| ||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА 7-М ОБЩИЕ
И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ЧАСТЬ III ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МОРСКОЙ
ПЕРЕВОЗКИ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РД 31.11.81.42-83 МОСКВА В/О «МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА» 1985 Разработаны Центральным научно-исследовательским институтом морского флота (ЦНИИМФ) Черноморский филиал Директор филиала Л. Д. Яловой Руководитель темы И. П. Горяинов Ответственные исполнители: В.А. Бобыр, Н.И. Вивденко, Н.В. Васин, М.П. Зинько, И.П. Корниенко, О.К. Кепинг, Т.В. Кузнецова, А.Ш. Кушнир, Н.И. Коваленко, В.В. Луговенко, И.Г. Потапов, Н.И. Плявин, Я.Н. Спиридонов, В.Н. Татаренко Согласованы Главным управлением перевозок, эксплуатации флота и портов Минморфлота Начальник В.С. Збаращенко Внесены Главным управлением перевозок, эксплуатации флота и портов Минморфлота Начальник В.С. Збаращенко ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА НАЛИВОМ РД 31.11.81.42-83 Настоящий руководящий документ является основным документом, устанавливающим технологические режимы перевозки газового конденсата наливом. Он определяет объект и порядок перевозки данного груза, методику отдельных этапов перевозки. Требования руководящего документа являются обязательными при осуществлении перевозки газового конденсата наливом на судах ММФ. Перевозка газового конденсата наливом разрешается на танкерах и химовозах, имеющих III степень конструктивной защиты, т.е. все суда должны иметь двухотсечный стандарт деления на отсеки, за исключением МО (машинного отделения). Обеспечение аварийной посадки и остойчивости судов менее 125 м при затоплении МО является предметом специального рассмотрения Регистром СССР. Для МО судов длиной 125 м и более должен быть обеспечен одноотсечный стандарт деления на отсеки. К расположению грузовых емкостей особые требования не предъявляются. 1. Общие сведения№ ООН Стр. ИМО Гр. МОПОГ ОСТ 51.65-80 1.1. Наименование: конденсат газовый стабильный. 1.2. Синонимы: нет. 1.3. На английском языке: GAS CONDENSATE, STABLE. 1.4. Квалификация химического продукта: технический продукт. 1.5. Химическая формула: СnН2n+2. 1.6. Химическая группа: смесь углеводородов метанового, нафтенового и ароматического ряда. 1.7. Внешний вид: жидкость от бесцветного до соломенно-желтого цвета. 1.8. Запах: бензино-керосиновый. 1.9. Основная опасность: горючая жидкость. 1.10. Дополнительная опасность: токсичность. 2. Физические свойства2.1. Относительная молекулярная масса от 90 до 200 2.2. Плотность, кг/м3 696,0 - 820,0 2.3. Температура кипения, °С от 28 до 400 2.4. Температура затвердевания, °С от -60 до +9 2.5. Вязкость кинематическая, мм2/с 0,2 - 3,0 Вязкость динамическая, Па·с (0,2 - 3,0)·10-4 2.6. Растворимость в воде, масс. % очень слабая 2.7. Парциальное давление паров в воздухе, при 20 °С, кПа 93,325 2.7.1. Давление насыщенного пара газового конденсата по Рейду при 37,8 °С, кПа 102 2.8. Коэффициент объемного расширения, 1/к 1,32·10-3 2.9. Плотность пара по отношению к воздуху 0,85 - 1,60 2.10. Удельное объемное электрическое сопротивление, Ом·м 1010 - 1012 2.11. Термочувствительность: нетермочувствителен. Светочувствительность: несветочувствителен. Влагочувствительность: невлагочувствителен. 3. Химические характеристики3.1. Отношение к воздуху: образует взрывоопасные смеси (см. п. 5.4). 3.3. Отношение к морской воде: см. п. 3.2, возможно засорение продукта хлоридами морской воды, что снижает товарное качество груза. 3.4. Взаимодействие с классами химических веществ: возможна реакция с окислителями (минеральные кислоты, галогены), щелочами. 3.5. Взаимодействие с материалами конструкций: пригодны - стали, алюминий, медь, бронза, латунь, асбовинил, фторопласт, поливинилхлорид, полиформальдегид, резина на основе бутадиен-нитрильных каучуков; непригодны - полиэтилен, полипропилен, резины на основе натурального и бутадиен-стирольного каучуков. 3.6. Совместимость: несовместим с окислителями (минеральные кислоты, галогены), щелочами. 3.7. Устойчивость: устойчив при рекомендуемых условиях перевозки. 4. Технологические режимы перевозкиПеревозка газового конденсата может осуществляться на танкерах и химовозах III степени конструктивной защиты. 4.1. Перевозка в инертной среде: не требуется. 4.2. Ингибирование: не требуется. 4.3. Температурный режим: температура окружающей среды. 4.3.1. При температуре воздуха выше 25 °С следует производить охлаждение палубы забортной водой (орошение). 4.3.2. При температуре окружающего воздуха и забортной воды ниже 15 °С осуществлять подогрев груза при плюсовой температуре застывания газового конденсата. 4.4. Давление: атмосферное. 4.5. Подготовка наливного судна к погрузке газового конденсата должна осуществляться согласно требованиям Правил перевозки нефти и нефтепродуктов на танкерах морского флота (РД 31.11.81.36-81). 4.6. Погрузка: запрещается производить налив газового конденсата свободно падающей струей. 4.7. Скорость налива: на первом этапе, пока не закроется днищевый набор, скорость движения груза в трубопроводе не должна превышать 1 м/с. Максимальная скорость движения конденсата по трубопроводу 12 м/с. 4.8. В период транспортировки груза необходимо вести контроль за состоянием груза в грузовом танке (температура, давление, уровень груза). 4.9. Во время погрузки для замера пустот в грузовых танках и отбора проб не должны использоваться ручные стальные рулетки, металлические пробоотборники, металлические замерные футштоки или подобные токопроводящие инструменты. Для этих целей могут использоваться только токонепроводящие ручные замерные инструменты. При этом они должны быть негигроскопичными. 4.10. После окончания погрузки замер груза или отбор проб с использованием электропроводящих приборов может быть произведен не раньше чем через 30 мин после окончания загрузки каждого танка, что дает возможность рассеяться накопившимся электрическим зарядам. 4.11. Для измерения уровня груза в танках рекомендуется применение стационарных бесконтактных уровнемеров. 4.12. В процессе погрузки отбираются пробы груза из трубопровода в соответствии с требованиями ГОСТ 2517-80 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб». 4.13. В случае отсутствия на конце трубопровода автоматического пробоотборника пробы по окончании погрузки отбираются представителями грузоотправителя и судна из всех грузовых танков. 4.14. Отбор проб оформляется актом, в котором подробно указывается метод отбора проб, из каких танков отбирались пробы, какими печатями опечатаны, кому, какие и сколько проб вручено. 4.15. Печатью судна разрешается опечатывать только те пробы, которые отбирались с участием представителя судна. 5. Пожароопасность5.1. Категория опасности по Правилам Регистра СССР 2 5.2. Температура вспышки, °С ниже 0 5.3. Температура самовоспламенения, °С выше 380 5.4. Область воспламенения паров газового конденсата в воздухе: 5.4.1. Нижний предел взрываемости (НПВ), % по объему 1,4 5.4.2. Верхний предел взрываемости (ВПВ), % по объему 8,0 5.5. Образование токсичных продуктов при сгорании: образуются SO2, СО, СO2. 5.6. Средства тушения пожара: 5.6.1. Рекомендуемые огнегасительные средства: при загорании небольших количеств использовать песок, кошму, пенные огнетушители. При развившихся пожарах применять воздушно-механическую пену низкой или средней кратности на основе пенообразователей типа ПО-1 или других пенообразователей одобренного типа. 5.7. Определение концентрации паров газового конденсата в воздушной среде производить универсальными переносными газоанализаторами типа УГ-2, ТГ-5 (ОСТ 51.65-80), ПГФ-2М-1-ИЗГУ4, ИВП-1. 6. Токсичность6.1. Общая характеристика: пары газового конденсата оказывают вредное воздействие на центральную нервную систему. 6.2. Класс опасности (ГОСТ 12.1.005-76) 4 6.3. Предельно допустимая концентрация паров в воздухе (ПДК) в пересчете на углерод, мг/м3 300 ПДК, ррт (молекулярная масса 200) 37 6.4. Особенности повреждающего действия зависят от пути поступления: 6.4.1. При вдыхании: возникает ощущение жжения в горле, кашель, выделение мокроты. При действии высоких концентраций возможен токсический отек легких: нарастающая одышка, тахикардия, возможен кашель, кровохарканье, повышение температуры. Часто наблюдается очаговое воспаление легких. 6.4.2. При действии на кожу и слизистые оболочки: при воздействии на глаза - жжение, покраснение, слезотечение. При действии на кожу - жжение, покраснение, шелушение, трещины кожных покровов. 6.4.3. При попадании в желудок: боли в области желудка, тошнота, рвота, возможна с примесью крови, жидкий стул. Одновременно развивается поражение нервной системы. Как правило, развивается воспаление легких. 6.5. Меры первой медицинской помощи: удалить пострадавшего из опасной зоны, проверить, есть ли дыхание. 6.5.1. Если имеется дыхание, снять загрязненную одежду и поместить в судовой лазарет, немедленно вызвать судового врача или, при его отсутствии на стоянке, скорую медицинскую помощь. 6.5.2. При остановке дыхания необходимо сделать искусственное дыхание «рот в рот», либо «рот в нос». При наличии любого аппарата для искусственного дыхания целесообразно им воспользоваться. Искусственное дыхание продолжать до восстановления собственного дыхания у пострадавшего или прибытия судового врача. 6.5.3. При воздействии на глаза: немедленно промыть слабой струей воды в течение 10 - 15 мин и обратиться к судовому врачу. 6.5.4. При воздействии на кожные покровы: немедленно промыть мыльным раствором, а затем чистой водой и осушить марлевыми салфетками. 6.5.5. При выраженных признаках поражения дыхательных путей и при существенном ингаляционном воздействии (высокие концентрации, значительная длительность действия): немедленно обратиться к судовому врачу. 6.5.6. При попадании в желудок: немедленно обратиться к судовому врачу или, при его отсутствии на стоянке, вызвать скорую медицинскую помощь. 6.6. Средства индивидуальной защиты: 6.6.1. При выполнении работ на открытой палубе при содержании в воздухе свободного кислорода не менее 20 % и суммарной концентрации вредных парогазообразных веществ, превышающей ПДК не более чем в 15 раз, должен применяться фильтрующий противогазовый респиратор РПГ-67А (кроме районов с тропическим климатом) с фильтрующим патроном марки А с временем защитного действия 60 мин (ГОСТ 12.4.004-74). При выполнении более длительных работ и в районах с тропическим климатом использовать изолирующие шланговые дыхательные аппараты марки ПШ-1, ПШ-2-57, респиратор РМП-62 (ГОСТ 12.4.034-77). 6.6.2. Члены экипажа, участвующие в грузовых работах или других работах на палубе, должны быть снабжены защитной (брезентовой) спецодеждой и спецобувью: костюм для нефтяников (ГОСТ 12.4.111-82), сапоги резиновые (ГОСТ 12265-78), перчатки кислотощелочестойкие. 6.6.3. Для производства работ по зачистке грузовых и топливных танков и цистерн от остатков нефтепродуктов в эксплуатации силами экипажа судна на наливных судах должна содержаться следующая защитная одежда из расчета обеспечения всех лиц, занятых на зачистных работах (приказ министра морского флота от 19 декабря 1980 г. № 266):
7. Требования техники безопасности и аварийные меры7.1. При перевозке газового конденсата должны выполняться все требования Правил перевозки нефти и нефтепродуктов на танкерах морского флота и Правил морской перевозки химических грузов наливом. 7.2. Работы в зоне грузовых танков выполняются с противогазами наготове. 7.3. Если во время работы на палубе присутствие паров газового конденсата в воздухе будет обнаружено по запаху или с помощью приборов, а также в случае аварии (разрыв шланга, выброс груза, его разлив и т.д.), противогазы надеваются немедленно. 7.4. Если концентрация паров газового конденсата в воздухе рабочей зоны по каким-либо причинам не установлена, то следует применять изолирующий противогаз. 7.5. Использование фильтрующих противогазов при нахождении в закрытых помещениях (грузовой танк, насосное отделение) запрещено. 7.6. Содержание паров газового конденсата в воздухе зоны грузовых танков контролируется 1 раз в 4 ч во время грузовых и балластных операций, дегазации и мойки танков. 7.7. Определение концентрации паров газового конденсата в воздушной среде на уровне ПДК производить универсальными переносными газоанализаторами типа УГ-2, ПГА-ВПМ, установкой КУ-3 или аналогичными зарубежного производства. 7.8. При погрузке, перевозке и выгрузке газового конденсата должна круглосуточно работать судовая система вентиляции жилых и служебных помещений. 7.9. Эффективность работы судовой вентиляции проверяется на стоянке судна береговой санэпидстанцией методом отбора проб воздуха в жилых и служебных помещениях с определением концентрации паров газового конденсата (ГОСТ 2706.2-74). 7.10. Меры при разливе: изолировать источники поджигания, разлитый на палубу груз собрать в отстойный танк при помощи аварийного переносного насоса, остатки груза удалить с палубы при помощи песка и ветоши. 7.10.1. При разливе газового конденсата и выкачке грязного балласта выполнять Наставления по предотвращению загрязнения с судов (РД 31.04.03-79). 7.10.2. Сдача загрязненных балластных вод производится в береговые или плавучие емкости. 7.10.3. О разливе груза в портовые воды сообщить в управление порта. 8. Опасность для водной среды8.1. Категория загрязнителя для эксплуатационного сброса: нефтепродукт. Эксплуатационный сброс осуществляется согласно Наставлению по предотвращению загрязнения с судов (РД 31.04.03-79). 9. Подготовка грузовых танков под перевозку газового конденсата9.1. Технологические процессы мойки грузовых танков должны выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004-76 в части пожаровзрывобезопасности, удовлетворять общим требованиям безопасности ГОСТ 12.3.002-75 и специальным требованиям безопасности согласно РТМ 31.2006-78. 9.2. После перевозки бензинов (этилированные и неэтилированные): машинная мойка большим количеством холодной забортной воды в течение 1 ч; машинная мойка пресной водой - 0,5 ч; осушение танков, трубопроводов и насосов; сушка танков вентилированием. 9.3. После перевозки сырой нефти, моторного топлива, мазутов перевозка газового конденсата не разрешается. 9.4. После перевозки рапсового, льняного, соевого, тунгового, касторового, пальмового, кокосового масел: машинная мойка холодной забортной водой - 2 ч; машинная мойка горячей (80 °С) водой с 3 %-ным раствором каустической соды или 1 %-ным раствором (моющее средство, эмульгатор, синтетическое мыло) - 2 ч; машинная мойка горячей морской водой (80 °С) - 1 ч; машинная мойка пресной водой - 0,5 ч; осушение танков, трубопроводов и насосов; сушка вентилированием. 9.5. После перевозки патоки: машинная мойка горячей морской водой (80 °С) или 3 %-ным раствором каустической соды - 2 ч; пропарка или машинная мойка пресной водой - 1 ч; осушение танков, трубопроводов и насосов; сушка вентилированием. 9.6. После перевозки китового жира: машинная мойка холодной морской водой - 2 ч; машинная мойка горячей водой (80 °С) с 1 %-ным моющим раствором (моющее средство, синтетическое мыло, эмульгатор) или 3 %-ным раствором каустической соды - 2 ч; машинная мойка горячей пресной водой (80 °С) - 1 ч; пропарка - 1 ч; машинная мойка пресной водой - 0,5 ч; осушение танков, трубопроводов и насосов; сушка вентилированием. 9.7. Подготовка танков после перевозки дизельного топлива, керосина, реактивного топлива: машинная мойка теплой пресной водой (50 °С) - 2 ч; осушение танков, трубопроводов и насосов; сушка вентилированием. 9.8. Подготовка танков после перевозки нефтяных масел: машинная мойка горячей морской водой (80 °С) - 2 ч; машинная мойка горячей морской водой с 3 %-ным раствором моющего средства синтетического мыла, эмульгатора - 3 ч; машинная мойка пресной водой - 1 ч; машинная мойка с 5 %-ным раствором моющего средства (например, МЛ, ИМФ-1, Типоль и др.); машинная мойка горячей пресной водой (80 °С) - 1 ч; осушение танков, трубопроводов и насосов; сушка вентилированием. 9.9. После перевозки газового конденсата: допускается погрузка одноименного по марке газового конденсата на любое количество остатков при условии, что качество смеси из наливаемого груза и остатков соответствует требованиям стандарта или технических условий на данный груз. Примечание. При подготовке танков, имеющих защитное покрытие, необходимо знать, позволяет ли это покрытие использование каустической соды для мойки. Например, цинксиликатное покрытие не позволяет использовать каустическую соду. Так как газовый конденсат чувствителен к присутствию хлоридов, рекомендуется после основной мойки вымыть танк пресной водой, не содержащей хлориды, затем должны быть взяты пробы на присутствие хлоридов. 9.10. Определение чистоты танков под перевозку газового конденсата на содержание хлоридов: протереть 1 м2 проверяемой поверхности танка чистой белой хлопчатобумажной ветошью, смоченной в дистиллированной воде, выжать воду из ветоши в мерный цилиндр и довести объем раствора до 100 см3 дистиллированной водой. Смесь хорошо перемешать и добавить 5 капель 0,1 %-ного раствора азотнокислого серебра. При наличии хлоридов появляется молочное помутнение раствора. СОДЕРЖАНИЕ
| ||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |