| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОССТРОЙ РОССИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МДС 80-4.2000 МОСКВА 1999 РАЗРАБОТАНЫ Минстроем России (канд. экон. наук А.С. Граблев - научный руководитель, кандидаты техн. наук Р.Б. Шакиров, Б.И. Тихонов, Н.В. Мякошин, И.Ю. Хурумова, Ю.В. Пахомова) в соответствии с Положением о подрядных торгах в Российской Федерации. Содержат состав, порядок разработки, оформления и использования тендерной документации. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯМетодические рекомендации (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с «Положением о подрядных торгах в Российской федерации», утвержденным совместным распоряжением Госкомимущества и Госстроя России от 13 апреля 1993 г. № 660-р/18-7, содержат состав, порядок разработки, оформления и использования тендерной документации, необходимой для проведения подрядных торгов в Российской Федерации. 1.1. Тендерная документация - это комплект документов, содержащих приглашение к торгам, информацию об объекте, предмете и условиях торгов, инструкцию участникам торгов, предложения их организатора об условиях передачи победителю заказа на выполнение работ, указанных в предмете торгов. Конкретный состав тендерной документации зависит непосредственно от предмета торгов и определяется тендерным комитетом в соответствии с поручением заказчика или организатора торгов. Для разработки тендерной документации могут быть привлечены инженерно-консультационная или проектная организации. 1.2. Настоящими Рекомендациями учитывается, что заказчик на момент разработки тендерной документации обладает необходимыми инвестиционными ресурсами или правом распоряжения ими в необходимый период времени, подтвержденным соответствующими финансовыми документами, например кредитным договором или распоряжением органа исполнительной власти. 1.3. Подрядные торги могут проводиться при размещении заказов на: реализацию крупных целевых инвестиционных программ, проектов застройки жилых районов, градостроительных комплексов и промышленных зон; строительство предприятий, зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе на условиях «под ключ»; выполнение проектных, инженерно-изыскательских, конструкторских, строительных, монтажных, пусконаладочных и других видов работ; поставку комплектного технологического оборудования, в том числе на условиях «под ключ»; управление проектом, консультирование, надзор; любые технически и организационно обоснованные сочетания указанных работ и услуг. Данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен другими экономически обоснованными видами работ и услуг, которые с точки зрения заказчика целесообразно выставить на торги. 1.4. В настоящих Рекомендациях изложен порядок разработки и оформления тендерной документации. При подготовке тендерной документации для проведения торгов можно опускать отдельные положения и требования или включать дополнительные, не противоречащие Положению о подрядных торгах в Российской Федерации. 1.5. Тендерный комитет организует распространение тендерной документации, дает необходимые разъяснения по ней, решает вопрос изменения этой документации и процедур ее рассмотрения. 1.6. Тендерная документация составляется таким образом, чтобы все участники понимали содержащуюся в ней информацию одинаково. При описании работ должны употребляться общепринятые обозначения. При необходимости введения новых терминов в тендерной документации приводятся их определения. 1.7. Требования, включаемые в тендерную документацию, должны быть одинаковыми для всех без исключения оферентов. 1.8. Тендерная документация утверждается заказчиком. 1.9. Разработка тендерной документации оплачивается заказчиком (инвестором): по вновь начинаемым стройкам - за счет средств, предусматриваемых по целевому назначению в сводных сметных расчетах (сводных расчетах) стоимости строительства по гл. 12 «Проектные и изыскательские работы»; по незавершенному строительству при отсутствии подрядчика - за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты, имеющегося в распоряжении заказчика, а также экономии лимита по другим статьям сводного сметного расчета (сводного расчета) стоимости строительства, образованного в результате его пересмотра. При проведении торгов на проектные инженерно-изыскательские работы и отсутствии сводного сметного расчета (сводного расчета) стоимости строительства финансирование может осуществляться за счет целевых средств, предусмотренных в федеральной или региональной программе проектирования, с последующим отнесением затрат в счет разработки предпроектной или проектно-сметной документации соответствующей стройки. 1.10. Тендерная документация передается претендентам, как правило, за плату, в комплекте, по их официальному запросу. Порядок и условия выкупа тендерной документации определяются тендерным комитетом и сообщаются претендентам в приглашении для участия в торгах или в объявлении о проведении торгов, опубликованном в печати. При этом цена на тендерную документацию устанавливается в зависимости от окупаемости затрат на ее разработку и распространение, проведения анализа предложений оферентов, подведения итогов конкурса и определения победителя. В отдельных случаях тендерная документация может передаваться претендентам бесплатно или по цене затрат на ее размножение. 2. СОСТАВ ТЕНДЕРНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ2.1. Тендерная документация состоит, как правило, из следующих основных документов и разделов: приглашения для участия в торгах; общих сведений об объекте и предмете торгов, проектной документации (техническая часть); инструкции оферентам; формы заявки претендента на участие в торгах; условий и порядка проведения торгов; проекта контракта. 2.2. Конкретный состав, порядок, формы представления информации и другие условия подготовки тендерной документации уточняются тендерным комитетом в соответствии с поручением заказчика либо организатора торгов. 2.3. Приглашение для участников торгов является составной частью тендерной документации. Состав информации в приглашении для участников приведен в прил. 1. 3. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЪЕКТЕВ разделе «Общие сведения об объекте и предмете торгов» приводятся следующие данные: наименование, адрес, описание размещения объекта торгов; общее описание предмета торгов с обозначением главных количественных параметров с указанием освоенных и предстоящих объемов работ (для незавершенных объектов); даты и сроки выполнения работ; наименование заказчика, организатора торгов; условия и порядок посещения строительной площадки; другие общие сведения, характеризующие предмет торгов. 4. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬВ этот раздел при проведении подрядных торгов на строительство зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе на условиях «под ключ» включаются: пояснительная записка с обоснованием намечаемого строительства, его основных технико-экономических показателей и характеристик продукции; генеральный план, опорные и ситуационные планы, схемы инженерных сетей; основные положения, характеризующие архитектурно-строительные, принципиальные конструктивные и технологические решения зданий и сооружений, инженерное обеспечение объекта торгов; укрупненные показатели (объемные и по площадям) по зданиям и сооружениям и видам работ объекта торгов; основные положения по организации строительства, сроки строительства объекта торгов; особые технические условия на объект торгов; информация о действующих нормах, правилах, государственных стандартах и инструкциях, системах измерений; другие данные, характеризующие объект строительства или предмет торгов. 5. ИНСТРУКЦИЯ ОФЕРЕНТАМВ этом разделе тендерный комитет в зависимости от предмета торгов определяет состав, содержание и формы представления информации. Приведенные в приложениях настоящих Рекомендаций формы представления не приведены в полном объеме и даны в виде иллюстраций. Претендент, решивший принять участие в торгах, представляет в тендерный комитет следующие документы: заявку на участие в подрядных торгах, в которой сообщается решение претендента об участии в торгах на условиях, приведенных в тендерной документации, или приводятся альтернативные предложения. В заявке указывается наименование, юридический адрес и банковские реквизиты претендента. Заявка подписывается руководителем, уполномоченным заключить контракт, и скрепляется печатью. Примерная форма заявки на участие в торгах приведена в прил. 2; копию платежного документа, подтверждающего внесение первого задатка, и временное поручительство в форме гарантии банка. Примерная форма гарантийного обязательства приведена в прил. 3; справку о заключенных за последние 12 мес. контрактах с указанием основных условий контрактов с перечнем субподрядчиков, иностранных партнеров (если они имеются); оферту, разработанную в соответствии с настоящей инструкцией, которая состоит из следующих частей: 5.1. Общие сведения об объекте, которые включают*: полное наименование организации (претендента) и его реквизиты, адрес, телефон, телефакс и др.; перечень офисных и производственных помещений; профилирующее направление деятельности; заверенные копии регистрационных и уставных документов; прежнее название организации, если оно менялось и когда; лицензии на определенные виды деятельности; структуру организации (фирмы), наличие филиалов и дочерних фирм. Рекомендуемая форма представления информации приведена в прил. 4, перечень субподрядчиков - в прил. 5; годовой объем за последние три года аналогичных работ, являющихся предметом торгов, в этом числе объем работ, выполненных собственными силами. По требованию тендерного комитета объем выполненных работ может исчисляться как в рублях, так и в иностранной валюте; банковские реквизиты; данные по составу и квалификации технического и производственного персонала за последние три года. По основным категориям персонала надлежит указывать среднестатистические показатели за год. Форма заполнения приведена в прил. 6; число административно-управленческого персонала, анкетные данные руководителей и основных должностных лиц; перечень оборудования для выполнения рассматриваемых работ, например, для выполнения общестроительных и вспомогательных работ, оборудования для производства дорожных работ и прокладки инженерных сетей, перечень транспортных средств с указанием их назначения и грузоподъемности и т.п. Форма заполнения дана в прил. 7; данные о финансовом положении, в том числе баланс, расчет прибылей за последние три года. В случае необходимости претендент должен представить дополнительные подробные данные по балансу за этот промежуток времени (прил. 8); сведения о платежеспособности претендента, подписанные уполномоченным банка; сведения о судебных арбитражных процессах, на которых он (претендент) выступает (выступал) как обвиняемая сторона, а предметом иска является нарушение обязательств относительно качества, сроков либо финансовых затруднений; опыт и стаж работы претендента в области, определяемой предметом торгов. Ему следует указать введенные объекты, сопоставимые по виду и объему (прил. 9 и 10); фотографии, книги, брошюры, статьи, справочные материалы отзывы заказчиков и другие документальные свидетельства, подтверждающие опыт претендента и его способность выполнить предложенные на торгах работы. При консорциуме эти же сведения предоставляет каждая партнерская фирма, если они имеются, а также перечень субподрядчиков. * Если торги проводились с предварительной квалификацией, то п. 5.1 можно опустить. 5.2. Требования к содержанию оферты, которые включают: цены на строительную продукцию или предмет торга, условия и порядок пересмотра этих цен; условия, виды и методы внесения платежей в зависимости от уровня цен, предлагаемые формы оплаты, порядок финансирования, условия кредитования работ; сроки действия оферты, условия и порядок прекращения и продления ее действия и др.; условия, при которых оференту предоставляется возможность представить альтернативные предложения; условия, при которых возможно отклонение предложений участников торгов или прекращение торгов. 5.3. Правила оформления и предоставление материалов оферты, которые включают: указание о количестве экземпляров оферты, направляемых в адрес тендерного комитета (при расхождениях информации в оригинале предложения и его копиях предпочтение отдается тексту оригинала); адрес для связи с представителем тендерного комитета, у которого можно получить информацию относительно неясностей в тендерной документации и условий проведения торгов; оформление оферт, требования к визированию поправок и исправлений; указание о строгом соответствии графам в оферте представленных или впечатанных цен на отдельные виды работ или предмет торгов; подход тендерного комитета к возможным арифметическим ошибкам в ценах предложения*, указание о представлении стоимостных показателей в соответствующей валюте: требования к оформлению подписей лиц, заверяющих подлинность предложения; указание о способе представления оферт (лично, под расписку, заказной почтой и т.п.); требования к упаковке предложений (оферт); описание процедуры вскрытия конвертов с офертами и срок определения победителей торгов; указание о способе уведомления победителя торгов; рекомендации по составу и правилам предоставления пояснительной записки; отзыв оферты. * При расхождении между ценой за единицу и суммой цен по данной группе, например, предпочтение отдается цене, предусмотренной соответствующей позицией. 5.4. Требования к организации работ и управлению проектом, которые включают: схемы и графики производства работ; графики поставки строительной техники и технологического оборудования; календарные планы выполнения работ; состав привлекаемых материальных и трудовых ресурсов, строительных машин; перечень привлекаемых субподрядных и транспортных организаций; режим рабочего времени, подготовки кадров; обеспечения работающих жильем и объектами социальной инфраструктуры; предложения по охране окружающей среды, технике безопасности. 5.5. В коммерческую часть оферты включены показатели, необходимые оферентам для оценки стоимости и возможности выполнения представленных на торги работ: информация о налогах, тарифах, сборах, штрафах, акцизах, таможенных пошлинах, транспортных, страховых и инспекционных расходах, условиях и порядке перевода средств (в том числе за границу) и другая коммерческая информация; информация об ограничениях, введенных законодательными и исполнительными органами, собственниками земли и недвижимости. размер, порядок внесения и срок возврата денежных задатков, гарантирующих безотзывность предложения участника торгов в течение оговоренного периода времени, гарантия конфиденциальности любой документации, составляемой в рамках проводимых торгов. 6. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ6.1. В этот раздел включаются следующие положения: ссылка на законодательство и соглашения, юрисдикция которых распространяется на проведение торгов, в том числе ссылка на Положение о подрядных торгах в Российской Федерации, а также ссылке на законодательство, которое распространяется на выполнение контракта; дата и место вскрытия конвертов с офертами и сведения о том, будет ли этот процесс открытым; основные критерии оценки и предложения оферента: минимальная цена выполнения подряда, определенная с учетом текущих цен, а также условия расчетов, предлагаемые претендентом; срок выполнения подряда; технические возможности претендента и гарантии качества выполняемых работ; деловая репутация претендента, устойчивые долгосрочные контракты, возможность привлечения квалифицированных субподрядчиков и надежных поставщиков; обеспечение требований по охране окружающей среды; другие коммерческие, технические и организационные требования. методика выбора победителя, порядок утверждения результатов торгов; условия и порядок внесения второго задатка; уведомление о том, какой документ подписывается победителем торгов (контракт или протокол о проведении дальнейших переговоров и контракт); предупреждение о неприятии на себя обязательства мотивировать и объяснить причины отклонения оферт; порядок извещения оферентов о результатах торгов. одной из форм извещения оферентов о победителе торгов может быть направление оферентам копии протокола заседания тендерного комитета; порядок проведения переговоров с победителем торгов. 6.2. Рекомендуемая форма извещения победителя торгов и приглашения его для проведения переговоров и оформления контракта приведена в прил. 11. 7. ПРОЕКТ КОНТРАКТА МЕЖДУ ЗАКАЗЧИКОМ И ПОБЕДИТЕЛЕМ ТОРГОВ7.1. Одним из важнейших документов тендерной документации является проект контракта между заказчиком (инвестором) и победителем торгов. 7.2. При подготовке проекта контракта рекомендуется пользоваться Основными положениями порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 г. № 812 и Руководством по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации, одобренным Минстроем России 27 мая 1992 г. 7.3. Информация, необходимая для подготовки проекта контракта (предмет контракта, сроки выполнения работ, порядок и условия расчетов и платежей, обязательства сторон, сведения о производстве и приемке работ, условия и порядок расторжения контракта и др.), содержится в соответствующих разделах тендерной документации. В проекте контракта может быть указана стартовая цена предмета торгов, предлагаемая заказчиком и определенная в соответствии с Порядком определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений, (письмо Госстроя России от 29 декабря 1993 г. № 12-349), а на строительство, осуществляемое с участием иностранных фирм, - в соответствии с Порядком определения стоимости строительства, осуществляемого в Российской Федерации с участием иностранных фирм. В раздел «Особые условия» могут включаться другие положения и требования заказчика, которые необходимы для учета специфики предмета торгов, но не противоречащие действующему законодательству. Приложение 1Приглашение к участию в торгах
Приложение 2Примерная форма заявки на участие в торгах
Приложение 3Гарантийное обязательство
Приложение 4Наименование организации, фирмы, консорциума
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8Финансовое положение
Расчет прибыли и убытков
Приложение 9Опыт работы претендента по самому крупному построенному объекту сопоставимого вида и объем работы в России или за рубежом
Приложение 10
Приложение 11Форма извещения победителя торгов и приглашение его для проведения переговоров
СОДЕРЖАНИЕ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |