| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РЕКОМЕНДАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ ПОРЯДОК АККРЕДИТАЦИИ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ МИ 2492-98 МОСКВА РАЗРАБОТАНА Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС Госстандарта России) ИСПОЛНИТЕЛИ: Генкина Р.И., Сковородников В.А. УТВЕРЖДЕНА ВНИИМС 2 сентября 1998 г. ЗАРЕГИСТРИРОВАНА ВНИИМС 3 сентября 1998 г. РЕКОМЕНДАЦИЯ
Настоящая рекомендация разработана в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений». Настоящая рекомендация устанавливает основные положения по организации и проведению аккредитации метрологических служб юридических лиц (далее - метрологических служб) на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений ГСИ. Настоящая рекомендация предназначена для государственных научных метрологических центров и органов Государственной метрологической службы Госстандарта России, зарегистрированных в качестве аккредитующих органов, а также для метрологических служб юридических лиц независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, добровольно подавших заявки на аккредитацию. 1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯВ настоящей рекомендации применяют следующие термины с соответствующими определениями: 1.1. Метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений. 1.2. Метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм. 1.3. Средство измерений - техническое устройство, предназначенное для измерений. 1.4. Эталон единицы величины - средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных, либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины. 1.5. Поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям. 1.6. Калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору. 1.7. Утверждение типа средств измерений - решение Государственной метрологической службы Госстандарта России о соответствии испытанного типа средства измерений установленным требованиям. 1.8. Объекты метрологического надзора: состояние и применение средств измерений, как подлежащих утверждению типа и последующей поверке, так и не подлежащих поверке (калибруемых); методики выполнения измерений, подлежащих обязательной аттестации и не подлежащих обязательной аттестации; результаты измерений; соблюдение метрологических правил и норм, устанавливаемых нормативными документами ГСИ; своевременность представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку. 1.9. Инспектор по обеспечению единства измерений на предприятии - лицо, осуществляющее метрологический надзор на предприятии, получившее специальную подготовку, аттестованное в установленном на предприятии порядке и на основании административного решения руководителя предприятия имеющее специальные полномочия. 1.10. Аккредитация метрологической службы на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора - признание аккредитующим органом того, что метрологическая служба юридического лица обладает достаточной технической компетентностью в осуществлении данного вида деятельности, регламентированной действующим законодательством. 1.11. Аккредитующий орган - орган, осуществляющий аккредитацию метрологических служб юридических лиц на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора и отвечающий требованиям, установленным настоящей рекомендацией. 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ2.1. В соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, а также предприятия, организации, учреждения (далее - предприятия), являющиеся юридическими лицами, создают в необходимых случаях в установленном порядке метрологические службы для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и для осуществления метрологического контроля и надзора. 2.2. Метрологический надзор осуществляется метрологическими службами путем: проверок состояния и применения средств измерений, аттестованных методик выполнения измерений, эталонов единиц величин, соблюдения метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений; выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм; проверки своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа, а также на поверку и калибровку. 2.3. Метрологическая служба, независимо от ее отраслевой принадлежности и форм собственности, может быть по ее заявке аккредитована аккредитующим органом. 2.4. Аккредитация метрологической службы на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора проводится для подтверждения ее возможностей проводить метрологический надзор на предприятии с целью создания условий, необходимых для обеспечения единства измерений на предприятии, как в сферах распространения государственного метрологического надзора, так и вне этих сфер. 2.5. Аккредитацию осуществляют государственные научные метрологические центры и органы Государственной метрологической службы (далее аккредитующие органы), подтвердившие свою компетенцию, и соответствующие требованиям, установленным в ГОСТ 51000.2-95 «Общие требования к аккредитующему органу». 2.6. Аккредитующий орган, осуществивший аккредитацию, или по его поручению и с согласия орган Государственной метрологической службы по местонахождению аккредитованной метрологической службы, также зарегистрированной в качестве аккредитующего органа по аккредитации метрологических служб юридических лиц на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора, проводит инспекционный контроль за соблюдением аккредитованными метрологическими службами условий аккредитации. 2.7. Возмещение расходов, связанных с проведением аккредитации, экспертизой представленных документов, проверкой соответствия компетентности проведения метрологического надзора, оформлением, занесением в Реестр и выдачей аттестата аккредитации на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора (далее - аттестат аккредитации), осуществлением инспекционного контроля и оказанием других услуг, проводится в соответствии с условиями договора, заключаемого между предприятием и исполнителем этих работ. 2.8. Научно-методическое руководство работами по аккредитации метрологических служб на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора, организацию и проведение подготовки экспертов, участвующих в аккредитации, ведение Реестра метрологических служб, аккредитованных в соответствии с настоящей рекомендацией, осуществляет Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС). 3. УСЛОВИЯ АККРЕДИТАЦИИ3.1. Аккредитация метрологической службы на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора осуществляется при наличии: пункта, регламентирующего проведение метрологического надзора на предприятии, в Положении о метрологической службе предприятия или административного решения (приказа) руководителя предприятия об осуществлении метрологического надзора на предприятии с указанием сферы распространения, лиц, ответственных за осуществление метрологического надзора, их прав и обязанностей; стандарта предприятия (фирмы), регламентирующего организацию и порядок осуществления метрологического надзора на предприятии; план - графиков, журналов или иных материалов, подтверждающих проведение метрологического надзора на предприятии; правил, стандартов и других нормативных документов ГСИ, регламентирующих метрологические правила и нормы в сфере деятельности предприятия и необходимых для осуществления метрологического надзора; достаточного по количеству и квалификации персонала, имеющего специальную подготовку и опыт работы по осуществлению метрологического надзора на предприятии. 3.2. Стандарт предприятия, регламентирующий организацию и порядок проведения метрологического надзора на предприятии, должен содержать следующую информацию: - сведения о структуре метрологической службы с указанием подразделений (лиц), ответственных за состояние и применение тех или иных объектов, подлежащих метрологическому надзору, и непосредственно или косвенно участвующих в процедуре проверок; - сведения об объектах надзора и их приоритетах; содержание метрологического надзора; - порядок назначения комиссий по проведению метрологического надзора и (или) требования к квалификации лиц, выполняющих функции инспекторов по обеспечению единства измерений на предприятии; - порядок подготовки и проведения проверок с указанием периодичности и видов проверок; - порядок оформления результатов метрологического надзора; - права и обязанности лиц, осуществляющих метрологический надзор; - меры, применяемые к нарушителям метрологических правил и норм; - порядок проведения анализа деятельности по осуществлению метрологического надзора; - положение о порядке аттестации инспекторов по обеспечению единства измерений на предприятии (в случае, если соответствующая аттестация проводится); - график проведения метрологического надзора на предприятии; - а также другие сведения, отражающие специфику проведения метрологического надзора на предприятии. 4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АККРЕДИТАЦИИ4.1. Юридическое лицо, заинтересованное в аккредитации метрологической службы (далее - Заявитель), направляет заявку на проведение аккредитации в аккредитующий орган. К заявке (приложение А) прилагаются: Положение о метрологической службе юридического лица, содержащее пункты, регламентирующие осуществление метрологического надзора на предприятии или приказ руководства предприятия об осуществлении метрологического надзора; стандарт предприятия, регламентирующий деятельность по осуществлению метрологического надзора на предприятии; другие материалы, подтверждающие соответствие требованиям п. 3.1 настоящей рекомендации. 4.2. На основе рассмотрения заявки аккредитующий орган направляет Заявителю проект договора на проведение работ по аккредитации метрологической службы, в котором должны быть определены условия и порядок аккредитации. 4.2.1. Договорная цена на выполнение работ по аккредитации определяется в зависимости от объема и сроков выполнения работы с учетом необходимых для достижения этих требований экономически обоснованных фактических затрат с учетом накладных и других расходов (в том числе командировочных). 4.2.2. Аккредитующий орган поручает проведение работ по аккредитации только специалистам, имеющим опыт в осуществлении метрологического надзора (государственного метрологического надзора), прошедшим специальную подготовку и аттестованным в качестве экспертов Госстандарта России в данной области деятельности. 4.3. Работы по аккредитации включают в себя: - предварительное рассмотрение заявки; - экспертизу представленных документов; - проверку соответствия состояния работ по осуществлению метрологического надзора требованиям, предъявляемым к аккредитованным метрологическим службам; - при необходимости оказание методической помощи в организации деятельности по осуществлению метрологического надзора с целью достижения соответствия установленным требованиям и обучение персонала; - участие в аттестации «инспекторов по обеспечению единства измерений на предприятии» (по инициативе предприятия); - анализ эффективности осуществления метрологического надзора на предприятии; - принятие решения о возможности аккредитации метрологической службы по результатам экспертизы материалов, проверки соответствия установленным требованиям и анализу эффективности; - подготовку материалов по аккредитации и направление их во ВНИИМС; - выдачу аттестата аккредитации аккредитованной метрологической службе. 4.4. Результаты проведенной по договору работы излагаются в акте проверки (приложение Б). В акте приводится: а) заключение комиссии о выдаче аттестата аккредитации по форме приложения В или б) мотивированный отказ в аккредитации с обязательным указанием конкретных причин отказа. 4.5. Акт составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр остается у юридического лица, второй - у аккредитующего органа, проводящего аккредитацию, третий (в случае положительного решения) вместе с извещением (приложение Г) и стандартом предприятия, регламентирующим деятельность по осуществлению метрологического надзора на данном предприятии, направляется аккредитующим органом во ВНИИМС для оформления аттестата аккредитации и внесения Заявителя в Реестр метрологических служб юридических лиц, аккредитованных на техническую компетентность в осуществлении метрологического надзора. 4.6. ВНИИМС, получив извещение с приложениями, направляет аккредитующему органу счет за экспертный контроль, регистрацию и оформление аттестата аккредитации. Стоимость указанных работ составляет десять минимальных размеров оплаты труда плюс НДС. 4.7. Для ускорения процедуры оформления аттестата аккредитации аккредитующий орган вместе с материалами по аккредитации может направить во ВНИИМС копию платежного поручения с банковской отметкой о выплате указанной выше суммы. Затраты и сроки, необходимые для оформления аттестата аккредитации, следует учитывать при заключении договоров на аккредитацию. 4.8. После оплаты счета или при наличии копии платежного поручения ВНИИМС осуществляет экспертизу представленных материалов, при положительном решении вносит метрологическую службу в Реестр аккредитованных метрологических служб и высылает оформленный аттестат аккредитации аккредитуемому органу. При отрицательном решении замечания и предложения по устранению выявленных недостатков ВНИИМС высылает в аккредитующий орган для принятия мер по их устранению. 4.9. Руководитель аккредитующего органа подписывает аттестат аккредитации, подпись заверяется печатью, после чего аттестат аккредитации выдается аккредитованной метрологической службе. 4.10. Аттестат аккредитации действителен на срок, установленный аккредитующим органом, проводившим аккредитацию, но не более 5 лет. 4.11. По истечении срока действия аттестата аккредитации аккредитующий орган может по заявке метрологической службы юридического лица провести повторную аккредитацию в соответствии с п. 4.1 - 4.10 настоящей рекомендации. В отдельных случаях продление срока действия аттестата аккредитации может быть осуществлено на основании результатов регулярного инспекционного контроля за деятельностью аккредитованной метрологической службы. 4.12. Аттестат аккредитации, выданный метрологической службе юридического лица, может быть аннулирован аккредитующим органом при обнаружении несоблюдения требований, установленных для аккредитованных метрологических служб. 5. ИНСПЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ УСЛОВИЙ АККРЕДИТАЦИИ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, АККРЕДИТОВАННЫМИ НА ТЕХНИЧЕСКУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА5.1. Инспекционный контроль за соблюдением условий аккредитации аккредитованными метрологическими службами юридических лиц, (далее - инспекционный контроль) проводят аккредитующие органы с целью подтверждения соблюдения метрологическими службами условий аккредитации. 5.2. Инспекционный контроль по поручению аккредитующего органа может проводить орган Государственной метрологической службы по местонахождению аккредитованной метрологической службы, в случае, если он зарегистрирован в качестве аккредитующего органа и согласен выполнить эту работу. 5.3. По срокам проведения инспекционный контроль подразделяется на периодический и внеплановый. 5.4. Сроки проведения периодического инспекционного контроля устанавливаются аккредитующим органом и доводятся до сведения метрологических служб на этапе завершения работ по аккредитации. 5.5. Рекомендуемая периодичность осуществления инспекционного контроля - один раз в два года, но не реже одного раза за срок действия аттестата аккредитации. 5.6. Внеплановый инспекционный контроль проводится при поступлении в аккредитующий орган информации о нарушении аккредитованной метрологической службой установленных требований или о претензиях к качеству выпускаемой предприятием продукции. 5.7. Возмещение расходов по проведению планового инспекционного контроля осуществляется аккредитованной метрологической службой на основании заключаемого договора с аккредитующим органом, проводящим инспекционный контроль. 5.8. Возмещение расходов по проведению внепланового инспекционного контроля осуществляется за счет средств аккредитующего органа, проводящего инспекционный контроль, в случае, если нарушений требований, предъявляемых к аккредитованной метрологической службе, не обнаружено. 5.9. Инспекционный контроль проводится в виде проверки деятельности метрологической службы по осуществлению метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными эталонами, методиками выполнения измерений, соблюдения метрологических правил и норм, нормативными документами ГСИ на предприятии, а также результатов работ в этой области за период, прошедший с момента аккредитации или с момента предыдущего инспекционного контроля. 5.10. В ходе инспекционного контроля проверяют: - соответствие порядка осуществления метрологического надзора порядку, установленному в стандарте предприятия на данный вид деятельности; - квалификацию персонала, осуществляющего метрологический надзор на предприятии; - состояние и применение средств измерений, эталонов, аттестованных методик выполнения измерений, используемых на предприятии и подлежащих метрологическому надзору путем выборочной проверки; - обеспечение нормативной документацией, необходимой для осуществления метрологического надзора; - порядок ведения журналов учета, предусмотренных стандартом предприятия, регламентирующим организацию и порядок осуществления метрологического надзора; - результаты работы по осуществлению метрологического надзора за контролируемый период. 5.11. По результатам проверки составляют акт инспекционного контроля (по форме приложения Д). 5.12. При выявлении нарушений в деятельности метрологической службы по осуществлению метрологического надзора в акте отражают мероприятия, подлежащие реализации метрологической службой в определенные сроки в целях устранения отмеченных недостатков. 5.13. При нарушении метрологической службой установленных сроков устранения недостатков, отмеченных в акте, аккредитующий орган вправе приостановить действие аттестата аккредитации. 5.14. На основании результатов инспекционного контроля аккредитующий орган может принять одно из следующих решений, которое отражается в акте: - подтвердить соответствие аккредитованной метрологической службы установленным требованиям и определить следующий срок проведения инспекционного контроля; - приостановить действие аттестата аккредитации; - аннулировать аттестат аккредитации. 5.15. Один экземпляр акта инспекционного контроля вручается руководителю инспектируемого юридического лица или главному метрологу. 5.16. Второй экземпляр акта хранится у аккредитующего органа, осуществившего инспекционный контроль. 5.17. Третий экземпляр акта направляется во ВНИИМС для учета результатов инспекционного контроля за соблюдением аккредитованными метрологическими службами юридических лиц условий аккредитации. 5.18. В тех случаях, когда инспекционный контроль осуществлялся органом Государственной метрологической службы по местонахождению метрологической службы юридического лица, четвертый экземпляр Акта направляют в аккредитующий орган, по поручению которого был проведен инспекционный контроль. 5.19. Положительные результаты инспекционного контроля в течение всего срока действия аттестата аккредитации могут являться основанием для продления срока действия аттестата аккредитации, о чем организация, осуществляющая инспекционный контроль, должна известить ВНИИМС для внесения изменений в Реестр, и известить аккредитующий орган, если инспекционный контроль проводился по его поручению. 5.20. Приостановка действия аттестата аккредитации возможна на срок, не превышающий 6 месяцев, по истечении которого, если указанные в акте недостатки не устранены, аттестат аккредитации аннулируется. 5.21. Процедура аннулирования аттестата аккредитации включает в себя: - изъятие и уничтожение бланка аттестата аккредитации; - опубликование информации об аннулировании аттестата аккредитации в журнале «Законодательная и прикладная метрология», а также в других специализированных средствах массовой информации. 6. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ6.1. Метрологическая служба может в течение 30 дней опротестовать решение по любым вопросам инспекционного контроля, направив жалобу во ВНИИМС. 6.2. Разрешение споров между метрологической службой и аккредитующим органом осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
СОДЕРЖАНИЕ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |