| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОДМ 218.1.001-2005
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО МОСКВА 2005
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ
АГЕНТСТВО РАСПОРЯЖЕНИЕ
Об издании и применении ОДМ 218.1.001-2005 «Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства»
В целях реализации в дорожном хозяйстве основных положении Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», применения и соблюдения технических норм, а также установления классификации, порядка разработки и экспертизы, согласования, утверждения, регистрации, обновления и отмены документов системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства: 1. Структурным подразделениям центрального аппарата Росавтодора, федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по дорожному строительству (реконструкции) федеральных автомобильных дорог, территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать к применению с 1 августа 2005 г. ОДМ 218.1.001-2005 «Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства» (далее - ОДМ 218.1.001-2005). 2. Управлению организации научно-технических исследований и конкурсов Росавтодора (Володькин В.П.) с участием ФГУП «Информавтодор» (Мепуришвили Д.Г.) в установленном порядке обеспечить издание ОДМ 218.1.001-2005 и направить его в подразделения и организации, упомянутые в п. 1 настоящего распоряжения. 3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой. Руководитель О.В. Белозеров
Предисловие 1. РАЗРАБОТАН: Техническим комитетом по стандартизации ТК-418 «Дорожное хозяйство», Московским автомобильно-дорожным институтом (государственным техническим университетом), Центром метрологии, испытаний и сертификации МАДИ (ГТУ) с учетом замечаний и предложений ФГУ «Росдортехнология», Российского союза научных и инженерных обществ, Российской академии транспорта, Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «Радор», Российской ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве «Аспор», Ассоциации проектных организаций «Родос», ОАО «ГипродорНИИ», ГП «РосдорНИИ», ДортрансНИИ Ростовского ГСУ 2. СОГЛАСОВАН: Национальным институтом технического регулирования от 01.07.2005г. № 04/64 3. ВНЕСЕН: Управлением организации научно-технических исследований и конкурсов и Управлением имущества и правового обеспечения Федерального дорожного агентства 4. ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от «08» 07 2005 г. № ОБ-158-р 5. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Содержание
Раздел 1. Область примененияОтраслевой дорожный методический документ «Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства» (далее - методический документ) разработан в соответствии с п. 3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - ФЗ «О техническом регулировании») и является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве. Настоящий методический документ разъясняет и определяет принципы применения и соблюдения норм в сфере дорожного хозяйства с учетом действия ФЗ «О техническом регулировании», а также классификацию, порядок разработки, экспертизы, регистрации, издания, обновления, отмены и применения документов технического регулирования в указанной сфере. Раздел 2. Нормативные ссылкиВ настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы: а) Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» б) ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены в) ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения г) ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения д) ГОСТ Р 1.10-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены е) ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения. Раздел 3. Термины и определенияВ настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями: Дорожное хозяйство - комплекс, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования Российской Федерации, а также юридические и физические лица, осуществляющие обследование, изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, проведение научных исследований, подготовку кадров, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку материалов и иную деятельность, связанную со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог. Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (статья 2 ФЗ «О техническом регулировании»). Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (Статья 2 ФЗ «О техническом регулировании»). Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт может также содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (статья 2 ФЗ «О техническом регулировании»). Национальный стандарт Российской Федерации - стандарт, утвержденный Национальным органом Российской Федерации по стандартизации (статья 2 ФЗ «О техническом регулировании»). Стандарт организации - стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок (ГОСТ Р 1.12-2004). Отраслевой дорожный методический документ - акт рекомендательного характера, изданный распоряжением федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве, разъясняющий методологию и положения нормативных правовых актов технического регулирования и (или) содержащий технические рекомендации в области проектирования, строительства, реконструкции, модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Раздел 4. Основные принципы применения и соблюдения норм в сфере дорожного хозяйстваа) В соответствии со статьей 3 ФЗ «О техническом регулировании» техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами: - применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; - соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально - технической базы, а также уровню научно - технического развития; - независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей; - единой системы и правил аккредитации; - единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия; - единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок; - недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации; - недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации; - недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию; - недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. б) В соответствии со статьями 4, 8 и 13 ФЗ «О техническом регулировании» к основным документам системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства относятся: - технические регламенты (общие и специальные); - национальные стандарты, правила (нормы) стандартизации и рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; - стандарты организаций; - акты рекомендательного характера, издаваемые распоряжением федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве. в) В соответствии со статьями 6 и 8 ФЗ «О техническом регулировании» обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов. Требования общих технических регламентов обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Специальные технические регламенты устанавливают обязательные требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом. Технические регламенты принимаются только в целях: - защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; - охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; - предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, продавцами, приобретателями. г) В соответствии со статьей 15 ФЗ «О техническом регулировании» и ГОСТ Р 1.2-2004 национальные стандарты применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. д) В соответствии с ГОСТ Р 1.10-2004 и ГОСТ Р 1.12-2004 правила (нормы) стандартизации устанавливают обязательные для применения организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации на период до принятия соответствующих специальных технических регламентов, после чего данные положения должны быть утверждены постановлением Правительства Российской Федерации. е) В соответствии с ГОСТ Р 1.10-2004 и ГОСТ Р 1.12-2004 рекомендации по стандартизации содержат советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте. ж) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы) устанавливают систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и (или) классификационных группировок и направлены для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. и) В соответствии со статьей 17 ФЗ «О техническом регулировании» и ГОСТ Р 1.4-2004 стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Стандарты организаций применяются в сфере дорожного хозяйства для целей совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок. Стандарты организации, принятые конкретным субъектом хозяйственной деятельности, соблюдаются им в обязательном порядке. Стандарты профессиональных научных, общественных объединений, ассоциаций, союзов, инженерных обществ и других объединений юридических лиц обязательны для организаций, являющихся членами этих объединений и официально подтвердивших готовность принять на себя эти обязательства. к) Документы рекомендательного характера (далее - отраслевые дорожные методические документы) в сфере дорожного хозяйства применяются на добровольной основе для целей разъяснения методологии и положений нормативных правовых актов, других нормативных документов системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства. л) Совокупность документов системы технического регулирования, обеспечивающих функционирование дорожного хозяйства, представлена в таблице 1. Документы технического регулирования,
Раздел 5. Применение нормативных документов в переходный периода) Межгосударственные стандарты (ГОСТ) и государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), принятые до 1 июля 2003 года, являются национальными стандартами и на переходный период (до вступления в силу соответствующих технических регламентов) подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям (статья 46 ФЗ «О техническом регулировании»): - защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; - охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; - предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. б) В переходный период (до вступления в силу соответствующих технических регламентов) в дорожном хозяйстве продолжают действовать на добровольной основе, за исключением обязательных требований, соответствующих целям в пункте а) настоящего раздела, следующие категории нормативных документов: - отраслевые стандарты дорожного хозяйства (ОСТ); - строительные нормы и правила (СНиП); - санитарные нормы и правила (СанПиН); - отраслевые дорожные нормы (ОДН); - ведомственные строительные нормы (ВСН); - нормативные документы других ведомств, регулирующие вопросы дорожного хозяйства, в случае их регистрации Минюстом России; - стандарты субъектов Российской Федерации; - нормы субъектов Российской Федерации; - стандарты предприятий дорожного хозяйства (СТП); - технические условия (ТУ). В данные категории нормативных документов не могут вноситься изменения и дополнения. В течение переходного периода положения данных нормативных документов должны быть переведены либо в технические регламенты, либо в национальные стандарты, либо правила (нормы) в области стандартизации, либо в рекомендации по стандартизации, либо в общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, либо в стандарты организаций, либо в отраслевые дорожные методические документы в соответствии с принципами технического регулирования. В случае ссылки на вышеперечисленные нормативные документы в договорной (контрактной) документации, положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт). Раздел 6. Классификация отраслевых дорожных методических документов в сфере дорожного хозяйстваа) Для оптимизации и систематизации работ отраслевые дорожные методические документы дорожного хозяйства (далее - ОДМ) классифицируют по классификационным группам, приведенным в таблице 2. Классификационные группы
б) В ОДМ классификационной группы 1 систематизируются отдельные элементы сферы управления дорожным хозяйством и разъясняются положения организационно-технических основ технического регулирования в сфере дорожного хозяйства. в) В ОДМ классификационной группы 2 разъясняются положения, устанавливающие: вI) параметры конструкций автомобильных дорог по составляющим компонентам: - земляное полотно; - дорожная одежда; - дренаж и водоотвод. вII) параметры искусственных сооружений по составляющим компонентам: - тоннели и трубы; - мосты, путепроводы и эстакады; - защитные сооружения; - объекты сервиса и элементы обустройства автомобильных дорог. вIII) нормируемые параметры транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. г) ОДМ классификационной группы 3 разъясняют положения технических и технико-экономических параметров ресурсов, используемых в дорожном хозяйстве, и их сбережения: - энергия; - сырье; - материалы; - изделия и конструкции; - рабочая сила. д) ОДМ классификационной группы 4 разъясняют положения технических параметров выполнения работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них (мосты, тоннели, эстакады и др.): - строительство; - реконструкция; - модернизация; - ремонт; - содержание; - утилизация. е) ОДМ классификационной группы 5 разъясняют положения по технологическим процессам выполнения работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них. ж) ОДМ классификационной группы 6 разъясняют положения по обеспечению в дорожном хозяйстве выполнения специальных государственно-регулируемых функций: - обеспечение безопасности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов движения по дорогам; - обеспечение экологической безопасности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов движения по автомобильным дорогам; - обеспечение единства измерений. и) ОДМ классификационной группы 7 разъясняют положения организационно-технических и других требований в области оценки соответствия, в т.ч. аккредитации, сертификации и контроля за соблюдением требований технических регламентов в дорожном хозяйстве. к) ОДМ классификационной группы 8 разъясняют положения по сбору, обработке, хранению и использованию банков данных и знаний, организации и обеспечению функционирования централизованной интегрированной информационной системы в дорожном хозяйстве. Раздел 7. Порядок разработки, экспертизы, согласования, утверждения, регистрации, введения в действие, обновления и отмены документов технического регулированияа) Общие и специальные технические регламенты разрабатываются, принимаются, изменяются и отменяются в порядке, установленном статьями 9 и 10 ФЗ «О техническом регулировании». б) Правила разработки национальных стандартов Российской Федерации определены в статье 16 Федерального закона «О техническом регулировании». При этом проекты национальных стандартов Российской Федерации, относящиеся к сфере дорожного хозяйства, в соответствии со статьей 16 ФЗ «О техническом регулировании» представляются разработчиками в ТК-418 для организации проведения экспертизы. В случае ссылки на утвержденные национальные стандарты в договорной (контрактной) документации, положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт). в) Общероссийские классификаторы разрабатываются, принимаются, вводятся в действие, ведутся и применяются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677. г) Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации разрабатываются, утверждаются, изменяются, пересматриваются и отменяются в порядке, установленном ГОСТ Р 1.10-2004. д) Стандарты организаций разрабатываются, утверждаются, учитываются, изменяются и отменяются организациями самостоятельно с учетом положений статей 11 и 12 ФЗ «О техническом регулировании» и ГОСТ Р 1.4-2004. Стандарты организации могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами) (ГОСТ Р 1.4-2004). В случае ссылки на утвержденные стандарты организаций в договорной (контрактной) документации, положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт). По решению организации утверждаемый стандарт может быть направлен в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства для согласования в порядке, изложенном в разделе 8 настоящего методического документа. е) ОДМ разрабатываются в порядке, изложенном в разделе 9 и 10 настоящих рекомендаций. В случае ссылки на официально принятые ОДМ в договорной (контрактной) документации, положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт). Раздел 8. Порядок согласования стандартов организаций федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйстваа) Разработчиком проекта стандарта организации может быть любое юридическое и (или) физическое лицо, прежде всего организация, предполагающая взять на себя обязательства соблюдения принятого ею стандарта организации. Разработанный проект стандарта организации с пояснительной запиской такая организация может разослать на отзыв заинтересованным субъектам хозяйственной деятельности дорожного хозяйства и другим организациям для возможно полного учета их опыта и интересов. б) Перед утверждением организация, предполагающая взять на себя обязательства соблюдения принятого ею стандарта организации, вправе направить окончательную редакцию проекта стандарта организации с пояснительной запиской, поступившими предложениями и замечаниями, со сводкой отзывов в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства на согласование. В случае, когда разработанный проект стандарта организации является стандартом профессиональных научных, общественных, инженерных организаций, ассоциаций и других объединений юридических лиц, то дополнительно в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства исполнительным органом таких объединений направляется список организаций (с указанием их реквизитов) - участников вышеперечисленных организаций, ассоциаций и других объединений юридических лиц, готовых принять на себя обязательства соблюдения данного стандарта организации. В пояснительной записке к проекту стандарта приводят: - наименование стандарта организации; - название организации-разработчика (или паспортные данные физического лица); - контактное лицо от организации-разработчика (или физическое лицо); - основание для разработки проекта стандарта организации; - краткую характеристику объекта стандартизации; - сведения о соответствии проекта стандарта организации законодательству Российской Федерации, обязательным требованиям принятых технических регламентов, а также национальным стандартам; - сведения о рассылке на отзыв проекта стандарта организации и обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (сводку замечаний); - подписи руководителя (зам. руководителя) организации-разработчика и ответственного исполнителя (или физического лица - разработчика). Построение, изложение, оформление и содержание стандартов организаций осуществляется по ГОСТ Р 1.5-2004. в) Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает проект стандарта организации на предмет соответствия: - действующим федеральным законам, действующим техническим регламентам; - целям и принципам стандартизации, в том числе положениям, установленным настоящим методическим документом; - правилам и нормам, рекомендациям и классификациям в области стандартизации, общероссийским классификаторам; - действующим национальным стандартам, нормативным и методическим документам, включая рекомендации настоящего ОДМ, в части показателей потребительских свойств продукции. При рассмотрении комплекта документов, упомянутых в п. б) Раздела 8, федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства в установленном порядке организовывает экспертизу всех представленных материалов научными, проектными, производственными организациями дорожного хозяйства, в том числе Техническим комитетом по стандартизации «Дорожное хозяйство» ТК-418. г) В случае соответствия проекта стандарта организации позициям, указанным в п. в) раздела 8, федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства согласовывает его письмом за подписью заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства или начальника профильного подразделения его центрального аппарата. В случае если стандарт организации отклонен, мотивированное решение федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве с приложением замечаний в письменной форме направляется в организацию, представившую на согласование проект своего стандарта. д) Внесение изменений в стандарт организации и его пересмотр осуществляют в порядке, установленном для разработки стандартов организации (ГОСТ Р 1.4-2004). При наличии согласования стандарта федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства инициатор внесения изменений в стандарт направляет мотивированное обращение в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства, в который вносится предложение по внесению изменений в стандарт организации с изложением объективных причин и технико-экономическим обоснованием. Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства после рассмотрения внесенных материалов в случае положительного решения по вышеупомянутому предложению может согласовать изменения в стандарт организации. ж) Отмена стандарта организации проводится в установленном порядке и осуществляется организацией, утвердившей данный стандарт. При наличии согласования стандарта организации федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства инициатор отмены стандарта организации направляет мотивированное обращение в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства, в который вносится предложение по отмене стандарта организации с изложением объективных причин и технико-экономическим обоснованием. Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства после рассмотрения внесенных материалов в случае положительного решения по вышеупомянутому предложению может отозвать свое согласование. з) В случае выхода или вступления новых участников в профессиональные научные, общественные, инженерные организации, ассоциации и другие объединения юридических лиц, готовых принять на себя обязательства по соблюдению ранее согласованного федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства стандарта организации, исполнительным органом указанных организаций направляется официальное уведомление в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства с указанием наименования этого стандарта, ссылкой на имеющееся согласование и реквизитов выбывших участников или новых участников, принимающих на себя обязательства соблюдения стандарта организации. и) Стандарты организаций, согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства, применяются наряду с изданными в дорожном хозяйстве в установленном порядке ОДМ. При этом на титульном листе (или в предисловии) стандарта организации могут указываться реквизиты официального согласования федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства, полученного в соответствии с п. г) Раздела 8 настоящего методического документа. к) Отсутствие согласования федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства не исключает возможности принятия стандарта организации. Раздел 9. Порядок разработки, экспертизы, согласования и издания отраслевых дорожных методических документова) Организация разработки ОДМ включает в себя подготовку и представление заявок на разработку данного документа в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства в соответствии с установленным регламентом данной процедуры. Предпочтение для разработки получают организации, специализирующиеся по определенным видам деятельности, обладающие наибольшим профессионально-кадровым и научно-техническим потенциалом, а также необходимой научно-технической и технико-экономической информацией. Разработка ОДМ может проводиться и представляться на рассмотрение в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства любой организацией в инициативном порядке при условии соблюдения рекомендаций настоящего методического документа. б) Организация, получившая заказ на разработку (размещение государственного заказа осуществляется путем проведения конкурсов), формирует рабочую группу, готовит проект ОДМ (первую редакцию) с пояснительной запиской к нему и рассылает на отзыв в заинтересованные организации. В пояснительной записке приводятся: - наименование документа; - название организации-разработчика; - контактное лицо от организации-разработчика; - основание для разработки документа; - краткая характеристика объекта рекомендаций (ОДМ); - сведения о взаимодействии с техническими регламентами, национальными стандартами и стандартами организаций, согласованными с федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства; - сведения о рассылке на отзыв проекта документа и обобщенная характеристика принципиальных замечаний и предложений (сводка замечаний); - подписи руководителя (заместителя руководителя) организации-разработчика и ответственного исполнителя. в) Построение, изложение и оформление ОДМ осуществляется согласно ГОСТ Р 1.5-2004 и настоящему методическому документу. В структуру ОДМ входят: титульный лист, предисловие, содержание, область применения, нормативные ссылки, определения, содержательная часть документа (может состоять из нескольких глав), ключевые слова, приложения. Первую страницу титульного листа ОДМ оформляют в соответствии с Приложением А. Наименование ОДМ должно быть кратким (Приложение Б), точно характеризовать область распространения и обеспечивать правильное отнесение документа к конкретной классификационной группе по таблицам 1 и 2. В предисловии к ОДМ приводятся: состав разработчиков проекта документа, сведения о согласовании, основание для издания данного ОДМ, указание о рекомендательном характере документа, а также информация о новизне документа («вводится впервые») или об отмене предшествующих («взамен»). В структурный элемент «Нормативные ссылки» включаются общие и специальные технические регламенты, национальные стандарты, отраслевые дорожные методические документы и другие нормативно-технические документы (в том числе в установленном порядке согласованные федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства). г) Организация-разработчик с учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта ОДМ и представляет ее вместе с пояснительной запиской в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства, который в установленном порядке организовывает экспертизу всех представленных материалов научными, проектными, производственными организациями дорожного хозяйства, в том числе в ТК-418. д) Экспертиза окончательной редакции проекта ОДМ проводится на соответствие: - действующим федеральным законам и техническим регламентам; - целям и принципам системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства, в том числе положениям, установленным настоящим методическим документом; - правилам и нормам, рекомендациям и классификациям в области стандартизации, общероссийским классификаторам; - действующим национальным стандартам, стандартам организаций, согласованным с федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства, нормативным и методическим документам, включая рекомендации настоящего ОДМ. е) Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает проект ОДМ, результаты проведенной экспертизы и в случае положительного решения рекомендует к изданию и применению ОДМ распоряжением (подписанным руководителем или заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства). ж) После принятия ОДМ направляется в ТК-418 для регистрации и включения в реестр, а также в издательство (организацию), определенное в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в дорожном хозяйстве, для издания и распространения. Информация о принятых ОДМ публикуется в периодических изданиях федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства. з) Внесение изменений в ОДМ и его пересмотр осуществляют в том же порядке, что и разработка. и) Отмена ОДМ проводится в следующем порядке: - организация-инициатор отмены ОДМ направляет в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства письмо, подписанное руководителем (заместителем руководителя) данной организации, в котором вносится предложение по отмене ОДМ с изложением объективных причин; - федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает данное предложение и в случае положительного решения издает соответствующее распоряжение и направляет его копию в ТК-418 для исключения данного документа из реестра. Информация об отмене ОДМ опубликовывается в периодических изданиях федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства. Раздел 10. Обозначение отраслевых дорожных методических документовОбозначение отраслевых дорожных методических документов состоит из его номера, включающего в себя: - аббревиатуру «ОДМ»; - трехзначное число с точкой, означающее комплекс дорожного хозяйства; - однозначное число, означающее классификационную группу документа по таблице 2 настоящего методического документа; - трехзначное число, означающее порядковый номер документа в классификационной группе; - четырехзначное число, означающее год регистрации документа. Пример обозначения настоящего отраслевого дорожного методического документа:
Ключевые слова: дорожное хозяйство, общий и специальный технические регламенты, национальный стандарт, отраслевой дорожный методический документ, стандарт организации, порядок разработки и применения
Приложение А
обозначение документа
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
наименование документа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО МОСКВА 200_
Приложение БВ наименовании отраслевых дорожных методических документов в сфере дорожного хозяйства не допускаются сокращения (кроме условных обозначений продукции), математические знаки, римские цифры и греческие буквы. Наименования отраслевых дорожных методических документов могут носить следующие формулировки (примеры): 1. Техническая классификация автомобильных дорог. 2. Методические рекомендации по ремонту цементобетонных покрытий автомобильных дорог. 3. Рекомендации по применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог. 4. Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций. 5. Правила по ремонту и содержанию автомобильных дорог. 6. Методика испытания противогололедных материалов. 7. Пособие по охране окружающей среды при производстве дорожностроительных материалов. 8. Технологические карты по устройству земляного полотна и дорожных одежд автомобильных дорог.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |