| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОСТ Р 50953-96 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ НОРМЫ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ГОССТАНДАРТ РОССИИ МОСКВА
ГОСТ Р 50953-96 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения 1997-07-01 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящий стандарт распространяется на магистральные и маневровые тепловозы (далее - тепловозы). Стандарт устанавливает нормы и методы определения выбросов вредных веществ (ВВ) с отработавшими газами (ОГ) и дымности ОГ новых (после постройки), а также находящихся в эксплуатации тепловозов на установившихся режимах их работы. Требования стандарта являются обязательными. 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования безопасности ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности ГОСТ 12.3.002-75 ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности ГОСТ 12.4.051-87 ССБТ. Средства индивидуальной защиты органов слуха. Общие технические требования и методы испытаний ГОСТ 305-82 Топливо дизельное. Технические условия ГОСТ Р 50759-95 Анализаторы газов для контроля промышленных и транспортных выбросов. Общие технические условия 3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями: 3.1.1 содержание окислов азота : Объемная доля или массовая концентрация окислов азота в сухих ОГ; 3.1.2 содержание окиси углерода : Объемная доля или массовая концентрация окиси углерода в сухих ОГ; 3.1.3 содержание углеводородов : Объемная доля или массовая концентрация углеводородов в сухих ОГ; 3.1.4 коэффициент ослабления светового потока N (дымность): Степень ослабления светового потока вследствие поглощения и рассеивания света ОГ при прохождении ими рабочей трубы дымомера; 3.1.5 предельно допустимое содержание: Значения объемных долей или массовых концентраций ВВ в ОГ, при превышении которых тепловоз следует считать не соответствующим требованиям настоящего стандарта; 3.1.6 предельное значение дымности: Значение коэффициента ослабления светового потока, при превышении которого тепловоз следует считать не соответствующим требованиям настоящего стандарта. 4 НОМЕНКЛАТУРА И НОРМЫ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ4.1 Устанавливается следующая номенклатура нормируемых параметров выбросов ВВ с ОГ тепловозов: - содержание окислов азота (объемная доля, %; массовая концентрация, г/н × м3); - содержание окиси углерода (объемная доля, %; массовая концентрация, г/н × м3); - содержание углеводородов (объемная доля, %; массовая концентрация, г/н × м3). 4.2 Нормируемым параметром дымности ОГ тепловозов является коэффициент ослабления светового потока N, %. 4.3 Нормы предельно допустимых концентраций ВВ в ОГ новых (после постройки) тепловозов на режимах по 5.5.1 испытаний приведены в таблице 1. Таблица 1
4.4 Нормы дымности ОГ новых (после постройки) тепловозов на режимах испытаний по 5.5.1 приведены в таблице 2. Таблица 2
4.5 Для тепловозов, находящихся в эксплуатации, нормы содержаний ВВ (кроме окислов азота) и дымности ОГ, указанные в таблицах 1 и 2, увеличивают при пробегах, соответствующих: - первому ТР1 на 20 % (при измерении по 5.1.2); - первому ТР2 на 30 %; - второму ТР1 на 35 % (при измерении по 5.1.2). 4.6 Нормы выбросов ВВ и дымности ОГ для тепловозов с пробегами, соответствующими первому ТР3, последующим ТР, КР1 и более, до установления их в настоящем стандарте должны соответствовать нормативным документам, разработанным и утвержденным в установленном порядке. 4.7 Тепловоз соответствует требованиям настоящего стандарта, если измеренные на режимах испытаний по 5.5.1 содержания ВВ и дымности ОГ не превышают норм, указанных в 4.3 - 4.5. 5 МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ5.1 Периодичность контроля и подготовка к измерениям 5.1.1 Измерения выбросов ВВ и дымности ОГ новых (после постройки) тепловозов следует проводить при приемочных, типовых (при изменении конструкции, материалов и технологического процесса, влияющих на выбросы ВВ и дымность ОГ), квалификационных, сертификационных и периодических испытаниях. При ТР1 измерения проводят при изменениях технологического регламента ТР1, связанных с заменой деталей цилиндропоршневой группы, турбокомпрессора, топливного насоса высокого давления и регулятора дизеля. 5.1.3 Периодичность проведения контроля устанавливают в технических условиях (ТУ) на конкретные типы тепловозов или по согласованию с природоохранными органами, но не реже одного раза в год. 5.1.4 Тепловозы, предназначенные для испытаний, должны находиться в полной технической исправности. 5.1.5 При испытаниях тепловозы должны работать на дизельном топливе по ГОСТ 305 и смазочных материалах, указанных в ТУ на дизели. 5.1.6 Испытания проводят с соблюдением регулировок узлов дизеля и систем тепловоза, указанных в нормативной документации на тепловозы конкретных типов и на их дизели. 5.1.7 Устройство, конструкция и качество изготовления агрегатов, узлов, систем и деталей тепловоза должны обеспечивать соблюдение норм в период всего срока эксплуатации, ухода и ремонта, указанных в руководствах по эксплуатации и ремонту. 5.2 Определяемые параметры 5.2.1 Определяемыми в процессе испытаний параметрами являются содержание ВВ и дымность ОГ, указанные в 4.1 и 4.2. Точность измерений дана как наименьшая точность всех используемых методов измерений содержаний ВВ и дымности ОГ. 5.3 Условия проведения измерений - газоанализаторы должны быть изготовлены в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50759; - дымомер должен работать по методу просвечивания столба ОГ определенной длины и иметь линейную измерительную шкалу коэффициента ослабления светового потока N, %; - газоотборный зонд и устройства пробоподготовки, подлежащие самостоятельной поставке, должны соответствовать требованиям ТУ на устройства конкретных типов или требованиям других утвержденных в установленном порядке НД для конкретных выбросов. Примечание - Допускается применение других измерительных приборов, обеспечивающих проведение измерений с указанной в 5.2.2 погрешностью в соответствии с инструкциями по эксплуатации. Условия отбора проб, газоотборный зонд, газоанализаторы и дымомер также должны соответствовать требованиям, указанным в приложении А. При применении других измерительных приборов обеспечивают, если это необходимо, измерение температуры, давления и скорости потока ОГ в месте отбора пробы. 5.3.2 Выхлопная система тепловоза на участке от дизеля до места установки газоотборного зонда должна исключать утечку газов. 5.3.3 Испытательный тепловозный стенд (реостат), при необходимости, должен быть дополнительно оборудован электро- и трубопроводами, обеспечивающими подвод электроэнергии, сжатого воздуха и воды к средствам измерений по 5.3.1 для их правильного функционирования. 5.3.4 Атмосферные условия при испытаниях тепловозов по определению дымности ОГ оценивают коэффициентом атмосферных условий F, определяемым по формуле где tа - температура окружающего воздуха во время проведения испытании, °С; pa - атмосферное давление во время проведения испытаний, кПа. 5.3.5 Если во время измерений значение коэффициента F, определяемого по формуле, выходит за пределы диапазона 0,98 £ F £ 1,02, то измеренные значения дымности ОГ должны быть приведены к атмосферным условиям рa = 760 мм рт.ст. (рa = 101,3 кПа) и tа = 20 °С (Тa = 293 К) по формуле Nприв = Nизм ´ A, (3) где Nприв и Nизм - соответственно приведенные и измеренные значения дымности ОГ; А - коэффициент приведения, вычисляемый по формуле (А = -22,94 + 48,97 ´ F - 25,02 ´ F2). (4) 5.3.6 Диаграмма зависимости коэффициента F от давления ра и температуры Та окружающего воздуха, а также таблица значений коэффициента приведения А в зависимости от коэффициента F даны в приложении Б. 5.4 Методы и средства измерений 5.4.1 Для измерения содержаний окислов азота NOx(NO + NO2) в ОГ тепловозов используют метод, основанный на преобразовании интенсивности люминесцентного излучения, значение которого связано с концентрацией анализируемого вещества. Излучение возникает в результате реакции окиси азота с озоном. Избирательность метода измерения достигается за счет использования озона в качестве газа реагента в выделенном спектральном диапазоне излучения. Для измерения содержания окислов азота в ОГ тепловозов также используют методы, основанные на определении количества NO или его окислении до NO2 с последующей калориметрией или на применении ультрафиолетового излучения, а также другие калориметрические методы. 5.4.2 Для измерения содержаний окиси углерода СО в ОГ тепловозов используют метод, основанный на измерении поглощения энергии в инфракрасной области спектра, что дает возможность проведения избирательного анализа газов, т.к. каждый газ, молекулы которого состоят как минимум из двух одноэлементных атомов, поглощает инфракрасное излучение в определенной свойственной ему области спектра. 5.4.3 Для измерения содержаний углеводородов СnНm (по пропану С3Н8) в ОГ тепловозов используют метод оптикоабсорбционного анализа газов, основанный на измерении поглощения инфракрасной энергии излучения, степень поглощения которой зависит от концентрации анализируемого компонента в газовой смеси. Это обусловливает возможность проведения избирательного анализа газов. 5.4.4 Для измерения дымности ОГ тепловозов используют метод, основанный на поглощении луча света при пропускании его через часть потока газов (коэффициент ослабления светового потока N). 5.4.5 Допускается использование других методов измерений выбросов ВВ и дымности ОГ, позволяющих проводить измерения с указанной в 5.2.2 точностью. 5.4.6 Средства измерений, используемые при проведении испытаний, должны иметь свидетельства о Государственной поверке и обеспечивать точность, указанную в 5.2.2. 5.5 Проведение измерений 5.5.1 Режимы испытаний тепловозов при измерениях содержаний ВВ и дымности ОГ при работе их дизелей на установившихся режимах по тепловозным характеристикам приведены в таблице 3.
5.5.2 Перед началом измерений содержаний ВВ и дымности ОГ проводят обязательный контроль соответствия частоты вращения коленчатого вала дизеля и мощности (для тепловозов с электропередачей) тепловоза требованиям ТУ на тепловозы конкретных типов на режиме 5 (полное нагружение) и на одном из режимов частичного нагружения. 5.5.3 Перед началом измерений газоанализаторы следует прогреть и проверить по образцовым газовым смесям в соответствии с инструкциями предприятий - изготовителей газоанализаторов; дымомер следует прогреть и провести тарировку в соответствии с инструкцией по эксплуатации предприятия-изготовителя. 5.5.4 Отсчет показаний газоанализаторов и дымомера следует проводить на каждом режиме не менее трех раз с интервалами в 1 мин, причем первый отсчет следует проводить не ранее чем через 2 мин после установления температурного состояния дизеля на режиме испытаний. 5.5.5 Результаты трех отсчетов не должны отличаться друг от друга более чем на 10 %. За результат измерений принимают среднеарифметическое значение трех отсчетов. 5.6 Оформление результатов измерений 5.6.1 Результаты измерений содержаний ВВ и дымности ОГ заносят в протоколы испытаний, которые следует прилагать к инструкциям завода - изготовителя тепловозов и эксплуатирующих организаций. Образцы протоколов испытаний по определению содержаний ВВ и дымности ОГ приведены в приложениях В, Г. 5.6.2 Кроме результатов измерений содержаний ВВ и дымности ОГ тепловозов на каждом режиме, в протоколы испытаний могут быть занесены: - тип и номер тепловоза; - модель и номер дизеля или дизель-генератора; - дата испытаний; - вид испытаний; - тип и марка газоанализаторов и дымомера; - содержание определяемых компонентов в образцовых газовых смесях; - отметка о проверке газоанализаторов по образцовым газовым смесям; - отметка о тарировке дымомера; - частота вращения коленчатого вала п дизеля и мощность тепловоза Ре (для тепловозов с электропередачей) на каждом режиме испытаний; - расход газов Qoг; - атмосферные условия (температура, давление, влажность); - другие измеренные или рассчитанные параметры ВВ, дизеля, тепловоза; - должность, фамилия, имя, отчество, подпись проводившего испытания. 5.6.3 Дополнительные параметры (п, Ре, Qог) определяют и заносят в протоколы испытаний при необходимости расчета удельных или валовых выбросов. 6 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ6.1 Оборудование тепловозного стенда (реостата) и организация рабочего места при испытаниях должны соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ 12.2.003 и ГОСТ 12.3.002. 6.2 На каждом тепловозном стенде, оборудованном газоанализаторами и дымомером, должна находиться инструкция по технике безопасности, утвержденная в установленном порядке, с которой персонал, обслуживающий тепловозный стенд (реостат), должен быть ознакомлен. 6.3 Воздух рабочей зоны при испытаниях должен соответствовать ГОСТ 12.1.005. 6.4 Уровни шума и вибрации на рабочих местах стендового помещения должны отвечать требованиям соответственно ГОСТ 12.1.003 и ГОСТ 12.1.012. 6.5 Персонал, обслуживающий тепловозный стенд (реостат), должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты органов слуха по ГОСТ 12.4.051. 6.6 Не допускается сброс ОГ после прохождения ими газоанализаторов и дымомера в воздух рабочей зоны стендового помещения. ПРИЛОЖЕНИЕ А
|
F |
0,88 |
0,89 |
0,91 |
0,92 |
0,94 |
0,96 |
0,97 |
0,98 |
1,00 |
А |
0,78 |
0,82 |
0,90 |
0,94 |
0,98 |
1,01 |
1,02 |
- |
- |
F |
1,02 |
1,03 |
1,05 |
1,07 |
1,09 |
1,11 |
1,13 |
1,15 |
1,17 |
А |
- |
0,96 |
0,89 |
0,81 |
0,7.1 |
0,59 |
0,45 |
0,29 |
0,11 |
ПРОТОКОЛ
№
|
Таблица В.1
Номер режима |
Характеристика режима работы |
Результаты измерений |
Среднеарифметическое значение |
Примечание |
||||||
Позиция контроллера |
Частота вращения, n, мин-1 |
Мощность Рe, кВт |
, г/н × м3 (%, об) |
ССO, г/н × м3 (%, об) |
, г/н × м3 (%, об) |
, г/н × м3 (%, об) |
ССO, г/н × м3 (%, об) |
, г/н × м3 (%, об) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
||||||||||
2 |
||||||||||
3 |
||||||||||
4 |
||||||||||
5 |
||||||||||
2а |
||||||||||
Предельно допустимое содержание
Испытания провел __________________________________________________________
должность, личная подпись, расшифровка подписи
ПРОТОКОЛ
№
|
Таблица Г.1
Номер режима |
Характеристика режима работы |
Значение параметра дымности |
Условия проведения испытаний |
|||||||
Позиция контроллера |
Частота вращения n, мин-1 |
Расход газов Qог, м3/ч |
Измеренное значение |
Измеренное среднеарифметическое значение |
Приведенное среднеарифметическое значение |
Атмосферное давление Ра, мм рт.ст. |
Температура окружающего воздуха ta, °C |
Значение коэффициента F |
Значение коэффициента приведения А |
|
Nизм, % |
Nизм.ср, % |
Nприв.ср, % |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
||||||||||
2 |
||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ