| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РУКОВОДЯЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ТЕХНИЧЕСКИЕ
МОНТАЖНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ РТМ 36.21-90 Министерство монтажных и специальных Москва 1991 РАЗРАБОТАН ГПИ Гипрометаллургмонтаж ИСПОЛНИТЕЛИ Г. П. Тамарин, Н. П. Полежаев, В. Д. Феньковский, Н. П. Овчаренко УТВЕРЖДЕН Министерством монтажных и специальных строительных работ СССР 13 апреля 1990 г. СОГЛАСОВАНО Министерством тяжелого машиностроения СССР, Министерством металлургии СССР РУКОВОДЯЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Срок введения установлен с 1 января 1991 г. Настоящий "Руководящий технический материал" (РТМ) является методическим пособием, определяющим технические монтажные требования (ТМТ) к проектированию, изготовлению и поставке оборудования технологических комплексов объектов черной металлургии с применением комплектных блоков высокой заводской и монтажной готовности для объектов нового строительства, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий. РТМ разработан на основе и в развитие государственных стандартов и других действующих нормативных документов, приведенных в приложении 1. При разработке РТМ учтены также рекомендации "Методического руководства по разработке технических заданий на создание комплектного технологического оборудования для предприятий черной металлургии ОРД 14.370-73-89" Главчерметпроекта Минчермета СССР, согласованного заместителем министра тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР В. А. Александровым 19 мая 1989 г. и утвержденного заместителем министра черной металлургии СССР Б. В. Радюкевичем 24 мая 1989 г. РТМ разработан с целью создания единой методической основы при проектировании, изготовлении и поставке технологического оборудования, а также его приемке в монтаж с соблюдением необходимых условий, обеспечивающих применение комплектно-блочного метода монтажа. РТМ предназначен в качестве методического пособия для проектных институтов Минмонтажспецстроя СССР - при составлении разделов ТМТ к техническому заданию и техническому проекту и для разработки ППР; для монтажных организаций - при приемке технической документации к производству работ и оборудования в монтаж; для проектных институтов Министерства металлургии СССР - при разработке ТЗ на изготовление и поставку технологического оборудования; для производственных объединений и заводов-заказчиков Министерства металлургии СССР - при заказе оборудования и составлении договоров на поставку технологических комплексов; для производственных объединений и заводов-поставщиков Минтяжмаша СССР - для учета технических монтажных требований при разработке технических проектов оборудования и соблюдения этих требований при изготовлении и комплектно-блочной поставке оборудования высокой заводской и монтажной готовности. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Технологическую часть проекта и рабочую документацию технологического комплекса рекомендуется разрабатывать как систему комплектных блоков агрегированного оборудования высокой заводской готовности и блоков коммуникаций. 1.2. В техническом задании на проектирование объектов и технологического оборудования должно быть записано: "Проект и рабочую документацию рекомендуется разрабатывать с применением комплектных блоков высокой заводской готовности". 1.3. Проектные институты Министерства металлургии СССР при составлении технических заданий на проектирование технологических комплексов с применением комплектных блоков оборудования высокой заводской готовности должны привлекать к разработке раздела ТМТ (далее требования) ГПИ Гипрометаллургмонтаж. 1.4. Оборудование, которое по условиям транспортирования не может быть поставлено в собранном виде, по согласованию с заказчиком и ГПИ Гипрометаллургмонтаж поставляется сборочными единицами, перечень которых по форме приложения 2, а также требования к контрольной сборке блоков и сборочных единиц включают в состав нормативно-технической и конструкторской документации. 1.5. При проектировании, изготовлении и монтаже оборудования должны быть предусмотрены и соблюдены требования метрологического обеспечения производства в соответствии с действующими стандартами и нормативными документами. 2. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ, ИЗГОТОВЛЕНИЮ И ПОСТАВКЕ АГРЕГАТОВ, МАШИН И УСТАНОВОК ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЛЕКТНЫХ БЛОКОВ ОБОРУДОВАНИЯ ВЫСОКОЙ ЗАВОДСКОЙ ГОТОВНОСТИ2.1. Требования к проектированию2.1.1. Требования к проектированию зданий и сооружений2.1.1.1. Габариты проемов в стенах и проездов в зданиях должны учитывать возможность подачи крупногабаритного оборудования или укрупненного блока к месту установки. 2.1.1.2. Компоновка зданий и сооружений должна обеспечивать возможность маневрирования грузоподъемных средств и транспорта, а также размещение приобъектных монтажных площадок укрупнительной сборки оборудования и металлоконструкций. 2.1.1.3. Объемно-планировочные решения подземных и наземных коммуникаций (при отсутствии технологических кранов нужной грузоподъемности) должны обеспечивать подъезд монтажных механизмов к месту установки оборудования. 2.1.1.4. По заданию организации, выполняющей проект производства монтажных работ, необходимо предусматривать в проектах усиление полов тоннелей и перекрытий с учетом нагрузок от монтажных механизмов и транспортных средств или от надвижки оборудования на фундаменты. 2.1.1.5. В проектах технических подвалов, гидро- и маслоподвалов, тоннелей следует предусматривать временные проемы или съемные перекрытия для обеспечения подачи оборудования, блоков коммуникаций и трубопроводов. 2.1.1.6. В проектах покрытий каркаса здания необходимо (с учетом нагрузок от поднимаемых грузов) предусмотреть металлоконструкции ремонтно-монтажных балок, чертежи которых должны являться составной частью чертежей КМ. Рабочую документацию на ремонтно-монтажные балки разрабатывает (по техническому заданию ГПИ Гипрометаллургмонтаж, согласованному с институтом-генпроектировщиком) организация, проектирующая каркас цеха. Ремонтно-монтажные балки монтирует совместно с основными конструкциями каркаса цеха организация, ведущая монтаж каркаса. 2.1.1.7. Трубопроводы энергоресурсов (сжатого воздуха, тепла для отопления здания, кислорода и газа для автогенных работ) рекомендуется выделять в отдельный пучок с целью обеспечения возможности первоочередного монтажа и использования для производства монтажных работ. 2.1.1.8. Высоту подкрановых путей и грузоподъемность кранов следует принимать с учетом обеспечения монтажа тяжеловесного, крупногабаритного или укрупненного в блоки оборудования и возможности его перемещения над фундаментом, а также с учетом максимальной эксплуатационно-ремонтной необходимости, руководствуясь при этом "Временными методическими указаниями по повышению грузоподъемности мостовых кранов, обеспечиваемому путем использования специальных схем нагружения мостовых кранов и монтажной оснастки" (разработаны ВНИИПТмашем, УкрПТКИмонтажспецстроем, ВНИИмонтажспецстроем и Гипрохиммонтажем, 1987 г.). 2.1.1.9. При компоновке технологических комплексов в зданиях следует исключать "мертвые зоны". Все оборудование по возможности должно находиться в зоне действия эксплуатационных грузоподъемных средств. 2.1.1.10. В проектах фундаментов под оборудование предусматривать чертежи геодезического обоснования (установку реперов и плашек) для выверки оборудования. Геодезическое обоснование может выполняться ГПИ Гипрометаллургмонтаж по заказу генпроектировщика. 2.1.1.11. В составе проекта следует предусматривать чертежи КМ металлоконструкций под опоры трубопроводов с указанием назначения трубопроводов. 2.1.2. Требования к проектированию технологических комплексов на стадиях "Технический проект" и "Рабочая документация", также к документации, передаваемой в монтаж согласно ГОСТ 15.005-862.1.2.1. Объемно-планировочные и конструктивные решения технологического комплекса должны быть разработаны с применением комплектных блоков оборудования в соответствии с п. 3.10 СНиП 3.01.01-85. 2.1.2.2. При необходимости должны быть разработаны рабочие чертежи на оснастку и приспособления для транспортировки, разгрузки, сборки и монтажа негабаритных и тяжеловесных блоков оборудования. 2.1.2.3. В проекте должны быть предусмотрены решения по применению конструкций фундаментных болтов, поставляемых с оборудованием, и способов установки блоков оборудования на фундаменты (на отжимных винтах, пакетах металлических подкладок и т.д.). Типы фундаментных болтов определяются в зависимости от характеристики оборудования и диаметра болтов с учетом действующих нормативных документов, в том числе СНиП 2.02.05-87 "Фундаменты машин с динамическими нагрузками", СНиП 2.09.03-85 "Сооружение промышленных предприятий" и ГОСТ 24379.1-80. 2.1.2.4. В технической документации, передаваемой для монтажа, должны быть изложены следующие требования в соответствии с утвержденным техническим заданием: 1) перечень комплектных блоков и сборочных единиц; 2) объем контрольной сборки оборудования; 3) технически обоснованные требования к точности установки и монтажа блоков с привязкой установочных размеров, отметок и допусков к выверочным базам, решения по выверке и закреплению оборудования, рекомендуемые методы выполнения измерений, если они отличаются от общепринятых; 4) перечень специальных инструментов, съемных грузозахватных приспособлений, необходимых для монтажа, испытаний и эксплуатации оборудования; 5) рекомендации по условиям хранения оборудования и комплектующих изделий, если они отличаются от действующих норм и правил. 2.1.2.5. Конструктивная разработка блоков агрегированного оборудования должна предусматривать: 1) возможность максимального использования эксплуатационных грузоподъемных средств при монтаже, а также монтажных средств по перечню, предоставляемому Гипрометаллургмонтажем; 2) компактное расположение оборудования в блоке при минимальном количестве сборочных единиц, входящих в состав блока, исходя из допустимых максимальной массы и габаритов блока и обеспечения жесткости их конструкций; 3) разработку сборочных единиц и блоков совместно с входящими в них комплектующими изделиями, электродвигателями, трубопроводами и обслуживающими металлоконструкциями; 4) объединение запорной, регулирующей и предохранительной арматуры в минимальное количество узлов управления; 5) минимальное количество входных и выходных трубопроводов благодаря их объединению в пределах блока (использованию коллекторов); 6) обработанные выносные базовые поверхности для поэтапной (по мере монтажа) выверки блоков или сборочных единиц в плане и по высоте без разборки оборудования; 7) строповочные устройства (проушины, крюки и т.п.) для захвата блоков и сборочных единиц грузоподъемными средствами в процессе их транспортировки и монтажа. Строповочные устройства базовой части должны быть рассчитаны на массу собранного из нескольких сборочных единиц блока с установленными обслуживающими металлоконструкциями, трубопроводами и другими комплектующими изделиями; 8) указание на сборочных (монтажных) чертежах мест строповки блоков (сборочных единиц) при необходимости в двух проекциях, с привязкой центра масс к местам строповки; 9) возможность максимального применения бесподкладочного метода монтажа оборудования, сокращенного количества пакетов, подкладок, установочных вторых гаек, отжимных винтов, бетонных подушек и других опорных элементов. 2.1.2.6. Инструкции по монтажу, которые являются основным документом, определяющим требования к монтажу и индивидуальным испытаниям оборудования, разрабатывает предприятие - изготовитель оборудования (для особо сложного и уникального оборудования - с привлечением ГПИ Гипрометаллургмонтаж). 2.1.3. Требования к проектированию блоков коммуникаций на стадии разработки технического проекта2.1.3.1. Разработка технической документации на блоки коммуникаций производится в соответствии со стандартом СПДС и действующими нормативными документами и должна обеспечивать: 1) объединение в пределах блока различных видов коммуникаций, в том числе и межблочных; 2) унификацию опорных конструкций (пролетных строений) блока; 3) минимальный расход материала на базовые опорные конструкции (пролетные строения) блока, обеспечение жесткости конструкций (пролетных строений) и сохранение их целостности при перевозке и установке в проектное положение со смонтированной на трубах тепловой изоляцией; 4) возможность механизации работ по сборке и сварке секций и узлов трубопроводов и металлоконструкций на специализированных базах монтажных организаций, а также возможность доставки собранных блоков коммуникаций со специализированных баз в зоны монтажа специализированным автомобильным или железнодорожным транспортом; 5) минимальное количество сварных и разъемных соединений, выполняемых на высоте; 6) конструктивные элементы для строповки полностью собранного блока коммуникаций. 2.2. Требования к изготовлению и поставке габаритных и негабаритных блоков оборудования, полностью собираемых на предприятии-изготовителе2.2.1. Габаритные агрегаты, машины и установки, а также вспомогательное оборудование технологических комплексов (в том числе оборудование систем гидравлики, пневматики, смазки, охлаждения и др.) следует изготовлять и поставлять транспортабельными блоками на жестких основаниях или рамах с учетом возможности соединения при монтаже с коммуникациями смежных блоков. 2.2.2. Агрегаты, машины и установки технологических комплексов, превышающие габариты подвижного состава при перевозках железнодорожным, специализированным автомобильным или водным транспортом необходимо изготавливать и поставлять транспортабельными сборочными единицами максимальных габаритов. 2.2.3. Заводская готовность оборудования должна, как правило, исключать ревизию, контроль размеров в блоках агрегированного оборудования или сборочных единиц, гидропневматические испытания блоков (кроме испытания полностью смонтированных систем), подгонку сопрягаемых элементов механического и гидравлического оборудования, устранение дефектов и другие виды доизготовления оборудования или сборочных единиц, гидропневматические испытания блоков (кроме испытания полностью смонтированных систем), подгонку сопрягаемых элементов механического и гидравлического оборудования, устранение дефектов и другие виды доизготовления оборудования, (кроме технически обоснованных случаев возможного доизготовления оборудования на монтаже). Объем этих работ должен быть согласован с проектировщиком, заказчиком и монтирующей организацией. 2.2.4. В пределах транспортабельного блока или сборочной единицы должна быть предусмотрена установка на заводе-изготовителе редукторов, электродвигателей, тахогенераторов, командоаппаратов и другого электрооборудования, а также трубопроводов систем гидравлики, пневматики, смазки, охлаждения и других комплектующих изделий, не подлежащих разборке и доизготовлению при монтаже (при соблюдении габаритных размеров транспортировки) за исключением случаев, предусмотренных п. 2.6.6. Методы крепления редукторов, электродвигателей и других механизмов должны исключать необходимость их повторной центровки при монтаже. На хвостовики соединяемых валов должны быть насажены полумуфты. 2.2.5. Отдельные составные изделия или сборочные единицы, взаимное положение которых определяется соосностью и горизонтальностью (электродвигатели, тахогенераторы, редукторы, гидромуфты, насосы и др.), следует изготовлять и поставлять, как правило, на общей фундаментной раме (плите), на которой закрепляют и фиксируют каждое изделие. 2.2.6. При невозможности транспортировки блоков или сборочных единиц с проектно закрепленными трубопроводами (превышение габаритов, возможность повреждения при транспортировке) трубопроводы с комплектующими изделиями (фланцами, арматурой, деталями трубопроводов, ниппелями, рукавами и пр.) необходимо изготавливать и поставлять в виде маркированных транспортабельных трубных узлов в соответствующей упаковке. 2.2.7. Все обвязочные трубопроводы (как проектно закрепленные на оборудовании, так и поставляемые узлами) с комплектующими изделиями должны быть выполнены в виде сборочных единиц, готовых к монтажу, прошедших полную контрольную сборку с оборудованием, очищенных от наружной и внутренней окалины и ржавчины, испытанных на прочность и плотность, протравленных (если это предусмотрено конструкторской документацией) и защищенных от внутреннего загрязнения в соответствии с требованиями к консервации (пункт 2.5). Присоединительные концы трубопроводов, закрепленных на оборудовании или поставляемых трубными узлами, должны заканчиваться, по возможности, разъемными соединениями. 2.2.8. Сварные стыки трубопроводов должны быть проконтролированы и выполнены в соответствии с конструкторской документацией. 2.2.9. На блоках или сборочных единицах должны быть нанесены риски осей или другие знаки, обеспечивающие ориентацию главных осей оборудования и контроль их положения в плане относительно осей фундаментов или смежного оборудования. 2.2.10. На разъемных соединениях сборочных единиц должны быть монтажные контрольные риски, маркировка в соответствии с монтажно-сборочной схемой, сборочные приспособления, фиксирующие элементы (штифты, шпильки, шпонки), прокладки, уплотнения и т.п., гарантирующие повторяемость сборки на монтаже после контрольной сборки на предприятии-изготовителе без разметочных и подгоночных работ. 2.2.11. Ответственные разъемы оборудования (сборочных единиц), транспортируемого в собранном виде (редукторы, шестеренные клети, рольганги, насосы и др.), должны быть опломбированы предприятием-изготовителем, о чем делается соответствующее указание в паспорте (формуляре) и на сборочных чертежах. 2.2.12. Насосные агрегаты и другие установки на виброизолирующих опорах поставляются в сборе на специальной раме, поскольку установка виброизолирующих опор непосредственно на фундамент и их затяжка при монтаже не допускаются. 2.2.13. Вращающиеся детали оборудования, входящего в состав блоков или сборочных единиц, должны быть отбалансированы при изготовлении в соответствии с конструкторской документацией. 2.2.14. Внутренние необработанные поверхности литых корпусных деталей, заполняемые маслом, должны быть защищены маслостойким покрытием на предприятии-изготовителе. Внутренние защитные покрытия (лак, эмаль и др.) необходимо выполнять на предприятии-изготовителе. 2.2.15. Гидроцилиндры и пневмоцилиндры, входящие в сборочные единицы и блоки, следует поставлять в сборе, испытанными, законсервированными в соответствии с пунктом 2.5 настоящего РТМ и защищенными от внутреннего загрязнения. 2.2.16. Внутренние устройства аппаратов, резервуаров, баков, емкостей и др. (поплавки, змеевики, указатели уровня и пр.) необходимо устанавливать на предприятии-изготовителе. Внутренние устройства должны быть защищены от деформации или перемещения при транспортировании. В конструкторской документации следует указывать методы удаления временного крепежа. 2.2.17. Аппараты, подведомственные органам Госгортехнадзора, а также трубчатые теплообменники на период транспортировки необходимо герметизировать и заполнять инертным газом в соответствии с требованиями Госгортехнадзора СССР. 2.2.18. Панели управления систем гидравлики и пневматики, арматурно-распределительные узлы и приборные панели должны поставляться предприятиями-изготовителями собранными в транспортабельные блоки на жестких рамах в виде изделий с полной заводской и монтажной готовностью, прошедшими испытания, законсервированными в соответствии с пунктом 2.5 настоящего РТМ и защищенными от внутреннего загрязнения. 2.2.19. Трубопроводы с комплектующими изделиями, соединяющие между собой блоки в насосных, насосно-аккумуляторных станциях и маслоподвалах, необходимо поставлять в виде маркированных транспортабельных трубных узлов. 2.2.20. Магистральные трубопроводы (напорные и сливные), соединяющие насосные, насосно-аккумуляторные станции и маслоподвалы с потребителями жидкостей, следует поставлять в виде отдельных труб и деталей, очищенных от наружной и внутренней окалины и ржавчины, протравленными (если это предусмотрено конструкторской документацией), защищенными от внутреннего загрязнения легко удаляемым консервирующим составом (смазкой), в комплекте с арматурой, фланцами, опорами, подвесками, крепежными деталями, прокладками и другими комплектующими изделиями. 2.2.21. Рекомендуемые способы травления трубопроводов систем гидравлики и смазки должны быть изложены в инструкциях по монтажу, направляемых с сопроводительной документацией. 2.3. Требования к контрольной сборке, испытаниям, обкатке, приемке и маркировке габаритных и негабаритных блоков оборудования, полностью собираемых на предприятии-изготовителе2.3.1. Оборудование с комплектующими изделиями (трубопроводами, арматурой, электрооборудованием, в том числе электродвигателями, приборами и средствами автоматизации и др.) следует подвергнуть (при технической возможности) полной контрольной сборке, испытанию и обкатке на предприятии-изготовителе. Агрегаты, машины и установки, выполненные в виде блоков агрегированного оборудования, обкатывают под нагрузкой. При отсутствии технической возможности испытания агрегатов, машин и установок под нагрузкой допускаются их испытания и обкатка вхолостую. 2.3.2. Нетранспортабельные в собранном виде блоки агрегированного оборудования после проведения контрольной сборки, испытаний, обкатки и приемки службой технического контроля предприятия-изготовителя необходимо разобрать на транспортабельные блоки или сборочные единицы. 2.3.3. Методы контрольной сборки, инструментальной проверки, испытаний и обкатки блоков агрегированного оборудования на предприятии устанавливает завод-изготовитель. Результаты контрольной сборки оборудования на предприятии-изготовителе следует отражать в технической документации, передаваемой заказчику; отклонения должны быть согласованы конструктором и отражены в документации, направляемой заказчику. 2.3.4. Монтажная маркировка оборудования должна содержать следующие данные: обозначение сборочных единиц (для негабаритных в сборе блоков); мест строповки; центра массы; базовых поверхностей для выверки; стрелку, указывающую направление вращения (движения); массу блока или сборочной единицы. Маркировка должна выполняться на нерабочих поверхностях изделий способами, обеспечивающими четкость изображения, и сохраняться весь период хранения и монтажа. Способы и места нанесения маркировки, а также ее содержание для каждого конкретного вида оборудования определяются конструкторской документацией. Монтажные и сборочные риски должны быть обведены яркой несмываемой краской. 2.4. Требования к изготовлению и поставке крупногабаритных блоков оборудования, собираемых на предприятии-изготовителе2.4.1. Для крупногабаритных блоков агрегированного оборудования вместо общей сборки допускается контрольная сборка сопрягаемых сборочных единиц. 2.4.2. Работы, которые невозможно выполнить на предприятии-изготовителе при изготовлении крупногабаритных блоков агрегированного оборудования (клети обжимных листопрокатных станов и др.), по согласованию с организацией, осуществляющей монтаж, подлежат включению в сметы на строительство и выполняются с согласия монтажной организации на объекте строительства под руководством шеф-персонала предприятия-изготовителя. В случаях, когда указанные работы выполняют завод-изготовитель или заказчик, согласования с монтажной организацией не требуется. Условия поставки указанных крупногабаритных блоков агрегированного оборудования должны быть отражены в техническом задании на разработку проекта оборудования технологических комплексов. В целях исключения дублирования затрат дополнительный учет этих работ подлежит согласованию с генпроектировщиком. 2.4.3. Индивидуальные испытания указанных крупногабаритных блоков агрегированного оборудования проводят на объекте строительства заказчик и предприятие-изготовитель по программе последнего с участием монтирующей организации в соответствии с п. 4.4 ГОСТ 15005.86 и п. 1.8 СНиП 3.05.05-84. 2.5. Требования к консервации оборудования2.5.1. Консервация оборудования должна быть выполнена на предприятии-изготовителе в соответствии с ГОСТ 9.014-78 методами и материалами, обеспечивающими, как правило, возможность полной расконсервации без разборки оборудования (в том числе подшипниковых узлов) на объектах строительства. 2.5.2. Консервация оборудования должна обеспечивать его защиту от коррозии продолжительностью, оговоренной в ТЗ. 2.5.3. Ответственные разъемы оборудования (сборочных единиц), защищенного от коррозии и транспортируемого в собранном виде, на предприятии-изготовителе должны быть опломбированы; места установки пломб указывают на сборочном или монтажном чертеже или в эксплуатационной документации. Пломбы разрешается снимать лишь с разъемов оборудования (сборочных единиц), которое перед опробованием подлежит разборке. При снятии пломб составляют акт по соответствующей форме. 2.5.4. Защитные покрытия в местах сопряжения сборочных единиц должны легко смываться специальными жидкостями, безопасными для работающих. Тип жидкостей указывают в рабочих чертежах на оборудование (применительно к типу защитного покрытия). 2.5.5. Рекомендуемые способы расконсервации (если они отличаются от общепринятых) необходимо изложить в инструкциях по монтажу. 2.6. Требования к комплектности и условиям поставки оборудования технологических комплексов2.6.1. Поставку агрегатов, машин и установок технологических комплексов следует осуществлять комплектно в крупноблочном исполнении с высокой заводской готовностью. Комплектность изделий должна соответствовать предусмотренной техническим заданием (техническими условиями) и спецификациям на блоки агрегированного оборудования. 2.6.2. Комплектующие материалы и изделия технологических комплексов (электрооборудование, приборы и средства автоматизации, арматуру, насосы, компрессоры, фильтры и др.), изготавливаемые другими специализированными предприятиями, должен заказывать, комплектовать и поставлять головной поставщик (предприятие-изготовитель) технологического комплекса. 2.6.3. На транспортабельных блоках агрегированного оборудования и сборочных единицах должны быть установлены: электрооборудование (в том числе электродвигатели, тахогенераторы, командоаппараты и др.), приборы и средства автоматизации, не входящие в транзитную поставку, которые по условиям транспортирования должны поставляться с оборудованием; обвязочные трубопроводы с комплектующими изделиями (арматурой, фланцами, в том числе ответными, прокладками, крепежом, отводами, накидными гайками с ниппелями для резьбовых соединений, рукавами, опорами, подвесками и др.); регулировочные (отжимные) винты с контргайками; обслуживающие, опорные и вспомогательные конструкции, входящие в состав блока. 2.6.4. В комплект поставки блоков агрегированного оборудования необходимо включать: 1) фундаментные болты с закладными деталями, установочные подкладки и другие виды креплений, указанные в технической документации; 2) уплотнительные прокладки для фланцевых монтажных разъемов транспортируемых сборочных единиц блоков; 3) комплекты крепежных и фиксирующих деталей для сборки оборудования, комплекты подогнанных и маркированных на предприятии-изготовителе регулировочных прокладок, устанавливаемых в монтажных разъемах неприсоединенных к оборудованию сборочных единиц и деталей и обеспечивающих проектные величины зазоров; 4) гибкие токопроводы комплектно с несущими поддерживающими и крепежными конструкциями; 5) электрооборудование и средства автоматизации, которые по условиям транспортирования должны быть сняты с оборудования на предприятии-изготовителе и упакованы отдельно комплектно с крепежными изделиями; 6) комплект специальных и других материалов, предусмотренных технической документацией для производства монтажных работ на объектах строительства; 7) трубные узлы с комплектующим изделиями (арматурой, фланцами, прокладками, крепежом, несущими, поддерживающими и крепежными конструкциями, фитингами и др.), входящие в состав оборудования, но не присоединенные к нему, или соединяющие между собой комплектные блоки агрегированного оборудования (в насосных, насосно-аккумуляторных станциях и маслоподвалах); 8) магистральные трубопроводы в виде отдельных труб и деталей в комплекте с арматурой, фланцами, крепежными деталям, фитингами, прокладками, опорами и другими изделиями; 9) специальные инструменты, съемные грузозахватные приспособления и другие устройства, предусмотренные конструкторской документацией и необходимые при монтаже, испытании и эксплуатации оборудования; 10) сопроводительную техническую документацию: формуляры или паспорта предприятий-изготовителей на комплектующие изделия; комплектовочные и упаковочные ведомости; сборочные чертежи блоков и основных сборочных единиц; схемы монтажно-сборочной маркировки болтов; габаритные чертежи; схемы смазки, гидравлики, пневматики, охлаждения, автоматики, управления и др.; рабочие чертежи, паспорта, сертификаты и другие документы на трубопроводы, материалы и детали для их изготовления, необходимые при оформлении документации для сдачи трубопроводов в эксплуатацию; монтажную документацию, инструкции, указания по монтажу и наладке оборудования, требования по его хранению, методы очистки трубопроводов (не входящих в комплект поставки оборудования), методы расконсервации, требования к подготовке и проведению индивидуальных испытаний и передачи в комплексное опробование. 2.6.5. Для подготовки и организации монтажа оборудования технологических комплексов техническая документация предприятия-изготовителя оборудования (сборочные чертежи блоков или сборочных единиц, монтажные чертежи и маркировочные схемы блоков, схемы смазки, гидравлики, пневматики, охлаждения и др., схемы строповки, инструкция на монтаж оборудования с рекомендациями по очистке трубопроводов, методам расконсервации и требованиями к проведению индивидуальных испытаний) должна быть передана заказчиком монтажной организации не позднее чем за 5 мес. до начала монтажных работ. 2.6.7. Поставку агрегатов, машин и установок технологических комплексов на объекты строительства необходимо осуществлять по графикам, увязанным со сроками выполнения строительно-монтажных работ и ввода в действие производственных мощностей. 2.6.8. В графиках поставки оборудования технологических комплексов, составляемых головным поставщиком (предприятием-изготовителем) по согласованию с заказчиком и организацией, осуществляющей монтаж, следует учитывать технологическую последовательность и сроки проведения строительно-монтажных работ, необходимость изготовления технологического комплекса по циклам производства, а также технически обоснованные нормативные сроки выполнения монтажных и пусконаладочных работ и ввода в эксплуатацию технологического комплекса. 3. ТРЕБОВАНИЯ К КОМПОНОВКЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ОБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА ИЗ БЛОКОВ АГРЕГИРОВАННОГО ОБОРУДОВАНИЯ И БЛОКОВ КОММУНИКАЦИЙ3.1. Расположение блоков агрегированного оборудования должно быть максимально компактным при наименьшей протяженности различных коммуникаций (трубопроводов, кабелей, вентиляционных систем и др.). 3.2. Количество эксплуатационных грузоподъемных средств, в том числе мостовых кранов, необходимо определять с учетом обеспечения заданной интенсивности монтажа оборудования. 3.3. Исходя из монтажной и эксплуатационно-ремонтной необходимости и экономической целесообразности, в рабочей документации следует предусматривать средства механизации монтажных и ремонтных работ в гидромаслоподвалах, тоннелях и на насосных станциях (установку подвесных кранов, электрических или ручных талей соответствующей грузоподъемности). В рабочую документацию на фундаменты под блоки агрегированного оборудования необходимо включать схему геодезического обоснования; в чертежах должны быть предусмотрены места установки и в том числе расположение осей, плашек и реперов, количество которых должно обеспечивать достижение требуемой точности монтажа и удобство выполнения монтажных измерений. 3.4. В маслогидроподвалах и тоннелях необходимо предусматривать монтажные проемы по габаритам наибольшего блока агрегированного оборудования или съемные элементы строительных конструкций, удаление которых на время монтажа не должно уменьшать прочность и устойчивость сооружения. 3.5. При монтаже оборудования в многоэтажных зданиях следует предусматривать возможность подачи оборудования к месту установки самоходными кранами с башенно-стреловым оборудованием, для чего в наружных стенах необходимо проектировать сборно-разборный фахверк. 4. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ, ИЗГОТОВЛЕНИЮ И ПОСТАВКЕ КОНКРЕТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ КОКСОВОГО, АГЛОМЕРАЦИОННОГО, РУДНОГО, ДОМЕННОГО, СТАЛЕПЛАВИЛЬНОГО И ПРОКАТНОГО ПРОИЗВОДСТВ4.1. Требования сведены в таблицу (приложение 3) и приведены в виде условных обозначений. 4.2. Условные обозначения требований в полной редакции: А - разработка проекта и рабочей документации с применением комплектных блоков высокой заводской готовности; Б - полная контрольная сборка, включая обвязочные трубопроводы, электрооборудование, приборы и средства автоматизации; В - контрольная сборка сопрягаемых частей, включая обвязочные трубопроводы, электрооборудование, приборы и средства автоматизации; Г - инструментальная проверка сопрягаемых частей (сборочных единиц) при отсутствии возможности проверки по п.п. Б и В; Д - установка строповочных приспособлений; Е - выполнение опорных частей оборудования с регулировочными винтами и комплектом опорных пластин к ним; Ж - насадка полумуфт на хвостовики соединяемых валов, в том числе электродвигателей; И - подготовка кромок сборочных единиц (деталей, сосудов, аппаратов и т.д.), подлежащих сварке на месте монтажа; кромки вместе с прилегающими к ним поверхностями шириной 20-25 мм должны быть зачищены и защищены от коррозии; к сборочным единицам должны быть приварены предусмотренные конструкторской документацией люки-лазы, штуцеры, бобышки и др., а также детали для центровки и стяжки частей; К - выполнение соединений сборочных единиц на высокопрочных болтах (без обработки отверстий на монтаже); Л - выполнение соединений сборочных единиц на сварке (без специальной технологии); М - функциональные испытания оборудования; Н - обкатка оборудования под нагрузкой при рабочей частоте вращения (или вхолостую при отсутствии условий обкатки под нагрузкой); О - транспортировка комплектными блоками (агрегаты, машины и механизмы в сборе); П - транспортировка сборочными единицами (в комплектном исполнении); Р - транспортировка трубопроводов гидравлики, пневматики, смазки, охлаждения и т.п. вместе с комплектующими изделиями в виде маркированных транспортабельных трубных узлов (при невозможности перевозки вместе с оборудованием); С - поставка резервуаров рулонами. (+) - требование, подлежащее обязательному выполнению; (-) - требование не выполняется. Приложение 1ПЕРЕЧЕНЬ ГОСТов, ОСТов И ДРУГИХ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ПОЛОЖЕНИЙ, НА ОСНОВЕ И В РАЗВИТИЕ КОТОРЫХ РАЗРАБОТАН РТМ1. ГОСТ 24444-87. Оборудование технологическое. Общие требования монтажной технологичности. 2. ГОСТ 15.005-86. Система разработки и постановки продукции на производство, создание изделий единичного и мелкосерийного производства, собираемых на месте эксплуатации. 3. ОСТ 24.010.01-86. Оборудование металлургическое. Общие технические требования на изделия внутрисоюзного и экспортного исполнения. 4. ОСТ 24.290.03-79. Оборудование и устройства смазочных гидравлических и пневматических систем. Общие технические требования. 5. ОСТ 24.290.05-81. Станции циркуляционных смазочных систем металлургического оборудования. 6. ОСТ 24.290.11-84. Станции насосные и насосно-аккумуляторные гидравлических систем металлургического оборудования. 7. ОСТ 24.290.10-77. Станции циркуляционных систем охлаждения и технологической смазки прокатных станов. Общие технические условия. 8. СНиП 3.05.05-84. Технологическое оборудование и технологические трубопроводы. 9. Положение, утвержденное постановлением ГКНТ СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР, Госснабом СССР и Госстроем СССР № 517/233/9/184/53 от 12.12.86 г. О проектировании, производстве, поставке, вводе в эксплуатацию, наладке комплексов машин оборудования и приборов, поставляемых комплектно потребителям. Приложение 2ПЕРЕЧЕНЬ ПОСТАВЛЯЕМЫХ БЛОКОВ И СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ
Приложение 3ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ, ИЗГОТОВЛЕНИЮ И ПОСТАВКЕ ОБОРУДОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЛЕКТНЫХ БЛОКОВ ВЫСОКОЙ ЗАВОДСКОЙ ГОТОВНОСТИ
Примечание. На заводе-изготовителе выполняют электрическую кабельную разводку и разводку централизованной системы смазки. СОДЕРЖАНИЕ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |