| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОСТ Р 50944-96 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СНЕГОХОДЫ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Предисловие 1. РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Рыбинские моторы», ВНИИНМАШ и государственным предприятием «Буран». ВНЕСЕН АО «Рыбинские моторы» 2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 10 сентября 1996 г. № 567 3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ СОДЕРЖАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения 1997-01-01 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящий стандарт устанавливает требования к снегоходам и прицепам к ним, направленные на обеспечение безопасности для жизни, здоровья или имущества граждан и охраны окружающей среды. Стандарт не распространяется на снегоходы грузоподъемностью (включая массу водителя) более 1000 кг и спортивные. Все требования стандарта являются обязательными. (Измененная редакция, Изм. № 1). 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты и руководящие документы: ГОСТ 2023.1-88 (МЭК 809-85) Лампы для дорожных транспортных средств. Требования к размерам, электрическим и световым параметрам ГОСТ 5727-88 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов. Технические требования ГОСТ 12971-67 Таблички круглые для машин и приборов. Размеры ГОСТ 14332-78 Поливинилхлорид суспензионный. Технические условия ГОСТ 21015-88 Места крепления ремней безопасности легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Технические требования. Методы испытаний ГОСТ 21480-76 Система «Человек-машина». Мнемосхемы. Общие эргономические требования ГОСТ 21753-76 Система «Человек-машина». Рычаги управления. Общие эргономические требования ГОСТ 21829-76 Система «Человек-машина». Кодирование зрительной информации. Общие технические требования ГОСТ 24350-88 Органы управления ножные легковых автомобилей. Расположение. Общие технические требования и методы испытаний ОСТ 37.001.017-70 Органы управления легковых автомобилей. Безопасность конструкции и расположение. Технические требования ОСТ 37.001.439-86 Автомобили легковые. Технические требования и методы испытаний в части ударно-прочностных свойств кузова при опрокидывании ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний ГОСТ Р 41.3-99 (Правила ЕЭК ООН № 3) Единообразныс предписания, касающиеся официального утверждения светоотражающих приспособлений для механических транспортных средств и их прицепов ГОСТ Р 41.5-99 (Правила ЕЭК ООН № 5) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автомобильных ламп-фар («scaled-beam» - SB) с европейскими асимметричными огнями ближнего света и (или) дальнего света ГОСТ Р 41.6-99 (Правила ЕЭК ООН № 6) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждении указателей поворота механических транспортных средств и их прицепов ГОСТ Р 41.20-99 (Правила ЕЭК ООП № 20) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждении автомобильных фар с асимметричными огнями ближнего света и (или) дальнего света, предназначенных для использования с галогенными лампами накаливания (лампа Н4) ГОСТ Р 41.38-99 (Правила ЕЭК ООН № 38) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения задних противотуманных огней механических транспортных средств и их прицепов ГОСТ Р 41.60-2001 (Правила ЕЭК ООН № 60) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двухколесных мотоциклов и мопедов в отношении органов управления, приводимых в действие водителем, включая обозначение органов управления, контрольных приборов и индикаторов. ГОСТ Р 52230-2004 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия. Раздел 2 (Измененная редакция, Изм. № 1, 2). 3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ3.1. Снегоходы - внедорожные механические транспортные средства, обеспечивающие передвижение людей и перевозку грузов по снежному бездорожью. (Новая редакция, Изм. № 1). 3.2. Эластичная окантовка - элемент конструкции снегохода, закрывающий открытые торцы стекол. 3.3. Вариатор - механизм для бесступенчатого регулирования скоростного режима снегохода. 3.4 (Исключен, Изм. № 1). 4. КЛАССИФИКАЦИЯ4.1. Классификация снегоходов и прицепов к ним приведена в таблице 1. Таблица 1
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ5.1. Общие требования5.1.1. Снегоходы должны быть работоспособны при температуре окружающего воздуха от 278 K (5 °C) до 233 K (-40 °C). (Новая редакция, Изм. № 1). 5.1.2. (Исключен, Изм. № 1). 5.1.3. (Исключен, Изм. № 2). 5.1.4. (Исключен, Изм. № 1). 5.1.5. Снегоходы, а также рама и двигатель должны иметь индивидуальные номера, присваиваемые заводом-изготовителем, с указанием этих номеров в паспорте изделия. Маркировку снегоходов следует выполнять на табличках из металла по ГОСТ 12969 и ГОСТ 12971. Маркировку рамы и двигателя следует выполнять на необрабатываемых поверхностях способами, исключающими их уничтожение и подделку (литьем, ударным или другим способом). 5.1.6. Снегоходы должны иметь предупреждающие надписи: на кожухе вариатора - «Запрещена работа двигателя со снятым кожухом», на капоте или приборном щитке или другом видном месте - «Перед пуском двигателя проверьте плавность перемещения рычага управления дроссельной заслонкой». Надписи должны быть четкими, нестираемыми и расположены на видных местах. (Измененная редакция, Изм. № 1). 5.1.7. Движущиеся, вращающиеся части или части, имеющие температуру выше 70 °С, в том числе выхлопная труба и глушитель, должны иметь защитные ограждения, если во время движения, посадки и высадки возможно касание о них водителя или пассажиров. Вариаторы снегоходов должны иметь дополнительные металлические ограждения со стороны водителя и пассажиров. 5.1.8. Движители снегоходов категорий S1, S2 и S4 должны иметь ограждения, защищающие водителя и пассажиров от касания при движении. При наличии кабины допускается ограждения не устанавливать, если кабина перекрывает движитель не менее 80 % его ширины и обеспечивает защиту водителя и пассажиров при движении. 5.1.9. На снегоходах должны быть предусмотрены брызговики, крылья или иные элементы конструкции, защищающие водителя, пассажиров и груз от снега. (Измененная редакция, Изм. № 1). 5.1.10. Винт снегоходов категории S3 должен быть огражден со всех сторон: по периметру вращения винта - сплошное ограждение, спереди и сзади - решетчатое, исключающее проникание руки через решетку. 5.1.11. Винт, применяемый для снегоходов категории S3, должен быть сертифицирован по требованиям безопасности. 5.1.12. Конструкция подножек снегоходов должна препятствовать соскальзыванию ног. Допускается использовать в качестве промежуточных подножек конструктивные элементы снегоходов. 5.1.14. Снегоходы, предназначенные для перевозки пассажиров, должны иметь спинки или уступы на сиденьях и рукоятки или ремни для поддержки пассажиров при движении. Радиус скругления острых углов наружных выступов снегоходов, рулевого управления, рычагов управления и включателей должен быть не менее 1,0 мм. (Новая редакция, Изм. № 1). 5.1.16. Снегоходы должны быть оборудованы передним буфером и задним защитным устройством. (Измененная редакция, Изм. № 1). Материал эластичных окантовок по ГОСТ 14332. Допускается применять другие марки материала с аналогичными свойствами и назначением. Стекла снегоходов, оборудованных кабиной, следует изготавливать в соответствии с ГОСТ 5727. 5.1.19. Кабины снегоходов должны обеспечивать сохранение объема ограничения деформации (зоны безопасности) в случае опрокидывания. Деформация должна быть не более 130 мм. Требования к условиям проведения испытаний по ОСТ 37.001.439. 5.1.20. Габаритные размеры снегоходов не должны быть более 2,5 м по ширине и 4 м - по высоте. Допускается увеличение ширины до 3,1 м с выполнением по окраске требований ГОСТ Р 12.4.026, а в технических условиях и в руководстве по эксплуатации должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие безопасность передвижения по дорогам. (Измененная редакция, Изм. № 2). 5.1.21. Ограждение воздушного винта снегоходов категории S3 должно быть окрашено в оранжевый или желтый цвет, контрастный по отношению к окраске снегохода, с чередующимися черными полосами по ГОСТ Р 12.4.026. Концы винта должны быть окрашены люминесцирующей краской красного или оранжевого цвета. (Измененная редакция, Изм. № 1, 2). 5.1.22. Снегоходы, оборудованные кабиной, должны иметь места крепления для расположения огнетушителя и аптечки первой медицинской помощи. Расположение устройств крепления или расположения огнетушителя должно обеспечивать свободный доступ к нему в случае возникновения пожара. 5.1.23. Снегоходы, оборудованные кабиной, должны иметь места крепления ремней безопасности по ГОСТ 21015. 5.1.24. Тягово-сцепные устройства снегоходов должны соответствовать следующим требованиям: а) обеспечивать надежную сцепку, исключающую возможность саморасцепления (поезда) во время движения; б) замок тягового крюка должен иметь не менее двух предохранителей, действующих независимо друг от друга, и хотя бы один из которых не должен находиться под действием сил, появляющихся в тяговом крюке во время движения; в) обеспечивать возможность отклонения продольной оси дышла от оси тягового крюка в вертикальной и горизонтальной плоскостях на угол не менее 60°. 5.1.25. На снегоходах, предназначенных для работы в составе поезда, должно быть предусмотрено крепление предохранительных тросов (цепей) прицепа. Предохранительные тросы (цепи) не должны крепиться к тяговому крюку снегохода или деталям его крепления. (Измененная редакция, Изм. № 1). 5.1.26. Снегоходы должны быть оснащены противоугонным устройством механического или электрического типа, действующим на один или несколько из нижеуказанных сборочных единиц: а) рулевое управление; б) коробку передач; в) устройство, предотвращающее пуск двигателя; г) устройство, предотвращающее вращение движителя; д) систему зажигания или электрооборудования. 5.1.27. Конструкция капота и поднимаемых ограждений должна исключать возможность их самопроизвольного опускания и открывания. (Измененная редакция, Изм. № 1). 5.1.28, 5.1.29. (Новая редакция, Изм. № 1). 5.1.30. Расположение заправочных горловин топливных баков должно быть таким, чтобы при заправке исключалось попадание топлива на части снегохода, способные его воспламенить. 5.1.31. Высота расположения заправочных горловин и аккумуляторных батарей должна быть не более 1400 мм от опорной поверхности. 5.1.32. Конструкция системы питания, смазки и охлаждения должна исключать каплепадение топлива, масла и охлаждающей жидкости. Допускается каплепадение из дренажных трубок (отверстий) в предназначенные для этого емкости. 5.1.33. Выпускная система двигателя должна обеспечивать гашение искр до выхода отработавших газов в атмосферу. Струя отработавших газов не должна быть направлена на водителя, пассажиров или горючие материалы. В местах соединений прорыв газов и искр не допускается. 5.1.34. Снегоходы должны иметь устройства или места для строповки. Схема строповки должна быть указана в эксплуатационной документации на снегоход. Детали и сборочные единицы снегохода массой 80 кг и более, подлежащие перемещению в процессе сборки и разборки, должны быть приспособлены для строповки. (Новая редакция, Изм. № 1). 5.2. Органы управления и приборы5.2.1. Комплект и расположение органов управления для различных снегоходов устанавливается в зависимости от их конструкции и принципа управления. 5.2.2. Расположение органов управления снегоходов с рулем мотоциклетного типа (далее - руль) должно соответствовать рисунку 1. 1 - замок зажигания, включения освещения и
электростартера; 2 - рычаг переключения передач; 3 - спидометр; 4
- рычаг привода рабочего тормоза; Рисунок 1 Допускается: а) переключатели света фар и кнопку останова двигателя размещать на приборном щитке; б) рычаг управления стояночным тормозом размещать на левой стороне руля, если он совмещен с рабочим тормозом; в) звуковой сигнал нажимного действия размещать на капоте или приборном щитке, но обязательно слева от оси руля. г) рычаг переключения передач размещать с правой стороны от оси руля. (Измененная редакция, Изм. № 1). 5.2.3. Расположение органов управления снегоходов с рулем, имеющих коробку передач и сцепление, - по ГОСТ Р 41.60. (Измененная редакция, Изм. № 2). 5.2.4. Органы управления, установленные на руле, должны быть удобны для использования в любом рабочем положении без отрыва рук водителя от рукояток руля. 5.2.5. Руль снегоходов должен отвечать следующим требованиям: ширина, мм................................................................................................. 550 ... 800 труба (наружный диаметр´толщина стенки), мм, не менее................... 22´2 (Измененная редакция, Изм. № 1). 5.2.6. Снегоходы должны иметь ограничители поворота руля (рулевого колеса). 5.2.7. Люфт руля (рулевого колеса) не должен превышать 15°. 5.2.8. Расположение органов управления снегоходов, имеющих автомобильную компоновку, должно быть с учетом требований ГОСТ 24350, ОСТ 37.001.017 и РД 37.001.039 [1]. 5.2.9. Расположение органов управления снегоходов, имеющих рычажное управление поворотом, должно быть с учетом требований ГОСТ 24350, ГОСТ 21753, ОСТ 37.001.017 и РД 37.001.039 [1]. 5.2.10. Форма и размеры приводных элементов органов управления должны обеспечивать надежный захват их руками и предотвращать соскальзывание ног. 5.2.11. Построение мнемосхем - по ГОСТ 21480. 5.2.12. Органы управления и (или) их положение, при необходимости, должны быть обозначены надписями или символами, расположенными на элементах конструкции в непосредственной близости от органа управления или на их приводных элементах. 5.2.13 (Исключен, Изм. № 1). 5.2.14. Органы управления и приборы внутреннего оборудования, используемые или регулируемые в процессе управления снегоходом, должны быть расположены в «зоне удобного пользования» по ОСТ 37.001.017. 5.2.15. Травмобезопасность внутреннего оборудования снегоходов, имеющих автомобильную компоновку должна соответствовать требованиям ОСТ 37.001.017. 5.2.14, 5.2.15 (Измененная редакция, Изм. № 1). 5.2.16. Конструкция снегоходов должна исключать возможность самопроизвольного включения и выключения передач и приводов рабочих органов. 5.2.17. Конструкция приводов должна обеспечивать самовозврат органов управления подачи топлива основных дозирующих систем. Не допускается устанавливать на снегоходах с рулем вращающуюся рукоятку управления подачи топлива основной дозирующей системы. 5.2.18. Усилия на органах управления не должны превышать значений, приведенных в таблице 2. Таблица 2
Таблица 2. (Измененная редакция, Изм. № 1). 5.2.19. Снегоходы должны быть оборудованы устройствами для экстренного останова двигателя в следующих ситуациях: а) неисправности системы управления подачи топлива основных дозирующих систем; б) внезапное покидание водителем снегохода. Кнопка экстренного останова двигателя должна быть красного цвета и иметь фиксацию. (Новая редакция, Изм. № 1). 5.2.20. Снегоходы должны быть оборудованы указателем уровня топлива. 5.2.21. Снегоходы должны быть оборудованы внешними световыми приборами по ГОСТ 8769. Требования к внешним световым приборам по ГОСТ Р 41.5, ГОСТ Р 41.20, ГОСТ 2023.1, ГОСТ Р 41.3 и ГОСТ P 41.6, ГОСТ Р 41.38. На снегоходах категории S3 габаритные фонари (огни) должны быть расположены на наружном ограждении винта. Допускается на снегоходах, не оборудованных кабиной: а) не устанавливать указатели поворотов; б) не устанавливать стояночные огни при условии установки боковых световозвращателей; в) устанавливать одну фару и один задний фонарь при обеспечении размера не более 600 мм от наружного края габаритного огня до плоскости бокового габарита снегохода. (Измененная редакция, Изм. № 1, 2). 5.2.22. Снегоходы категории S3 и снегоходы, габаритные размеры которых превышают установленные в 5.1.20, должны иметь в верхней точке мигающий или непрерывный световой сигнал оранжевого или желтого цвета. 5.2.23. Снегоходы должны иметь звуковой сигнал. Уровень звука сигнала должен быть не менее чем на 8 дБ · А выше уровня внешнего шума снегохода на расстоянии 1 м. Допускается на снегоходах категории S1 звуковой сигнал не устанавливать. 5.3. Тормозные системы5.3.1. Снегоходы должны иметь рабочую и стояночную тормозные системы. 5.3.2. Рабочая тормозная система должна обеспечивать: а) тормозной путь снегохода при постоянной скорости 30 км/ч в момент начала торможения не более 13 м или блокировку трансмиссии при нажатии на рычаг управления тормозом с усилием, не более, по 5.2.18; б) непрямолинейность (отклонение от оси движения) в процессе торможения не более 1 м. (Новая редакция, Изм. № 1). 5.3.3. Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижность снегохода на уклоне не менее 15° в течение 2 мин. (Измененная редакция, Изм. № 1). 5.3.4. Снегоходы категорий S1, S2, S4 должны иметь стояночный тормоз фрикционного типа с механическим устройством фиксации и неотключаемым приводом на движитель. Снегоходы категории S3 могут иметь стояночный тормоз иного типа. Допускается совмещение стояночного тормоза с рабочим. 5.3.5. Все детали привода тормозных систем должны выдерживать статические нагрузки, возникающие от приложения к педали тормоза усилия 1000 Н, к рычагу ручного привода тормоза, приводимого в действие рукой, - 800 Н, к рычагу ручного привода тормоза, приводимого в действие кистью руки, - 400 Н. 5.4. Требования к обзорности5.4.1 (Исключен, Изм. № 2). 5.4.2. Снегоходы должны быть оборудованы зеркалом заднего вида с регулировкой его положения и обеспечением надежного крепления и фиксации в выбранном положении. Допускается на снегоходах категории S1 зеркало заднего вида не устанавливать. 5.5. Безопасность эксплуатации5.5.1 (Исключен, Изм. № 1). 5.5.2. Предельная температура надежного пуска двигателя с применением средств облегчения запуска должна быть не выше минус 40 °С. В эксплуатационной документации должны быть рекомендации по вспомогательным приемам и процедурам, облегчающим пуск двигателя при низких температурах. Система пуска двигателя должна приводиться в действие с места водителя (за исключением системы предпускового подогрева) и должна быть пожаробезопасной. Двигатели должны иметь систему аварийного пуска, которая должна обеспечить пуск при выходе из строя основной системы (основных систем). (Измененная редакция, Изм. № 1). 5.5.3 - 5.5.5 (Исключены, Изм. № 1). 5.5.6. Параметры плавности хода снегоходов (вибрации в вертикальном и горизонтальном направлениях на сиденьи) и вибрации на подножках (полах) и органах управления (руле, рулевом колесе, рычагах поворота) устанавливают в технических условиях на снегоходы конкретных моделей. 5.5.7. Внешний уровень шума снегоходов не должен превышать 86 дБ · А. (Измененная редакция, Изм. № 1). 5.5.8. Внутренний уровень шума снегоходов, оборудованных кабиной, не должен превышать 86 дБ · А. 5.5.9. Содержание окиси углерода в отработавших газах при минимальной устойчивой частоте вращения коленчатого вала двигателя не должно превышать 4,5 % (в объемных долях). 5.6. Требования к прицепам5.6.1. Прицепы следует изготавливать в соответствии с требованиями 5.1.1, 5.1.15. (Измененная редакция, Изм. № 1). 5.6.2. Прицепы должны иметь индивидуальные номера, присваиваемые заводом-изготовителем, с указанием этих номеров в паспорте изделия. Маркировку номеров следует выполнять на необрабатываемых поверхностях способами, исключающими их уничтожение, подделку (литьем, ударным и другим способом). 5.6.3. Тягово-сцепные устройства прицепов должны соответствовать следующим требованиям: а) 5.1.24а, 5.1.24в; б) обеспечивать вращение сцепной петли вокруг своей продольной оси; в) сцепная петля должна иметь амортизационно-поглощающее устройство, действующее вдоль ее продольной оси. 5.6.4 (Исключен, Изм. № 1). 5.6.5. Прицепы должны быть оборудованы предохранительными тросами (цепями). В случае аварийного обрыва (поломки) тягово-сцепного устройства предохранительные тросы (цепи) не должны допускать касания сцепной петли дышла поверхности горизонтального участка дороги и должны обеспечивать управление прицепом. 5.6.6. Прицепы должны иметь заднее защитное устройство. Допускается прицепы не оборудовать задним защитным устройством, если элементы их рамы или кузова выполняют функции этого устройства. 5.6.7 (Исключен, Изм. № 1). 5.6.8. Полную массу прицепа устанавливает завод-изготовитель прицепов в технических условиях и указывает в эксплуатационной документации. 5.6.9. Прицепы категории SO1 должны соответствовать следующим требованиям: 5.6.9.1. Платформа прицепа должна: а) иметь по периметру бортики или ограждения; б) иметь устройства для крепления груза. (Измененная редакция, Изм. № 1). 5.6.9.2 (Исключен, Изм. № 1). 5.6.9.3. Прицепы должны иметь боковые и задние световозвращатели по ГОСТ Р 41.3. (Измененная редакция, Изм. № 2). 5.6.10. Прицепы категории SO2 должны соответствовать: 5.6.10.1. Требованиям 5.1.12, 5.1.13, 5.1.17, 5.1.18, 5.1.23, 5.1.28, 5.1.29, 5.5.8, 5.5.10. 5.6.10.2. Кабины прицепов (в том числе с открывающимся или съемным верхом) должны быть оборудованы системой ограждающих защитных элементов, включающей силовые конструктивные элементы (раму ветрового стекла, стойки, дуги безопасности и т.п.). Защитные элементы должны поддерживать крышу и служить ограничителями ее деформации при опрокидывании. (Измененная редакция, Изм. № 1). 5.6.10.3. Салоны прицепов должны быть оборудованы: а) сиденьями со спинками; б) упорами для ног пассажиров; в) рукоятками для каждого пассажира. 5.6.10.4. Внутреннее оборудование прицепа должно быть травмобезопасным по ОСТ 37.001.017. 5.6.10.5 (Исключен, Изм. № 1). 5.6.10.6. Параметры плавности хода прицепов полной массы (вибрации в вертикальном и горизонтальном направлениях на сиденьи) устанавливают в технических условиях на прицепы конкретных моделей. (Новая редакция, Изм. № 1). 5.6.10.7. Прицепы должны иметь боковые и задние световозвращатели и сигналы торможения по ГОСТ 8769. Требования к внешним световым приборам по ГОСТ 2023.1, ГОСТ Р 41.3, ГОСТ Р 41.6, ГОСТ Р 41.38. На прицепах, тягачом которых являются снегоходы категории S1 без кабин, допускается: а) не устанавливать указатели поворотов; б) устанавливать один задний габаритный огонь при габаритной ширине не более 1,5 м. (Измененная редакция, Изм. № 1, 2). 5.6.10.8. Прицепы должны быть укомплектованы штепсельными розетками, комплектом проводов для подсоединения к электрооборудованию снегохода и инструкцией о порядке выполнения этих работ. (Измененная редакция, Изм. № 1). ПРИЛОЖЕНИЕ А
Ключевые слова: снегоходы, прицепы, безопасность, охрана окружающей среды, грузоподъемность
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |