| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РОССИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЭНЕРГЕТИКИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
РД 153-34.0-39.604-00
Разработано Открытым акционерным обществом «Фирма по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей ОРГРЭС» Исполнители Б.Д. ДИТЯШЕВ, А.Б. ПОПОВ, К.К. АЛЕКСЕЕВ, Ю.А. МАШКОВ, Е.Ф. КОРОБЕЙНИКОВ, Е.А. ПОЛУХИНА Утверждено Департаментом научно-технической политики и развития РАО «ЕЭС России» 10.08.2000 г. Первый заместитель начальника А.П. БЕРСЕНЕВ
Вводится в действие с 01.01.2001 г. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Настоящий документ разработан на основе обобщения накопленного опыта расчетов, монтажа, ремонта и эксплуатации трубопроводов и опорно-подвесных систем (ОПС) их креплений. В нем учтены требования, содержащиеся в руководящих документах [1], [2], [4]. Мероприятия, предусматриваемые настоящим документом, направлены на обеспечение надежности трубопроводов при воздействии на них всего комплекса эксплуатационных нагружающих факторов. 1.2. Действие Методических указаний распространяется на ОПС трубопроводов всех категорий. 1.3. Настоящие Методические указания предназначены для работников электростанций, служб и подразделений, специализированных наладочных и ремонтных предприятий и организаций, осуществляющих ремонт, наладку и эксплуатационный контроль за трубопроводами. 2. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ2.1. Документация на ОПС трубопроводов должна соответствовать требованиям, изложенным в руководящих документах [I], [2], [3]. 2.2. В технической документации должна быть приведена аксонометрическая схема трубопроводов с указанием мест установки опор и подвесок, значений нагрузок на пружинные опоры и подвески, а также высот пружин в холодном и рабочем состояниях трубопровода. 3. РАЗГРУЗКА ОПОРНО-ПОДВЕСНОЙ СИСТЕМЫ КРЕПЛЕНИЙ ПРИ ЗАМЕНЕ УЧАСТКОВ ПАРОПРОВОДОВ (ТРУБОПРОВОДОВ), АРМАТУРЫ, ПРУЖИН ОПОР И ПОДВЕСОК3.1. Перед разрезкой трубопровода при переварке сварных соединений или замене каких-либо элементов пружины на ближайших двух подвесках с каждой стороны от реконструируемого участка должны быть зафиксированы стяжками. На расстоянии не более одного метра в обе стороны от места разрезки устанавливаются бугельные опоры (ОСТ 34.276-75). Эти опоры должны обеспечивать требуемое при сварке смещение трубопровода вдоль его оси. Перед разрезкой трубопровода по обе стороны от вырезаемого участка должны быть нанесены керном точечные отметки на образующую трубы и зафиксировано расстояние между этими точками. После сварки стыков отклонение полученного размера между точками кернения не должно превышать ± 10 мм. Расстояния между точками кернения до ремонта и после ремонта должны быть зафиксированы в соответствующем акте. 3.2. При разрезке трубопровода в нескольких местах в каждом случае необходимо выполнить операции, указанные в п. 3.1, и предусмотреть дополнительные раскрепления от опрокидывания отдельных участков трубопроводов. 3.3. Для гибких трубопроводов при разрезке в нескольких точках следует предварительно установить стяжки на всех пружинных блоках. 3.4. По окончании ремонтных и сварочных работ необходимо демонтировать (срезать) стяжки с блоков пружин и отрегулировать пружины на расчетную высоту для холодного состояния трубопровода. 4. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА И РЕКОНСТРУКЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ОПОРНО-ПОДВЕСНОЙ СИСТЕМЫ4.1. Разборка пружинной опоры или подвески с целью замены пружин или других деталей производится в следующей последовательности: на каждом пружинном блоке разбираемой цепи устанавливаются стяжки; масса трубопровода переводится на временную опору или грузоподъемный механизм; производится разборка пружинной цепи и необходимые операции по ее замене или ремонту, выполняется сборка восстановленной или реконструированной пружинной цепи и выбираются технологические зазоры; производится перевод массы трубопровода на штатную опору или подвеску и выполняется демонтаж стяжек, временных опор или грузоподъемных механизмов. 4.2. Если при разборке пружинных блоков будет обнаружено, что их резьбовые соединения имеют дефекты, то детали с такими соединениями должны быть заменены. 4.3. Вновь устанавливаемая пружина должна быть предварительно сжата до расчетной высоты в холодном состоянии. По завершении монтажа с пружинного блока должны быть сняты фиксирующие стяжки и проверена высота пружины. При необходимости должна быть выполнена ее корректировка. 4.4. При восстановлении разрушенной пружинной опоры или подвески все пружины этого крепления должны быть затянуты на величину Нхол. 4.5. При установке недостающей или дополнительной пружинной опоры или подвески все входящие в ее состав пружины должны быть предварительно сжаты до расчетной высоты, определенной для холодного состояния трубопроводов. После демонтажа фиксирующих стяжек повторно измеряются высоты пружин и при необходимости выполняется их подрегулировка. 4.6. При замене пружин в нерегулируемых пружинных опорах к операциям, перечисленным в п. 4.1, следует добавить следующие: если заменяющий пружинный блок имеет меньшую высоту, чем заменяемый, под блок пружин подкладываются пластины соответствующей толщины; если заменяющий пружинный блок имеет большую высоту, чем заменяемый, опорная тумба разбирается и уменьшается на недостающую высоту (или демонтируются предусмотренные проектом подкладные пластины). 4.7. Для ремонта скользящих опор, имеющих зазор между скользящими поверхностями, последовательность выполнения операций должна быть следующей: измеряется значение зазора; выполняется подъем трубопровода путем перевода его массы в районе ремонтируемой опоры на грузоподъемный механизм; производится устранение зазора (наращиванием основания опоры или прокладкой пластин); снимается нагрузка с грузоподъемного механизма и масса трубопровода переносится на отремонтированную опору. Примечание. Ремонту скользящих опор с зазором между скользящими поверхностями должны предшествовать анализ и устранение причин отрыва. 4.8. Для регулировки нагрузки пружин в пружинных опорах и подвесках могут быть использованы установленные на тягах специальные стационарные муфты (тальрепы). При отсутствии тальрепов изменение нагрузки пружинной подвески при ее корректировке предпочтительно осуществлять за счет боковых шпилек пружинного блока, сопряженных с его траверсой (траверсами). Примечание. В соответствующих нормативно-технических документах (НТД) боковые и центральные шпильки пружинных блоков принято называть тягами. Аналогичный термин применяется и для металлических прутков, связывающих пружинный блок подвески с хомутом (траверсой) на трубопроводе и этот же пружинный блок с металлоконструкциями. В настоящем документе во избежание путаницы в терминах тяги пружинных блоков будут именоваться шпильками, а траверсы пружинных блоков - коромыслами. 4.8.1. В том случае, когда по условиям регулировки в пружинном блоке не хватает длины резьбы на боковых шпильках, необходимо укорачивать или удлинять тяги, связывающие указанную опору или подвеску со строительными конструкциями или с трубопроводом. В этом случае пружинные обоймы регулируемой опоры или подвески также должны быть зафиксированы стяжками, а нагрузка с нее должна сниматься грузоподъемным механизмом. 4.8.2. В случае, когда тяги необходимо укорачивать, следует контролировать расстояние от конца центральной шпильки пружинного блока до его коромысла, а также расстояние между пружинным блоком и шарнирами, расположенными на тягах. Во избежание возникновения защемлений должно выполняться условие δ ³ 1,4 ´ Di, где δ - расстояние от конца центральной шпильки до коромысла или от шарниров на тяге до пружинного блока; Di - видимое вертикальное перемещение, приходящееся на данный пружинный блок при переходе трубопровода из холодного в рабочее состояние 5. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РЕМОНТА ЭЛЕМЕНТОВ ОПОРНО-ПОДВЕСНОЙ СИСТЕМЫ ТРУБОПРОВОДОВВ действующих на предприятиях инструкциях должны быть предусмотрены отдельные меры по соблюдению безопасности при выполнении ремонта элементов ОПС: 5.1. При тарировке пружин, сжатии их на монтажную высоту или сборке пружин в блоки следует пользоваться устройствами, которые полностью исключают возможность выскальзывания пружин. 5.2. На период демонтажа (срезки) фиксирующих стяжек с пружинных блоков все прочие работы на трубопроводе должны быть прекращены. Работающие на соседнем оборудовании должны быть предупреждены о возможности сотрясения трубопровода и о недопустимости нахождения на трубопроводе, под ним или соприкосновения с ним во время срезки стяжек. 5.3. Демонтаж (срезку) стяжек необходимо производить с площадок обслуживания паропроводов или со специально сооруженных для этой цели лесов. Запрещается выполнять срезку стяжек с лесов, лестниц, подмостей, непосредственно связанных с трубопроводом. Срезка стяжек может выполняться со строительных люлек, соседнего трубопровода или оборудования с применением предохранительных поясов. Нахождение на трубопроводе, на подвесках которого срезаются стяжки, и крепление карабином предохранительного пояса к деталям этих подвесок не допускается. Места возможного падения срезанных стяжек должны быть огорожены. 5.4. Для снижения динамического воздействия на трубопровод при срезке стяжек с блоков пружин, установочная высота которых отличается более чем на 20 % высоты в холодном состоянии, должны применяться разгрузочные устройства или грузоподъемные механизмы, нагрузку которых можно плавно изменять. 5.5. Перед сборкой блоков пружин, блоков опор и подвесок или регулировкой высоты пружин необходимо проверить чистоту резьбы тяг и гаек. При наличии ржавчины резьбу следует промыть керосином и восстановить консервирующее покрытие. Не допускается эксплуатация элементов с поврежденными резьбовыми соединениями. 5.6. При регулировке высот опорных пружин с допустимой нагрузкой более 2 т, а также блоков пружин, имеющих траверсы с допустимой нагрузкой более 3 т, необходимо применять тали или другие грузоподъемные механизмы. 5.7. При регулировке нагрузок пружинных блоков с помощью боковых или центральной шпилек не допускается отвинчивать контргайки на расстояние, превышающее 15 мм от гайки, несущей нагрузку. 5.8. При проведении регулировки категорически запрещается наклоняться над пружиной или находиться под опорным пружинным блоком. Нагрузку пружин следует регулировать удлиненными ключами, не опираясь на узлы крепления, саму пружину или другие пружины регулируемой цепи. 6. ПРИЕМКА ОПОРНО-ПОДВЕСНОЙ СИСТЕМЫ КРЕПЛЕНИЙ ТРУБОПРОВОДА ПЕРЕД ЕГО ПУСКОМ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПОСЛЕ РЕКОНСТРУКЦИИ, РЕМОНТА, А ТАКЖЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОГО ПРОСТОЯ ОБОРУДОВАНИЯПриемка ОПС креплений трубопроводов проводится для проверки завершения всех ремонтных работ и их качества, а также для проверки соответствия нагрузки ОПС проектным (расчетным) значениям. Приемка включает в себя несколько связанных друг с другом этапов: 6.1. Изучается проектная документация трубопроводов: рабочие чертежи опор и подвесок; сортамент и количество пружин и пружинных цепей в опорах и подвесках; расчетные (проектные) данные по нагрузкам опор и подвесок в холодном и горячем состоянии паропровода; расчетные (проектные) данные по перемещениям паропровода в местах установки опор и подвесок. 6.2. Производится проверка количества пружин и состава пружинных цепей в каждой опоре или подвеске. 6.3. Производится идентификация установленных пружин. Она осуществляется сопоставлением диаметра прутка, наружного диаметра и числа витков пружин с данными, приведенными в соответствующих нормативных документах. 6.4. Производится проверка правильности и качества монтажных и ремонтных операций: тяги подвесок должны иметь смещение от вертикали, равное половине расчетного перемещения паропровода в точке установки подвески и направленное в сторону, противоположную осевому температурному перемещению трубопровода; подвижные части пружинных опор и подвесок должны иметь свободу перемещений при переходе из холодного в рабочее состояние; сборка блоков пружин, подвесок, опорных конструкций должна быть выполнена в соответствии с требованиями НТД; ответственные элементы опор и подвесок, изготовленные из легированных сталей, должны иметь соответствующие сертификаты; на пружинах должны отсутствовать выбоины, трещины или разрывы; резьбовые соединения узлов крепления и пружинных блоков должны быть укомплектованы контргайками; сортамент отдельных элементов конструкций должен соответствовать требованиям НТД; опоры и подвески должны быть надежно закреплены на хомутах и тягах, а также надежно закреплены на строительных конструкциях; качество приварки ушек, проушин и других несущих деталей подвесок должно соответствовать установленным нормам; хомуты и подушки опор и подвесок не должны быть приварены к трубопроводам, изготовленным из легированных сталей; на скользящих опорах не должно быть монтажных прихваток, связывающих рабочие поверхности; тяги подвесок, а также пружинные блоки не должны иметь соприкосновений с тепловой изоляцией. 6.5. Производится проверка свободы перемещений трубопровода и элементов ОПС в местах прохода через площадки обслуживания и в местах совместной прокладки нескольких трубопроводов. Примечание. Расстояние от поверхности тепловой изоляции трубопровода по всей его длине до ближайших трубопроводов и металлоконструкций должно быть не менее 200 мм. 6.6. Производится измерение фактических высот пружин в холодном состоянии трубопроводов. Примечание. 1. Высота каждой пружины должна измеряться в двух диаметрально противоположных точках между внутренними опорными поверхностями фланцев, прилегающих к пружине. Ось измерительного устройства должна располагаться параллельно оси пружины. 2. До момента начала измерений высот пружин в холодном состоянии должны быть закончены все ремонтные работы на трубопроводах и системе их креплений, теплоизоляционные работы, сняты временные крепления, демонтированы стяжки с пружинных блоков и устранены все дефекты, выявленные при проведении обследования. Перед измерением высот пружин в холодном состоянии паропроводы должны быть полностью дренированы, а трубопроводы, транспортирующие воду, заполнены водой. 6.7. Производится измерение высот пружин в рабочем состоянии трубопроводов. Примечания. Измерение высот должно производиться при номинальных параметрах транспортируемой среды в течение всего времени измерения. 2. Результаты измерения высот пружин необходимо сопоставить с проектными (расчетными) данными и определить нагрузки пружинных опор. В случае отклонений нагрузок более чем на ± 15 % необходимо провести корректировку затяжек пружин под расчетные данные для холодного состояния трубопроводов. 3. Все корректировки нагрузок элементов ОПС должны производиться только в холодном состоянии трубопроводов. 6.8. По окончании работ, выполняемых по настоящему разделу, составляется акт приемки паропроводов (приложение 1), а также таблица нагрузок на пружинные опоры и подвески (приложение 2). Оба документа должны храниться в паспорте трубопровода. Перечень некоторых возможных дефектов ОПС приводится в приложении 3. 6.9. Дальнейший эксплуатационный контроль нагрузок пружинных опор или подвесок должен производиться в соответствии с требованиями [1].
Приложение 2НАГРУЗКИ НА ПРУЖИННЫЕ ОПОРЫ И ПОДВЕСКИ ТРУБОПРОВОДА
Приложение 3НЕДОСТАТКИ ОПОРНО-ПОДВЕСНЫХ СИСТЕМ КРЕПЛЕНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ И НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Список использованной литературы1. Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды: ПБ 03-75-94. - М.: ПИО ОБТ, 2000. 2. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации: РД 34.20.501-95. - М.: СПО ОРГРЭС, 1996. 3. Методические указания по контролю за тепловыми перемещениями паропроводов тепловых электростанций: РД 34.39.301-87. - М: СПО Союзтехэнерго, 1988. 4. Методические указания по наладке паропроводов тепловых электростанций, находящихся в эксплуатации. - М.: СПО Союзтехэнерго, 1981. 5. Типовая инструкция по эксплуатации трубопроводов тепловых электростанций: РД 34.39.503-89. - М.: СПО Союзтехэнерго, 1990. 6. Инструкция по монтажу трубопроводов тепловых электростанций. - М.: Информэнерго, 1976.
СОДЕРЖАНИЕ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |