ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
ЭЛЕКТРОВОЗЫ ПРОМЫШЛЕННЫЕ
НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ГОСТ 4.305-85
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО СТАНДАРТАМ
МОСКВА
РАЗРАБОТАН
Министерством электротехнической промышленности
ИСПОЛНИТЕЛИ
В.М. Фомин, канд.
техн. наук; Ю.П. Шевель; В.П. Кузьменков; В.Ф. Крупин; В.И. Пеганова
ВНЕСЕН
Министерством электротехнической промышленности
Член Коллегии Е.Г. Орлов
УТВЕРЖДЕН
И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам
от 23 октября 1985 г. № 3372
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Система
показателей качества продукции
ЭЛЕКТРОВОЗЫ
ПРОМЫШЛЕННЫЕ
Номенклатура
показателей
System of product-quality indices. Industrial
electric locomotives. Nomenclature of indices
|
ГОСТ
4.305-85
|
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам
от 23 октября 1985 г. № 3372 срок введения установлен
с 01.07.87
Настоящий
стандарт устанавливает номенклатуру показателей качества промышленных
электровозов (далее - электровозов), подлежащих обязательному включению в
технические задания на опытно-конструкторские работы (ТЗ на ОКР),
разрабатываемые и пересматриваемые стандарты на продукцию, технические условия
(ТУ), карты технического уровня и качества продукции (КУ), а также номенклатуру
основных показателей качества, включаемых в государственные стандарты с
перспективными требованиями (ГОСТ ОТТ).
Стандарт
распространяется на Электровозы промышленные для открытых горных разработок
(тяговые агрегаты по ГОСТ 23098-78, ОКП 34 5223) и коксотушильные электровозы
(ОКП 34 5221), входящие в группу однородной продукции (код 34 0150*).
*
Код по Перечню групп однородной народнохозяйственной продукции на основе ОКП,
закрепленных за Минэлектротехпромом.
Дополнительно
к номенклатуре показателей, приведенных в настоящем стандарте, при
необходимости допускается применение других показателей, отражающих специфику
конкретных типов электровозов.
Полная
номенклатура показателей качества, характеризующих технический уровень и
качество электровозов, должна быть установлена техническими условиями на
конкретные типы электровозов.
1.1.
Номенклатура показателей качества и характеризуемые ими свойства электровозов
приведены в табл. 1.
Таблица 1
Наименование показателя
качества
|
Обозначение
показателя качества
|
Наименование
характеризуемого свойства
|
1. ПОКАЗАТЕЛИ НАЗНАЧЕНИЯ
|
1.1. Классификационные показатели
|
|
|
1.1.1. Ширина колеи, мм
|
Вк
|
Применяемость
|
1.1.2. Номинальная нагрузка от
колесной пары на рельсы, кН
|
q
|
Тяговые
свойства
|
1.1.3. Масса сцепная с 0,67 запаса
топлива и песка, т
|
Мсц
|
Тяговые
свойства и металлоемкость
|
1.1.4. Напряжение номинальное на
токоприемнике, В
|
Uкс
|
Применяемость
|
1.1.5. Скорость конструкционная, км/ч
|
Vмакс
|
Производительность
|
1.1.6. Минимальный радиус проходимых
со скоростью до 10 км/ч кривых, м
|
r
|
Применяемость
|
1.1.7. Габарит (ГОСТ
9238-83)
|
По ГОСТ 9238-83
|
То же
|
1.1.8. Осевая формула
|
-
|
»
|
1.2.
Показатели функциональной и технической
эффективности
|
|
|
1.2.1. Сила тяги касательная
максимальная при трогании, кН
|
Fмакс
|
Производительность
|
1.2.2. Сила тяги касательная в
15-минутном режиме, кН
|
F15
|
То же
|
1.2.3. Точность остановки с вагоном
возле установки сухого тушения, мм
|
-
|
Эффективность
|
1.2.4. Грузоподъемность моторного
думпкара, т
|
Qд
|
Производительность
|
1.2.5. Мощность касательная в
15-минутном режиме, кВт
|
P15
|
То же
|
1.2.6. Мощность касательная в
продолжительном режиме, кВт
|
Рд
|
»
|
1.2.7. Скорость движения при приеме
кокса, км/ч
|
uн.к
|
»
|
1.2.8. Скорость движения в
15-минутном режиме, км/ч
|
u15
|
»
|
1.2.9. Мощность по дизелю в
автономном режиме, кВт (л.с.)
|
Ра
|
»
|
1.2.10. Сила тяги касательная в автономном
режиме при скорости 15 км/ч, кН
|
Fa
|
»
|
1.2.11. Способ регулирования
напряжения на тяговых двигателях, балл
|
-
|
Производительность
|
1.2.12. Способ регулирования
электрического торможения, балл
|
-
|
То же
|
2. ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ
|
2.1. Наработка на отказ (ГОСТ
27.002-83), т ×
км. нетто (ч)
|
То
|
Безотказность
|
2.2. Средняя оперативная трудоемкость
технического обслуживания (ГОСТ
21623-76). чел.-ч/(т
× км)
|
Wт.о
|
Ремонтопригодность
|
2.3. Средний ресурс до
капитального ремонта (ГОСТ
27.002-83), год
|
Тр.ср.мр.к
|
Долговечность
|
2.4. Назначенный ресурс до среднего
ремонта (ГОСТ
27.002-83), т ×
км. нетто
|
Тр.н.мр.ср
|
То же
|
2.5. Назначенный ресурс до
капитального ремонта, (ГОСТ
27.002-83), т ×
км. нетто
|
Тр.н.мр.к
|
»
|
2.6. Назначенный ресурс до ремонтов
ТР-2, ТР-3, т × км. нетто
|
Тр.н.мр.2,3
|
»
|
2.7. Назначенный срок службы (ГОСТ
27.002-83), год
|
Тсл.н
|
»
|
2.8. Коэффициент готовности (ГОСТ
27.002-83)
|
Kг
|
Готовность
к работе, безотказность
|
3. ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ, ТОПЛИВА И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
|
3.1. К.п.д.
в продолжительном режиме
|
hпр
|
Экономичность
|
3.2. Удельный расход энергии при
движении поезда в 15-минутном режиме, кВт ×
ч/ (т × км)
|
bэ
|
Экономия
энергии
|
3.3. Удельный расход топлива
локомотивом в автономном режиме при номинальной мощности, г/(Вт ×
ч)
|
bт
|
Экономия
топлива
|
3.4. Часовой расход топлива на
холостом ходу дизеля, кг/ч
|
bх.х
|
То же
|
3.5. Суммарный удельный расход масла
дизелем, г/(кВт ×
ч) [г/(л. с ×
ч)]
|
bм
|
Экономия
масла
|
3.6. Численность локомотивной бригады
в смену, чел.
|
n
|
Экономия
трудовых ресурсов
|
4. ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
|
4.1. Общий эргономический показатель,
балл
|
-
|
Выполнение
эргономических требований к изделию
|
5. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
|
5.1. Общий эстетический показатель,
балл
|
-
|
Выполнение
эстетических требований к изделию
|
6. ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ
|
6.1. Удельная материалоемкость (ГОСТ
14.205-83), кг/Н
|
Kу.м
|
Экономия
материалов
|
6.2. Удельная трудоемкость
изготовления (ГОСТ
14.205-83), нормо-ч/Н
|
Ти
|
Трудоемкость
|
6.3. Удельная технологическая
себестоимость, руб./Н
|
Ст
|
|
6.4. Удельная металлоемкость, кг/Н:
|
|
|
проката
черных металлов, в том числе электротехнической стали
|
Kу.м.п.ч
|
Экономия
металлов
|
цветных
металлов
|
Kу.м.ц.м
|
То же
|
проводниковых
металлов
|
Kу.м.п.м
|
»
|
драгоценных
металлов
|
Kу.м.д.м
|
»
|
6.5. Коэффициент использования:
|
|
|
проката
черных металлов, в том числе электротехнической стали
|
Kи.м.п.ч
|
»
|
цветных
металлов
|
Kи.м.ц.м
|
»
|
проводниковых
металлов
|
Kи.м.п.м
|
»
|
драгоценных
металлов
|
Kи.м.д.м
|
»
|
7. ПОКАЗАТЕЛЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ И
УНИФИКАЦИИ
|
7.1. Коэффициент применяемости, %
|
Kпр
|
Унификация
|
8. ПАТЕНТНО-ПРАВОВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
|
8.1. Показатель патентной чистоты
|
Пп.ч
|
Конкурентоспособность
|
Примечание.
Основные показатели качества набраны жирным шрифтом.
2.1.
Перечень основных показателей качества:
сила
тяги касательная максимальная при трогании сила тяги касательная в 15-минутном
режиме наработка на отказ;
средний
ресурс до капитального ремонта;
к.п.д.
в продолжительном режиме.
2.2.
Применяемость показателей качества для двух подгрупп (тяговые агрегаты и
коксотушильные электровозы), включаемых в стандарты с перспективными
требованиями, во вновь разрабатываемые и пересматриваемые стандарты на
продукцию, ТЗ на ОКР, ТУ, КУ, приведена в табл. 2.
Таблица 2
Номер показателя по табл. 1
|
Наименование
подгруппы однородной продукции
|
Область
применения показателя
|
Тяговые
агрегаты
|
Коксотушильные
электровозы
|
ГОСТ
ОТТ
|
Стандарты
ОТТ
|
ТЗ
на ОКР
|
ТУ
|
КУ
|
1.1.1
|
-
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.1.2
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.1.3
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.1.4
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.1.5
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.1.6
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.1.7
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.1.8
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.2.1
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.2.2
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.2.3
|
-
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.2.4
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.2.5
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.2.6
|
-
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.2.7
|
-
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.2.8
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.2.9
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.2.10
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.2.11
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
1.2.12
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2.1
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2.2
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
2.3
|
-
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
2.4
|
+
|
-
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2.5
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2.6
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
2.7
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2.8
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
3.1
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
3.2
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
3.3
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
3.4
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
3.5
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
3.6
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
4.1
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
+
|
5.1
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
+
|
6.1
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
+
|
6.2
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
+
|
6.3
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
+
|
6.4
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
+
|
6.5
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
+
|
7.1
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
+
|
8.1
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
+
|
Примечание.
Знак «+» означает применяемость, знак «-» - неприменяемость соответствующих
показателей качества продукции.
Справочное
АЛФАВИТНЫЙ
ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
|
Номер
показателя по табл. 1
|
Габарит
|
1.1.7
|
Грузоподъемность моторного
думпкара
|
1.2.4
|
Коэффициент готовности
|
2.8
|
Коэффициент использования
|
6.5
|
Коэффициент применяемости
|
7.1
|
Численность локомотивной бригады
в смену
|
3.6
|
К.п.д. в продолжительном режиме
|
3.1
|
Масса сцепная с 0,67 запаса
топлива и песка
|
1.1.3
|
Металлоемкость удельная
|
6.4
|
Материалоемкость удельная
|
6.1
|
Мощность по дизелю в автономном
режиме
|
1.2.9
|
Мощность касательная в
15-минутном режиме
|
1.2.5
|
Мощность касательная в
продолжительном режиме
|
1.2.6
|
Нагрузка номинальная от колесной
пары на рельсы
|
1.1.2
|
Напряжение номинальное на
токоприемнике
|
1.1.4
|
Наработка на отказ
|
2.1
|
Показатель патентной чистоты
|
8.1
|
Показатель эргономический общий
|
4.1
|
Показатель эстетический общий
|
5.1
|
Радиус минимальный проходимых
со скоростью до 10 км/ч кривых
|
1.1.6
|
Расход энергии удельный при
движении поезда в 15-минутном режиме
|
3.2
|
Расход масла дизелем удельный
суммарный
|
3.5
|
Расход удельный топлива
локомотивом в автономном режиме при номинальной мощности
|
3.3
|
Расход топлива часовой на
холостом ходу дизеля
|
3.4
|
Ресурс назначенный до
капитального ремонта
|
2.5
|
Ресурс назначенный до среднего
ремонта
|
2.4
|
Ресурс назначенный до ремонтов
ТР-2, ТР-3
|
2.6
|
Ресурс средний до капитального
ремонта
|
2.3
|
Себестоимость технологическая
удельная
|
6.3
|
Сила тяги касательная в
автономном режиме при скорости 15 км/ч
|
1.2.10
|
Сила тяги касательная в
15-минутном режиме
|
1.2.2
|
Сила тяги касательная
максимальная при трогании
|
1.2.1
|
Скорость движения при приеме
кокса
|
1.2.7
|
Скорость конструкционная
|
1.1.5
|
Скорость движения в 16-минутном
режиме
|
1.2.8
|
Способ регулирования напряжения
на тяговых двигателях
|
1.2.11
|
Способ регулирования
электрического торможения
|
1.2.12
|
Срок службы назначенный
|
2.7
|
Точность остановки с вагоном
возле установки сухого тушения
|
1.2.3
|
Трудоемкость технического
обслуживания
средняя оперативная
|
2.2
|
Трудоемкость изготовления
удельная
|
6.2
|
Ширина колеи
|
1.1.1
|
Формула осевая
|
1.1.8
|
СОДЕРЖАНИЕ