| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПР 50.1.010-97 ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
ПЛАНИРОВАНИЕ
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва
Предисловие 1 РАЗРАБОТАНЫ И ВНЕСЕНЫ Научно-техническим управлением Госстандарта России 2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 01.04.97 № 119 3 ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ГОССТАНДАРТА РОССИИ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, И ОТЧЕТНОСТЬ ОБ ИХ ВЫПОЛНЕНИИ Дата введения 1997-07-01 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящие правила разработаны на основе Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и устанавливают порядок подготовки документов по планированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) научно-исследовательскими организациями Госстандарта России (далее - НИИ), осуществляемых за счет средств федерального бюджета, их утверждения и представления отчетов о выполнении. Правила подлежат применению подразделениями центрального аппарата и НИИ Госстандарта России, а также техническими комитетами по стандартизации (далее - ТК) в части подготовки предложений к плану государственной стандартизации на текущий год и отчетов о его выполнении. 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящих правилах использованы ссылки на следующие документы: ГОСТ 7.32-91 СИБИД. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления; 3 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ3.1 Государственному финансированию подлежат НИОКР, определенные законами Российской Федерации «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений» и «О сертификации продукции и услуг», другими законами, а также федеральными и иными целевыми программами, в осуществлении которых участвует Российская Федерация. 3.1.1 В области стандартизации: разработка государственных стандартов, устанавливающих обязательные требования в соответствии с законодательством Российской Федерации, общероссийских классификаторов технико-экономической информации; разработка и (или) участие в разработке международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации и сертификации; разработка проектов актов законодательства Российской Федерации по конкретным объектам стандартизации и в области сертификации, а также разработка и обеспечение функционирования основополагающих организационно-технических и общетехнических комплексов стандартов; проведение научно-исследовательских и иных работ по стандартизации и сертификации, имеющих общегосударственное значение; формирование системы научно-технической информации в области стандартизации, метрологии и сертификации на базе федерального фонда государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов других стран, а также Государственного реестра продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам, и управление ею; другие работы по государственной стандартизации и обязательной сертификации, определяемые Правительством Российской Федерации. 3.1.2 В области обеспечения единства измерений: разработка и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин; фундаментальные исследования в области метрологии; разработка утверждаемых Госстандартом России нормативных документов по обеспечению единства измерений; проведение международных метрологических работ. 3.1.3 В области сертификации: разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации; участие в работе международных (региональных) организаций по сертификации, проведение совместных работ с зарубежными национальными организациями в области оценки качества продукции, сертификации систем качества; формирование Государственного реестра по сертификации и аккредитации, как составной части системы научно-технической информации в области стандартизации, метрологии и сертификации. 3.2 Основными программными документами, определяющими формирование НИОКР, осуществляемых НИИ Госстандарта России, являются: концепция системы стандартизации Российской Федерации; прогноз развития метрологического обеспечения до 2010 года; концепция Российской системы измерений; федеральная инновационная программа «Сертификация и метрология», одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 г. № 1145; государственная научно-техническая программа России «Фундаментальная метрология», утвержденная приказом Министерства науки и технической политики Российской Федерации от 1 ноября 1993 г. № 155; другие федеральные программы, в которых принимают участие организации Госстандарта России по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации. 3.3 Заказы на выполнение НИОКР для государственных нужд в области стандартизации, метрологии и сертификации устанавливаются Госстандартом России на основе договоров (контрактов), заключаемых с организациями-исполнителями. Правительство Российской Федерации и Госстандарт России, учредившие государственные научные организации, вправе устанавливать для них обязательный государственный заказ на выполнение НИОКР. 3.4 Приоритетными направлениями НИОКР в области стандартизации, метрологии и сертификации являются: безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; гармонизация государственных стандартов с международными (региональными) и национальными стандартами зарубежных стран; техническая и информационная совместимость, а также взаимозаменяемость продукции; охрана окружающей среды; информационные технологии; обеспечение единства измерений; метрологическое обеспечение народного хозяйства; экономия всех видов ресурсов; безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособность и мобилизационная готовность страны. 3.5 Конкретные задания на выполнение заказов для государственных нужд на текущий год устанавливаются Госстандартом России в следующих документах: основные направления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; план государственной стандартизации; план НИОКР Госстандарта России. 3.6 Все документы, подготавливаемые по разделам 4, 5 и 6, представляют вместе с их копиями на машиночитаемых носителях, выполненных в текстовом редакторе Microsoft Word версия 6.0 и выше. 4 ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ4.1 Основные направления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - основные направления) на текущий год разрабатываются в целях реализации приоритетных направлений в области стандартизации, метрологии и сертификации в соответствии с 3.4, определяемых Законами Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, указами Президента, федеральными программами и другими нормативно-правовыми актами. 4.2 Предложения к основным направлениям подготавливают управления и отделы центрального аппарата совместно с НИИ Госстандарта России до 1 сентября года, предшествующего планируемому (далее все даты приводятся года, предшествующего планируемому) по форме приложения А. 4.3 В месячный срок предложения к основным направлениям рассматривают на секциях Научно-технического совета или научно-технической комиссиях (НТК) Госстандарта России и с выпиской из протокола представляют в Научно-техническое управление. 4.4 Научно-техническое управление в месячный срок подготавливает окончательный проект основных направлений и согласовывает его с функциональными управлениями и заместителями Председателя Госстандарта России. 4.5 Основные направления утверждаются коллегией Госстандарта России. 5 ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПЛАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ5.1 Разработку стандартов осуществляют в целях использования научно-технических результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, результатов патентных исследований, международных, региональных стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации и метрологии, прогрессивных национальных стандартов других стран и иной информации о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии для создания производителям необходимых условий по выпуску продукции и услуг соответствующего качества, преодолению технических барьеров в торговле. 5.2 Работы по стандартизации в Российской Федерации проводятся на основе плана государственной стандартизации на текущий год, который включает: разработку новых и пересмотр государственных стандартов Российской Федерации; разработку и пересмотр межгосударственных стандартов; работы по международной стандартизации. 5.3 Предложения к проекту плана государственной стандартизации подготавливают ТК и ежегодно до 1 июня представляют в НИИ Госстандарта России в соответствии с установленным закреплением по формам приложения Б. Предложения к проекту плана могут также разрабатывать другие юридические и физические лица и представлять в те же сроки в ТК, НИИ или подразделения Госстандарта России по закрепленной тематике при условии обеспечения финансирования этих работ. 5.4 НИИ Госстандарта России в трехмесячный срок проводят экспертизу предложений ТК к проекту плана государственной стандартизации, формируют проект плана в части закрепленной за ними тематики по ТК и представляют в соответствующие управления и отделы центрального аппарата Госстандарта России. 5.5 Управления и отделы центрального аппарата Госстандарта России в двухмесячный срок обеспечивают рассмотрение проекта плана государственной стандартизации по закрепленной за ними тематике на Научно-технических комиссиях Госстандарта России, доработку их по представленным замечаниям НИИ и передачу во ВНИИстандарт. 5.6 ВНИИстандарт в месячный срок подготавливает проект плана государственной стандартизации на следующий год, согласовывает его с управлениями, отделами и заместителями Председателя Госстандарта России и представляет его в Научно-техническое управление для подготовки к утверждению. 5.7 Объем бюджетного финансирования плана государственной стандартизации на следующий год определяет Управление экономики и инвестиций по согласованию с Научно-техническим управлением в течение одной недели после доведения до Госстандарта России контрольных показателей на планируемый год. 5.8 Научно-техническое управление в трехнедельный срок после получения объемов бюджетного финансирования на реализацию плана государственной стандартизации совместно с управлениями, отделами и заместителями Председателя Госстандарта России уточняют задания плана в части тематики выполняемой за счет бюджетных средств. 5.9 План государственной стандартизации утверждает коллегия Госстандарта России. 5.10 Предложения Российской Федерации по разработке (пересмотру) межгосударственных стандартов и изменений к действующим стандартам направляют ежегодно в Технический секретариат МГС в соответствии с [1] для последующего включения их в сводный план межгосударственной стандартизации. 5.11 Работы по международной стандартизации - разработка и пересмотр международных стандартов, подготовка заключений на проекты международных стандартов, ведение секретариатов технических органов международных организаций и т.д. осуществляют в соответствии с [2]. 6 ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПЛАНА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ6.1 Одновременно с подготовкой плановых документов по разделам 4 и 5 управления и отделы центрального аппарата Госстандарта России осуществляют заказы НИИ на проведение НИОКР по закрепленной тематике, рассматривают их на секциях Научно-технического совета (далее - НТС) или НТК Комитета и до 1 ноября представляют в Научно-техническое управление, Управление метрологии и Управление технической политики и координации работ по сертификации продукции и услуг (по направлениям деятельности) перечни заказываемых НИОКР по форме приложения В. Перечни НИОКР подписывают начальник заказывающего управления (отдела) и директор НИИ. 6.2 Ориентировочные объемы бюджетного финансирования НИОКР на планируемый год определяются Управлением экономики и инвестиций, согласовываются с отраслевыми управлениями и заместителями Председателя Госстандарта России, утверждаются Председателем Госстандарта России и до 1 ноября направляются в Научно-техническое управление, Управление метрологии и Управление технической политики и координации работ по сертификации продукции и услуг. 6.3 Научно-техническое управление, Управление метрологии и Управление технической политики и координации работ по сертификации продукции и услуг совместно с Управлением экономики и инвестиций в двухнедельный срок после получения объемов бюджетного финансирования подготавливают планы НИОКР по направлениям деятельности с предложениями по распределению средств по темам. 6.4 Планы НИОКР по направлениям деятельности и предложения по распределению бюджетных средств по темам рассматриваются НТС или НТК Госстандарта России с участием руководителей управлений (отделов) центрального аппарата и НИИ не позднее 1 декабря. 6.5 После одобрения НТС Госстандарта России планов НИОКР по направлениям деятельности Научно-техническое управление в двухнедельный срок подготавливает окончательную редакцию плана НИОКР Госстандарта России на следующий год. 6.6 План НИОКР Госстандарта России утверждает коллегия Госстандарта России. 6.7 НИИ на основе Плана государственной стандартизации и Плана НИОКР Госстандарта России в месячный срок подготавливают проекты договоров на проведение работ за счет средств федерального бюджета по формам приложения Г. Договор является основным документом, определяющим права, обязанности и ответственность сторон по созданию, передаче и использованию научной и научно-технической продукции, оказанию научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг. Договор не должен содержать условия, противоречащие действующему законодательству. Изменение, расторжение или продление договора должно осуществляться по соглашению сторон и оформляться дополнительным соглашением, подписываемом сторонами. Договоры заключают отдельно по Плану государственной стандартизации и по Плану НИОКР. 6.8 В случае, если Госстандарт России определен Правительством Российской Федерации государственным заказчиком по созданию научной и научно технической продукции, ее разработка осуществляется на основе государственного контракта, подготавливаемого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации [4]. 6.9 Кроме документов, предусмотренных 6.7 институты представляют полный тематический план НИОКР, включающий все научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые им за счет бюджетных средств, выделенных Госстандартом России, другими федеральными органами исполнительной власти и средств субъектов хозяйственной деятельности. Заказывающие управления (отделы) Госстандарта России при принятии решения о финансировании НИОКР по подведомственным НИИ рассматривают всю тематику НИОКР, включенную в тематический план института. Договора (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции за счет средств федерального бюджета заключаются Госстандартом России с организациями-исполнителями только при представлении, в установленном порядке, перечня всех НИОКР, выполняемых в планируемом году. (Измененная редакция, Изм. № 1). 6.10 Финансирование работ по Плану государственной стандартизации и Плану НИОКР Госстандарта России осуществляется только после заключения соответствующего договора. 6.11 Институты Госстандарта России - исполнители НИОКР в срок не более 30 дней с момента фактического начала работ регистрируют НИОКР во ВНТИЦ Минпромнауки России в соответствии с «Положением о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ», утвержденным Приказом Министерства науки и технологий Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. № 125 и зарегистрированным Минюстом России 29 января 1988 г. № 1460». Копии регистрационных карт, с присвоенными ВНТИЦ Минпромнауки России регистрационными номерами, институты Госстандарта России - исполнители НИОКР направляют в течение 7 дней после регистрации в управления (отделы) Госстандарта России, заказавшие НИОКР, и в Управление экономики. При отсутствии регистрации финансирование НИОКР прекращается. (Новая редакция, Изм. № 1). 7 ОТЧЕТНОСТЬ О ВЫПОЛНЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ7.1 Ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, НИИ представляют отчеты о ходе выполнения планов государственной стандартизации и НИОКР Госстандарта России по форме приложения Д в заказывающие управления (отделы) центрального аппарата Госстандарта России. Управления (отделы) центрального аппарата в 10 дневный срок рассматривают их на соответствие техническим заданиям и календарным планам, согласовывают и представляют в Научно-техническое управление и Управление экономики и инвестиций. 7.2 Отчет о законченной НИОКР, выполненный по ГОСТ 7.32, в месячный срок рассматривает НТС института, утверждает директор и вместе с выпиской из протокола заседания НТС и актом сдачи-приемки (приложение Е) представляет в заказывающее управление (отдел) центрального аппарата Госстандарта России. Управление (отдел) центрального аппарата согласовывает отчет, утверждает акт сдачи-приемки НИОКР у заместителя Председателя Госстандарта России и представляет копии акта в Научно-техническое управление и Управление экономики и инвестиций. Отчеты о выполнении наиболее важных НИОКР рассматривают на НТС или НТК Госстандарта России. 7.3 Институты Госстандарта России в 30-дневный срок со дня утверждения отчетов о НИОКР представляют их во ВНТИЦ Минпромнауки России в соответствии с «Положением о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ», утвержденным Приказом Министерства науки и технологий Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. № 125 и зарегистрированным Минюстом России 29 января 1988 г. № 1460»и информируют об этом управления (отделы), заказавшие НИОКР, и Управление экономики. При представлении на утверждение акта приемки НИОКР к нему прилагается копия информационной карты, подтверждающей ввод отчета о НИОКР в национальный библиотечный фонд Российской Федерации. (Новая редакция, Изм. № 1). 7.4 При некачественном проведении НИОКР или непредставлении НИИ установленной отчетности о их выполнении заказывающее управление (отдел) центрального аппарата имеет право прекратить их финансирование, о чем подготавливает соответствующее решение. 7.5 Итоги выполнения планов государственной стандартизации и НИОКР Госстандарта России рассматривают на заседании коллегии Госстандарта России. Приложение А(обязательное)
Приложение Б(обязательное)
Приложение В(обязательное)
Приложение Г(обязательное)
Приложение 1к договору на создание (передачу) научно-технической продукции
Приложение 2к договору на создание (передачу) научно-технической продукции
Приложение 3
Приложение 4к договору на создание (передачу) научно-технической продукции
Приложение 5
Приложение Д(обязательное)
Приложение Е(обязательное)
Приложение Ж(информационное) БИБЛИОГРАФИЯ[1] РМГ 01-94 Рекомендации по планированию и финансированию работ по межгосударственной стандартизации. [2] ПР 50.1.008-95 Организация и проведение работ по международной стандартизации в Российской Федерации; [3] «Положение о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ», утвержденное Приказом Министерства науки и технологий Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. № 125 и зарегистрированный Минюстом России 29 января 1988 г. № 1460». [4] Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |