| ||||||||||||
Приказ МЧС РФ от 23 июня 1995 г. № 446 "О введении в действие положений по вопросам государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций"
Во исполнение Плана основных мероприятий по реализации Федерального Закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"* в системе МЧС России приказываю: 1. Утвердить и ввести в действие с 1 июля 1995 г. прилагаемые: Положение о проведении государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (приложение № 1) и Положение о Государственной экспертизе проектов МЧС России (приложение № 2). 2. Начальникам департаментов, управлений и самостоятельных отделов МЧС России, начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальникам учреждений, подведомственных МЧС России, при организации и проведении экспертизы по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечить выполнение требований положений, указанных в пункте 1 настоящего приказа. 3. Признать утратившим силу с 1 июля 1995 г. приказ МЧС России от 3 июня 1994 года № 252 "О введении в действие положений по вопросам государственной экспертизы в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий". 4. Приказ довести до заместителей Министра, начальников департаментов, управлений и самостоятельных отделов МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальников учреждений, подведомственных МЧС России, в порядке, установленном приказом МЧС России от 30 сентября 1994 года № 602.
______________________ * Приказ МЧС России от 16.02.95 г. № 111 "О мерах по реализации Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". к приказу МЧС РФ Положение о проведении государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций(утв. Министром РФ по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям 1. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций*(1) организуется и осуществляется на основании действующего законодательства *(2). 2. Государственная экспертиза проводится с целью выявления степени соответствия установленным нормам, стандартам и правилам предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также соблюдения при проектировании указанных объектов норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны. 3. Государственная экспертиза осуществляется на принципах обязательности ее проведения, законности и научной обоснованности и гарантированности оплаты труда при проведении экспертизы. 4. Государственной экспертизе подлежат: градостроительная документация, технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений*(3) в части соблюдения в них общестроительных требований, специальных требований по гражданской обороне, а также выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и применением возможным противником*(4) современных средств поражения. 5. Государственная экспертиза проводится: при внесении на рассмотрение проектов федеральных целевых программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, защиту населения и на повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при возникновении чрезвычайных ситуаций; при составлении Генеральной схемы развития и размещения производительных сил и расселения по субъектам Российской Федерации и экономическим районам; при составлении схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности; при составлении схем и проектов районной планировки; при разработке проектов планировки и застройки городских и сельских поселений (генеральных планов городов, проектов детальной планировки и застройки микрорайонов, кварталов, градостроительных комплексов или групп общественных зданий и сооружений); при разработке проектов планировки промышленных зон (районов) городов; при проектировании промышленных районов и узлов; при разработке проектов строительства потенциально опасных промышленных, оборонных, энергетических и транспортных объектов*(5), а именно: ядерно-, радиационноопасных, химически опасных, взрыво-, пожароопасных объектов; гидросооружений; нефте-, газо- и продуктопроводов; резервуарных парков; транспортных магистралей и их инженерных сооружений; узловых и сортировочных станций; метрополитенов; аэродромов и морских портов; предприятий агропромышленного комплекса; при разработке проектов строительства специальных сооружений - объектов управления административно-хозяйственной деятельностью в чрезвычайных ситуациях, узлов связи, средств коллективной защиты, территориальных систем централизованного оповещения населения, локальных систем оповещения. 6. Государственная экспертиза осуществляется штатным экспертным органом - Государственной экспертизой проектов МЧС России, образованной при МЧС России, и внештатными экспертными органами - экспертными комиссиями, образованными из специалистов подразделений региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, из специалистов штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации*(6). 7. Функции Государственной экспертизы проектов МЧС России и экспертных комиссий при проведении экспертизы распределяются в зависимости от их компетенции, при этом: 7.1. Компетенция Государственной экспертизы проектов МЧС России распространяется на рассмотрение градостроительной документации и проектов строительства, а именно: на схемы развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности, генеральные планы городов-центров субъектов Российской Федерации и городов с расчетной численностью населения 500 тыс. человек и более, проекты строительства потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов, проекты строительства объектов управления административно-хозяйственной деятельностью в чрезвычайных ситуациях, узлов связи, территориальных систем централизованного оповещения населения, локальных систем оповещения, систем локализации аварий, защитных сооружений гражданской обороны, проекты строительства объектов, финансируемых из бюджета Министерства, проекты нормативно-технической и инструктивно-методической документации в области защиты населения, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. 7.2. Компетенция экспертных комиссий распространяется на рассмотрение документации, относящейся к градостроительству и строительству объектов на территории соответствующих регионов или субъектов Российской Федерации, а именно: на схемы районной планировки административно-территориальных образований, генеральные планы городов с численностью населения менее 500 тыс. человек, проекты строительства объектов промышленного и гражданского назначения, проекты строительства убежищ и противорадиационных укрытий, кроме типовых и экспериментальных проектов. 8. При необходимости рассмотрения проектов федеральных целевых программ государственного значения, схем расселения и территориальной организации производительных сил регионов и субъектов Российской Федерации, особо важных объектов промышленности, энергетики и транспорта международного значения, а также проведения экспертной оценки чрезвычайных ситуаций катастрофического характера при МЧС России может быть создан экспертный совет. 9. Органы экспертизы МЧС России при проведении экспертизы взаимодействуют следующим образом: Государственная экспертиза проектов МЧС России - с Главгосэкспертизой России; экспертные комиссии - с территориальными организациями Государственной вневедомственной экспертизы Российской Федерации. При необходимости указанные органы экспертизы МЧС России могут взаимодействовать в установленном порядке с экспертными органами Минприроды России (Государственной экологической экспертизой), экспертными подразделениями отраслевых министерств, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с соответствующими надзорными органами. 9. Органы экспертизы МЧС России имеют право: запрашивать и получать в установленном порядке информацию, необходимую для выполнения стоящих перед ними конкретных задач; пользоваться системой информационного обеспечения экспертизы; вносить предложения в любые кредитно-финансовые органы о прекращении финансирования проектирования, строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения потенциально опасных объектов, осуществляемых по проектно-сметной документации, не прошедшей экспертизу на предмет соблюдения специальных требований или не соответствующей требованиям установленных норм в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; вносить в установленном порядке на рассмотрение проекты приказов, указаний, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих проведение экспертизы в Министерстве; оказывать методическую помощь экспертным органам министерств и ведомств в области защиты населения и предупреждения чрезвычайных ситуаций; обеспечивать связь с общественностью, подготавливать материалы по результатам экспертиз для опубликования их в печати. 10. Представители органов экспертизы МЧС России могут привлекаться при необходимости для работы в экспертных комиссиях других министерств и ведомств Российской Федерации. 11. Органы экспертизы МЧС России несут ответственность за объективность и достоверность оценок рассмотренных проектов строительства и документов, обоснованность рекомендаций по их утверждению, доработке или отклонению, а также за проведение экспертизы в установленные сроки. 12. Организация и проведение государственной экспертизы осуществляется в соответствии с прилагаемым "Порядком проведения государственной экспертизы и согласования градостроительной документации и проектов строительства в системе МЧС России". 13. Финансирование работ по проведению государственной экспертизы проводится за счет средств: федерального бюджета Российской Федерации по объектам, строящимся за счет бюджетных средств; заказчиков объектов, которые строятся предприятиями, учреждениями и организациями за счет собственных средств. ___________________ *(1) Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в дальнейшем именуется - государственная экспертиза. *(2) Федеральный Закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", Закон Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации", Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20.06.1993 г. № 585 "О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства", приказ МЧС России № 96 от 16.3.1994 г. о введении в действие "Положения о разграничении функций между органами экспертизы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Главгосэкспертизой России при проведении государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства" *(3) Технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в дальнейшем именуются - проекты строительства. *(4) Термин "возможный противник" включает в себя как действия вооруженных сил сопредельных государств, так и действия террористических групп или лиц по проникновению на объект для хищения опасных веществ, или для использования объекта в качестве средства шантажа, вымогательства. *(5) Перечень потенциально опасных промышленных, оборонных, энергетических и транспортных объектов утверждается Минстроем России совместно с МЧС России. *(6) Экспертные комиссии, образованные из специалистов подразделений региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, из специалистов штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации далее по тексту именуются - экспертные комиссии. Согласовано
к статье 12 Положения о
проведении Порядок проведения государственной экспертизы и согласования градостроительной документации и проектов строительства в системе МЧС России1. Проведение государственной экспертизы и состав проектной документации, представляемой на экспертизу1.1. Экспертные органы* проводят комплексную экспертизу по проектам строительства, осуществляемым за счет собственных финансовых ресурсов МЧС России. 1.2. При проведении комплексной экспертизы на рассмотрение представляются проекты строительства в полном объеме. 1.3. Экспертные органы проводят комиссионную экспертизу градостроительной документации, проектов строительства потенциально опасных объектов, а также специальных объектов, регламентируемых особыми технологическими требованиями. 1.4. При проведении комиссионной экспертизы на рассмотрение представляются общие пояснительные записки, специальные разделы инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, а также разделы проектов с техническими решениями, которые могут вызвать чрезвычайные ситуации. 1.5. Комплектность представленных материалов, их соответствие требованиям действующих нормативных документов по составу проектной продукции проверяется экспертным органом до начала экспертизы. 1.6. В случае некомплектного представления на рассмотрение проектной документации экспертный орган уведомляет заказчика или проектную организацию о том, что документация не принята к рассмотрению до ее укомплектования в необходимом объеме. 1.7. При повторной экспертизе представляются: записка к доработанной по замечаниям экспертного органа проектной документации с уточненными показателями и обоснованием внесенных изменений и дополнений; часть проектной документации, в которую внесены изменения и дополнения по результатам предыдущего рассмотрения. 2. Сроки проведения экспертизы2.1. Сроки проведения государственной экспертизы принимаются в зависимости от сложности проектной документации и трудоемкости экспертизы и состава экспертов, привлекаемых к работам государственной экспертизы, но не должны превышать: по особо сложным, потенциально опасным и специальным объектам - 45 дней, если не потребуется дополнительного анализа мер предупреждения чрезвычайных ситуаций; по остальным объектам - 30 дней. 2.2. Сроком начала экспертизы является дата утверждения экспертным органом плана ее проведения, окончание экспертизы - дата отправки заключения заказчику, утверждающей инстанции или экспертному органу, осуществляющему комплексную экспертизу. 3. Основные вопросы, подлежащие рассмотрению при проведении государственной экспертизы3.1. При проведении комплексной экспертизы рассматриваются и подвергаются экспертной оценке все разделы проектов строительства. 3.2. Общая экспертная оценка качества проектов строительства при проведении комплексной экспертизы формируется на основе: оценки эффективности проектных решений по результатам анализа основных технико-экономических показателей объекта; оценки соответствия проектных решений требованиям нормативных документов; оценки качества разработки каждого из разделов проекта строительства. 3.3. При проведении комиссионной экспертизы рассматриваются и подвергаются экспертной оценке только специальные разделы инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, а также разделы проектов с техническими решениями, которые могут вызвать чрезвычайные ситуации. 3.4. Экспертная оценка качества градостроительной документации и проектов строительства при проведении комиссионной экспертизы формируется на основе: достаточности и прогрессивности решений по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; достаточности инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях; защищенности систем, важных для безопасности потенциально опасных объектов. 4. Заключения по экспертизе градостроительной документации и проектов строительства4.1. Экспертиза материалов завершается составлением и утверждением заключения. Экспертное заключение должно содержать: краткую характеристику объекта экспертизы с описанием основных проектных решений; конкретные замечания и предложения по принятым техническим решениям и технико-экономическим показателям с соответствующими обоснованиями; общие выводы - утвердить, возвратить на доработку или отклонить представленную на экспертизу документацию. 4.2. Экспертный орган, осуществлявший комплексную экспертизу, подготавливает сводное заключение, согласованное с другими экспертными органами, принимавшими участие в рассмотрении. 4.3. Сводное экспертное заключение направляется заказчику или в инстанцию, утверждающую проектную документацию. 4.4. Экспертный орган, осуществлявший комиссионную экспертизу, подготавливает локальное экспертное заключение. Локальное экспертное заключение направляется в экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу. 4.5. Положительное заключение экспертных органов является одним из обязательных документов для открытия финансирования и кредитования рассмотренного объекта независимо от формы его собственности. 4.6. В случае вынесения органами экспертизы отрицательного заключения материалы по объекту должны быть доработаны в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями и представлены на рассмотрение повторно. 5. Согласование градостроительной документации и проектов строительства5.1. Прошедшие экспертизу градостроительная документация и проекты строительства независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности подлежат обязательному согласованию. Порядок согласования градостроительной документации и проектов строительства, а также соответствующие согласующие инстанции определены действующими нормативными документами**. 5.2. Прошедшие экспертизу проекты строительства, осуществляемого за счет собственных финансовых ресурсов МЧС России, утверждаются в Министерстве. ______________________________ * Под экспертными органами здесь и далее по тексту понимаются: Государственная экспертиза проектов МЧС России и экспертные комиссии, образованные при региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и при штабах по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации. ** СНиП 2.01.51-80 "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны" ВСН 38-82 "Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной планировки, планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов" ВСН 38-83 "Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения раздела инженерно-технических мероприятий гражданской обороны в схемах районной планировки, проектах планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов" к приказу МЧС РФ Положение о Государственной экспертизе проектов (Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий)1. Государственная экспертиза проектов (Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий*) является подведомственным подразделением Министерства. 2. Госэкспертиза проектов МЧС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, приказами и указаниями МЧС России, Положением о проведении государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также настоящим Положением. 3. Общее руководство деятельностью Госэкспертизы МЧС России осуществляется заместителем Министра, координирующим вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций, а непосредственное руководство - начальником Департамента предупреждения чрезвычайных ситуаций. 4. Госэкспертиза проектов МЧС России является штатным органом, осуществляющим экспертизу градостроительной документации, технико-экономических обоснований и проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений** потенциально опасных и специальных объектов, а также объектов МЧС России. 5. Основными задачами Госэкспертизы проектов МЧС России являются: выявление степени соответствия требованиям установленных норм, стандартов и правил проектов строительства потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или влиять на обеспечение защиты населения, а также соблюдения при проектировании указанных объектов норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны; проведение экспертизы проектов строительства специальных объектов, регламентируемых особыми технологическими требованиями; организация и проведение государственной экспертизы градостроительной документации с точки зрения соответствия ее требованиям по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; проведение экспертизы предпроектной и проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию объектов жилищного и производственного назначения МЧС России. 6. Госэкспертиза проектов МЧС России в соответствии с возложенными на нее задачами: организует рассмотрение и подготавливает заключения о соответствии требованиям Норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и уменьшения опасности возникновения чрезвычайных ситуаций технико-экономических обоснований (ТЭО) схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности, генеральных планов городов с численностью населения 500 тыс. человек и более; проводит государственную экспертизу проектов строительства потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов в части соблюдения в них требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также соблюдения требований по осуществлению управления административно-хозяйственной деятельностью в чрезвычайных ситуациях, обеспеченности узлами связи, территориальными системами централизованного оповещения населения, локальными системами оповещения, средствами коллективной защиты; осуществляет экспертизу проектов строительства пунктов управления и узлов связи, средств коллективной защиты, территориальных систем централизованного оповещения населения, локальных систем оповещения, в том числе переутверждаемых, а также типовых и экспериментальных проектов; организует рассмотрение и подготавливает заключения на проекты строительства объектов МЧС России - опорных баз поисково-спасательных служб, учебных центров подготовки спасателей, комплексных военных городков, парковых и складских зон; участвует в рассмотрении и подготовке заключений к проектам нормативно-технической документации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; участвует в установленном порядке в выборочных проверках проектных организаций по вопросам соблюдения требований нормативных документов при разработке проектов, связанных с защитой населения и территорий; проводит анализ и обобщение результатов проведенных экспертиз и выпускает аналитические обзоры и статьи; оказывает организационно-методическую помощь специалистам экспертных комиссий по вопросам экспертизы проектной документации. 7. Госэкспертиза проектов МЧС России в своей работе взаимодействует: со структурными подразделениями Министерства, в компетенцию которых входят вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения, инвестиций и капитального строительства; с Главным управлением Государственной вневедомственной экспертизы при Минстрое России (Главгосэкспертизой России) - по вопросам организации и методологии экспертной работы. 8. Госэкспертиза проектов МЧС России имеет собственный индекс делопроизводства, гербовую печать, штамп и бланк со своим наименованием, смету расходов на производственную деятельность, а также смету на оплату труда внештатных экспертов, привлекаемых для проведения экспертиз в интересах МЧС России. 9. Госэкспертиза проектов МЧС России имеет право: запрашивать в установленном порядке и получать от проектных организаций министерств и ведомств необходимые материалы, по вопросам, связанным с выполняемыми Госэкспертизой проектов МЧС России задачами по проведению экспертизы; осуществлять координацию деятельности экспертных органов министерств и ведомств в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; вносить в установленном порядке в любые кредитно-финансовые органы предложения о прекращении финансирования проектирования, строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения потенциально опасных объектов, осуществляемых по проектам строительства, не прошедшим государственную экспертизу по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; вносить в установленном порядке на рассмотрение проекты приказов, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих порядок проведения работ по экспертизе в МЧС России; производить оплату труда внештатных экспертов, привлекаемых для проведения экспертиз в интересах МЧС России. 10. Госэкспертиза проектов МЧС России несет ответственность за объективность и достоверность оценок рассмотренной проектной документации, обоснованность рекомендаций по ее утверждению, доработке или отклонению, а также за проведение экспертизы в установленные сроки. 11. Начальник Госэкспертизы проектов МЧС России имеет право: вести в установленном порядке в пределах своей компетенции служебную переписку и делопроизводство; представлять Госэкспертизу проектов МЧС России в экспертных органах и проектных организациях других министерств и ведомств; разрабатывать и вносить обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию нормативной базы, порядка и качества проведения экспертизы, повышению технического уровня проектных решений; вносить предложения о совершенствовании структуры Госэкспертизы проектов МЧС России, назначении сотрудников, размерах должностных окладов, а также о поощрении и наказании работников подразделений. 12. Начальник Госэкспертизы проектов МЧС России обязан: обеспечивать своевременное и качественное выполнение задач и обязанностей, возложенных на Госэкспертизу проектов МЧС России настоящим Положением; организовывать в установленном порядке взаимодействие с подразделениями МЧС России, с экспертными органами и проектными организациями министерств и ведомств в интересах успешного выполнения задач, возложенных на Госэкспертизу проектов МЧС России; заниматься подбором кадров, устанавливать распределение функциональных обязанностей между должностными лицами Госэкспертизы проектов МЧС России, организовывать работу подразделений. 13. Обязанности должностных лиц структурных подразделений Госэкспертизы проектов МЧС России утверждаются начальниками этих подразделений. ______________________________ * Государственная экспертиза проектов (Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) далее по тексту именуется - Госэкспертиза проектов МЧС России. ** Технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений далее по тексту именуются - проекты строительства.
| ||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |