| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА 7-М ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ЧАСТЬ III ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РД 31.11.81.05-77 МОСКВА В/О «МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА» 1985 Разработаны Центральным научно-исследовательским институтом морского флота (ЦНИИМФ) Черноморский филиал Директор филиала Л.Д. Яловой Руководитель темы И. П. Горяинов Ответственные исполнители: В.А. Бобыр, Н.И. Вивденко, Н.В. Васин, М.П. Зинько, И.П. Корниенко, О.К. Кепинг, Т.В. Кузнецова, А.Ш. Кушнир, Н.И. Коваленко, В.В. Луговенко, И.Г. Потапов, Н.И. Плявин, Я.Н. Спиридонов, В.Н. Татаренко Согласованы Главным управлением перевозок, эксплуатации флота и портов Минморфлота Начальник В.С. Збаращенко Внесены Главным управлением перевозок, эксплуатации флота и портов Минморфлота Начальник В.С. Збаращенко ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ МЕТАНОЛА НАЛИВОМ РД 31.11.81.05-77 Настоящие Технические условия распространяются на морскую перевозку метанола танкерами и определяют безопасные условия выполнения транспортно-технологического процесса. 1. Общие положения1.1. Перевозка метанола допускается на судах, удовлетворяющих требованиям п. 3 настоящих Технических условий, Санитарных правил для морских судов СССР и Правил по защите от статического электричества на морских судах (приказ ММФ от 6 августа 1973 г. № 131). 1.2. Представитель грузоотправителя обязан до начала погрузки представить администрации судна паспорт качества и письменную информацию о свойствах и особенностях груза, предъявляемого к перевозке. 1.3. Грузоотправитель несет полную ответственность за достоверность сведений о грузе и за все последствия, вызванные неправильным или неполным определением качественного состояния свойств и особенностей груза. 1.4. Не допускается смешение грузов или их остатков, несовместимых с метанолом (см. п. 2.3.1.). 1.5. В случае, если погрузка метанола после слитого груза не допускается (Приложение), то перед перевозкой метанола необходимо промыть танки грузом, после которого перевозка метанола допускается. После чего его следует слить в береговые приемные емкости. 1.6. Если слитый груз не включен в таблицу, приведенную в Приложении, то в каждом отдельном случае ЦНИИМФ или другая компетентная организация по поручению судовладельца должна дать заключение о возможности налива метанола и рекомендации по мойке танков. 1.7. Перевозка производится за пломбами грузоотправителя. 1.8. Количество погруженного на танкер груза определяется грузоотправителем по береговым замерам. Контроль количества погруженного груза должен производиться по судовым замерам. Результаты замеров пустот (взлива) и температуры груза в танках, а также осадки носа, кормы и на миделе по обоим бортам должны фиксироваться судном и грузоотправителем в акте замера пустот. 1.9. Контроль за качеством принимаемого к перевозке груза осуществляется в соответствии с условиями договора перевозки. 1.10. До начала слива судном и грузополучателем должен составляться акт замера пустот, в котором указываются по каждому танку пустоты (взлив), температура груза, а также осадка носа, кормы и на миделе по обоим бортам. 1.11. Сдача груза в портах назначения должна оформляться распиской грузополучателя на коносаменте. По окончании слива должен оформляться акт за подписями капитана и грузополучателя об отсутствии в танках остатков груза. 2. Информационная карта2.1. Общие сведения. Наименование: метанол № ООН -1230 Стр. ИМО -3243 Группа МОПОГ -3217 Синонимы: спирт метиловый спирт древесный спирт Колумба карбинол На английском языке: METHANOLE, METHYL ALCOGOL, WOOD ALCOGOL, COLUMBIAN SPIRITS. Химическая формула: СН3ОН. Химическая группа: спирты. Внешний вид: бесцветная летучая жидкость с алкогольным запахом. Основная опасность: легковоспламеняющаяся ядовитая жидкость. 2.2. Физические свойства. Относительная молекулярная масса 32,04 Плотность, кг/м3 792 Температура кипения, °С 64,7 Температура замерзания, °С -97,8 Вязкость динамическая при 20 °С, кг·с/м2 5,74 Растворимость в воде при 20 °С, масс. % Полная Парциальное давление паров в воздухе при 20 °С, кПа 12,768 Концентрация паров в воздухе при 20 °С, мг/л 168,3 Коэффициент объемного расширения при 20 °С, 1/к 0,00126 Удельное объемное электрическое сопротивление, Ом·м 4,5´104 2.3. Химические свойства. Метанол несовместим со следующими группами химических грузов: 1 - неорганические кислоты; 7 - альдегиды; 14 - мономерные и полимерные эфиры; 16 - окись алкилена; 20 - галогены; 24 - ангидриды кислот. Разделение химических грузов на группы приведено в Приложении. 2.3.2. Стабильность (устойчивость) Устойчив к полимеризации. 2.3.3. Коррозионное и прочее взаимодействие. Материалы конструкций, недопустимые из-за коррозии или разъедания: цинк (гальванизированные металлы), синтетический каучук, кожа, полистирол, определенные сорта резины. 2.4. Пожароопасность. Категория опасности по Правилам Регистра СССР 2 Температура вспышки, °С 8,0 Температура самовоспламенения, °С 464,0 Пределы воспламенения паров в воздухе, % об От 6 до 34,7 Рекомендуемый тип газоанализатора Стационарный сигнализатор типа СВК-3М1-У4. 2.5. Токсичность. Общая характеристика: сильный нервно-сосудистый яд. При приеме внутрь вызывает слепоту и смерть. Смертельная доза 30 мл. Тяжелое отравление, сопровождающееся слепотой, вызывают 5 - 10 мл. Отравление также возможно при вдыхании паров и при всасывании через поры кожи. Класс опасности: (высокотоксичное вещество) 2 Предельно допустимая концентрация паров в воздухе (ПДК), мг/м3 5,0 Летальная доза (ЛД50), мг/кг живой массы 30,0 Летальная концентрация (ЛК50), м/гл/2ч 50 - 60 Температурный порог токсичности (ТПТ), °С 0,0 Действие паров на: дыхательные пути: сильное раздражение, от прекращения дыхания может наступить смерть; глаза: резкое снижение остроты зрения, ощущение «серого» тумана, сильное раздражение слизистых оболочек; кожу: слабо раздражает. Действие жидкости на: глаза: поражение зрительного нерва и сетчатки глаза; кожу: слабо раздражает. Рекомендуемые противоядия: этиловый спирт С2Н5ОН, препятствующий окислению метанола. 2.6. Рекомендуемый метод определения концентрации паров. Газоанализатор типа УГ-2. 2.7. Опасность для водной среды. Неопасен для морских ресурсов. 2.8. Средства индивидуальной защиты. Для защиты органов дыхания допускается: при содержании кислорода в воздухе менее 20 % об. и паров метанола более 0,5 % об. (7 мг/л), а также в помещениях, расположенных в зоне грузовых танков ниже главной палубы, - изолирующий воздушный дыхательный аппарат; при содержании кислорода в воздухе 20 % об. и паров метанола менее 0,5 % об. (7 мг/л) - фильтрующий противогаз марки А (окраска коробки коричневая). Полный защитный комплект костюм (ГОСТ 12.4.111-82) или комбинезон (ГОСТ 12.4.11-82), изготовленные из плотной хлопчатобумажной или смешанной ткани, обработанной водоотталкивающей или комбинированной пропиткой; перчатки резиновые кислотощелочестойкие; сапоги резиновые маслобензостойкие; очки защитные. 2.9. Меры первой помощи. Немедленно вынести пострадавшего из отравленной зоны, быстро освободить его от противогаза и одежды, на которых могут быть капли метанола, и вызвать врача. При отсутствии дыхания у пострадавшего применять искусственное дыхание и продолжать его до тех пор, пока не восстановится дыхание или пока врач не отметит появление признаков жизни. 2.10. Аварийные меры. 2.10.1. Меры при разливе. При разливе метанола избегать какого-либо контакта с жидкостью или ее парами. При возможном контакте надеть полный защитный комплект (см. п. 2.8) и противогаз. 2.10.2. Средства тушения пожара. Рекомендуемые огнегасительные средства: пенотушение на основе пенообразователей для полярных жидкостей типа ПС-1С; сухой порошок типа ПСБ-С. Первичные огнегасительные средства: огнетушители густопенные (типа ОП-4, ОП-5); огнетушители порошковые (типа ОПС-6, ОПС-10, ОППС-100). 3. Требования к конструкции и оборудованию судов3.1. Степень конструктивной защиты. Судно должно иметь III степень конструктивной защиты в соответствии с Правилами Регистра СССР. 3.2. Грузовая система. 3.2.1. Трубопроводы, предназначенные для присоединения шлангов с берега, должны оканчиваться клапанами и снабжаться глухими фланцами (заглушками). 3.2.2. Грузовые насосы и другие механизмы подобного назначения должны быть снабжены дистанционными отключающими устройствами, расположенными вне насосного отделения в центральном посту управления грузовыми операциями или в другом легкодоступном месте. 3.2.3. Если насос обслуживает более одной грузовой емкости, в насосном отделении на патрубках каждой из этих емкостей должно быть установлено по одному запорному клапану. 3.2.4. Должно предусматриваться устройство, обеспечивающее слив жидкости, содержащейся в грузовых трубопроводах и насосах, в грузовую или в другую специальную емкость. 3.3. Газоотводная система. Концевая арматура газоотводной системы должна обеспечивать защиту последней от попадания в нее воды в штормовую или ненастную погоду. Верхний конец газоотводных труб должен быть оборудован легкодоступной съемной пламепрерывающей арматурой. 3.4. Электрооборудование. 3.4.1. Электрооборудование должно удовлетворять требованиям, предъявляемым к нефтеналивным судам, изложенным в ч. XI Правил Регистра СССР. 3.4.2. В грузовых танках или в помещениях, содержащих грузовые трубопроводы, допускается применение измерительных контрольных приборов искробезопасного исполнения. 3.5. Противопожарная защита. Противопожарная защита должна удовлетворять требованиям, предъявляемым к нефтеналивным судам, изложенным в ч. VI Правил классификации и постройки морских судов Регистра СССР. 3.6. Измерительная система. Измерительная система должна быть закрытого или полузакрытого типа. 3.7. Система обнаружения паров. Судно должно иметь приборы для измерения токсичных и взрывоопасных концентраций метанола в помещениях в зоне грузовых танков. 3.8. Система вентиляции насосного отделения. Система вентиляции насосного отделения и закрытых помещений, в которых проходят трубы грузовой системы, должна обеспечивать не менее 30 обменов воздуха в час, исходя из полного объема помещения. 4. Технологические требования4.1. Подготовка танков. 4.1.1. До начала машинной мойки танков необходимо проверить их загазованность и произвести по необходимости полную или частичную их дегазацию. 4.1.2. Грузовые танки должны быть подготовлены к погрузке метанола в соответствии с технологической картой, приведенной в Приложении. 4.1.3. При подготовке танков к перевозке наливных грузов после метанола необходимо произвести удаление остатков метанола из танков, трубопроводов и насосов грузовой системы и осушить танки вентилированием. 4.1.4. Количество моечных машинок, используемых одновременно в одном отсеке, не должно превышать: при производительности машинок до 35 м3/ч, шт. 4 при производительности машинок от 35 до 60 м3/ч, шт. 3 4.1.5. Шланговые соединения моечных машинок должны быть собраны и шланги заземлены до спуска моечных машинок в танк. 4.1.6. Промывочная вода должна сливаться в береговые емкости, баржи или зачистные сооружения (станции). 4.1.7. Во время мойки танков промывочная вода должна все время откачиваться. 4.1.8. Запрещается: а) подавать острый пар в танк, содержащий воспламеняющиеся пары электризующегося (с удельным сопротивлением 106 Ом·м) груза; б) мыть танки шлангами вручную через открытые горловины; в) разбирать или отсоединять от магистрали шланги моечной машинки до тех пор, пока она не будет удалена из танка; г) одновременно мыть танки, в которых перевозились несовместимые грузы; д) использовать сжатый воздух для продувки трубопроводов или грузовых шлангов в судовые танки, содержащие электризующийся легковоспламеняющийся груз. 4.2. Подготовка грузовой системы. 4.2.2. Паровая система подогрева танков должна быть заглушена. 4.3. Условия одновременной перевозки с другими грузами. 4.3.1. Одновременная перевозка метанола с наливными пищевыми грузами не допускается. 4.3.2. Одновременная перевозка химических грузов, несовместимых с метанолом, допускается при соблюдении следующих условий: а) грузовые танки, предназначенные для загрузки метанола, отделены коффердамами или другими свободными помещениями от танков или отсеков, содержащих или предназначенных для погрузки несовместимых грузов; б) трубопроводы подачи инертного газа к отдельным грузовым танкам снабжены двумя клапанами, из которых один невозвратный; в) выполнены требования п. 4.2.1. 4.3.3. Остатки грузов, реагирующих между собой, не должны сливаться в один танк или в танк, содержащий остатки предыдущего груза, с которыми они могут вступить в реакцию. 4.4. Условия выполнения грузовых операций. 4.4.1. Во время грузовых операций и приема балласта крышки люков грузовых танков должны быть плотно задраены. 4.4.2. Способ налива. Налив должен производиться закрытым способом. 4.4.3. Коэффициент заполнения танков. Коэффициент заполнения танков должен определяться по формуле = 0,00125 (784-Dt), (1) где Vг - объем груза при наливе, м3; Vт - геометрический объем танка, м3; Dt - ожидаемое максимальное повышение температуры в рейсе, °С. 4.4.4. Интенсивность проведения грузовых операций. 4.4.4.1. В начальный период грузовой операции до заполнения днищевого набора и конца загрузочной трубы интенсивность налива в каждый танк и слива в каждую береговую емкость рекомендуется для контроля определять по формуле Yн = 2830dз2, (2) где Yн - интенсивность налива или слива в начальный период грузовой операции, м3/ч; dз - внутренний диаметр загрузочной трубы, м. Примечание. Скорость налива груза согласовывается с грузоотправителем. 4.4.4.2. Максимальная интенсивность грузовых операций должна определяться по формуле (3) и не должна превышать величины, указанной в инструкции по загрузке. В случае отсутствия расчета пропускной способности системы газоотводных труб максимальная производительность налива не должна превышать величины, определяемой по формуле (4): Vmax = 28300d22; (3) где Vmax - максимальная интенсивность грузовой операции, м3/ч; dз - внутренний диаметр загрузочной трубы, м; dг - внутренний диаметр отростка газоотводной магистрали, м; l - длина отростка газоотводной магистрали, м. Примечание. Формула (4) применима при условии содержания газоотводной системы в хорошем техническом состоянии и регулярного обслуживания, предусмотренного соответствующими инструкциями. 4.4.5. Замер пустот и отбор проб груза. Во избежание разрядов статического электричества при замере пустот и отборе проб груза в период налива (слива) не должны использоваться ручные стальные замерные ленты, металлические пробоотборники, футштоки (линейки) и другие токопроводящие приспособления. Допускается использование приспособлений из токонепроводящих и негигроскопичных материалов. 4.4.6. Сброс балласта. Выкачка балласта из загрязненных химическим грузом танков должна производиться в береговые приемные емкости. 4.4.7. Условия перегрузки на рейде. При перегрузке на рейде должны выполняться требования по обеспечению мер безопасности. 4.4.8. Условия совмещения грузовых операций с другими операциями. Запрещается совмещать грузовые операции с приемом топлива. 4.5. Режим перевозки. 4.5.1. Нормальная температура при перевозке - температура окружающей среды. Нормальное давление при перевозке - атмосферное. 4.5.2. Во время перевозки метанола крышки люков грузовых танков должны быть плотно задраены. 4.5.3. Дыхательные клапаны газоотводной системы с момента окончания погрузки должны быть установлены на автоматический режим работы. 4.6. Контроль. 4.6.1. На всех этапах транспортного процесса должен осуществляться контроль за соблюдением мер безопасности (см. п. 5). 4.6.2. При подготовке танков должен осуществляться контроль за концентрацией паров метанола в следующих местах: а) у открытых танков - при дегазации танков; б) у открытых горловин танков - при мойке танков; в) в танках - после окончания дегазации. 4.6.3. Во время грузовых операций должен осуществляться следующий контроль: а) за правильностью поступления груза в загружаемый танк; б) за концентрацией паров метанола в воздухе на открытой палубе; в) за интенсивностью грузовых операций (см. п. 4.4.4); г) за уровнем в конце погрузки; д) за отсутствием утечек через трубопроводные и шланговые соединения. 5. Требования безопасностиОрганизационные мероприятия по обеспечению безопасности при перевозках метанола должны осуществляться в соответствии с дополнительными требованиями безопасности на нефтеналивных судах и судах для перевозки химических грузов наливом (гл. 8 Правил техники безопасности на судах морского флота), и Наставлениями по борьбе за живучесть судов морского флота Союза ССР (РД 31.60.14-81). 6. Требования по защите окружающей среды6.1. В соответствии с Перечнем веществ, вредных для здоровья людей или для живых ресурсов моря, сброс которых запрещается, и нормами предельно допустимых концентраций этих веществ в сбрасываемых смесях запрещен сброс метанола во внутренних морских и территориальных водах СССР как в чистом виде, так и в смесях с водой и другими веществами. 6.2. В соответствии с Приложением II к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. метанол не относится к веществам, опасным для морских ресурсов, поэтому условия сброса метанола в процессе очистки или дебалластировки танков в пределах и за пределами особых районов не регламентируются. ПРИЛОЖЕНИЕТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПОДГОТОВКИ ТАНКОВ ПОД ПЕРЕВОЗКУ МЕТАНОЛА
Примечания: 1. Химические грузы разделены на следующие группы: 1 - неорганические кислоты; 2 - органические кислоты; 3 - каустическая сода, щелочи; 4 - амины и алканоламины; 5 - галогенсодержащие соединения; 6 - спирты, гликоли и этиленгликоли; 7 - альдегиды; 8 - кетоны; 9 - насыщенные углеводороды; 10 - ароматические углеводороды; 11 - олефины; 12 - гетероциклические соединения, пиродин, неорганические масла; 13 - сложные эфиры, животные и органические масла; 14 - моно- и полимерные соединения; 15 - фенолы и креозот; 16 - окислы алкиленов; 17 - цианогидрины; 18 - нитрилы; 19 - аммиак; 20 - галогены; 21 - эфиры; 22 - фосфор основной; 23 - сера расплавленная; 24 - ангидриды кислот. 2. Буквы и цифры шифров зачистных и моечных операций обозначают: М - машинная мойка: 1 - морской водой в течение 1 ч; 2 - » 2 ч; 3 - » 2,5 ч; 4 - » 3 ч; 5 - теплой (30 °С) морской водой в течение 2 ч; 6 - теплой (50 °С) морской водой в течение 1 ч; 7 - теплой (50 °С) морской водой в течение 2 ч; 8 - горячей (80 °С) морской водой в течение 0,5 ч; 9 - то же 1 ч; 10 - » 1,5 ч; 11 - » 2 ч; 12 - » 3 ч; 13 - » 14 - пресной водой в течение 0,5 ч; 15 - пресной водой в течение 1 ч; 16 - пресной водой в течение 2 ч; 17 - теплой (50°) пресной водой в течение 0,5 ч; 18 - то же 1 ч; 19 - » 2 ч; 20 - горячей (80 °С) пресной водой в течение 1 ч; 21 - то же 2 ч; 22 - морской водой и 10 %-ным раствором уксусной кислоты в течение 4 ч; 23 - морской водой и 3 %-ным раствором дезинфицирующего средства, синтетического моющего средства и эмульгатора в течение 2 ч; 24 - теплой (50 °С) морской водой и 1 %-ным раствором дезинфицирующего моющего средства и эмульгатора в течение 2 ч; 25 - теплой (60 °С) морской водой и 3 %-ным раствором дезинфицирующего средства; синтетического моющего средства и эмульгатора в течение 2 ч; 26 - горячей (80 °С) морской водой и 1 %-ным раствором дезинфицирующего средства, синтетического моющего средства и эмульгатора в течение 1 ч; 27 - то же 1,5 ч; 28 - » 2 ч; 29 - горячей (80 °С) морской водой и 3 %-ным раствором дезинфицирующего средства, моющего средства и эмульгатора в течение 1 ч; 30 - то же 2 ч; 31 - » 3 ч; 32 - » 4 ч; 33 - горячей (80 °С) морской водой и 1 %-ным раствором каустической соды в течение 4 ч; 34 - горячей (80 °С) морской водой и 1 %-ным раствором дезинфицирующего средства, моющего средства и эмульгатора или 3 %-ным раствором каустической соды (если позволяет покрытие) в течение 2 ч; А - пропарка; Б - слив остатков из танков, трубопроводов и насосов; В - выборка остатков воды и осушка вентилированием; Г - скатывание пресной водой; Д - скатывание обесхлоренной водой или пропарка в течение часа; Е - пропарка с толуолом (проверить НВП); Ж - пропарка с толуолом (проверить НВП) или распыление 15 %-ного раствора дезинфицирующего средства; И - опрыскивание толуолом или ацетоном; К - осушка и продувка воздухом; Л - продувка воздухом и паром; Н - продувка паром и осушка; П - зачистка; Р - заполнение танка морской водой: С - заполнение танка горячей (60 °С) морской водой и подогрев в течение 12 ч; Пример обозначения шифра зачистных и моечных операций: Наименование слитого груза: бензин. Шифр зачистных и моечных операций: М2М31М6ЕМ6БВ. Состав зачистных и моечных операций: М2 - машинная мойка морской водой в течение 2 ч; М31 - машинная мойка горячей (80 °С) морской водой и 3 %-ным раствором дезинфицирующего средства, моющего средства и эмульгатора в течение 3 ч; М6 - машинная мойка теплой (50 °С) морской водой в течение 1 ч; Е - пропарка с толуолом; М6 - машинная мойка теплой (50 °С) морской водой в течение 1 ч; Б - слив остатков из танка, трубопроводов и насосов; В - выборка остатков воды и осушка вентилированием. СОДЕРЖАНИЕ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |