| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное унитарное предприятие Центр
научно-методического обеспечения ФГУП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» Сборник Выпуск 1 Москва Настоящий Сборник подготовлен ФГУП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» на основе вопросов, поступивших в Центр от министерств, ведомств, заказчиков, проектных организаций, организаций, подведомственных органам государственного надзора и органам местной исполнительной власти и других организаций. Ответы даются на основании действующего федерального законодательства, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Сборник предназначен для заказчиков, инвесторов, проектировщиков, строителей, органов исполнительной власти и других участников инвестиционной деятельности в строительстве. СОДЕРЖАНИЕ ВведениеОдним из основных направлений деятельности ФГУП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» является совершенствование методологии инженерного сопровождения инвестиций в строительстве при разработке предпроектной и проектной документации. ФГУП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» разрабатывает организационно-методическую документацию, регулирующую процесс проектирования объектов строительства, оказывает услуги по разработке федеральных территориальных и отраслевых нормативно-методических документов в области предпроектной и проектной подготовки строительства, а также осуществляет консультации по применению этой документации. Настоящий Сборник содержит ответы по вопросам, наиболее часто возникающим у разработчиков предпроектной и проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. Согласно статье 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Таким образом, в строительной сфере до вступления в силу соответствующих технических регламентов подлежат обязательному исполнению требования нормативных документов, принятых до 1 июля 2003 года, направленные на достижение указанных целей технического регулирования. В тексте Сборника приводятся ссылки на СНиП 11-01-95 и СП 11-101-95, исключенные из числа действующих постановлениями Госстроя России от 17.02.2003 № 18 и от 12.07.2002 № 86 соответственно. Вместе с тем, в условиях отсутствия адекватной замены указанным документам, их положения, не противоречащие действующему законодательству, могут быть использованы в качестве рекомендательных при предпроектной и проектной подготовке строительства. Эти положения могут быть включены в договор (государственный контракт) на проектные работы. Правовой основой для включения этих положений в договор является п. 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, где указано: «Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами». В приложении к настоящему Сборнику приведены: Перечень основных нормативных правовых актов федерального уровня, регулирующих процесс предпроектной и проектной подготовки строительства в Российской Федерации; Перечень методических материалов, разработанных ФГУП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» по вопросам предпроектной и проектной подготовки строительства, а также Перечень действующих ценовых документов на проектные работы для строительства, утвержденных (рекомендованных к применению) Госстроем России (Госстроем СССР). ФГУП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» распространяет только нормативно-методическую документацию, разработанную Центром. Причем одновременно с приобретением нормативно-методической документации покупатель получает право на бесплатное консультационное обслуживание по порядку ее применения. Вопросы и ответыСостав и порядок оформления предпроектной документацииВопрос 1. Что включает в себя понятие «проектное предложение», а также каковы требования к его составу и содержанию? Действующими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации вид проектной продукции «проектные предложения» не установлен. Согласно разъяснениям, приведенным в Положении о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1008, под предпроектной документацией понимается обоснование инвестиций, привлекаемых для строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения зданий и сооружений. В связи с отсутствием официально установленного вида проектной документации «проектное предложение» соответственно не разрабатывались и нормативные документы, устанавливающие требования к составу и содержанию «проектного предложения». Вопрос 2. Что включает в себя понятие «инженерные изыскания», а также каковы требования, предъявляемые к его составу и содержанию? Согласно разъяснениям, приведенным к разделу 1 СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения», «изыскательские работы», «инженерные изыскания», «инженерные изыскания для строительства» - это сокращенные термины выражения «инженерные изыскания для обоснования предпроектных работ, проектирования и строительства новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений для всех видов строительства и инженерной защиты, а также инженерные изыскания, выполняемые в период строительства, эксплуатации и ликвидации объектов». Требования, предъявляемые к составу и содержанию материалов инженерных изысканий по строительству, изложены в СНиП 11-02-96 и зависят от вида проектной документации (стадии проектирования), для которой они выполняются. Вопрос 3. Всегда ли необходимо предоставление геоподосновы при разработке проектной документации? «Геоподоснова» - топографические планы местности, выполненные в определенном масштабе, требуются как при разработке предпроектной, так и проектной документации. Вместе с тем, отдельные виды документации не требуют топографической основы, например, проектные решения по оформлению интерьеров, по перепланировке помещений при реконструкции объектов, при замене сантехнических систем и оборудования в здании и т.д. Вопрос 4. Возможно ли выделение бюджетных капитальных вложений по разработанному и утвержденному обоснованию инвестиций? В соответствии с п. 10 Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансирования за счет средств федерального бюджета (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 № 714, «включение в перечень строек и объектов, в отношении которых разработка и утверждение градостроительной, предпроектной и проектной предусмотрены законодательством Российской Федерации, не допускается без разработки и утверждения указанной документации». При этом в п. 25 Положения указывается, что государственные заказчики и заказчики-застройщики, включенные в адресное распределение объемов государственных капитальных вложений, по каждой стройке и объекту представляют в органы государственного казначейства наряду с другими документами положительные сводные заключения по проектно-сметной документации Главгосэкспертизы при Госстрое России. Таким образом, финансирование строительства объекта на основании утвержденного обоснования инвестиций не допускается. Вопрос 5. Какими документами следует руководствоваться при определении содержания Бизнес-плана на строительство объекта? При определении содержания Бизнес-плана на строительство объекта можно пользоваться сведениями, приведенными в Приложении 1 к Положению об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.97 № 1470. Вопрос 6. Возможно ли применять СП 11-101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений» в связи с отменой постановления Минстроя России от 30.06.1995 № 18-63? Рекомендуем пользоваться положениями постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2000. № 1008, а также Практическим пособием «Обоснование инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений» (2-е издание), которое учитывает нормы и положения современного законодательства. Вопрос 7. Правомерно ли требование экспертных органов наличия у разработчиков обоснований инвестиций прав на выполнение этого вида работ? Согласно п. 2.3 СП 11-101-95 «обоснование инвестиций разрабатывается, как правило, заказчиком с привлечением, при необходимости, на договорной основе проектных, проектно-строительных организаций и других юридических и физических лиц, получивших в установленном порядке права на соответствующий вид деятельности». Это положение (в части получения в установленном порядке права на разработку обоснования инвестиций) распространяется, в том числе, и на заказчика. Таким образом, требования экспертных органов подтверждения наличия у разработчиков обоснований инвестиций права на выполнение этого вида работы является правомерным. Вопрос 8. Какая существует нормативная база для выполнения предпроектных проработок - обоснований инвестиций в строительство объектов? Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений установлен СП 11-101-95. В соответствии с п. 3.2 данного СП основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, в случае привлечения к разработке обоснований инвестиций проектных, проектно-строительных организаций и других юридических и физических лиц, является договор. Как следует из статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором подряда. При отсутствии соответствующих указаний в договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 указанного Кодекса. Вопрос 9. Требуется ли в составе предпроектной документации разработка раздела «Декларация о намерениях»? Ходатайство (Декларация) о намерениях является самостоятельным документом, не входящим в состав предпроектной документации, в обоснования инвестиций. Состав и порядок оформления проектной документацииВопрос 10. Какова необходимость выполнения всех разделов общей пояснительной записки, в частности, раздела по гражданской обороне, для проекта реконструкции предприятия, не приводящего, например, к увеличению его мощности? Положения СНиП 11-01-95 распространяются в том числе и на реконструкцию объекта. Вместе с тем, взаимные обязательства (в том числе перечень основных требований к документации) определяется заданием на проектирование, а состав и содержание общей пояснительной записки, приведенные в СНиП, имеют рекомендуемый характер. Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства осуществляется в соответствии с СП 11-107-98, принятыми приказом МЧС России от 03.03.98 № 211. Вопрос 11. Какой действует порядок разработки раздела проектной документации «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций»? В соответствии с п. 28 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных приказом МЧС России от 28.02.2003 № 105 (зарегистрировано в Минюсте России 20.03.2003, регистрационный № 4291), «по запросу заказчика органы управления по делам обороны и чрезвычайным ситуациям в пределах своей компетенции сообщают исходные данные и требования для разработки мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций». Указанные требования отражаются в заданиях на проектирование объектов производственного назначения (п. 14 приложения Б к СНиП 11-01-95). Согласно п. 29 указанных выше Требований «в установленном порядке орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям согласовывает задания на разработку проектной документации». Состав и содержание этого раздела определяется нормативными документами МЧС России. Вопрос 12. В какой проектной документации отражаются мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, предупреждению аварий и локализации их последствий? Обоснование выбранной технологии основного и вспомогательных производств на основе сравнения возможных вариантов технологических процессов по уровню их безопасности, а также степени риска и вероятности возникновения аварийных ситуаций, осуществляется в разделе «Основные технологические решения» обоснования инвестиций, которое относится к предпроектной документации. Оценка риска аварии и связанной с ней угрозы, анализ достаточности мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного объекта, а также к локализации и ликвидации последствий аварии, разработка мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба и др. отражаются в декларации промышленной безопасности, которая разрабатывается в составе проектной документации на строительство (статья 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Декларация промышленной безопасности оформляется в виде отдельного тома раздела «Технологические решения» проекта в соответствии с положениями подраздела 4.1 «Проектная документация» ГОСТ 21.101-97 «Основные требования к проектной и рабочей документации». Состав декларации промышленной безопасности установлен «Положением о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней» (РД 03-315-99), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 07.09.1999 № 66 (зарегистрировано Минюстом России 07.10.1999, регистрационный номер 1926). В соответствии с ранее действовавшими положениями, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2001 № 341 «Об утверждении Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре в России», Госгортехнадзор России устанавливал требования промышленной безопасности, которые должны были учитываться при предпроектной проработке вопроса строительства опасного производственного объекта и при его проектировании, соблюдаться в процессе строительства, последующей эксплуатации, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации этого объекта. В качестве примера указанной деятельности можно привести «Методические указания по проведению анализа рисков опасных производственных объектов» (РД 03-418-01), утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 10.07.2001 № 30. В настоящее время по всем техническим вопросам, связанным с анализом рисков опасных производственных объектов, следует обращаться в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. Вопрос 13. Каковы состав и содержание раздела проекта по вопросам условий и охраны труда? В соответствии с п.п. 4.1 и 4.2 СНиП 11-01-95 состав и содержание разделов проектов как на строительство предприятий, зданий и сооружений, так и на строительство объектов жилищно-гражданского назначения имеют рекомендательный характер. То же относится и к положениям Пособия по разработке раздела проектной документации «Организация и условия труда работников. Управление производством и предприятием», М., 1996 г. Вопросы нормирования «безопасности и охраны труда» для объектов жилищно-гражданского назначения рассматриваются в п. 4.2.2 «Технологические решения» указанного СНиП. С целью повышения требований к состоянию условий труда как на производственных, так и на гражданских объектах необходимо проведение аттестации рабочих мест в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Минтруда России от 14.03.1997 № 12. В соответствии с п. 3 Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2003 № 244, «перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда, определяется Министерством труда и социального развития Российской Федерации в зависимости от объекта экспертизы». Вопрос 14. Какова степень детализации расчетов первичных средств пожаротушения в проектной и рабочей документации? В соответствии с п. 4.1.6 СНиП 11-01-95 в разделе «Инженерное оборудование, сети и системы» рассматриваются вопросы оснащения зданий и сооружений противопожарными устройствами. Согласно п. 2.6.6 «Мероприятия по взрыво- и пожарной безопасности» МДС 11-4.99 «Методических рекомендаций по проведению экспертизы технико-экономических обоснований (проектов) на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения» экспертный орган при рассмотрении проектных решений по внутреннему противопожарному водопроводу проверяет «... снабжение пожарных кранов пожарным оборудованием и размещение в пожарном шкафу огнетушителей». Согласно п. 4.44 МДС 81-35.2004 «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, в сметных расчетах и сметах на строительство предприятий, зданий и сооружений учитывается стоимость предусмотренного проектом оборудования средств пожаротушения. Спецификации оборудования, изделий и материалов, а также локальные сметы разрабатываются в дополнение к рабочим чертежам основного комплекта (см. п. 4.2.7 ГОСТ 21.101-97 «Основные требования к проектной и рабочей документации»). Вопрос 15. Какими правилами оформления утверждаемой части рабочего проекта следует руководствоваться? Состав утверждаемой части рабочего проекта действующими нормативными документами не установлен. При комплектации и оформлении утверждаемой части рабочего проекта следует руководствоваться положениями подраздела 4.1 ГОСТ 21.101-97, а именно: текстовые и графические материалы комплектуются в тома по отдельным разделам, установленным СНиП 11-01-95. Каждому тому присваивается обозначение согласно указаниям п. 4.1.3 ГОСТ 21.101-97. На всех документах (текстовых и графических), скомплектованных в отдельные тома, в основных надписях в графе 6 (в том числе и на чертежах) для условного обозначения проектной стадии указывается знак «П» (см. пункт «е» приложения Д к ГОСТ 21.101-97). Для комплектации утверждаемой части рабочего проекта можно использовать отдельные чертежи из комплектов рабочих чертежей, но с условным обозначением стадии проектирования «П» в основной надписи. Это обозначение определяет, что указанные чертежи отражают принципиальные проектные решения, но в силу их некомплектности не могут быть использованы для проведения строительно-монтажных работ. Следует учитывать, что приведенные в п. 4.2 СНиП 11-01-95 состав и содержание проекта имеют рекомендательный характер. Учитывая это обстоятельство, а также то, что в соответствии с п. 2.6 указанного СНиП рабочий проект разрабатывается для технически несложных объектов, возможно совмещение в Общей пояснительной записке сведений ряда разделов. Вместе с тем, каждый из подразделов записки должен содержать данные о соответствующих технических решениях в объеме, достаточном для их экспертной оценки. Кроме того, разделы «Охрана окружающей среды», «Организация строительства» и «Сметная документация» должны быть выделены в отдельные тома. Вопрос 16. Действует ли в настоящее время Пособие к СНиП 11-01-95 по разработке раздела проектной документации «Организация и условия труда работников. Управление производством и предприятием»? Пособие к СНиП 11-01-95 по разработке раздела проектной документации «Организация и условия труда работников. Управление производством и предприятием» в настоящее время действует в части, не противоречащей действующему законодательству. Вопрос 17. В каком разделе проектной документации приводятся планы расстановки мебели и оборудования? Вопрос расстановки мебели и оборудования рассматривается в разделе проектной документации «Основные чертежи», где в состав чертежей включают «технологические компоновки со ссылками на нормали или поэтажные планы расстановки основного оборудования». Для административных зданий к помещениям, для которых следует приводить планировочные решения с расстановкой мебели и оборудования (если это установлено договором и заданием на проектирование), относят: помещения столовой, мастерских, здравпунктов, складов и т.д. Кроме того, в служебных помещениях, оснащенных персональными компьютерами, указывается размещение рабочих мест с ПЭВМ для нормативного обоснования площади и объема помещения. Вопрос 18. Какие требования к содержанию разделов проектной документации «Архитектурно-строительные решения» и «Инженерное оборудование, сети и системы» предусмотрены в СНиП 11-01-95? Приведенные в СНиП 11-01-95 состав и содержание разделов проекта на строительство предприятий, зданий и сооружений носят рекомендуемый характер. Состав и содержание разделов проекта могут быть уточнены в договоре подряда применительно к положениям п. 2 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вопрос 19. Возможно ли применение положений СНиП 2.08.02-89* при разработке проекта реконструкции административно-бытового и производственно-лабораторного зданий для проектирования конференц-зала, выставочных залов офисных помещений и т.д.? В соответствии с приложением 1* к СНиП 2.08.02-89* реконструируемые объекты относятся к многофункциональным зданиям и комплексам, включающим помещения различного назначения, которые следует проектировать в соответствии с положениями ряда нормативных документов, в том числе указанного СНиП. Исходя из функционального назначения проектируемых помещений, реконструируемые объекты относятся к общественным зданиям. Следовательно, состав и содержание разделов проекта необходимо принимать на основании положений п. 4.2 СНиП 11-01-95, как для объектов жилищно-гражданского назначения. В частности, при определении состава чертежей решений по инженерному оборудованию следует ориентироваться на положения подпункта 4.2.9 указанного СНиП. Вопрос 20. Правомочно применять нормативные документы (СНиП, СН, ВСН и др.) при проектировании временных поселков с инженерной инфраструктурой, срок действия которых менее 10 лет? Временные здания и сооружения, включая вахтовые поселки (временные поселки), рассматриваются как объекты вспомогательного назначения и, в соответствии с изменением № 1 ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету», отнесены к III пониженному уровню ответственности. При расчете несущих конструкций и оснований указанных объектов следует учитывать коэффициент надежности по ответственности (γn) менее 0,95, но не менее 0,8. Согласно п. 5.4 указанного ГОСТ «отнесение объекта к конкретному уровню ответственности и выбор значений коэффициента γn производится генеральным проектировщиком по согласованию с заказчиком». Указанное обстоятельство следует учитывать при проектировании жилых и общественных зданий, которые в соответствии с ГОСТ 27751-88 отнесены ко II уровню ответственности. Таким образом, расчет строительных конструкций и оснований, а также принятие планировочных и других технических решений при проектировании временных поселков следует осуществлять на основе положений действующих строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм. Технические решения и объем работ по устройству временных зданий и сооружений, вахтовых и других поселков для проживания строителей определяются в организационно-технологической документации (проектах организации строительства и проектах производства работ). Возведение временных объектов осуществляется в период подготовки строительного производства (СНиП 3.01.01-85*, раздел 2), а сдача их в эксплуатацию оформляется актом-допуском (СНиП 12-03-2001, п. 4.6, приложение И). При этом производится освидетельствование внеплощадочных и внутриплощадочных подготовительных работ, в том числе санитарно-бытовое обслуживание работающих, а также отражается наличие отступлений от требований норм. Согласно пункту 9 статьи 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.98 № 73-ФЗ получение разрешения на строительство в случае возведения временных зданий, строений и сооружений не требуется. Вопрос 21. Кем утверждается проектная документация на строительство объектов? Согласно п. 26 Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1008, проектная документация утверждается: - по объектам, строительство которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, - Госстроем России или в порядке, устанавливаемом Комитетом с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти; - по объектам, строительство которых осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, - в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; - по объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных средств заказчика (инвестора) - заказчиком (инвестором). Вопрос 22. Что такое «рабочий проект» и каковы его состав и содержание? В соответствии с разъяснениями к п. 1 Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000. № 1008 «под проектной документацией понимается инвестиционный проект, проект (рабочий проект)». Таким образом, термин «рабочий проект» официально обозначен в нормативном правовом акте Российской Федерации и отнесен к проектной документации. Рабочий проект включает утверждаемую часть в объеме, необходимом для согласования, экспертизы и утверждения, а также рабочую документацию, необходимую для выполнения строительно-монтажных работ. Состав и содержание разделов проекта на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного, а также жилищно-гражданского назначения, приведенные в п.п. 4.1 и 4.2 СНиП 11-01-95, носят рекомендательный характер и завися от многих факторов: функционального назначения объекта, сложности технологических и строительных решений, условий строительства, места размещения объекта и т.д. Указанное выше в равной степени относится к составу и содержанию утверждаемой части рабочего проекта. Уточнение состава и содержания проекта (утверждаемой части рабочего проекта) производится при заключении договора подряда на выполнение проектных работ с учетом исходных данных, необходимых для составления технической документации (статья 759 Гражданского кодекса Российской Федерации; приложения А и Б к СНиП 11-01-95). Вопрос 23. Когда можно ожидать создания документа, устанавливающего порядок разработки, согласования, утверждения, а также состав и содержание проектной документации на ликвидацию и на консервацию предприятий, зданий и сооружений? В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.02 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в стране действуют новые принципы технического нормирования. Предусмотренные законом технические регламенты устанавливают обязательные минимально необходимые требования к объектам технического регулирования. Стандарты (международные, национальные, организаций) регламентируют требования повышения уровня безопасности, конкурентоспособности, обеспечения научно-технического прогресса и др. В соответствии со статьей 7 указанного закона предусмотрено утверждение Правительством Российской Федерации программы разработки технических регламентов, а в соответствии со статьей 16 этого закона - разработка и утверждение программы разработки национальных стандартов Национальным органом по стандартизации. Создание документа, устанавливающего порядок разработки, согласования, утверждения, а также состав и содержание проектной документации на ликвидацию и на консервацию предприятий, зданий и сооружений, будет возможно после его включения в одну из указанных выше программ. Состав и порядок оформления рабочей документацииВопрос 24. Относится ли рабочая документация к проектной документации и должна ли она пройти экспертизу? В разъяснениях к п. 1 Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1008, указывается, что «под проектной документацией понимается инвестиционный проект, проект, рабочий проект». Таким образом, рабочая документация не относится к проектной документации и, соответственно, экспертизе не подлежит. Природоохранные решения в предпроектной и проектной документацииВопрос 25. Проектному институту на стадии «Проект» были переданы объекты, по которым не разрабатывались «Обоснования инвестиций» с соответствующим разделом «Оценка воздействия на окружающую среду». В соответствии с п. 2.2 «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ» (утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. № 372) на государственную экологическую экспертизу необходимо представлять раздел ОВОС. Как в этом случае поступить? В случае, если объекты были определены в утвержденной в установленном порядке градостроительной документации, то в ее составе (в соответствии со статьей 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.98 № 73-ФЗ) должен был быть разработан раздел по охране окружающей природной среды. Таким образом, процедура оценки воздействия на окружающую среду указанных объектов на предпроектной стадии проектирования осуществляется при составлении градостроительной документации, которая должна была пройти экологическую экспертизу в соответствии с п. 6 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ. В этом случае, согласно п. 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, предварительное согласование места размещения объектов не производится, а, следовательно, отпадает необходимость в разработке «Обоснований инвестиций» или иного документа, его заменяющего, содержащего раздел «Оценка воздействия на окружающую среду», выполненного в соответствии с требованиями п.п. 3.1 и 3.2 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии России 16.05.2000 № 372, зарегистрированного Минюстом России 04.07.2000 № 2302 (далее - Положение об ОВОС). Если проектирование и строительство объектов осуществляется при отсутствии утвержденной градостроительной документации, то предоставление земельных участков для строительства осуществляется с предварительным согласованием места размещения объекта в соответствии с п.п. 1,5 ÷ 10 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. В этом случае предварительное согласование места размещения объекта осуществляется по заявлению гражданина или юридического лица о выборе земельного участка, к которому прилагаются технико-экономические обоснования, расчеты (п. 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации) или обоснования инвестиций, содержащие раздел ОВОС, выполненный в соответствии с требованиями п.п. 3.1 и 3.2 Положения об ОВОС. Если до разработки проектной документации указанная процедура не была выполнена, то это является нарушением положений статей 32 и 33 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. В любом случае в составе проекта разрабатывается раздел «Охрана окружающей среды» в соответствии с п. 3.3 и Приложением к Положению об ОВОС, а также Пособием к СНиП 11-01-95 по разработке проектной документации «Охрана окружающей среды». Вопрос 26. Каков вид и состав материалов, подготавливаемых на различных стадиях проектирования и требуемых для установления соответствия планируемой хозяйственной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды? При разработке предпроектной документации (обоснований инвестиций) следует руководствоваться положениями Практического пособия к СП 11-101-95 по разработке раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» при обосновании инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений. (ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», Москва, 1998 г.); При разработке проектной документации (инвестиционный проект, проект /рабочий проект/) следует использовать положения Пособия к СНиП 11-01-95 по разработке раздела проектной документации «Охрана окружающей среды» (ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», Москва, 2000 г.). Рабочая документация к проектной документации не относится и экспертизе не подлежит (см. разъяснение к п. 1 Положения о проведении государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1008). Комплектация и оформление рабочей документации осуществляется в соответствии со стандартами СПДС. В рабочей документации должны быть представлены конкретные технические решения, обеспечивающие выполнение требовании по охране окружающей среды, на основе проектных решений, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы и утвержденных в установленном порядке. Согласно положению п. 3 статьи 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ «требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды». Статьей 6 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды» установлено, что в сферу их деятельности входит «разработка и утверждение нормативов... и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды...». Таким образом, при необходимости уточнения состава и содержания указанных разделов для конкретных объектов с учётом их функционального назначения, а также «географических, природных, социально-экономических особенностей субъектов Российской Федерации», следует обратиться в территориальные органы исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды. Вопрос 27. Можно ли при проектировании строительства горнодобывающего предприятия провести экологическую экспертизу на стадии «проект», минуя проведение экологической экспертизы на предпроектной стадии? Горнодобывающее предприятие в соответствии с п. 5 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относится к категории опасных. Согласно п. 2 Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1008 «Предпроектная документация... на потенциально опасные и технически особо сложные объекты независимо от источников финансирования и формы собственности подлежит государственной экспертизе до утверждения этой документации». При этом под предпроектной документацией понимается обоснование инвестиций. Статьей 32 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что «оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных организаций. Порядок проведения оценки возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и процедура участия в этой оценке общественных объединений приведены в Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденном приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 (зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2000, регистрационный № 2302). Таким образом, положения действующих законодательных и нормативных правовых актов не допускают для опасных производственных объектов исключить предпроектную стадию «обоснование инвестиций». Вопрос 28. В связи с отменой действия СНиП 11-01-95 возможно ли использовать в работе Пособия к этому СНиП, в частности по разработке раздела «Охрана окружающей среды»? Пособия к СНиП 11-01-95, в частности и по разработке раздела «Охрана окружающей среды», являются материалами рекомендательного характера и могут добровольно использоваться в части, не противоречащей федеральным законам Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации. Вопрос 29. Каков порядок расчета выбросов загрязняющих веществ различными производствами при разработке раздела проекта «Охрана окружающей среды»? Министерством природных ресурсов Российской Федерации 25.04.2001 утвержден Перечень документов по расчету выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух, действующий на территории России (далее - Перечень). В Перечень включены документы по расчету выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух, используемые при инвентаризации, нормировании выбросов загрязняющих веществ, контроле за соблюдением установленных нормативов для действующих организаций и подготовке подразделов «Охрана воздушного бассейна» в составе предпроектной и проектной документации на строительство новых и реконструкцию действующих производств. По вопросам применения методических документов по расчету выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух следует обращаться в Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Вопрос 30. На основании каких нормативных актов заказчик проектной документации может ознакомиться с документами по проведению экологической экспертизы? В соответствии с положениями статьи 26 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» «заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, имеет право получать для ознакомления от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, организующего проведение государственной экологической экспертизы, нормативно-технические и инструктивно-методические документы о проведении государственной экологической экспертизы. Исходя из требований экспертного органа, заказчик вместе с проектной организацией уточняет состав и содержание раздела проектной документации «Охрана окружающей среды» для конкретных объектов строительства, руководствуясь при этом положениями статей 743 и 759 Части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Общие методические подходы к разработке раздела «Охрана окружающей среды» приведены в Пособии к СНиП 11-01-95. Вопрос 31. Требуется ли разработка в составе проектной документации на строительство малых предприятий раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС) и нужен ли раздел ОВОС для действующих предприятий? Обязательность проведения оценки воздействия на окружающую среду с последующим проведением экологической экспертизы установлена экологическим законодательством. На стадии «Проект» в соответствии с положениями СНиП 11-01-95 осуществляется разработка раздела «Охрана окружающей среды» (ООС), являющаяся продолжением и более детальной проработкой раздела ОВОС, выполненного на предпроектной стадии. В случае, если предпроектная стадия отсутствует или раздел ОВОС на ней не разрабатывался, проектная документация, связанная с охраной окружающей среды, должна быть выполнена в полном объеме в соответствии с требованиями нормативных документов на проектирование. Так, статьей 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности». В статье 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ установлено, что «экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности», При этом, в статье 12 этого закона указывается, что «обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации, подлежат... технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, расположенных на территории Российской Федерации». Таким образом, оценка воздействия на окружающую среду производится для любых объектов, независимо от их производительности, вместимости и других мощностных показателей. Для действующих предприятий составляется Экологический паспорт природопользователя по форме, приведенной в ГОСТ Р 17.0.0.6-2000. Вопрос 32. Каковы требования к материалам раздела «Охрана окружающей среды» в составе проектной документации на стадиях «проект» и «рабочий проект (утверждаемая часть)»? Пособие к СНиП 11-01-95 по разработке раздела проектной документации «Охрана окружающей среды» (п. 2.6) устанавливает общие требования к составу этого раздела. Вместе с тем указано, что состав и содержание раздела могут быть уточнены применительно к требованиям специфики проектирования предприятий соответствующих отраслей промышленности или к параметрам жилищно-гражданских объектов, возводимым в различных регионах. Согласно положению п. 3 статьи 32 Федерального закона от 10.01.2002. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» «требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды». Уточнение состава и содержания раздела «Охрана окружающей среды», а также разъяснения порядка применения нормативных правовых документов, рекомендуемых к использованию при оценке воздействия проектируемых объектов на окружаемую среду, входит в компетенцию Министерства природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов. Вопрос 33. Какова обязательность проведения экологической экспертизы для отдельных жилых и гражданских зданий? В соответствии с положениями статей 3, 11, и 12 Федерального закона от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» государственной экологической экспертизе подлежит вся проектная документация до принятия решения об ее утверждении. Вопрос 34. Как применить положения Пособия к СНиП 11-01-95 при расчете выбросов загрязняющих веществ в разделе «Охрана окружающей среды» на стадии разработки рабочего проекта при производстве строительно-монтажных работ? Положения Пособия к СНиП 11-01-95 по разработке раздела проектной документации «Охрана окружающей среды», как правило, направлены на подготовку технических решений и мероприятий, обеспечивающих рациональное использование природных ресурсов и предупреждающих негативное воздействие проектируемого объекта на окружающую среду в процессе планируемой хозяйственной деятельности объекта. Решение вопросов охраны окружающей среды при строительстве объекта регулируется положениями раздела 10 СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства» в составе проекта организации строительства (ПОС), который, согласно п. 3.6* указанного СНиП, должна разрабатывать генеральная проектная организация, и проекта производства работ (ППР), который, в соответствии с п. 3.9* этого СНиП, разрабатывается генеральной подрядной организацией или, по ее заказу, другой организацией. При разработке ПОС и ППР могут быть использованы положения Пособия к СНиП 11-01-95 по разработке раздела проектной документации «Охрана окружающей среды» применительно к хозяйственной деятельности генеральной подрядной организации в процессе строительства объекта. Вопрос 35. Каковы вид и состав материалов, подготавливаемых на различных стадиях проектирования и требуемых для установления соответствия планируемой хозяйственной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды? В настоящее время рекомендуется пользоваться положениями пособий, в том числе: - при разработке предпроектной документации (обоснований инвестиций) - Практического пособия к СП 11-101-95 по разработке раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» при обосновании инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», Москва, 1998 г.); - при разработке проектной документации (инвестиционный проект, проект /рабочий проект/) - Пособия к СНиП 11-01-95 по разработке раздела проектной документации «Охрана окружающей среды» (ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», Москва, 2000 г.). Рабочая документация к проектной документации не относится и экспертизе не подлежит (см. разъяснения к п. 1 Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1008). Комплектация и оформление рабочей документации осуществляется в соответствии со стандартами СПДС. В рабочей документации должны быть представлены конкретные технические решения, обеспечивающие выполнение требований по охране окружающей среды, на основе проектных решений, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы и утвержденных в установленном порядке. Согласно положению п. 3 статьи 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ «требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды». Статьей 6 («Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в свете отношений, связанных с охраной окружающей среды») установлено, что в сферу деятельности этих органов входит «разработка и утверждение нормативов... и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды...». Таким образом, при необходимости уточнения состава и содержания указанных разделов для конкретных объектов с учетом их функционального назначения, а также «географических, природных, социально-экономических особенностей субъектов Российской Федерации», следует обратиться в территориальные органы исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды. Вопрос 36. Предъявляется ли на государственную экологическую экспертизу проектная документация стационарных морских буровых и нефтегазодобывающих платформ, предусмотренная в составе проектной документации на создание установок? В соответствии с российским законодательством экологической экспертизе подлежат инвестиционные проекты конкретных объектов строительства. По сведениям, полученным в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, применяемое в проектах оборудование должно соответствовать нормативным требованиям и отдельно экспертизе не подлежат. Сбор исходных данных, согласование предпроектной и проектной документации, внесение в документацию изменений, авторский надзорВопрос 37. Какой действует в настоящее время порядок согласования проектной документации с органами местной администрации и государственного надзора? В соответствии со статьей 760 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан согласовать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости, вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления». Согласование обоснований инвестиций и проектов строительства регулируется федеральными законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также разрабатываемыми на их основе правовыми актами субъектов Российской Федерации. Примерный перечень федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов местного самоуправления, муниципальных и иных организаций, участвующих в согласовании проектной документации, приведен в Практическом пособии о порядке предоставления земельных участков для строительства объектов, выдаче исходных данных и технических условий на проектирование, а также о согласовании документации (Книга 1, приложение Д), разработанном ФГУП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», М., 2003. Кроме того, следует уточнить наличие действующих нормативных актов в соответствующем субъекте Российской Федерации по данному вопросу или получить информацию у органов местной администрации по составу территориальных согласующих органов и организаций, которые должны быть определены в соответствии с положениями Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 06.07.1991 № 1550-1, в редакции от 18.06.2001, (статья 66, пункт 13; статья 68, пункт 8). Вопрос 38. Действует ли в настоящее время Типовое положение о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласования документации на строительство, а также оплаты указанных услуг? Учитывая, что со времени выхода Типового положения законодательная и нормативная правовая база Российской Федерации существенно обновилась и в настоящее время это Типовое положение не действует, ФГУП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» подготовил в его развитие Практическое пособие о порядке предоставления земельных участков для строительства объектов, выдаче исходных данных и технических условий на проектирование, а также согласовании документации. Указанное Практическое пособие состоит из двух книг: - Книга 1. «Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности»; - Книга 2. «Нормативные ссылки. Определения (Перечень законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, положения которых регулируют порядок предоставления земельных участков для строительства, а также термины и определения, содержащие в указанных актах)». Вопрос 39. Какие действуют правила сбора исходных данных для проектирования и разработки задания на проектирование? В соответствии со статьей 759 Гражданского кодекса Российской Федерации «по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также исходные данные для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком». Заказчик может поручить проектной организации осуществить сбор исходных данных для проектирования, указанных в приложениях А и Б СНиП 11-01-95. Вопрос 40. Правомерно ли требование заказчика о необходимости согласования генпроектировщиком проектной документации, выполненной субподрядной организацией по заказу генпроектировщика? В соответствии с п. 1 статьи 760 Гражданского кодекса Российской Федерации в обязанности подрядчика по договору подряда на выполнение проектных работ входит согласование готовой технической документации с заказчиком. Взаимоотношения генерального проектировщика и субподрядчиков регулируется положениями статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации. Генпроектировщик, привлекая для выполнения проектных работ субпроектировщиков, выступает перед ними в качестве заказчика (см. п. 1.8 МДС 80-16.2000 «Типовые формы контрактов (договоров) между заказчиком и проектировщиком (изыскателем) с рекомендациями по их применению»). Таким образом, установленный законодательством порядок согласования технической документации распространяется на всех участников инвестиционной деятельности (подрядчиков, субподрядчиков, заказчиков). Форма согласования технической документации нормативными актами не установлена и ее целесообразно принимать по взаимной договоренности. Вопрос 41. Какой действует порядок согласования технической документации на постройку, переоборудование, модернизацию и ремонт морских судов и морских стационарных платформ различного функционального назначения? Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2000 № 1377-р на Российский морской регистр судоходства возложены функции технического надзора за морскими стационарными платформами различного назначения и функции головной организации по унификации оборудования, материалов и изделий для морских судов и морских стационарных платформ различного назначения, связанных с обеспечением безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море и сохранения морской среды, в том числе по унификации нормативной базы для проектирования, строительства, ремонта, переоборудования, модернизации и эксплуатации морских судов и морских стационарных платформ различного назначения. Таким образом, рассмотрение и согласование технической документации на постройку, переоборудование, модернизацию и ремонт морских судов и морских стационарных платформ различного функционального назначения входит в функции Федерального государственного учреждения «Российский морской регистр судоходства». В соответствии с действующим российским законодательством согласованию с федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами, а также государственной экспертизе подлежат проекты на строительство поисковых (поисково-разведочных) скважин, проекты пробной эксплуатации и т.д., в которых будет использовано крановое судно с буровой установкой. Вопрос 42. Каковы правовые нормы согласования проектных решений? Согласно пункту 4 Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1008, градостроительная, предпроектная и проектная документация, разработанная в соответствии с исходными данными, техническими условиями и требованиями, выданными органами государственного надзора и контроля и заинтересованными организациями, дополнительному согласованию не подлежит, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Эта норма отражена в п.п. 3.4 и 3.6 СНиП 11-01-95 и не противоречит действующему законодательству. Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 760) установлено, что в обязанности подрядчика входит согласование готовой технической документации с заказчиком, а при необходимости, вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления. В качестве таковых Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 61) определены соответствующие органы архитектуры и градостроительства, органы контроля и надзора, осуществляющие согласование в соответствии с федеральным законодательством, а также законодательством субъектов Российской Федерации. Вопрос 43. Имеет ли право заказчик вносить в техническую документацию изменения, связанные с введением в действие новых нормативных документов? Право заказчика на внесение изменений в техническую документацию оговорено статьей 744 Гражданского кодекса Российской Федерации. При принятии решений заказчиком о внесении изменений в техническую документацию представляется необходимым исходить из следующих факторов: - выполнение обязательных требований нормативных документов по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений; - исполнение нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. По строящимся объектам решения о необходимости выполнения участниками строительства требований новых нормативных документов должны приниматься органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При принятии решения по каждому конкретному объекту рекомендуется учитывать степень готовности зданий, их конструктивные схемы, техническое состояние, техническую и экономическую обоснованность дополнительных расходов, возможность реализации требований норм альтернативными методами и т.д. Вопрос 44. Имеет ли право заказчик взять на себя функции осуществления авторского надзора? В соответствии со Сводом правил СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» «авторский надзор является одним из видов услуг, оказываемых заказчику в соответствии с договором разработчиком рабочей документации на строительство объекта» (см. Введение, п.п. 3.1, 3.5). Заказчик (заказчик-застройщик) осуществляет технический надзор за строительством. Согласно положению п. 2 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации «договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию». Из этого положения следует, что заказчик может взять на себя обязательство предоставить подрядчику рабочую документацию, которую разрабатывает либо его структурное подразделение (имеющее лицензию на соответствующий вид деятельности), либо привлеченная им на договорной основе проектная организация. Если подрядная организация является проектно-строительной фирмой, то разработку рабочей документации может осуществить эта фирма. В любом случае авторский надзор осуществляет подразделение, разработавшее рабочую документацию. Вопрос 45. Обязана ли генподрядная организация согласовывать рабочую документацию (разработанную своими силами или с привлечением организации, имеющей соответствующую лицензию) с разработчиком проекта? В соответствии с положениями пункта 2 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации «договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию». При этом утвержденная проектная документация является основанием для составления рабочей документации, которая, в зависимости от условий договора, готовится одной из сторон, но во всех случаях подлежит согласованию с заказчиком. Действующими законодательными и нормативными правовыми актами не оговаривается необходимость согласования рабочей документации с организацией, разработавшей проектную документацию, за исключением случаев, когда происходит изменение архитектурных решений архитектурного проекта. Если заказчик считает целесообразным осуществить эту процедуру, необходимость согласования рабочей документации следует включить в условия договора с организацией, осуществляющей разработку рабочей документации, а также заключить договор с организацией, выполнившей проектную документацию, на оказание ею услуг такого характера. Основанием для заключения такого договора являются положения статьи 749 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: «Заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно, без согласования подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика». Вопрос 46. Необходимо ли заказчику-застройщику согласовывать с разработчиком проекта изменения, внесенные в рабочую документацию, если вызванное этим изменение стоимости не превышают общей стоимости проекта? В соответствии с пунктом 1 статьи 744 Гражданского кодекса Российской Федерации «заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ». Изменения могут вноситься по инициативе заказчика или по требованиям со стороны организаций, осуществляющих надзор за строительством в период сооружения объекта. Согласно п. 1 статьи 20 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» «изменения архитектурного проекта при разработке документации для строительства или при строительстве архитектурного объекта производится исключительно с согласия автора архитектурного проекта, а в случае отклонения от требований архитектурно-планировочного задания также по согласованию с соответствующим органом архитектуры и градостроительства». Если изменения, вносимые в рабочую документацию в процессе строительства, затрагивают принципиальные технологические и строительные решения, утвержденные в проектной документации, то это обстоятельство потребует переработки, повторной экспертизы и переутверждения проектной документации. Вопрос 47. Чем может быть вызвана необходимость внесения изменений в рабочую документацию и какова процедура внесения этих изменений? В соответствии с пунктом 1 статьи 744 Гражданского кодекса Российской Федерации «заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ». Необходимость внесения изменений в рабочую документацию может быть также обусловлена положениями пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в редакции Федерального закона от 02.01.2000 № 22-ФЗ), где установлено: «Запрещаются капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствует законодательству Российской Федерации и утвержденным в установленном порядке стандартам (нормам и правилам)». Процедура внесения изменений вытекает из пункта 3 статьи 61 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 № 73-ФЗ, положениями которого установлено: «Разработка, финансирование, утверждение и определение порядка использования проектной документации, внесения в нее изменений осуществляется в установленном порядке по инициативе заказчика и за его счет». Вопрос 48. Необходимо ли генподрядной организации заключать договор на авторский надзор с разработчиком проекта или это должен выполнить заказчик-застройщик? Положения действующих законодательных и нормативных правовых актов устанавливают, что авторский надзор осуществляет организация - разработчик рабочей документации. Заказчик-застройщик осуществляет технический надзор. Авторский надзор является одним из видов услуг, оказываемых заказчику в соответствии с договором разработчиком рабочей документации на строительство объекта (см. Введение, а также пункты 1.3, 3.1 и др. СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений»). Таким образом, договор на осуществление авторского надзора заключает заказчик с организацией, разработавшей рабочую документацию на строительство объекта. Выделение земельного участка для строительства объектаВопрос 49. Какие документы описывают порядок предоставления земельных участков для строительства? Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов регулируется более ста законодательными и нормативными актами. Положения эти законодательных и нормативных актов были учтены разработанным ФГУП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» Практическим пособием о порядке предоставления земельных участков для строительства объектов, выдаче исходных данных и технических условий на проектирование, а также согласовании документации. М., 2003. Указанное Практическое пособие состоит из двух книг: - Книга 1 «Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности»; - Книга 2 «Нормативные ссылки. Определения (Перечень законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, положения которых регулируют порядок предоставления земельных участков для строительства, а также термины и определения, содержащиеся в указанных актах)». Вопрос 50. Как распределяются обязанности между заказчиком и проектной организацией в части оформления акта выбора земельного участка? В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 747) заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок. Выбор земельного участка для строительства должен осуществляться в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (статья 31), согласно которому заинтересованное в предоставлении земельного участка лицо, т.е. заказчик, должно обращаться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления земельных участков в пределах их компетенции, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Выбор земельного участка по заявлению заказчика, либо по обращению указанного выше органа государственной власти, осуществляет орган местного самоуправления, который и обеспечивает оформление акта о выборе земельного участка для строительства на основе представляемых ему соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями материалов. По новому земельному законодательству в заявлении заказчика должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. К подготовке указанных материалов заказчиком может быть привлечена проектная организация на договорной основе. Иные вопросыВопрос 51. Какими полномочиями обладают орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и орган местного самоуправления при оформлении разрешительной документации на застройку зон военных объектов? Если по целевому назначению земля, на которой предстоит застройка, является землей обороны, то в соответствии со статьей 3 Федерального закона 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении федеральной собственности на землю» она отнесена к земельным участкам, на которые возникает право собственности у Российской Федерации. Согласно положениям статьи 8 Земельного кодекса РФ отнесение земель к категориям и перевод их из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации. В этом случае администрации субъекта Федерации необходимо обратиться в Правительство Российской Федерации для издания им соответствующего распоряжения. Если же это земля поселений, то строительство на территории городских и сельских поселений должно осуществляться в соответствии с правилами застройки, разрабатываемыми органами местного самоуправления в соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом всех видов территориальных зон, установленных статьей 40 этого Кодекса. При этом для каждой зоны устанавливается градостроительный регламент (п. 4 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ). Правила застройки согласовываются и утверждаются в установленном порядке. В случае появления разногласий при применении Правил застройки они решаются путем переговоров или в суде (п. 8 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ). Вопрос 52. Возможно ли параллельное проведение проектных, строительно-монтажных и других работ и где можно получить разрешение на это? Действующий в настоящее время организационно-правовой порядок строительства объектов и приемки их в эксплуатацию не предусматривает параллельного проектирования и строительства. Как определено положениями статьи 66 Закона «О местном самоуправлении в Российской Федерации», в полномочия органа местного самоуправления входит установление порядка и условий создания и преобразования предприятий, размещаемых на подведомственной этому органу территории. Таким образом, орган местного самоуправления может рассмотреть вопрос о разрешении параллельного проектирования и строительства конкретного объекта на его территории при соблюдении положений действующих законодательных и нормативных актов (экологических, санитарных, строительных). При положительном решении органа местного самоуправления заказчик должен получить разрешение на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ от территориального органа Госархстройнадзора или органов архитектуры и градостроительства в порядке, установленном Примерным положением о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ, утвержденным приказом Минстроя России от 03.06.1992 № 131. При этом заказчику необходимо представить все документы и материалы, установленные разделом III указанного Примерного положения. Вопрос 53. Как обозначаются стадии проектирования? В соответствии с п. «е» Указаний по заполнению основной надписи и дополнительных граф к ней (приложение «Д» к ГОСТ 21.101-97 «Основные требования к проектной и рабочей документации») установлены следующие условные обозначения стадий проектирования: - для проектной документации (проект) - «П»; - для утверждаемой части рабочего проекта - «П»; - для рабочей документации - «Р». Рабочая документация, независимо от того, разрабатывается ли она отдельно (после утверждения проекта) или параллельно с утверждаемой частью рабочего проекта, имеет условное обозначение стадии проектирования - «Р». В соответствии с примечаниями к п. 1 Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1008, обоснование инвестиций является предпроектной документацией. Условное обозначение этой стадии нормативными документами не установлено. В сложившейся практике соответствующие графы основной подписи заполняют обозначением «ОИ». Вопрос 54. Некоторые инстанции при согласовании технической документации, подписании актов о приемке готовых объектов требуют предоставления квартир, служебных помещений, выделения средств на развитие отрасли и т.п., что не входит в компетенцию и возможности проектировщиков и ведет к искажению технико-экономических показателей. Правомерно ли это? Требования согласующих и принимающих организаций в части предоставления квартир, служебных и иных помещений и прочие аналогичные требования выходят за рамки строительного законодательства и относятся к сфере уголовного права. Вопрос 55. Куда следует относить затраты, связанные с обследованием площадки строительства на предмет обнаружения и уничтожения взрывоопасных предметов? Согласно п. 4.78 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (МДС 81-35.2004) затраты на разминирование территорий строительства в районах бывших боевых действий включаются в главу 1 «Подготовка территории строительства» Сводного сметного расчета стоимости строительства. Вопрос 56. Нужно ли проводить работы, связанные с изменением конструктивных характеристик конструкций, в случаях реконструкции квартир под офисы, магазины и т.п.? В случае реконструкции бывших квартир в офисы, магазины и т.п. в обязательном порядке должны проводиться работы, затрагивающие конструктивные характеристики конструкций, т.к. нормативное значение нагрузки на перекрытие в квартирах жилых зданий составляет 150 кгс/м2, для офисных помещений - 200 кгс/м2, а для торговых залов магазинов - 400 кгс/м2 (см. СНиП 2.01.07-85*, табл. 3). Вопрос 57. Что является основанием для получения разрешения на строительство и всегда ли оно необходимо? Согласно п. 5 статьи 61 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 № 73-ФЗ «утвержденная в установленном порядке проектная документация является основанием для выдачи разрешения на строительство». Состав документов, представляемых заказчиком для получения разрешения на строительство объектов недвижимости федерального назначения, а также порядок его подготовки и выдачи установлены Правилами выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 № 221. Выдача в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости осуществляется органами местного самоуправления в области градостроительства в соответствии с положениями п. 1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно статье 62 Градостроительного кодекса «разрешение на строительство - документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществлять застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения, сооружения». Пунктом 9 этой статьи определяется, в каких случаях разрешение на строительство не требуется. При этом в пункте 10 указано, что «субъекты Российской Федерации могут устанавливать дополнительный перечень объектов недвижимости, для строительства и реконструкции которых не требуется разрешение на строительство». Вопрос 58. Каким документом регламентирован порядок выдачи разрешения на выполнение строительно-монтажных работ? Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ выдается в соответствии с Примерным положением о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ, утвержденным приказом Минстроя России от 03.06.1992 № 131. Перечень представляемых заказчиком документов и материалов для получения разрешения на выполнение строительно-монтажных работ по объекту установлен пунктом 7 указанного Примерного положения. При этом представляется, что под проектной документацией имеется в виду полный комплект проектной рабочей документации, как это следует из пункта 12 Примерного положения. Выдача разрешений на выполнение строительно-монтажных работ согласно пункту 2 Примерного положения осуществляется инспекциями Госархстройнадзора России. Вопрос 59. Какова юридическая сила проектно-сметной документации, выдаваемой в электронном виде, с электронной подписью? Правовые основы выдаваемой в электронном виде документации установлены Федеральным законом от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», в соответствии с которым (пункт 3 статьи 5) «юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных и телекоммуникационных систем может подтверждаться электронной цифровой подписью». Юридическую силу документа с электронной подписью определил Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». В пункте 1 статьи 4 «Условия признания равнозначности электронной цифровой подписи» этого закона указано, что «электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий: сертификат ключа подписи, относящейся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания; подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе; электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи». Вопрос 60. Действует ли в настоящее время «Положение о проектной организации - генеральном проектировщике»? «Положение о проектной организации - генеральном проектировщике», утвержденное постановлением Госстроя СССР от 31.12.1969 № 151, было отменено постановлением Госстроя СССР от 07.03.1989 № 67 в связи с введением нового гражданского законодательства. В настоящее время правовые основы функционирования проектной организации - генерального проектировщика регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 706). Согласно Общероссийскому строительному каталогу (СК-1) указанное выше Положение не включено в перечень нормативных и методических документов по строительству (перечень 2002 года) и, следовательно, не может служить в качестве нормативного документа. В то же время, данное Положение в части, не противоречащей гражданскому законодательству, может быть использовано как методическое пособие при составлении договоров подряда на проведение проектных работ. ПриложенияПриложение 1ПЕРЕЧЕНЬ
|
Наименование ценового документа |
Дата утверждения |
Зависимость цены |
Примечания |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. Отраслевые объекты |
|
|
|
1. |
СБЦ «Объекты атомной энергетики» (2-е издание) |
30.12.96 |
КВ |
|
2. |
СБЦ «Объекты энергетики» |
25.11.96 |
КВ |
Энергетика |
3. |
СЦ, р. 1 «Электроэнергетика» |
01.04.87 |
НП |
|
4. |
СЦ, р. 2 «Нефтяная промышленность» (кроме глав 1, 2) |
01.04.87 |
НП |
|
5. |
СБЦ «Объекты нефтедобывающей промышленности» |
17.03.97 |
" |
Нефтяная промышленность |
6. |
СБЦ «Предприятия транспорта, хранения нефтепродуктов и АЗС» |
07.03.96 |
" |
|
7. |
СБЦ «Объекты магистрального транспорта нефти» |
23.06.97 |
НП |
|
8. |
СЦ, р. 3 «Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность» (Глава 3 «Заводы по производству шин, шиноремонта, резиновой обуви, регенерата, асбестовых и резиновых технических изделий, технического углерода») |
01.04.87 |
НП |
Нефтепереработка и нефтехимия |
9. |
СБЦ «Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность» |
07.05.2004 |
" |
|
10. |
СБЦ «Объекты газовой промышленности» (2-е издание) |
07.12.99 |
НП |
Газовая, угольная промышленность |
11. |
СЦ, р. 5 «Угольная промышленность» |
01.04.87 |
" |
|
12. |
СЦ, р. 6 «Черная металлургия» |
01.04.87 |
НП |
|
13. |
СЦ, р. 7 «Цветная металлургия» (без главы 3 «Алюминиевая и электродная промышленность») |
" |
" |
Металлургия |
14. |
СБЦ «Объекты алюминиевой и электродной промышленности» |
07.05.2004 |
НП |
|
15. |
СБЦ «Горнорудная промышленность» |
08.06.2004 |
НП |
Горнорудная промышленность |
16. |
СЦ, р. 9 «Химическая промышленность» (без главы 5 «Подотрасль химических волокон и нитей») |
01.04.87 |
НП |
Химическая промышленность |
17. |
СЦ, р. 10 «Производство минеральных удобрений» |
01.04.87 |
НП |
Производство минеральных удобрений |
18. |
СБЦ «Объекты промышленности химических волокон» |
07.05.2004 |
НП |
|
19. |
СЦ, р. 11 - 25 (без р. 22) |
01.04.87 |
НП |
Машиностроительная промышленность |
20. |
СБЦ «Объекты машиностроительной промышленности» |
11.08.95 |
КВ |
|
21. |
СБЦ «Объекты судостроительной промышленности» |
07.05.2004 |
КВ; НП |
|
22. |
СЦ, р. 26 «Лесная и деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность» (кроме глав 5 и 6) |
01.04.87 |
НП |
Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность |
23. |
СЦ, р. 33 «Лесное хозяйство» |
01.04.87 |
НП |
|
24. |
СБЦ «Объекты лесного хозяйства» |
08.02.95 |
НП; КВ |
|
25. |
СБЦ «Объекты целлюлозно-бумажной промышленности» |
07.03.96 |
НП; КВ |
|
26. |
СБЦ «Объекты промышленности строительных материалов» |
23.06.97 |
НП |
|
27. |
СЦ, р. 28 «Легкая и текстильная промышленность» |
01.04.87 |
НП |
|
28. |
СЦ, р. 29 «Рыбная промышленность» |
" |
" |
|
29. |
СЦ, р. 30 «Медицинская и микробиологическая промышленность» |
" |
" |
|
30. |
СЦ, р. 31 «Предприятия агропромышленного комплекса» |
" |
" |
Агропромышленный комплекс, торговля и общественное питание |
31. |
СЦ, р. 42 «Предприятия торговли и общественного питания» |
" |
" |
|
32. |
СБЦ «Объекты агропромышленного комплекса, торговли и общественного питания» |
25.11.96 |
КВ |
|
33. |
СБЦ «Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность» |
08.06.2004 |
НП |
|
34. |
СБЦ «Объекты мелиоративного и водохозяйственного строительства» |
07.05.2004 |
НП |
|
35. |
СБЦ «Объекты полиграфической промышленности» |
08.02.95 |
" |
|
36. |
СЦ, р. 43 «Предприятия материально технического снабжения и сбыта» |
01.04.87 |
" |
|
37. |
СЦ, р. 41 «Объекты обустройства геологии» |
" |
" |
|
38. |
СЦ, р. 53 «Торфяная промышленность» |
" |
" |
|
39. |
СЦ, р. 58 «Местная промышленность» |
" |
" |
|
|
II. Объекты жилищно-гражданского назначения |
|
|
|
1. |
СБЦ «Градостроительная документация» |
30.06.95 |
НП |
|
2. |
СБЦ-2003 «Объекты жилищно-гражданского строительства» |
10.06.03 |
НП |
|
3. |
СЦ, р. 65 «Городские инженерные сооружения и коммуникации» |
01.04.87 |
НП |
|
|
III. Линейные объекты строительства: водоснабжения и канализации (ВК), транспорта и связи |
|
|
|
1. |
СБЦ «Объекты водоснабжения и канализации» |
07.05.2004 |
НП |
|
2. |
СБЦ «Железные и автомобильные дороги. Мосты. Тоннели. Метрополитены. Промышленный транспорт» (без главы 2 «Метрополитены» и главы 4 «Искусственные сооружения») |
08.02.95 |
НП; КВ |
КВ - цены только на промышленный транспорт |
3. |
СБЦ «Искусственные сооружения» |
07.05.2004 |
НП |
|
4. |
СБЦ «Метрополитены» |
07.05.2004 |
НП |
|
5. |
СЦ, р. 55 «Предприятия автомобильного транспорта» |
01.04.87 |
НП |
|
6. |
СБЦ «Объекты речного транспорта» |
07.05.2004 |
КВ; НП |
НП - водные подходы и рейды |
7. |
СБЦ «Объекты гражданской авиации» |
08.06.2004 |
КВ |
|
8. |
СБЦ «Предприятия морского транспорта» |
07.05.2004 |
КВ; НП |
|
9. |
СБЦ «Объекты связи» |
07.03.96 |
НП; КВ |
КВ - только цены на почтовую связь |
|
IV. Сооружения, входящие в комплекс строительства объекта |
|
|
|
1. |
СБЦ «Газооборудование и газоснабжение промышленных предприятий, зданий и сооружений. Наружное освещение» |
08.02.95 |
НП |
|
2. |
СЦ, р. 59 «Защитные сооружения гражданской обороны» |
01.04.87 |
" |
|
3. |
СБЦ «Системы противопожарной и охранной защиты» |
28.09.99 |
" |
|
4. |
СЦ, р. 61 Газоочистные и пылеулавливающие сооружения» |
01.04.87 |
" |
|
5. |
СБЦ «Промышленные печи, сушила, дымовые и вентиляционные трубы, конструкции тепловой изоляции и антикоррозионной защиты» |
07.05.2004 |
НП |
|
6. |
СБЦ «Заглубленные сооружения и конструкции, водопонижение, противооползневые сооружения и мероприятия, свайные фундаменты» |
07.05.2004 |
НП |
|
Примечание - При определении базовой цены проектных работ по вышеперечисленным ценовым документам одновременно следует руководствоваться:
· при применении действующих разделов Сборника цен на проектные работы для строительства (СЦ) издания 1987 - 90 гг. - «Временными рекомендациями по определению базовых цен на проектные работы для строительства в условиях рыночной экономики с учетом инфляционных процессов», (Приложение 1 к письму Минстроя России от 17.12.92 № БФ-1060/9);
· при применении Справочников базовых цен на проектные работы для строительства (СБЦ) изд. 1995 - 99 гг. - «Разъяснениями по применению Сборника цен и Справочников базовых цен на проектные работы для строительства», рекомендованными к применению Госстроем России, изд. 1999 года;
· при применении Справочников базовых цен на проектные работы для строительства в уровне цен по состоянию на 01.01.2001 (СБЦ-2003, СБЦ-2004) - «Общими указаниями по применению Справочников базовых цен на проектные работы для строительства», утвержденными постановлением Госстроя России от 07.08.02 № 102.