| ||||||||||||||||||||||||||
АВИАЦИОННЫЙ СТАНДАРТ
Дата введения 2002-01-01 Предисловие 1 РАЗРАБОТАН НИИСУ 2 УТВЕРЖДЕН ТК 323ЗАРЕГИСТРИРОВАН ТК 323 (НИИСУ) за № 1388 от 29.05 2001 г. 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на авиационную технику (AT): разрабатываемые и эксплуатируемые самолеты, вертолеты, экранопланы и др. (далее по тексту - самолеты), их комплексы, системы, агрегаты (узлы) планера и систем, блоки и модули бортового оборудования, другие составные (сменные) части или элементы систем и конструкции самолета, обладающие индивидуальной потребностью в техническом обслуживании и ремонте (ТО и Р). Стандарт устанавливает основные положения в области технической эксплуатации AT по состоянию. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения ОСТ 1.02772-98 Изделия авиационной техники. Порядок проведения и содержание работ по особо ответственным составным частям самолетов и вертолетов 3 ОпределенияВ настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями:
4 Основные положения4.1 При технической эксплуатации AT применяются методы ТЭР, ТЭП, ТЭО. 4.2 При ТЭР восстановление (списание) изделия, эксплуатируемого в пределах установленных для всей совокупности однотипных изделий назначенных ресурсов и сроков службы (по ГОСТ 27.002), осуществляется в плановом порядке при выработке ресурса (срока службы), независимо от технического состояния изделия (или после его отказа). 4.3 При регламентированных ремонтах по наработке для парка однотипных изделий, эксплуатируемых по ресурсу, в эксплуатационной и ремонтной документации устанавливается единый объем работ по разборке изделия и дефектации его составных частей. Объем восстановительных работ назначается по результатам дефектации. 4.4 При эксплуатации по ресурсу установление и продление всех видов назначенного ресурса и срока службы (срока хранения) осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами по назначению и продлению ресурса и срока службы (срока хранения). 4.5 Объектами ТЭР могут быть самолет е целом, а также отдельные его составные части и комплектующие изделия. Преимущественно ТЭР применяется для особо ответственных составных частей самолетов, отказы которых влияют на безопасность полетов (по ОСТ 1 02772). 4.6 Основной целью внедрения ТЭС изделий AT является сокращение затрат на их эксплуатацию и восстановление при обеспечении заданных уровней безотказности и безопасности полетов в пределах установленных для самолета в целом ресурса и срока службы до списания. 4.7 ТЭС заключается в применении к составным частям самолетов методов ТЭП или ТЭО. При этом часть изделий допускается эксплуатировать по ресурсу, если этого требуют интересы обеспечения безопасности полетов или эти изделия не могут эксплуатироваться по состоянию по экономическим или другим причинам. В отличие от ТЭР, при которой восстановление (списание) изделия осуществляется в плановом порядке при выработке ресурса или непланово при отказе, ТЭС предусматривает восстановление (списание) изделия только при достижении им определенного в эксплуатационной документации вида неработоспособного или неисправного состояния (отказа или предотказного состояния). 4.8 Сущность ТЭС заключается в максимальном использовании запасов работоспособности конструкции и комплектующих изделий каждого экземпляра самолета на основе проведения в процессе эксплуатации необходимого контроля его технического состояния и систематической оценки и анализа надежности парка самолетов в целом. При этом на самолете выполняется установленный эксплуатационной и ремонтной документацией объем работ по ТО и Р. 4.9 Снижение эксплуатационных затрат при переводе AT на ТЭС обеспечивается: - заменой трудоемких и дорогостоящих плановых заводских (капитальных и средних) ремонтов изделий и самолета в целом видами (формами) периодических (регламентных) работ - КВР; - сокращением потребных объемов обменных фондов запасных частей в связи с отменой назначенных ресурсов и сроков службы (и соответствующих замен и ремонтов) изделий; - уменьшением трудоемкости ТО и Р вследствие формирования рациональных режимов ТО и Р при внедрении методов ТЭС. 4.10 Объектами технической эксплуатации по состоянию могут быть самолет в целом, а также его составные части и другие изделия, как вновь создаваемые, так и находящиеся в эксплуатации. 4.11 Для самолетов и составных частей и их изделий, эксплуатируемых по состоянию, назначенные ресурсы и сроки службы до первого ремонта и межремонтные не устанавливаются. В эксплуатационной и ремонтной документации этих изделий вместо величин указанных ресурсов и сроков службы делается запись об эксплуатации их по состоянию. Для изделий, эксплуатируемых методами ТЭС, в качестве показателей долговечности могут использоваться величины средних или гамма-процентных ресурсов и сроков службы (по ГОСТ 27.002). 4.12 При технической эксплуатации по состоянию вместо планового заводского капитального (среднего) ремонта самолета в структуру его ТО вводится дополнительный вид периодического ТО (регламентных работ) большой периодичности - КВР. Основной целью КВР является контроль и восстановление исправного технического состояния конструкции планера и, при необходимости, оборудования самолета. 4.13 Как для вновь создаваемых, так и для эксплуатируемых самолетов допускается сохранение технической эксплуатации по ресурсу ограниченной номенклатуры изделий, которые по технико-экономическим причинам не могут эксплуатироваться по состоянию. При этом должна быть доказана целесообразность и эффективность введения ограничений по ресурсу или сроку службы. 4.14 При поступлении любого самолета на завод для выполнения на нем КВР или ремонта, а также при выполнении на самолете КВР или ремонта в эксплуатации изделия, эксплуатируемые методами ТЭП и ТЭО, ремонту не подлежат. На них выполняется объем работ, предусмотренный эксплуатационной документацией в соответствии с налетом, наработкой или календарным сроком службы этих изделий. 4.15 Заводской ремонт как организационная форма восстановления ресурса сохраняется только для изделий, эксплуатируемых по ресурсу. Заводской ремонт на указанных изделиях выполняется после выработки ими назначенных межремонтных ресурсов или сроков службы при поступлении изделия на завод индивидуально или при выработке не менее 80 % величины межремонтных ресурсов или сроков службы при поступлении на завод в составе самолета. 4.16 Положения настоящего стандарта в полной мере могут быть применены к авиационным двигателям (АД) и воздушным винтам (ВВ), являющимся, с одной стороны, изделиями самостоятельного эксплуатационного назначения (финальными изделиями), а, с другой, - составными частями самолета. АД и ВВ в целом, как правило, имеют назначенные ресурсы (сроки службы), величина которых может поэтапно увеличиваться. Системы АД и ВВ включают заменяемые в эксплуатации или на ремонтных предприятиях элементы, каждый из которых может эксплуатироваться одним из методов: ТЭП, ТЭО или ТЭР. АД, ВВ, их модули и элементы (комплектующие изделия), поступающие на ремонтное предприятие из-за отказа, подлежат ремонту в ограниченном объеме с целью устранения конкретных отказов и повреждений. СОДЕРЖАНИЕ
| ||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |