| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЕТА»
РУКОВОДЯЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПОРЯДОК УЧЕТА И ХРАНЕНИЯ СРЕДСТВ (окончательная редакция) РТМ 68-8.22-95
Москва ЦНИИГАиК
ПРЕДИСЛОВИЕ 1 РАЗРАБОТАН Сибирским научно-исследовательским и производственным центром геоинформации и прикладной геодезии (центр «Сибгеоинформ»). ВНЕСЕН Центральным научно-исследовательским институтом геодезии, аэросъемки и картографии (ЦНИИГАиК). 2 УТВЕРВДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом по Роскартографии № 127n от 1 декабря 1995 г. 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Директор ЦНИИГАиК Н.Л. Макаренко Главный метролог ГОМС зам. директора ЦНИИГАиК А.А. Синдеев Зам. директора центра «Сибгеоинформ» по научной работе Д.В. Лисицкий Руководитель темы - руководитель службы стандартизации Е.В. Максимова Отв. исполнитель инженер 1 категории И.К. Орлова
РУКОВОДЯЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Дата введения 01.07.96 1 Область примененияНастоящий руководящий технический материал (далее - РТМ) устанавливает порядок и формы организации учета и хранения средств измерений (СИ), осуществляемых метрологическими службами (МС) предприятий и организаций Роскартографии. На основе и в развитие настоящего РТМ предприятия (организации) отрасли могут разрабатывать документы (стандарты предприятия, инструкции, положения) по вопросам организации учета и хранения СИ в соответствии со своей спецификой и особенностями. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем РТМ использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов, категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды. ГОСТ 23543 Приборы геодезические. Общие технические условия. 3 ОпределенияВ настоящем РТМ применяются следующие термины с объемом понятий, определенным в соответствующих определениях: 3.1 Средство измерений (СИ) - техническое средство, предназначенное и используемое для измерений и имеющее нормированные метрологические свойства. 3.2 Учет средств измерений - регистрация СИ с целью обеспечения информацией о наличии, движении и техническом состоянии СИ. 3.3 Хранение СИ - содержание СИ в течение длительного времени без применения, но в состоянии готовности к таковому (после расконсервации). 4 Организация учета средств измерений4.1 Учет средств измерений ведется с целью своевременного обеспечения достоверными данными о наличии, движении и техническом состоянии СИ, контроля их сохранности и принятия решений о целесообразности использования. 4.2 Учет СИ на предприятиях Роскартографии осуществляется метрологическими службами или лицами, ответственными за метрологическое обеспечение, и является специфической формой учета, сочетающейся с бухгалтерским, складским (или иного вида) материальным учетом. 4.3 Учету подлежат все средства измерений, находящиеся на предприятии, независимо от видов и типов средств измерений, места и характера их эксплуатации, области применения, вида и места поверки (калибровки), срока их ввода в эксплуатацию. 4.4 Организация учета СИ в головной (ГОМС) и базовых (БОМС) организациях метрологической службы необходима для определения возможностей парка СИ, применяемых на закрепленных за ними предприятиях, для выявления потребности в разработке отраслевых документов по их поверке, создания отраслевого информационного фонда по средствам измерений для исключения дублирования при разработке средств аналогичного назначения. 4.5 Учет СИ и БОМС ведется на основе ежегодных отчетов МС предприятий и включает в себя сведения о номенклатуре СИ и эталонах, имеющихся на отчетный период на прикрепленных предприятиях. 4.6 Ответственность за организацию учета средств измерений на предприятии несет главный инженер предприятия, а методическое руководство этими работами осуществляют ГОМС и БОМС отрасли. 4.7 При приобретении СИ различными службами предприятия, а также поступлении их из-за рубежа, службы-получатели обязаны в месячный срок известить метрологическую службу о вновь полученных СИ. 4.8 Учет должен вестись по специальным формам. Рекомендуемыми формами учета средств измерений являются: карточка-паспорт (для картотечной или автоматизированной систем учета) или журналы учета. 4.9 Рекомендуемая форма карточки-паспорта приведена в приложении А. 4.9.1 Карточку-паспорт заполняет МС. 4.9.2 При прекращении эксплуатации СИ (списании) карточку-паспорт аннулируют или передают в архив. 4.9.3 При необходимости иметь дополнительные или более подробные данные о технических характеристиках СИ или о результатах их поверки оформляют приложение к карточке-паспорту, которое является неотъемлемой частью карточки-паспорта. 4.10 При выборе журнальной формы учета СИ рекомендуется ведение следующих документов: - журнал учета наличия и движения СИ, - журнал учета технического состояния СИ. 4.11 Формы журналов учета приведены в приложении Б. 4.12 В подразделениях предприятия (экспедициях, цехах) учет наличия и движения СИ ведется в книге учета по форме приложения В. 4.13 На основе форм учета предприятия составляют все требуемые учетные и отчетные документы по СИ (план-график поверки, инвентаризационную ведомость и др.) и осуществляют контроль своевременности проведения поверочных работ. 4.14 Карточки-паспорта составляют картотеку предприятия, реализующую учет СИ (см. раздел 5). 4.15 При наличии на предприятиях возможности создания учета СИ с использованием ЭВМ, на основе данных карточек-паспортов или журналов учета формируют массивы данных, которые затем постоянно корректируют (см. раздел 5) в рамках ведения учета. 5 Системы учета средств измерений5.1 Допускаются следующие системы учета СИ с использованием карточки-паспорта: - простая картотечная; - автоматизированная с применением ЭВМ. 5.2 Простая картотечная система учета СИ 5.2.1 Применяются карточки из плотной бумаги, размер которой соответствует размеру перфокарты К-2 или рейтер-карты Р5 (147´207 мм). 5.2.2 Карточки-паспорта размещают в специальных ящиках в порядке возрастания инвентарных номеров СИ, либо другого классификационного признака (тип СИ, заводской номер и т.п.). 5.2.3 В конце текущего месяца из основной картотеки отбирают карточки-паспорта СИ, подлежащих поверке в следующем месяце согласно графику поверки. Эти карточки перекладывают в ящик «Поверка». 5.2.4 По мере осуществления поверки в карточке-паспорте делают соответствующую отметку и ее вновь возвращают в основной массив. 5.2.5 Если на основании результатов поверки СИ передают в ремонт, то карточку переставляют в ящик «Ремонт». 5.2.6 Оставшиеся на конец месяца карточки-паспорта в ящике «Поверка» перекладывают в ящик «Неповеренные СИ». 5.3 Автоматизированная система учета на ЭВМ. 5.3.1 Автоматизированную систему учета СИ организуют на базе существующей на предприятии системы учета. 5.3.2 Для занесения информации в систему управления базами данных (СУБД) используется форма карточки-паспорта на СИ. 5.3.3 Обработку массива данных выполняют по программе, разработанной предприятием с целью периодического получения информации о: - СИ, подлежащих поверке, и месте их эксплуатации; - ремонтируемых СИ; - СИ, находящихся в поверке; - неповеренных в установленные сроки СИ; - номенклатуре и количестве СИ в целом, по видам измерений, а также по другим необходимым предприятию классификационным признакам. 5.3.4 На каждое СИ отпечатываются копии карточек-паспортов для хранения в картотеке, по которой в случае необходимости можно вручную контролировать наличие, годность и сроки поверки. Существование картотеки наряду с учетом на ЭВМ обеспечивает достоверность учета. 5.4 Рекомендации по выбору системы учета СИ. 5.4.1 Выбор системы учета СИ является правом и обязанностью самого предприятия и зависит от количества СИ, структуры предприятия и его МС, от технических возможностей предприятия, квалификации обслуживающего персонала и экономической эффективности внедрения системы. 5.4.2 Простая картотечная система учета легко реализуется, несложна в обращении, не требует дополнительного оборудования и большого обслуживающего персонала, рекомендуется для предприятий с парком СИ от 200 до 500 шт. Недостатком системы является то, что поиск информации требует большой затраты времени. 5.4.3 Журнальная система учета имеет аналогичные недостатки и рекомендуется для предприятий, имеющих парк СИ до 200 шт. 5.4.4 Автоматизированная система учета является централизованной системой учета всех эксплуатируемых на предприятии СИ и ее рекомендуется организовывать при числе СИ 1000 и более. 5.4.5 Автоматизированная система учета является самой удобной и универсальной, позволяет оперативно получать всесторонние данные о СИ и планировать работы по их метрологическому обслуживанию, сокращает затраты времени и ручного труда. Однако, система требует больших первоначальных затрат на разработку программы и приобретение ПЭВМ. 5.4.6 На каждом предприятии необходимо разработать стандарт предприятия по ведению учета СИ, где оговорить номенклатуру, количество и графическое оформление учетных документов, а также порядок работы с выбранной и реализованной для данного предприятия системой учета. 6 Порядок хранения СИ6.1 Хранение СИ в исправном состоянии должно достигаться: подготовкой к хранению с применением установленных средств и методов консервации согласно эксплуатационной документации; - наличием помещений, отвечающих требованиям обеспечения нормальных условий хранения; - правильным размещением приборов по местам хранения; - проведением технического обслуживания, предусмотренного эксплуатационной документацией для режима хранения. 6.2 Место хранения (геокамера). 6.2.1 Помещение геокамеры должно быть оборудовано стеллажами для хранения приборов в ящиках; пирамидами для хранения штативов и реек, устанавливаемых в вертикальное положение; шкафами и ящиками для хранения мелких инструментов и принадлежностей. 6.2.2 Помещения для хранения СИ должны содержаться в чистоте, проветриваться и обеспечиваться противопожарной сигнализацией и средствами пожаротушения. 6.3 Условия хранения. 6.3.1 На хранение в геокамеру должны сдаваться исправные СИ, поверенные и полностью укомплектованные эксплуатационной документацией, одиночными комплектами ЗИП и в упаковке. Вновь поступившие СИ подвергаются входному контролю (поверке). 6.3.2 Условия хранения геодезических СИ - по группе 1 (Л) ГОСТ 15150 и ГОСТ 23543. 6.3.3 Поступившие на длительное хранение приборы должны освобождаться от транспортной тары. 6.3.4 СИ время хранения должны подвергаться осмотру и техническому обслуживанию, если это оговорено в эксплуатационной документации. Обслуживание проводится по истечении сроков поверки; при нарушении поверительного клейма или утере документов, подтверждающих проведение поверки; нарушении условий хранения и в др. случаях, когда возникает сомнение в исправности хранимых приборов. 6.3.5 Средства измерений, находящиеся на длительном хранении (более одного межповерочного интервала) периодической поверке могут не подвергаться (1). 6.3.6 СИ хранятся отдельно от заполненных электролитом аккумуляторов, кислот, щелочей и материалов, выделяющих химически активные пары и газы; продуктов питания и веществ, подверженных гниению или выделяющих влагу; горючих материалов. 6.3.7 Для хранения все СИ следует группировать по типам и классам точности. Ответственные детали прибора должны быть обернуты мягкой бумагой, механизмы наводящих и подъемных винтов установлены в среднем положении. Металлические наружные части штативов и реек должны быть смазаны. 6.3.8 Приборы, снабженные магнитными стрелками, следует хранить на расстоянии не менее 2 м от предметов из ферромагнитных материалов и электропроводки. 6.3.9 Источники питания (сухие элементы, батареи) должны извлекаться из приборов, заворачиваться в пергаментную бумагу или водонепроницаемую пленку и храниться совместно с приборами. 6.4 Условия складирования. 6.4.1 Стеллажи и шкафы, предназначенные для хранения приборов, следует располагать так, чтобы проходы между ними обеспечивали свободный доступ к приборам и их перемещение. Расстояние между стеллажами и наружными стенами должно быть не менее 0,6 м; расстояние между полками стеллажей, между верхней полкой и потолком - не менее 0,8 м; между стеллажами, стеллажами и радиаторами отопления - не менее 0,6 м. 6.4.2 При размещении на стеллажах более тяжелые и громоздкие приборы должны укладываться на нижние полки (высота над уровнем пола 0,2 м) в один ряд по высоте. Упакованные малогабаритные приборы можно укладывать в несколько рядов, если при этом обеспечивается их сохранность. 6.5 Хранение СИ с особыми условиями хранения должны соответствовать стандартам (техническим условиям) и инструкциям по эксплуатации на приборы конкретных типов. 6.6 Ответственность за обеспечение надлежащих условий и организацию хранения СИ несет главный инженер предприятия. Приложение А(рекомендуемое) Форма карточки-паспорта на СИЛицевая сторона Инв. № _________ ПАСПОРТ Наименование тип, марка СИ _________________________ Зав. № ________________________________ Дата изготовления _____________________ Дата поступления в эксплуатацию ________ Завод-изготовитель _____________________ Класс точности, разряд, основная погрешность __________________ Цена деления__________________________ Предел измерения______________________ Сведения об эксплуатации
Оборотная сторона Периодичность поверки
Сведения о ремонте
Приложение Б(рекомендуемое) Формы журналов учета средств измеренийФорма 1. Журнал учета наличия и движения СИ
Форма 2. Журнал учета технического состояния СИ
Приложение В(рекомендуемое) Книга учета движения СИ по экспедиции (цеху) № __________предприятия________
Приложение Г(информационное) Библиография/1/ ПР 50.2.006-94 ГСИ. Порядок проведения поверки средств измерений
СОДЕРЖАНИЕ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |