| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОСТ 28300-89 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ВАЛЫ КАРДАННЫЕ ТЯГОВОГО ПРИВОДА ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ,
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ МОСКВА
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дата введения 01.01.91 Настоящий стандарт распространяется на карданные валы привода от силовой установки на колесные пары магистральных, маневровых и промышленных тепловозов, а также дизель-поездов и автомотрис с нагрузкой колесной пары на рельсы от 100 до 250 кН железных дорог. Требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды, изложенные в пп. 1.1, 1.3, 2.2, 2.3 (в части требований к гарантированному осевому зазору), 2.4 - 2.7, 2.9, 2.11 - 2.17, 3.1 - 3.5, 4.1, 4.2, 6.1, 6.2, разд. 5, являются обязательными. (Измененная редакция, Изм. № 1). 1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ1.1. Типы, основные параметры и размеры валов должны соответствовать указанным на черт. 1, 2 и в таблице. Тип 1 Черт. 1 Тип 2 Черт. 2 Размеры в мм
* Допускается отклонение по крутящему моменту минус 2 кН × м. (Измененная редакция, Изм. № 1, 2). 1.2. В зависимости от способа центрирования фланцев карданного вала относительно фланцев присоединяемых валов карданные валы изготовляют типов: 1 - с центрирующей выточкой (см. черт. 1); 2 - с центрирующим выступом (см. черт. 2). Валы типа 2 применяют по согласованию с заказчиком. 1.3. Конструкция шарниров валов должна допускать угол излома (меньший угол между осью фланца и осью средней части вала) не менее 12° для типоразмера с крутящим моментом 21 кН × м по таблице и 15° для остальных типоразмеров. 1.4. Подвижные элементы вала, обеспечивающие изменение его длины, должны изготовляться в виде шлицевого соединения с эвольвентным профилем зубьев в соответствии с ГОСТ 6033. Допускается по согласованию с заказчиком применение шлицевого соединения с прямобочным профилем зубьев. 1.5. В шарнирах должны применяться игольчатые или роликовые подшипники. По согласованию с заказчиком могут применяться подшипники других видов. 1.6. Требуемая длина вала должна быть согласована между заказчиком и изготовителем карданных валов. 1.7. Пример условного обозначения карданного вала, имеющего максимальный кратковременно допустимый крутящий момент по пределу текучести 31 кН × м с Lmin = 750 мм и климатического исполнения У для категории размещения 1.1: Вал карданный ВК-31-750 У 1.1 ГОСТ 28300-89 1.2 - 1.7. (Измененная редакция, Изм. № 1). 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ2.1. Карданные валы должны быть работоспособны при климатических условиях, установленных для соответствующих единиц тягового подвижного состава, или по согласованию между заказчиком и изготовителем валы могут изготовляться в других климатических исполнениях. (Измененная редакция, Изм. № 1). Положение вилок относительно друг друга следует маркировать совпадающими стрелками после балансировки карданного вала. (Измененная редакция, Изм. № 1). 2.5. Карданные валы проверяют на критическую частоту вращения (nкр, с-1), рассчитываемую по формуле
где h - коэффициент, равный 0,203 × 104; D4 - наружный диаметр трубы или вала; D5 - внутренний диаметр трубы, м (для сплошного вала D5 = 0); L - расстояние между центрами шарниров, м. Допускаемая предельная частота вращения карданных валов в процессе эксплуатации должна быть не более 70 % критической частоты вращения. Критическую частоту вращения указывают в паспорте. 2.4, 2.5. (Измененная редакция, Изм. № 2). 2.8. Разрешается употребление одноразовой смазки подшипниковых узлов и шлицевого соединения без замены ее и добавления до очередной разборки вала, а также систем смазки, предусматривающих регулярное пополнение смазочного средства в процессе эксплуатации. Тип системы смазки и тип смазки устанавливают по согласованию между изготовителем и заказчиком. (Измененная редакция, Изм. № 1). 2.10. В системе смазки валов должны применяться масленки по ГОСТ 19853. Конструкция уплотнений, масленок и смазочных каналов должна обеспечивать заполнение смазки в крестовину. Расположение масленок согласовывается с заказчиком. 2.11. Габаритные очертания узлов и деталей, окружающих вал, должны обеспечивать гарантированный зазор вокруг вала при его работе, а также доступ к валу для его технического обслуживания согласно ГОСТ 28.001. 2.12. Каждый вал должен быть окрашен в соответствии с указаниями в рабочих чертежах. 2.13. Срок службы карданного вала до капитального ремонта (при условии выполнения текущего ремонта) должен составлять при вероятности безотказной работы 0,9 не менее 900000 км пробега для магистральных тепловозов и дизель-поездов, 600000 км - для автомотрис, не менее 10 лет работы для маневровых и промышленных тепловозов. 2.14. Каждый вал должен иметь маркировку, содержащую: 1) обозначение чертежа; 2) товарный знак предприятия-изготовителя; 3) порядковый номер вала; 4) дату изготовления (месяц и две последние цифры года); 5) клеймо технического контроля; 6) клеймо представителя железных дорог (для валов, предназначенных их предприятиям). (Измененная редакция, Изм. № 1). 2.15. Размер шрифта для маркировки - по ГОСТ 26.020. 2.16. Каждый вал должен иметь инструкцию по эксплуатации и паспорт в соответствии с ГОСТ 2.601. 2.17. Консервация и упаковка валов должны предохранять их от коррозии и механических повреждений при транспортировании. Упаковка должна соответствовать ГОСТ 10198, маркировка груза - по ГОСТ 14192. 3. ПРИЕМКА3.1. Для проверки соответствия валов требованиям настоящего стандарта проводят приемосдаточные, периодические и типовые испытания в соответствии с ГОСТ 16504. 3.2. Приемо-сдаточным испытаниям подвергают каждый вал на соответствие требованиям нормативной документации, включающим проверку: 1) комплектности карданного вала; 2) правильности сборки; 3) состояния защитного покрытия; 4) наличия маркировки по п. 2.14; 5) шарниров на легкость вращения; 6) подвижности и величины перемещения в шлицевом соединении; 7) величины углового перемещения шарниров; 8) величины осевого зазора по торцам шипов крестовины; 9) наличия достаточного количества смазки в подшипниках и шлицевом соединении; 10) стопорения крепления деталей; 11) уплотняющих устройств полостей подшипников и шлицевого соединения на отсутствие повреждений; 12) динамической балансировки вала согласно п. 2.6. (Измененная редакция, Изм. № 2). 3.3. Периодические испытания должны проводиться не реже одного раза в четыре года не менее чем на двух валах. При периодических испытаниях валы испытывают на выносливость и долговечность подшипников шарниров. 3.4. Типовые испытания проводят при существенных изменениях конструкции или технологии изготовления, способных повлиять на прочность и долговечность вала. Объем этих испытаний, устанавливаемый в зависимости от характера внесенных изменений, включает следующие испытания: 1) испытания на выносливость вала в сборе при действии динамического вращающего момента; 2) испытания на долговечность подшипников шарниров; 3) исследование напряженного состояния деталей при статическом крутящем моменте; 4) определение крутящего момента по пределу текучести и крутильной жесткости вала; 5) испытание на разрушение статическим крутящим моментом; 6) испытания на износ телескопического шлицевого соединения. Испытания проводят не менее чем на двух валах или на деталях вала. (Измененная редакция, Изм. № 2). (Измененная редакция, Изм. № 1). 4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙРезультаты испытаний оформляют в соответствии с ГОСТ 7.32. 5. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕХранение и транспортирование валов должны отвечать климатическому исполнению У категории 2 по ГОСТ 15150. 6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ(Измененная редакция, Изм. № 1).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1. ВНЕСЕН Министерством тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 24.10.89 № 3160 Изменение № 1 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 9 от 12.04.96) За принятие проголосовали:
Изменение № 2 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 14-98 от 12.11.98) За принятие проголосовали:
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ 4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
5. ПЕРЕИЗДАНИЕ (май 1999 г.) с Изменениями № 1, 2, принятыми в ноябре 1996 г., марте 1999 г. (ИУС 2-97, 5-99) СОДЕРЖАНИЕ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |