| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ МАШИНЫ ПОГРУЗОЧНО- НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСТ 4.357-85 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ РАЗРАБОТАН Министерством тяжелого и транспортного машиностроения ИСПОЛНИТЕЛИ П.А. Корляков, канд. техн. наук (руководитель темы); Ю.Н. Павлов, канд. техн. наук; Ю.А. Боков; А.П. Титов ВНЕСЕН Министерством тяжелого и транспортного машиностроения Член Коллегии М.П. Фарафонов УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 17 декабря 1985 г. № 4073 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 17 декабря 1985 г. № 4073 срок введения установлен с 01.01.87 Стандарт устанавливает номенклатуру основных показателей качества шахтных погрузочно-транспортных машин (далее - машин), включаемых в ТЗ на НИР по определению перспектив развития машин, государственный стандарт с перспективными требованиями, а также номенклатуру показателей качества, включаемых в разрабатываемые и пересматриваемые стандарты на машины, ТЗ на ОКР, ТУ и КУ. Код машин по ОКП - 31 4242. 1. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА МАШИН1.1. Номенклатура показателей качества машин и характеризуемые ими свойства приведены в табл. 1. Таблица 1
1.2. Алфавитный перечень показателей качества машин, вошедших в установленную номенклатуру, приведен в справочном приложении 1. 1.3. Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в справочном приложении 2. 1.4. Пояснения и примеры применения показателей качества машин приведены в справочном приложении 3. 2. ПРИМЕНЯЕМОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА МАШИН2.1. Перечень основных показателей качества: техническая производительность; номинальная грузоподъемность; установленный ресурс до первого капитального ремонта; удельная масса; удельный расход топлива; удельный расход электроэнергии; концентрация вредных веществ на выхлопе; требования к механизации и автоматизации. 2.2. Применяемость показателей качества машин, включаемых в ТЗ на НИР, ГОСТ ОТТ, стандарты, ТУ и КУ приведена в табл. 2. Таблица 2
Примечание. Знак «+» означает применяемость, знак «-» неприменяемость соответствующих показателей качества. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
|
Вместимость ковша |
|
Грузоподъемность номинальная |
|
Значения виброскорости в октавных полосах частот среднеквадратические |
|
Значения виброускорения корректированные |
|
Концентрация вредных веществ на выхлопе |
|
Коэффициент патентной защиты |
|
Коэффициент патентной чистоты |
|
Коэффициент применяемости |
|
Коэффициент статической устойчивости |
|
Коэффициент технического использования |
|
Масса |
|
Масса удельная |
|
Масса металла удельная |
|
Мощность установленная |
|
Наработка безотказная установленная |
|
Производительность техническая |
|
Просвет дорожный |
|
Радиус поворота (внутренний, внешний) |
|
Размеры габаритные |
|
Расход топлива удельный |
|
Расход электроэнергии удельный |
|
Ресурс до первого капитального ремонта установленный |
|
Скорость движения |
|
Требования к механизации и автоматизации |
|
Трудоемкость изготовления удельная |
|
Трудоемкость технических обслуживаний и ремонтов удельная объединенная |
|
Угол подъема преодолеваемый максимальный |
|
Уровень звука на рабочем месте эквивалентный |
|
Уровень звукового давления в октавных полосах частот |
|
Энергоемкость изготовления удельная |
Наименование показателя |
Номер показателя по табл. 1 |
Пояснение |
Габаритные размеры: |
|
|
длина |
|
Наибольший размер между крайними точками в направлении продольной оси машины при транспортном положении ковша |
ширина |
|
Наибольший размер между крайними точками в направлении поперечной оси машины |
высота |
|
Размер от опорной поверхности до верхней точки машины, установленной на горизонтальной площадке |
Коэффициент статической устойчивости |
Расчетное соотношение момента устойчивости и опрокидывающего момента |
|
Масса |
Масса машины с основным ковшом без водителя, топлива, воды, масла, инструмента и запасных частей; для машин с неавтономным питанием (ход ограничен длиной кабеля или рукава) учитывают массу кабельного барабана с кабелем или питающего рукава |
|
Техническая производительность |
Расчетное соотношение суммарной наработки горной массы в тоннах к суммарной наработке в часах |
1. Техническую производительность Ат, т · ч-1, определяют при условиях, установленных в «Единых нормах выработки и времени на подземные, очистные, горнопроходческие и нарезные горные работы», утвержденных Госкомтрудом СССР и ВЦСПС по формуле:
(1)
где Qном - номинальная грузоподъемность, т;
tп - продолжительность погрузки, с;
Lд - расстояние доставки горной массы, м;
υср - средняя скорость движения машины, м · с-1;
tp - продолжительность разгрузки, с;
tпр - суммарная продолжительность простоев машины, с.
Исходные данные принимают: на этапе разработки технического задания экспертным методом по ГОСТ 23554.0-79; на этапе испытаний и промышленного производства по результатам хронометражных наблюдений.
Продолжительность погрузки tп, с, определяют по формуле:
(2)
где Lвн - глубина внедрения ковша (принимают равной длине днища ковша), м;
Lо - длина свободного перемещения машины (принимают равной длине машины), м;
t'к - продолжительность поворота ковша из транспортного положения в рабочее, с;
t"к - продолжительность поворота ковша из рабочего положения в транспортное, с;
tпер - продолжительность переключения рукояток управления и выбора направления движения машины, с.
Продолжительность разгрузки tp, с, определяют как сумму продолжительностей маневров при подъезде к месту разгрузки, подъема, поворота и опускания ковша.
2. Удельную массу My кг · т-1, определяют по формуле:
(3)
где М - масса, кг;
Tр.у - установленный ресурс до первого капитального ремонта, ч.
3. Удельный расход топлива Еу.э, кг · т-1, определяют по формуле:
(4)
где Nд - установленная мощность двигателя, кВт;
q - расход топлива на единицу установленной мощности двигателя, г · кВт-1 · ч-1.
4. Удельный расход электроэнергии Эу.э кВт · ч · т-1, определяют по формуле:
(5)
где Nэ - мощность, потребляемая машиной, кВт.
СОДЕРЖАНИЕ