Информационная система
«Ёшкин Кот»

XXXecatmenu

Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы
(ВНИИМС)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ПРАВИЛ ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПМГ 06-2001 «ПОРЯДОК ВЗАИМНОГО ПРИЗНАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ, УТВЕРЖДЕНИЯ ТИПА, ПОВЕРКИ И МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ АТТЕСТАЦИИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ»

Москва

2002

Настоящее пособие содержит подробный комментарий по проблемам, возникающим в процессе работ по взаимному признанию результатов испытаний, утверждения типа и первичной поверки средств измерений в рамках многостороннего сотрудничества государств - участников СНГ, партнерами которого являются с одной стороны предприятия-изготовители измерительной техники и национальные органы по метрологии с другой.

Материал изложен на основе накопленного опыта проведения работ по взаимному признанию.

Составитель: И.В. Осока

Введение

В начале 90-х годов, практически сразу после образования СНГ, в целях сохранения единства измерений, нормативной базы Системы испытаний средств измерений, было подписано «Соглашение о взаимном признании результатов государственных испытаний и утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, а также результатов аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку и калибровку средств измерений»1).

__________

1) Приложение 2.

В развитие данного соглашения в 1994 году были разработаны и приняты Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации государств-участников СНГ (далее - МГС) Правила по межгосударственной стандартизации ПМГ 06-94 «Порядок признания результатов испытаний и утверждения типа средств измерений» и ПМГ 07-94 «Порядок признания поверки средств измерений».

ПМГ 06-94 и ПМГ 07-94 в общих чертах устанавливали единый порядок проведения работ в области взаимного признания с учетом реалий того времени. Для проведения подобной работы не существовало каких-либо препятствий, так как на момент разработки и принятия этих правил в государствах-участниках СНГ не было своего законодательства в области обеспечения единства измерений и основополагающими нормативными документами по испытаниям и поверки средств измерений по прежнему оставались стандарты Системы ГСИ: ГОСТы 8.001, 8.383, 8.236, 8.513.

Так же действовали как межгосударственные и нормативные документы Системы ГСИ на методы испытаний, методы и средства поверки, что позволяло без каких-либо препятствий реализовывать положения упомянутого Соглашения и ПМГ 06-94 и 07-94.

К тому же в 1993-1994 годы в связи с экономическими сложностями приборостроительная отрасль во всей странах на постсоветском пространстве представляла собой не очень активно развивающийся сегмент промышленности. Кроме того, в 1992 и 1993 годах, по договоренности национальных органов по метрологии государств-участников СНГ, испытания для целей утверждения типа вновь разрабатываемых средств измерений проводили только метрологические институты по специализации, а утвержденные типы СИ регистрировались в Государственном реестре Российской Федерации.

Фактически работы по взаимному признанию начались с 1995 года. Тогда Госстандартом России было выдано 57 российских сертификатов об утверждении типа предприятиям из стран СНГ (из них: Беларусь - 38, Украина - 15). Практически все сертификаты были выданы на СИ, типы которых были ранее зарегистрированы в Государственном реестре СССР.

За весь период сотрудничества в Государственный реестр РФ были внесены 282 типа СИ производства предприятий Республики Беларусь, 147 - Украины, 25 - Республики Молдовы, 12 - Армении, по 10 - Азербайджана и Казахстана, 2 - Узбекистана.

Российские изготовители не менее активны на рынке измерительной технике. Только за 2001 год Госстандарт России направил в национальные органы по метрологии государств-участников СНГ свыше 80 заявок с просьбой рассмотреть материалы испытаний и принять решение о внесении в государственные реестры этих стран средства измерений, испытания которых проведены российскими Государственными Центрами испытаний (ГЦИ СИ).

В ходе сотрудничества возникла проблема, связанная с порядком оплаты работ. Ни в ПМГ 06-94, также как и в ПМГ 07-94 разработчики не внесли эту норму. Позже в ПМГ 06-94 было принято изменение, возлагающее на организацию-заявителя расходы, связанные с экспертизой представляемых материалов. А в 1999 году был утвержден единый тариф по данному виду работ, определенный в сумме, эквивалентной 100 - 150 долларам США.

Кроме того, в ПМГ 06-94 не были прописаны процедуры признания результатов испытаний на соответствие утвержденном типу, не ясно было как решать вопросы, связанные с признанием результатов испытаний единичных экземпляров СИ. К тому же в некоторых государствах-участниках СНГ сохранился порядок испытаний нестандартизованных СИ по ГОСТ 8.326, отменному в Российской Федерации еще в 1997 году.

Кроме того, на практике сложилось так, что признание результатов испытаний влекло за собой одновременное признание и результатов первичной поверки утверждаемою типа СИ. В процессе метрологической экспертизы представляемых материалов эксперты рассматривают представленный нормативный документ на методику поверки и принимают решение о возможности его применения.

Все это побудило конкретизировать в документах более детально проблемы, возникавшие в процессе работ по взаимному признанию, и более того, объединить оба документа и ПМГ 06-94 и ПМГ 07-94 в единый документ.

1. Пояснения к разделу «Общие положения»

Сразу следует уяснить, что порядок взаимного признания результатов испытаний, утверждения типа распространяется только на средства измерений, изготавливаемые предприятиями, расположенными на территориях государств-участников СНГ, типы которых утверждены и зарегистрированы в Государственных реестрах национальных органов по метрологии этих государств. Взаимному признанию не подлежат результаты испытаний средств измерений, изготавливаемые в третьих странах. Эти измерительные приборы подлежат, в соответствии с законодательством, испытаниям для целей утверждений типа независимо от того, зарегистрированы ли они в Государственных реестрах других государств - участниках СНГ.

Порядок признания поверки распространяется только на первичную поверку. В эксплуатации приборы подлежат первичной поверке после ремонта и периодической поверке в рекомендуемые сроки межповерочных интервалов в соответствии с положениями Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» и действующих Правил по метрологии.

Термин «метрологическая аттестация» нестандартизованных СИ в России, как известно, не применяется, а положения отмененного ГОСТ 8.326 восполнили Изменения № 1 ПР 50.2.009-94, касающиеся испытаний единичных экземпляров СИ. Однако не все государства-участники СНГ отказались от практики метрологической аттестации СИ. Вот почему принято решение внести в ПМГ 06 дополнительно процедуру признания результатов испытаний (метрологической аттестации) единичных экземпляров СИ.

В пункте 3.3. раздела регламентируется возможность участия в испытаниях представителей национальных органов по метрологии стран-импортеров. На практике эта норма применяется крайне редко. За всю историю работ по взаимному признанию она применялась всего один раз. Этот случай был связан с тем, что из органов государственной метрологической службы РФ в Госстандарт России стали поступать сведения об отрицательных результатах поверки импортированных из Украины торговых весов производства Киров ограде кого приборостроительного завода, В результате специалистами Госстандарта России и Госстандарта Украины были проведены испытания на соответствие утвержденному типу. С учетом выводов представителей Госстандарта России было принято решение о внесении изменений в конструкцию выпускаемых приборов.

Может возникнуть, например, и такая ситуация, когда средство измерений разрабатывается под конкретный заказ и по техническому заданию одной из Договаривающихся сторон. В этом случае заказчик может и вправе предусмотреть участие в испытаниях представителя национального органа по метрологии своей страны.

Может возникнуть также и такая ситуация, когда предприятие страны-экспортера не имеет эталонного или испытательного оборудования достаточного уровня. И в этом случае возможно привлечение к участию в испытаниях специалистов национального органа по метрологии страны-импортера.

Пункт 3.5. раздела регламентирует, с согласия страны-экспортера, нанесение Знака утверждения типа, как на средство измерений, так и на эксплуатационные документы. Это значит, что в процессе рассмотрения материалов испытаний национальным органом по метрологии страны-импортера, предприятию-заявителю следует запросить у последнего форму Знака утверждения типа или Знака Государственного реестра, предусмотренного законодательством этой страны, и дополнительно сообщить о месте и способе его нанесения.

На средства измерений, внесенные в Государственный реестр Российской Федерации по процедуре взаимного признания, а также на эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр СИ, предприятие-изготовитель обязано наносить Знак утверждения типа, форма и размеры которого приведены в Приложении 3 ПР 50.2.009-94. Для Российской Федерации эта норма обязательна.

В то же время нормы, запрещающей наносить на средства измерений Знак утверждения типа страны-экспортера, в Российской Федерации нет. Поэтому на измерительных приборах, ввезенных в Россию из стран СНГ, могут быть нанесены либо Знак утверждения типа по ПР 50.2.009-94, либо одновременно два Знака утверждения типа.

2. Пояснения к разделу «Условия признания результатов испытаний и утверждения типа средств измерений, поверки и метрологической аттестации»

Как отмечалось, основным условием признания результатов испытаний, кроме того, что они были бы проведены аккредитованными испытательными центрами, является наличие межгосударственных нормативных документов на методы испытаний, а также на методы и средства поверки.

Действовавшие ранее нормативные документы Системы ГСИ не пересматриваются и с каждым годом устаревают, все более не отвечая требованиям современного уровня технологий. Поэтому аккредитованные испытательные центры при проведении испытаний СИ вынуждены разрабатывать частные программы испытаний и утверждать отдельные для конкретного утверждаемого типа документы на методики поверки.

Это положение усложняет процесс признания, так как очень часто в методиках поверки рекомендуются средства поверки, которые были разработаны изготовителем специально в качестве поверочного оборудования для данного прибора. В этом случае национальный орган по метрологии страны-импортера, не найдя соответствующего аналога в качестве средства поверки в своей стране, не может признать результаты испытаний, так как отсутствует метрологическое обеспечение прибора в эксплуатации и после ремонта.

Эта проблема может быть решена только путем одновременного внесения в Государственный реестр страны-импортера этого поверочного оборудования и обязательной поставки его вместе с прибором. Из практики работ видно, что эта проблема возникает все чаще.

Кроме того, в последнее время возникли такие проблемы, как наличие дополнительных документов, подтверждающих взрывозащищенность для СИ, применяемых во взрывоопасных зонах, сертификаты соответствия на электробезопасность и электромагнитную совместимость для СИ, подлежащих обязательной сертификации, регистрационные удостоверения Минздрава для СИ медицинского назначения и пр. Отсутствие подобных документов усложняет работу по взаимному признанию, удлиняет сроки рассмотрения материалов и принятия решения о выдаче сертификатов об утверждении типа. Поэтому при принятии решения о начале процедуры признания, предприятию-заявителю следует учесть эти требования и выяснить предварительно через своих партнеров в стране, куда будут направлены материалы на признание все дополнительные требования и постараться решить их заранее, либо одновременно с заключением договора с национальным органом по метрологии страны-импортера на проведение работ по признанию.

3. Пояснения к разделу «Порядок признания»

В этом разделе приведена примерная схема проведения работ по взаимному признанию.

Первое, на что следует обратить внимание - на то, кто может выступать заявителем на проведение работ по взаимному признанию. Заявку, кроме самого предприятия-изготовителя средств измерений, может представлять любое юридическое лицо, зарегистрированное как в России, так и в стране-импортере. То есть любое юридическое или физическое лицо, с кем будет заключен договор на оплату расходов, связанный с экспертизой документации организацией, уполномоченной национальным органом страны-импортера.

Заявку следует направлять в национальный орган страны-экспортера (в нашем случае - в Управление метрологии Госстандарта России). Заявка составляется в произвольной форме. В ней следует только перечислить те страны, куда необходимо направить документацию, перечень которой приведен в п. 5.1 и 5.2 ПМГ 06-2001.

Копии сертификата об утверждении типа и описания для Государственного реестра должны быть четкими, чтобы с ними было комфортно работать эксперту. Эксплуатационные документы должны строго соответствовать по своему содержанию и оформлению требования ГОСТ 2.601-95. ГОСТ 2.601 является межгосударственным и обязателен к применению всеми государствами-участниками СНГ. При проведении экспертизы эксперты некоторых стран обращают особой внимание на оформление этих документов.

На эксплуатационных документах должен быть оттиск Знака утверждения типа, так как в описании типа для Госреестра в соответствующем разделе оговаривается его нанесение на эти документы. Отсутствие Знака на документах может рассматриваться как недостаток и эксперт может требовать представления правильно оформленных эксплуатационных документов.

Особо следует обращать внимание на то, чтобы в руководствах по эксплуатации и паспортах на средства измерений в обязательном порядке были представлены все разделы, предусмотренные ГОСТ 2.601, чтобы не стояли точки в конце наименований разделов и после цифр в нумерации разделов, подразделов и пунктов. На это особое внимание обращают эксперты Госстандарта Украины.

Управление метрологии после получения заявки и комплекта документов по п. п. 5.1 или 5.2 оформляет сопроводительное письмо в адрес соответствующего национального органа страны-импортера. Копии письма направляют в обязательном порядке заявителю и во ВНИИМС для внесения информации в базу данных Госреестра.

После поступления материалов в национальный орган страны-импортера, последний поручает своей уполномоченной организации проведение метрологической экспертизы представленных материалов и выдачи заключения о возможности признания результатов испытаний и первичной поверки. Эта работа в соответствии с п. 5.3 ПМГ 06-2001 проводится на договорной основе между заявителем и уполномоченной организацией.

В разделе указаны сроки проведения работ. Однако эти сроки определены условно. Обычно, если оплата расходов произведена заявителем своевременно, а у экспертов к представленным документам нет замечаний - сроки, указанные в ПМГ, реальны. На практике это бывает довольно редко. В последнее время сроки рассмотрения материалов растягиваются на два-три месяца.

По результатам метрологической экспертизы заявителю направляют замечания или экспертное заключение. При этом обращаем внимание заявителя на то, что замечания, которые касаются корректировки описания типа для Госреестра, не влекут за собой повторного согласования ГЦИ СИ, проводившего испытания для целей утверждения типа. Откорректированный документ следует направлять непосредственно в организацию, проводившую экспертизу. Особо обращаем внимание на то, что за повторное рассмотрение материалов возмещение расходов не предусмотрено.

При проведении экспертизы у экспертов иногда возникают дополнительные вопросы и потребность ознакомиться с иными документами, представление которых не предусмотрено ПМГ (например, технические условия, протоколы испытаний на надежность, расчеты сроков межповерочных интервалов и пр.). ПМГ дает право национальному органу в обоснованных случаях запросить дополнительные сведения, а заявитель обязан их представить. Любые разногласия, возникающие между заявителем и исполнителем работ по признанию, решаются национальными органами по метрологии.

После принятия решения о признании результатов испытаний, национальный орган по метрологии страны-экспортера регистрирует в своем Государственном реестре средства измерений и оформляет заявителю сертификат об утверждении типа.

При этом устанавливается срок межповерочного интервала прибора. Срок межповерочного интервала, рекомендованный национальным органом страны-экспортера при утверждении типа, не всегда может совпадать со сроком, устанавливаемым национальным органом страны-импортера. Это связано с действующими в этих странах нормативными документами. Особенно не совпадают сроки межповерочных интервалов счетчиков электрической энергии, счетчиков холодной и горячей воды, теплосчетчиков, счетчиков газа в разных странах, в которых проводились работы по взаимному признанию.

Одновременно с признанием результатов испытаний национальный орган принимает решение о признании результатов первичной поверки утвержденного типа средств измерений. Особо обращаем внимание на это, ибо МПГ 06-2001, как и ранее действовавшие ПМГ 07-94, касается только признания первичной поверки при выпуске из производства.

В случае внесения в конструкцию и технологию изготовления прибора изменений, влияющих на нормированные метрологические характеристики, или в случае введения новых модификаций, повлекших за собой внесение изменений в описание типа и оформление нового сертификата об утверждении типа, а также в случае изменения наименования предприятия-изготовителя, формы его собственности, что в свою очередь привело к переоформлению сертификата об утверждении типа, следует обязательно информировать об этом национальный орган страны-импортера, в Государственном реестре которой был зарегистрирован тип средства измерений. Это необходимо еще и потому, что согласно ПМГ национальные органы некоторых государств-участников СНГ регистрируют в своих Государственных реестрах средства измерений под тем же регистрационным номером, под которым они были зарегистрированы в стране-экспортере. Любые изменения, внесенные в сертификат, должны быть доведены до сведения национального органа во избежание недоразумений при экспорте и приостановления действия сертификата до установления причин несоответствия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПМГ 06-2001

ПРАВИЛА ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Порядок признания результатов испытаний и утверждения типа, поверки, метрологической аттестации средств измерений

Взамен ПМГ 06-94 и ПМГ 07-94

1 Область применения

Настоящие правила разработаны в развитие «Соглашения о взаимном признании результатов государственных испытаний и утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, а также результатов аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку и калибровку средств измерений» (далее - Соглашение).

Настоящие правила устанавливают порядок (общие положения, условия и процедуры) признания результатов государственных испытаний и утверждения типа, испытаний на соответствие утвержденному типу, испытаний (метрологической аттестации) единичных экземпляров средств измерений, изготовляемых в государствах-участниках Соглашения, а также поверки средств измерений, проводимой в государствах-участниках Соглашения.

2 Нормативные ссылки

В настоящих правилах использованы следующие нормативные документы:

МД № 19 МОЗМ. Испытания и утверждение типа средств измерений

ГОСТ 2.601-95. Эксплуатационные документы

ПМГ 06-2001.

3 Общие положения

3.1 Национальные органы по метрологии стран-изготовителей (экспортеров) средств измерений (далее - национальный орган страны-экспортера или страны-изготовителя) устанавливают порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений, испытаний на соответствие утвержденному типу, испытаний (метрологической аттестации) единичных экземпляров средств измерений, поверки средств измерений, а также процедуру рассмотрения материалов испытаний.

3.2 Основные положения национальных систем государственных испытаний и утверждения типа средств измерений должны быть гармонизированы с требованиями соответствующих международных документов, в том числе с МД № 19 МОЗМ.

3.3 В испытаниях средств измерений для целей утверждения типа могут принимать участие представители заинтересованных национальных органов по метрологии стран-импортеров средств измерений (далее - национальный орган страны-импортера).

Организация, представляющая средства измерений на испытания, определяет перечень заинтересованных стран, а также оплачивает расходы их представителей, связанные с участием в испытаниях.

Извещение заинтересованным национальным органам стран-импортеров о месте и плановых сроках проведения испытаний направляет национальный орган страны-экспортера.

Непринятие участия в испытаниях не является основанием для последующего непризнания результатов испытаний.

3.4 Тип средств измерений должен быть утвержден в стране-изготовителе в порядке, установленном национальным органом страны-изготовителя, и внесен в Государственный реестр средств измерений (далее - Государственный реестр).

Национальный орган страны-импортера вносит в свой Государственный реестр только тип средств измерений, утвержденный национальным органом страны-экспортера.

3.5 На средство измерений, тип которого утвержден, и (или) эксплуатационные документы наносят Знак Государственного реестра (Знак утверждения типа) страны - изготовителя.

Страна-импортер с согласия страны-экспортера (далее - Договаривающиеся стороны) может наносить на средство измерений и (или) эксплуатационные документы дополнительно Знак своего Государственного реестра (Знак утверждения типа).

3.6 Утверждение типа средств измерений удостоверяют сертификатом (либо другим документом) об утверждении типа.

3.7 Средства измерений, тип которых утвержден и зарегистрирован в Государственном реестре, подлежат поверке. На поверенные средства измерений наносят оттиск поверительного клейма или к ним прилагают документ о поверке в соответствии с законодательством страны-экспортера.

3.8 Национальные органы стран-изготовителей направляют в Технический секретариат Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Технический секретариат) образец сертификата (либо другого документа), изображение (рисунок) Знака Государственного реестра (Знака утверждения типа), а также оттиски поверительных клейм (либо образец документа на поверку).

3.9 Национальные органы стран-изготовителей ежегодно до 1 марта представляют в Технический секретариат перечень средств измерений, внесенных в Государственный реестр, по состоянию на 31 декабря предыдущего года.

3.10 Технический секретариат направляет ежегодно информацию о средствах измерений, внесенных в Государственные реестры Договаривающихся сторон, национальным органам по метрологии.

4 Условия признания результатов испытаний и утверждения типа, поверки и метрологической аттестации средств измерений

4.1 Договаривающие стороны, признают результаты испытаний и утверждения типа, первичной поверки средств измерений при соблюдении следующих условий:

- государственные испытания проведены в соответствии с требованиями международных и межгосударственных нормативных документов испытательными центрами или лабораториями стран-изготовителей средств измерений или других государств-участников Соглашения, уполномоченными или аккредитованными национальным органом страны-изготовителя на право проведения этих работ в соответствии с руководящими документами по аккредитации испытательных центров или лабораторий;

- обеспечена прослеживаемость рабочих эталонов, используемых при проведении испытаний и поверки, к эталонам, признанным Международным бюро мер и весов;

- исследования средств измерений проведены в объеме, предусмотренном программой испытаний;

- по результатам испытаний утверждена методика поверки средств измерений;

- средства измерений, подвергнутые испытаниям, соответствуют требованиям распространяющихся на них нормативных документов;

- имеется сертификат (либо другой документ) об утверждении типа средств измерений, выданный национальным органом страны-изготовителя;

- в эксплуатационных документах имеется методика поверки или ссылка на государственный стандарт или иной нормативный документ, по которому средства измерений этого типа поверяют в эксплуатации.

4.2 Договаривающие стороны признают результаты испытаний (метрологической аттестации) единичных экземпляров средств измерений при соблюдении следующих условий:

- испытания (метрологическая аттестация) проведены организацией, аккредитованной на право проведения этих работ, в порядке, установленном национальным органом страны-экспортера;

- результаты испытаний (метрологической аттестации) подтверждены сертификатом об утверждении типа (свидетельством о метрологической аттестации), входящим в комплект поставки единичных экземпляров средств измерений;

- в комплект поставки входит методика поверки, утвержденная в порядке, установленном национальным органом страны-экспортера.

5 Порядок признания результатов испытаний и утверждения типа средств измерений, испытаний на соответствие утвержденному типу и поверки

5.1 Организация, заинтересованная в импорте (экспорте) средств измерений (далее - организация), через национальный орган страны-изготовителя представляет в национальный орган страны-импортера (экспортера):

- копию сертификата (либо иной документ) об утверждении типа средств измерений с приложением описания типа для Государственного реестра;

- эксплуатационные документы по ГОСТ 2.601 с методикой поверки;

- форму свидетельства о поверке средств измерений при выпуске из производства и (или) форму оттиска по верительного клейма.

В случае признания результатов испытаний единичных экземпляров по запросу национального органа страны-импортера могут быть представлены эксплуатационные документы, программа и протоколы испытаний (метрологической аттестации).

5.2 В случае продления срока действия сертификата об утверждении типа организация, заинтересованная в импорте (экспорте) средств измерений, через национальный орган страны-изготовителя представляет:

- оригинал сертификата об утверждении типа с приложением описания типа для Государственного реестра, выданный национальным органом страны-импортера;

- копию акта об испытаниях средств измерений на соответствие утвержденному типу.

Изменение конструкции средства измерений, влияющее на его основные технические и метрологические характеристики, приравнивают к разработке нового типа средства измерений, а признание результатов испытаний на соответствие утвержденному типу этого средства измерений проводят согласно требованиям к вновь утверждаемому типу в соответствии с 5.1.

5.3 Национальный орган страны-импортера в месячный срок после оплаты работ организацией, заинтересованной в импорте (экспорте) средств измерений, проводит экспертизу представленных документов и принимает соответствующее решение о признании (непризнании) результатов испытаний и утверждения типа средств измерений, испытаний на соответствие утвержденному типу, первичной поверки.

Если в государственных испытаниях принимал участие представитель национального органа страны импортера, то решение принимают с учетом мнения этого представителя.

На стадии проведения экспертизы национальный орган страны-импортера вправе запросить, а национальный орган страны-экспортера обязан предоставить документы, подтверждающие результаты аккредитации испытательных центров или лабораторий.

Расходы, связанные с экспертизой документов, несет организация-заявитель. Стоимость работ по экспертизе не должна превышать стоимости, согласованной национальными органами стран-изготовителей. Оплату этих работ осуществляют один раз. Не допускается плата за рассмотрение откорректированных материалов.

5.4 Национальный орган страны-импортера вправе проверить выполнение условий, указанных в 4.1 и 4.2.

В этом случае национальный орган страны-импортера запрашивает, а национальный орган страны-изготовителя представляет в месячный срок необходимые документы.

5.5 В случае признания результатов испытаний и утверждения типа, испытаний на соответствие утвержденному типу национальный орган страны-импортера принимает решение о признании результатов первичной поверки при выпуске из производства средств измерений.

5.6 Национальный орган страны-импортера вносит тип средств измерений в Государственный реестр под регистрационным номером согласно установленному порядку ведения Государственного реестра средств измерений в национальном органе страны-импортера. Национальный орган страны-импортера оформляет на средства измерений сертификат об утверждении типа установленного образца по 3.6.

В случае непризнания результатов испытаний и утверждения типа, испытаний на соответствие утвержденному типу и первичной поверки средств измерений национальный орган страны-импортера обязан сообщить в национальный орган страны-экспортера о причине непризнания.

5.7 Национальный орган страны-импортера должен обеспечивать соответствие всех поставляемых средств измерений утвержденному типу.

5.8 При установлении в стране-импортере случаев поставки недоброкачественных средств измерений и при наличии объективных сведений о несоответствии импортируемых средств измерений утвержденному типу и требованиям эксплуатационных документов национальный орган страны-импортера вправе приостановить в своей стране признание результатов испытаний и (или) провести испытания этих средств измерений в своем испытательном центре или лаборатории, аккредитованных в установленном порядке.

Соответствующая информация должна быть направлена национальному органу страны-экспортера.

5.9 В обоснованных случаях (в том числе при установлении недостаточной метрологической надежности средств измерений, результаты поверки которых признаны, или неправильном оформлении результатов поверки) организация, уполномоченная национальным органом страны-импортера, может подвергать ввезенные единичные экземпляры средств измерений поверке перед вводом в эксплуатацию.

В случае отрицательных результатов этой поверки национальный орган страны-импортера вправе приостановить признание результатов поверки в своей стране.

Соответствующая информация должна быть направлена национальному органу страны-экспортера.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СОГЛАШЕНИЕ

О ВЗАИМНОМ ПРИЗНАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ И УТВЕРЖДЕНИЯ ТИПА, МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ АТТЕСТАЦИИ, ПОВЕРКИ И КАЛИБРОВКИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ, А ТАКЖЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АККРЕДИТАЦИИ ЛАБОРАТОРИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ИСПЫТАНИЯ, ПОВЕРКУ ИЛИ КАЛИБРОВКУ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

Уполномоченные органы по стандартизации, метрологии и сертификации государств-участников «Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации», подписанного главами правительств государств в г. Москве 13 марта 1992 г. (далее - Договаривающиеся Стороны), учитывая экономическую целесообразность сотрудничества по обеспечению единства и достоверности измерений; имея заинтересованность в эффективной деятельности метрологических служб государств по государственным испытаниям, метрологической аттестации, поверке, калибровке средств измерений и аккредитации испытательных, поверочных и калибровочных лабораторий (центров); в целях устранения технических барьеров при торговле,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Договаривающиеся стороны:

обладая полной самостоятельностью в деятельности по обеспечению единства измерений,

гармонизируя организационно-технические основы ее с международными и межгосударственными нормами и правилами,

учитывая сохранение действия стандартов с аббревиатурой «ГОСТ» в качестве межгосударственных, определяют в настоящем Соглашении основные условия взаимного признания результатов:

государственных испытаний и утверждения типа средств измерений;

метрологической аттестации средств измерений; поверки, калибровки средств измерений;

аккредитации лабораторий (центров), осуществляющих испытания, поверку или калибровку средств измерений.

Статья 2

Признание результатов государственных испытаний средств измерений осуществляется Доваривающимися Сторонами при соблюдении следующих условий:

проведение государственных испытаний в аккредитованных испытательных лабораториях государств-изготовителей средств измерений или других государств с участием заинтересованных сторон;

объем проведенных исследований средств измерений должен соответствовать утвержденной программе испытаний;

утверждена по результатам государственных испытаний методика поверки средств измерений.

Статья 3

Признание результатов утверждения типа средств измерений осуществляется Договаривающимися Сторонами при соблюдении следующих условий:

государственные испытания средств измерений соответствуют условиям статьи 2 настоящего Соглашения;

средства измерений, подвергнутые государственным испытаниям, соответствуют требованиям распространяющихся на них нормативно-технических документов;

утверждение типа и внесение в Реестр средств измерений выполнено государственным органом Договаривающейся Стороны государства-изготовителя;

наличие свидетельства (сертификата) утверждения типа средства измерений, выданного полномочным органом Договаривающейся Стороны;

информация об утвержденных типах средств измерений представлена в Технический секретариат Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации для ведения сводного реестра.

Статья 4

Признание результатов метрологической аттестации средств измерений осуществляется Договаривающимися Сторонами при соблюдении следующих условий:

метрологическая аттестация проводится в аккредитованных государственным органом по метрологии испытательных или других специализированных лабораториях;

наличие свидетельства о метрологической аттестации средства измерений.

Статья 5

Признание результатов поверки и калибровки средств измерений осуществляется Договаривающимися Сторонами при соблюдении следующих условий:

поверка и калибровка проведена в аккредитованной государственным органом по метрологии поверочной или калибровочной лаборатории (центре);

поверка проведена в соответствии с действующими стандартами или нормативно-техническими документами, утвержденными по результатам государственных испытаний;

наличие на средствах измерений оттиска поверительного клейма или свидетельства о поверке или калибровке установленного образца.

Оттиски государственных поверительных клейм и образец свидетельства высылаются Техническому секретариату Межгосударственного Совета, а также Договаривающейся Стороне по ее запросу.

Статья 6

Для признания аккредитации лабораторий (центров), осуществляющих испытания, поверку и калибровку средств измерений должны выполняться следующие условия:

аккредитация проведена в соответствии с принятыми государственными органами по метрологии согласованными правилами;

аккредитованной лаборатории (центру) выдано свидетельство об аккредитации ее (его) на право проведения испытаний, поверки, калибровки средств измерений;

аккредитованная лаборатория (центр) зарегистрирована в одном из органов метрологической службы государства, на территории которого она (он) находится.

Процедуры признания аккредитации лабораторий (центров) оговариваются в двух или многосторонних соглашениях Договаривающихся Сторон или иных документах.

Договаривающиеся Стороны предоставляют взаимную возможность проводить оценки соответствия установленным требованиям аккредитованных лабораторий (центров) по испытаниям, поверке, метрологической аттестации или калибровке средств измерений.

Информация об аккредитованных лабораториях (центрах) представляется Техническому секретариату Межгосударственного Совета, а также Договаривающейся Стороне по ее запросу.

Статья 7

Договаривающиеся Стороны обеспечивают оформление свидетельств на утвержденный тип средств измерений, свидетельств о поверке или метрологической аттестации средств измерений и свидетельств об аккредитации лабораторий (центров) на государственном языке своей страны и на русском языке.

Статья 8

Договаривающиеся Стороны обеспечивают включение методик поверки или ссылок на них в состав эксплуатационной документации па средства измерений.

Статья 9

Договаривающиеся Стороны при установлении в стране-импортере фактов поставки недоброкачественных средств измерений приостанавливают в своем государстве признание результатов испытаний, поверки или калибровки данных средств измерении, а также информируют об этом соответствующий орган страны-экспортера и Технический секретариат Межгосударственного Совета.

Статья 10

Настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств, вытекающих для Договаривающихся Сторон из других заключенных ими международных соглашений.

Статья 11

Настоящее Соглашение может быть дополнено или изменено с согласия всех Договаривающихся Сторон. Предложения о дополнении и изменении направляются депозитарию настоящего Соглашения.

Статья 12

Спорные вопросы, связанные с реализацией настоящего Соглашения решаются Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации.

Статья 13

Каждая Договаривающаяся Сторона Соглашения имеет право свободного выхода из состава его участников при условии письменного уведомления Технического секретариата не менее, чем за 12 месяцев до выхода. Технический секретариат уведомляет об этом всех участников настоящего Соглашения в месячный срок.

Выход из настоящего Соглашения не затрагивает обязательств, вытекающих из заключенных соглашений, договоров (контрактов) по реализации этого Соглашения.

Статья 14

Настоящее Соглашение открыто для присоединения Уполномоченных органов других государств, признающих его положения и заинтересованных в достижении целей и задач Соглашения.

Статья 15

Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания.

 

Совершено в городе Ташкенте 6 октября 1992 г. в одном подлинном экземпляре на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Архиве Технического секретариата Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации, который направляет заверенную копию настоящего Соглашения каждой из Договаривающихся Сторон, а также извещаем их о всех полученных им уведомлениях и заявлениях.



© 2013 Ёшкин Кот :-)