| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР
РЕКОМЕНДАЦИИ
Составлены
отделом проектного
Москва 1990
Приказом Минавтодора РСФСР от 5.04.89 № 4 утверждение проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения стоимостью до 4 млн. рублей возложено на автодоры и автомобильные дороги. В связи с этим экспертиза этих объектов должна производиться создаваемой в автодорах и автомобильных дорогах экспертной службой. В целях оказания методической помощи этой службе Министерство направляет разработанные Отделом проектного обеспечения и экспертизы Рекомендации по проведению экспертизы ТЭР, проектов, рабочих проектов на строительство, реконструкцию автомобильных дорог. Заместитель Министра Г.И. Донцов
РЕКОМЕНДАЦИИ
Общие положенияРекомендации предназначены для работников автодоров и автомобильных дорог, осуществляющих экспертизу проектной документации. Главными задачами экспертных работников являются: обеспечение проведения в установленном порядке экспертизы технико-экономических расчетов, проектов, рабочих проектов и смет (в дальнейшем именуется проектно-сметная документация) на строительство, реконструкцию автомобильных дорог, титульных мостовых переходов, зданий и сооружений на высоком научно-техническом уровне с учетом применения в проектировании достижений научно-технического прогресса, рационального и экономного использования материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов, достоверного определения сметной стоимости строительства; осуществление контроля за соблюдением в технико-экономических расчетах, проектах и сметах государственной инвестиционной политики, за комплексным решением вопросов строительства и охраны окружающей среды. 1. Порядок проведения экспертизы и утверждения документацииВ соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 17.03.89 № 90, постановлением Совета Министров РСФСР от 07.05.88 № 174, приказами Минавтодора РСФСР от 05.04.89 № 4, от 06.06.88 № 3, от 19.12.89 № 167-ор установлен следующий порядок экспертизы и утверждения проектно-сметной документации: а) ТЭО* строительства (реконструкции) автомобильных дорог: * ТЭО разрабатываются на автомобильные дороги (мостовые переходы) стоимостью более 30 млн. рублей (письмо Госплана СССР и Госстроя СССР от 20.03.86 № ЛБ-9-Д и № АЧ-1421-20/5, письмо Минавтодора РСФСР от 10.06.86 № ВМ-17/557) - общегосударственного значения подвергаются экспертизе главгосэкспертизой при Госстрое РСФСР и после согласования с Госпланом СССР и Госстроем СССР утверждаются Советом Министров РСФСР; - республиканского значения подвергаются экспертизе Госстроя РСФСР и утверждаются Советом Министров РСФСР; - областного и местного значения подвергаются экспертизе Управлениями (бюро) вневедомственной экспертизы при Госстроях АССР, край(обл)исполкомах и утверждаются Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами. б) ТЭР на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения подвергаются экспертизе при расчетной стоимости: - 10 млн. рублей и выше - главгосэкспертизой при Госстрое РСФСР и утверждаются после согласования с Госпланом СССР (в части строек общегосударственного значения) Советом Министров РСФСР; - от 4 млн. рублей до 10 млн. рублей - Отделом проектного обеспечения и экспертизы Главдорупра Минавтодора РСФСР и утверждаются руководством Минавтодора РСФСР; - до 4 млн. рублей - экспертизой автомобильных дорог и автодоров и утверждаются руководством этих объединений. ТЭР на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог местного значения подвергаются экспертизе вневедомственной экспертизой при Госстроях автономных республик и край(обл)исполкомах и автодоров в порядке, установленном Советами Министров АССР, крайисполкомами и облисполкомами и утверждаются руководителями этих учреждений. в) проекты (рабочие проекты) на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения подвергаются экспертизе при стоимости: - 10 млн. рублей и выше - главгосэкспертизой при Госстрое РСФСР и утверждаются Советом Министров РСФСР; - от 4 млн. рублей до 10 млн. рублей - Отделом проектного обеспечения и экспертизы Главдорупра Минавтодора РСФСР и утверждаются руководством Министерства; - до 4 млн. рублей - экспертизой автомобильных дорог, автодоров и утверждаются руководителями этих объединений. Проекты (рабочие проекты) на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог местного значения подвергаются экспертизе и утверждаются в порядке, установленном Советами Министров АССР, крайисполкомами, облисполкомами; г) проектно-сметная документация на ремонт автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения подвергается экспертизе при сметной стоимости: - 4 млн. рублей и выше - Отделом проектного обеспечения и экспертизы Главдорупра Минавтодора РСФСР и утверждается руководством Министерства; - до 4 млн. рублей - автомобильными дорогами и автодорами и утверждается руководством этих объединений. Проектно-сметная документация на ремонт местных дорог подвергается экспертизе при стоимости: - 4 млн. рублей и выше - в порядке, установленном Советами министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами; - до 4 млн. рублей - экспертизой автодоров и утверждаются руководителями объединений; д) проектно-сметная документация на строительство (реконструкцию) объектов жилищно-гражданского и промышленного назначения подвергается экспертизе при стоимости: - до 0,7 млн. рублей - экспертизой автодоров, автомобильных дорог, объединений Росдориндустрия и Ремдормаш и утверждается руководством этих объединений; - от 0,7 млн. рублей до 4 млн. рублей - Отделом проектного обеспечения и экспертизы Главдорупра и утверждается руководством Минавтодора РСФСР; - свыше 4 млн. рублей - Главгосэкспертизой при Госстрое РСФСР и утверждается Советом Министров РСФСР. е) Переутверждение и экспертиза проектов, по которым не начато строительство, производится в порядке, установленном для вновь разрабатываемых проектов и смет. Переутверждение проектов, по которым начато строительство, с увеличением сметной стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 4.16 СНиП 1.02.01-85,* производится Советом Министров РСФСР независимо от сметной стоимости (распоряжение Совета Министров РСФСР от 01.07.82 № 1373-р, письмо Минавтодора РСФСР от 31.08.82 № 80-ц). * СНиП 1.02.01-85 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений». Переутверждение проектов со снижением сметной стоимости производится организацией, утвердившей первоначальный проект. ж) Экспертиза и утверждение проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию), техническое перевооружение объектов, осуществляемых за счет собственных средств предприятий автодоров, автомобильных дорог производится этими организациями независимо от стоимости объекта (письмо Госстроя СССР № 6-Д от 22.02.88 «Об уточнении порядка утверждения проектно-сметной документации»). 2. Объем проектно-сметной документации, представляемой на экспертизу2.1. Проектно-сметная документация представляется на экспертизу в комплекте, соответствующем «Указаниям о порядке разработки и утверждения ТЭО строительства и ТЭРов, обосновывающих хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность строительства автомобильных дорог общего пользования», утвержденными по согласованию с Госпланом СССР и Госстроем СССР Минтрансстроем СССР 31.07.87, СНиП 1.02.01-85 и эталонами, утвержденными Минавтодором РСФСР, в двух экземплярах. По требованию экспертирующего органа должны представляться материалы группы «Б», не входящие в состав утверждаемой части проектной документации и находящиеся в архиве проектной организации. 2.2. Проекты и сметы, подлежащие переутверждению представляются на экспертизу в следующем объеме: пояснительная записка к пересмотренному проекту с обоснованием внесенных в ранее утвержденный проект изменений и дополнений, чертежи к измененным и дополненным частям проекта, технико-экономическая часть и смета переутверждаемого проекта, а также справка о состоянии строительства на конец квартала, предшествующего представлению проекта, сопоставительная таблица изменения сметной стоимости, составленная по главам сводного сметного расчета, сведения о причинах увеличения сметной стоимости строительства (реконструкции). Порядок изложен в письме Минавтодора РСФСР от 05.11.82 № 91-ц. 3. Основные вопросы, подлежащие проверке при экспертизе проектно-сметной документации3.1. При экспертизе ТЭО, ТЭР, проектов (рабочих проектов), смет проверяются: - комплектность проектной документации и ее соответствие эталону; - наличие необходимых согласований (согласно Перечню, утвержденному Минавтодором РСФСР 18.10.89 протокол № 95); - соответствие объекта генеральной схеме развития автомобильных дорог, схеме развития автомобильных дорог автономной республики, края, области, района; - соответствие показателей проекта утвержденным ТЭО и ТЭР. 3.2. Экспертиза экономической части. При экспертизе экономической части проверяется: - наличие отчетных данных по объектам грузоперевозок и интенсивности автомобильного движения; - согласованный облпланом объем прироста объема грузоперевозок на расчетный срок (как правило не более 3 %); - анализируются транспортные связи района тяготения; - проверяется правильность назначения категории автомобильной дороги; - проверяется экономическая целесообразность строительства (реконструкции) объекта, соответствие коэффициента экономической эффективности и сроков окупаемости капиталовложений нормативным (кэ - 0,14, срок окупаемости 7 лет). 3.3. Экспертиза технической части При экспертизе технической части проектной документации проверяется: - обоснованность принятых проектных решений; - наличие вариантов проложения трассы автодороги (мостового перехода), имея ввиду, что должно быть не менее 2-х конкурентно-способных варианта; - правильность определения мощности рекомендованного варианта. При этом не допускается излишнее дробление на отдельные самостоятельные участки дороги малой протяженности. Критерием назначения длины проектируемого участка должно быть обеспечение связи между двумя грузообразующими точками, населенными пунктами, подъезд к станции и т.п. Протяженность титульного мостового перехода определяется исходя из условия полного перекрытия зоны разлива реки при расчетном горизонте воды и границ примыкания к существующей дороге; - соответствие нормам СНиП 2.05.02-85 и СНиП 2.05.03-84, а также Региональным нормам проектирования в Нечерноземной зоне РСФСР запроектированных продольного профиля, плана, поперечного профиля земляного полотна, габарита мостов, конструкции дорожной одежды. При отступлении от Норм в проекте должно быть дано соответствующее технико-экономическое обоснование; - наличие вариантов продольного и поперечного профиля при сложных условиях строительства, конструкции дорожной одежды с использованием местных строительных материалов и новых технологических материалов; - наличие вариантов схемы мостов, конструкций опор; - при пересечении малых водотоков с расходом воды до 50 м3 в час необходимо сравнение вариантов устройства моста и трубы; - правильность выбора источников получения основных строительных материалов и конструкций, а также оптимальность транспортных схем; - рациональность принятых методов производства работ; - обоснованность назначения очередности строительства и выделения пусковых комплексов; - соблюдение норм продолжительности строительства; - наличие заключения специализированных организаций по соответствию проектных решений требованиям сейсмостойкости для объектов, расположенных в зоне повышенной сейсмичной активности (7, 8, 9 баллов); - обеспечение рационального использования природных ресурсов (земель, вод, лесов), соблюдение правил и норм по рекультивации нарушаемых земельных угодий; наличие мероприятий по охране окружающей среды и компенсации наносимого ущерба; - соответствие технико-экономических показателей запроектированного объекта прогрессивным показателям, утвержденным Минавтодором РСФСР; - правильность определения сметной стоимости, соответствие ее Нормативам удельных капвложений. 3.4. При рассмотрении проектно-сметной документации на ремонт следует руководствоваться Указаниями по составлению и утверждению документации на ремонт автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них ВСН 13-89. 4. Сроки проведения экспертизыСроки проведения экспертизы не должны превышать: - по проектной документации, утверждаемой Советом Министров РСФСР - 30 дней; - по проектной документации, утверждаемой Минавтодором РСФСР до 25 дней; - по проектной документации, утверждаемой автодорами, автомобильными дорогами до 15 дней. 5. Заключение по экспертизе ТЭР, проектов (рабочих проектов)5.1. В результате экспертизы проектно-сметной документации составляется заключение, которое должно содержать: а) краткую характеристику запроектированного объекта (сооружения), описание основных проектных решений и технико-экономических показателей; б) замечания и предложения экспертизы по проектным решениям, технико-экономическим показателям, обоснование рекомендуемых изменений проектных решений и сметной стоимости; в) общие выводы с оценкой качества проектно-сметной документации, позволяющие рекомендовать ее к утверждению или возвращению на доработку; г) рекомендации по внесению исправлений, уточнений, дополнений на следующей стадии проектирования. В качестве образца заключения можно пользоваться приложением № 3. 5.2. Заключение подписывается лицом, проводившим экспертизу и руководителем экспертного подразделения и является основанием для утверждения проектно-сметной документации. 5.3. Утверждение проектно-сметной документации оформляется приказом, решением, протоколом, подписанными руководителями организаций согласно разделу 1 настоящих Рекомендаций. 5.4. Распорядительный документ об утверждении документации и заключение экспертизы направляются проектной организации и представляются в финансирующий промстройбанк для открытия финансирования. 6. Корректировка проектов по замечаниям экспертизы6.1. Корректировка проектно-сметной документации по замечаниям экспертизы производится в месячный срок в соответствии с порядком, изложенным в письме Минавтодора РСФСР от 22.10.84 № НА-4/607 и методическими рекомендациями, утвержденными Госстроем СССР и Стройбанком СССР (приложение № 7). 6.2. В случае некачественной и несвоевременной корректировки проектной документации к проектным организациям по представлению органов экспертизы применяются санкции со стороны Промстройбанка (письмо Госстроя РСФСР, Роспромстройбанка, Росжилсоцбанка см. приложение № 8). Приложение:1. Порядок разработки и утверждения документов на строительство автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения. 2. Перечень нормативных документов, используемых при экспертизе. 3. Образец заключения и распорядительного документа об утверждении проектной документации. 4. Письмо Госстроя СССР от 11.11.88 № АЧ-4020-6/5 «О порядке проектирования автодорог на территории РСФСР». 5. Письмо Минавтодора РСФСР от 08.09.89 № НА-4/138 «О проектировании объектов стройиндустрии и предприятий промышленности и строительных материалов». 6. Письмо Минавтодора РСФСР от 30.01.89 № НА-4/40 «О порядке применения Прейскурантов на потребительскую единицу строительной продукции на сооружение автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР». 7. Письмо Госстроя РСФСР от 01.10.84 № НА-4/607 «О порядке корректировки проектов по замечаниям экспертизы» с методическими рекомендациями. 8. Письмо Госстроя РСФСР, Роспромстройбанка, Росжилсоцбанка от 04.04.89 «О мерах по повышению качества предпроектной и проектно-сметной документации». 9. Письмо МВД РСФСР от 17.01.90 № 19/г-9 «О порядке согласования Госавтоинспекцией проектов дорог общегосударственного зн.» Приложение № 1ПОРЯДОК
|
Сметная стоимость объекта (млн. руб.) |
Значение автомобильной дороги |
Основание для разработки ТЭО, ТЭРов |
Перечни строек, по которым должны разрабатываться ТЭО, ТЭР |
Перечни разрабатываемых проектов |
Титульные списки вновь начинаемых строек |
Титульные списки проектно-изыскательских работ |
ТЭО |
ТЭР |
Проекты |
Состав государственных приемочных комиссий |
|
УТВЕРЖДАЮТСЯ |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
10 и выше |
Общегосударственного значения |
Перечень строек, включенных в республиканскую схему развития сети автомобильных дорог согласованных с Госпланом СССР |
Советом Министров РСФСР по представлению Госплана РСФСР и направляются Госплану СССР |
Министерством автомобильных дорог РСФСР |
Советом Министров РСФСР по представлению после проведения экспертизы и согласования |
Советом Министров РСФСР по представлению Госстроя РСФСР |
Советом Министров РСФСР по представлению Минавтодора РСФСР |
||||
с Госпланом СССР и Госстроем РСФСР |
с Госпланом СССР |
||||||||||
Республиканского значения |
Перечень строек, включенных в республиканскую схему развития сети автомобильных дорог с согласованных с Госпланом РСФСР |
Советом Министров РСФСР по представлению Госстроя РСФСР |
|||||||||
от 4 до 10 |
Общегосударственного и республиканского значения |
Минавтодором РСФСР по согласованию с Госпланом РСФСР |
|
Минавтодором РСФСР |
|||||||
до 4 |
Общегосударственного и республиканского значения |
Перечень строек, включенных в республиканскую схему развития сети автомобильных дорог |
Автомобильные дороги и проектно-ремонтно-строительные объединения автомобильных дорог с обязательным представлением копий утвержденных документов (по объектам сметной стоимостью более 1,5 млн. руб.) в Минавтодор РСФСР для направления их в Госплан РСФСР |
Автомобильные дороги и проектно-ремонтно-строительные объединения автомобильных дорог |
|
Автомобильные дороги и проектно-ремонтно-строительные объединения автомобильных дорог |
|||||
Обоснования: Постановление Совета Министров РСФСР от 17.03.89 № 90
Приказ Минавтодора РСФСР от 05.04.89 № 4
1. СНиП 1.02.01-85 - «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений»
(утв. Госстроем СССР 25.12.85, введена в действие с 1.1.86)
2. СНиП 2.05.02-85 - Автомобильные дороги
3. СНиП 2.05.03-84 - Мосты и трубы
4. СНиП 1.04.03-85 (Изменение № 4) - Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений
5. СН 467-74 - Нормы отвода земель для автомобильных дорог
6. ГОСТ 9128-84 - Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон (технические условия)
7. ГОСТ 25607-83 - Материалы нерудные для щебеночных и гравийных оснований и покрытий автомобильных дорог (технические условия)
8. ГОСТ 10260-82 - Щебень из гравия для строительных работ
9. ГОСТ 8267-75 - Щебень из естественного камня для строительных работ
10. ГОСТ 26775-85 - Габариты подмостовых судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях
11. ГОСТ 9238-83 - Габариты приближений строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм
12. ВСН 46-83 - Инструкция по проектированию дорожных одежд нежесткого типа
(утв. Минтрансстроем СССР 29.04.83)
13. ВСН 197-83 - Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд
(утв. Минтрансстроем СССР 07.09.83)
14. ВСН 21-83 - Указания по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог
(утв. Министерством в 1983 году).
15. Нормативы удельных капитальных вложений в строительство автомобильных дорог общего пользования на 1986 - 1990 гг. (НУКВ)
(утв. Госпланом РСФСР по согласованию с Госпланом СССР 11.09.86, введены в действие с 1.10.86).
16. Методические указания по определению размера экономии проката черных металлов, цемента, лесных материалов и нефтебитума при проектировании автомобильных дорог, мостов, промышленных и гражданских сооружений
(утв. Минавтодором РСФСР 05.06.84, введены в действие 05.06.84)
17. Указания о порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований (ТЭО) строительства и технико-экономических расчетов (ТЭР), обосновывающих хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность строительства автомобильных дорог общего пользования
(утв. Минтрансстроем СССР 31.07.87).
18. Указания о составе, порядке разработки и утверждения технико-экономических расчетов (ТЭР) строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования
(при разработке проектной документации по схеме: ТЭР - РД, утверждены Минавтодором РСФСР 10.03.89).
19. Методические рекомендации по вопросам охраны окружающей среды при проектировании автодорожных переходов через водотоки
(утв. Союздорнии и одобрены Главным техническим управлением 04.08.82).
20. Перечень требуемых согласований при разработке проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог и мостовых переходов
(утв. Минавтодором РСФСР 18.10.89, введены в действие 1.1.90).
21. Региональные нормы - проектирование и строительство автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР
(утв. Госстроем СССР 28.07.88, введены в действие с 1.1.89).
Председатель совещания _________________________________ (Ф.И.О.) Секретарь совещания _________________________________ (Ф.И.О.) Присутствовали _________________________________ т.т. Повестка дня: рассмотрение технико-экономического расчета строительства (реконструкции) ___________________________________________________________ __________________________________________________________________________ (наименование объекта) Постановили: утвердить технико-экономический расчет строительства (реконструкции) __________________________________________________________________________ (объект) рассмотренный по заключению от ____________________________________________ со следующими основными показателями: протяженность (км) ________________ категория дороги ширина земляного полотна (м) _______ тип покрытия ______________________ габарит моста ______________________ схема моста ________________________ расчетная стоимость (тыс. руб.) _______ в том числе строительно-монтажных работ ________ Председатель совещания _________________________________ (подпись) Секретарь совещания _________________________________ (подпись) |
_____________________________________________ (наименование объекта) 1. Заказчик документации ________________________________________________________________________ 2. Генеральная проектная и строительная организации ________________________________________________________________________ (наименование организаций, их ведомственная принадлежность) 3. Основание для проектирования ________________________________________________________________________ (постановление, решение, план работ по ТЭР, задание, утвержденное.....) 4. Характеристика существующих условий ________________________________________________________________________ (категория дороги, объёмы перевозок, интенсивность движения, ________________________________________________________________________ состояние рассматриваемого участка дороги, моста, условия ________________________________________________________________________ безопасности движения и т.п., экономические связи на расчетную перспективу, расчетная интенсивность движения) 5. Основные проектные решения, рекомендуемые в ТЭР ________________________________________________________________________ (краткое описание основных проектных решений, в том числе: ________________________________________________________________________ направление трассы дороги по рекомендованному варианту, местоположение моста, протяженность, ширина земляного полотна, габарит моста, конструкция дорожной одежды, схема моста, конструкции опор и пролетных строений, методы организации строительства, транспортная схема, продолжительность строительства) 6. Мероприятия по охране окружающей среды ________________________________________________________________________ (краткая характеристика предусмотренных мероприятий) 7. Экономическая целесообразность запроектированного объекта ________________________________________________________________________ (указываются определенные в ТЭР коэффициент экономической ________________________________________________________________________ эффективности, срок окупаемости капиталовложений и сравниваются с нормативными показателями) 8. Экономия и рациональное использование материальных ресурсов ________________________________________________________________________ (указывается потребность по ТЭР в основных строительных ________________________________________________________________________ материалах: цементе, металле, битуме, а также размер экономии по сравнению с базовыми показателями) 9. Сметная стоимость ________________________________________________________________________ (заявленная сметная стоимость по представленному ТЭР, ________________________________________________________________________ сравнение с нормативами удельных капвложений, стоимость 1 км дороги, 1 квм моста, сравнение с аналогами) 10. Соответствие проектных решений заданию, СНиП, достижениям научно-технического прогресса в отрасли ________________________________________________________________________ (указать соответствие или несоответствие, при отступлении от СНиП указать причины и соответствующее обоснование) 11. Изменения, внесенные по замечаниям экспертизы ________________________________________________________________________ (краткое изложение замечаний и внесённых изменений или уточнений) 12. Выводы Технико-экономический расчет рекомендуется к утверждению со следующими основными показателями: (для автомобильной дороги) протяжение (км) ________________________ категория дороги ________________________ ширина земляного полотна и проезжей части (м) _____________________ покрытие _______________________________ расчетная стоимость (тыс. руб.) ____________ в том числе строительно-монтажных работ____________ продолжительность строительства _________ (мес.) (для титульного мостового перехода) длина мостового перехода (км) ___________________ в том числе длина моста (м) ____________________ габарит моста __________________________________ ширина земляного полотна подходов (м) ___________ тип покрытия на подходах _______________________ схема моста ____________________________________ пролетные строения _____________________________ (материал, опоры _________________________________________ № типового проекта) расчетная стоимость (тыс. руб.) ___________________ в том числе строительно-монтажных работ _______ продолжительность строительства (мес) ____________ подпись исполнителя и руководителя отдела дата |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
(Госстрой СССР)
11.11.88 № АЧ-4020-6/5 |
Министру автомобильных дорог РСФСР |
на № К-23/580 от 11.07.88 |
т. БРУХНОВУ В.А. |
Госстрой СССР рассмотрел письмо Минавтодора РСФСР и считает возможным, в порядке исключения, разрешить разработку рабочей документации (без выполнения проектов) на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования Сибири и Дальнего Востока, Поволжского, Центрально-Черноземного и Северо-Кавказского районов, Курганской, Оренбургской и Челябинской областей, а также Башкирской АССР по утвержденным технико-экономическим расчетам (обоснованиям) при наличии договорных цен, установленных на основании расчетных стоимостей строительства, и согласия генеральных подрядных организаций (при подрядном способе строительства).
Объемы указанной документации и сроки ее передачи в производство, учитывающие технологическую последовательность и конкретные условия строительства, определяются в договорах на выполнение проектно-изыскательских работ.
Заместитель Председателя
Госстроя СССР А.В. Чернышев
МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР (Минавтодор РСФСР) |
Главдорупр, Главмагистраль, Главнечерноземавтодор, Ремдормаш, Росдориндустрия, Автомост, Гипродорнии, Проектно-ремонтно-строительные объединения, Автомобильные дороги, Сибдорстрой, Автодорсервис |
08.09.89 № НА-4/318 |
В связи с поступающими запросами Минавтодор РСФСР разъясняет, что действие письма Госстроя СССР от 06.06.88 г. № 22-Д «О проектировании объектов стройиндустрии и предприятий промышленности и строительных материалов» распространяется на подведомственные организации Министерства.
В целях ускорения развития строительной индустрии и промышленности строительных материалов, увеличения выпуска прогрессивных материалов и конструкций заказчик по согласованию с генеральными подрядными и проектными организациями осуществляет разработку рабочей документации на строительство объектов собственной производственной базы и предприятие по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций непосредственно на основе утвержденных технико-экономических обоснований (технико-экономических расчетов) и установленной договорной цены. Необходимость составления смет в составе рабочей документации определяется в договоре.
Заказчик и генподрядчик принимает решение о составе и содержании проектной документации и сроках ее разработки в зависимости от конкретных условий сооружения объектов и технологической последовательности строительства.
Заместитель Министра А.А. Надежко
МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР (Минавтодор РСФСР) |
Организации и предприятия Министерства Нечерноземной зоны РСФСР, Гипродорнии и его филиалы |
30.01.89 № НА-4/40 |
Практика применения в 1988 году Прейскурантов на потребительскую единицу строительной продукции на сооружение автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР для определения стоимости строительства показала резкое увеличение ее по сравнению с нормативами удельных капитальных вложений.
Минавтодор РСФСР предупреждает, что пределом оценки стоимости строительства объектов являются нормативы удельных капитальных вложений.
Если стоимость строительства, рассчитанная по прейскуранту, выше чем стоимость объекта по нормативам удельных капитальных вложений, то за основу принимается последняя.
Заместитель Министра А.А. Надежко
МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР (Минавтодор РСФСР) |
Главдортех, Отдел экспертизы объединения, Гипродорнии, автодоры, автомобильные дороги |
22.10.84 № НА-4/607 |
Минавтодор РСФСР доводит для сведения и руководства письмо Российской республиканской конторы Стройбанка СССР и Госстроя РСФСР от 01.10.84 № 15-123/4 «О порядке корректировки проектов по замечаниям экспертизы», которым сообщается, что Госстрой РСФСР указанием от 10.01.84 № 15-10/4 в целях повышения качества проектов и материалов их экспертизы установил порядок корректировки проектов по заключениям экспертизы, обеспечивающий постоянный контроль за проведением этой работы и более полное отражение в ежегодной отчетности показателей эффективности капитальных вложений, снижения материалоемкости и энергоемкости и достоверности сметной стоимости строительства.
Несмотря на эти указания Госстроя РСФСР, данные по результатам корректировки проектов по замечаниям органов экспертизы поступают не в полном объеме, в большинстве случаев с нарушением установленных сроков, без необходимых технико-экономических показателей и откорректированной сметной документации, что не дает возможности экспертным подразделениям установить качество доработанных проектов и обеспечить должный контроль за этой работой учреждениями Стройбанка СССР.
Учитывая изложенное, Российская республиканская контора Стройбанка СССР и Госстрой РСФСР считают необходимым повысить контроль за своевременной корректировкой проектов и требовать от заказчиков представления материалов корректировки в необходимом объеме в установленные сроки. В случаях нарушения этих требований применять к заказчикам и проектным организациям санкции, предусмотренные совместным письмом Госстроя СССР и Стройбанка СССР от 29.09.82 № АБ-5423-20/14 и от 28.09.82 № 255.
Сведения о непредставлении материалов корректировки или представлении их с нарушением установленных объемов и сроков должны сообщаться экспертными подразделениями Финансирующим учреждениям Стройбанка СССР.
Приложение: Краткие методические рекомендации по составлению корректирующей записки к проекту после доработки по замечаниям экспертизы на 2 листах
Заместитель Министра А.А. Надежко
Краткие методические рекомендации по составлению корректирующей записки к проекту после доработки по замечаниям экспертизы
1. Заказчик проекта после получения заключения местного органа экспертизы или Главгосэкспертизы Госстроя РСФСР по проектам, рассмотренным в порядке выборочного контроля, поручает проектной организации в установленные сроки внести изменения в проектную документацию по техническим решениям и сметам, а также дополнить необходимыми документами (копиями), отсутствие которых отмечено в экспертных заключениях.
2. В отдельных случаях, когда заказчик и проектная организация считают возможным доказать правильность принятых проектных решений, необходимо по каждому из них привести соответствующие обоснования со ссылкой только на нормативные документы или на дополнительные расчеты с приложением копий этих расчетов.
3. Если при доработке проекта возникает необходимость выпуска дополнительных чертежей или внесения изменений в ранее выпущенные, то они должны входить в состав корректирующей записки. Изменения, внесенные в ранее выпущенные чертежи, представляются вместе с соответствующими чертежами утвержденного проекта.
4. После внесения изменений в графическую часть проекта (выпуск дополнительных чертежей или исправленных ранее выпущенных) составляются или корректируются локальные и объектные сметы, соответственно сводный сметный расчет (сводная смета) и пересчитываются основные технико-экономические показатели (удельные капитальные вложения, расход основных строительных материалов: цемент, металлопрокат, лесоматериалы, расход энергетических ресурсов - тепловой и электрической энергии и другие показатели, предусмотренные эталоном экспертного заключения). Все показатели должны сопоставляться с ранее утвержденными, что позволит выявить экономический эффект после корректировки проекта. Необходимо также приложить краткую пояснительную записку с описанием выполненной работы по корректировке проекта по отдельным разделам и пунктам сводного экспертного заключения.
5. Корректирующая записка выпускается как дополнительный том к проекту и должна иметь тот же индекс, что и основной проект и после согласования ее с органами экспертизы включается в состав проекта и представляется финансирующей конторе Стройбанка СССР, а также направляется заказчику в количестве экземпляров, предусмотренном п. 4.29 СН 202-81 (теперь СНиП 1.02.01-85 п. 2.1).
6. Примерный состав корректирующей записки:
а) краткая пояснительная записка, в которой приводится описание всех дополнений и изменений, внесенных в проект по замечаниям экспертного органа;
б) копии документов, отсутствие которых было отмечено в экспертном заключении;
в) дополнительные расчеты (при необходимости), а также ссылки на СНиП и другие нормативные документы;
г) дополнительно выпущенные или исправленные чертежи, а также соответствующие чертежи утвержденного до внесения изменений проекта;
д) локальные или объектные сметы (вновь составленные или откорректированные в связи с выпуском или исправлением ранее выпущенных чертежей);
е) сопоставительная таблица технико-экономических показателей.
7. Корректирующая записка, не отвечающая по объему и содержанию указанным выше кратким методическим рекомендациям, Госстроем РСФСР к рассмотрению не принимается, а к заказчику и проектной организации будут приниматься санкции, предусмотренные письмом Госстроя и Стройбанка СССР от 29.09.82 № АБ-5423-20/14 и от 28.09.82 № 255.
8. Корректирующая записка подписывается заказчиком и проектной организацией и направляется заказчиком в органы экспертизы после согласования в соответствии с СН 202-81 (СНиП 1.02.01-85 п. 5.1).
Анализ результатов экспертизы предпроектной и проектно-сметной документации свидетельствует, что проектные организации допускают передачу заказчикам недоброкачественной проектной продукции, содержащей грубые нарушения нормативных требований по составу и содержанию, с низким техническим и экономическим уровнем.
Так, из-за некачественной разработки Главгосэкспертизой РСФСР было возвращено заказчикам на доработку в 1988 году - 58 % документации, больше чем в 1987 году на 10 процентов.
Высокая доля возвращаемых на доработку проектов свидетельствует о формальном подходе проектных организаций к внедрению через проекты научно-технических достижений. При проектировании не проводится глубокий анализ на основе данных по передовому зарубежному и отечественному опыту, технико-экономических показателей предприятий и отдельных производств, качества намечаемой к выпуску продукции, специализации и кооперирования производства, целесообразности создания дополнительных мощностей за счет реконструкции и технического перевооружения вместо нового строительства и расширения предприятия. При разработке технологической части проектов практически не привлекаются специализированные проектные и научно-исследовательские организации. Недостоверно определяется стоимость строительства.
Проведенные проверки показали, что проектные организации не несут экономической ответственности за выпуск недоброкачественной проектной продукции.
При этом ее доработка по требованиям экспертных органов осуществляется также неудовлетворительно и несвоевременно, что крайне отрицательно сказывается на обеспечении строек качественной проектно-сметной документацией, а зачастую приводит к срыву сроков строительства и ввода в эксплуатацию важнейших объектов, предусмотренных планами капитального строительства.
В то же время, проектные институты и организации-заказчики неоправданно завышают стоимость проектных работ при определении договорных цен на них, в частности устанавливаются повышающие коэффициенты на вариантные проработки проектных решений, надбавки за качество и эффективность разрабатываемой документации, что в последующем не подтверждается при рассмотрении документации экспертными органами.
В целях повышения экономической ответственности проектных институтов, заказчиков за качество проектов, их комплектностью и полнотой разработки, а также своевременной доработкой по замечаниям и рекомендациям экспертизы, Госстрой РСФСР, Российский республиканский банк Промстройбанка СССР, Российский республиканский банк жилсоцбанка СССР сообщают, что в соответствии с постановлениями Совета Министров СССР от 23 июля 1987 г. № 841*) и Совета Министров РСФСР от 29 сентября 1987 г. № 586 в случаях некачественной разработки проектов или их разделов, а также при несвоевременной их корректировке к проектным организациям по представлениям органов экспертизы будут применяться санкции (наложение штрафа, списание стоимости оплаченного проекта с расчетного счета проектной организации и восстановление ее лишь после устранения всех замечаний), предусмотренные ст. 17 п. 3 Закона о государственном предприятии (объединении), п. 2 постановления Совета Министров СССР от 16.09.83 № 911, п. 20 инструкции Стройбанка СССР от 4.05.82 № 27.
Доведите вышеизложенное до подведомственных учреждений.
*) Сообщено учреждениям банка письмом Стройбанка СССР от 10.08.87 № 263 04.04.89 № 4-12/276
Заместитель председателя Госстроя РСФСР Ю.Б. Жуковский |
Заместитель Председателя Правления Российского республиканского банка Промстройбанка СССР А.И. Малышев 04.04.89 № 51/10 |
Заместитель Председателя Правления Российского республиканского банка Жилсоцбанка СССР А.В. Десятниченко 07.04.89 № 08-1-06 |
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РСФСР Управление Госавтоинспекции |
Начальнику Главдорупра Минавтодора РСФСР т. Попову В.А. 129301, Москва, ул. Бочкова, 4 |
17.01.90 № 19/г-9 |
В соответствии с просьбой Минавтодора РСФСР и с целью сокращения сроков прохождения проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общегосударственного значения от разработки до утверждения руководством МВД СССР принято решение о передаче функций по согласованию проектов сметной стоимостью менее 4 млн. рублей управлениям (отделам) ГАИ МВД автономных республик, УВД крайоблисполкомов Российской Федерации (письмо МВД СССР от 19.12.89 № 27/г-606к).
Одновременно сообщаем, что проектно-сметная документация на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общегосударственного значения сметной стоимостью 4 млн. рублей и более будет согласовываться Управлением Госавтоинспекции МВД РСФСР.
Начальник п/п Э.М. Ваулин
СОДЕРЖАНИЕ