ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ «ОРГТРАНССТРОЙ»
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ПРИГОТОВЛЕНИЕ
ЦЕМЕНТОБЕТОННОЙ СМЕСИ
В СМЕСИТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКЕ
НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ СБ-78
I.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Технологическая карта разработана на основе методов научной
организации труда и предназначена для
использования при разработке проекта
производства работ и организации труда на смесительных установках по приготовлению цементобетонных смесей.
В карте приняты следующие основные условия.
Автоматизированный завод со смесительной установкой СБ-78 работает
в общем комплексе машин и механизмов по устройству цементобетонных покрытий автомобильных дорог.
Расходный склад песка и фракционированного щебня открытого типа с
разделительными стенками располагается рядом со смесительными установками. На складе должен быть создан
запас материалов, достаточный для работы установок в течение 10
дней. Песок и фракционированный щебень к
расходному складу доставляют в железнодорожных вагонах или автомобильным транспортом. В случае доставки нефракционированного или загрязненного щебня должна быть
организована мойка и сортировка материала на фракции. Песок и щебень подают в
питатели дозаторного отделения ковшовыми погрузчиками
типа ТО-18 или «Кейс».
Питание смесительной установки цементом осуществляется от
расходного склада емкостью 300 т.
Цемент к расходному складу доставляют автоцементовозами.
Площадка завода имеет твердое покрытие, обеспечен водоотвод.
Территория завода ограждена временным забором. К заводу подведена вода и электроэнергия.
К смесительной установке проложена подъездная дорога с твердым
покрытием. Движение машин организуют по кольцевой схеме без встречного
движения.
Для вывоза цементобетонной смеси закреплена колонна автосамосвалов с расчетным числом машин.
Число машин корректируют в зависимости от дальности возки смеси и
дорожных условий.
В технологической карте
предусмотрена производительность установки 320 м3
в смену.
При изменении условий, принятых в технологической карте,
необходима привязка ее к новым
условиям.
II.
УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
Автоматизированный цементобетонный завод (ЦБЗ) с установкой СБ-78 предназначен для
приготовления жестких и пластичных бетонных смесей с размерами фракций заполнителей до 40 мм.
Техническая характеристика
Производительность, м3/ч...................................................... 60
Количество
фракций заполнителей:
песок........................................................................... 1
щебень......................................................................... 3
Наибольший размер заполнителя, мм................................... 70
Емкость расходных бункеров, м3
заполнителей............................................................. 36
цемента....................................................................... 12
Установленная мощность, кВт.............................................. 57,8
Габаритные размеры, мм:
длина........................................................................... 36800
ширина........................................................................ 2600
высота......................................................................... 12520
Вес, т....................................................................................... 3
Установка состоит из
следующих основных блоков (см. рисунок):
бетоносмесителя непрерывного действия, рабочим органом которого служат
валы квадратного сечения, с насаженными на них литыми лопастями из стали 35 ГЛ.
Рабочие поверхности лопастей
расположены под углом 45° относительно оси вала;
расходного бункера цемента, представляющего собой цилиндрическо-коническую емкость и предназначенного для приема цемента и питания
цементом дозатора. Бункер оборудован фильтром для очистки отработанного воздуха
перед удалением его в атмосферу и автоматическими указателями нижнего и
верхнего уровней;
дозировочного узла, состоящего из четырех расходных бункеров для щебня и песка с дозаторами. На наклонной стенке
бункера для песка закреплен вибратор В-21.
Дозаторы установлены над горизонтальным сборным транспортером, по которому
материалы поступают к наклонному транспортеру, а затем в бетоносмеситель.
Технологическая
схема работы ЦБЗ со смесителем СБ-78:
1 - питатели; 2 -
транспортеры; 3 - двухрукавная течка; 4
- бункера заполнителей; 5 -
дозаторы заполнителей; 6 - сборный транспортер; 7 - наклонный транспортер; 8 - бункер
цемента; 9 - фильтр; 10 - дозатор цемента; 11 - верхняя
течка; 12 -
нижняя течка; 13 - автобетоносмеситель; 14 - тарировочный дозатор; 15 - накопительный бункер; 16 - смеситель; 17 - рукав для отвода воды в
автобетоносмеситель; 18 - трехходовой
кран; 19 - бак для воды; 20 - дозатор воды
Смесительная установка оборудована дозаторами для цемента, воды и
добавок.
Управляют установкой из кабины машиниста, а электроаппаратура
размещена в специальном помещении. Кабина машиниста оборудована приборами,
регистрирующими ход технологического процесса.
Подготовка смесительной установки к работе
До начала выпуска цементобетонной смеси выполняют следующие
операции:
проверяют наличие цемента, заполнителей, воды и добавок в
расходных емкостях;
включают подачу электроэнергии;
проверяют исправность работы дозаторов;
выдают машинисту установки состав цементобетонной смеси,
подобранный лабораторией в соответствии с влажностью материалов;
устанавливают весовые устройства дозаторов в соответствии с
составом смеси.
Перед включением в работу агрегатов установки машинист подает два
предупредительных звуковых сигнала с интервалом в 1 мин (первый сигнал - продолжительный,
второй - короткий).
После этого агрегаты установки включаются в работу в следующем
порядке:
бетоносмеситель, насос-дозатор (по кольцевой схеме), наклонный транспортер, сборный
транспортер, дозаторы заполнителей, дозатор цемента, трехходовый кран с подачей
воды в смеситель.
Через 1 - 2 мин.
после начала работы вхолостую приступают к выпуску смеси.
Вначале делают пробные замесы в полуавтоматическом режиме.
В этот момент машинист и лаборант определяют путем отбора проб
подвижность смеси (осадку конуса). Если осадка конуса отличается от заданной,
то дозировку воды изменяют.
Добившись заданной осадки конуса и убедившись в правильной
дозировке составляющих материалов, машинист переводит завод на автоматический
режим работы.
Приготовление смеси
Завод работает по
следующей схеме.
Одноковшовыми погрузчиками щебень двух фракций и песок подают из штабелей, размещенных на открытой площадке,
в расходные бункера.
Щебень и песок непрерывно дозируются ленточными маятниковыми
дозаторами С-864, на которые
материал поступает из расходных бункеров. Затем материалы попадают на сборный
транспортер. Вначале на ленту поступает щебень фракции 20 - 40 мм, а затем щебень фракции 5 - 20 мм и
песок. Такой порядок дозирования и подачи устраняет налипание мелких частиц
материала на ленту транспортера. Со сборного транспортера материалы поступают к
наклонному транспортеру.
С наклонного транспортера отдозированные материалы через загрузочную воронку подаются в смеситель.
Цемент из расходного бункера через весовой дозатор цемента СБ-71 поступает непосредственно в смеситель.
Вода дозируется насосом-дозатором и подается по трубопроводу непосредственно
в смеситель.
При приготовлении бетонной смеси вводят поверхностно-активные
добавки, повышающие морозостойкость бетона и удобоукладываемость бетонной смеси, а также уменьшающие водопотребность смеси и
расход цемента. Добавки готовят в специальной установке. Расчет ведется на
сухое вещество. Для приготовления 1
м3 смеси в воду вводят пластифицирующую добавку - сульфитно-дрожжевую
бражку (СДБ) в количестве 0,2 - 0,25 % и
абиетат натрия (смола воздухововлекающая
нейтрализованная - СНВ) в количестве 0,02
- 0,03 % веса цемента и вместе с водой подают в
мешалку.
В смесителе составляющие бетона интенсивно перемешиваются и
транспортируются лопастными валами к выходному отверстию. Из смесителя готовая
смесь вначале попадает в накопительный бункер, а затем через челюстной затвор
выгружается в автомобили-самосвалы.
В конце дня по окончании выпуска бетонной смеси весь
состав бригады приступает к очистке узлов
бетоносмесительного завода. Особенно тщательно очищают мешалку.
В мешалку сначала подают щебень и производят ее сухую очистку,
затем промывают мешалку водой, а также очищают челюстной затвор накопительного
бункера.
Остальные узлы завода очищают сжатым воздухом.
В течение смены и в конце работы подъездные дороги и территорию
завода периодически поливают водой для уменьшения пыли. Бульдозером из-под
мешалок удаляют остатки просыпавшейся цементобетонной смеси.
Требования к качеству
Составляющие бетонной смеси немедленно после поступления на
бетонный завод подвергаются контролю лабораторией ЦБЗ и Центральной
лабораторией строительного управления. Качество материалов проверяют внешним
осмотром и путем отбора и испытания проб.
Ежедневно вначале первой смены представитель лаборатории ЦБЗ проверяет
исправность работы дозаторов. Весовое устройство устанавливается в соответствии
с утвержденным главным инженером СУ составом бетонной смеси и с учетом
влажности заполнителей.
Открывать весовые шкафы и дозировочные устройства разрешается
только работникам лаборатории.
Приготовленная цементобетонная смесь должна иметь
хорошо подобранный гранулометрический состав, обладать необходимой подвижностью
или жесткостью во время уплотнения.
Смесь должна удовлетворять требованиям ГОСТ 8424-72 «Бетон
дорожный».
Качество цементобетонной смеси, получаемое в
смесительной установке СБ-78, в первую очередь зависит от непрерывности ее
работы, так как при каждой остановке расчетное соотношение компонентов бетонной
смеси, в особенности цемента и воды, изменяется.
При одном и том же составе смеси и правильности дозирования
подвижность, удобоукладываемость, объемный вес
и выход бетона должны быть постоянными.
При выпуске цементобетонной смеси контролируют подвижность смеси
(осадку конуса) не менее 5 раз в смену (один раз в час и каждый раз при резком
изменении осадки конуса), а объемный вес, фактический состав бетона, качество добавок, содержание пылевидных и глинистых примесей в щебне и песке
- один раз в смену.
Указания по технике безопасности
К работе на смесительной установке допускаются лица, достигшие 18-летнего
возраста, прошедшие курс обучения, имеющие права на управление смесительной
установкой и ее агрегатами и ознакомленные с
правилами техники безопасности.
Весь персонал, обслуживающий установку, должен быть обеспечен
спецодеждой и индивидуальными средствами защиты.
Перед пуском завода необходимо опробовать работу агрегатов на
холостом ходу.
Завод должен быть оборудован надежной звуковой сигнализацией.
Открытые токоведущие части щитков, контактные части штепсельных соединений,
выключателей и рубильников электрических машин должны быть защищены крышками
или кожухами.
Во время работы завода запрещается производить мелкий ремонт.
Очистку бетоносмесителя, смазку и ремонт
узлов завода следует производить только после остановки завода.
При внезапной остановке одного из работающих узлов
технологического комплекса следует немедленно выключать остальные узлы завода,
сначала по направлению к пункту погрузки материала, а затем к узлу выгрузки
цементобетонной смеси.
Перед остановкой бетоносмесителя необходимо прекратить подачу в нее материалов. В начале рабочего дня или после
остановок завода из-за неисправностей включать отдельные агрегаты завода
машинист смесителя должен только по указанию дежурного механика,
Рекомендуемая техническая литература
При приготовлении цементобетонной смеси следует руководствоваться следующими
нормативными документами и литературой:
СНиП I-В.2-62 «Вяжущие неорганические материалы и добавки для бетонов и
растворов». Госстройиздат, М., 1963.
СНиП I-В.1-62 «Заполнители для бетонов и растворов». Госстройиздат, М., 1963.
«Инструкция по устройству цементобетонных покрытий автомобильных дорог» , «Транспорт», М., 1968.
«Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог». «Транспорт», М., 1969.
III.
УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
Работы по приготовлению цементобетонной смеси ведутся в две смены.
В каждую смену смесительную установку должна обслуживать бригада в
составе 6 чел., в том числе: машинист смесителя 6 разр. - 1;
помощник машиниста (слесарь строительный) 4 разр. - 1; машинист одноковшового погрузчика ТО-18 5 разр. - 1; машинист
компрессора 4 разр. - 1; дозировщик
компонентов 3 разр. - 1; электрослесарь 5 разр.
- 1. Машинист бульдозера 5 разр. и подсобный рабочий 2 разр. в состав звена не включены
и оплачиваются отдельно.
Машинист смесителя управляет установкой в процессе работы, подает предупредительные звуковые
сигналы перед включением агрегатов, включает агрегаты установки.
Помощник машиниста (слесарь строительный) следит за наличием
материалов, в расходных
бункерах, производит смазку узлов, проверяет
состояние шлангов, следит за исправностью агрегатов и узлов установки.
Машинист погрузчика ТО-18 подготавливает машину к работе,
обеспечивает бесперебойную подачу материалов в питатели транспортеров,
обеспечивает техническое обслуживание погрузчика.
Машинист компрессора обеспечивает бесперебойную подачу цемента в расходный
бункер цемента.
Электрослесарь наблюдает за техническим состоянием силового
электрооборудования и устраняет все неисправности.
Дозировщик компонентов проверяет наличие заполнителей
в расходных бункерах и дозирует добавки согласно
рецепту.
Рабочие, не включенные в состав бригады, выполняют следующие
работы:
Машинист бульдозера в течение смены надвигает щебень и песок к
рабочей площадке погрузчика, следит за состоянием подъездных путей к заводу, в
конце смены убирает остатки просыпавшейся смеси под мешалкой.
Подсобный рабочий регулирует подход автосамосвалов под погрузку,
ведет учет приготовленной смеси и оформляет накладные.