| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВСЕСОЮЗНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ Утверждены Приказом ВНИИНМАШ № 218 от 12.08.1988 г.
СИСТЕМЫ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ГИБКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Р 50-54-74-88
Москва 1989
РЕКОМЕНДАЦИИ
Настоящие рекомендации содержат методы испытаний на надежность гибких производственных систем (ГПС), условия и порядок их проведения. Рекомендации могут быть использованы при разработке типовых и рабочих методик испытаний ГПС. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯИспытания проводят с целью оценки соответствия ГПС заданным требованиям надежности (контрольные, приемочные и приемосдаточные) или определения фактических значений показателей надежности (определительные испытания). Испытаниям подвергают системы в целом (в ходе эксплуатации либо приемочных и приемо-сдаточных испытаний), основное технологическое оборудование и системы обеспечения функционирования ГПС (приемочные и приемо-сдаточные испытания), имитационную модель (в процессе разработки). Контрольные и определительные испытания проводят экспериментальным методом при эксплуатации. Приемочные и приемо-сдаточные испытания - согласно требованиям ГОСТ 15.005-86 по окончании всех монтажных и пуско-наладочных работ при выполнении производственного задания основным технологическим оборудованием и системами обеспечения функционирования ГПС или в условиях его имитации на холостом ходу. Правила приемки ГПС - по РД 1.4.1751-87 «Системы производственные гибкие. Правила приемки». В процессе создания (разработки) надежность ГПС определяется статистическим методом (на имитационной модели) в рамках расчетно-экспериментального метода по ГОСТ 27.410-87. Результаты испытаний могут использоваться при разработке мероприятий по повышению надежности оборудования, оптимизации методов эксплуатации, обслуживания и ремонта ГПС, нормировании показателей их надежности. Термины и определения в рекомендациях приведены по ГОСТ 26228-85. 2. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙДля проведения испытаний ГПС на надежность необходимо обеспечить работоспособность всех ее компонентов и систем обеспечения функционирования. Они должны отвечать требованиям безотказности (установленной безотказной наработки в сутки, неделю) и долговечности согласно технической документации. Условия испытаний должны соответствовать требованиям, установленным в руководстве по эксплуатации и обслуживанию ГПС. Порядок проведения приемочных и приемо-сдаточных испытаний - по РД 1.4.1751-87. Эксплуатационные испытания состоят в наблюдении за выполнением ГПС заданий, фиксации времени работы и восстановления отказов, плановых технических обслуживании и ремонтов основного технологического оборудования и систем обеспечения функционирования ГПС. По окончании испытаний составляется протокол, содержащий характеристику испытываемой ГПС, описание условий, места проведения и средств испытаний, результаты наблюдений и их обработку, предложения и выводы о соответствии ГПС и ее компонентов требованиям технической документации по надежности, подписи лиц, ответственных за проведение испытаний. 3. КОНТРОЛИРУЕМЫЕ (ОЦЕНИВАЕМЫЕ) ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ ГПСОценка надежности ГПС, ее основного технологического оборудования и систем обеспечения функционирования может осуществляться по показателям: коэффициент технического использования, установленная безотказная наработка, установленная безотказная наработка в сутки (неделю). В ходе статистических (на имитационной модели) и определительных испытаний контролируются показатели «коэффициент технического использования» ГПС в целом и (или) основного технологического оборудования и систем обеспечения функционирования и дополнительно «вероятность выполнения задания» при планировании работы ГПС на равные промежутки времени. Надежность ГПС повторяющегося выпуска определяется по результатам эксплуатационных испытаний. По результатам приемочных и приемо-сдаточных испытаний оценивается соответствие коэффициентов технического использования ГПС в целом, основного технологического оборудования и систем обеспечения функционирования требованиям технической документации согласно РД 1.4.1751-87. К показателям надежности ГПС по результатам статистических и определительных испытаний относятся: средние выборочные значения коэффициента технического использования ГПС в целом и (или) основного технологического оборудования и систем обеспечения функционирования
где n - количество смен, в течение которых проводят испытания, где ТHi - суммарная наработка основного технологического оборудования (системы обеспечения функционирования) ПС за время выполнения i-го задания τ; TВЭi и TT.Oi - суммарное время восстановления отказов и суммарное время регламентированного технического обслуживания основного технологического оборудования и систем обеспечения функционирования ГПС за время выполнения i-го задания τ; точечная оценка параметров распределения коэффициента технического использования ГПС в целом, основного технологического оборудования и систем обеспечения функционирования; точечная оценка вероятности выполнения задания и доверительный интервал, задаваемый нижней Рн γ(τ) и верхней Рв γ(τ) границами с доверительной вероятностью (при планировании работ ГПС на равные промежутки времени), где r - число невыполненных заданий. По результатам контрольных испытаний повторяющегося выпуска устанавливается соответствие коэффициента технического использования ПК в целом, основного технологического оборудования и систем обеспечения функционирования технической документации. 4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ4.1. Расчетно-экспериментальный метод. Основан на вычислении показателей надежности ГПС по экспериментальным данным. Оценка показателей надежности на стадии разработки ГПС производится по результатам испытаний компонентов - основного технологического оборудования и систем обеспечения функционирования на имитационной модели. Модель, реализованная на ЭВМ, должна отражать структуру ГПС, ее технологические и организационные характеристики при обслуживании материальных и информационных потоков, а также потоков отказов и восстановлений компонентов согласно уровню безотказности и данным ремонтной службы (численность, принятые стратегии ремонта). Плановые задания ГПС включают номенклатуру деталей и маршрут их обработки, длительность каждой операции, характеристики партий и частоты запуска и формируются на основе технического задания. Исходной информацией для воспроизведения потоков отказов и восстановлений компонентов ГПС служат распределения наработок на отказ, времени восстановления, либо точечные оценки наработки на отказ, времени восстановления, либо вероятности безотказной работы и восстановления компонентов ГПС. Информация о надежности компонентов ГПС собирается в ходе эксплуатации или определительных испытаний. Имитационное моделирование позволяет рассчитать коэффициенты технического использования ГПС в целом, основного технологического оборудования и систем обеспечения функционирования либо вероятности выполнения задания. Точечные и интервальные их оценки вычисляют по результатам моделирования выполнения ГПС 250 ... 300 сменных заданий. 4.2. Проведение приемочных и приемо-сдаточных испытаний - по РД 1.4.1751-87. 4.3. Метод подконтрольной эксплуатации. Планирование работы ГПС производится на промежуток времени τ (смену). Задание формируется по номенклатуре и количеству единиц продукции регламентированного качества. В ходе выполнения i-го задания (на i-й смене) по формуле (1) вычисляют коэффициент технического использования ГПС в целом, основного технологического оборудования и систем обеспечения функционирования. По результатам испытаний за n = 30 ... 40 смен рассчитывают среднее выборочное его значение. Для вычисления точечных оценок параметров закона распределения КТИ(τ) определяют вид закона распределения по ГОСТ 11.006-74. Оценка параметров нормального распределения - по ГОСТ 11.004-74, распределения Вейбулла - по ГОСТ 11.007-75. Рассчитывая точечные оценки (2) вероятности выполнения ГПС задания и доверительного интервала [Рн γ(τ), Рв γ(τ)], оценивают выполнение каждого задания (смены). Оно считается выполненным, если за промежуток времени τ выпущена продукция заданных номенклатуры, количества и качества. Нижняя Рн γ(τ) и верхняя Рв γ(τ) доверительные границы вероятности выполнения ГПС задания определяются для заданной доверительной вероятности γ и количества n смен, в течение которых проводятся испытания ГПС. Фиксируется число r невыполненных заданий (см. прил. 3). 5. ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАДЕЖНОСТИПоказатели - коэффициент технического использования ГПС в целом, основного технологического оборудования и систем функционирования ГПС и вероятность выполнения ГПС задания - контролируют по результатам определительных испытаний. Оценка коэффициента технического использования считается удовлетворительной, если
где нижняя граница одностороннего доверительного интервала уровня 1 - b значений Kти(τ); - браковочный уровень K(τ), равный заданному в технической документации ГПС; b - риск потребителя. ПРИЛОЖЕНИЯ1. Термины и определения, применяемые в рекомендациях
2. Пояснения к некоторым терминамЗадание ГПС формируется на планируемый промежуток времени τ (сутки, смену) и устанавливает номенклатуру, количество и качество выпускаемой продукции. Оно считается выполненным, если за указанное время τ выпущена заданная продукция при обеспечении требуемого уровня показателей эффективности ГПС. Вероятность выполнения задания Р(τ) характеризует способность ГПС выполнить его за время τ оперативного планирования работы. В общем случае верхняя Рв γ(τ) и нижняя Рн γ(τ) доверительные границы вероятности выполнения задания уровня γ определяются решением уравнений
где n - количество смен, в течение которых проводились эксплуатационные испытания ГПС на надежность; r - число невыполненных заданий за время испытания. 3. Верхние и нижние доверительные границы ВВЗ при доверительной вероятности
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕРАЗРАБОТАНЫ УкрНИИСИП. ИСПОЛНИТЕЛИ: В.М. Ситниченко, Р.М. Штромберг, А.И. Гамарник, В.И. Кац, В.В. Юхимов, А.Я. Блюмина, П.А. Шалаев, А.И. Кубарев, В.Л. Аршакуни, Ю.Д. Литвиненко, Л.В. Сергеев, В.В. Устинов, Н.Б. Калиновская, Л.И. Потапова, В.С. Васильев, В.В. Барабанов, В.Л. Пустова, Р.С. Седегов, М.П. Петроченко, И.А. Усович, В.Н. Хажуев, В.С. Болгар, Ю.В. Жиров, С.В. Елисеев, О.А. Козаков ОДОБРЕНЫ Госстандартом СССР. УТВЕРЖДЕНЫ Приказом ВНИИНМАШ № 218 от 12.08.1988 г. ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ ССЫЛОЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ: ГОСТ 26228-85, ГОСТ 15.005-86, РД 1.4.1751-87, ГОСТ 27.410-87, ГОСТ 11.006-74, ГОСТ 11.004-74, ГОСТ 11.007-75, ГОСТ 16504-81
СОДЕРЖАНИЕ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |