Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору от 3 ноября 2005 г.
№ 10-04/1591
"О сертификации электрической энергии"
Управление по надзору в электроэнергетике Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору в связи с
многочисленными обращениями территориальных органов Ростехнадзора,
а также энергоснабжающих (электросетевых)
и энергосбытовых организаций по вопросам проведения
сертификации электрической энергии, разъясняет.
1. При проведении проверки соискателя
лицензии и оформлении лицензий на осуществление деятельности по продаже
электрической энергии гражданам руководствоваться "Положением о
лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам",
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2005 №
291 и совместным письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору и Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии от 30.09.2005 № АМ-18/1580 и от 05.10.2005
№ ГЭ-101-30/4699 (Приложение 1).
2. На момент подачи документов в
лицензирующий орган энергосбытовой организацией в
обязательном порядке должен быть заключен договор с сетевой организацией, в
котором должны быть предусмотрены взаимные обязательства по выполнению
положений статьи 542 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть II), статьи 7 Закона Российской Федерации "О защите прав
потребителей", постановления Правительства Российской Федерации от
13.08.1997 № 1013,
а также составлен "График проведения обязательной сертификации
электроэнергии на период 2005-2007 годы" (далее График).
3. Согласованный с органом, осуществляющим сертификацию,
График утверждается руководителем энергоснабжающей (электросетевой) организации и представляется на согласование
начальнику Управления по надзору в электроэнергетике Ростехнадзора
Н.П. Дорофееву.
К Графику прилагается договор между органом по сертификации
и энергонабжающей (электросетевой)
организацией на проведение сертификации электрической энергии со сроком завершения
работ не позднее декабря 2007 года.
4. После согласования в Управлении по надзору в
электроэнергетике Ростехнадзора График с
информационным письмом направляется в территориальные органы для организации
непрерывного контроля проведения обязательной сертификации электрической
энергии в Вашем регионе.
5. Организациям, совмещающим деятельность по передаче,
распределению и продаже электрической энергии договор между энергосбытовой
и сетевой организациями не требуется.
Энергоснабжающим (электросетевым) организациям рекомендуется проводить
равномерно работы и выделение денежных средств на проведение работ по
обязательной сертификации электрической энергии.
6. Для информации направляем Вам разработанный ОРГРЭС "Прейскурант на работы по проведению
сертификации качества электрической энергии".
В настоящее время данный документ проходит согласование с
Федеральной службой по тарифам.
7. Обращаем Ваше внимание, что сертификацию качества
электрической энергии должны проводить органы и лаборатории, аккредитованные в системе
ГОСТ Р.
Просим Вас рекомендовать энергоснабжающим
(электросетевым) организациям при выборе организации,
проводящей работы по сертификации обращать внимание на технические возможности
данной организации: приборный парк, подготовку персонала и его численность,
область распространения и сроки действия аттестатов аккредитации. К
рассмотрению принимаются аттестаты аккредитации, выданные только Федеральным
агентством по техническому регулированию и метрологии.
8. Ставим Вас в известность, что подготовка (переподготовка,
повышение квалификации) персонала измерительных лабораторий, энергосбытовых и энергоснабжающих
организаций по вопросам сертификации качества электрической энергии проводится
Московским энергетическим институтом (МЭИ) по
программам, согласованным с Управлением по надзору в электроэнергетике Ростехнадзора. Соответственно, к рассмотрению принимаются
документы о подготовке и повышении квалификации по вопросам сертификации
качества электроэнергии, подписанные начальником Управления по надзору в электроэнергетике
и руководством Московского энергетического института.
9. Сообщаем, что 01.11.2005 года в Москве состоялось
совещание органов по сертификации электрической энергии с участием Управления
по надзору в электроэнергетике, на котором было принято решение о создании
Координационного совета по качеству электрической энергии.
Вопросами создания координационного совета поручено
заниматься инициативной группе в составе ООО "Центр сертификации
продукции, работ и услуг в энергетике", ООО "Стройгазинжиниринг"
и АНО научно-испытательного центра - "Центрэлектростандарт".
Информация о работе Координационного совета будет
размещаться на сайте Ростехнадзора.
С выходом настоящего информационного письма Информационные
письма Управления по надзору в электроэнергетике Ростехнадзора
от 29.07.2005 № 10-04/790 и от 08.09.2005 № 10-04/1125 считать утратившими
силу.
Данное информационное письмо прошу довести до инспекторского
персонала, занимающегося вопросами государственного энергетического надзора в
полном объеме, а также всех энергоснабжающих (электросетевых), энергосбытовых
организаций, органов и лабораторий по качеству электрической энергии Вашего
региона, в части касающейся.
Приложение
1. Совместное решение Ростехнадзора
и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
2. График проведения обязательной сертификации
электроэнергии.
3. Прейскурант на работы по проведению сертификации качества
эл. энергии.
4. Список органов и лабораторий, аккредитованных в системе
ГОСТ Р.
5. Приказ ОАО РАО "ЕЭС России"
от 25 октября 2005 г. № 703 "О лицензировании деятельности по продаже
электрической энергии и обязательной сертификации электрической энергии в
электрических сетях общего назначения" на 4 листах.
Начальник Управления
|
|
по надзору в электроэнергетике
|
Н.П. Дорофеев
|
Приложение 1
В целях реализации п. 4а
"Положения о лицензировании деятельности по продаже электрической энергии
гражданам", утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2005 г.
№ 291, разъясняем:
1. При проведении проверки полноты и
достоверности сведений о соискателе лицензии, он должен подтвердить свое
намерение продавать гражданам электрическую энергию, отвечающую требованиям
ГОСТ 13109-97
(в отношении показателей, установленных Номенклатурой продукции, в отношении
которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная
сертификация - далее Номенклатура), поскольку продажа товара (выполнение
работы, оказание услуги) без информации об обязательном подтверждении его
соответствия безопасности для жизни, здоровья потребителей, окружающей
среды и предотвращения причинения вреда имуществу потребителей не допускается.
Данное намерение подтверждается наличием договора с сетевой
организацией и наличием в этом договоре обязательств по выполнению положений
статьи 542 Гражданского Кодекса РФ (часть II), статьи
7 Закона РФ "О
защите прав потребителей", а также постановления Правительства РФ от
13 августа 1997 г. №1013.
Для организаций, совмещающих деятельность по передаче,
распределению и продаже электрической энергии, подтверждением намерения
продавать гражданам электрическую энергию, отвечающую требованиям ГОСТ 13109-97
(в отношении показателей, установленных Номенклатурой), является наличие
графиков проведения обязательной сертификации электрической энергии,
согласованных с Федеральной службой по экологическому, технологическому и
атомному надзору.
2. При проведении лицензирующим органом контроля
за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий путем
плановых и внеплановых проверок, обязательной проверке подлежит выполнение
положений статьи 7 Закона РФ "О защите прав потребителей".
И.о. руководителя
|
|
Федеральной службы
|
|
по экологическому, технологическому
|
|
и атомному надзору
|
А.Б. Малышев
|
Руководитель
|
|
Федерального агентства
|
|
по техническому регулированию
|
|
и метрологии
|
Г.И. Элькин
|
05.10.2005
Приказ Российского открытого акционерного
общества энергетики и электрификации ОАО РАО
"ЕЭС России"
от 25 октября 2005 г. № 703
"О лицензировании деятельности по продаже электрической
энергии и обязательной сертификации электрической энергии в электрических
сетях общего назначения"
В соответствии с "Положением о
лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам",
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2005 №
291, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении указанной
деятельности является соблюдение требований законодательных и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации в сфере электроэнергетики, защиты прав
потребителей и технического регулирования, в том числе и обязательная
сертификация электрической энергии. Указанное
"Положение о лицензировании... " требует также раздельного указания в
счетах на оплату электрической энергии стоимости купленной электрической
энергии, стоимости услуг по передаче электрической энергии и стоимости иных
услуг, оказание которых является неотъемлемой частью поставки электрической
энергии.
Требования по обязательной сертификации электрической
энергии установлены:
- Постановлением Правительства Российской Федерации от
13.08.1997 № 1013
"Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и
перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации".
- Постановлением Госстандарта Российской Федерации от
16.06.1999 № 36 (с изменениями от 21.08.2002), утвердившим "Правила
проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии".
Согласно утвержденной постановлением Госстандарта Российской
Федерации от 30.07.2002 № 64 "Номенклатуре продукции и услуг (работ), в
отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их
обязательная сертификация" (с изменениями от 13.10.2004) обязательной сертификации
подлежит электрическая энергия в электрических сетях общего назначения
переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.
Требования по показателям качества
электрической энергии в электрических сетях общего назначения - электрических сетях
энергоснабжающих организаций, предназначенных для
передачи электрической энергии различным потребителям (приемникам электрической
энергии), подлежащих подтверждению при обязательной сертификации согласно
"Номенклатуре..." (часть I, раздел 01),
определены в пунктах 5.2 и 5.6 ГОСТ 13109-97
(Электрическая энергия. Совместимость технических средств
электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в
системах энергоснабжения общего назначения). Согласно указанным в
пунктах 5.2 и 5.6 требованиям к качеству электроэнергии:
а) отклонение напряжения характеризуется показателем
установившегося отклонения напряжения, для которого установлены следующие
нормы:
- нормально допустимые и предельно допустимые значения
установившегося отклонения напряжения на выводах приемников электрической
энергии равны соответственно ±5 и ±10% от
номинального напряжения электрической сети по ГОСТ 721-77
и ГОСТ 21128-83
(номинальное напряжение);
- нормально допустимые и предельно допустимые значения
установившегося отклонения напряжения в точках общего присоединения
потребителей электрической энергии к электрическим сетям напряжением 0,38 кВ и
более должны быть установлены в договорах на пользование электрической энергией
между энергоснабжающей организацией и потребителем с
учетом необходимости выполнения норм настоящего стандарта на выводах приемников
электрической энергии;
б) отклонение частоты напряжения переменного тока в
электрических сетях характеризуется показателем отклонения частоты, для
которого установлены нормы нормально допустимого и предельно допустимого
значения отклонения частоты равные ±0,2 и ±0,4 Гц
соответственно.
Для обеспечения непрерывности деятельности
по продаже электрической энергии потребителям в период реформирования
электроэнергетики ОАО РАО "ЕЭС России", Федеральная
служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральное
агентство по техническому регулированию и метрологии определили порядок
выполнения "Положения о лицензировании деятельности по продаже
электрической энергии гражданам", утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 06.05.2005 № 291, взаимоувязанный с
процессом сертификации электрической энергии.
Указанный порядок оформлен совместным письмом Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.09.2005 № АМ-18/1580 и от 05.10.2005 № ГЭ-101-30/4699.
В целях обеспечения получения лицензий на осуществление
деятельности по продаже электрической энергии гражданам энергосбытовыми
компаниями и энергокомпаниями, совмещающими
деятельность по передаче, распределению и продаже электрической энергии - ДЗО ОАО РАО "ЕЭС
России", и выполнения требований законодательства Российской Федерации по
обязательной сертификации электрической энергии приказываю:
1. Руководителям энергосбытовых и электросетевых компаний - ДЗО ОАО РАО "ЕЭС России" и руководителям
неразделенных АО-энерго, осуществляющих деятельность
по продаже электрической энергии гражданам:
1.1. При оформлении лицензий на
осуществление деятельности по продаже электрической энергии гражданам
руководствоваться "Положением о лицензировании деятельности по продаже
электрической энергии гражданам", утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 06.05.2005 № 291 и совместным письмом
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.09.2005
№ АМ-18/1580 и от 05.10.2005 № ГЭ-101-30/4699
согласно приложению.
1.2. Для подтверждения намерения продавать гражданам
электрическую энергию, отвечающую требованиям пунктов 5.2 и 5.6 ГОСТ13109-97
, в двухнедельный
срок внести в договоры между энергосбытовой и электросетевой компаниями взаимные обязательства по
выполнению положений статьи 542 Гражданского Кодекса Российской Федерации
(часть II), статьи 7 Закона Российской Федерации
"О защите прав потребителей", а также постановления Правительства
Российской Федерации от 13.08.1997 №1013.
2. Руководителям энергосбытовых компаний - ДЗО ОАО РАО "ЕЭС
России" и руководителям неразделенных АО-энерго,
осуществляющих деятельность по продаже электрической энергии гражданам, в
двухнедельный срок обратиться в регулирующие органы с предложением учесть при
установлении тарифов на 2006 - 2007 гг. затраты, связанные с выставлением
счетов на оплату электрической энергии потребителям - гражданам с раздельным
указанием стоимости купленной электрической энергии, стоимости услуг по
передаче электрической энергии и стоимости иных услуг, оказание которых
является неотъемлемой частью поставки электрической энергии.
3. Руководителям электросетевых компаний - ДЗО ОАО РАО "ЕЭС России", и руководителям неразделенных
АО-энерго, осуществляющих деятельность по передаче,
распределению и продаже электрической энергии:
3.1. Для
подтверждения намерения продавать гражданам электрическую энергию, отвечающую
требованиям пунктов 5.2 и 5.6 ГОСТ 13109-97:
3.1.1. В месячный
срок заключить с органами по сертификации, аккредитованными (уполномоченными)
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, договоры на
проведение сертификации электрической энергии в электрических сетях с
привлечением аккредитованных испытательных лабораторий.
3.1.2. В месячный
срок разработать и согласовать с Федеральной службой по экологическому,
технологическому и атомному надзору планы-графики проведения обязательной
сертификации электрической энергии, обеспечивающие получение первого
сертификата в 1 квартале 2006 года и полное завершение сертификации в 2007
году.
3.2. В течение 4
квартала 2005 года осуществить оценку соответствия требованиям пункта 5.2 ГОСТ 13109-97 фактических уровней напряжения в
контрольных пунктах распределительных электрических сетей общего назначения,
при выявлении отклонений, превышающих установленные указанным стандартом
пределы, разработать и реализовать в течение 2006 - 2007 гг. необходимые
мероприятия для их устранения.
3.3. Обратиться в
регулирующие органы с предложением учесть при установлении тарифов на 2006 -
2007 гг. затраты на проведение обязательной сертификации электрической энергии
в соответствии с разработанным и согласованным с Федеральной службой по
экологическому, технологическому и атомному надзору планом-графиком.
4. Заместителю
технического директора, главному техническому инспектору ОАО
РАО "ЕЭС России" В.К. Паули в недельный срок довести до ДЗО ОАО РАО "ЕЭС
России" согласованный Федеральным агентством по техническому регулированию
и метрологии и Федеральной службой по экологическому, технологическому и
атомному надзору перечень аккредитованных (уполномоченных) органов по сертификации
испытательных лабораторий.
5. Начальнику
Департамента экономической политики ОАО РАО "ЕЭС
России" И.С. Кожуховскому:
5.1. В
двухнедельный срок подготовить и направить в Федеральную службу по тарифам
обращение ОАО РАО "ЕЭС России" о
необходимости при регулировании тарифов на электрическую энергию для ДЗО учитывать затраты на проведение обязательной в
соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации сертификации
электрической энергии.
5.2. В месячный
срок совместно с БЕ-1, 2 разработать и направить в ДЗО ОАО РАО "ЕЭС
России" методику раздельного указания составляющих стоимости электрической
энергии в соответствии с лицензионными требованиями и размеров перекрестного
субсидирования.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
заместителя технического директора, главного технического инспектора ОАО РАО "ЕЭС России" В.К. Паули.