| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всесоюзный
научно-исследовательский институт Надёжность в технике Методы оценки
Р 50-54-96-88
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ (Госстандарт СССР)
Всесоюзный научно-исследовательский
институт Утверждены Приказом ВНИИНМАШ № 286 от 12.10.88 г. Надежность в технике. Методы оценки
экономических Рекомендации
Р 50-54-96-88
Москва 1989
Рекомендации Рекомендации (Р) устанавливают общие принципы определения экономической эффективности повышения надежности продукции машиностроения при: технико-экономическом обосновании выбора вариантов повышения надежности по прогнозируемым показателям; постановке изделий на производство на основании результатов испытаний опытных образцов; оценке фактической экономической эффективности по итогам эксплуатации серийно выпускаемой продукции. В развитие настоящих Р могут разрабатываться методики и расчетные нормативы в отраслях машиностроения. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Показателями экономической эффективности служат годовой экономический эффект и коэффициент экономической эффективности (срок окупаемости). 1.2. Экономический эффект от повышения надежности машин составляет разность между экономией всех производственных ресурсов и затратами на внедрение и разработку проведенных с этой целью мероприятий. Его оценивают методом сравнения двух вариантов повышения надежности: базового и с улучшенными показателями. За оптимальный принимают тот, который обеспечивает наибольшую величину экономического эффекта. Все технико-экономические показатели сравниваемых вариантов должны быть сопоставимы по времени. 1.3. Экономический эффект рассчитывается по всей номенклатуре и объему выпуска продукции. Если мероприятие по повышению надежности охватывает большую номенклатуру изделий, расчет производят на изделие-представитель (группу изделий-представителей) с последующим распространением на всю продукцию с повышенной надежностью. 1.4. Последовательность расчета экономической эффективности повышения надежности: выбор базы сравнения; определение расчетного года; выявление источников экономии; выбор (вывод) расчетной формулы; сбор исходных данных; проведение расчета. Оценка проводится как по отдельным составляющим - безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости и долговечности, так и по комплексным показателям надежности, например, коэффициенту готовности. 1.5. Мероприятия по повышению надежности осуществляются на всех стадиях жизненного цикла изделий: на стадии проектирования: увеличение ресурса деталей лимитирующей группы; оптимизация допусков на параметры деталей, обусловливающих рассеивание ресурса; оптимизация номенклатуры и количества запасных частей; изменение периодичности и объема операций ТО; оптимизация номенклатуры и количества запасных частей в составе ЗИП; корректировка конструкции машины с целью уменьшения трудоемкости замены деталей и сборочных единиц; оптимизация ресурса, массы и стоимости деталей с усталостными отказами; снижение металлоемкости деталей и сборочных единиц, не отказывающих за ресурс; оптимизация системы диагностирования машин; оптимизация объема и периодичности предупредительных замен деталей (сборочных единиц); оптимизация объема и периодичности ремонта машин; разработка и совершенствование системы контроля качества изготовления машин; на стадии производства - введение и оптимизация: входного контроля основных материалов и комплектующих изделий; операционного контроля изготавливаемых деталей; приемочного контроля; на стадии эксплуатации - реализация способов повышения надежности, предусмотренных на стадии проектирования. 2. ВЫБОР БАЗЫ СРАВНЕНИЯПри оценке экономической эффективности впервые разрабатываемых изделий за базу сравнения принимают достигнутые технико-экономические показатели изделий, близких по конструктивно-технологическим и эксплуатационным свойствам; при модернизации серийно выпускаемых изделий - их показатели. В тех случаях, когда новая или модернизированная продукция производится на заводах с разным уровнем развития производства, в расчете используют среднеотраслевые значения технико-экономических показателей базовой и проектируемой машины с повышенной надежностью, либо среднеотраслевые показатели эксплуатации оцениваемого изделия или аналогичные данные наиболее типичных предприятий, обеспечивающих наибольший экономический эффект. Если повышение надежности отечественного изделия позволяет заменить им зарубежный аналог, то за базу сравнения принимаются данные об эксплуатации и стоимости последнего. Базой сравнения могут служить и лучшие мировые образцы при сопоставимости их по технико-экономическим показателям производства и эксплуатации с оцениваемыми изделиями повышенной надежности. 3. УСТАНОВЛЕНИЕ РАСЧЕТНОГО ГОДАГодовой экономический эффект определяется на основе объема выпуска и величины технико-экономических показателей в расчетном году. За расчетный принимают первый год после окончания планируемого срока освоения выпуска изделий с повышенной надежностью. Как правило, это второй или третий год серийного выпуска оцениваемой продукции. 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ЭКОНОМИИ4.1. В зависимости от номенклатуры повышаемых показателей надежности улучшаются те или иные технико-экономические показатели, характеризующие эксплуатационные свойства изделий. 4.2. С ростом безотказности увеличивается наработка на отказ или вероятность безотказной работы. Уменьшается число внезапных отказов и тем самым - суммарная величина затрат на их устранение, которые входят в состав эксплуатационных издержек потребителя наряду с заработной платой ремонтных рабочих, стоимостью используемых запасных частей и материалов, частью амортизационных отчислений, предназначенных на капитальный ремонт. Издержки рассчитываются на единицу выпущенной продукции (выполненной работы) или единицу полезного эффекта за год службы изделия. Второе предпочтительнее, так как позволяет легче приводить в сопоставимый вид сравниваемые базовый и проектируемый уровни надежности. Изменение годовых эксплуатационных издержек в расчете на объем продукции (работы), производимой машиной повышенной надежности, определяется уменьшением затрат на устранение отказов за счет сокращения их количества и трудоемкости, а также снижением расходов эксплуатационных материалов вследствие роста производительности. Изменение сопутствующих капитальных вложений в сфере эксплуатации учитывается без изменения стоимости (цены) машины повышенной надежности. Повышение безотказности приводит к увеличению времени эффективной работы машины за счет сокращения сроков простоя в ремонте, что равносильно росту производительности. 4.3. Изменение ремонтопригодности характеризуется средним временем или удельной трудоемкостью устранения отказа. Уменьшение затрат на устранение отказов складывается из снижения трудоемкости, экономии запасных частей и материалов, сокращения амортизационных отчислений основных производственных фондов эксплуатирующих предприятий. Улучшение ремонтопригодности машины приводит к тем же экономическим последствиям, что и рост безотказности. При одинаковых показателях безотказности эффективнее машина с более высокими показателями ремонтопригодности. Сокращение времени на поиск и устранение отказа позволяет также снизить эксплуатационные издержки и повысить время эффективной работы (рост производительности). 4.4. Сохраняемость продукции машиностроения характеризуется средним или установленным ее сроком и определяется условиями упаковки, транспортирования и хранения. Повышение показателей сохраняемости приводит к снижению (иногда значительному) сопутствующих капитальных затрат потребителя на монтаж, на приведение машины в работоспособное состояние, позволяет сократить сроки освоения проектной мощности. 4.5. Увеличение основных показателей долговечности ресурса и срока службы способствует росту объемов продукции, производимой машиной с повышенной надежностью, что равносильно дополнительному выпуску машин. Увеличение ресурса комплектующих деталей приводит к сокращению количества ремонтов машины и учитывается при расчете экономического эффекта как повышение ее безотказности. 5. РАСЧЕТНАЯ ФОРМУЛА5.1. Расчетная формула годового экономического эффекта от повышения надежности изделий в общем виде: Здесь З1 и З2 - приведенные затраты на одно изделие, определяемые из выражения З = С + ЕНК, (2) С - его себестоимость, р.; К - удельные капитальные вложения в производственные (основные и оборотные) фонды, р.; ЕН - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; КН - коэффициент приведения в сопоставимый вид по объему продукции (работы), производимой данной машиной с повышенной надежностью, и по сроку службы; И1; И2 - годовые эксплуатационные издержки потребителя в расчете на объем продукции (работы), выпущенной машиной с повышенной надежностью, р. Индексы 1 и 2 означают соответственно базовый и новый вариант; К'1; К'2 - сопутствующие капитальные вложения потребителя без учета стоимости средств труда в расчете на объем продукции (работы), производимой машиной с повышенной надежностью, р.; Р - доля отчислений от балансовой стоимости на реновации средства труда - величина, обратная сроку его службы, определяемому с учетом морального износа; А2 - годовой выпуск машин с повышенной надежностью. Коэффициент приведения в сопоставимый вид по объему продукции (работы), изготовленной машиной с повышенной надежностью, и по сроку службы в общем виде где Dt - приращение аффективного фонда времени работы машины с повышенной надежностью; В1; B2 - годовые объемы продукции (работы), производимые с помощью этой машины в натуральных единицах; Тэф - эффективный фонд времени работы за год; q2 - производительность в единицу времени. Текущие и единовременные издержки эксплуатации по базовому варианту следует приводить в сопоставимый вид по КН без учета , так как они рассчитываются на весь срок службы. 5.2. Изменение показателей сохраняемости учитывается при изменении производственных и эксплуатационных затрат, то есть КН = КД = 1; При повышении долговечности В простейшем случае доля отчислений от балансовой стоимости на полное восстановление может быть представлена в виде где Тсл - срок службы машины. Более точные результаты могут быть получены по формуле где Е = 0,1. При повышении безотказности
где n1, n2 - среднее количество отказов за год; t = t1 = t2 - среднее время устранения одного отказа. При повышении ремонтопригодности (8) При повышении ремонтопригодности и долговечности (9) При повышении безотказности и долговечности (10) При повышении ремонтопригодности и безотказности (11) При повышении безотказности, ремонтопригодности и долговечности (12) 5.3. Кроме основного экономического эффекта согласно выражениям (1) - (5) с повышением надежности некоторых видов машин создается дополнительная экономия в сопряженных сферах, которую определяют по величине предотвращенного ущерба с учетом технологических особенностей эксплуатации в отраслях: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение - сокращение невосполнимых потерь сельскохозяйственной продукции, повышение урожайности; энергетическое машиностроение - снижение потерь из-за отключений электроэнергии; транспортные средства - уменьшение страховых запасов предприятий и организаций на случай срыва поставок смежников; технологическое оборудование - сокращение межоперационных заделов, создаваемых на поточных линиях с целью бесперебойной работы при внезапном отказе одного из станков. 6. СБОР ИСХОДНЫХ ДАННЫХ6.1. Исходные данные для расчета экономической эффективности определяются методами статистической обработки информации и прогнозирования. 6.2. Себестоимость базового варианта вычисляется из среднеотраслевой себестоимости изделия с учетом динамики к расчетному году. Если большая часть оцениваемых машин выпускается на одном предприятии, базой сравнения может служить себестоимость производства базовой машины, также приведенная к расчетному году. Себестоимость машины с повышенной надежностью прогнозируется с помощью существующих экономико-математических методов. Метод удельных показателей используется если известны условно-переменные статьи затрат от повышения надежности. Определив наиболее весомый технико-экономический показатель (чаще всего это масса и мощность, в эксплуатации - производительность), прогнозируем затраты на производство модернизируемой техники где ЗtiH - затраты на производство (эксплуатацию) нового объекта в i-м году при i-х условиях производства (эксплуатации); Зjmб - затраты на производство (эксплуатацию) базового объекта в m году при j-х условиях производства (эксплуатации); ХtiH, Xjmб - характеристики нового и базового объекта соответственно; - произведение коэффициентов, учитывающих условия производства (эксплуатации). Величина затрат на повышение надежности может прогнозироваться по установленным корреляционным зависимостям себестоимости от показателей надежности. На основании статистически обработанной информации о надежности и себестоимости машин, выпускаемых различными предприятиями в разные годы, а также об их модификациях устанавливается зависимость вида где С2 - прогнозируемая себестоимость новой машины; С0 - условно-постоянная часть себестоимости, не зависящая от изменения надежности; С1(f(н)) - часть себестоимости, функционально зависящая от изменения надежности, выражаемая в виде (15) (16) где Сб - затраты, зависящие от величины надежности при базовой безотказности Тб проектируемой машины; Тп и Тб - наработка на отказ проектируемой и базовой машины; Рn и Pб - вероятность безотказной работы проектируемой и базовой машины; a - показатель, зависящий от вида машины, особенностей и вида производства, условий эксплуатации и т.д. Дополнительные текущие затраты на повышение надежности определяют прямым счетом, учитывая затраты на конкретные мероприятия, проводимые с этой целью: Здесь Ср - затраты на резервирование; СЗ - затраты на замену узлов и деталей, часто выходящих из строя, на более совершенные по конструктивному исполнению, используемым материалам, применяемой технологии изготовления и т.д.; Сс - на совершенствование методов контроля; Св - на введение дополнительных контрольных операций; См - на совершенствование методов испытаний; Спр - прочие. 6.3. Удельные капитальные вложения в производственные фонды машины, принятой за базу сравнения, вычисляют из среднеотраслевого значения фондоемкости производства: К1 = С1∙Фх, (18) где К1 - удельные капитальные вложения базовой машины; С1 - ее себестоимость в расчетном году; Фх - среднеотраслевая фондоемкость продукции, приведенная к расчетному году с учетом динамики этого показателя. Удельные капитальные вложения для машин повышенной надежности составляют где А2 - выпуск машины в расчетном году в натуральном выражении. Эти вложения определяются по величине дополнительных единовременных затрат на проведение мероприятий с целью повышения надежности, которые приводят по фактору времени к расчетному году где DК - дополнительные единовременные затраты; Кi - единовременные затраты в i-м году; Е = 0,1 - норматив приведения; t - число лет от расчетного года (tр) до года осуществления мероприятий (ti) : t = tp - ti; Т - число лет, в течение которых осуществляются DК. В состав дополнительных единовременных затрат входят: стоимость основных производственных фондов, дополнительно приобретенных для обеспечения повышения надежности; дополнительная стоимость нормируемых оборотных средств; сметная стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по повышению надежности машин; техническая подготовка производства машин с повышенной надежностью. 6.4. При проведении мероприятий по повышению надежности величины единовременных и текущих затрат определяют прямым счетом или по разработанным нормативам (см. п. 1.5). 6.4.1. На стадии проектирования эти мероприятия направлены на снижение себестоимости машины. Так, при замене одной сборочной единицы, детали или крепежа другими получаем С2 = С1 - СЗ + Св, (21) где СЗ - стоимость (цена или технологическая себестоимость) исключенной детали; Св - стоимость детали, устанавливаемой взамен. При использовании другого материала С2 = С1 - NЗ∙СЗ + Nв∙Цв, (22) где NЗ, Nв - норма расхода исключаемого и вновь вводимого материала; ЦЗ, Цв - их цена. При введении дополнительных узлов и деталей (резервирование, блокировка, автоконтролирующие и саморегулирующие устройства и т.д.) где СBi - стоимость (оптовая цена или технологическая себестоимость) дополнительно вводимых узлов и деталей; n - их количество. При использовании материалов, дополнительно прошедших упрочняющую обработку, где Сoni - дополнительные затраты на i-ю операцию по упрочняющей обработке материалов; n - количество дополнительных операций где ti - штучно-калькуляционное время на проведение i-й операции; ni - расценка i-й операции; Мi - норма расхода основных материалов на i-ю операцию; Ki - балансовая стоимость оборудования, используемого на i-й операции; pi - норма амортизационных отчислений на i-ю операцию. 6.4.2. Мероприятия, проводимые на стадии производства, влияют как на себестоимость изготовления, так и на величину удельных капитальных вложений. При изменении или введении новых технологических и контрольных операций себестоимость рассчитывают по формулам (6, 17 - 20). При использовании нового технологического и контрольного оборудования изменяется величина удельных капитальных вложений где DК - балансовая стоимость дополнительного оборудования; А2 - годовой выпуск машин повышенной надежности в расчетном году. Обеспечение достоверности контрольной информации связано с совершенствованием методов статистического контроля. Повышение надежности сокращает затраты на осуществление контрольных операций. 6.4.3. Мероприятия на стадии эксплуатации направлены на сокращение текущих затрат. Оптимизация системы технического обслуживания, ремонта и диагностирования приводит к уменьшению текущих издержек. При изменении периодичности и объемов технического обслуживания и текущих ремонтов где Гф - годовой фонд времени работы машины; Т'oi, Т''оi и C'oi, С''oi - периодичность и стоимость технического обслуживания i-го вида до и после проведения работ по повышению надежности соответственно; T'тр, Т''тр и С'тр, С''тр - периодичность и стоимость текущего ремонта до и после проведения работ по повышению надежности соответственно. При проведении дополнительных операций по диагностированию технического состояния машин или введении дополнительных технических обслуживании и текущих ремонтов где Сg - стоимость дополнительных операций и l - количество дополнительных видов диагностирования, технического обслуживания и ремонта. Оптимизация номенклатуры и количества запасных частей, как правило, приводит к изменению запасов товарно-материальных ценностей (оборотных средств) эксплуатирующих предприятий и требует изменения производственных мощностей предприятий-изготовителей. Сопутствующие капитальные вложения в результате оптимизации номенклатуры и количества запасных частей где СЗri - цена запасных частей i-го вида; g1i, g2i - норма расхода запасных частей i-го вида до и после оптимизации; k - количество видов запасных частей. Удельные капитальные вложения предприятий-изготовителей (30) где KЗr1, KЗr2 - стоимость основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств, используемых в производстве запасных частей, до и после оптимизации их номенклатуры и количества; A2 - годовой выпуск машин повышенной надежности. 7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЩЕРБА ОТ НИЗКОЙ НАДЕЖНОСТИ ПРОДУКЦИИ7.1. Ущерб от низкой надежности машиностроительной продукции представляет отрицательные экономические последствия ее изготовления и эксплуатации, вызывающие ухудшение стоимостных показателей деятельности предприятий. Эти последствия подразделяются на безвозвратные потери, невосполнимые затраты вследствие нарушения технологии производства и недоиспользованные возможности получения прибыли в результате простоев, непроизводительных расходов (штрафы, неустойки и т.п.), преждевременного списания из-за аварийных отказов. 7.2. Затраты на обеспечение (например, путем резервирования) и поддержание данного уровня надежности (например, путем ремонтов) направлены на повышение качественных показателей продукции, следовательно, не являются ущербом и учитываются при определении экономической эффективности продукции в составе капитальных вложений, себестоимости и эксплуатационных издержек. 7.3. Ущерб от низкой надежности продукции рассчитывается на этапах проектирования, изготовления, эксплуатации при решении таких задач, как: полная экономическая оценка уровня надежности; принятие решения о целесообразности улучшения показателей надежности данной продукции при модернизации; оптимизация уровня надежности проектируемой продукции; выбор оптимального варианта капитальных вложений на реализацию тех или иных мероприятий по повышению надежности; экономическое обоснование требований потребителя и показателям надежности; обоснование величины показателей надежности, включаемых в нормативно-техническую документацию. 7.4. При определении ожидаемого ущерба используются прогнозируемые усредненные показатели (длительность простоев, процент бракованной продукции, количество отказов и т.д.). В расчётах фактического ущерба исходные данные характеризуют конкретные последствия низкой надежности на предприятии. Если оценивают годовой экономический эффект, то расчет ведется на годовой выпуск продукции и за ее срок службы (годовой ущерб). При оценке интегрального экономического эффекта суммируют ущерб, вычисленный за каждый год эксплуатации, принимая во внимание количество продукции (интегральный ущерб). 7.5. Величина ущерба зависит от возможных экономических последствий при изготовлении и эксплуатации продукции, а также использовании результатов ее эксплуатации (т.е. в сопряженных отраслях), включая ущерб, наносимый окружающей природной среде. При расчете ущерба в сфере изготовления учитывают: - снижение объема реализации из-за того, что изготовленная продукция не находит спроса: где Анр - объем технических устройств, нереализованных вследствие ненадежности, ед.; ЦА - цена единицы оцениваемых технических устройств, р.; АИ - количество продукции, которую возможно использовать, ед.; ЦИ - ее цена; J - величина скидок с цены за продукцию с низкой надежностью Здесь Ар - объем продукции, реализованной по ценам с учетом скидок, ед.; ЦУ - цена после уценки единицы продукции, р. В сфере эксплуатации: - величину безвозвратных потерь готовой продукции вследствие нарушения технологии производства из-за отказов где В - количество безвозвратно потерянной продукции; Цв - цены единицы продукции, производимой с помощью оцениваемых машин, р.; - невосполнимые затраты до момента отказа устройств, дающих полезный эффект лишь в том случае, если безотказно отработано заданное время где С - себестоимость единицы продукции, производимой с помощью данного устройства, р.; Рк - косвенные расходы предприятия, приходящиеся на единицу продукции, р.; Зпл - основная заработная плата производственных рабочих, р./ед.; М - сырье и материалы, р./ед.; Э - топливо и энергия для технологических целей, р./ед.; КчЗ - покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты; qe - часовая производительность устройства, ед.; Тэф - фонд времени, отработанный им до момента отказа, ч; - потери от брака из-за низкой безотказности оцениваемого устройства в виде себестоимости окончательно забракованных изделий и расходов на исправление брака за вычетом его стоимости по цене использования где ЗплБ - заработная плата, затрачиваемая на исправление единицы бракованной продукции, р.; Ц'п - цена покупных изделий и предметов труда, расходуемых на исправление единицы бракованной продукции, р.; ВБИ - количество единиц забракованной продукции, подлежащей исправлению, шт.; ВБ - количество окончательно забракованной продукции, шт.; ЦБк - стоимость брака по цене использования, р.; a, b, k - коэффициенты, учитывающие отношение к основной заработной плате цеховых расходов и расходов на содержание оборудования, дополнительной заработной платы и отчислений на социальное страхование; - потери от порчи предметов труда (36) где Цпт - цена единицы предмета труда, р.; Кт - коэффициент транспортно-заготовительных расходов на предприятии; Зплх - основная заработная плата работников, занятых хранением предметов труда, в расчете на единицу предметов труда, р.; a, b, kx - коэффициенты, учитывающие отношение соответственно дополнительной заработной платы, отчислений на социальное страхование, цеховых расходов и расходов на содержание складского хозяйства к основной заработной плате работников, занятых хранением предметов труда; Цпти - стоимость единицы испорченного предмета труда по цене возможного использования, р.; Ппт, Пти - количество предметов труда испорченных и тех, которые можно использовать, ед.; - оплату рабочим времени вынужденного простоя где Тпр - длительность простая производственных рабочих, ч; Зплi - среднечасовая основная и дополнительная заработная плата с отчислениями на социальное страхование рабочего i-го разряда, р.; Ni - количество простаивающих рабочих i-го разряда, чел.; n - число их разрядов; g - коэффициент снижения заработной платы при простое (0,67 для металлургической, горнорудной и коксовой промышленности; 0,5 для остальных отраслей); - количество недовыработанной продукции из-за простоев оборудования где Цв - цена единицы продукции, производимой с его помощью, р.; Зпл, М, Э, КИЗ - основная заработная плата производственных рабочих, сырье и материалы, топливо и энергия, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, приходящиеся на единицу продукции, р.; Тпр - длительность простоя, ч; q2 - часовая производительность оцениваемого оборудования; - потери вследствие отказа, приведшего к неработоспособному состоянию технического устройства раньше окончания срока службы, в виде недополученных амортизационных отчислений, продукции (работ), недовыработанной из-за преждевременного списания согласно (38), за вычетом возможной прибыли от реализации неработоспособного устройства или его комплектующих: где Зам - сумма амортизационных отчислений в месяц, р.,
F - балансовая стоимость оцениваемого технического устройства, р.; На - норма амортизационных отчислений; Та - срок службы, установленный в паспорте технического устройства (амортизационный период), мес.; Т'сл - срок службы до момента наступления неработоспособного состояния, мес.; ЦИН - стоимость неработоспособного технического устройства по цене возможного использования, р.; - затраты на создание сверхнормативных резервов и другие мероприятия по ликвидации недовыработки продукции и последствий аварий; - штрафы, пени, неустойки за непоставку или снижения качества производимой продукции. 7.6. В сопряженных отраслях ущерб определяют в зависимости от функционального назначения продукции и технологических особенностей данной отрасли с учетом тех же источников ущерба, что и в сфере эксплуатации, например, из-за простоев в строительстве (невыполнение работ), ввиду низкой надежности строительно-дорожных машин, порчи сырья для пищевой промышленности вследствие нарушения сроков перевозки по причине ненадежности транспортных машин, потери при сбое в подаче электроэнергии из-за отказов продукции энергетического машиностроения и т.п. При этом вычитают ущерб, возмещенный в виде штрафов, пени, неустоек, а также часть потерь, покрываемых из страховых запасов. 7.7. Ущерб, наносимый окружающей природной среде, определяют согласно существующим нормативно-методическим документам, принимая во внимание отрицательные последствия, вызываемые низкой надежностью продукции. 7.8. Под простоем понимается перерыв в работе из-за ненадежности технических устройств, если по плану (графику использования, режиму работы предприятия и т.п.) предусмотрено рабочее время. Время простоев Тпр обусловливается: - количеством отказов (безотказностью) и временем восстановления или замены (ремонтопригодностью)
где n - количество отказов в год, ед.; tB - среднее время восстановления (устранения 1 отказа), ч.; - недостаточным ресурсом комплектующих узлов и деталей (их долговечность или безотказность изделия в целом), приводящим к частым заменам за срок службы изделия.
где Тсл - срок службы изделия, лет; Трес - ресурс комплектующего элемента, ч.; Тэф - эффективный фонд времени работы рассматриваемого изделия, ч.; tB - время, необходимое для замены комплектующего элемента, ч. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1Расчет экономической эффективности при изменении различных групп показателей надежностиПример 1. При модернизации комбайна ДОН 1500 в результате увеличения ресурса ремней (как детали лимитирующей группы - 40 % отказов) средняя наработка на отказ комбайна повысилась с 7 до 10 ч. Таблица 1. Исходные данные
Экономическую эффективность от повышения безотказности рассчитываем по формуле
Находим коэффициент Р для Тсл = 7 (см. прил. 2): Р = 0,1054. Вычисляем количество отказов
Определяем прямым счетом себестоимость модернизированного комбайна С2 = С1+ DЦр: С2 = 14040 + (50 - 15) = 14075 (р.). Приводим единовременные затраты по фактору времени (табл. 2) - расчетный год 1988. Таблица 2. Приведение единовременных затрат по фактору времени
Приведенные затраты:
Эффективный фонд времени работы оборудования
Изменение эксплуатационных расходов складывается из экономии заработной платы на устранение отказов и роста затрат на топливо при увеличении времени работы:
Дополнительные сопутствующие удельные капитальные вложения не потребуются, следовательно, К'2 - К'1 = К'2 - К'1∙Кб, так как К2 = К1,
Пример 2 При модернизации комбайна ДОН 1500 в результате корректировки конструкции с целью уменьшения трудоемкости замены деталей время устранения отказа уменьшилось с 0,7 до 0,5 ч. Таблица 3. Исходные данные
Экономическую эффективность от повышения ремонтопригодности рассчитываем по формуле
При Тсл = 7 Р = 0,1054 (См. Прил. 2) Приведение единовременных затрат по фактору времени и расчет приведенных затрат даны в примере 1. Изменение эксплуатационных расходов
= 2,3×26(0,7×1,031 - 0,5) - 0,65×26(0,7×1,031 - 0,5) = 13,26 - 3,75 = 9,51 (р.)
Пример 3. При модернизации комбайна ДОН 1500 в результате корректировки конструкции машин с целью увеличения долговечности комбайна срок службы возрос с 7 до 10 лет. Таблица 4. Исходные данные
Экономическая эффективность повышения долговечности
Эксплуатационные издержки при повышении срока службы комбайна остались неизменными, поэтому затраты в сфере эксплуатации не повлияют на величину годового экономического эффекта. Приведение единовременных затрат по фактору времени показано в примере 1. Приведенные затраты
При Тсл = 10 Р = 0,0627; при Тсл = 7 Р 0,1054 (см. Прил. 2).
Пример 4 При модернизации комбайна ДОН 1500 в результате увеличения ресурса ремня наработка на отказ повысилась с 7 до 10 часов, в результате внесения корректировки в конструкцию с целью уменьшения трудоемкости замены деталей время устранения отказа уменьшилось с 0,7 до 0,5 ч. Таблица 5. Исходные данные
Годовой экономический эффект от повышения безотказности и ремонтопригодности
Приведение по фактору времени, расчет приведенных затрат и эффективного фонда времени даны в примере 1. Изменение эксплуатационных расходов:
Сопутствующие капитальные вложения у потребителя
Пример 5. При модернизации комбайна ДОН 1500 в результате корректировки конструкции с целью повышения долговечности и ремонтопригодности срок службы возрос с 7 до 10 лет, время устранения отказа сократилось с 0,7 до 0,5. Таблица 6. Исходные данные
Экономический эффект от повышения ремонтопригодности
При Тсл = 7 Р1 = 0,1054; при Тсл = 10 Р2 = 0,0627 (см. Прил. 2). Приведение единовременных затрат по фактору времени, расчет эффективного фонда времени даны в примере 1. Приведенные затраты:
Изменение эксплуатационных расходов:
Пример 6. При модернизации комбайна ДОН 1500 в результате увеличения ресурса ремня и корректировки конструкции с целью увеличения долговечности наработка на отказ возросла с 7 до 10 ч, а срок службы с7 до 10 лет. Таблица 7. Исходные данные
Экономический эффект от повышения безотказности и долговечности
Приведение единовременных затрат по фактору времени и расчет эффективного фонда времени работы даны в примере 1, определение приведенных затрат - в примере 3, изменения эксплуатационных расходов - в примере 1.
Пример 7. При модернизации комбайна ДОН 1500 в результате корректировки конструкции повысился срок службы с 7 до 10 лет, наработка на отказ с 7 до 10 ч и время устранения отказа уменьшилось с 0,7 до 0,5. Таблица 8. Исходные данные
Экономический эффект от повышения долговечности, ремонтопригодности и безотказности
Приведение единовременных затрат по фактору времени, расчет эффективного фонда времени работы - в примере 1. Расчет приведенных затрат - в примере 3. Изменение эксплуатационных расходов - в примере 4.
Приложение 2Таблица коэффициентов приведения по фактору времени
Коэффициенты рассчитаны по формуле Приложение 3Таблица коэффициентов реновации новой техники
Коэффициенты рассчитаны по формуле где Тсл - срок службы новой техники. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ ВНЕСЕНЫ ВНИИНМАШ ИСПОЛНИТЕЛИ: В.Б. Чибирев (руководитель темы), И.Л. Шарикова (ответственный исполнитель), Л.М. Бизюкова, А.В. Петенин, И.О. Шалдина (ВНИИНМАШ); д-р э.н. Ф.Е. Поклонский. к.э.н. В.К. Мышко, (Институт экономики промышленности АН УССР); д-р т.н. Д.М. Беленький (руководитель темы), к.т.н. В.Е. Касьянов, И.А. Орлова (РИСИ); к.т.н. М.Д. Абрамов (руководитель темы), А.А. Геодаков (ВНИИполиграфмаш); к.т.н. Б.И. Юрченко (Институт проблем прочности АН УССР). УТВЕРЖДЕНЫ Приказом ВНИИНМАШ № 286 от 12.10.88 г. ВВЕДЕНЫ впервые
СОДЕРЖАНИЕ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |