| ||||
ПР 50.1.012-97 ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ ЭКСПЕРТИЗА И ОЦЕНКА
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва
Предисловие 1 РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) и Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы (ВНИИМС) Госстандарта России ВНЕСЕНЫ Научно-техническим управлением и Управлением метрологии Госстандарта России 2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 апреля 1997 г. № 156 3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
ЭКСПЕРТИЗА И ОЦЕНКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО НОРМАТИВНОМУ И МЕТРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И ИНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ Дата введения 1997-08-01 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ1.1 Настоящие правила устанавливают содержание и порядок проведения Госстандартом России экспертизы и оценки мероприятий по нормативному обеспечению качества продукции (работ, услуг), а также метрологическому обеспечению, включая систему программных мероприятий по стандартизации и метрологии, необходимых для разработки, производства, эксплуатации и утилизации продукции, строительства объектов, организации технологических процессов и других работ, предусмотренных федеральными целевыми программами и межгосударственными целевыми программами, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее - целевые программы). Указанные разделы целевых программ разрабатываются в целях реализации законов Российской Федерации «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений» и в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального Закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1101 «О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» (далее - «Порядок разработки и реализации целевых программ»). 1.2. В соответствии с «Порядком разработки и реализации целевых программ» (пункты 13 и 14) Госстандарт России проводит оценку целевых программ, которые содержат мероприятия по нормативному обеспечению качества продукции, работ, услуг, метрологическому обеспечению, и подготавливает заключение по проекту целевой программы, обращая при этом особое внимание на: - приоритетность проблем по стандартизации и метрологическому обеспечению, предлагаемых для программного решения, их соответствие законодательству Российской Федерации, правилам и нормам по стандартизации и обеспечению единства измерений; - обоснованность, комплексность программных мероприятий по нормативному и метрологическому обеспечению, сроки из реализации; - необходимость применения внебюджетных средств, средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации разделов (мероприятий) нормативного и метрологического обеспечения в увязке с возможностями государственной поддержки предусмотренных в разделах мероприятий за счет централизованных ресурсов; - социально-экономическую эффективность мероприятий, приведенных в разделах нормативного и метрологического обеспечения. 1.3 Экспертиза и оценка нормативного и метрологического обеспечения осуществляется с целью наиболее рационального, своевременного и полного нормативного и метрологического обеспечения программных заданий и мероприятий в процессе их разработки и реализации. 1.4 Основные требования к формированию разделов нормативного и метрологического обеспечения целевых программ установлены в правилах по стандартизации [1]. 1.5 Настоящие Правила могут быть использованы при проведении экспертизы и оценки мероприятий по нормативному и метрологическому обеспечению: - иных социально-экономических, научных и научно-технических, инновационных, природоохранных и других программ и проектов, в том числе программ, финансируемых не из средств федерального бюджета; - региональных целевых программ. 1.6 Экспертиза и оценка мероприятий по нормативному и метрологическому обеспечению федеральных и иных государственных программ создания и развития производства оборонной продукции выполняются по отдельному документу. 2 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО НОРМАТИВНОМУ И МЕТРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ2.1 Экспертиза и оценка разделов (мероприятий) нормативного и метрологического обеспечения целевых программ (далее - экспертиза) осуществляются в соответствии с Порядком разработки и реализации целевых программ. 2.2 Научно-методическими центрами по организации и проведению экспертизы и оценки мероприятий (разделов) по нормативному и метрологическому обеспечению целевых программ в системе Госстандарта России являются: Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации (в части мероприятий по нормативному обеспечению) и Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (в части мероприятий по метрологическому обеспечению), которые разрабатывают требования к экспертам и порядок привлечения в качестве экспертов наиболее квалифицированных специалистов по оцениваемым проблемам, представляют в Госстандарт России предложения по составу экспертных комиссий для проведения экспертизы отдельных целевых программ и обеспечивают им надлежащие условия для подготовки независимых экспертных оценок. 2.3 Состав экспертной комиссии по проекту каждой целевой программы в части нормативного и метрологического обеспечения, предусмотренного программой, утверждается Госстандартом России. 2.4 Общий срок проведения экспертизы и оценки целевой программы устанавливается техническим заданием, которое является приложением к договору на проведение экспертизы и оценки целевой программы между Министерством экономики Российской Федерации или Государственным заказчиком и Госстандартом России. 2.5 Координацию работ по проведению экспертизы и оценки нормативного и метрологического обеспечения целевых программ, приемку экспертных заключений осуществляют Научно-техническое управление и Управление метрологии Госстандарта России. 2.6 При проведении экспертизы и оценки разделов (мероприятий) нормативного и метрологического обеспечения соблюдаются следующие принципы: - научно-техническая компетентность, независимость, объективность, системный подход, корректность и комплексность экспертных оценок; - прослеживаемость, повторяемость и сравниваемость результатов экспертных оценок; - учет результатов других видов специализированных экспертиз программы (экологической, санитарно-эпидемиологической и др.); - достоверность результатов экспертных оценок и доказательность приводимой (используемой) аргументации. 2.7 Результаты экспертизы и оценки оформляются в виде заключения (приложение А), которое направляется Госстандартом России в Министерство экономики Российской Федерации и Государственному заказчику. 3 СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ3.1 Специалисты, проводящие экспертизу целевых программ, выполняют анализ заданий и мероприятий по нормативному и метрологическому обеспечению и дают оценку целевой программы в этой части, обращая особое внимание на: - приоритетность проблем по стандартизации и метрологическому обеспечению, предлагаемых для программного решения, их соответствие Российскому законодательству, правилам и нормам по стандартизации и обеспечению единства измерений, степень учета в заданиях программы действующих нормативных документов и государственных стандартов Российской Федерации, в первую очередь основополагающих стандартов Государственной системы стандартизации (ГОСТ Р 1), Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ), Государственной системы каталогизации и Правил по сертификации в Российской Федерации, и достаточность предусмотренных для разработки (пересмотра, изменения действующих) новых нормативных документов по стандартизации и обеспечению единства измерений; - соответствие целей заданий и мероприятий по нормативному и метрологическому обеспечению конечным целям программы; - эффективность и достаточность предусмотренных программой научных исследований с целью создания новых и (или) совершенствования имеющихся эталонов единиц физических величин, методов и средств поверки и калибровки средств измерений, методик выполнения измерений, соответствующего программного обеспечения; - увязку и согласованность с другими федеральными целевыми и межгосударственными программами, в первую очередь с государственной научно-технической программой России «Фундаментальная метрология» и федеральной целевой программой «Сертификация и метрология»; - заданный научно-технический уровень объектов программы; - обоснованность и взаимоувязанность по срокам выполнения заданий и мероприятий по нормативному и метрологическому обеспечению (в том числе сертификации продукции, работ, услуг, систем качества), оптимальность (рациональность) их состава и учет ограничений по ресурсам; - необходимость привлечения внебюджетных средств, средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации разделов нормативного и метрологического обеспечения в увязке с возможностями государственной поддержки мероприятий, предусмотренных в разделах, за счет централизованных ресурсов; - социально-экономическую эффективность программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации программы и ее влияние на структурную перестройку экономики России. 3.2 Примерные перечни характеристик мероприятий, которые целесообразно рассмотреть при экспертизе и оценке нормативного и метрологического обеспечения, приведены в приложении Б. ПРИЛОЖЕНИЕ А(обязательное)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б(рекомендуемое) ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ХАРАКТЕРИСТИК МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ДЛЯ ПРОРАБОТКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИБ.1 Мероприятия по нормативному обеспечению целевых программ Б.1.1 Обоснованность и полнота заданий по разработке новых нормативных документов, пересмотру и внесению изменений в действующие нормативные документы. Б.1.2 Обоснованность выделения объектов стандартизации (нормирования), оптимальность (рациональность) их состава. Б.1.3 Правильность установления категорий и видов нормативных документов в соответствии с требованиями Государственной системы стандартизации и Государственной системы обеспечения единства измерений Б.1.4 Соответствие законам Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, положениям Государственной системы стандартизации (ГОСТ Р1), Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ), Государственной системы каталогизации и Правил по сертификации в Российской Федерации, других общетехнических систем стандартов (СРПП, ЕСКД, ЕСТД, ЕСЗКС, ССБТ, КСКК, КСОТТ, ЕСПД, ССНТ, ССЭТО и др.); Б.1.5 Увязка и согласованность с другими утвержденными федеральными и иными целевыми программами, в том числе с федеральной целевой инновационной программой «Сертификация и метрология». Б.1.6 Обоснованность заданного научно-технического уровня объектов программы (сравнение показателей и характеристик с действующими отечественными и зарубежными нормативами, лучшими отечественными и зарубежными аналогами, с перспективами развития фундаментальной науки, техники и технологии). Б.1.7 Соответствие используемой терминологии стандартизованным терминам и определениям, принятым в действующих отечественных и международных стандартах и справочниках. Б.1.8 Сбалансированность показателей и характеристик объектов стандартизации по уровням декомпозиции и разукрупнения, их прогрессивность и гармонизация с требованиями международных норм и правил. Сбалансированность показателей и характеристик объектов стандартизации устанавливают на основе анализа структуры и подчиненности нормативных документов по всем уровням декомпозиции и разукрупнения продукции, услуг, работ и процессов (включающих в том числе и сертификацию). Б.1.9 Соответствие положениям законов Российской Федерации «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», Государственной системы стандартизации, Государственной системы каталогизации и Правил по сертификации в Российской Федерации. Б.2 Мероприятия по метрологическому обеспечению целевых программ Б.2.1 Степень учета необходимости создания, расширения и технологического перевооружения эталонных комплексов испытательных и сертификационных центров, калибровочных лабораторий и других метрологических комплексов. Б.2.2 Полнота и достоверность исходных данных, используемых при выборе измеряемых параметров, назначении норм точности измерений, разработке эталонов, средств и методик выполнения измерений, испытаний, контроля и диагностики, средств и методов поверки (калибровки). В числе исходных данных анализируют условия, в которых должны выполняться измерения, испытания, контроль и диагностика объектов, включенных в целевую программу. Б.2.3 Соответствие разрабатываемых метрологических правил и норм (норм точности измерений, методик измерений и испытаний, методик контроля и диагностики, методов поверки и калибровки средств измерений и др.) требованиям исключения принятия ошибочных решений или сведения к допустимому риску принятия таких решений. Соответствие этих правил и норм требованиям нормативных документов Государственной системы обеспечения единства измерений. Б.2.4 Возможность выполнения измерений и испытаний с необходимой точностью, выполнения контроля и диагностики с необходимой достоверностью значений показателей и параметров объектов, включенных в целевую программу. Б.2.5 Применение средств измерений утвержденных типов при использовании их в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора. Б.2.6 Соответствие метрологических терминов, наименований измеряемых величин и обозначений их единиц установленным Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», нормативными документами Государственной системы обеспечения единства измерений и терминологическими нормативными документами. ПРИЛОЖЕНИЕ В(информационное) БИБЛИОГРАФИЯ[1] ПР 50.1.011-97 Правила по стандартизации. Формирование и реализация разделов (мероприятий) нормативного и метрологического обеспечения федеральных и иных целевых программ
Ключевые слова: федеральные программы, целевые программы, нормативное обеспечение, метрологическое обеспечение, экспертиза
| ||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |