| ||||
ГОСТ Р 50570-93 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МАШИНЫ НАПОЛЬНОГО БЕЗРЕЛЬСОВОГО ОБЩИЕ ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва Предисловие 1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 48 «Безрельсовый электрифицированный транспорт» 2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 24.05.93 № 145 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МАШИНЫ НАПОЛЬНОГО
БЕЗРЕЛЬСОВОГО Общие эргономические требования Elektrik powered
floor-mounted industrial trucks. Дата введения 1994 07 01 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящий стандарт распространяется на вновь проектируемые машины и устанавливает эргономические требования к рабочему месту водителя машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта (далее машины), управляемых сидящим водителем, в соответствии с классификацией по ГОСТ 18962. Обязательные требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность, изложены в разделах 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7, кроме 3.2 и 7.2. 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности ГОСТ 18962-86 Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия ГОСТ 21753-76 Система «человек-машина». Рычаги управления. Общие эргономические требования ГОСТ 22614-77 Система «человек-машина». Выключатели и переключатели клавишные и кнопочные. Общие эргономические требования ГОСТ 22615-77 Система «человек-машина». Выключатели и переключатели типа «Тумблер». Общие эргономические требования ГОСТ 22902-78 Система «человек-машина». Отсчетные устройства индикаторов визуальных. Общие эргономические требования ГОСТ 23367-86 Винилискожа обивочная. Общие технические условия ГОСТ 25791-90 Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Метод определения точки отсчета сиденья оператора ГОСТ 25940-83 Машины напольного транспорта. Маркировка и символы ГОСТ 29249-91 Погрузчики с высоким подъемом, управляемые водителем. Защитные навесы. Техническая характеристика и испытания 3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ3.1 Конструкция рабочего места и взаимное расположение его элементов должны соответствовать характеру работы, обеспечивать удобное положение водителя, его безопасность, а также возможность выполнения рабочих манипуляций. 3.2 Для сопровождающего лица может быть предусмотрено второе сиденье. 3.3 Рукоятки и контактные поверхности органов управления должны быть из материалов, обладающих коррозионностойкостью, нетоксичностью, низкой теплопроводностью. 4 ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ ДОСТУПА НА РАБОЧЕЕ МЕСТО4.1 Для доступа водителя на рабочее место машины должны быть оборудованы подножками и лестницами с поручнями (ручками). Допускается использовать в качестве поручней и промежуточных подножек конструктивные элементы машин. 4.2 Параметры средств доступа, мм: высота расположения нижней ступени относительно опорной: поверхности колес машин (пола) - не более 450; ширина ступени - не менее 130; глубина ступени - не менее 100; высота ступени - не менее 80; интервал между ступенями - 200 - 300; длина охватываемой части поручня или ручки - не менее 120; диаметр поручня или ручки - 15 - 20; расстояние от поверхности захвата поручня или ручки до любого элемента конструкции машины - не менее 50. 5 ТРЕБОВАНИЯ К СИДЕНЬЮ ВОДИТЕЛЯ5.1 Параметры сиденья и его элементов должны быть увязаны с положением точки отсчета сиденья (ТОС). Положение ТОС - по ГОСТ 25791. 5.2 Требования к обивочному материалу сиденья - по ГОСТ 23367 или нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке. 5.3 Конструкция сиденья должна обеспечивать регулирование его положения в горизонтальном (продольном) направлении относительно среднего положения не менее чем на 50 мм в каждую сторону. 5.4 Конструктивные элементы машины, расположенные под сиденьем, не должны выступать за передний край подушки сиденья, находящегося в крайнем переднем положении, более чем на 50 мм в верхней части и более чем на 80 мм в нижней части. 5.5 Параметры сиденья, находящегося в среднем положении (см. рисунок 1), должны соответствовать значениям: глубина сиденья l - (400 ± 20) мм; ширина сиденья (измеренная на расстоянии 150 - 200 мм от ТОС) b - не менее 430 мм; высота спинки сиденья h - (400 ± 20) мм; ширина спинки сиденья (измеренная на расстоянии 150 - 200 мм от ТОС) b1 - не менее 430 мм; угол наклона подушки сиденья a - 0 - 5°; угол наклона спинки сиденья b - 5 - 20°; расстояние от сиденья до наружного контура машины - не менее 50 мм. Рисунок 1 6 ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНАМ УПРАВЛЕНИЯ6.1 Общие эргономические требования к: рычагам управления - по ГОСТ 21753; клавишным, кнопочным выключателям и переключателям - по ГОСТ 22614; выключателям и переключателям типа «Тумблер» - по ГОСТ 22615; 6.2 Назначение и порядок размещения органов управления - по ГОСТ 18962. 6.3 Значения усилий для приведения органов управления в действие - по ГОСТ 18962. 6.4 Для обозначения функционального назначения органов управления следует применять символы, которые должны быть расположены на элементах конструкций рабочего места в непосредственной близости от органов управления или на рукоятках. Символы должны соответствовать ГОСТ 25940. 6.5 Эргономические требования к индикаторным устройствам на рабочем месте водителя - по ГОСТ 22902. 6.6 Параметры расположения и размеры органов управления (см. рисунок 2) должны соответствовать значениям: расстояние от ТОС до центра рулевого колеса, мм*: по горизонтали l1 - 520 - 625, по вертикали h1 - 325 - 450; угол наклона плоскости рулевого колеса относительно горизонтали a1 - 10 - 45°; наружный диаметр рулевого колеса - 340 - 450 мм; диаметр обода рулевого колеса - 20 - 40 мм; осевое смещение рулевого колеса от продольной оси симметрии сиденья водителя - ±40 мм; ширина свободного пространства вокруг рулевого колеса не менее* - 50 мм; ____________ * Размеры при расположения сиденья и рулевого колеса в среднем положении. длина хода педалей, мм, не более: приводимых в действие всей ногой - 200, приводимых в действие ступней - 150; ширина площадки педалей не менее - 60 мм; угол наклона к горизонтали опорных площадок педалей, приводимых в действие всей ногой, b1 - 30 - 60°; угол наклона к горизонтали опорных площадок педалей, приводимых в действие стопой, b2, - не более 45°; угол между продольной осью опорных площадок педалей, приводимых в действие стопой, и продольной осью машины a2 - не более 15°; расстояние от центров опорных площадок педалей до продольной оси сиденья, мм: для педалей, приводимых в действие стопой, b2 - 75 - 300, для педалей, приводимых в действие всей ногой, b3 - 75 - 200; расстояние между центрами рядом расположенных педалей, b4 - 120 - 320. Рисунок 2 6.7 Расстояние от элементов конструкции, расположенных под сиденьем, до кожуха рулевого управления на уровне пола должно быть не менее 300 мм. 6.8 Требования к защитным устройствам рабочего места водителя - по ГОСТ 29249. 7 ТРЕБОВАНИЯ К ОБЗОРНОСТИ С РАБОЧЕГО МЕСТА ВОДИТЕЛЯ7.1 Конструкция машин должна обеспечивать обзорность с рабочего места водителя при движении и выполнении погрузочно-разгрузочных операций. Горизонтальная таблица (таблица пола) предназначена для определения «близкой» обзорности (отъезда и подъезда машины, аварийного торможения). Вертикальная таблица предназначена для определения обзорности при передвижении машины, маневрировании и перемещении груза. Каждая таблица представляет собой светлую плоскость, разграфленную на квадраты 500×500 мм. В центре каждого квадрата нанесен буквенно-цифровой .знак. На полу, по центральной линии таблиц, проводится ось АА. Под прямым углом к оси АА на расстоянии 500 мм от горизонтальной таблицы - ось ВВ. Размеры таблиц приведены на рисунке 3. 1 - вертикальная таблица; 2 - горизонтальная таблица Рисунок 3 7.3 При оценке обзорности водитель может перемещаться в пространстве, ограниченном прозрачным цилиндром. Цилиндр необходимо отрегулировать по высоте, чтобы голова водителя находилась в пределах цилиндра. Размеры и положение цилиндра - в соответствии с рисунком 4. 1 - прозрачный цилиндр, 2 - центр цилиндра Рисунок 4 7.4 Испытание на обзорность должно проводиться на горизонтальной площадке (на полу) с наклоненным назад грузоподъемником, вилами, поднятыми на высоту 300 мм над испытательной площадкой, и симметрично расположенными на плите. Сиденье и органы управления должны быть установлены в среднее регулируемое положение. 7.5 Обзорность определяют в четырех положениях машины в соответствии с рисунком 5. Водитель должен занять на машине рабочее положение и, перемещая голову в пространстве, ограниченном цилиндром, рассматривать буквенно-цифровые знаки от А1 до П8. Буквенно-цифровые знаки на шкалах, которые не видны или видны не полностью, должны быть перечеркнуты на соответствующей таблице протокола крестом. 1 - вертикальный экран; 2 - горизонтальный экран Рисунок 5 7.6. Обзорность машин должна удовлетворять установленным требованиям, если: в каждой вертикальной колонке вертикальной таблицы перечеркнуто не более двух квадратов; в каждой горизонтальной таблице перечеркнуто не более четырех квадратов; в каждом ряду таблиц до оси АА с любой стороны перечеркнуто не более трех квадратов. 7.7 Если сложная конструкция грузоподъемника не позволяет обеспечить обзорность, рекомендуется установить систему зеркал. Система включает стойку, на которой закреплены два зеркала. Стойка крепится к левой опоре защитной решетки. Верхнее зеркало расположено так, чтобы иметь возможность отображать обстановку за грузом на нижнее зеркало; нижнее зеркало расположено в поле зрения водителя. 8 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ8.1 Допустимый уровень шума, создаваемый машиной на рабочем месте водителя, - по ГОСТ 12.1.003. 8.2 Допустимый уровень вибрации, создаваемый на рабочей месте водителя, - да ГОСТ 18962.
СОДЕРЖАНИЕ
| ||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |