Нормативы предельной численности
работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной
власти
(утв. постановлением Минтруда РФ от 5 июня 2002 г. № 39)
1.1. Нормативы предельной численности
работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной
власти (далее - нормативы численности) предназначены для определения и
обоснования штатной численности работников указанных структурных подразделений,
оптимального подбора, расстановки и использования кадров, правильного
распределения работ между исполнителями, установления должностных обязанностей.
1.2. Нормативы
численности содержат 3 раздела: общая часть, организация труда и нормативная
часть. Кроме этого приводится пример расчета нормативной численности работников
кадровой службы и бухгалтерии федерального органа исполнительной власти (приложение
№ 1).
1.3. Нормативы
численности, приведенные в нормативной части сборника, установлены для наиболее
распространенных организационно-технических условий выполнения работ кадровой
службой и бухгалтерией.
1.4. В случаях,
когда численность работников федерального органа исполнительной власти менее
100 человек, а курируемое количество подведомственных организаций, имеющих
самостоятельный баланс, менее 5, могут быть применены отраслевые и местные
нормативы численности работников кадровой службы и бухгалтерии.
1.5. Нормативная
численность работников кадровых служб охватывает структурные подразделения,
обслуживающие центральный аппарат, персонал территориальных органов, подготовку
и повышение квалификации персонала.
1.6. Нормативная
численность работников бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти
предусматривает выполнение работ по планированию и учету расходов центрального
аппарата, сводному бухгалтерскому учету и отчетности, бухгалтерскому учету и
отчетности территориальных органов исполнительной власти.
1.7. Для
федеральных органов исполнительной власти к нормативам численности работников кадровой
службы и работников бухгалтерии может применяться коэффициент, учитывающий
сложность и объем выполняемых работ, равный 1,5.
1.8. В тех
случаях, когда у федеральных органов исполнительной власти находится в
подчинении более 100 подведомственных организаций, имеющих самостоятельный
баланс, к нормативам предельной численности работников может применяться
коэффициент, равный 1,1.
2.1.
Деятельность работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов
исполнительной власти регламентируется законодательством Российской Федерации,
их должностными инструкциями, положениями о структурных подразделениях
федеральных органов исполнительной власти.
2.2. При
распределении работ между работниками кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов
исполнительной власти следует учитывать их квалификацию, специализацию, что
должно способствовать качественному и быстрому выполнению ими своих функций и
заданий.
2.3. При
применении Нормативов численности должны быть обеспечены безопасные условия и
охрана труда работников и создан комплекс организационно-технических условий,
которые обеспечивают возможность нормальной работы кадровой службы и
бухгалтерии в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими нормами и
стандартами.
2.4. Площадь
помещений, в которых располагаются кадровые службы и бухгалтерии федеральных
органов исполнительной власти, должна соответствовать требованиям (СН 495-77),
предусматривающим рациональное размещение мебели и оргтехники. Уровень
освещенности рабочего места, кратность обмена воздуха и температура в рабочих
помещениях должна соответствовать требованиям, установленным санитарными
нормами (18 - 20 °С).
2.5. При
расстановке мебели в рабочих помещениях следует учитывать удобство подхода к
каждому рабочему месту и обеспечение рациональных схем движения документов с
учетом специализации исполнителей.
2.6. В
соответствии с Порядком ведения кассовых операций, утвержденным решением Совета
директоров Центрального банка России от 22 сентября 1993 г. № 40, кассовое
помещение должно быть изолированным. Окна кассового помещения оборудуются
металлическими решетками. Двери кассового помещения в течение рабочего дня
должны запираться внутренним замком. Для хранения денежных средств и других
ценностей в кассовом помещении устанавливается металлический шкаф (сейф).
2.7. Работники
бухгалтерии обязаны регулярно осуществлять инструктаж материально ответственных
лиц по вопросам учета и сохранности наличных средств и материальных ценностей,
находящихся на их ответственном хранении.
2.8. Режим труда
и отдыха работников кадровых служб и бухгалтерий устанавливается исходя из
распорядка дня с учетом регламентации всех обязательных работ и выполнения
наиболее сложных (трудоемких) из них в первой половине дня, когда у работающих
отмечается более высокая устойчивая работоспособность.
Режим труда и отдыха при работе с ПЭВМ
должен организовываться в зависимости от вида и категории трудовой
деятельности.
Виды трудовой деятельности разделяются
на три группы:
группа А - работа по считыванию информации с экрана
с предварительным запросом;
группа Б - работа по вводу информации;
группа В - творческая работа в режиме диалога с
ПЭВМ.
При выполнении в течение рабочего дня работ,
относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ
следует принимать такую, которая занимает не менее 50 % времени в течение
рабочего дня.
Для видов трудовой деятельности
устанавливается 3 категории тяжести и напряженности работы с ПЭВМ, которые
определяются:
для группы А - по суммарному числу
считываемых знаков; для группы Б - по суммарному числу считываемых или вводимых
знаков за рабочую смену, но не более 40 000 знаков за смену;
для группы В - по суммарному времени
непосредственной работы с ПЭВМ за рабочий день, но не более 6 часов за день.
Для обеспечения оптимальной
работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей на
протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы.
Время регламентированных перерывов в
течение рабочего дня следует устанавливать в зависимости от продолжительности,
вида и категории трудовой деятельности.
Продолжительность непрерывной работы с
ПЭВМ без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов.
При 8-ми часовом рабочем дне и работе на
ПЭВМ регламентированные перерывы следует устанавливать:
для I категории работ - через 2 часа от
начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва
продолжительностью 15 минут каждый;
для II категории работ - через 2 часа от
начала рабочего дня и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва продолжительностью
15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы;
для III категории работ - через 1,5-2
часа от начала рабочего дня и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва
продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый
час работы.
Наряду с этим необходимо предусмотреть
проведение физкультурных пауз продолжительностью 5-10 мин. за 1-1,5 часа до
обеда и за 1-1,5 часа до окончания работы.
Состав работ, выполняемых кадровой
службой:
организация и координация работы по
подбору и расстановке кадров;
осуществление персонального учета
личного состава, ведение личных дел работников федеральных органов
исполнительной власти;
учет, ведение, хранение и выдача
трудовых книжек;
утверждение и ведение штатного
расписания;
формирование кадрового резерва для
замещения руководящих должностей структурных подразделений центрального
аппарата федеральных органов исполнительной власти;
консультирование работников центрального
аппарата по вопросам, относящимся к кадровой службе;
организация проверки сведений, сообщаемых
гражданином при поступлении на работу в федеральный орган исполнительной
власти;
организация и проведение
совещаний-семинаров с работниками кадровой службы;
подготовка трудовых договоров, приказов
о приеме и увольнении, поощрении работников центрального аппарата;
проведение аттестации работников;
участие в проведении конкурсов на
замещение вакантных должностей;
подготовка необходимых документов и
присвоение квалификационных разрядов работникам центрального аппарата;
организация работы по подготовке и
переподготовке кадров, повышению квалификации руководящего состава;
координация работы по подбору и
расстановке кадров подведомственных образовательных учреждений и организаций;
обеспечение контроля за соблюдением
законодательства Российской Федерации, касающегося кадровой политики;
рассмотрение писем, жалоб и заявлений
граждан, по вопросам, относящимся к компетенции кадровой службы;
подготовка и представление материалов к
награждению работников федерального органа исполнительной власти.
Нормативы
предельной численности работников кадровых служб
Таблица 1
N
п.п.
|
Численность работников
федеральных органов исполнительной власти, до
|
Количество подведомственных
организаций, имеющих самостоятельный баланс
|
5
|
25
|
50
|
75
|
100
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
100
|
5,7
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2
|
150
|
6,3
|
-
|
-
|
-
|
-
|
3
|
200
|
6,9
|
-
|
-
|
-
|
-
|
4
|
250
|
7,4
|
-
|
-
|
-
|
-
|
5
|
300
|
7,9
|
-
|
-
|
-
|
-
|
6
|
350
|
8,5
|
8,7
|
-
|
-
|
-
|
7
|
400
|
9,0
|
9,2
|
-
|
-
|
-
|
8
|
450
|
9,5
|
9,7
|
-
|
-
|
-
|
9
|
500
|
10,0
|
10,2
|
-
|
-
|
-
|
10
|
550
|
10,6
|
10,8
|
11,0
|
-
|
-
|
11
|
600
|
11,1
|
11,3
|
11,5
|
-
|
-
|
12
|
650
|
11,6
|
11,8
|
12,1
|
12,3
|
-
|
13
|
700
|
12,2
|
12,4
|
12,6
|
12,8
|
-
|
14
|
750
|
12,7
|
12,9
|
13,1
|
13,4
|
-
|
15
|
800
|
13,2
|
13,4
|
13,7
|
13,9
|
14,2
|
16
|
850
|
13,8
|
14,0
|
14,2
|
14,4
|
14,7
|
17
|
900
|
14,3
|
14,5
|
14,7
|
15,0
|
15,2
|
18
|
950
|
14,8
|
15,0
|
15,3
|
15,5
|
15,7
|
19
|
1000
|
15,3
|
15,5
|
15,8
|
16,0
|
16,3
|
20
|
1050
|
15,9
|
16,1
|
16,3
|
16,6
|
16,8
|
21
|
1100
|
16,4
|
16,6
|
16,8
|
17,1
|
17,3
|
22
|
1150
|
16,9
|
17,1
|
17,4
|
17,6
|
17,9
|
23
|
1200
|
17,5
|
17,7
|
17,9
|
18,1
|
18,4
|
24
|
1250
|
18,0
|
18,2
|
18,4
|
18,7
|
18,9
|
25
|
1300
|
18,5
|
18,7
|
19,0
|
19,2
|
19,5
|
26
|
1350
|
19,1
|
19,3
|
19,5
|
19,7
|
20,0
|
27
|
1400
|
19,6
|
19,8
|
20,0
|
20,3
|
20,5
|
28
|
1450
|
20,1
|
20,3
|
20,6
|
20,8
|
21,0
|
29
|
1500
|
20,6
|
20,8
|
21,1
|
21,3
|
21,6
|
30
|
1550
|
21,2
|
21,4
|
21,6
|
21,9
|
22,1
|
31
|
1600
|
21,7
|
21,9
|
22,1
|
22,4
|
22,6
|
32
|
1650
|
22,2
|
22,4
|
22,7
|
22,9
|
23,2
|
33
|
1700
|
22,8
|
23,0
|
23,2
|
23,4
|
23,7
|
34
|
1750
|
23,3
|
23,5
|
23,7
|
24,0
|
24,2
|
35
|
1800
|
23,8
|
24,0
|
24,3
|
24,5
|
24,8
|
36
|
1850
|
24,4
|
24,6
|
24,8
|
25,0
|
25,3
|
37
|
1900
|
24,9
|
25,1
|
25,3
|
25,6
|
25,8
|
38
|
1950
|
25,4
|
25,6
|
25,9
|
26,1
|
26,3
|
39
|
2000
|
25,9
|
26,1
|
26,4
|
26,6
|
26,9
|
40
|
2050
|
26,5
|
26,7
|
26,9
|
27,2
|
27,4
|
41
|
2100
|
27,0
|
27,2
|
27,4
|
27,7
|
27,9
|
42
|
2150
|
27,5
|
27,7
|
28,0
|
28,2
|
28,5
|
43
|
2200
|
28,1
|
28,3
|
28,5
|
28,7
|
29,0
|
44
|
2250
|
28,6
|
28,8
|
29,0
|
29,3
|
29,5
|
45
|
2300
|
29,1
|
29,3
|
29,6
|
29,8
|
30,1
|
46
|
2350
|
29,7
|
29,9
|
30,1
|
30,3
|
30,6
|
47
|
2400
|
30,2
|
30,4
|
30,6
|
30,9
|
31,1
|
48
|
2450
|
30,7
|
30,9
|
31,2
|
31,4
|
31,6
|
49
|
2500
|
31,2
|
31,4
|
31,7
|
31,9
|
32,2
|
50
|
2550
|
31,8
|
32,0
|
32,2
|
32,5
|
32,7
|
51
|
2600
|
32,3
|
32,5
|
32,7
|
33,0
|
33,2
|
52
|
2650
|
32,8
|
33,0
|
33,3
|
33,5
|
33,8
|
53
|
2700
|
33,4
|
33,6
|
33,8
|
34,0
|
34,3
|
54
|
2750
|
33,9
|
34,1
|
34,3
|
34,6
|
34,8
|
55
|
2800
|
34,4
|
34,6
|
34,9
|
35,1
|
35,4
|
56
|
2850
|
35,0
|
35,2
|
35,4
|
35,6
|
35,9
|
57
|
2900
|
35,5
|
35,7
|
35,9
|
36,2
|
36,4
|
58
|
2950
|
36,0
|
36,2
|
36,5
|
36,7
|
36,9
|
59
|
3000
|
36,5
|
36,7
|
37,0
|
37,2
|
37,5
|
60
|
3050
|
37,1
|
37,3
|
37,5
|
37,8
|
38,0
|
61
|
3100
|
37,6
|
37,8
|
38,0
|
38,3
|
38,5
|
62
|
3150
|
38,1
|
38,3
|
38,6
|
38,8
|
39,1
|
3.2. Нормативы предельной численности работников
бухгалтерий
Состав работ, выполняемых бухгалтерией:
контроль и учет финансово-экономических
операций;
анализ финансово-хозяйственной
деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности;
составление бухгалтерского отчета;
расчет заработной платы работников
центрального аппарата;
учет основных фондов, материалов,
денежных средств и других ценностей;
контроль за правильной постановкой
бухгалтерского учета территориальных органов подразделений, служб федеральных
органов исполнительной власти;
методическая помощь подведомственным организациям
по вопросам бухгалтерского учета и отчетности;
хранение бухгалтерских документов и дел
до передачи в архив;
контроль за своевременным проведением
инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей;
контроль за расходованием фонда оплаты
труда;
контроль за соблюдением штатных
расписаний, рациональным использованием административно-хозяйственных средств и
других расходов;
контроль за списанием с бухгалтерского
баланса недостач, потерь, дебиторской задолженности и других средств;
контроль за правильным списанием
товарно-материальных ценностей;
учет распорядителей средств федерального
бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;
ведение сводного реестра федеральных
внебюджетных средств;
сбор, обработка и анализ информации о состоянии
бюджетных средств территориальных органов федеральных органов исполнительной
власти;
подготовка отчетов об использовании
доходов и расходов федерального бюджета;
разработка методических и инструктивных документов о
порядке ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции
бухгалтерии;
ведение сводного реестра распорядителей
средств федерального бюджета;
ведение лицевых счетов подведомственных
территориальных органов.
Нормативы
предельной численности работников бухгалтерий
Таблица 2
№
п.п.
|
Численность работников федеральных органов
исполнительной власти, до
|
Количество подведомственных организаций, имеющих
самостоятельный баланс
|
5
|
25
|
50
|
75
|
100
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
100
|
7,0
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2
|
150
|
7,5
|
-
|
-
|
-
|
-
|
3
|
200
|
8,0
|
-
|
-
|
-
|
-
|
4
|
250
|
8,6
|
-
|
-
|
-
|
-
|
5
|
300
|
9,2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
6
|
350
|
9,7
|
10,5
|
-
|
-
|
-
|
7
|
400
|
10,3
|
11,1
|
-
|
-
|
-
|
8
|
450
|
10,9
|
11,7
|
-
|
-
|
-
|
9
|
500
|
11,5
|
12,3
|
-
|
-
|
-
|
10
|
550
|
12,0
|
12,8
|
13,8
|
-
|
-
|
11
|
600
|
12,6
|
13,4
|
14,4
|
-
|
-
|
12
|
650
|
13,2
|
14,0
|
15,0
|
15,8
|
-
|
13
|
700
|
13,7
|
14,5
|
15,5
|
16,3
|
-
|
14
|
750
|
14,3
|
15,1
|
16,1
|
16,9
|
-
|
15
|
800
|
14,9
|
15,7
|
16,7
|
17,5
|
18,7
|
16
|
850
|
15,4
|
16,2
|
17,2
|
18,0
|
19,2
|
17
|
900
|
16,0
|
16,8
|
17,8
|
18,6
|
19,8
|
18
|
950
|
16,6
|
17,4
|
18,4
|
19,2
|
20,4
|
19
|
1000
|
17,1
|
17,9
|
18,9
|
19,7
|
20,9
|
20
|
1050
|
17,7
|
18,5
|
19,5
|
20,3
|
21,5
|
21
|
1100
|
18,3
|
19,1
|
20,1
|
20,9
|
22,1
|
22
|
1150
|
18,8
|
19,6
|
20,6
|
21,4
|
22,6
|
23
|
1200
|
19,4
|
20,2
|
21,2
|
22,0
|
23,2
|
24
|
1250
|
20,0
|
20,8
|
21,8
|
22,6
|
23,8
|
25
|
1300
|
20,5
|
21,3
|
22,3
|
23,1
|
24,3
|
26
|
1350
|
21,1
|
21,9
|
22,9
|
23,7
|
24,9
|
27
|
1400
|
21,7
|
22,5
|
23,5
|
24,3
|
25,5
|
28
|
1450
|
22,2
|
23,0
|
24,0
|
24,8
|
26,0
|
29
|
1500
|
22,8
|
23,6
|
24,6
|
25,4
|
26,6
|
30
|
1550
|
23,4
|
24,2
|
25,2
|
26,0
|
27,2
|
31
|
1600
|
23,9
|
24,7
|
25,7
|
26,5
|
27,7
|
32
|
1650
|
24,5
|
25,3
|
26,3
|
27,1
|
28,3
|
33
|
1700
|
25,1
|
25,9
|
26,9
|
27,7
|
28,8
|
34
|
1750
|
25,6
|
26,4
|
27,4
|
28,2
|
29,4
|
35
|
1800
|
26,2
|
27,0
|
28,0
|
28,8
|
30,0
|
36
|
1850
|
26,7
|
27,5
|
28,5
|
29,3
|
30,5
|
37
|
1900
|
27,3
|
28,1
|
29,1
|
29,9
|
31,1
|
38
|
1950
|
27,9
|
28,7
|
29,7
|
30,5
|
31,7
|
39
|
2000
|
28,4
|
29,2
|
30,2
|
31,0
|
32,2
|
40
|
2050
|
29,0
|
29,8
|
30,8
|
31,6
|
32,8
|
41
|
2100
|
29,6
|
30,4
|
31,4
|
32,2
|
33,4
|
42
|
2150
|
30,1
|
30,9
|
31,9
|
32,7
|
33,9
|
43
|
2200
|
30,7
|
31,5
|
32,5
|
33,3
|
34,5
|
44
|
2250
|
31,3
|
32,1
|
33,1
|
33,9
|
35,1
|
45
|
2300
|
31,8
|
32,6
|
33,6
|
34,4
|
35,6
|
46
|
2350
|
32,4
|
33,2
|
34,2
|
35,0
|
36,2
|
47
|
2400
|
33,0
|
33,8
|
34,8
|
35,6
|
36,8
|
48
|
2450
|
33,5
|
34,3
|
35,3
|
36,1
|
37,3
|
49
|
2500
|
34,1
|
34,9
|
35,9
|
36,7
|
37,9
|
50
|
2550
|
34,7
|
35,5
|
36,5
|
37,3
|
38,5
|
51
|
2600
|
35,2
|
36,0
|
37,0
|
37,8
|
39,0
|
52
|
2650
|
35,8
|
36,6
|
37,6
|
38,4
|
39,6
|
53
|
2700
|
36,4
|
37,2
|
38,2
|
39,0
|
40,2
|
54
|
2750
|
36,9
|
37,7
|
38,7
|
39,5
|
40,7
|
55
|
2800
|
37,5
|
38,3
|
39,3
|
40,1
|
41,3
|
56
|
2850
|
38,1
|
38,9
|
39,9
|
40,7
|
41,9
|
57
|
2900
|
38,6
|
39,4
|
40,4
|
41,2
|
42,4
|
58
|
2950
|
39,2
|
40,0
|
41,0
|
41,8
|
43,0
|
59
|
3000
|
39,8
|
40,6
|
41,6
|
42,4
|
43,6
|
60
|
3050
|
40,3
|
41,1
|
42,1
|
42,9
|
44,1
|
61
|
3100
|
40,9
|
41,7
|
42,7
|
43,5
|
44,7
|
62
|
3150
|
41,5
|
42,3
|
43,3
|
44,1
|
45,3
|
Приложение
Пример расчета нормативной численности работников кадровой
службы
и бухгалтерии федерального органа исполнительной власти
№
п/п
|
Наименование подразделений
|
Наименование факторов
|
Единица измерения фактора
|
Числовые значения факторов
|
Номер таблицы
|
Номер строки
|
Норматив численности
|
1.
|
Кадровая служба
|
Численность работников федерального органа
исполнительной власти.
|
чел
|
800
|
1
|
15 (по вертикале)
|
13,2
|
|
|
Количество подведомственных организаций
федерального органа исполнительной власти
|
Ед.
|
5
|
1
|
3 (по вертикали)
|
|
2.
|
Бухгалтерия
|
Численность работников федерального органа
исполнительной власти
|
чел
|
800
|
2
|
15 (по вертикали)
|
14,9
|
|
|
Количество подведомственных организаций
федерального органа исполнительной власти
|
Ед.
|
5
|
2
|
3 (по вертикали)
|
|
Итого:
|
|
|
|
|
|
|
28,1
|
|