| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
CОBET ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ
СТАНДАРТ СЭВ ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДА СМАЗОЧНОГО МАСЛА
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 15 апреля 1985 г. № 1072 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 4598-84 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Метод определения расхода смазочного масла» введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта СССР в народном хозяйстве СССР с 01.01.86 в договорно-правовых отношениях по сотрудничеству с 01.01.86
Утвержден Постоянной Комиссией по сотрудничеству в области стандартизации Берлин, июль 1984 г. Настоящий стандарт СЭВ распространяется на дизели (в дальнейшем - двигатели) промышленные, судовые и железнодорожного транспорта и устанавливает метод определения расхода циркуляционного или цилиндрового смазочного масла. Настоящий стандарт СЭВ не распространяется на двигатели, используемые для привода автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин, самолетов и мотоциклов. Настоящий стандарт СЭВ должен применяться совместно с СТ СЭВ 1582-79. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Определение расхода смазочного масла в стендовых условиях производится при типовых испытаниях двигателей. 1.2. Пояснения основных понятий, используемых в настоящем стандарте СЭВ, приведены в Информационном приложении 1. 1.3. Допускается использование других методов или устройств для измерения расхода смазочного масла. 2. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДА СМАЗОЧНОГО МАСЛА И АППАРАТУРА2.1. Устройство для определения расхода смазочного масла в двигателе (черт. 1) должно включать: дополнительный бак-успокоитель 1, соединенный фланцем с картером или циркуляционным баком испытуемого двигателя по принципу сообщающихся сосудов; масляные насосы 2 и 3 различной объемной подачи, приводимые одним электромотором 4; мерную емкость 5; измерительное устройство 6 и систему трубопроводов. Допускается привод насосов 2 и 3 от различных электромоторов, а также установка заборного трубопровода насоса 2 непосредственно в картер двигателя или циркуляционный бак смазочной системы. 2.2. Объемная подача (Q2) насоса 2 в кубических метрах в час должна быть не менее чем в два раза больше объемной подачи (Q3) насоса 3, а подача насоса 3 должна быть не более чем в 50 раз больше значения 10-3gG, где g - удельный объем смазочного масла, m3 × kg-1; G - расход (циркуляционного или цилиндрового) смазочного масла, g × h-1. Заборный трубопровод насоса 2 должен иметь маслоуспокоительный колокол, возможность вертикального перемещения в баке 1 и фиксации на время измерения в выбранном положении за счет, например, телескопического устройства. 2.3. Вместимость (Vmt) мерной емкости 5 в кубических метрах вычисляют по формуле Vnt = (1,5 - 2,0) × 10-3tgG, (1) где t - продолжительность замера, h. Вместимость (Vct) дополнительного бака 1 должна быть в 4 - 10 раз больше вместимости Vmt мерной емкости 5. Схема устройства для определения расхода смазочного масла 1 - дополнительный бак-успокоитель; 2, 3 - насосы различной объемной подачи (Q2 > Q3); 4 - электромотор; 5 - мерная емкость; 6 - измерительное устройство; А - возможные перемещения заборного трубопровода насоса 2 при выборе степени первоначального наполнения мерной емкости 5 2.4. Устройство для определения расхода масла должно обеспечивать: 1) измерение расхода смазочного масла в двигателях с различными конструктивными схемами смазочной системы; 2) постоянный за время измерения уровень масла в измерительном контуре работающего двигателя. Допустимая погрешность измерения ±0,5 mm; 3) непрерывную регистрацию изменяющегося за время измерения количества масла в измерительном контуре. Допускается дискретная (через каждые 10 - 20 min) регистрация изменения количества масла. 3. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ3.1. Испытания по определению расхода смазочного масла должны проводиться на масле и топливе, марки которых применяются при работе испытуемого двигателя. Не допускается проведение испытаний при отклонении показателей масла от норм, указанных в эксплуатационной документации, выполненной по СТ СЭВ 1798-79. 3.2. В процессе испытаний не допускается проведение на двигателе работ и регулировок, кроме работ, предусмотренных программой и методом испытаний. 3.3. Во время проведения измерений нагрузка на двигатель, частота вращения, температура и давление рабочих агентов должны поддерживаться постоянными, а погрешность - по СТ СЭВ 1582-79, табл. 3. 3.4. Испытания двигателя следует проводить при работе на мощности при полной нагрузке. Допускается проведение измерений при работе двигателя при нагрузках, составляющих 20, 50 и 75 % от номинальной нагрузки. Не допускается проведение испытаний при отклонении показателей масла от норм, указанных в технической документации. 3.5. При проведении испытаний необходимо через 1,0 h регистрировать следующие показатели работы двигателя: 1) нагрузку двигателя: Ttq - крутящий момент, N × m (при использовании гидротормоза, балансирной машины и т.д.) или
2) частоту вращения коленчатого вала или вала отбора мощности n или пd, s-1; 3) температуру охлаждающего агента Tcool, К; 4) температуру смазочного масла на выходе из двигателя T0, К; 5) давление смазочного масла на входе в двигатель р0, kРа; 6) температуру отработавших газов Tg, К; 7) расход топлива Gf, kg × h-1. 3.6. Продолжительность цикла измерения при проведении испытания двигателя для определения расхода смазочного масла должна составлять от 3 до 10 h; и значение выбирают по табл. 1 в зависимости от емкости системы смазки двигателя и ожидаемого расхода масла. Таблица 1
3.7. Максимальная допустимая погрешность измерения расхода смазочного масла - по СТ СЭВ 1582-79, табл. 3. Пример расчета общей относительной погрешности измерения расхода смазочного масла приведен в Информационном приложении 2. 4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ4.1. Расход (G) циркуляционного или цилиндрового смазочного масла в граммах в час вычисляют по формуле где DG - количество смазочного масла, израсходованного в двигателе за время измерения, g. Пример расчета величин DG и t приведен в Информационном приложении 2. 4.2. Удельный расход (g0) циркуляционного или цилиндрового смазочного масла в граммах на киловатт-час вычисляют по формуле где Ре - эффективная мощность двигателя за время измерения, kW. Эффективную мощность двигателя вычисляют по формулам (1), (3) и (4) СТ СЭВ 1582-79, учитывая зафиксированные показатели нагрузки по п. 3.5 настоящего стандарта. 4.3. Относительный расход (gg) цилиндрового или циркуляционного смазочного масла в процентах от расхода топлива вычисляют по формуле 4.4. Максимальную величину общей относительной погрешности измерения расхода смазочного масла (dg) в процентах вычисляют по формуле где DG1 - погрешность измерения расхода, обусловленная изменением температуры смазочного масла за время измерения, g; DG2 - погрешность измерения расхода, обусловленная изменением уровня масла за время измерения, g; V - объем масла в системе смазки, cm3; r, Dr - плотность масла и изменение плотности масла, вызванное изменением его температуры, g × cm-3; S - площадь зеркала масла в картере или циркуляционном баке, cm2; Dh - точность поддержания уровня масла за время измерения, cm. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 1КРАТКИЕ ПОЯСНЕНИЯ ПОНЯТИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ СЭВ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 2ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА РАСХОДА И ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ РАСХОДА СМАЗОЧНОГО МАСЛАПример 1. Расчет расхода масла в двигателе 4410,5/13 при непрерывной регистрации результатов измерений (Ре = 25 kW, Gf = 6,250 kg/h). 1.1. Записывают с помощью, например, тензометрического преобразователя и регистрирующего прибора диаграмму изменения количества смазочного масла в мерной емкости 5 устройства для измерения расхода (черт. 2). 1.2. Проводят среднюю линию 2 мерного участка диаграммы. 1.3. Определяют количество масла DG и продолжительность цикла измерения t по формулам: t = DtMt, (7) где DG1 - замеренное по средней линии 2 уменьшение количества масла в мерной емкости, mm; Dt - замеренная по средней линии 2 продолжительность цикла измерения, mm; Мg - масштаб массы записанной диаграммы, g × mm-1; Mt - масштаб времени записанной диаграммы, h × mm-1. Учитывая, что (см. черт. 2) DG1 = 43 mm, Mg = 5 g × mm-1, Dt = 79 mm, Mt = 0,05 h × mm-1, получают DG = 215 g, t = 3,95 h. 1.4. Рассчитывают по формулам (2) - (4) значения расхода масла:
Пример 2. Расчет расхода смазочного масла в двигателе 4Ч 8,5/11 при дискретной регистрации результатов измерения (Pе = 20 kW, Gf = 5,1 kg/h). 2.1. Фиксируют в моменты времени ti, отсчитываемые с начала цикла измерения, текущие дискретные значения масла Gi в мерной емкости 5 устройства для измерения расхода (см. черт. 1). Общее количество регистраций К за цикл измерения должно быть не менее 15, результаты сводят в табл. 2. Таблица 2
2.2. По правилу наименьших квадратов, используя данные табл. 2, определяют расход масла G по формуле (8) Диаграмма для определения расхода масла при непрерывной регистрации и осреднении результатов измерений 1 - диаграмма изменения количества масла в емкости; 2 - средняя линия мерного участка диаграммы; G - расход масла за выбранное время измерения; B - участок первоначального наполнения мерной емкости; С - участок уменьшения за счет угара количества масла в мерной емкости за время испытаний; 1 h, 100 g - масштабы времени и количества масла для записанной диаграммы Для исследованного дизеля 4Ч 8,5/11 получают:
поэтому
2 3. Рассчитывают по формулам (3), (4) значения расхода масла:
Пример 3. Расчет погрешности измерения расхода смазочного масла в двигателе Ре = 15 kW; g0 = 2 g × (kW × h)-1; V = 5000 cm3; S = 300 cm2). 3.1. Рассчитывают изменение плотности масла Dr от температуры по формуле (9) где DT - погрешность измерения температуры смазочного масла, К; (DT = 8 К по СТ СЭВ 1582-79, табл. 3); k - поправочная константа, характеризующая изменение плотности масла, g × cm-3 × K-1 (для масла r = 0,9 g × cm-3 принимают k = 0,00065 g × cm-3 × К-1).
3.2. Выбирают по табл. 1 t = 6 h и по п. 2.4 Dh = 0,1 cm. 3.3. Определяют по формуле (5) погрешность измерения:
3.4. Учитывая, что найденное значение погрешности измерения превышает максимально допустимую величину по СТ СЭВ 1582-79, при испытаниях для определения расхода масла поддерживают отклонения температуры DT в более узких пределах или увеличивают время измерения.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1. Автор - делегация СССР в Постоянной Комиссии по сотрудничеству в области машиностроения. 2. Тема - 17.036.06-82. 3. Стандарт СЭВ утвержден на 55-м заседании ПКС. 4. Сроки начала применения стандарта СЭВ:
5. Срок проверки - 1992 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |