публикуемой в соответствующих информационных изданиях, как правило,
работники фонда в соответствии с требованиями ГОСТ 2.503 и инструкции
[5].
Последовательность внесения изменений:
- устанавливают по нумерационному каталогу наличие в фонде
нормативных документов, в которые должны быть внесены изменения, или которые
подлежат отмене (замене);
- делают необходимое количество копий изменений (по
количеству учтенных в фонде нормативных документов);
- текст изменения, как правило, подклеивают к корешку
первой страницы нормативного документа. При необходимости вносят изменения в
текст нормативного документа;
- делают отметку о внесенном изменении в листе регистрации
изменений нормативного документа согласно правилам его заполнения. При
отсутствии листа регистрации изменений на титульном листе (обложке) или в
свободном нижнем поле первой страницы проставляют порядковый номер изменения и ИУСа.
При внесении поправки вместо порядкового номера изменения
пишут слово «Поправка».
7.2 Изменения, поступившие на микрофишах и машинных носителях
информации, в нормативные документы не вносят, но используют при работе с
соответствующим нормативным документом.
7.3 Учет внесенных в нормативные документы изменений ведут в
соответствующих графах карточек учета нумерационного каталога.
7.4 Отмененные и замененные нормативные документы изымают из
пользования и из фонда с учетом требования по 6.7.
Тематические сборники нормативных документов изымают из
пользования и из фонда при условии отмены или полной замены всех включенных в
них нормативных документов.
7.5 На каждом экземпляре отмененного,
частично или полностью замененного нормативного документа проставляют
соответствующий штамп, выполненный согласно приложению Г, или делают
аналогичную запись от руки.
8.1 Справочно-информационное обслуживание включает:
- информирование пользователей о нормативных документах;
- справочно-библиографическую работу с нормативными
документами;
- выдачу нормативных документов.
8.1.1 Информирование пользователей о нормативных документах,
поступивших в фонд организации, осуществляют работники фонда через
информационные листки; выставки новых поступлений нормативных документов;
устные обзоры поступивших нормативных документов.
8.1.2 Справочно-библиографическая работа с нормативными
документами заключается в предоставлении по запросу пользователей справок
библиографического, тематического, библиотечного и фактографического характера.
8.1.2.1 Справка библиографического характера содержит данные
о сроке действия, дате введения в действие, об уточнении обозначения или
наименования нормативного документа, наличии изменений к нему. Справку составляют
на основе нумерационного каталога и указателей (перечней, каталогов)
нормативных документов.
8.1.2.2 Справка тематического характера содержит
тематическую подборку нормативных документов по интересующей пользователя теме.
Справку составляют на основе предметного каталога и указателей (перечней,
каталогов) нормативных документов.
8.1.2.3 Справка библиотечного характера содержит сведения о
наличии в фонде нормативного документа. Справку составляют на основе
нумерационного каталога.
8.1.2.4 Справка фактографического характера содержит
сведения об адресах организаций - разработчиков нормативных документов или
организаций, осуществляющих обеспечение нормативными документами.
8.1.3 Из фонда пользователям следует
выдавать нормативные документы со всеми имеющимися изменениями по состоянию на
дату выдачи в порядке, установленном в организации.
На оборотной стороне карточки учета нормативного документа
делают запись о выдаче и возврате.
8.2 В подразделениях организации приказом
по организации могут быть назначены ответственные за нормативные документы,
выданные из фонда для постоянного пользования. В приказе или в должностной
инструкции устанавливают их обязанности и права, а также порядок ведения,
учета, хранения и выдачи нормативных документов пользователям внутри
подразделения.
8.3 В случае увольнения из организации
пользователи обязаны сдать в фонд все числящиеся за ними нормативные документы.
Ответственный за нормативные документы в подразделении в
случае прекращения выполнения своих функций должен передать в установленном
порядке все числящиеся за ним нормативные документы вновь назначенному
ответственному.
9.1 Обеспечение отраслевыми нормативными документами
Росгидромета и изменениями к ним осуществляют:
- Гидрометеоиздат - по разнарядкам,
составленным организациями - разработчиками нормативных документов в
соответствии с предварительными заявками организаций;
- организации - разработчики (держатели подлинников)
нормативных документов - по разовым запросам.
Адреса организаций - разработчиков нормативных документов
Росгидромета приведены в перечне [4].
9.2 Обеспечение отраслевыми нормативными документами других
министерств (ведомств) осуществляют организации - разработчики (держатели
подлинников) нормативных документов или организации, назначенные ответственными
за ведение фонда своего министерства (ведомства).
Их адреса сообщает по запросам Главный информационный
центр стандартов - Всероссийский научно-исследовательский институт
классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ).
9.3 Территориальные отделы распространения
нормативно-технической документации и научно-технической информации (НТД и НТИ) издательско-полиграфического комплекса (ИПК) Издательства стандартов на основании ежемесячных
бланков заказов или разовых запросов обеспечивают пользователей:
- государственными стандартами Российской Федерации,
межгосударственными стандартами;
- сборниками стандартов, составленными по отраслевому
принципу;
- информационными указателями стандартов и технических
условий;
- общероссийскими классификаторами;
- литературой по стандартизации, метрологии, сертификации,
управлению качеством, а также другими официальными документами Госстандарта
России, имеющими юридическую силу.
Адреса территориальных отделов распространения НТД и НТИ приведены в приложении Д.
9.4 Обеспечение информацией о нормативных документах по
закрепленной тематике и их копиями осуществляют информационные центры
стандартов организаций Госстандарта России (приложение Д).
9.4.1 ВНИИКИ обеспечивает:
- информацией о документах Федерального фонда стандартов в
соответствии с положением [6];
- копиями технических условий и нормативных документов в
области стандартизации, метрологии и сертификации, в том числе общероссийскими
классификаторами технико-экономической информации, правилами и рекомендациями
по стандартизации, метрологии и сертификации;
- копиями международных (региональных) и национальных
стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации зарубежных стран.
9.4.2 Информационный центр стандартов Всероссийского
научно-исследовательского института метрологической службы (ВНИИМС)
обеспечивает основополагающими нормативными документами Государственной системы
измерений, в том числе государственными стандартами, правилами и рекомендациями
по метрологии.
9.4.3 Информационный центр стандартов Всероссийского
научно-исследовательского института стандартизации (ВНИИстандарт)
обеспечивает:
- государственными стандартами отраслей оборонной техники
с грифом «Секретно» и «Для служебного пользования» (при наличии в
организации-заказчике соответствующей службы, имеющей лицензию на право работы
с документами ограниченного пользования);
- указателем государственных стандартов на военную технику
и информационными указателями к нему.
9.4.4 Информационный центр стандартов Всероссийского
научно-исследовательского института сертификации (ВНИИС)
обеспечивает нормативными и методическими документами системы сертификации ГОСТ
Р, в том числе документами
по сертификации продукции и услуг; разработке и сертификации систем качества;
сертификации производств; аккредитации органов по сертификации и испытательных
лабораторий; сертификации средств индивидуальной защиты по требованиям
безопасности в нормативных и методических документах на продукцию;
регламентации затрат на качество.
9.4.5 Информационный центр стандартов Всероссийского
научно-исследовательского института стандартизации и сертификации в
машиностроении (ВНИИНМАШ) обеспечивает рекомендациями
по стандартизации и каталогизации в области машиностроения и приборостроения.
9.4.6 Информационный центр стандартов Всероссийского
научно-исследовательского центра стандартизации, информации и сертификации
сырья, материалов и веществ (ВНИЦСМВ) обеспечивает:
- методиками Государственной службы стандартных справочных
данных;
- таблицами
рекомендуемых и стандартных справочных данных по свойствам материалов и
веществ;
- паспортами
безопасности материалов и веществ.
9.5 РИА «Стандарты и качество» по заказам организаций
обеспечивает периодическими (газетами и журналами) и непериодическими
(нормативными и методическими документами, справочниками, учебными пособиями)
изданиями и информационными услугами в области стандартизации, метрологии,
сертификации, управления качеством и экологии.