| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. № 700 "О подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (с изменениями от 16 июля, 30 декабря 2005 г.) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую подпрограмму "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящую в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. 2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать ежегодно при формировании проекта федерального бюджета выделение средств на реализацию подпрограммы, утвержденной настоящим постановлением, исходя из возможностей федерального бюджета. 3. Установить, что разъяснения о порядке реализации подпрограммы, утвержденной настоящим постановлением, дает Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящая в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы(утв. постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. № 700) (с изменениями от 16 июля, 30 декабря 2005 г.) Паспорт подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методамиПроблема обеспечения жильем военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, подлежащих увольнению с военной службы (службы), граждан, уволенных с военной службы (службы), а также приравненных к ним лиц и членов их семей до настоящего времени остается одной из наиболее острых социальных проблем. По данным органов исполнительной власти Российской Федерации, в которых состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий указанные категории граждан, их численность составляет около 570 тыс. семей, в том числе 210 тыс. семей не имеют жилья для постоянного проживания и около 60 тыс. семей подлежат переселению из закрытых военных городков. В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации из общего количества семей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят 120 тыс. семей, из которых 40 тыс. семей не имеют жилья для постоянного проживания. Указами Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 г. № 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" и от 28 июня 1999 г. № 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений" установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов по обеспечению жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений, членов их семей, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, являются выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов (далее - сертификат). Реализация данных указов Президента Российской Федерации осуществлялась в рамках федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. № 71 "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты". Порядок ее реализации определялся постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. № 320 "О мерах по обеспечению реализации президентской программы "Государственные жилищные сертификаты", от 9 декабря 1998 г. № 1458 "О дополнительных мерах по обеспечению реализации президентской программы "Государственные жилищные сертификаты", от 29 марта 1999 г. № 351 "Вопросы реализации президентской программы "Государственные жилищные сертификаты", от 29 сентября 1999 г. № 1095 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений", от 13 октября 1999 г. № 1157 "Об утверждении Порядка зачисления в федеральный бюджет средств, предусмотренных для финансового обеспечения президентской программы "Государственные жилищные сертификаты", и их предоставления в 1999 году", от 24 ноября 1999 г. № 1290 "Об обеспечении жильем в Российской Федерации военнослужащих, увольняемых с военной службы, граждан, уволенных с военной службы и проходивших ее в Вооруженных Силах Российской Федерации на территории космодрома Байконур, а также граждан Российской Федерации, постоянно работающих на комплексе "Байконур", от 19 марта 2002 г. № 168 "О совершенствовании деятельности по реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" и от 21 июня 2002 г. № 450 "О продлении на 2003 год срока действия федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты". Во исполнение указанных постановлений были выпущены ведомственные нормативные акты и распорядительные документы, определяющие порядок реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" (далее - Программа) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и устанавливающие систему контроля и отчетности, а также подписан ряд межведомственных документов. Тем самым была сформирована нормативная правовая база в целях реализации Программы. Система горизонтального и вертикального управления Программой охватила более 3 тыс. органов и организаций, кроме того, в нее вошли рабочие группы и комиссии по реализации Программы, образованные в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На конкурсной основе определен генеральный управляющий Программой - консорциум в составе государственного учреждения "Объединенная Дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, открытого акционерного общества "Военно-страховая компания" и открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию". Для организации взаимодействия указанных групп и комиссий и работы с гражданами - участниками Программы в ряде федеральных округов и субъектов Российской Федерации созданы представительства генерального управляющего Программой. В органах исполнительной власти выделены подразделения и назначены должностные лица, ответственные за реализацию Программы. Для организации оплаты выпущенных сертификатов Министерством финансов Российской Федерации заключено соглашение со Сберегательным банком Российской Федерации (отобранным на конкурсной основе для обслуживания граждан - участников Программы), регламентирующее взаимодействие банка с Министерством и рабочими группами по реализации Программы. Анализ хода реализации Программы позволяет оценить действенность ее основных принципов, таких, как добровольность, целевое адресное предоставление средств федерального бюджета, определение размера безвозмездной субсидии на основе норматива средней стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, а также привлечение собственных или заемных (кредитных) средств граждан для приобретения жилья. Принцип добровольного участия сыграл положительную роль на начальном этапе реализации Программы. Однако в связи с принятыми Правительством Российской Федерации мерами по повышению ее привлекательности и намечаемым постепенным переходом от предоставления жилья в натуральной форме (в виде квартиры) к его денежному эквиваленту данный принцип со временем потеряет свою актуальность. Принцип целевого адресного предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилья доказал свою эффективность, поскольку позволил: решать жилищную проблему путем предоставления гражданам возможности приобретения готового жилья на рынке; предоставлять гражданам право выбора местоположения жилья и его качественных характеристик; обеспечить расходование бюджетных средств, направляемых непосредственно гражданам - участникам Программы, только на приобретение жилья; избежать замораживания бюджетных средств в незавершенном строительстве. Принцип определения по каждому субъекту Российской Федерации норматива средней стоимости 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера безвозмездной субсидии на приобретение жилых помещений гражданами за счет средств федерального бюджета показал свою действенность, так как позволяет учитывать состояние рынка жилья. Однако методику, утвержденную Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, необходимо усовершенствовать исходя из приоритетных направлений государственной жилищной политики. Принцип привлечения собственных или заемных (кредитных) средств граждан был реализован не в полной мере. Основная часть владельцев сертификатов приобретала жилые помещения, площадь которых ниже социальной нормы общей площади жилья (исходя из этой нормы определяется размер безвозмездной субсидии), в связи с отсутствием денежных средств и невозможностью привлечения для приобретения жилья кредитов банков, в том числе ипотечных. Важное социальное значение имел учет права граждан - участников Программы на дополнительную общую площадь жилого помещения при расчете размера безвозмездной субсидии. Главным распорядителем средств федерального бюджета, предназначенных для реализации Программы, являлось Министерство финансов Российской Федерации. Такая организация финансирования позволила осуществлять надежный контроль за целевым использованием средств, но при этом вошла в противоречие с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Программой было предусмотрено обеспечение в 1998 - 2002 годах постоянным жильем 210 тыс. семей, в том числе: 160 тыс. семей граждан, уволенных с военной службы; 50 тыс. семей военнослужащих, увольняемых с военной службы. Всего за 5 лет реализации Программы выпущено около 102 тыс. сертификатов: 1998 год - 12,8 тыс. штук; 1999 год - 16,3 тыс. штук; 2000 год - 25 тыс. штук; 2001 год - 21,3 тыс. штук; 2002 год - 27 тыс. штук. В 2003 году предусмотрено выпустить около 18 тыс. сертификатов. За период реализации Программы на ее финансирование направлены средства федерального бюджета в сумме 39,7 млрд рублей. Реализация сертификатов в целом по Программе составляет 87 процентов. В ходе реализации Программы выявилась необходимость формирования и ведения единого реестра выданных и оплаченных сертификатов. Для этого генеральным управляющим Программой разработана и введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система учета выдачи и реализации сертификатов. Введение в практику реализации Программы порядка, при котором граждане - участники Программы берут обязательство освободить занимаемое жилье после приобретения новой жилой площади с помощью сертификата, позволяет высвободить жилье для повторного заселения гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющими право на льготы при получении жилья. Несмотря на положительные итоги реализации Программы, можно отметить и ее недостатки: Программой были охвачены не все категории граждан, которым в соответствии с законодательством предоставлено право на получение субсидии; требуется дальнейшее совершенствование методики определения средней стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, используемой при расчете размера субсидии; не разработаны механизмы, позволяющие владельцам сертификатов воспользоваться банковским кредитом, в том числе ипотечным; отсутствует возможность приобретать строящееся жилье, а также использовать средства субсидии для строительства индивидуального жилого дома; требуется совершенствование системы документооборота в части сокращения сроков прохождения документов от момента оформления сертификата до его реализации; несовершенство системы учета жилья, высвобождаемого владельцами сертификатов. В связи с тем, что Программа показала свою действенность, ее основные принципы и механизмы реализации сохранены при разработке подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - подпрограмма). Необходимость устойчивого функционирования системы предоставления субсидий отдельным категориям граждан определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку она: является одной из приоритетных при формировании федеральных целевых программ, а ее решение позволит обеспечить улучшение жилищных условий и качества жизни населения, создать условия для функционирования и развития рынка жилья; носит межотраслевой и межведомственный характер и не может быть решена без участия федерального центра; не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов капитального характера в течение нескольких лет; носит комплексный характер и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие. Особенности структуры, состава, схемы финансирования, форм и методов текущего управления и контроля за реализацией подпрограммы обусловлены существующей нормативной правовой базой и спецификой обеспечения соответствующих категорий граждан сертификатами. При разработке нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию подпрограммы, будут учтены возможности использования системы ипотечного жилищного кредитования, разработан механизм приобретения строящегося жилья и осуществлено дальнейшее совершенствование системы управления и финансирования подпрограммы. 2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммыГлавной целью подпрограммы является обеспечение жильем семей военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, содержащихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, увольняемых со службы из указанных органов и учреждений, граждан, уволенных с военной службы (службы), граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, и других приравненных к ним лиц. С этой целью подпрограммой предусматривается использование средств федерального бюджета для предоставления гражданам указанных категорий безвозмездной субсидии на приобретение жилья (далее - субсидия). Гражданам перечисленных категорий, имеющим право на получение субсидии и принявшим решение участвовать в подпрограмме (далее - граждане - участники подпрограммы), субсидия предоставляется в размере, равном расчетной стоимости жилого помещения по социальной норме площади жилья, установленной для семей разной численности. Участие в подпрограмме добровольное. Граждане - участники подпрограммы могут реализовать свое право на получение субсидии только один раз. Органы исполнительной власти, осуществляющие выдачу сертификатов, обязаны проинформировать граждан, принимающих решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные граждане - дать письменное согласие на участие в ней на этих условиях. Право на получение субсидии имеют следующие категории граждан Российской Федерации и члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий: военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет; сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет; сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет; члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы. При этом вдовы (вдовцы) военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по контракту, имеют право на получение субсидии до повторного вступления в брак; члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет. При этом за вдовами (вдовцами) указанных граждан право на получение субсидии сохраняется до повторного вступления в брак; граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет; граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет; граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. В общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета. Граждане, проживающие в военных городках, утративших статус закрытых военных городков после 1998 года, могут принять участие в подпрограмме в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, если они стояли в очереди на улучшение жилищных условий в субъектах Российской Федерации, избранных для постоянного проживания, до исключения закрытого военного городка из перечня закрытых военных городков. Формирование списков получателей сертификатов и выдача сертификатов осуществляются по месту учета граждан - участников подпрограммы. Субсидии предоставляются в первую очередь гражданам - участникам подпрограммы, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных городков, поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, созданных в установленном порядке для выполнения народно-хозяйственных задач. Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан - участников подпрограммы не имеющими жилых помещений является: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; проживание в общежитии или в служебном жилом помещении при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма (коммерческого найма) при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания. Сертификаты выпускаются в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов, ежегодно разрабатываемым государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации и утверждаемым Правительством Российской Федерации. Сертификаты выпускаются в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год. Распределение сертификатов между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основании заявки, представленной ими государственному заказчику подпрограммы, пропорционально количеству сертификатов, необходимому для выдачи гражданам - участникам подпрограммы. Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов как формы бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем военнослужащих не распространяется на участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, предусмотренной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 3. Механизм реализации подпрограммыСертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина - участника подпрограммы на получение субсидии. Сертификат не является ценной бумагой, он не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Порядок выпуска и погашения сертификатов определяется Правительством Российской Федерации. Срок действия сертификата составляет 9 месяцев с даты его выдачи. Расчет размера субсидии производится исходя из социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов семьи гражданина - участника подпрограммы и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья. Показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья определяются Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в соответствии с утверждаемой в установленном порядке методикой определения средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера субсидий на приобретение жилых помещений. Социальная норма общей площади жилья, исходя из которой определяется размер субсидии, устанавливается в следующих размерах: для семьи численностью 1 человек - 33 кв. метра; для семьи численностью 2 человека - 42 кв. метра; для семьи численностью 3 и более человек - n × 18 кв. метров, где n - число лиц, признаваемых членами семьи в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Для граждан - участников подпрограммы, имеющих в соответствии с пунктом 8 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и абзацем третьим статьи 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, право на дополнительную общую площадь жилого помещения, расчет размера субсидии производится с учетом нормы дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. метров. Размер субсидии рассчитывается органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу сертификата гражданину - участнику подпрограммы, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок его действия. Расчет размера субсидии производится на дату выдачи сертификата, указанную в бланке сертификата. Особенности порядка предоставления субсидий гражданам - участникам подпрограммы и членам их семей, владеющим жилыми помещениями на праве собственности или проживающим в них по договору социального найма и признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, определяются Правительством Российской Федерации. Граждане - участники подпрограммы могут приобретать на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и (или) юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (жилые помещения), в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек), как за счет средств субсидии, так и с дополнительным привлечением собственных или заемных (кредитных) средств. Общая (жилая) площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена семьи гражданина - участника подпрограммы, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше нормы общей (жилой) площади жилого помещения, установленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата. При приобретении гражданином - участником подпрограммы за счет средств субсидии или с привлечением собственных или заемных (кредитных) средств более одного жилого помещения право собственности на приобретаемые жилые помещения реализуется по договоренности членов его семьи. Такое приобретение возможно только при условии, что размер общей (жилой) площади приобретаемых жилых помещений в расчете на одного собственника будет не меньше нормы общей (жилой) площади жилого помещения, установленной для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья. Полученный сертификат сдается его владельцем в банк, где на его имя открывается отдельный блокированный целевой лицевой счет, предназначенный для зачисления субсидии. На указанный счет могут быть зачислены также личные или заемные (кредитные) средства гражданина - участника подпрограммы. Отбор банков, участвующих в реализации подпрограммы, осуществляется на конкурсной основе. Условия конкурса определяются государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации. Владелец сертификата в течение срока его действия представляет для оплаты в банк договор (договоры), явившийся (явившиеся) основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение (жилые помещения), и правоустанавливающие документы на жилое помещение (жилые помещения), приобретенное (приобретенные) посредством реализации такого договора (договоров). Банк осуществляет проверку представленных документов и при соблюдении установленных условий принимает договор (договоры) к оплате. Перечисление средств с отдельного блокированного целевого лицевого счета лицу (лицам), участвующему (участвующим) в договоре (договорах), осуществляется в безналичной форме в течение 10 рабочих дней со дня принятия банком договора (договоров) к оплате. После приобретения жилья с помощью сертификата граждане - участники подпрограммы исключаются из списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального (местного) бюджета. В случае если владелец сертификата по какой-либо причине не смог решить своей жилищной проблемы в установленный подпрограммой срок действия сертификата и не воспользовался правом на получение выделенной ему субсидии, он сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе и на дальнейшее участие в подпрограмме в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов, и не подлежит снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. 4. Организация управления и контроль за реализацией подпрограммыГосударственный заказчик подпрограммы осуществляет: общее руководство подпрограммой; выпуск и погашение сертификатов; координацию и контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и юридических лиц по реализации подпрограммы в части исполнения ими положений подпрограммы. Для текущего управления реализацией подпрограммы государственный заказчик передает государственному учреждению "Объединенная Дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу следующие функции: обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также юридических лиц, участвующих в реализации подпрограммы; подготовка проекта графика выпуска и распределения сертификатов на основе анализа заявок на выпуск сертификатов, поступающих от федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; подготовка проектов сводных заявок на выпуск сертификатов; участие в осуществлении контроля за деятельностью рабочих групп (комиссий), созданных органами исполнительной власти, в части исполнения ими положений подпрограммы; ведение единого реестра выданных и оплаченных сертификатов; представление информации об оплате сертификатов органам исполнительной власти, выдавшим их; обеспечение через банки, участвующие в реализации подпрограммы, своевременной оплаты договоров приобретения жилья, предъявленных владельцами сертификатов (в срок не более 10 рабочих дней с даты принятия банком договора к оплате); учет средств, использованных на реализацию подпрограммы; представление в установленные сроки государственному заказчику подпрограммы отчета о ходе ее реализации и об использовании бюджетных средств. Государственный заказчик подпрограммы может на договорной основе передать организациям, отобранным в результате конкурса, следующие функции: проведение в средствах массовой информации информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации подпрограммы; разработка и распространение информационно-разъяснительных материалов о подпрограмме, предназначенных для получателей сертификатов; организация в субъектах Российской Федерации деятельности общественных приемных по работе с гражданами - участниками подпрограммы; оказание гражданам - участникам подпрограммы консультативной помощи в решении вопросов, возникающих в процессе реализации сертификатов с момента их выдачи до момента приобретения жилья. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются организаторами мероприятий по реализации подпрограммы на соответствующей территории, выдают гражданам в установленном порядке сертификаты, а также в пределах своей компетенции осуществляют контроль за реализацией подпрограммы органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, в которых состоят на учете граждане - участники подпрограммы, организуют работу по выдаче им сертификатов. Контроль за реализацией подпрограммы осуществляется по следующим показателям: количество сертификатов, выданных гражданам - участникам подпрограммы, и размер средств федерального бюджета, предусмотренных на их реализацию; количество реализованных сертификатов и размер средств федерального бюджета, выделенных на их погашение. 5. Система программных мероприятийМероприятия, обеспечивающие реализацию подпрограммы, направлены на решение поставленных задач и подразделяются на мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы, организационные мероприятия, а также мероприятия по финансированию капитальных и других расходов за счет средств федерального бюджета. В качестве критериев успешности решения поставленных задач будут использоваться целевые показатели, приведенные в предыдущем разделе. Перечень основных мероприятий, обеспечивающих реализацию подпрограммы, приведен в приложении № 1. В состав мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы включена разработка нормативных правовых документов, связанных с механизмом реализации мероприятий подпрограммы. В состав научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ входят работы по совершенствованию нормативной правовой базы, повышению эффективности механизмов реализации подпрограммы, исследованию рынка недвижимости с целью предоставления информации гражданам - участникам подпрограммы о вариантах приобретения жилья, совершенствованию электронной системы учета граждан - участников подпрограммы. Организационные мероприятия будут направлены на дальнейшее совершенствование системы управления и контроля за реализацией подпрограммы, а также на оказание конкретной помощи гражданам - участникам подпрограммы в регионах, формирование единой базы данных о гражданах - участниках подпрограммы, ведение единого реестра выданных и оплаченных сертификатов, а также проведение информационно-разъяснительной работы. 6. Ресурсное обеспечение подпрограммыОбщий объем финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 114510,7 млн рублей, в том числе:
Объем финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета в 2004 - 2010 годах приведен в приложении № 2 и ежегодно будет уточняться исходя из возможностей федерального бюджета на соответствующий год. Исходя из планируемого финансового обеспечения, расчетное число семей граждан - участников подпрограммы составляет 125 тыс. семей, в том числе: состоящих на учете в субъектах Российской Федерации - 40 тыс. семей; состоящих на учете в федеральных органах исполнительной власти, включая семьи граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, - 85 тыс. семей. Прогнозный объем выпуска сертификатов в 2004 - 2010 годах приведен в приложении № 3. 7. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации подпрограммыЭффективность реализации подпрограммы и использования выделенных на нее средств федерального бюджета обеспечивается за счет: исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств; прозрачности прохождения средств федерального бюджета; мобильности использования средств федерального бюджета, предусмотренных для оплаты приобретаемого жилья (в течение 15 - 20 дней); государственного регулирования порядка расчета и предоставления субсидии; экономии бюджетных средств, выделяемых на предоставление субсидий, в сравнении со средствами, направляемыми на финансирование строительства, за счет отсутствия в цене жилья стоимости земли и обременений, связанных с развитием инженерной и социальной инфраструктур (до 15 процентов); адресного предоставления средств федерального бюджета; возможности привлечения собственных или заемных (кредитных) средств граждан для приобретения жилья. Успешная реализация подпрограммы позволит: обеспечить жильем за счет средств федерального бюджета около 125 тыс. семей граждан - участников подпрограммы, имеющих право на получение жилья за счет средств федерального бюджета; высвободить ранее занимаемое гражданами - участниками подпрограммы жилье для его предоставления военнослужащим и другим категориям граждан; оказать влияние на развитие рынка недвижимости; поддержать строительный комплекс и сохранить рабочие места в строительстве и на предприятиях по производству строительных материалов; развить систему ипотечного жилищного кредитования; усовершенствовать нормативную правовую базу в области обеспечения жильем отдельных категорий граждан; создать условия для улучшения демографической ситуации в Российской Федерации, а также снизить социальную напряженность среди военнослужащих и некоторых других категорий граждан. Приложение № 1к подпрограмме
"Государственные Основные мероприятия, обеспечивающие реализацию подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы
Приложение № 2к подпрограмме
"Государственные Объем финансирования подпрограммы в 2004 - 2010 годах
Приложение № 3к подпрограмме "Государственные
Прогнозный объем выпуска сертификатов в 2004 - 2010 годах
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |