| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОСТ 8497-78 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ЯКОРЯ МАТРОСОВА ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО
СТАНДАРТОВ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дата введения 01.01.80 Настоящий стандарт распространяется на якоря Матросова, применяемые на надводных кораблях, судах и плавсредствах внутреннего плавания, изготовляемые для нужд народного хозяйства и экспорта. (Измененная редакция, Изм. № 2). 1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ1.1. Якоря Матросова должны изготовляться в двух исполнениях: Л - литой (с литой лапой); С - сварной (со сварной лапой). 1.2. Основные параметры и размеры якорей должны соответствовать указанным на черт. 1 - 2 и в табл. 1 - 2. Якорь литой * Размер для справок. 1 - скоба якорная; 2 - веретено; 3 - лапа литая; 4 - ось; 5 - штырь Черт. 1 Таблица 1 Размеры в мм
Якорь сварной * Размер для справок. 1 - скоба якорная; 2 - веретено; 3 - лапа сварная; 4 - ось Черт. 2 Таблица 2 Размеры в мм
Пример условного обозначения литого якоря Матросова массой 25 кг: Якорь Л-25 ГОСТ 8497-78 То же, для сварного якоря: Якорь С-25 ГОСТ 8497-78 (Измененная редакция, Изм. № 2, 4). 1.3. Основные размеры деталей якорей должны соответствовать указанным на черт. 3 - 9 и в табл. 3 - 8. Лапа литая (черт. 3, табл. 3) Черт. 3 Таблица 3 Размеры в мм
Лапа сварная (черт. 4, табл. 4)
Черт. 4 Таблица 4 Размеры в мм
Веретено
Черт. 5
Черт. 6 Таблица 5 Размеры в мм
Веретено
Черт. 7 Таблица 6 Размеры в мм
Ось (черт. 8, табл. 7)
Черт. 8 Таблица 7 Размеры в мм
Штырь (черт. 9, табл. 8) Черт. 9 Таблица 8 Размеры в мм
(Измененная редакция, Изм. № 4). 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ2.1. Якоря должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технической документации, утвержденной в установленном порядке. 2.2. Якоря должны соответствовать исполнению ОМ категории 1 по ГОСТ 15150. 2.3. Основные детали якорей должны быть изготовлены из материалов, указанных в табл. 9. Таблица 9
В технически обоснованных случаях допускается изготовление якорей из маломагнитных сталей по технической документации, утвержденной в установленном порядке. (Измененная редакция, Изм. № 4). 2.4. Требования к поковкам - по ГОСТ 8479, группа IV; категория прочности КП20. 2.5. Требования к отливкам - по ГОСТ 977, группа II. Предел текучести σт должен быть не менее 240 МПа (24 кгс/мм2), относительное удлинение δ5 - не менее 19 %, временное сопротивление σв - не менее 450 МПа (45 кгс/мм2), относительное сужение ψ - не менее 30 %, ударная вязкость ан - не менее 0,004 Дж/м2 (4 кгс/см2). (Измененная редакция, Изм. № 1). 2.6. Класс точности размеров и масс отливок в зависимости от типоразмера якоря - по ГОСТ 26645. Предельные отклонения: размеров поковок - по II группе ГОСТ 7062; размеров деталей, обрабатываемых резанием: Н14, h14, остальных - по ГОСТ 25347; габаритных размеров якоря в сборе - ± 3 %; массы - . (Измененная редакция, Изм. № 4). 2.7. На поверхностях литых деталей не допускаются газовые раковины, земляные шлаковые включения диаметром более 5 мм, глубиной более 5 % толщины тела отливки, но не более 5 мм, при этом количество дефектов не должно превышать 3 шт. на площади 100 см2. Дефекты, превышающие допустимые, должны быть исправлены электросваркой. 2.8. Якоря Матросова комплектуются якорными скобами по ГОСТ 765. Штыри якорных скоб после сборки с якорем должны быть заплавлены электросваркой по периметру обоих торцов. (Измененная редакция, Изм. № 4). 2.9. Типы и конструктивные элементы сварных соединений - по ГОСТ 5264; электроды типа Э42 - по ГОСТ 9467. 2.10. Якоря после испытаний и маркировки должны быть окрашены каменноугольным лаком марки А по ГОСТ 1709 в один слой и для кораблей в два слоя VII.4-OM1 по ГОСТ 9.032. По согласованию с потребителем якоря могут поставляться неокрашенными. (Измененная редакция, Изм. № 2). 2.11. Назначенный срок службы якорей до списания - 25 лет. (Измененная редакция, Изм. № 3, 4). 3. ПРИЕМКА3.1. Якоря принимают партиями или поштучно. За партию принимают якоря одного типоразмера, но не менее 5 шт. 3.2. Для проверки соответствия якорей требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно проводить операционный контроль и приемосдаточные испытания. 3.3. При операционном контроле все детали якорей проверяются на соответствие требованиям пп. 2.3 - 2.7, 2.9. Литые лапы и веретена якорей дополнительно подвергают испытанию бросанием. 3.4. Приемосдаточным испытаниям должен подвергаться каждый якорь (при штучном изготовлении) или 5 % якорей от партии, но не менее 2 шт., прошедших операционный контроль. При приемосдаточных испытаниях якоря проверяют: на соответствие требованиям пп. 1.2 (масса, размеры А1, В, Н, L и угол поворота лап); 2.1; 2.8; 2.9 (в части электродов); 2.10; на прочность пробной нагрузкой: литые - 5 % от партии, но не менее 2 шт.; сварные - 100 %. После испытания на прочность пробной нагрузкой проверяют поворачивание лап на полный угол в обе стороны. 3.5. Если при приемосдаточных испытаниях будут обнаружены якоря, не соответствующие требованиям настоящего стандарта, всю партию возвращают для разбраковки и проведения мероприятий по устранению дефектов. При невозможности (нецелесообразности) устранения дефектов якоря окончательно бракуют и изолируют от годных. После устранения дефектов проводят повторные испытания на удвоенном количестве якорей. Результаты повторных испытаний считают окончательными. (Измененная редакция, Изм. № 4). 3.6. Якорь считается принятым после нанесения клейма приемки. 4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ4.1. Размеры якорей следует проверять сличением их с чертежами. Проверку следует производить измерительными инструментами, обеспечивающими требуемую технической документацией точность. 4.2. Марки материалов должны подтверждаться соответствующими документами. 4.3. Внешний вид, качество покрытия и маркировку следует проверять визуально. 4.4. Массу якорей следует проверять взвешиванием с погрешностью не более 1 %. 4.5. Испытание отливок лап и веретен якорей массой 75 кг и более должно проводиться сбрасыванием на стальную плиту размерами не менее 100´1300´1300 мм, уложенную на утрамбованный грунт при температуре отливок не ниже 0 °С, отливки лапы и веретена сбрасывают с высоты 4,5 м от нижней кромки детали, а для якорей массой 750 кг и более - с высоты 4 м. Лапа якоря должна сбрасываться на плиту пяткой, а веретено - в горизонтальном положении. Затем лапы и веретена подвешивают и обстукивают молотком массой не менее 3 кг с целью выявления трещин и пустот, при этом должен получаться чистый металлический звук. В противном случае испытание должно быть повторено, результат повторного испытания считается окончательным. 4.6. При испытании якорей на прочность пробная нагрузка Р должна прикладываться с одной стороны к штатной якорной скобе, а с другой - к совместно закрепленным лапам якоря, как указано на черт. 10. Якорь должен быть испытан при двух положениях лап: повернутых в одну сторону от веретена и в другую. 4.7. Пробная нагрузка должна соответствовать указанной в табл. 10. 4.8. Перед приложением испытательной нагрузки на веретене якоря у скобы и на носке лапы кернером должны быть нанесены контрольные точки. При испытании якорь должен быть предварительно в течение 5 мин. нагружен нагрузкой, равной 50 % пробной; затем нагрузка снижается до 10 % пробной и измеряется расстояние между контрольными точками. Черт. 10 Таблица 10
После этого нагрузка на якорь доводится до пробной и выдерживается в течение 5 мин.; затем нагрузка снижается до 10 % пробной и снова измеряется расстояние между контрольными точками. Увеличение расстояния между контрольными точками после испытания не должно превышать 0,5 % от первоначального измерения. 5. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ5.1. На каждом якоре в указанном на чертеже месте должна быть нанесена маркировка, содержащая следующие данные: в круглом приливе товарный знак предприятия-изготовителя, масса якоря, обозначение настоящего стандарта; в квадратном приливе номер якоря по системе предприятия-изготовителя, год изготовления. 5.2. Маркировку следует выполнять литьем, ударным способом или штамповкой. Примечания: 1. Круглый прилив с маркировкой допускается изготовлять точным литьем или штамповкой с последующей приваркой. 2. Сварные якоря маркируют непосредственно на лапах ударным способом. 3. При сквозной нумерации якорей год изготовления допускается не маркировать. 5.3. На каждый якорь должен быть выдан документ о качестве. 5.4. Якоря массой до 15 кг включительно должны транспортироваться в деревянных ящиках типов II-I, II-2, V-1, V-2 по ГОСТ 2991. Крепление якорей в ящиках должно исключать возможность их смещения. Якоря массой свыше 15 кг транспортируют без упаковки. При погрузке на железнодорожный подвижной состав поставщиком должны соблюдаться требования ГОСТ 22235. (Измененная редакция, Изм. № 4). 5.5. Якоря транспортируют транспортом всех видов в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на транспорте данного вида, и техническими условиями погрузки и крепления грузов, утвержденными МПС СССР. По железной дороге транспортирование якорей осуществляют на платформах. 5.4, 5.5. (Измененная редакция, Изм. № 3). 5.5а. Транспортная маркировка - по ГОСТ 14192 с указанием основных, дополнительных и информационных надписей, наносимых несмываемой краской на ярлык, надежно прикрепленный к грузу, не упакованному в тару, или на боковые стороны ящиков - при транспортировании якорей в упаковке. 5.5б. Формирование транспортных пакетов должно осуществляться по правилам перевозки грузов, действующим на соответствующем виде транспорта. Пакет должен формироваться на поддоне по ГОСТ 9078 и обвязываться лентой по ГОСТ 3560 или проволокой по ГОСТ 3282. Прочность обвязки должна обеспечивать сохранность формы пакета при транспортировании, а также при проведении погрузочно-разгрузочных и маневровых работ. Размеры и масса пакетов - по ГОСТ 24597. 5.5в. При отправке продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности якоря массой до 50 кг должны упаковываться в ящики типов, указанных в п. 5.4, с учетом требований ГОСТ 15846. 5.5а - 5.5в. (Введены дополнительно, Изм. № 3). 5.6. Якоря должны храниться на площадках с твердым покрытием или в помещении. 6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ6.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие якорей требованиям настоящего стандарта. 6.2. Гарантийный срок эксплуатации якорей Матросова - 2 года со дня ввода в эксплуатацию. 7. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ7.1. Поверхность якорей должна быть чистой, без заусенцев и острых кромок и окрашена в соответствии с п. 2.10 настоящего стандарта. 7.2. Для транспортировки и установки на объект якорь поставляется со скобой. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 11.04.78 № 978 2. ВЗАМЕН ГОСТ 8497-68 3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
4. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 07.04.89 № 964 5. ИЗДАНИЕ (декабрь 2003 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, 4, утвержденными в августе 1980 г., мае 1983 г., марте 1984 г., апреле 1989 г. (ИУС 10-80, 9-83, 7-84, 7-89) СОДЕРЖАНИЕ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |