| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОСТ 10289-79 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ стандарт МАСЛО
ДЛЯ СУДОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Издание (июнь 2011 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, утвержденными в марте 1982 г., мае 1985 г. и июне 1990 г. (ИУС 6-82, 8-85, 9-90). Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21 мая 1979 г. № 1786 дата введения установлена 01.01.81 Ограничение срока действия снято по протоколу № 5-94 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94) Настоящий стандарт распространяется на нефтяное масло с присадками, применяемое для смазки и охлаждения редукторов и подшипников судовых газовых турбин. 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ1.1. Масло для судовых газовых турбин должно изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке. (Измененная редакция, Изм. № 2). 1.2. По физико-химическим показателям масло должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.
Примечания: 1. Индекс вязкости определяют в масле, предназначенном для экспорта. 2. Для масла, предназначенного для экспорта, цвет на колориметре ЦНТ устанавливается не более 1,0 ед. ЦНТ. (Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3). 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ2.1. Масло для судовых газовых турбин представляет собой горючую вязкую жидкость, температура вспышки не ниже 135 °С, температура самовоспламенения - 270 °С. 2.2. В помещении для эксплуатации масла запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении. При вскрытии тары не допускается использование инструментов, дающих при ударе искру. 2.3. При загорании масла применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении: углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и пар. 2.4. По степени воздействия на организм человека масло для судовых газовых турбин относится к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007-76 с предельно допустимой концентрацией паров углеводородов в воздухе рабочей зоны 300 мг/м3. (Измененная редакция, Изм. № 3). 2.5. Для исключения попадания паров в воздушную среду рабочего помещения необходима герметизация оборудования, аппаратов. Помещение, в котором проводятся работы с маслом, должно быть снабжено приточно-вытяжной вентиляцией. 2.6. При работе с маслом применяют индивидуальные средства защиты. При разливе масла необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой, при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением. (Измененная редакция, Изм. № 3). 3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ3.1. Масло для судовых газовых турбин принимают партиями. Партией считают любое количество масла, однородного по своим показателям качества и оформленное одним документом о качестве. 3.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517-85. 3.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания вновь отобранной пробы той же выборки. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию. (Измененная редакция, Изм. № 3). 3.4. (Исключен, Изм. № 3). 4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ4.1. Отбор проб масла для судовых газовых турбин - по ГОСТ 2517-85. Для объединенной пробы берут 2 дм3 масла. (Измененная редакция, Изм. № 1). 4.2. Определение стабильности против окисления Заполненные приборы опускают в масляную баню, нагретую до (170 ± 1) °С, и выдерживают при этой температуре 10 ч при непрерывном пропускании через испытуемое масло воздуха из баллона или от воздуходувки со скоростью 50 см3/мин. По окончании испытания окисленное масло сливают в стаканы вместимостью 100 см3 каждый. Затем, после перемешивания масла, берут отдельные навески: для определения осадка - по 10 г с погрешностью не более 0,01 г в стаканы вместимостью 150 см3, а для определения кислотного числа - по 5 г с погрешностью не более 0,01 г в конические колбы вместимостью 250 см3. При определении осадка массу масла, взятую в стакан, растворяют в 100 см3 технического изооктана по ГОСТ 4095-75 или технического эталонного изооктана по ГОСТ 12433-83 и оставляют отстаиваться на 1 ч. По истечении этого времени содержимое стакана фильтруют через доведенный до постоянной массы обеззоленный бумажный фильтр. Осадок на фильтре тщательно промывают изооктаном. Фильтр с осадком сушат при (105 ± 5) °С до получения расхождения между двумя последовательными взвешиваниями не более 0,0004 г. Массовую долю осадка после окисления (Х) в процентах вычисляют по формуле
где m - масса осадка, г; т - масса окисленного масла, г. Определение кислотного числа - по ГОСТ 5985-79. (Измененная редакция, Изм. № 2). 4.3. (Исключен, Изм. № 3). 5. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ5.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение масла для судовых газовых турбин - по ГОСТ 1510-84. 6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ6.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие качества масла для судовых газовых турбин требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения. 6.2. Гарантийный срок хранения масла - пять лет со дня изготовления. 6.1; 6.2. (Измененная редакция, Изм. № 2). СОДЕРЖАНИЕ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |