ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
АВТОМОБИЛИ.
ПАРАМЕТРЫ ПРОХОДИМОСТИ
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ГОСТ 22653-77
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
СТАНДАРТОВ
СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
МОСКВА
РАЗРАБОТАН Центральным научно-исследовательским
автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ)
Зам. директора по научной работе В.А.
Петрушов
Руководитель темы Ю.П. Назаров
Исполнители:
С.А. Шуклин, В.С. Никандров
ВНЕСЕН Министерством автомобильной
промышленности
Член
Коллегии И.В. Орлов
ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Всесоюзным
научно-исследовательским институтом технической информации, классификации и
кодирования (ВНИИКИ)
Директор
М.А. Довбенко
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 5
августа 1977 г. № 1925
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
АВТОМОБИЛИ. ПАРАМЕТРЫ ПРОХОДИМОСТИ.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Automobiles. Parameters of trafficability.
Terms and definitions
|
ГОСТ
22653-77
|
Постановлением Государственного
комитета стандартов Совета Министров СССР от 5 августа 1977 г. № 1925 срок
введения установлен
с 01.07 1978 г.
Настоящий стандарт устанавливает термины и
определения параметров проходимости автомобиля.
Установленные настоящим стандартом термины и
определения обязательны для применения в документации всех видов,
научно-технической, учебной и справочной литературе.
Приведенные определения можно, при
необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ
понятий.
Для каждого понятия установлен один
стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного
термина запрещается. Недопустимые к применению термины-синонимы приведены в
стандарте в качестве справочных и обозначены «Ндп».
В стандарте приведен алфавитный указатель
содержащихся в нем терминов.
В стандарте приведено справочное приложение
терминов, относящихся к проходимости автомобилей.
Стандартизованные
термины набраны полужирным шрифтом, недопустимые синонимы - курсивом.
Термин
|
Определение
|
1. Специальная масса
автомобиля
|
Часть массы автомобиля, создающая нормальные
нагрузки ведущих колес автомобиля
|
2. Коэффициент сцепной
массы автомобиля
|
Отношение сцепной массы автомобиля к массе
автомобиля
|
3. Дорожный просвет
автомобиля
Ндп. Клиренс
|
Расстояние от одной из наиболее низко расположенных
точек автомобиля до опорной поверхности
|
4. Передний
(задний) свес автомобиля
|
Расстояние от крайней точки контура передней
(задней) выступающей части автомобиля по длине до плоскости, перпендикулярной
опорной поверхности и проходящей через центры передних (задних) колес
автомобиля
|
5. Угол переднего
(заднего) свеса автомобиля
Ндп. Угол въезда
Угол съезда
Передний (задний) угол проходимости
Передний (задний) угол свеса
|
Угол между опорной поверхностью и плоскостью,
касательной к окружностям наружных диаметров передних (задних) колес и
проходящей через точку контура передней (задней) части автомобиля таким
образом, что все остальные точки контура оказываются с внешней стороны этого
угла
|
6. Продольный радиус
проходимости автомобиля
Ндп. Радиус продольной проходимости
|
Радиус цилиндра, касательного к окружностям,
описанным динамическим радиусом соседних колес, наиболее разнесенных по базе,
и проходящего через точку контура нижней части автомобиля таким образом, что
все остальные точки контура оказываются с внешней стороны этого цилиндра
|
7. Наибольший угол
преодолеваемого автомобилем подъема
|
Наибольший угол подъема, имеющего протяженность не
менее двойной длины автомобиля, и ровную опорную поверхность, преодолеваемого
автомобилем без использования инерции, нарушений условий нормальной работы
агрегатов и безопасности движения
|
8. Наибольший угол
преодолеваемого автомобилем косогора
|
Наибольший угол косогора с ровной опорной
поверхностью, преодолеваемого автомобилем бокового без скольжения колес более
чем на ширину профиля шины и без нарушения условий нормальной работы
агрегатов и безопасности движения
|
9. Удельная
мощность автомобиля
|
Номинальная мощность двигателя, отнесенная к полной
массе автомобиля
|
10. Мощность
сопротивления качению автомобиля
|
Мощность, равная сумме мощностей сопротивления
качению колес автомобиля
|
11. Мощность
сопротивления движению автомобиля
|
Мощность, равная сумме мощности сопротивления
качению автомобиля и мощности, затрачиваемой на преодоление трения в
трансмиссии и сопротивлений подъему, инерции, воздуха и прицепа
|
12. Мощность колееобразования
автомобилем
|
Часть мощности сопротивления качению автомобиля,
затрачиваемая на деформирование опорной поверхности движителем автомобиля
|
13. Полная сила тяги
автомобиля
|
Сила тяги автомобиля, равная сумме сил тяги ведущих
колес автомобиля
|
14. Свободная сила тяги
автомобиля
|
Сила тяги автомобиля, равная разности между полной
силой тяги автомобиля, равномерно движущегося по горизонтальной опорной
поверхности, и суммой силы сопротивления воздуха движению автомобиля и
толкающих сил ведомых колес автомобиля
|
15. Коэффициент
свободной тяги автомобиля
|
Отношение свободной силы тяги автомобиля к полной
массе автомобиля
|
16. Сила тяги на крюке
автомобиля
|
Сила, приложенная к автомобилю со стороны прицепа
|
17. Удельная сила тяги на
крюке автомобиля
|
Сила тяги на крюке автомобиля, отнесенная к полной
массе автомобиля
|
18. Тяговая мощность на
крюке автомобиля
|
Мощность, равная произведению силы тяги на крюке
автомобиля на скорость движения автомобиля
|
19. Удельная тяговая
мощность на крюке автомобиля
|
Мощность, равная отношению тяговой мощности на
крюке автомобиля к полной массе автомобиля
|
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ
Клиренс 3
Коэффициент свободной тяги
автомобиля 15
Коэффициент сцепной массы
автомобиля 2
Мощность на крюке автомобиля тяговая 18
Мощность на крюке автомобиля
тяговая удельная 19
Масса автомобиля сцепная 1
Мощность автомобиля удельная 9
Мощность колееобразования
автомобилем 12
Мощность сопротивления
движению автомобиля 11
Мощность сопротивления
качению автомобиля 10
Просвет автомобиля дорожный 3
Радиус продольной
проходимости 6
Радиус проходимости
автомобиля продольный 6
Свес автомобиля передний
(задний) 4
Сила тяги автомобиля полная 13
Сила тяги автомобиля
свободная 14
Сила тяги на крюке
автомобиля 16
Сила тяги на крюке
автомобиля удельная 17
Угол въезда 5
Угол переднего (заднего)
свеса автомобиля 5
Угол преодолеваемого
автомобилем косогора наибольший 8
Угол преодолеваемого
автомобилем подъема наибольший 7
Угол проходимости передний
(задний) 5
Угол свеса передний (задний) 5
Угол съезда 5
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное
ТЕРМИНЫ,
ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПРОХОДИМОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ
Термин
|
Определение
|
1. Буксование автомобиля
|
Буксование ведущих колес автомобиля
|
2. Юз автомобиля
|
Движение автомобиля при наличии юза колес
|