| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ КАЗАХСКОЙ ССР Единый центр научной организации труда и управления производством КАРТА
ВОЗВЕДЕНИЕ
ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА Алма-Ата - 1977
I. НАЗНАЧЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КАРТЫ1.1. Карта предназначена для распространения рациональных приемов и методов организации труда при возведении земляного полотна скрепером Д-374Б в грунтах II группы. Карта способствует совершенствованию работы машиниста скрепера, установлению оптимального режима труда и отдыха и может применяться при разработке учебных планов и программ, учебно-наглядных пособий для обучения рабочих. 1.2. Показатели производительности труда
Примечания. 1. Транспортировка грунта до 100 м. 2. Работа по данной карте позволит повысить производительность труда до 23 % по сравнению с ЕНиР. 3. В затраты труда включено время на подготовительно-заключительные работы и отдых. II. ИСПОЛНИТЕЛИ, ПРЕДМЕТЫ И ОРУДИЯ ТРУДА2.1. Состав специализированного скреперного звена при скорости потока 200 - 250 м в смену.
2.2. Потребность горюче-смазочных материалов на 1 час работы скрепера.
III. ПОДГОТОВКА И УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕССА3.1. Машинисту скрепера должен своевременно предоставляться необходимый фронт работ, заранее подготовленный в соответствии с проектом производства работ. 3.2. Перед началом работ проводятся следующие подготовительные работы: а) расчистка полосы отвода от леса, кустарника, пней и камней; б) устройство водоотводов. Водоотводы устраивают в виде канав, а для предупреждения попадания дождевой воды к месту выполнения работ устраивается обвалование. Сбор и отвод грунтовых вод осуществляется дренажными системами; в) расчистка основания под насыпь от растительного слоя (дерна); г) разбивка земляного полотна, при которой закрепляют основные точки поперечного профиля: ось и бровки, основания откосов насыпи и резервов. 3.3. Перед началом работ машинисту скрепера необходимо изучить техническую документацию, выбрать наиболее рациональную схему зарезания грунта, схему движения скрепера, чтобы цикл работ выполнялся с наименьшей затратой времени. 3.4. До начала смены машинист скрепера обязан подготовить механизм к работе: тщательно осмотреть скрепер, убедиться в исправности всех узлов, проверить наличие и комплектность инструмента и принадлежностей; проверить наличие масла, топлива и воды; проверить наличие смазки во всех подвижных соединениях и при необходимости смазать узлы согласно карте смазки; проверить исправность муфты сцепления и тормозов; проверить наличие освещения (при работе в ночную смену). 3.5. Для сокращения времени простоя в случае поломки механизма машинисту скрепера следует иметь набор запасных частей: тормозные ленты для лебедок; сальники бортовой передачи; набор подшипников; комплект запасных частей для базового трактора в соответствии с заводской инструкцией по эксплуатации трактора; комплект инструмента, предусмотренного заводской инструкцией по эксплуатации скрепера; стальной канат. 3.6. Регулярно необходимо проводить техническое обслуживание и все виды ремонтов в соответствии с планом-графиком, копия которого находится у машиниста скрепера. Сроки проведения технического обслуживания и ремонтов должны строго соблюдаться:
3.7. Суточный запас питьевой воды (5 л) должен находиться в термосе в кабине трактора. 3.8. Машинист скрепера должен обеспечиваться трехразовым питанием на стане; при значительном удалении от места работ в обеденный перерыв необходимо обеспечивать доставку горячей пищи на трассу. 3.9. Скрепер должен быть оснащен буфером с пружинным амортизатором, что смягчает удары при работе скрепера с трактором-толкачом. 3.10. Общая затрата времени на отдых машиниста скрепера в течение смены определяется в пределах 8 - 14 % от длительности смены. IV. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА4.1. Высокая производительность и сохранность скрепера зависят от машиниста, который обязан хорошо знать правила эксплуатации скрепера. Для достижения наибольшей производительности труда машинист скрепера должен: а) разрабатывать грунт только исправным скрепером, своевременно осуществляя для этого технический уход за машиной;
Рис. 1. Шахматная схема набора грунта: а) план разрабатываемых полос; б) гребенчатая схема зарезания; в) план стружки; 1 - 14 - разрабатываемые полосы; i - уклон местности; l и а - длина и ширина стружки при твердых и плотных грунтах Для увеличения степени заполнения ковша и снижения усилия резания рекомендуется устанавливать на ножах скрепера специальные зубья, а также применять ковш со сплошной режущей кромкой полукруглой формы или со специально установленным средним ножом, который по отношению к крайним ножам выступает вперед на 20 см. В этом случае ковш вырезает толстую и узкую стружку; в) при разработке легких (рыхлых) грунтов на горизонтальных участках следует применять клиновую схему зарезания:
Рис. 2. Клиновая схема зарезания грунта г) при резании грунта под уклон (i до 70 - 80 %) следует применять прямоугольную схему зарезания;
Рис. 3. Прямоугольная схема зарезания грунта д) для увеличения объема заполнения ковша в песчаных грунтах следует применять метод многократного зарезания «клевками»: в период загрузки ковш скрепера на ходу несколько раз (от 3 до 5) наклоняют и получают «клевки», при этом, благодаря движению ковша вверх грунт несколько раз сдвигается к задней стенке и заполнение ковша увеличивается на 10 - 15 %;
Рис. 4. Схема зарезания грунта «клевками» е) дальность возки должна быть наикратчайшей, а уклоны въездов в грузовом направлении и съездов в порожняковом направлении - минимальными; ж) глубина зарезания свыше 30 см не допускается, так как чрезмерная толщина стружки, срезаемой ножом, вызывает перегрузку двигателя, снижение его оборотов и полную его остановку; з) машинист скрепера должен постоянно следить за режущими ножами, изношенные режущие ножи следует перевернуть на 180° для работы второй режущей кромкой, так как при износе ножа уменьшается его вылет и ухудшается набор грунта в ковш. 4.2. При разработке скреперами боковых резервов во всех случаях, когда позволяет длина участка работ, следует работать по зигзагообразной схеме, так как при этом уменьшается число поворотов скрепера, приходящихся на 1 рабочий цикл. Наиболее рационально применение зигзагообразной схемы при длине участка от 200 м и выше. Другие рекомендуемые схемы разработки скреперами боковых резервов см. приложение № 1. Схемы движения скрепера при разработке грунта в выемке с перемещением его в насыпь даны в приложения № 2. 4.3. Правила движения скрепера: а) путь движения при наборе (забой) и разгрузке (отвал) грунта должен быть прямым при уклонах не свыше 10°; б) длина забоя не должна быть меньше пути, необходимого для наполнения ковша скрепера; длина разгрузочного фронта должна быть достаточной для разгрузки ковша; в) набор грунта и движение груженого скрепера следует вести по возможности под уклон; г) грунт из скрепера разгружают на малых скоростях движения, транспортируют - на высоких; при работе набор грунта производят на первой передаче, транспортирование груженого скрепера - на третьей передаче, холостой ход - на четвертой, пятой передачах. 4.4. Грунт, доставляемый скрепером к месту укладки, разгружают полосами вдоль насыпи таким образом, чтобы в дальнейшем не разравнивать его. 4.5. Работа скрепера ведется «от себя» для того, чтобы уплотнился ранее уложенный грунт. Разгружают скрепер продольными полосами от края земляного полотна к середине.
Рис. 5. Зигзагообразная схема перемещения грунта: - - набор грунта; - разгрузка грунта
Рис. 6. Последовательность отсыпки грунта скрепером 4.6. Повороты скрепера следует производить по плавной кривой без переключения скорости двигателя и по возможности разгружать скрепер под уклон. 4.7. Таблица трудовых процессов управления скрепером:
4.8. График трудового процесса для зигзагообразной схемы (l = 200 м).
Примечание. Переключение передач (по 3 сек. на 1 передачу, всего 9 п. на 1 цикл) производится на ходу. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ВОЗВЕДЕНИЯ НАСЫПИ (h 3,0 м) ИЗ БОКОВЫХ РЕЗЕРВОВ СКРЕПЕРОМ Д-374В
Рис. 7. Технологическая схема возведения земляного полотна скрепером по зигзагообразной схеме: I - набор грунта; II - разгрузка грунта. Примечание. 1. При работе в грунтах недостаточной влажности в состав звена включается поливо-моечная машина ПМ-130, увлажняющая грунт в процессе уплотнения. 2. Тракторы-толкачи включаются в состав звена из расчета обслуживания трех скреперов одним трактором-толкачом.
Приложение № 1Возведение насыпи из боковых резервов
а) эллиптическая схема перемещения грунта из бокового резерва в насыпь применяется при разработке односторонних резервов при длине захватки до 100 м;
б) «восьмерка» применяется при разработке односторонних резервов, при длине захватки от 100 до 200 м;
в) спиральная схема движения по сравнению со схемой «восьмерка» позволяет несколько сократить путь скрепера. Применяется при следующих условиях: ширина насыпи соответствует длине пути разгрузки скрепера или больше ее, разность отметок верха насыпи и дна резервов не превышает 3 м;
1 - 4 - последовательность зарезания и укладки грунта г) С-образная схема применяется при длине захватки 40 - 50 м. При работе по этой схеме производительность труда повышается на 10 % по сравнению с работой в этих же условиях по эллиптической схеме за счет сокращения пути движения скрепера. Рис. 8. Схемы движения скреперов при разработке грунта: - набор грунта; - разгрузка грунта Приложение № 2Разработка грунта скрепером в выемке с продольным перемещением его в насыпь
Рис. 9. Схема движения скрепера при разработке грунта в выемке с перемещением его в насыпь: а) из выемки в насыпь; б) из выемки в две насыпи - набор грунта; - разгрузка грунта Примечание. Разработку выемки рекомендуется начинать с наиболее высокой точки с перемещением и укладкой грунта в наиболее низкую точку насыпи слоями толщиной около 15 см. Во избежание неустойчивого положения скрепера при отсыпке крайних боковых полос насыпи первый слой насыпи отсыпается не на всю ширину, а только по одной полосе с каждой стороны, чтобы при засыпке следующих слоев насыпь имела уклон поверхности в середине, который выравнивается после достижения проектных отметок. VI. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА СКРЕПЕРЕ, ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ПРОМСАНИТАРИЯ6.1. К управлению скрепером допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления, знакомые с правилами эксплуатации и сдавшие минимум по технике безопасности. 6.2. Производитель работ должен проводить инструктаж по правилам техники безопасности с машинистами скреперов 1 раз в квартал и следить за соблюдением этих правил. 6.3. Машинист скрепера должен снабжаться инструкцией, содержащей требования техники безопасности при работе на скрепере, инструкцией по эксплуатации механизма, указаниями о предельных нагрузках и допустимых скоростях движения, картой смазки. 6.4. Перед запуском двигателя машинисту скрепера следует убедиться, что рычаг коробки передач установлен в нейтральное положение, а ручной тормоз находится в заторможенном состоянии. 6.5. Сцепка скрепера с трактором должна быть жесткой. 6.6. При производстве работ на сырых и мокрых участках ковш от налипающего грунта очищают специальными скребками. 6.7. Во время движения скрепера ковш нужно поднимать не менее чем на 0,35 м. При работе скрепера не допускаются крутые развороты с поднятым ковшом, так как в таком положении скрепер имеет наименьшую устойчивость. 6.8. Расстояние от бровки откоса до движущегося по свежеотсыпанной насыпи скрепера должно составлять не менее 1 м. 6.9. Запрещается использование скрепера в дождливую погоду или в мокрых глинистых грунтах. 6.10. Скрепер можно оставлять лишь с выключенным двигателем и опущенным ковшом. 6.11. В ночное время требуется освещать рукоятку управления и нож скрепера путем установки ламп сзади трактора и в передней части скрепера. 6.12. При обрубке канатов следует обматывать их проволокой с двух сторон от места обрубки, так как раскручивание проволок с обрубленных концов может причинить увечье, особенно глазам работающего. 6.13. При обслуживании и ремонте машины и во всех других случаях категорически запрещается находиться под ковшом, заслонкой скрепера и другими узлами и деталями машины, которые удерживаются фрикционными тормозами или гидроустройствами. 6.14. При осмотре, ремонте, очистке от грязи рабочий орган машины в поднятом состоянии может быть закреплен специальными цепями. 6.15. Запрещается подогревать двигатель открытым пламенем. 6.16. В случае воспламенения топлива пламя тушить песком, землей или применять специальный огнетушитель. 6.17. Запрещается работать в одежде, пропитанной горюче-смазочными материалами. 6.18. Машинист скрепера должен уметь оказать первую медицинскую помощь, знать назначение и дозировку каждого медикамента, имеющегося в аптечке. 6.19. Каждый механизм скреперного звена должен оснащаться аптечкой (серия 21175), машинисту скрепера необходимо выдавать мыло (200 г в месяц) и полотенце. 6.20. Машинисту скрепера должна выдаваться спецодежда. Летом: 1. Костюм мужской летний ОСТ 17-114-71, состоящий из куртки, полукомбинезона и берета. 2. Ботинки мужские ГОСТ 5394-74. 3. Рукавицы тканевые ГОСТ 12.4.010-75. Зимой: 1. Куртка мужская ГОСТ 17222 на утепляющей прокладке. 2. Брюки мужские на утепляющей прокладке ГОСТ 18235-72. 3. Сапоги валяные с резиновым низом ОСТ 17-337-74 4. Рукавицы тканевые ГОСТ 12.4.010-75.
СОДЕРЖАНИЕ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |