Информационная система
«Ёшкин Кот»

XXXecatmenu

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ КАЗАХСКОЙ ССР

Единый центр научной организации труда и управления производством

КАРТА
ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА
ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОГО
ПРОИЗВОДСТВА

ВОЗВЕДЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
СКРЕПЕРОМ Д-374Б, ПРИЦЕПНЫМ
К ТРАКТОРУ Т-100МГП
В ГРУНТАХ II ГРУППЫ

Алма-Ата - 1977

КТ-2.1-14-76

МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

Разработана ЕЦНОТ и УП Министерства автомобильных дорог Казахской ССР

Карта трудового процесса дорожно-строительного производства

Возведение земляного полотна скрепером Д-374Б, прицепным к трактору Т-100МГП в грунтах II группы

Утверждена технико-экономическим советом Министерства автодорог КазССР

Протокол № 58
от 30.12.76 г.

Входит в комплект карт

Взамен КТ

I. НАЗНАЧЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КАРТЫ

1.1. Карта предназначена для распространения рациональных приемов и методов организации труда при возведении земляного полотна скрепером Д-374Б в грунтах II группы. Карта способствует совершенствованию работы машиниста скрепера, установлению оптимального режима труда и отдыха и может применяться при разработке учебных планов и программ, учебно-наглядных пособий для обучения рабочих.

1.2. Показатели производительности труда

Показатели

Величина показателя

по карте

по ЕНиР

Выработка на 1 чел.-дн. (при 8-час. рабочем дне), м3

578,1

470

Затраты труда на 100 м3 грунта, чел.-час.

1,31

1,70

Примечания. 1. Транспортировка грунта до 100 м.

2. Работа по данной карте позволит повысить производительность труда до 23 % по сравнению с ЕНиР.

3. В затраты труда включено время на подготовительно-заключительные работы и отдых.

II. ИСПОЛНИТЕЛИ, ПРЕДМЕТЫ И ОРУДИЯ ТРУДА

2.1. Состав специализированного скреперного звена при скорости потока 200 - 250 м в смену.

Состав звена

Высота насыпи, м

до 1,5

до 3

до 6

Количество машин и рабочих

Скреперы Д-374Б в сцепе с трактором Т-100МГП

4 - 6

6 - 8

8 - 10

Бульдозеры на тракторе Т-100М

2

3

4

Автогрейдеры тяжелого типа

1

1

1

Катки прицепные кулачковые и на пневматических шинах

2 - 3

3 - 4

4 - 6

Поливо-моечные машины

2

3

3 - 5

Электростанции

1

1

1 - 2

Машинисты VI разряда

9 - 12

13 - 16

17 - 21

Слесари V разряда (текущий ремонт машин, обслуживание электростанций)

3

5

6 - 9

Слесари IV разряда (техническое обслуживание)

1

1

1

Рабочие III разряда (заправка топливом и смазочными материалами, разбивочные работы)

3

4

6 - 7

2.2. Потребность горюче-смазочных материалов на 1 час работы скрепера.

№ п.п.

Наименование горюче-смазочных материалов

Потребность в ГСМ, кг

1.

Дизельное топливо

10,1

2.

Масло для двигателя 5,0 %

0,505

3.

Трансмиссионное масло 1,5 %

0,15

4.

Консистентная смазка 1,0 %

0,10

III. ПОДГОТОВКА И УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕССА

3.1. Машинисту скрепера должен своевременно предоставляться необходимый фронт работ, заранее подготовленный в соответствии с проектом производства работ.

3.2. Перед началом работ проводятся следующие подготовительные работы:

а) расчистка полосы отвода от леса, кустарника, пней и камней;

б) устройство водоотводов. Водоотводы устраивают в виде канав, а для предупреждения попадания дождевой воды к месту выполнения работ устраивается обвалование. Сбор и отвод грунтовых вод осуществляется дренажными системами;

в) расчистка основания под насыпь от растительного слоя (дерна);

г) разбивка земляного полотна, при которой закрепляют основные точки поперечного профиля: ось и бровки, основания откосов насыпи и резервов.

3.3. Перед началом работ машинисту скрепера необходимо изучить техническую документацию, выбрать наиболее рациональную схему зарезания грунта, схему движения скрепера, чтобы цикл работ выполнялся с наименьшей затратой времени.

3.4. До начала смены машинист скрепера обязан подготовить механизм к работе:

тщательно осмотреть скрепер, убедиться в исправности всех узлов, проверить наличие и комплектность инструмента и принадлежностей;

проверить наличие масла, топлива и воды;

проверить наличие смазки во всех подвижных соединениях и при необходимости смазать узлы согласно карте смазки;

проверить исправность муфты сцепления и тормозов;

проверить наличие освещения (при работе в ночную смену).

3.5. Для сокращения времени простоя в случае поломки механизма машинисту скрепера следует иметь набор запасных частей:

тормозные ленты для лебедок;

сальники бортовой передачи;

набор подшипников;

комплект запасных частей для базового трактора в соответствии с заводской инструкцией по эксплуатации трактора;

комплект инструмента, предусмотренного заводской инструкцией по эксплуатации скрепера;

стальной канат.

3.6. Регулярно необходимо проводить техническое обслуживание и все виды ремонтов в соответствии с планом-графиком, копия которого находится у машиниста скрепера. Сроки проведения технического обслуживания и ремонтов должны строго соблюдаться:

Виды технического обслуживания и ремонтов

Периодичность выполнения тех. обслуживания или ремонтов в машино-часах

Количество тех. обслуживания и ремонтов в одном межремонтном цикле

Время нахождения скрепера в ремонте в календарных днях

Кем проводится техобслуживание или ремонт

1

2

3

4

5

ТО-1

120

32

-

Рабочими мастерских строительного подразделения при обязательном участии машиниста

ТО-2

600

4

2

Т

1200

2

6

В специализированных мастерских

С

2400

1

7

 

К

4800

1

33

На заводе

3.7. Суточный запас питьевой воды (5 л) должен находиться в термосе в кабине трактора.

3.8. Машинист скрепера должен обеспечиваться трехразовым питанием на стане; при значительном удалении от места работ в обеденный перерыв необходимо обеспечивать доставку горячей пищи на трассу.

3.9. Скрепер должен быть оснащен буфером с пружинным амортизатором, что смягчает удары при работе скрепера с трактором-толкачом.

3.10. Общая затрата времени на отдых машиниста скрепера в течение смены определяется в пределах 8 - 14 % от длительности смены.

IV. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА

4.1. Высокая производительность и сохранность скрепера зависят от машиниста, который обязан хорошо знать правила эксплуатации скрепера.

Для достижения наибольшей производительности труда машинист скрепера должен:

а) разрабатывать грунт только исправным скрепером, своевременно осуществляя для этого технический уход за машиной;

Рис. 1. Шахматная схема набора грунта:

а) план разрабатываемых полос; б) гребенчатая схема зарезания; в) план стружки; 1 - 14 - разрабатываемые полосы; i - уклон местности; l и а - длина и ширина стружки при твердых и плотных грунтах

Для увеличения степени заполнения ковша и снижения усилия резания рекомендуется устанавливать на ножах скрепера специальные зубья, а также применять ковш со сплошной режущей кромкой полукруглой формы или со специально установленным средним ножом, который по отношению к крайним ножам выступает вперед на 20 см. В этом случае ковш вырезает толстую и узкую стружку;

в) при разработке легких (рыхлых) грунтов на горизонтальных участках следует применять клиновую схему зарезания:

Рис. 2. Клиновая схема зарезания грунта

г) при резании грунта под уклон (i до 70 - 80 %) следует применять прямоугольную схему зарезания;

Рис. 3. Прямоугольная схема зарезания грунта

д) для увеличения объема заполнения ковша в песчаных грунтах следует применять метод многократного зарезания «клевками»: в период загрузки ковш скрепера на ходу несколько раз (от 3 до 5) наклоняют и получают «клевки», при этом, благодаря движению ковша вверх грунт несколько раз сдвигается к задней стенке и заполнение ковша увеличивается на 10 - 15 %;

Рис. 4. Схема зарезания грунта «клевками»

е) дальность возки должна быть наикратчайшей, а уклоны въездов в грузовом направлении и съездов в порожняковом направлении - минимальными;

ж) глубина зарезания свыше 30 см не допускается, так как чрезмерная толщина стружки, срезаемой ножом, вызывает перегрузку двигателя, снижение его оборотов и полную его остановку;

з) машинист скрепера должен постоянно следить за режущими ножами, изношенные режущие ножи следует перевернуть на 180° для работы второй режущей кромкой, так как при износе ножа уменьшается его вылет и ухудшается набор грунта в ковш.

4.2. При разработке скреперами боковых резервов во всех случаях, когда позволяет длина участка работ, следует работать по зигзагообразной схеме, так как при этом уменьшается число поворотов скрепера, приходящихся на 1 рабочий цикл.

Наиболее рационально применение зигзагообразной схемы при длине участка от 200 м и выше. Другие рекомендуемые схемы разработки скреперами боковых резервов см. приложение № 1. Схемы движения скрепера при разработке грунта в выемке с перемещением его в насыпь даны в приложения № 2.

4.3. Правила движения скрепера:

а) путь движения при наборе (забой) и разгрузке (отвал) грунта должен быть прямым при уклонах не свыше 10°;

б) длина забоя не должна быть меньше пути, необходимого для наполнения ковша скрепера; длина разгрузочного фронта должна быть достаточной для разгрузки ковша;

в) набор грунта и движение груженого скрепера следует вести по возможности под уклон;

г) грунт из скрепера разгружают на малых скоростях движения, транспортируют - на высоких; при работе набор грунта производят на первой передаче, транспортирование груженого скрепера - на третьей передаче, холостой ход - на четвертой, пятой передачах.

4.4. Грунт, доставляемый скрепером к месту укладки, разгружают полосами вдоль насыпи таким образом, чтобы в дальнейшем не разравнивать его.

4.5. Работа скрепера ведется «от себя» для того, чтобы уплотнился ранее уложенный грунт. Разгружают скрепер продольными полосами от края земляного полотна к середине.

Рис. 5. Зигзагообразная схема перемещения грунта:

 - - набор грунта;

 - разгрузка грунта

Рис. 6. Последовательность отсыпки грунта скрепером

4.6. Повороты скрепера следует производить по плавной кривой без переключения скорости двигателя и по возможности разгружать скрепер под уклон.

4.7. Таблица трудовых процессов управления скрепером:

№ п.п.

Наименование операций

Продолжительность в сек.

Примечание

1.

Запуск двигателя

23

 

2.

Регулировка

17

 

3.

Закрытие капота

4

 

4.

Переключение скорости

3

 

5.

Опускание ковша

4

 

6.

Подъем ковша

5

 

4.8. График трудового процесса для зигзагообразной схемы (l = 200 м).

Примечание. Переключение передач (по 3 сек. на 1 передачу, всего 9 п. на 1 цикл) производится на ходу.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ВОЗВЕДЕНИЯ НАСЫПИ (h 3,0 м) ИЗ БОКОВЫХ РЕЗЕРВОВ СКРЕПЕРОМ Д-374В

Рис. 7. Технологическая схема возведения земляного полотна скрепером по зигзагообразной схеме:

I - набор грунта; II - разгрузка грунта.

Примечание. 1. При работе в грунтах недостаточной влажности в состав звена включается поливо-моечная машина ПМ-130, увлажняющая грунт в процессе уплотнения.

2. Тракторы-толкачи включаются в состав звена из расчета обслуживания трех скреперов одним трактором-толкачом.


№ по графику

Наименование элементов процесса, их продолжительность

Характеристика приемов труда

1

2

3

1

Приведение скрепера в рабочее положение, 0,85 мин.

Машинист скрепера запускает двигатель, регулирует число оборотов и включает скорость. При подходе скрепера к месту разработки машинист скрепера открывает переднюю заслонку. Для этого левый рычаг управления лебедки поворачивает в правое положение и тем самым включает барабан лебедки, на который наматывается канат заслонки. Установив требуемый зазор между ножом ковша и заслонкой, последнюю закрепляет установкой левого рычага управления лебедки в нейтральное положение

2; 6; 10; 14

Набор грунта скрепером, 1 мин.

1 - ковш; 2 - нож; 3 - передняя заслонка; 4 - призма волочения

Набор грунта начинает только после того, как трактор и скрепер выйдут на прямую линию. Машинист скрепера поворачивает правый рычаг управления лебедки в правое положение и тем самым растормаживает правый барабан лебедки, что дает возможность ослабить натяжение канатов, на которых удерживается ковш, и ковш под действием собственного веса углубляется в грунт. По мере врезания ковша в грунт и движения скрепера вперед ковш стремится глубже уйти в грунт, поэтому машинист скрепера должен поддерживать ковш на определенной высоте.

Требуемое положение ковша машинист скрепера фиксирует переводом правого рычага в нейтральное положение. После того как ковш будет близок к заполнению, его постепенно выглубляют и устанавливают в транспортное положение. Для того, чтобы ковш скрепера заполнялся как можно полнее, следует соблюдать следующие правила:

а) в первый период зарезания, когда грунт свободно перемещается от ножа к задней стенке и отлагается на дне ковша, заслонка должна быть поднята на 60 - 70 см с таким расчетом, чтобы она не мешала поступлению грунта в ковш;

б) второй период зарезания характеризуется тем, что грунт под действием напора начинает заполнять переднюю часть ковша через щель между передней заслонкой и днищем; в этот период заслонка должна быть опущена в такое положение, чтобы зазор между ней и ножом ковша не превышал 20 см при работе в рыхлых грунтах и 40 см в связных грунтах;

в) в третий период зарезания грунт поступает в ковш под сильным напором, необходимым для того, чтобы отодвинуть часть грунта в ковше. Для этого в конце заполнения ковша стружка должна быть плотной и иметь достаточную толщину, что особенно важно при работе в слабых грунтах. Толщину стружки в последний период заполнения ковша можно увеличить при помощи толкача, а при его отсутствии - за счет уменьшения ширины стружки. В этом случае заслонку необходимо приподнять на 10 - 15 см выше, чем при втором периоде взрезания.

3; 7; 11; 15

Перемещение скрепера с грунтом 0,83 мин.

Загрузив ковш скрепера, машинист устанавливает его в транспортное положение, для чего отводит правый рычаг управления лебедки в левую сторону, вследствие чего правый барабан лебедки начинает вращаться, наматывая на себя канат, поднимает ковш. В это же время машинист скрепера левый рычаг управления лебедки отводит в левую сторону, чем достигается растормаживание левого барабана лебедки, и передняя заслонка под действием собственного веса опускается вниз. Транспортное положение ковша машинист скрепера фиксирует переводом правого рычага управления лебедки в нейтральное положение. Рычаги лебедки должны переключаться быстро и до отказа, учитывая, что неполное включение конусов вызывает длительное скольжение и повышенный нагрев. При подъеме ковша полиспаст не доводить до упора, чтобы избежать обрыва троса, а лишь немного поднять ковш над землей (примерно на 0,5 м), чтобы он мог пройти через имеющиеся на пути неровности. Транспортирование грунта ведется на III передаче.

4; 8; 12; 16

Разгрузка грунта, 0,17 мин.

Подойдя к месту разгрузки, машинист скрепера правый рычаг управления отводит вправо, что ведет к опусканию ковша, левый рычаг управления отводит вправо, что приводит в движение левый барабан и канат, поднимающий заслонку. Опускать ковш скрепера следует до тех пор, пока просвет между режущим ножом и поверхностью насыпи не достигнет требуемой величины (от 20 до 40 см). Длина участка разгрузки должна быть 8 - 10 м.

5; 13

Порожний ход скрепера, 0,18 мин.

Закончив разгрузку, машинист скрепера устанавливает ковш в транспортное положение и начинает порожний ход. При необходимости скрепер производит планировку пути движения. При этом нужно следить, чтобы давление в шинах задних колес было одинаковым, иначе нож будет глубже зарезать грунт на одной из сторон.

9; 17

Разворот скрепера в начале и конце захватки, 0,25 мин.

При работе по зигзагообразной схеме скрепер делает два крутых поворота, по одному в начале и конце захваток. Повороты выполняются на холостом ходу скрепера. Для того, чтобы фрикционы изнашивались равномерно, повороты чередуются - выполняются то влево, то вправо.

Приложение № 1

Возведение насыпи из боковых резервов

а) эллиптическая схема перемещения грунта из бокового резерва в насыпь применяется при разработке односторонних резервов при длине захватки до 100 м;

б) «восьмерка» применяется при разработке односторонних резервов, при длине захватки от 100 до 200 м;

в) спиральная схема движения по сравнению со схемой «восьмерка» позволяет несколько сократить путь скрепера. Применяется при следующих условиях: ширина насыпи соответствует длине пути разгрузки скрепера или больше ее, разность отметок верха насыпи и дна резервов не превышает 3 м;

1 - 4 - последовательность зарезания и укладки грунта

г) С-образная схема применяется при длине захватки 40 - 50 м. При работе по этой схеме производительность труда повышается на 10 % по сравнению с работой в этих же условиях по эллиптической схеме за счет сокращения пути движения скрепера.

Рис. 8. Схемы движения скреперов при разработке грунта:

 - набор грунта;

 - разгрузка грунта

Приложение № 2

Разработка грунта скрепером в выемке с продольным перемещением его в насыпь

Рис. 9. Схема движения скрепера при разработке грунта в выемке с перемещением его в насыпь:

а) из выемки в насыпь; б) из выемки в две насыпи

 - набор грунта;

 - разгрузка грунта

Примечание. Разработку выемки рекомендуется начинать с наиболее высокой точки с перемещением и укладкой грунта в наиболее низкую точку насыпи слоями толщиной около 15 см. Во избежание неустойчивого положения скрепера при отсыпке крайних боковых полос насыпи первый слой насыпи отсыпается не на всю ширину, а только по одной полосе с каждой стороны, чтобы при засыпке следующих слоев насыпь имела уклон поверхности в середине, который выравнивается после достижения проектных отметок.

VI. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА СКРЕПЕРЕ, ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ПРОМСАНИТАРИЯ

6.1. К управлению скрепером допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления, знакомые с правилами эксплуатации и сдавшие минимум по технике безопасности.

6.2. Производитель работ должен проводить инструктаж по правилам техники безопасности с машинистами скреперов 1 раз в квартал и следить за соблюдением этих правил.

6.3. Машинист скрепера должен снабжаться инструкцией, содержащей требования техники безопасности при работе на скрепере, инструкцией по эксплуатации механизма, указаниями о предельных нагрузках и допустимых скоростях движения, картой смазки.

6.4. Перед запуском двигателя машинисту скрепера следует убедиться, что рычаг коробки передач установлен в нейтральное положение, а ручной тормоз находится в заторможенном состоянии.

6.5. Сцепка скрепера с трактором должна быть жесткой.

6.6. При производстве работ на сырых и мокрых участках ковш от налипающего грунта очищают специальными скребками.

6.7. Во время движения скрепера ковш нужно поднимать не менее чем на 0,35 м. При работе скрепера не допускаются крутые развороты с поднятым ковшом, так как в таком положении скрепер имеет наименьшую устойчивость.

6.8. Расстояние от бровки откоса до движущегося по свежеотсыпанной насыпи скрепера должно составлять не менее 1 м.

6.9. Запрещается использование скрепера в дождливую погоду или в мокрых глинистых грунтах.

6.10. Скрепер можно оставлять лишь с выключенным двигателем и опущенным ковшом.

6.11. В ночное время требуется освещать рукоятку управления и нож скрепера путем установки ламп сзади трактора и в передней части скрепера.

6.12. При обрубке канатов следует обматывать их проволокой с двух сторон от места обрубки, так как раскручивание проволок с обрубленных концов может причинить увечье, особенно глазам работающего.

6.13. При обслуживании и ремонте машины и во всех других случаях категорически запрещается находиться под ковшом, заслонкой скрепера и другими узлами и деталями машины, которые удерживаются фрикционными тормозами или гидроустройствами.

6.14. При осмотре, ремонте, очистке от грязи рабочий орган машины в поднятом состоянии может быть закреплен специальными цепями.

6.15. Запрещается подогревать двигатель открытым пламенем.

6.16. В случае воспламенения топлива пламя тушить песком, землей или применять специальный огнетушитель.

6.17. Запрещается работать в одежде, пропитанной горюче-смазочными материалами.

6.18. Машинист скрепера должен уметь оказать первую медицинскую помощь, знать назначение и дозировку каждого медикамента, имеющегося в аптечке.

6.19. Каждый механизм скреперного звена должен оснащаться аптечкой (серия 21175), машинисту скрепера необходимо выдавать мыло (200 г в месяц) и полотенце.

6.20. Машинисту скрепера должна выдаваться спецодежда.

Летом:

1. Костюм мужской летний ОСТ 17-114-71, состоящий из куртки, полукомбинезона и берета.

2. Ботинки мужские ГОСТ 5394-74.

3. Рукавицы тканевые ГОСТ 12.4.010-75.

Зимой:

1. Куртка мужская ГОСТ 17222 на утепляющей прокладке.

2. Брюки мужские на утепляющей прокладке ГОСТ 18235-72.

3. Сапоги валяные с резиновым низом ОСТ 17-337-74

4. Рукавицы тканевые ГОСТ 12.4.010-75.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 



© 2013 Ёшкин Кот :-)