| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ИЗДЕЛИЯ ФРИКЦИОННЫЕ НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ГОСТ 4.79-87
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Срок действия с 01.07.88 до 01.01.90 Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру показателей качества фрикционных изделий для тормозных механизмов (тормозных колодок и накладок, фрикционных секторов и пластин, тормозных лент и фрикционных вкладышей), включаемых в ТЗ на НИР на вновь разрабатываемую продукцию, в разрабатываемые и пересматриваемые стандарты и технические условия (ТУ) на продукцию и карты технического уровня и качества продукции (КУ). Коды продукции по ОКП: 25 7120, 25 7130, 25 7140, 25 7150, 25 7160, 25 7170. 1. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ФРИКЦИОННЫХ ИЗДЕЛИЙ1.1. Номенклатура показателей качества и характеризуемые ими свойства фрикционных изделий приведены в табл. 1. Основные показатели выделены полужирным шрифтом. Таблица 1
2. ПРИМЕНЯЕМОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ФРИКЦИОННЫХ ИЗДЕЛИЙ2.1. Перечень основных показателей качества: коэффициент трения или эффективность торможения и (или) потеря эффективности торможения и (или) восстанавливаемость эффективности торможения; гамма-процентный или средний ресурс (или износ, или износостойкость, или интенсивность изнашивания). 2.2. Применяемость показателей качества по типам фрикционных изделий, включаемых в ТЗ на НИР на вновь разрабатываемую продукцию, в разрабатываемые и пересматриваемые стандарты и ТУ на продукцию и КУ, приведена в табл. 2. Таблица 2
Примечание. Знак «+» означает применяемость, знак - неприменяемость, знак «±» - ограниченную применяемость показателя, определяемую по согласованию с потребителем. 2.3. Показатели 1.4 - 1.6 устанавливают на фрикционные изделия для автомобильного, мотоциклетного и подвижного состава железнодорожного транспорта. 2.4. Показатель 1.12 устанавливают на колодки дисковых тормозов легковых автомобилей. ПРИЛОЖЕНИЕ 1СправочноеАЛФАВИТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙВнешний вид 1.16 Восстанавливаемость эффективности торможения 1.6 Вязкость ударная 1.11 Изменение массы в жидких средах 1.13 Износ 1.3 Износостойкость 1.3 Коэффициент использования материалов 4.2 Коэффициент трения 1.1 Плотность 1.14 Потеря эффективности торможения 1.5 Предел прочности при изгибе 1.8 Предел прочности при сжатии. 1.9 Предел прочности при срезе 1.10 Предел прочности соединения тормозной накладки с каркасом 1.12 Ресурс гамма-процентный 3.1 Ресурс средний 3.1 Себестоимость изделия производственная 4.3 Срок сохраняемости средний 3.2 Стабильность коэффициента трения 1.2 Твердость 1.7 Трудоемкость изготовления продукции технологическая 4.1 Тропикостойкость 2.1 Усилие отрыва 1.12 Устойчивость на изгиб 1.15 Холодоустойчивость 2.2 Чистота патентная 5.1 Эффективность торможения 1.4 ПРИЛОЖЕНИЕ 2СправочноеТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ, И ПОЯСНЕНИЯ К НИМТаблица 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 3СправочноеПОЯСНЕНИЯ И ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ1. Коэффициент трения, стабильность коэффициента трения, износ, износостойкость, интенсивность изнашивания Коэффициент трения, стабильность коэффициента трения, износ, износостойкость и интенсивность изнашивания определяют при испытаниях образцов или натурных фрикционных изделий на лабораторных машинах трения или в условиях эксплуатации по методикам, установленным в нормативно-технической документации на фрикционные изделия. Стабильность коэффициента трения вычисляют по формуле
где Df - максимальное абсолютное отклонение коэффициента трения от первоначального значения; fн - первоначальный коэффициент трения при определении его зависимости от температуры, давления или скорости. 2. Эффективность торможения, потеря эффективности торможения и восстанавливаемость эффективности торможения В зависимости от назначения тормозных накладок эффективность торможения может выражаться замедлением j (м/с2), тормозным путем S (м) при заданной начальной скорости или моментом трения М (Н · м), полученными в натурном узле на дороге или на стенде при моделированных испытаниях. Условия определения эффективности торможения, потери эффективности торможения и восстанавливаемости эффективности торможения заданы в специальных методиках, согласованных между заинтересованными сторонами. Потеря эффективности торможения в процентах определяется отношением снижения эффективности торможения при нагревании фрикционной пары трения путем ряда последовательных торможений (или попадании воды, снега, льда) к первоначальной (до нагрева или до попадания снега, воды, льда) эффективности торможения. Например, потерю эффективности торможения в процентах по замедлению при нагревании вычисляют по формуле
где jн, jк - замедление транспортного средства перед нагревом фрикционной пары и при заданной температуре соответственно. Восстанавливаемость эффективности торможения в процентах определяется отношением эффективности торможения после охлаждения (или высыхания влаги) к первоначальной (до нагрева или до попадания воды, снега, льда) эффективности торможения, например, восстанавливаемость эффективности торможения по замедлению после нагрева вычисляют по формуле
где jо - замедление после охлаждения фрикционной пары; jн - замедление до нагрева фрикционной пары. Допускается определять потерю и восстанавливаемость эффективности торможения через коэффициент трения, полученный при моделированных испытаниях на машине трения по формулам:
где fн - коэффициент трения перед нагревом или попаданием воды в область пары трения; fк - коэффициент трения при заданной температуре или после воздействия воды; fо - коэффициент трения после охлаждения или высыхания пары трения. Определение твердости по Бринеллю - по ГОСТ 9012-59, плотности - по ГОСТ 15139-69, предела прочности при изгибе - по ГОСТ 4648-71, предела прочности при сжатии - по ГОСТ 4651-82, предела прочности при срезе - по ГОСТ 17302-71, ударной вязкости - по ГОСТ 4647-80. Условия испытаний устанавливают в нормативно-технической документации на фрикционные изделия. 4. Предел прочности соединения тормозной накладки с каркасом Предел прочности соединения тормозной накладки с каркасом Па (кгс/см2) вычисляют по формуле
где Pmax - максимальная (до разрушения соединения) нагрузка, Н (кгс); Sсд - площадь соединения накладки с каркасом, м2 (см2). 5. Изменение массы в жидких средах Изменение массы в жидких средах в процентах вычисляют по формуле
где mн - начальная масса образца, г; mк - конечная масса, г. 6. Внешний вид Внешний вид фрикционных изделий определяют визуально и с помощью измерительных средств. Допускаемые отклонения устанавливают нормативно-технической документацией на фрикционные изделия. 7. Состояние поверхности трения Состояние поверхности трения контролируют визуально при стендовых испытаниях в натурном узле или в эксплуатации и характеризуют наличием трещин, задиров, сколов, а также выкрашивания, наволакивания и других дефектов. 8. Тропикостойкость, холодоустойчивость Тропикостойкость и холодоустойчивость определяют по ГОСТ 15151-69 или по другим методикам, согласованным в установленном порядке. 9. Гамма-процентный или средний ресурс Гамма-процентный или средний ресурс определяют в узлах заводской сборки в реальных условиях эксплуатации с приведением при необходимости к I категории условий эксплуатации или при пробеговых (ресурсных) испытаниях в заданных условиях эксплуатации. Ресурс выражается в единицах наработки, например: ч, год, км, цикл. Регламентируемую вероятность ресурса согласовывают между изготовителем и потребителем. Допускается определять гамма-процентный или средний ресурс расчетным путем по результатам стендовых испытаний. 10. Средний срок сохраняемости Средний срок сохраняемости устанавливают после хранения изделий в складских условиях на соответствие их требованиям НТД. 11. Технологическая трудоемкость изготовления продукции Технологическая трудоемкость изготовления продукции характеризуется затратами труда основных рабочих; для определения трудоемкости серийной продукции принимают фактические затраты, а для вновь разрабатываемой - нормированные затраты. 12. Коэффициент использования материалов Коэффициент использования материалов характеризуется отношением массы материала в готовой продукции m1 к массе материала, введенной в технологический процесс m2. При определении коэффициента использования материалов для серийной продукции принимают фактические значения масс материала m1 и m2, а для вновь разрабатываемой - плановые. 13. Производственная себестоимость Производственная себестоимость изделия характеризуется затратами предприятия на изготовление единицы продукции. Для серийной продукции принимают отчетную себестоимость, а для вновь разрабатываемой - плановую.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР ИСПОЛНИТЕЛИ В.А. Можаев, канд. техн. наук; В.А. Соколов, канд. техн. наук; Л.П. Красичева (руководитель темы); Н.А. Князева 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24.12.87 № 5024 3. ВЗАМЕН ГОСТ 4.79-82 4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
СОДЕРЖАНИЕ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |