| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Требования к органам по сертификации и порядок их аккредитации РД ССПБ-1 (утв. центральным органом Системы сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации 21 апреля 2006 г.)
Дата введения 1 июля 2006 г. ПредисловиеВ настоящем документе реализованы положения: - законов Российской Федерации "О защите прав потребителей", "О техническом регулировании", "О пожарной безопасности", "Об обеспечении единства измерений" в части аккредитации органов по сертификации; - Руководства ИСО/МЭК 28 "Общие правила для модели системы сертификации продукции третьей стороной" и Руководства ИСО/МЭК 40 "Общие требования по приемке органов по сертификации"; - европейских стандартов серии EN 45000, охватывающих вопросы испытаний, сертификации и аккредитации; - ГОСТ Р 51000.6 "Общие требования к аккредитации органов по сертификации продукции и услуг"; - ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000 "Общие требования к органам по сертификации продукции"; - Положения о Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации; Настоящий документ гармонизирован с европейским стандартом EN 45011 "Общие требования к органам по сертификации, проводящим сертификацию продукции". I. Область применения1. Настоящий документ устанавливает общие требования, которым должен соответствовать орган по сертификации продукции*(1), чтобы быть признанным в качестве компетентного органа для работы в Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации*(2), а также требования к порядку (процедуре) аккредитации (в том числе аттестации) органов по сертификации. Указанные требования относятся к органам по сертификации, которые осуществляют подтверждение соответствия*(3) требованиям, установленным в технических регламентах, стандартах и других нормативных документах, включая испытания (проверки), оценку производства или системы качества изготовителя, последующий инспекционный контроль за сертифицированным объектом (при котором учитываются результаты испытаний образцов, взятых у изготовителя или продавца) и, возможно, за производством или системой качества. Сертификацию производств или систем качества осуществляют органы, признанные компетентными для выполнения этой деятельности. Требования документа предназначены для применения: при создании, аккредитации и функционировании органов по сертификации в соответствии с областью аккредитации; взаимодействии органов по сертификации с центральным органом Системы, другими органами по сертификации и испытательными лабораториями; проведении инспекционного контроля за деятельностью органов по сертификации. II. Определения2. Используемые в документе основные термины и их определения соответствуют приведенным: в Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 г. № 3 (зарегистрированы Минюстом России 21 марта 1994 г., регистрационный № 521); Руководстве ИСО/МЭК 2 "Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь"; ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000 "Общие требования к органам по сертификации продукции"; Положении о Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации*(4). III. Общие положения3. Официальным признанием полномочным органом правомочности юридического или физического лица проводить в Системе сертификацию в соответствии с областью аккредитации является аккредитация его как органа по сертификации. 4. Юридическое или физическое лицо, претендующее на аккредитацию и функционирование в Системе в качестве органа по сертификации, должно быть независимым от заявителя (изготовителя, продавца) и потребителя в рассматриваемых вопросах, обладать компетентностью, позволяющей проводить сертификацию в заявленной области пожарной безопасности. 5. Орган по сертификации имеет право на проведение сертификации в области пожарной безопасности в законодательно регулируемой сфере только после того, как он прошел аккредитацию в соответствии с требованиями настоящего документа и получил зарегистрированный в Госреестре Системы аттестат аккредитации. 6. Орган по сертификации аккредитуют только в отношении строго определенных видов объектов сертификации и их характеристик, которые могут быть объективно оценены органом по сертификации. 7. Область аккредитации органа по сертификации должна однозначно определяться номенклатурой видов объектов сертификации и требований, контролируемых (подтверждаемых) при сертификации. Область аккредитации органа по сертификации должна быть обеспечена испытаниями (соответствовать областям аккредитации собственной и привлеченных аккредитованных испытательных лабораторий*(5)), областями аттестации штатных экспертов по сертификации продукции и документированными процедурами доказательств (схемами сертификации). В рамках добровольной сертификации допускается проведение сертификации объектов, не включенных в область аккредитации органа по сертификации, при условии наличия в его кадровом составе экспертов с соответствующей областью аттестации и аккредитованной испытательной лаборатории, которая может проводить испытания данной продукции. 8. При оценке компетентности и независимости органа по сертификации используются критерии, приведенные в настоящем документе. Центральный орган Системы может устанавливать дополнительные (специальные) критерии, обусловленные проведением сертификации конкретного объекта. В этом случае центральный орган Системы может обращаться для консультации в организации или к отдельным специалистам, имеющим необходимую техническую компетентность в соответствующих областях деятельности. Указанные общие и дополнительные критерии должны быть опубликованы (официально установлены) и (или) предоставлены заинтересованным сторонам по их запросу. 9. Аккредитация органов по сертификации в Системе проводится в порядке, установленном настоящим документом, при необходимости - с участием представителей других уполномоченных организаций. IV. Основные требования10. Орган по сертификации должен обеспечить заявителям беспрепятственный доступ к информации об услугах органа по сертификации. Ему не следует выдвигать неприемлемых финансовых или других условий. Процедуры, с помощью которых указанный орган осуществляет свою деятельность, не должны содержать положения дискриминационного характера. 11. Орган по сертификации в своей деятельности должен руководствоваться законодательством Российской Федерации, нормативными, правовыми актами Системы, положениями и требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000, Положением об органе по сертификации и документами, устанавливающими порядок и правила проведения сертификации в данном органе. 12. Орган по сертификации должен: - выполнять функции, обеспечивающие проведение соответствующих процедур сертификации; - быть беспристрастным, независимым от заявителя (изготовителя, продавца) и потребителя (являться третьей стороной), не иметь каких-либо коммерческих интересов, не быть частью организации и не быть связанным административными, финансовыми, коммерческими или иными отношениями с организацией, имеющей непосредственную коммерческую заинтересованность в объекте, подвергаемом сертификации. Орган по сертификации и его персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказать влияние на результаты сертификации; - обладать компетентностью, позволяющей объективно и достоверно проводить сертификацию. 13. Орган по сертификации не должен заниматься деятельностью, способной подорвать доверие в отношении его независимости в принятии решений и беспристрастности при проведении сертификации. 14. Юридические или физические лица, претендующие на аккредитацию, или признание, или наделение полномочиями для проведения работ (далее - аккредитация) и функционирование в Системе в качестве органа по сертификации, должны иметь: - юридический статус в соответствии с законодательством и настоящим документом; - организационную структуру в соответствии с настоящим документом, юридические и экономические возможности (условия) для обеспечения работ по сертификации; - определенный опыт работы в области испытаний, оценки качества, работы с нормативными документами и авторитет в заявленной области; - необходимые средства и документированные процедуры; - материально-техническую базу (помещение, оборудование и т.д.); - квалифицированный персонал, прошедший подготовку по сертификации продукции в области пожарной безопасности (экспертов); - актуализированный фонд нормативных документов, регламентирующих требования к продукции и методам испытаний, в соответствии с областью аккредитации. Планируемый объем работ должен быть таким, чтобы обеспечивать загрузку экспертов из расчета не менее 5 объектов подтверждения соответствия в год. V. Функции, права и обязанности органа по сертификации15. Основной функцией органа по сертификации в области пожарной безопасности является проведение сертификации по правилам Системы в соответствии с областью его аккредитации. 16. В соответствии с правилами Системы орган по сертификации: - принимает и рассматривает заявки на сертификацию и принимает решения по ним; - выбирает схемы сертификации, определяет процедуры проведения сертификации в соответствии с документами, устанавливающими порядок и правила проведения сертификации в области пожарной безопасности; - организует и проводит сертификацию объектов, включая организацию проведения сертификационных испытаний, принятие решения по результатам испытаний, анализ состояния производства и инспекционный контроль, выдачу сертификатов пожарной безопасности; - отменяет или приостанавливает действие выданных сертификатов в случае нарушения условий их выдачи; - участвует в разработке корректирующих мероприятий и контролирует их выполнение; - вносит предложения в центральный орган Системы по изменению Перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации, нормативных документов, которым она должна соответствовать; - формирует (комплектует) и актуализирует фонд нормативных документов, используемый при сертификации; - взаимодействует с испытательными лабораториями, другими органами по сертификации (в том числе и других стран), центральным органом Системы; - взаимодействует с изготовителями (продавцами) продукции, с организациями, осуществляющими государственный контроль и надзор за продукцией, с общественными организациями по защите прав потребителей; - ведет документацию по всем вопросам своей деятельности (в том числе реестр выданных им сертификатов); - обеспечивает информацией о результатах сертификации, в том числе об объектах, не прошедших сертификацию, или о выявленных нарушениях и несоответствии продукции установленным требованиям все заинтересованные стороны. 17. Орган по сертификации обязан: - соблюдать требования, установленные в Системе и настоящем документе; - проводить сертификацию по правилам Системы и выдавать сертификаты пожарной безопасности установленного образца; - приостановить (прекратить) деятельность по сертификации в случае приостановления действия (отмены) аттестата аккредитации; - создавать необходимые условия для проведения центральным органом Системы инспекционного контроля за деятельностью органа по сертификации, повторной аккредитации органа по сертификации и принятия решения по жалобам, включая доступ уполномоченных центральным органом Системы лиц к необходимой документации, персоналу и всем сферам деятельности, а также обеспечивать ознакомление их с результатами проверок деятельности, проведенных самим органом по сертификации, оплату инспекционного контроля в соответствии с установленным порядком; - представлять ежегодно, к 20 января и 20 июля, в центральный орган Системы информацию о деятельности органа по сертификации в соответствии с Порядком ведения Государственного реестра участников и объектов сертификации в области пожарной безопасности по форме приложения 9; - своевременно извещать центральный орган Системы о структурных и качественных изменениях, связанных с деятельностью органа по сертификации, а также изменениях юридического адреса и платежных реквизитов; - обеспечивать по договоренности с заявителем (изготовителем) конфиденциальность информации, полученной при проведении сертификации; - представлять заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции; - установить правила рассмотрения жалоб при проведении сертификации; - иметь документированные процедуры для отмены или приостановления действия выданных им сертификатов пожарной безопасности. - заявлять о своей аккредитации только в отношении деятельности, включенной в область аккредитации; - не использовать свою аккредитацию таким образом, что в результате этого может быть подорвано доверие к центральному органу Системы; - не делать заявлений относительно своей аккредитации, которые могли бы ввести в заблуждение потребителей его услуг или органы управления; не допускать такого использования аккредитации, которое позволило бы предположить, что сертифицированные органом по сертификации объекты одобрены центральным органом Системы; - после приостановления или отмены аккредитации не делать никаких заявлений, которые содержат ссылку на нее, вернуть документы, выданные, или утвержденные, или согласованные центральным органом Системы, которые потребовал центральный орган Системы, а также в случае отмены аккредитации либо ограничения области аккредитации передать в центральный орган Системы все материалы, на основании которых производилась выдача соответствующих сертификатов, действие которых не закончилось. VI. Юридический статус и структура органа по сертификации18. В качестве органа по сертификации в Системе могут быть аккредитованы зарегистрированные юридические лица любой формы собственности или их подразделения, а также физические лица*(6), изъявившие желание и удовлетворяющие требованиям настоящего документа. 19. Для проведения работ по обязательной сертификации (в законодательно регулируемой сфере) в качестве органа по сертификации могут быть аккредитованы некоммерческие организации, имущество которых в соответствии с законодательством является надежным и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятий. 20. Не могут быть аккредитованы в качестве органов по проведению сертификации организации, осуществляющие надзорные функции. 21. Юридический статус органа по сертификации должен быть таким, чтобы его административная подчиненность и финансовое положение исключали возможность административного, коммерческого или иного влияния на результаты сертификации со стороны изготовителей (разработчиков) и потребителей продукции, т.е. он должен являться третьей стороной. Разграничение полномочий и ответственности органа по сертификации, не являющегося юридическим лицом, и организации, на базе которой он функционирует, должно быть организационно оформлено соответствующим распорядительным документом, предусматривающим в том числе обязательства юридического лица, на базе которого он функционирует, по невмешательству в деятельность органа по сертификации, связанную с подтверждением соответствия, и ответственность ее руководства в случае вмешательства в деятельность органа по сертификации. 22. Орган по сертификации должен иметь кадровый состав и структуру, обеспечивающие возможность выполнения всех возложенных на него функций по сертификации в соответствии с областью аккредитации. 23. Не допускается подпись сертификатов пожарной безопасности руководителем органа по сертификации и экспертом, если они являются одним лицом. 24. Структура органа по сертификации должна обеспечивать беспристрастность и равные возможности участия всех заинтересованных сторон в функционировании Системы. Для этого должно быть предусмотрено участие представителей заинтересованных организаций и (или) лиц в рассмотрении в органе по сертификации жалоб и апелляций. 25. Орган по сертификации должен иметь постоянный (штатный) персонал, не менее 2 штатных экспертов, возглавляемый руководителем. При этом должно быть исключено воздействие на персонал со стороны лиц или организаций, которые имеют непосредственную коммерческую заинтересованность в результатах проводимой сертификации. 26. Назначение руководителя органа по сертификации производится по согласованию с центральным органом Системы. 27. Орган по сертификации должен иметь и представлять по запросам: - организационную схему, четко определяющую структуру органа по сертификации. Структура органа по сертификации должна обеспечивать выполнение работ по сертификации в заявленной области аккредитации; - схему взаимодействия с испытательными лабораториями и другими участниками Системы; - сведения об источниках финансирования деятельности органа по сертификации; - документированное описание правил и процедур сертификации; - документацию, определяющую его юридический статус. VII. Персонал органа по сертификации28. Персонал органа по сертификации должен обладать необходимой компетентностью для выполнения своих обязанностей. Орган по сертификации должен обеспечить обучение и повышение квалификации персонала, вести учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого своего сотрудника. Эти сведения должны постоянно обновляться. 29. Все сотрудники должны располагать четкими должностными инструкциями, определяющими их служебные обязанности и связанную с ними ответственность. Инструкции должны постоянно обновляться. 30. Специалисты органа по сертификации, осуществляющие оценку соответствия и инспекционный контроль, должны быть экспертами по сертификации продукции в области, соответствующей области аккредитации органа по сертификации. Область аккредитации органа по сертификации должна соответствовать областям аттестации экспертов, входящих в его штат. 31. Работы по сертификации продукции могут проводиться внештатными экспертами органа по сертификации при условии наличия письменного разрешения руководителя организации (органа по сертификации), где данный эксперт работает на постоянной основе. Общий объем таких работ, выполняемых внештатными экспертами, не должен превышать 20% от общего количества за отчетный период*(7). 32. Эксперты по сертификации не могут принимать непосредственное участие в проведении сертификационных испытаний (исследований, измерений) объектов, оценку соответствия которых они осуществляют. Эксперты по сертификации могут присутствовать при проведении сертификационных испытаний продукции в необходимых случаях (для обеспечения независимости проведения испытаний, по поручению руководства органа, в состав которого входит лаборатория, проводящая испытания, и т.п.). VIII. Документация органа по сертификации и ее актуализация33. Орган по сертификации должен располагать актуализированным фондом правовых и организационно-методических документов, необходимых для его функционирования в Системе и осуществления сертификации, системой контроля этой документации и обеспечивать: - наличие на рабочих местах действующих в настоящее время документов; - своевременное внесение изменений или поправок в документы в соответствии с установленными правилами, которое должно обеспечивать их прямое и быстрое введение в действие; - изъятие устаревшей документации как в самом органе по сертификации, так и в организациях, сотрудничающих с ним и использующих такую документацию; - заблаговременное оповещение держателей сертификатов пожарной безопасности и других пользователей о внесении изменений и поправок в документацию с помощью средств связи или путем периодических публикаций. 34. Орган по сертификации должен иметь полный комплект актуализированных нормативных документов, устанавливающих требования к объектам сертификации, методам контроля и испытаний в соответствии с областью аккредитации и соответствующие процедуры, необходимые для их актуализации. 35. К организационно-методическим документам относятся: - Положение об органе по сертификации; - Руководство по качеству органа по сертификации, а также приказы и распоряжения, касающиеся функционирования органа по сертификации. 36. Орган по сертификации должен иметь Положение об органе по сертификации. Положение об органе по сертификации должно быть согласовано с центральным органом Системы. Положение также должно содержать: - характер взаимодействия органа по сертификации с центральным органом Системы и другими организациями; - перечень организаций, взаимодействующих с органом по сертификации; - финансовую деятельность органа по сертификации; - сведения о персонале (фамилии, имена, отчества, квалификацию (в том числе и образование), практический опыт работы и полномочия). В Положении об органе, проводящем сертификацию, в отношении его финансовой деятельности должны быть установлены и обоснованы следующие положения: - орган по сертификации работает на некоммерческой основе, т.е. прибыль, остающаяся после осуществления установленных законом выплат, направляется только на осуществление и развитие деятельности в области сертификации; - исключается прямая зависимость заработной платы персонала от размера дохода органа; - исключается возможность раздела имущества органа при прекращении его деятельности, т.е. должно обеспечиваться использование этого имущества только для целей сертификации; - оплата работ по сертификации осуществляется заявителем (по договору с органом по сертификации) в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О техническом регулировании". Рекомендации по содержанию Положения об органе по сертификации приведены в приложении 4. 37. Орган по сертификации должен иметь Руководство по качеству и документированные процедуры, устанавливающие порядок подтверждения соответствия органа по сертификации требованиям настоящего документа. Эти материалы должны содержать: - заявление о политике в области качества, в виде отдельного документа; - краткое описание юридического статуса органа по сертификации; - сведения об организации деятельности органа по сертификации, включая подробные данные о составе органа и правилах выполнения процедур; - фамилии, данные о квалификации, практическом опыте работы и полномочиях руководителя и персонала органа по сертификации, как штатного, так и нештатного, в том числе сведения об аккредитованных в Системе экспертах (включая регистрационные номера документов, подтверждающих аккредитацию и области их аттестации); - подробные сведения о повышении квалификации персонала, занятого в области сертификации; - должностные инструкции персонала, указывающие его служебные обязанности и ответственность; - организационную схему, отражающую подчиненность, ответственность и распределение обязанностей персонала; - сведения о процедуре оценки результатов сертификационных и инспекционных испытаний продукции; - сведения об используемых средствах испытаний (в том числе средствах измерений); - сведения о процедуре инспекционного контроля; - перечень субподрядчиков и подробные сведения о процедурах оценки и проверки их компетентности; - подробные сведения о порядке подачи и рассмотрения апелляций; - порядок внутренней проверки деятельности органа по сертификации; - порядок ведения архивов; - сроки хранения документов; - процедуру приостановки (прекращения) деятельности в случае приостановления (отмены) действия аттестата аккредитации. Для составления Руководства по качеству и включения в него других необходимых сведений могут быть использованы документы испытательных лабораторий, должностные инструкции, программы обучения и т.д. или их подробные перечни и описания. Персонал ОС должен быть ознакомлен с Руководством по качеству. ОС должен располагать документальным подтверждением ознакомления сотрудников с Руководством по качеству. IX. Протоколы и регистрационные записи38. Орган по сертификации должен поддерживать в рабочем состоянии систему регистрации и протоколирования. Протоколы и регистрационные записи должны показывать, каким образом была выполнена каждая процедура сертификации. Все протоколы и регистрационные записи должны надежно храниться в течение срока, установленного органом с учетом законодательства и соглашений по признанию сертификатов или протоколов испытаний, при соблюдении конфиденциальности по отношению к интересам заявителя (изготовителя), если это не противоречит законодательству, но не менее 3 лет после окончания срока действия основанных на них сертификатов на серийный выпуск (или не менее срока службы (годности) продукции, которая сертифицирована как партия). X. Процедуры сертификации39. Орган по сертификации должен располагать необходимыми средствами и документированными процедурами, позволяющими проводить сертификацию в соответствии с требованиями Системы. XI. Субподряд40. Органы по сертификации в соответствии с договором (контрактом) проводят работы самостоятельно. Орган по сертификации может передать часть работ по сертификации, за исключением подготовки решений (по заявкам, о выдаче или отказе в выдаче, об отмене, приостановлении, возобновлении действия сертификатов), выдачи сертификатов, на условиях субподряда другому органу по сертификации или испытательной лаборатории. При этом орган по сертификации должен быть уверен в том, что его субподрядчик удовлетворяет критериям компетентности, которые установлены правилами Системы и настоящим документом. 41. Орган по сертификации может заключить субподряд на проведение определенных работ только в том случае, если субподрядчик аккредитован на эти работы в Системе. Однако центральный орган Системы в виде исключения может обоснованно разрешить выдачу субподряда на проведение работ не аккредитованным в Системе органам по сертификации и испытательным лабораториям. В этом случае орган-подрядчик должен принять необходимые меры, чтобы организация, выполняющая работы на основе субподряда, соблюдала соответствующие требования настоящего документа. Орган-подрядчик также должен проводить в исходящих отчетных документах четкое разграничение собственной работы и работы, выполненной им на основе субподряда. Орган-подрядчик должен располагать материалами, подтверждающими соответствие субподрядчика критериям компетентности, необходимым для проведения поручаемых работ, и представить их центральному органу Системы по его запросу. 42. Орган по сертификации должен уведомить заказчика о своем намерении поручить часть работ другой организации. Субподрядчик должен быть одобрен заказчиком. 43. Орган по сертификации должен регистрировать и хранить документацию, подтверждающую компетентность и соответствие субподрядчиков предъявляемым требованиям, а также должен вести регистрацию всех работ, выполняемых на условиях субподряда. 44. Объем работ по субподрядам должен составлять не более 25% общего объема работ по сертификации (в количественном выражении*(8)), выполняемых органом в пределах области его аккредитации, если при аккредитации органа не были установлены другие лимиты на объем выполняемых им работ по субподряду (в области аккредитации). 45. В документах, содержащих результаты работ, должны быть четко выделены результаты, которые получены субподрядчиком. 46. Орган по сертификации несет полную ответственность за все работы, выполненные по субподряду. 47. Наличие договоров субподряда не может быть основанием для расширения области аккредитации органов. XII. Испытания и инспекционный контроль48. Входящая в состав органа по сертификации испытательная лаборатория должна соответствовать установленным требованиям и быть аккредитованной по установленным правилам. Если испытания проводит другая ИЛ, орган по сертификации должен быть уверен, что эта лаборатория соответствует установленным требованиям и аккредитована по соответствующим правилам. Проведение испытаний в целях обязательной сертификации вне местонахождения ИЛ (в том числе на базе заказчика) возможно только по решению центрального органа Системы. 49. При организации испытаний в целях обязательной сертификации орган по сертификации выбирает соответствующую лабораторию и в качестве заказчика работ поручает ей проведение испытаний. Орган по сертификации не вправе предоставлять ИЛ информацию о заказчике сертификации. Договор на проведение испытаний заключается между органом по сертификации и испытательной лабораторией. 50. Инспекционный контроль, проводимый органом по сертификации, должен отвечать требованиям Системы. Конкретные правила проведения органом по сертификации инспекционного контроля за сертифицированными объектами устанавливают в Руководстве по качеству органа по сертификации. 51. Если инспекционный контроль проводит другая организация по поручению органа по сертификации, последний должен обеспечить выполнение требований нормативных правовых актов Системы. Если орган по сертификации регулярно пользуется услугами другой организации, в этом случае необходимо заключить с ней документально оформленное соглашение (договор), включая соблюдение конфиденциальности. XIII. Конфиденциальность52. Орган по сертификации должен обеспечить конфиденциальность информации, получаемой в процессе проведения сертификации. Персонал органа по сертификации должен быть проинструктирован о недопущении разглашения конфиденциальной информации. Проведение инструктажа должно быть подтверждено документально. XIV. Информация о работе по сертификации53. Орган по сертификации должен иметь полный перечень (реестр) сертифицированных объектов с указанием обладателей сертификатов. Этот перечень должен быть доступен для заинтересованных лиц и организаций. XV. Апелляции54. Орган по сертификации должен установить правила рассмотрения апелляций (жалоб) при проведении сертификации. XVI. Внутренние проверки55. Орган по сертификации должен регулярно (но не реже 2 раз в год) осуществлять внутренние проверки или оценки своего соответствия требованиям настоящего документа и других документов Системы. Такие проверки должны быть зарегистрированы, и их данные, а также принятые по ним корректирующие мероприятия должны быть доведены до сведения персонала. Они также должны быть доступны лицам, имеющим право на эту информацию. XVII. Порядок (процедура) аккредитации56. Общие требования Порядок (процедура) аккредитации органов по сертификации должен соответствовать требованиям настоящего документа и правилам Системы. Работа по аккредитации включает следующие этапы: - представление заявителем заявки на аккредитацию органа по сертификации; - экспертизу документов по аккредитации; - аттестацию заявителя; - анализ всех материалов по аккредитации органа по сертификации и принятие решения об аккредитации; - оформление, регистрацию и выдачу заявителю аттестата аккредитации (либо отказа в аккредитации). Каждый последующий этап аккредитации проводят при положительном результате предыдущего этапа. Все процедуры, связанные с аккредитацией, должны быть документированы. Рекомендуемые формы документов, используемых при аккредитации органов по сертификации, приведены в приложениях к настоящим Требованиям. 57. Представление заявки на аккредитацию органа по сертификации Юридическое или физическое лицо, претендующее на аккредитацию в качестве органа по сертификации, подает заявку на аккредитацию в центральный орган Системы. Рекомендуемая форма заявки приведена в приложении 1. В заявке на аккредитацию должны быть отражены: - заявляемая область аккредитации органа по сертификации; - осведомленность о способе действия системы аккредитации; - готовность заявителя в полной мере выполнять процедуру аккредитации, в том числе принять группу экспертов (комиссию) по аттестации органа по сертификации, оплатить расходы, связанные с работой по аккредитации (независимо от результата аккредитации) и последующему инспекционному контролю; - подтверждение заявителем своего согласия выполнять требования, обусловленные аккредитацией. Центральный орган Системы предварительно должен предоставить организациям-заявителям возможность ознакомления с описанием процедуры аккредитации и документами, в которых сформулированы правила и обязанности аккредитованных органов по сертификации (включая расходы, оплачиваемые организациями-заявителями и аккредитованными органами по сертификации). Дополнительную информацию по вопросам аккредитации представляет центральный орган Системы заявителям по их запросам. К заявке прилагают комплект документов, содержащий информацию, необходимую и достаточную для оценки готовности органа по сертификации к аккредитации и возможности проведения его аттестации: - проект Положения об органе по сертификации (по форме приложения 3); - заявляемую область аккредитации (по форме приложения 2); - Руководство по качеству; - приказ о создании органа по сертификации; - перечень организаций, взаимодействующих с органом по сертификации (по форме приложения 10); - организационно-экономическое обоснование работы в заявляемой области, в котором описываются предполагаемые: заказчики работ (с указанием конкретных организаций и их местоположения, а также взаимодействуют ли они с другими органами по сертификации в заявляемой области), стоимость выполнения работ (с приведением расчетных калькуляций на каждый вид выполняемых работ), объем работ в год (в пересчете на количество сертификатов и в стоимостном выражении); - анкета о готовности (по форме приложения 5); - нотариально заверенные копии положения (устава) организации и свидетельства о государственной регистрации. Вместе с заявкой и указанным комплектом документов заявителем дополнительно должна быть представлена следующая информация (если она не содержится в вышеперечисленных документах): - общая характеристика организации-заявителя (наименование, адрес, юридический статус, персонал и технические средства) и общие сведения об организации-заявителе (основная область деятельности, отношения с вышестоящими организациями, наличие лабораторной базы, компетентность и авторитетность в заявленной области, информация о ее практической деятельности, научном и техническом опыте). Указанную информацию, как правило, приводят в Положении об органе по сертификации и Справке о деятельности организации-заявителя; - перечень должностных лиц (с указанием фамилии, имени, отчества), несущих ответственность за качество выполнения отдельных операций; - описание внутренней организации и системы качества органа по сертификации для того, чтобы обеспечить доверие к качеству проводимой сертификации; - описание процедуры сертификации заявленных объектов (указанную информацию приводят в Руководстве по качеству органа по сертификации и (или) Порядке сертификации); - формы документов, которые будет использовать орган по сертификации. Центральный орган Системы рассматривает заявку и прилагаемые материалы на соответствие их состава и объема информации требованиям настоящего документа, организационно-экономическое обоснование для определения целесообразности аккредитации и принимает решение по организации работ по аккредитации с учетом положений настоящего документа и п. 11 Положения о Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации. Дальнейшие работы проводятся после подписания обеими сторонами договора на аккредитацию. 58. Экспертиза документов и назначение экспертов по аккредитации органов по сертификации Центральный орган Системы поручает эксперту по аккредитации организацию экспертизы комплекта документов, представленных организацией-заявителем. Уполномоченный эксперт рассматривает материалы и составляет экспертное заключение, которое должно содержать оценку соответствия предъявленной вместе с заявкой информации правилам Системы и критериям аккредитации, установленным настоящим документом. При необходимости он вносит в центральный орган Системы предложения о привлечении к экспертизе других специалистов по направлениям (экспертов по сертификации и т.п.). Экспертное заключение подписывают все специалисты, участвовавшие в его подготовке, а центральный орган Системы доводит его до сведения заявителя. Собранную информацию используют для подготовки и проведения аттестации на месте. При обращении с ней должна обеспечиваться соответствующая степень конфиденциальности. При отрицательных результатах экспертизы центральный орган Системы принимает решение об отказе в аккредитации и доводит его до сведения организации-заявителя с указанием причин отказа. Если несоответствие критериям аккредитации не носит принципиального характера, заявитель может доработать документы и представить их в центральный орган Системы на повторную экспертизу (но не ранее чем через 6 месяцев после получения отказа в аккредитации). При положительном результате экспертизы центральный орган Системы разрабатывает и утверждает программу проведения аттестации (задание). В программе должны быть определены задания по проверке соответствия органа по сертификации критериям аккредитации и методы проведения этих проверок, в том числе проведение опытной сертификации. Типовая форма содержания программы проведения аттестации приведена в приложении 8. Одновременно с программой подготавливают контрольные заявки для проведения опытной сертификации по каждому разделу заявленной области аккредитации органа по сертификации. Центральный орган Системы для проведения аттестации официально назначает комиссию из представителей центрального органа ССПБ, экспертов по аккредитации*(9) и квалифицированных специалистов по вопросам, рассматриваемым при аттестации*(10). Дата (период) проведения аттестации сообщается заявителю заблаговременно (не менее чем за неделю до начала). 59. Аттестация органа по сертификации Аттестацию проводят непосредственно у заявителя в соответствии с утвержденной программой аттестации. Комиссия оценивает все подразделения заявителя на соответствие критериям аккредитации, проверяет соответствие фактического состояния заявителя представленным документам, его способность выполнять заявленные функции, рассматривает результаты опытной сертификации, проводимой заявителем на основании контрольных заявок. Работу комиссии организует ее председатель. Опытная сертификация проводится с целью проверки на качество проведения сертификации. При проведении опытной сертификации орган по сертификации должен продемонстрировать практические навыки по всем операциям сертификации. Комиссия оценивает правильность и обоснованность принятия решения по заявке, процедуру прохождения документов до оформления сертификата и его регистрации. При этом оценивают также соответствие выполняемых процедур положениям документов органа по сертификации. По результатам аттестации комиссия оформляет акт и передает его в центральный орган Системы. Копия акта по результатам проведенной аттестации должна быть направлена заявителю, который может представить свои замечания по указанному акту и, в необходимых случаях, сообщить о проведенных мероприятиях по устранению выявленных недостатков или о планировании таких мероприятий в течение определенного срока. Акт о проведении аттестации органа по сертификации содержит заключения по каждому пункту программы, общую оценку соответствия заявителя критериям аккредитации и рекомендации о возможности выдачи аттестата аккредитации. В акте указываются все выявленные и не устраненные в ходе работы комиссии несоответствия, которые необходимо устранить для удовлетворения всех критериев аккредитации. Акт аттестации составляется в соответствии с формой приложения 7. При необходимости комиссия предлагает заявителю разработать конкретные меры для устранения выявленных несоответствий. В зависимости от значимости и трудоемкости реализации мероприятий комиссия принимает решение о способе проверки выполнения мероприятий, о чем дополнительно указывают в акте. Если орган по сертификации имеет подразделения, находящиеся на других территориях, эти подразделения должны пройти аттестацию в полном объеме. 60. Анализ материалов, связанных с аккредитацией, и принятие решения об аккредитации Центральный орган Системы проводит анализ заявки, информации, полученной от заявителя и собранной при экспертизе и аттестации, акта аттестации, замечаний со стороны органа по сертификации по акту аттестации, документов, подтверждающих выполнение мероприятий по устранению выявленных несоответствий (при их наличии) и всю другую информацию, полученную в связи с аккредитацией. Целью этого анализа является оценка соответствия органа по сертификации критериям аккредитации и возможным дополнительным критериям. Решение об аккредитации органа по сертификации или об отказе в ней центральный орган Системы принимает на основании результатов этой оценки. Решение должно быть изложено в письменном виде. Общая политика и процесс принятия решения должны соответствовать правилам Системы и требованиям настоящего документа. Решение об отказе в аккредитации принимается при наличии хотя бы одного существенного или неустранимого*(11) несоответствия правилам Системы, требованиям настоящего документа либо при наличии более пяти несущественных несоответствий. К существенным несоответствиям относятся: - нарушение требований законов Российской Федерации в области подтверждения соответствия; - несоответствие любому из требований к юридическому статусу, беспристрастности, независимости и неприкосновенности, изложенных в разделе VI настоящего документа; - необеспеченность области аккредитации соответствующими испытаниями и (или) экспертами по сертификации; - некомпетентность экспертов, отмеченная при проведении любой опытной сертификации, влияющая на ее результат. Все остальные несоответствия относятся к несущественным. Аккредитация может быть ограничена по времени и связана с определенными условиями. В необходимых случаях решение, связанное с отказом в аккредитации или с ограничением области ее действия, может быть принято по результатам заслушивания полномочного представителя органа по сертификации. 61. Оформление и выдача аттестата аккредитации При положительном решении центральный орган Системы: - оформляет, регистрирует и выдает органу по сертификации аттестат аккредитации с приложением к нему утвержденной им области аккредитации. В аттестате аккредитации устанавливают срок его действия, но не более 5 лет; - подписывает с органом по сертификации договор, определяющий его взаимоотношения с ним; - согласует Положение об органе по сертификации; - регистрирует орган по сертификации в Государственном реестре Системы. При отрицательном результате центральный орган Системы направляет заявителю мотивированный отказ в аккредитации. XVIII. Эксперты по аккредитации органов по сертификации62. Работы по аккредитации в Системе проводятся с участием экспертов по аккредитации, аттестованных в установленном порядке. Требования к компетентности экспертов, квалификационной процедуре, регистрационным данным, методическим указаниям для экспертов и по порядку назначения экспертов для аккредитации органов по сертификации должны соответствовать правилам Системы и требованиям настоящего документа. XIX. Инспекционный контроль за аккредитованным органом по сертификации63. После аккредитации органа по сертификации необходимо обеспечить регулярное проведение мероприятий, гарантирующих и в дальнейшем его соответствие критериям аккредитации. Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных органов по сертификации проводит центральный орган Системы. Центральный орган Системы и орган по сертификации должны взаимно сообщать обо всех изменениях, которые могут вызвать несоответствие органа по сертификации действующим в данное время требованиям. Контроль за соответствием органа по сертификации критериям аккредитации включает в себя внутренние проверки, проводимые аккредитованным органом по сертификации, и инспекционный контроль, проводимый центральным органом Системы. Инспекционный контроль может осуществляться путем: - периодических или внеплановых проверок деятельности органа по сертификации на месте; - представления органом по сертификации регулярной информации о результатах периодических собственных внутренних проверок системы обеспечения качества, о претензиях клиентов и т.д.; - сбора и анализа информации от обществ защиты прав потребителей, торговых инспекций и других организаций, осуществляющих общественный и государственный контроль за качеством продукции; - любых других действий контрольного характера, которые могут обеспечить уверенность в том, что орган по сертификации в течение срока действия аттестата аккредитации постоянно обеспечивает соответствие требованиям, предъявляемым к нему при аккредитации. 64. Общие порядок и правила проведения инспекционного контроля за аккредитованным органом по сертификации должны соответствовать правилам Системы и требованиям настоящего документа. Порядок инспекционного контроля за деятельностью конкретного органа по сертификации в течение срока действия аттестата аккредитации определяется при его аккредитации. Условия и содержание инспекционного контроля могут устанавливаться в договоре, заключаемом центральным органом Системы с органом по сертификации при его аккредитации. 65. Инспекционный контроль проводят в течение всего срока действия аттестата аккредитации в форме систематического анализа информации о деятельности органа по сертификации, периодических и, при необходимости, внеплановых инспекционных проверок на месте. Периодичность инспекционных проверок устанавливает центральный орган Системы, как правило, не реже одного раза в год. Внеплановые инспекционные проверки проводят по решению центрального органа Системы, а также в случаях поступления отрицательных сведений о деятельности органа по сертификации. Инспекционные проверки проводят в соответствии с утвержденной программой (заданием). Процедуры инспекционного контроля не должны противоречить тем, которые определены настоящим документом для проведения аккредитации данного органа по сертификации. Инспекционные проверки не проводятся, если в период после аккредитации или последней проверки работы по сертификации не проводились. 66. При инспекционном контроле за деятельностью органа по сертификации проверяется: - выполнение обязанностей, установленных в п. 17; - своевременность актуализации и правильность ведения фонда нормативных документов на объекты подтверждения соответствия и методы испытаний, указанные в области аккредитации, в том числе внесение изменений в нормативные документы и их пересмотр с точки зрения актуализации номенклатуры характеристик (показателей) объектов, подтверждаемых при сертификации, а также их учет и хранение; - квалификация сотрудников (в том числе и внештатных), наличие должностных инструкций, знание сотрудниками своих прав и обязанностей, нормативных документов на объекты подтверждения соответствия и методы ее контроля, формы повышения квалификации сотрудников, применяемая система их аттестации; - соблюдение правил приема и рассмотрения заявок на сертификацию, а также апелляций, подготовка решений по ним и взаимодействие с заявителями при проведении сертификации; - правильность организации проведения испытаний и проверки производства; - правильность оформления и своевременность выдачи сертификатов, их регистрации в Государственном реестре; - соблюдение порядка проведения инспекционного контроля за сертифицированными объектами; - деятельность по принятию мер по результатам инспекционного контроля, в том числе отмена или приостановление действия выданных сертификатов пожарной безопасности и принятие оперативных мер по информации о нарушении требований к сертифицированным объектам; - деятельность органа по сертификации, направленная на поддержание соответствия органа по сертификации установленным требованиям, в том числе проведение внутренних проверок выполнения процедур сертификации, систем регистрации и хранения документации, конфиденциальности информации и т.д. - соблюдение порядка представления в центральный орган Системы отчетов о сертификации объектов. 67. По результатам инспекционного контроля центральным органом Системы могут быть приняты следующие решения: - принять к сведению результаты контроля (при положительных результатах); - провести корректирующие мероприятия по устранению обнаруженных недостатков и нарушений в деятельности аккредитованного органа по сертификации и их последствий; - приостановить действие аттестата аккредитации либо ограничить область аккредитации. 68. При нарушении условий аккредитации (в том числе и непредоставлении возможности проведения инспекционного контроля) центральный орган Системы принимает решение о приостановлении действия или досрочной отмене аккредитации. Орган по сертификации извещается об этом не позднее 15 дней после принятия решения. Он может подать в связи с этим апелляцию в Комиссию по апелляциям центрального органа Системы. 69. Деятельность по инспекционному контролю оплачивается органом по сертификации на условиях, установленных в договоре между ним и центральным органом Системы. XX. Приостановка аккредитации70. Аккредитация органа по сертификации может быть приостановлена либо ограничена центральным органом Системы в следующих случаях: - несоответствие органа по сертификации критериям аккредитации и требованиям, обусловленным аккредитацией; - самостоятельное решение органа по сертификации о досрочном прекращении аккредитации; - ликвидация органа по сертификации (или организации, на базе которой он аккредитован) (либо ее реорганизация); - снижение количества работ по сертификации с момента последней аккредитации до уровня выдачи менее 5 сертификатов за два года. 71. Решение о приостановлении действия аттестата аккредитации, или досрочной отмене аккредитации, либо об ограничении области аккредитации органа по сертификации принимается после заслушивания представителя органа по сертификации или рассмотрения представленных в центральный орган Системы объяснительных материалов. После устранения отмеченных несоответствий, если они не носили умышленного и систематического характера и не привели к существенным нарушениям правил Системы, может быть принято решение о снятии ограничений области аккредитации либо о возобновлении аттестата аккредитации. 72. Орган по сертификации должен быть извещен о принятом решении. В связи с этим он может в течение срока, установленного центральным органом Системы, опротестовать решение в комиссии по апелляциям центрального органа Системы. После приостановления аттестата аккредитации орган по сертификации должен вернуть все документы, выданные центральным органом Системы, по его требованию, а также в случае ограничения области аккредитации передать в центральный орган Системы все материалы, на основании которых производилась выдача соответствующих сертификатов, действие которых не закончилось. XXI. Аккредитация в дополнительной области73. При необходимости расширения области аккредитации аккредитованного органа по сертификации его руководитель должен направить в центральный орган Системы официальную заявку, содержащую сведения о дополнительной области аккредитации. К заявке прилагают дополнительную область аккредитации, оформленную в установленном порядке, и другие документы органа по сертификации, в которые внесены изменения в связи с расширением области аккредитации. При создании подразделения, находящегося на другой территории, орган по сертификации вместе с заявкой представляет документы, содержащие новую организационную структуру и необходимые изменения к ранее принятым документам, включая описание организации работ по сертификации с учетом этого подразделения (взаимодействие этого подразделения с другими подразделениями органа по сертификации), другие документы, необходимые для аккредитации подразделения. 74. Аккредитация в дополнительной области может быть проведена по полной или сокращенной процедуре. Степень сокращения устанавливает в каждом конкретном случае центральный орган Системы (в том числе с учетом минимизации затрат). Аккредитация в дополнительной области может быть проведена в рамках инспекционного контроля за данным органом по сертификации. 75. При положительном решении центральный орган Системы утверждает дополнения к области аккредитации и передает заявителю. При отрицательном результате центральный орган Системы направляет заявителю мотивированный отказ в аккредитации в дополнительной области. XXII. Повторная аккредитация76. Повторную аккредитацию органа по сертификации проводят к моменту истечения срока действия аттестата аккредитации в соответствии с требованиями настоящего документа. Заявку на повторную аккредитацию представляет орган по сертификации не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока действия аттестата аккредитации. В отдельных случаях по истечении срока действия аттестата аккредитации продление срока может быть осуществлено без процедуры повторной аттестации (переаккредитации). Такое решение принимают не менее чем за месяц до истечения срока действия аттестата аккредитации на основании результатов инспекционного контроля за деятельностью органа по сертификации. XXIII. Порядок рассмотрения апелляций77. При отказе в аккредитации на любой ее стадии заявитель имеет право подать апелляцию в Комиссию по апелляциям Системы. Апелляция должна содержать обоснованные возражения по всем мотивам отказа в аккредитации. 78. Апелляцию направляют в центральный орган Системы, который после предварительного рассмотрения передает ее в Комиссию по апелляциям. Решение Комиссии по апелляциям, утвержденное руководителем центрального органа Системы, является окончательным. ______________________ *(1) Далее - органы по сертификации. *(2) Далее - Система. *(3) Далее - сертификация. *(4) Утверждено приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 312 (зарегистрирован в Минюсте России 20 июня 2003 г., рег. № 4784). *(5) Далее - ИЛ. *(6) Индивидуальные предприниматели. *(7) Общее количество работ определяется суммарно по выданным сертификатам и принятым решениям об отказах в выдаче сертификатов. *(8) Общее количество работ определяется суммарно по выданным сертификатам и принятым решениям об отказах в выдаче сертификатов. *(9) Предпочтение отдается экспертам, проводившим экспертизу документов аттестуемой организации. *(10) При необходимости. *(11) Устранение этих несоответствий принципиально невозможно или для их устранения потребуется срок более полугода. Формы документов, используемых при аккредитации и деятельности органов по сертификации (рекомендуемое) Форма заявки на аккредитацию
Область аккредитации
Форма титульного листа Положения об органе по сертификации
Рекомендации к содержанию Положения об органе по сертификации Положение об органе по сертификации включает: 1. Описание области аккредитации. 2. Краткое описание юридического статуса и предпосылок независимости органа по сертификации. 3. Функции органа по сертификации, его права, обязанности, ответственность, изложенные в соответствии с требованиями ССПБ. 4. Организационную структуру органа по сертификации. 5. Порядок взаимодействия органа по сертификации с центральным органом Системы и другими организациями, в том числе перечень организаций, взаимодействующих с органом по сертификации по приведенной форме:
6. Финансовую деятельность органа по сертификации. В Положении об органе, проводящем обязательную сертификацию, в отношении его финансовой деятельности должно быть установлено, что: - орган по сертификации работает на некоммерческой основе, т.е. прибыль, остающаяся после осуществления установленных законом выплат, направляется только на осуществление и развитие деятельности в области сертификации; - исключается прямая зависимость заработной платы персонала от размера дохода органа; - исключается возможность раздела имущества органа при прекращении его деятельности, чтобы обеспечить использование этого имущества только для целей сертификации; - оплата работ по сертификации осуществляется заявителем (по договору с органом по сертификации) в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О техническом регулировании". 7. Сведения о квалификации, практическом опыте работы и полномочиях экспертов и другого персонала (как штатного, так и нештатного) по приведенной форме (оформляется приложением к Положению):
Орган по сертификации должен своевременно вносить изменения в данное приложение. Все изменения утверждаются центральным органом Системы. (рекомендуемое) Форма анкеты органа по сертификации Анкета о готовности заявителя, претендующего на аккредитацию в качестве органа по сертификации
Форма перечня
нормативной документации, Перечень нормативной документации, устанавливающей требования к сертифицируемым объектам и методы их испытаний
Форма акта аттестации органа по сертификации Акт аттестации органа по сертификации
(рекомендуемое) Содержание программы проведения аттестации В программе проведения аттестации должны быть отражены цель и порядок проведения аттестации. При проведении аттестации должно быть рассмотрено следующее: - экспертное заключение на документы, представленные организацией-заявителем; - заявленная область аккредитации; - соответствие заявленной области аккредитации органа по сертификации областям аккредитации испытательных лабораторий; - статус юридического лица организации-заявителя, особенности в части целей, предмета деятельности, источников и принципов финансовой деятельности; - административная подчиненность и финансовая деятельность (источников финансирования заявителя), оценка независимости заявителя; - компетентность, опыт работы в заявленной области; - наличие экспертов по каждому виду заявленных объектов и другого персонала органа по сертификации с точки зрения его квалификации и опыта работы в заявленной области; - соответствие установленным требованиям соотношения штатного и нештатного персонала органа по сертификации; - документы органа по сертификации (Положение об органе по сертификации, Руководство по качеству, приказ и др.) и оценка их соответствия установленным требованиям, в том числе: - полнота реализации функций, прав, обязанностей и ответственности органа по сертификации; - организационная структура и распределение функций между структурными элементами органа по сертификации; - наличие, состояние и актуализация фонда НД; - условия организации сертификационных испытаний, в том числе наличие испытательной лаборатории в составе органа по сертификации; - взаимодействие с испытательными лабораториями, привлекаемыми к работе органа по сертификации; - взаимодействие с другими организациями при проведении работ по сертификации; - финансовая деятельность органа по сертификации; - система обеспечения качества работы органа по сертификации. Информация о деятельности органа по сертификации
Таблица 1
Таблица 2
Перечень организаций, ___________________________________________________________________
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |