| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОСТ 30574-98 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Двигатели внутреннего сгорания поршневые. ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ И Циклы испытаний
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ Минск
(Измененная редакция, Изм. № 1). Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Российской Федерацией ТК 235 «Двигатели судовые, тепловозные и промышленные» ВНЕСЕН Госстандартом России 2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 14-98 от 12 ноября 1998 г.) За принятие проголосовали:
3 Стандарт соответствует ИСО 8178-4-1996 «ДВС. Испытательные циклы» в части испытательных процедур и методов измерений (Измененная редакция, Изм. № 1). 4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 8 апреля 1999 г. № 117 межгосударственный стандарт ГОСТ 30574-98 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 2000 г. 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ Двигатели внутреннего сгорания поршневые. ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ И ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ
Циклы испытаний
Дата введения 2000-01-01 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на судовые, тепловозные и промышленные двигатели внутреннего сгорания (далее - двигатели), а также на агрегаты на их базе и устанавливает циклы испытаний при определении выбросов вредных веществ и дымности отработавших газов. (Измененная редакция, Изм. № 1). 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 10150-88 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Общие технические условия (Измененная редакция, Изм. № 1). 3 Обозначения3.1 В настоящем стандарте использованы следующие символы и сокращения: B - цикл «Универсальный»; C - циклы «Промышленные двигатели мощностью 20 кВт и более»; D - циклы «Двигатели для привода генератора»; E - циклы «Судовые двигатели»; F - циклы «Тепловозные двигатели»; G - циклы «Промышленные двигатели мощностью менее 20 кВт». (Измененная редакция, Изм. № 1). 4 Термины и определенияВ настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями: 4.1 Цикл испытаний - последовательность режимов дизеля с определенными частотами вращения, крутящими моментами и весовыми коэффициентами исключая цикл В «Универсальный», в котором не регламентированы весовые коэффициенты. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.2 Длительность режима - отрезок времени, включающий время, в течение которого частота вращения и (или) крутящий момент изменяются и стабилизируются в начале режима, и время работы дизеля на установившихся значениях частоты вращения и (или) крутящего момента, характеризующих данный режим. 4.3. Значения крутящего момента, указанные в циклах испытаний, кроме циклов для судовых дизелей для тяжелых условий работы, работающих по винтовой характеристике (E3), и дизелей прочих судов длиной до 24 м (кроме буксиров и толкачей), работающих по винтовой характеристике (Е5), - это величины, выраженные в процентах, и представляющие для данного режима отношение заданного момента к максимально возможному моменту при заданной частоте вращения. (Измененная редакция, Изм. № 1). Мощность для циклов E3 и Е5 - это величина, выраженная в процентах от номинальной мощности при изменении частоты вращения дизеля по винтовой характеристике. 4.4 Частота вращения 4.4.1 Номинальная частота вращения - по ГОСТ 10150. 4.4.2 Промежуточная частота вращения - устанавливает изготовитель с учетом требований, приведенных ниже. 4.4.2.1 Для дизелей, предназначенных для работы по внешней характеристике. Промежуточная частота вращения - частота вращения в диапазоне 60 - 75 % номинальной частоты вращения, при которой достигается максимальный крутящий момент. Если максимальный крутящий момент возникает при частоте вращения менее 60 % номинальной частоты вращения, промежуточная частота вращения устанавливается равной 60 % номинальной. Если максимальный крутящий момент возникает при частоте вращения более 75 % номинальной частоты вращения, промежуточная частота вращения устанавливается равной 75 % номинальной. 4.4.2.2 Для дизелей, не предназначенных для работы по внешней характеристике. Промежуточная частота вращения при установившемся режиме должна составлять 60 - 70 % номинальной частоты вращения. 4.4.2.3 Для дизелей, испытываемых по циклам G1. Промежуточная частота вращения должна составлять 85 % номинальной частоты вращения. 4.5 Весовой коэффициент - условная величина, отражающая статистическую долю времени работы двигателей данного назначения в эксплуатации вблизи данного режима. Весовые коэффициенты используются в тех случаях, когда результаты испытаний выражены в г/кВт×ч. (Введен дополнительно, Изм. № 1). 5 Общие положения5.1 Измерение и оценку выбросов с ОГ следует проводить с использованием циклов испытаний, соответствующих назначению дизеля. 5.2 Подготовка дизеля должна исключать влияние отложений в выпускной системе после предыдущих испытаний на измерения выбросов вредных веществ. 5.3 Дизель должен быть прогрет на номинальной мощности, используемой в данном цикле испытаний, для стабилизации параметров дизеля в соответствии с инструкцией по эксплуатации. 5.4 Все режимы испытаний, кроме циклов E3 и Е5, могут быть сведены в универсальный цикл B без весовых коэффициентов. Данные по выбросам для каждого режима цикла B позволяют с помощью расчета получить значения выбросов для каждого из других циклов, используя соответствующие весовые коэффициенты. 5.5 Каждое испытание следует выполнять в заданной последовательности режимов для данного цикла испытаний или последовательности режимов цикла B, если скомбинированы два и более циклов. 5.6 Минимальная длительность режима 10 мин является стандартной, за исключением циклов G. При необходимости длительность режима может быть увеличена. Длительность режима, выбранная для цикла испытаний, должна быть указана в программе испытаний и в отчете по результатам испытаний. 6 Циклы испытаний6.1 Цикл испытаний B «Универсальный» 6.1.1 Универсальный цикл используют как основу для формирования других циклов испытаний. (Измененная редакция, Изм. № 1). 6.1.2 Последовательность режимов проведения испытаний по циклу B должна соответствовать указанной в таблице 1. Таблица 1
(Измененная редакция, Изм. № 1). 6.2 Циклы испытаний C «Двигатели для внедорожного транспорта и внедорожного промышленного оборудования» включают циклы: C1 - для внедорожного транспорта и промышленного оборудования с приводом от дизельного двигателя; С2 - для внедорожного транспорта и промышленного оборудования с приводом двигателями искрового зажигания мощностью 20 кВт и более. (Измененная редакция, Изм. № 1). 6.2.1 Последовательность режимов проведения испытаний по циклам C1 и С2 должна соответствовать указанной в таблице 2. Таблица 2
По циклу C1 рекомендуется испытывать промышленные двигатели для: промышленных буровых установок, компрессоров, большегрузных карьерных самосвалов с механической и гидромеханической трансмиссией и т.д.; строительного оборудования, в том числе колесных и гусеничных погрузчиков, бульдозеров, передвижных кранов и т.д.; оборудования для лесной промышленности, сельскохозяйственной техники, экскаваторов, грейдеров, катков, асфальтоукладчиков и т.д.; снегоуборочных машин; вспомогательного оборудования аэропортов. По циклу С2 следует испытывать двигатели для: дорожного оборудования; сельскохозяйственной техники; вилочных погрузчиков; вспомогательного оборудования аэропортов. (Измененная редакция, Изм. № 1). 6.3 Циклы испытаний D «Двигатели с постоянной частотой вращения» включают: цикл D1 - двигатели для силовых установок; цикл D2 - двигатели для электроустановок с переменной нагрузкой». (Измененная редакция, Изм. № 1). 6.3.1 Последовательность режимов проведения испытаний по циклам D1 и D2 должна соответствовать указанной в таблице 3. Таблица 3
Значения крутящих моментов для циклов D1 и D2 указаны в процентах от значений крутящих моментов, соответствующих номинальной мощности: (Измененная редакция, Изм. № 1). 6.3.2 По циклу D1 рекомендуется испытывать двигатели для электростанции и привода ирригационных насосов; по циклу D2 - дизель-генераторы с кратковременной нагрузкой (прерывистой, скачкообразной), в том числе судовые вспомогательные и тепловозные (не для тяги), рефрижераторные агрегаты, сварочные установки. (Измененная редакция, Изм. № 1). 6.4 Циклы испытаний E «Судовые двигатели» включают: цикл Е1 - двигатели для судов длиной менее 24 м (кроме буксиров и толкачей) цикл Е2 - главные судовые двигатели для тяжелых условий эксплуатации, работающие с постоянной частотой вращения; цикл E3 - судовые двигатели для тяжелых условий работы, работающие по винтовой характеристике; цикл Е4 - двигатели с искровым зажиганием для судов длиной менее 24 м; цикл Е5 - двигатели для судов длиной менее 24 м (кроме буксиров и толкачей), работающие по винтовой характеристике. Примечания 1 Для судовых энергетических установок с винтом регулируемого шага могут применяться циклы Е2 или E3 по согласованию изготовителя с потребителем. (Измененная редакция, Изм. № 1).
6.4.1 Последовательность режимов проведения испытаний по циклам Е1, Е2, E3, Е4 и Е5 должна соответствовать указанной в таблице 4. Таблица 4
(Измененная редакция, Изм. № 1).
6.4.2 Для циклов E1, Е2 и E4 параметры выбросов допускается рассчитывать по циклу B. (Измененная редакция, Изм. № 1). 6.5 Цикл испытаний F «Тепловозные двигатели» применяется при испытаниях тепловозов и дизель-поездов, автомотрис, а также большегрузных карьерных самосвалов с электрической трансмиссией. (Измененная редакция, Изм. № 1). 6.5.1 Последовательность режимов проведения испытаний по циклу F должна соответствовать указанной в таблице 5. Таблица 5
(Измененная редакция, Изм. № 1). 6.5.2 Для дизелей, использующих ступенчатую систему управления, точку промежуточной частоты вращения определяют как наиболее близкую к 50 % промежуточного крутящего момента или к 35 % номинальной мощности. (Измененная редакция, Изм. № 1). 6.6. Циклы типа G «Промышленные двигатели мощностью менее 20 кВт» включают: цикл G1 - для двигателей, работающих на промежуточной частоте вращения газонокосилок, снегоуборочной техники, устройств для уборки мусора и т. д. (кроме ручного инструмента); цикл G2 - для двигателей, работающих на номинальной частоте вращения насосов, сварочных аппаратов, компрессоров, портативных дизель-генераторов и т. д. (кроме ручного инструмента)». (Измененная редакция, Изм. № 1). цикл G3 - ручной инструмент при работе на номинальной частоте вращения (воздуходувки, портативные деревообрабатывающие станки, пилы и т.д.). 6.6.1 Последовательность режимов проведения испытаний по циклам G1, G2 и G3 должна соответствовать указанной в таблице 6. Таблица 6
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Ключевые слова: двигатели судовые, тепловозные, промышленные; выбросы, дымность, газы отработавшие, вещества вредные, измерение, испытания, циклы (Измененная редакция, Изм. № 1).
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |