| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ (утв. Роскомземом 10 ноября 1993 г. и Минприроды РФ 1. Область примененияПорядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами устанавливает правила расчета платы в возмещение ущерба, причиненного загрязнением земель (почв) химическими веществами (далее - загрязнение земель), включая загрязнение земель несанкционированными свалками промышленных, бытовых и других отходов, и распространяется на любые земли, независимо от их местоположения и форм собственности. Настоящий документ подлежит применению органами Минприроды России, Роскомзема и Госкомсанэпиднадзора России. 2. Общие положения2.1. Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами разработан в соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и утвержден Минприроды России и Роскомземом по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами* на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 555 "Об утверждении Положения о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными, промышленными отходами и радиоактивными веществами" и от 17 августа 1992 г. № 594 "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель". 2.2. Дополнения и изменения в настоящий документ вносятся Минприроды России и Роскомземом по предложениям Минсельхоза России, Госкомсанэпиднадзора России и других заинтересованных министерств и ведомств. 2.3. Выявление загрязненных земель и определение степени их загрязнения осуществляются в соответствии с нормативными и методическими документами, утвержденными или разрешенными для применения Минприроды России и Роскомземом согласно приложению 1. 2.4. Территориальные органы Минприроды России и Роскомзема в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге имеют право принимать решения об уменьшении размеров выплат в возмещение ущерба от загрязнения земель, нанесенного юридическими и физическими лицами, с учетом их обязательств о выполнении в установленные сроки мероприятий по восстановлению загрязненных земель и устранению их дальнейшего загрязнения. 2.5. Сумма ущерба от загрязнения земель взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридический лиц, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических и физических лиц, и граждан (в соответствии с Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 555). Форма акта о загрязнении земель представлена в приложении 2. 2.6. Иски по возмещению ущерба за загрязнение земель химическими веществами составляются и предъявляются виновным юридическим и физическим лицам органами системы Минприроды России и Роскомзема (в соответствии с Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 555). При наличии нескольких виновных в загрязнении земель иски предъявляются в соответствии с долевым участием в причинении ущерба каждого виновного. 2.7. Выплаты по искам за загрязнение земель не освобождают виновных от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты штрафов и возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, в соответствии с законами РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Земельным Кодексом РСФСР и другими законодательными актами Российской Федерации. 2.8. Средства по указанным искам направляются в государственные внебюджетные экологические фонды (в соответствии с Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 555, а также с Порядком направления предприятиями, учреждениями, организациями, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды, утвержденным Минприроды России 21 декабря 1992 г. № 04-04/72-6344 и Минфином России от 22 декабря 1992 г. № 9-5-12). При отказе виновных юридических и физических лиц от возмещения ущерба по искам необходимые средства взыскиваются в судебном порядке. 2.9. Средства, взыскиваемые с виновных юридических и физических лиц в возмещение ущерба, нанесенного ими в результате загрязнения земель химическими веществами, рекомендуется использовать для осуществления мероприятий по консервации загрязненных земель, выполнению специальных режимов их использования, восстановлению загрязненных земель, устранению дальнейшего их загрязнения, для возмещения убытков и вреда, причиненного в результате ухудшения качества земель и ограничения их использования, возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также на проведение обследований по выявлению загрязненных земель и лабораторных анализов по определению степени их загрязнения. 2.10. Площади, глубина загрязнения земель и концентрация химических веществ определяются на основании материалов по обследованию земель и лабораторных анализов, проведенных на основании соответствующих нормативных и методических документов, утвержденных или разрешенных для применения Минприроды России и Роскомземом. Ущерб от загрязнения определяется: при произведенном загрязнении земель (выбросами и сбросами загрязняющих веществ) - на основе данных обследований земель и лабораторных анализов по сравнению с данными предыдущих обследований и анализов; при нарушении технологий и регламентов применения пестицидов и других агрохимикатов, несоблюдении природоохранных требований при их хранении, транспортировке и проведении погрузочно-разгрузочных работ, загрязнения земель при авариях, залповых сбросах и выбросах - на основе данных обследований земель и лабораторных анализов; при захламлении земель несанкционированными свалками отходов - на основе данных об объеме (массе) отходов и степени их опасности. Лабораторные анализы проводятся в химических лабораториях специализированных инспекций аналитического контроля территориальных природоохранных органов системы Минприроды России, Госкомсанэпиднадзора России, землеустроительной службы системы Роскомзема, гидрометеослужбы системы Росгидромета, агрохимслужбы системы Минсельхоза России и в других аккредитованных химических лабораториях. В случаях загрязнения земель при авариях, залповых сбросах и выбросах и захламлении земель несанкционированными свалками отходов полевые обследования и лабораторные анализы проводятся за счет виновных в загрязнении земель. 2.11. При расчете размеров ущерба от загрязнения земель стоимостные показатели определяются в соответствии с приложениями 3, 4 и табл. 10 и уточняются на основе данных государственной статистики о поквартальной индексации цен. 2.12. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости на территории Российской Федерации (табл. 6) вводятся для учета суммарного воздействия, оказываемого загрязняющими веществами на земли. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости могут быть увеличены решениями органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга по представлению соответствующих территориальных органов Минприроды России и Роскомзема следующим образом: в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях государственных природных заповедников, национальных природных парков и других особо охраняемых природных территориях, эколого-курортных регионах, а также на территориях, по которым заключены международные конвенции - не более, чем в 2 раза; в городах и населенных пунктах - не более, чем в 1,5 раза. 3. Расчет платы за ущерб от загрязнения земель химическими веществами3.1. Размеры ущерба от загрязнения земель определяются исходя из затрат на проведение полного объема работ по очистке загрязненных земель. В случае невозможности оценить указанные затраты, размеры ущерба от загрязнения земель рассчитываются по следующей формуле: П = (Нс ´ S(i) ´ Кв ´ Ка(i) ´ Кз(i) ´ Кг), (1) где П - размер платы за ущерб от загрязнения земель одним или несколькими (от 1 до n) химическими веществами (тыс. руб.); Нс - норматив стоимости сельскохозяйственных земель (тыс. руб./га, определяемый согласно приложению 3**. Стоимость земель городов и населенных пунктов определяется органами Роскомзема и утверждается соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; Кв - коэффициент пересчета в зависимости от периода времени по восстановлению загрязненных сельскохозяйственных земель, определяемый согласно приложению 4; Si - площадь земель, загрязненных химическим веществом i-го вида (га); Ка(i) - коэффициент пересчета в зависимости от степени загрязнения земель химическим веществом i-го вида, определяемый согласно табл. 5; Кз(i) - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории i-го экономического района, определяемый согласно табл. 6; Кг - коэффициент пересчета в зависимости от глубины загрязнения земель, определяемый согласно табл. 7. 3.2. Степень загрязнения земель характеризуется пятью уровнями: допустимым (1 уровень), слабым (2), средним (3), сильным (4) и очень сильным (5). Под допустимым уровнем загрязнения понимается содержание в почве химических веществ, не превышающее их предельно допустимых концентраций (ПДК) или ориентировочно допустимых концентраций (ОДК) (табл. 1, 2, 3). При допустимом уровне загрязнения коэффициент Ка в формуле 1 приравнивается к О, тогда П - О, следовательно плата не взимается. Содержание в почве химических веществ, соответствующее различным уровням загрязнения, приведено в табл. 4. 3.3. В случае отсутствия в табл. 4 химических веществ, загрязнивших земли, ущерб от загрязнения рассчитывается также по формуле (1), однако при этом коэффициент Ка(i) находится на основании данных таблиц 8, 9 и формулы (2). где С(i) факт - фактическое содержание i-го токсиканта в почве; С(i) фон - значение регионально-фонового содержания в почве i-го токсиканта. Под регионально-фоновым содержанием химических веществ понимается их содержание в почвах территорий, не испытывающих техногенной нагрузки. При отсутствии в табл. 9 данных по фоновому содержанию в почвах неорганических химических веществ фон берется как средне-региональный для незагрязненной территории и утверждается Минприроды России; для органических соединений их фоновое содержание в почвах приравнивается к 0,1 ПДК. 3.4. Размеры ущерба от загрязнения земель несанкционированными свалками отходов определяются по формуле: П = (Нп(i) ´ М(i) ´ Кз(i) ´ 25 ´ Кв), (3) где П - то же, что и в формуле 1; Нп (i) - норматив платы за захламление земель 1 тонной (куб. м.) отходов i-го вида (руб.), определяемый согласно табл. 10. Класс опасности токсичных отходов в табл. 10 определяется согласно "Временному классификатору токсичных промышленных отходов и Методическим указаниям по определению класса опасности токсичных промышленных отходов" ***; М(i) - масса (объем) отхода i-го вида (т. куб. м); Кз(i) - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории i-го экономического района согласно табл. 6; 25 - повышающий коэффициент за загрязнение земель отходами не санкционированных свалок; Кв - то же, что и в формуле 1. Утверждаю: Председатель Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству Н.В. Комов 10 ноября 1993 г. Министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации В.И. Данилов-Данильян 18 ноября 1993 г. Согласовано: Первый заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации В.Н. Щербак 6 сентября 1993 г. Председатель Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации Е.Н. Беляев 14 сентября 1993 г. Президент Российской академии сельскохозяйственных наук Г.А. Романенко 8 сентября 1993 г. _____________ *) Настоящий документ одобрен Министерством юстиции Российской Федерации и не нуждается в государственной регистрации согласно письму Минюста России от 13 декабря 1993 г. № 06-09/610. **) Нормативы стоимости сельскохозяйственных земель (Нс) приравниваются "Нормативам стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд", утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 г. № 77. Указанные нормативы, определенные по состоянию на 1 ноября 1992 года, уточняются Роскомземом с использованием данных государственной статистики о поквартальной индексации цен и изменяются с момента утверждения Советом Министров - Правительством Российской Федерации новых нормативов стоимости земель. ***) Утверждены Министерством здравоохранения СССР и Государственным комитетом СССР по науке и технике. № 4286-87, Москва, 1987 г. Срок действия продлен до 01.01.95 г. письмом Госсанэпиднадзора России № 01-20/147-11 от 24.09.93 г. Таблица 1 Предельно допустимые концентрации химических веществ в почвах
(*) - в пересчете на серу; (**) - подвижные формы меди, никеля и цинка извлекают из почвы аммонийно-ацетатным буферным раствором с рН 4,8; кобальта - аммонийно-натриевым буферным раствором с рН 3,5 для сероземов и рН 4,7 для дерново-подзолистых почв. Таблица 2 Предельно допустимые концентрации органических соединений в почвах
(*) - рекомендуется для почв с рН 5,5 Таблица 3 Ориентировочно допустимые концентрации пестицидов в почвах
Таблица 4 Показатели уровня загрязнения земель химическими веществами
___________ *) ПДК или ОДК; при отсутствии ПДК (ОДК) неорганических соединений за ОКД принимается удвоенное региональное фоновое содержание элементов в незагрязненной почве; **) в пересчете на серу. Таблица 5 Коэффициенты (Кз) для расчета размеров ущерба в зависимости от степени загрязнения земель химическими веществами
Таблица 6 Коэффициенты (Кз) экологической ситуации и экологической значимости территории
Таблица 7 Коэффициенты (Кг) для расчета ущерба в зависимости от глубины загрязнения земель
Таблица 8 Оценка степени загрязнения земель химическими веществами по суммарному показателю загрязнения Zс
Таблица 9 Фоновое содержание валовых форм тяжелых металлов и мышьяка в почвах (мг/кг)
Таблица 10 Плата (*) за захламление земель несанкционированными свалками отходов
_________ (*) - нормативы платы в ценах на 1 января 1993 года. Приложение 1к порядку определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами Перечень нормативных и методических документов по выявлению и оценке степени загрязнения почвПроведение обследования, пробоотбор 1. ГОСТ 17.4.3.01-83. "Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб". 2. ГОСТ 17.4.4.02-84. "Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического и гельминтологического анализа". 3. Временные методические рекомендации по контролю загрязнения почв. Часть II. Нефтепродукты. Госкомгидромет, 1984. 4. Полевое обследование и картографирование уровня загрязнения почвенного покрова техногенными выбросами через атмосферу (Методические указания). ВАСХНИЛ, Почвенный институт им. В.В. Докучаева, 1980. 5. Методические рекомендации по проведению полевых и лабораторных исследований почв и растений при контроле загрязнения окружающей среды металлами. Гидрометеоиздат, 1981. 6. РД 39-0147098-015-90. Инструкция по контролю за состоянием почв на объектах предприятий Миннефтепрома, Миннефтегазпром, 1989. 7. РД 52.18.156-93. (*) Методические указания "Охрана природы. Почвы. Методы отбора представительных проб почвы и оценка загрязнения сельскохозяйственного угодья остаточными количествами пестицидов". 8. ГОСТ 17.4.1.02-83. "Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения". 9. Методические указания по агрохимическому обследованию почв сельскохозяйственных угодий. Госагропром СССР, ЦИНАО, Москва, 1985. 10. ГОСТ 28168-89. Почвы. Отбор проб. Методы определения 11. ГОСТ 17.0.0.02-79. "Охрана природы. Почвы. Метрологическое обеспечение контроля загрязненности атмосферы поверхностных вод и почвы". Госстандарт, 1979. 12. РД 52.18.264-90. Методические указания "Методика выполнения измерений массовой доли 2,4-Д в пробах почвы методом газожидкостной хроматографии". 13. Методические указания по определению тяжелых металлов в продуктах растениеводства. Минсельхоз России, ЦИНАО, 1992. 14. РД 52.18.166-89. Методические указания "Охрана природы. Почвы. Требования к способам извлечения пестицидов и регуляторов роста растений из проб почвы". 15. РД 52.18.286-91. Методические указания "Методика выполнения измерений массовой доли водорастворимых форм металлов (меди, свинца, цинка, никеля, кадмия, кобальта, хрома, марганца) в пробах почвы атомно-абсорбционным анализом". 16. РД 52.18.289-90. Методические указания "Методика выполнения измерений массовой доли подвижных форм металлов (меди, свинца, цинка, никеля, кадмия, кобальта, хрома, марганца) в пробах почвы атомно-абсорбционным анализом". 17. РД 52.18.180-89. Методические указания "Методика выполнения измерений массовой доли галоидорганических пестицидов п,п -ДДТ, п,п -ДДЭ, альфа-ГХЦГ, гамма-ГХЦГ, трифлуралина в пробах почв методом газожидкостной хроматографии". 18. РД 52.18.188-89. Методические указания "Методика выполнения измерений массовой доли триазиновых гербицидов симазина и прометрина в пробах почвы методом газожидкостной хроматографии". 19. РД 52.18.310-92. Методические указания "Методика выполнения измерений массовой доли фосфорорганических пестицидов паратион-метила, фозалона, диметоата в пробах почвы методом газожидкостной хроматографии". 20. РД 52.18.287-90. Методические указания "Методика выполнения измерений массовой доли гербицида далапон-натрия в пробах почвы методом газожидкостной хроматографии". 21. РД 52.18.288-90. Методические указания "Методика выполнения измерений массовой доли гербицида трихлорацетата натрия в пробах почвы методом газожидкостной хроматографии". 22. РД 52.18.188-89. Методические указания "Методика выполнения измерений массовой доли триазиновых гербицидов симазина и прометрина в пробах почвы методом газожидкостной хроматографии". 19. Перечень методик аналитического контроля. ЦСИ Минприроды России. ______________ (*) Руководящие документы с индексацией 52.18 ... разработаны Роскомгидрометом. Приложение 2к порядку определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами
Приложение 3Нормативы стоимости
освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для
несельскохозяйственных нужд
|
Продолжительность периода восстановления |
Коэффициент пересчета |
Продолжительность периода восстановления |
Коэффициент пересчета |
1 год |
0,9 |
8-10 лет |
5,6 |
2 года |
1,7 |
11-15 лет |
7,0 |
3 года |
2,5 |
16-20 лет |
8,2 |
4 года |
3,2 |
21-25 лет |
8,9 |
5 лет |
3,8 |
26-30 лет |
9,3 |
6-7 лет |
4,6 |
31 и более лет |
10,0 |
СОДЕРЖАНИЕ