ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР
ДВИГАТЕЛИ ГАЗОТУРБИННЫЕ
АВИАЦИОННЫЕ
понятия, состав и контроль массы
ГОСТ 17106-90
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО
УПРАВЛЕНИЮ
КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТАМ
Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ДВИГАТЕЛИ ГАЗОТУРБИННЫЕ
АВИАЦИОННЫЕ
Понятия, состав и контроль
массы
Aircraft gas-turbine
engines
Concepts,
composition and mass control
|
ГОСТ
17106-90
|
Срок действия с
01.07.91
до 01.07.2001
Настоящий стандарт распространяется на все виды авиационных
газотурбинных двигателей (ГТД) и устанавливает основные понятия, состав и
требования к контролю массы авиационных ГТД.
Виды
авиационных ГТД - по ГОСТ 23851.
1.1. На всех стадиях жизненного цикла авиационного ГТД
необходимо руководствоваться следующими понятиями его массы:
1)
сухая масса (Мдв с);
2)
масса двигателя в реальной компоновке (Мдв
рк);
3)
поставочная масса (Мдв п).
Значения
сухой массы и массы двигателя в реальной компоновке задаются в
тактико-техническом или техническом задании (ТТЗ или ТЗ) на его разработку.
Масса
двигателя в реальной компоновке является основным (базовым) значением для
расчета (формирования) поставочной массы.
1.2.
При контроле массы двигателя необходимо руководствоваться следующими
пояснениями:
1)
сухая масса - масса двигателя без деталей, сборочных единиц и агрегатов,
предназначенных для его установки и эксплуатации на борту летательного аппарата
(ЛА), для улучшения характеристик ЛА, а также без массы рабочих жидкостей;
2)
масса двигателя в реальной компоновке - масса двигателя, соответствующая всем требованиям
ТТЗ (ТЗ) на его разработку, без массы деталей, сборочных единиц и агрегатов,
предназначенных для обслуживания ЛА;
3)
поставочная масса - масса двигателя в реальной компоновке, укомплектованного
деталями, сборочными единицами и агрегатами, предусмотренными в технических
условиях (ТУ) на ГТД.
1.3.
Определяющими принципами для включения массы деталей, сборочных единиц и
агрегатов в массу двигателя являются:
1)
в сухую массу - обеспечение работоспособности двигателя;
2)
в массу двигателя в реальной компоновке - требования ТТЗ (ТВ).
1.4.
Перечень деталей, сборочных единиц и агрегатов, определяющих сухую массу и
массу двигателя в реальной компоновке, приведен в разд. 2.
1.5.
Масса упаковочной тары с элементами крепления и консервации двигателя в
контейнере, масса формуляра и сопроводительной документации, прикладываемых к
двигателю, не включаются в его поставочную массу.
1.6.
Значения сухой, поставочной массы и массы двигателя в реальной компоновке
указывают в основных документах на двигатель, как указано ниже:
1)
сухая масса двигателя, равная 1395 кг, - масса сухая двигателя 1395 кг по ГОСТ
17106;
2)
поставочная масса двигателя, равная 2100 кг, - масса поставочная двигателя 2100
кг по ГОСТ 17106;
3)
масса двигателя в реальной компоновке, равная 1731 кг, масса двигателя в
реальной компоновке 1731 кг по ГОСТ 17106.
2.1. Перечень основных сборочных единиц
и рабочих жидкостей, определяющих сухую массу и массу двигателя в реальной
компоновке, представлен в таблице.
Наименование
|
Масса в составе двигателя, %
|
Дополнительные сведения
|
Сухая
|
В реальной компоновке
|
УЗЛЫ ДВИГАТЕЛЯ
|
|
|
|
1. Вентилятор с элементами его
механизации
|
100
|
100
|
|
2. Компрессор с опорами
|
100
|
100
|
|
3. Механизация компрессора:
кинематическая система управления поворотными лопатками направляющих
аппаратов, клапаны и ленты перепуска воздуха
|
100
|
100
|
|
4. Встроенное пылезащитное
устройство (ПЗУ)
|
Только детали, составляющие конструкцию
компрессора
|
100
|
|
5. Камера сгорания с пусковыми
воспламенителями
|
100
|
100
|
|
6. Турбина с опорами
|
100
|
100
|
|
7. Форсажная камера
|
100
|
100
|
|
8. Камера смешения ТРДД
|
100
|
100
|
|
9. Смеситель камеры смешения
|
100
|
100
|
|
10. Реактивное сопло:
|
|
|
|
1) осесимметричное круглое
|
100
|
100
|
|
2) произвольной формы
|
Кс×100
|
100
|
где Кс - коэффициент пропорционального распределения массы сопла;
Мс.ос - масса осесимметричного круглого сопла, кг;
Мс.пф - масса сопла произвольной формы
|
3) внешние створки, упругие
элементы
|
-
|
100
|
|
11. Корпус наружного контура
ТРДД
|
100*
|
100
|
* - без обтекателя газогенератора,
необходимого для формирования потока воздуха на борту ЛА и ТРДД с коротким
каналом наружного контура
|
12. Выхлопная удлинительная
труба (патрубок, насадок), кожухи, дефлекторы
|
-
|
100
|
|
13. Реверс тяги с механизмами и системами
его управления, трубопроводами, электропроводкой и крепежными деталями
|
-
|
100
|
|
14. Устройство поворота вектора
тяги с механизмами и системами его управления, трубопроводами,
электропроводкой и крепежными деталями
|
-
|
100
|
|
15. Коробка приводов агрегатов,
устанавливаемая на двигатель с ведущей шестерней и рессорой центрального
привода
|
Кк.п×100
|
100
|
где Кк.п - коэффициент
пропорционального распределения массы коробки приводов;
Мкр.дв - крутящий момент, передаваемый на агрегаты, обслуживающие
двигатель, кгс×см;
Мкр.к.п - суммарное значение крутящего момента коробки приводов, кгс×см
|
16. Редуктор ТВД, ТВВД, ТВЛД
|
100
|
100
|
|
17. Переходник стыковки
двигателя с воздухозаборником ЛА
|
-
|
100
|
|
СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЯ
|
|
|
|
Система топливопитания,
управления и автоматического регулирования
|
|
|
|
18. Агрегаты топливопитания и
автоматического управления двигателя: основной насос (насос-регулятор), дополнительный
подкачивающий насос, форсажный насос; гидравлические, воздушные,
электрические и электронные регуляторы; ограничители режимов работы двигателя
в комплекте с приводами, трубопроводами, электропроводкой и приемниками
первичной информации
|
100
|
100
|
|
19. Топливные коллекторы с
рабочими форсунками основной и форсажной камер сгорания
|
100
|
100
|
|
20. Трубопроводы, топливные
фильтры в магистрали от подкачивающего насоса до коллекторов основной и
форсажной камер
|
100
|
100
|
|
21. Кинематическая система
управления двигателем:
|
|
|
|
1) электрические и
гидравлические механизмы, тяги, рычаги и качалки управления расходом топлива,
механизацией вентилятора, компрессора, турбины и реактивного сопла в системе «насос-регулятор-двигатель»
|
100
|
100
|
|
2) электрические и
гидравлические механизмы, тяги, рычаги и качалки управления шагом воздушного
винта и винтовентилятора
|
-
|
100
|
|
22. Единые электронные блоки
управления двигателем и ЛА
|
Купр×100
|
Купр×100
|
где Купр - коэффициент пропорционального распределения
массы блоков управления;
Пдв
- количество функций, заведенных в блок для управления двигателем;
п - общее количество функций блока
|
23. Электрическая проводка от единого
электронного блока управления двигателем и ЛА до исполнительного механизма на
двигателе
Масляная система
и система суфлирования
|
100
|
100
|
|
24. Масляный бак
|
50
|
100
|
|
25. Элементы контроля заправки и
наличия масла в баке
|
-
|
100
|
|
26. Маслоагрегат или
нагнетающий, подкачивающий и откачивающий масляные насосы
|
100
|
100
|
|
27. Воздухоотделитель
(центробежный суфлер, сепаратор) с воздухоотводящим трубопроводом
|
100
|
100
|
|
28. Топливомасляный (воздушномасляный)
теплообменник
|
100
|
100
|
|
29. Фильтры маслосистемы
|
100
|
100
|
|
30. Трубопроводы нагнетания,
откачки и подпитки масляных полостей двигателя и редукторов
|
100
|
100
|
|
31. Трубопроводы нагнетания, откачки
и подпитки масляных полостей в системе управления шагом воздушного винта,
винтовентилятора и агрегатов, предназначенных для обслуживания ЛА
|
-
|
100
|
|
Пусковая система
|
|
|
|
32. Пусковое устройство: электростартер,
воздушный турбостартер, гидростартер, твердотопливный турбостартер
|
100
|
100
|
|
33. Стартер-генератор,
турбокомпрессорный стартер-энергоузел
|
Кстг×100
|
100
|
где Кстг - коэффициент пропорционального распределения массы
стартера-генератора;
Nст - мощность, необходимая для запуска
двигателя, кВт,
Nг - мощность генератора, кВт
|
34. Электрическая (электронная)
панель автоматического запуска
|
Ка.п×100
|
100
|
где Ка.п - коэффициент пропорционального распределения
массы панели автоматического запуска,
Пдв
- количество функций, заведенных в панель управления двигателем,
п - общее количество функций,
выполняемых панелью
|
35. Электрические (электронные),
гидравлические и воздушные агрегаты системы запуска, установленные на
двигателе
|
100
|
100
|
|
36. Топливные трубопроводы,
коллекторы и пусковые форсунки основной и форсажной камер
|
100
|
100
|
|
Система зажигания
|
|
|
|
37. Агрегаты зажигания с
элементами систем, обеспечивающими розжиг топливно-воздушной смеси в основной
и форсажной камерах сгорания
|
100
|
100
|
|
38. Коллекторы
|
100
|
100
|
|
39. Электрическая проводка
системы
Система отбора
воздуха
|
100
|
100
|
|
40. Элементы конструкции,
обеспечивающие работу пылезащитного устройства (ПЗУ) - отбор воздуха на ПЗУ
|
-
|
100
|
|
41. Элементы конструкции,
обеспечивающие работу противообледенительной системы (ПОС) двигателя - отбор
воздуха на ПОС
|
100
|
100
|
|
42. Элементы конструкции,
связанные с отбором воздуха в обеспечение устойчивой работы двигателя
(дополнительно к клапанам или лентам перепуска в системе механизации
компрессора)
|
100
|
100
|
|
43. Элементы системы кондиционирования
(СКВ) кабин ЛА - отбор воздуха на СКВ
|
-
|
Только неразъемные узлы
конструкции корпусов двигателя
|
|
44. Элементы конструкции,
объединяющие отбор воздуха на нужды двигателя и ЛА
|
Котб×100
|
Kотб.×100
|
где Котб. - коэффициент пропорционального распределения
массы элементов конструкции отбора воздуха;
Gотб.дв - расход воздуха на нужды двигателя,
кг/с;
Gотб. - суммарный расход воздуха
через элемент конструкции на нужды двигателя и ЛА, кг/с
|
45. Элементы системы отбора,
установленные на двигателе и обеспечивающие работу систем ЛА
|
-
|
100
|
|
46. Элементы конструкции системы
отбора воздуха на запуск соседнего двигателя электрические, гидравлические
воздушные краны (заслонки) и клапаны, устанавливаемые на двигатель
|
-
|
100
|
|
Дренажная система
|
|
|
|
47. Дренажные клапаны (блоки
дренажных клапанов) в системе автоматического регулирования двигателя -
внутренняя система
|
100
|
100
|
|
48. Бачки, краны, агрегаты возврата
или утилизации дренированного топлива, трубопроводы и арматура дренажной
системы двигателя - внешняя система
|
100
|
100
|
|
Противообледенительная система
|
|
|
|
49. Элементы системы,
составляющие конструкцию компрессора
|
100
|
100
|
|
50. Элементы системы
автоматического и ручного управления обогревом воздухозаборника и ПЗУ, устанавливаемые на двигатель, включая
трубопроводы и электроразводку
|
-
|
100
|
|
СИСТЕМЫ, РАСШИРЯЮЩИЕ
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ ДИАПАЗОН ПРИМЕНЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
|
|
|
|
51.
Система защиты двигателя от помпажа
|
100
|
100
|
|
52.
Система восстановления режима работы двигателя
|
100
|
100
|
|
53.
Элементы конструкции двигателя, предназначенные для снижения теплового (ИК)
излучения
|
-
|
100
|
|
54. Система
шумоглушения
|
Только силовые элементы
конструкции двигателя
|
100
|
|
55. Система снижения уровня
радиозаметности двигателя
|
-
|
100
|
|
56. Система форсирования
двигателя впрыском жидкости
|
-
|
100
|
|
УЗЛЫ ПОДВЕСКИ ДВИГАТЕЛЯ
|
|
|
|
57. Несъемные узлы крепления
двигателя к узлам подвески ЛА
|
100
|
100
|
|
58. Специальные элементы
подвески двигателя, обусловленные установкой его на различные типы ЛА
|
-
|
100
|
|
59. Технологические детали,
установленные на двигатель для выполнения монтажных и демонтажных работ из ЛА
|
-
|
100
|
|
ПОКУПНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, РАБОЧИЕ ЖИДКОСТИ И ДР.
|
|
|
|
60. Механические (статические и
динамические), электрические и электронные преобразователи (датчики), установленные
на двигателе в системах
управления и диагностирования (контроля параметров), включая трубопроводы и
электроразводку
|
100*
|
100
|
* - за исключением датчиков и
элементов системы контроля параметров, установленных по требованию
разработчика ЛА
|
61. Масла и другие жидкости в
замкнутых системах двигателя
|
-
|
Кр.ж×100
|
где Кр.ж - коэффициент пропорционального распределения
массы рабочих жидкостей;
Мр.ж - масса рабочих жидкостей при номинальной заправке систем, кг;
Мсл.ж - масса слитых жидкостей перед упаковкой двигателя для
поставки, кг
|
62. Масса двигателя, необходимая
для усиления отдельных его деталей, в связи с установкой агрегатов,
обслуживающих ЛА
|
-
|
100
|
|
Примечания:
1. Коэффициенты - Кс, Кк.п, Купр, Кстг,
Котб, Кр.ж и
распределение массы по пп. 54 и 62 подтверждаются расчетом.
2. При отсутствии в
перечне какого-либо элемента конструкции конкретного двигателя включение его массы
в сухую массу или массу двигателя в реальной компоновке должно осуществляться в
соответствии с разд. 1.
3.
Втулки и лопасти воздушного винта (винтовентилятора) с элементами крепления на выводном
валу ТВД (ТВВД) в сухую массу и массу двигателя в реальной компоновке не
включаются.
2.2.
Перечень деталей, сборочных единиц и агрегатов, устанавливаемых на двигатель и
предназначенных для обслуживания ЛА, устанавливается в ТУ на ГТД.
2.3.
Спецификация сухой массы и массы разрабатываемого двигателя реальной компоновки
должны соответствовать требованиям разд. 1
и п. 2.1.
3.1.
Все двигатели серийного производства подлежат взвешиванию с определением
поставочной массы и с записью в формуляр полученного ее значения.
3.2.
Сухую массу и массу двигателя в реальной компоновке следует оценивать не менее
чем на трех двигателях опытного производства, на первых пяти двигателях каждого
завода-изготовителя, на первых трех двигателях каждой серии (модификации) и не
менее чем на одном двигателе в квартал при дальнейшем производстве и ремонте.
Полученные
значения масс указывают в документах на двигатель.
3.3.
Оценку сухой массы и массы двигателя в реальной компоновке осуществляют на
соответствие значениям, заданным в ТТЗ (ТЗ) на разработку двигателя.
3.4.
Поставочную массу двигателя (Мдв.п)
в килограммах определяют из соотношения
Мдв.п = Мдв.р.к +
Магр,
где Мдв.р.к - масса двигателя в реальной компоновке;
Магр - масса деталей, сборочных единиц и агрегатов, установленных на
двигатель в соответствии с ТУ на ГТД, кг.
3.5.
Контроль поставочной массы осуществляют по технологической инструкции, разработанной
изготовителем и согласованной с разработчиком и заказчиком двигателя.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И
ВНЕСЕН Министерством авиационной промышленности СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
Ю.А. Горбанев,
З.А. Приорова, В.П. Пономарев
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции
и стандартам от 27.04.90 № 1067
3. Срок проверки - 1996
г.
4. ВЗАМЕН ГОСТ
17106-79
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ
ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который
дана ссылка
|
Номер пункта
|
ГОСТ
23851-79
|
Вводная часть
|
СОДЕРЖАНИЕ