| |||||||||||||||||||||||
ОСТ 218.0.001-2002 СТАНДАРТ ОТРАСЛИ СИСТЕМА ОТРАСЛЕВЫХ
НОРМАТИВНЫХ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА Москва Предисловие 1. РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство», Московским государственным автомобильно-дорожным институтом (Техническим университетом), Центром метрологии, испытаний и сертификации МАДИ (ГТУ), ВНИИСтандартом Госстандарта России. ВНЕСЕН Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации. 2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 20.05.2002 № ИС-465-р. 3. Взамен ОСТ 218.001-98. СОДЕРЖАНИЕ ОСТ 218.0.001-2002 СТАНДАРТ ОТРАСЛИ СИСТЕМА ОТРАСЛЕВЫХ
НОРМАТИВНЫХ И Основные положения Standardization of Road Industry Basic principles Дата введения 2002-06-01 1. Область примененияНастоящий стандарт устанавливает задачи стандартизации в дорожном хозяйстве, категории и классификацию отраслевых нормативных и методических документов дорожного хозяйства, порядок их разработки и правил оформления. 2. Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения. ГОСТ Р 1.4-93 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций. Общие положения. ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов. 3. ОпределенияВ настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями. Стандарт отрасли (ОСТ) - стандарт, принятый федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства и устанавливающий обязательные требования к любым объектам стандартизации в отрасли дорожного хозяйства. Отраслевые дорожные нормы (ОДН) - нормативный документ, принятый федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства и устанавливающий обязательные требования к организационно-техническим и (или) общетехническим объектам стандартизации в отрасли дорожного хозяйства. Отраслевой дорожный методический документ (ОДМ) - документ, принятый федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства и излагающий рекомендуемые требования к организационно-техническим и (или) общетехническим объектам стандартизации в отрасли дорожного хозяйства. Иные термины, используемые в настоящем стандарте, - по ГОСТ Р 1.0. 4. Основные задачи стандартизации в дорожном хозяйствеОсновными задачами стандартизации в дорожном хозяйстве являются: - обеспечение взаимопонимания между предприятиями-изготовителями продукции дорожного хозяйства и потребителями этой продукции по производственно-техническим отношениям, регулируемым нормативными и методическими документами дорожного хозяйства; - установление наиболее рациональных требований к номенклатуре и качеству продукции дорожного хозяйства; - содействие выполнению законодательства Российской Федерации и обязательных требований государственных стандартов методами и средствами стандартизации в дорожном хозяйстве; - содействие координации работ организаций и предприятий различных форм собственности в части стандартизации, метрологического обеспечения и сертификации продукции, услуг и производственных процессов дорожного хозяйства; - содействие ресурсосбережению и экологической безопасности при разработке, производстве продукции, проведении работ и оказании услуг для дорожного хозяйства; - гармонизация нормативных документов дорожного хозяйства с соответствующими прогрессивными национальными стандартами зарубежных стран; - обеспечение систематической актуализации действующих нормативных документов дорожного хозяйства путем разработки и внесения в них изменений и (или) пересмотра, а также посредством отмены морально устаревших документов; - разработка программ и планов проведения работ по стандартизации, метрологическому обеспечению, аккредитации, системам качества и сертификации в дорожном хозяйстве; - разработка, рассмотрение, согласование, подготовка к принятию проектов и применение государственных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р), а также межгосударственных стандартов (ГОСТ) в области дорожного хозяйства; - научно-техническое сотрудничество с межгосударственными, международными, региональными и зарубежными организациями по стандартизации в области дорожного хозяйства. 5. Категории отраслевых нормативных и методических документов дорожного хозяйства5.1. В дорожном хозяйстве действуют следующие категории отраслевых нормативных и методических документов: - стандарты отрасли дорожного хозяйства (ОСТ); - отраслевые дорожные нормы (ОДН); - отраслевые дорожные методические документы (ОДМ). Категории межотраслевых и отраслевых нормативных и методических документов, действующих в дорожном хозяйстве, приведены в Приложении А. 5.2. Стандарты отрасли (ОСТ) разрабатывают на отраслевые организационно-технические и общетехнические объекты стандартизации, на продукцию, услуги и производственные процессы в дорожном хозяйстве и их элементы. Требования ОСТ обязательны для применения и соблюдения на всей на территории Российской Федерации предприятиями и организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти в области дорожного хозяйства. Иные субъекты предпринимательской деятельности применяют и соблюдают эти стандарты отрасли на добровольной основе. Требования стандартов отрасли к продукции, услугам и производственным процессам подлежат обязательному соблюдению иными субъектами предпринимательской деятельности, неподведомственными федеральному органу исполнительной власти в области дорожного хозяйства, если об этом указывается в технической документации или в договоре. 5.3. Отраслевые дорожные нормы (ОДН) устанавливают требования к организационно-техническим и общетехническим объектам стандартизации дорожного хозяйства, в том числе к объектам метрологического обеспечения, аккредитации, системам качества, сертификации, отраслевого технического контроля качества. Требования ОДН обязательны для применения и соблюдения на всей на территории Российской Федерации предприятиями и организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти в области дорожного хозяйства. Иные субъекты предпринимательской деятельности применяют и соблюдают эти нормы на добровольной основе. Требования норм подлежат обязательному соблюдению иными субъектами предпринимательской деятельности, неподведомственными федеральному органу исполнительной власти в области дорожного хозяйства, если об этом указывается в технической документации или в договоре. ОДН разрабатываются в следующих случаях: - до разработки стандарта отрасли для апробации стандартизуемых требований; - при нецелесообразности разработки стандарта отрасли. ОДН на продукцию или услугу не разрабатываются. 5.4. Отраслевые дорожные методические документы (ОДМ) по своему правовому статусу являются документами рекомендательными (добровольными) на организационно - технические и общетехнические объекты стандартизации в дорожном хозяйстве, в том числе на объекты метрологического обеспечения, аккредитации, системы качества, сертификации, отраслевого технического контроля качества. Они могут содержать разъяснения положений правовых и нормативно-технических документов дорожного хозяйства, а также собственно рекомендации по проведению различных работ. ОДМ на продукцию или услугу не разрабатываются. 6. Классификация нормативных и методических документов дорожного хозяйства6.1. Нормативные и методические документы дорожного хозяйства классифицируют по группам, приведенным в табл. 1. Таблица 1
6.2. В стандартах группы 0 устанавливаются организационно-технические основы стандартизации в дорожном хозяйстве (терминология, цели, задачи, структура нормативных и методических документов, организация и правила внедрения и контроля за соблюдением обязательных требований нормативных документов; типовые процедуры выполнения работ, обучения специалистов, аттестации персонала; методы оценки работ; а также организационно-методические основы планирования и экономики дорожного хозяйства). 6.3. В стандартах группы 1 устанавливаются: а) классификация автомобильных дорог, требования к конструкции дорог по составляющим компонентам: - земляному полотну; - дорожной одежде; - дренажу и водоотводу; б) требования к инженерным сооружениям по составляющим компонентам: - тоннелям и трубам; - мостам, путепроводам и эстакадам; - защитным сооружениям; - объектам сервиса и элементам обустройства автомобильных дорог; в) требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и дорожных сооружений. 6.4. В стандартах группы 2 устанавливаются требования к ресурсам, используемым в дорожном хозяйстве, и их сбережению: - энергии; - сырью; - материалам; - изделиям и конструкциям; - рабочей силе. - строительству; - содержанию; - реконструкции; - ремонту. 6.6. В стандартах группы 4 устанавливаются требования к типовым технологиям выполнения дорожных и мостовых работ (услуг) по п. 6.5 настоящего стандарта. 6.7. В стандартах группы 5 устанавливаются требования к обеспечению выполнения специальных государственных функций в дорожном хозяйстве: - безопасности; - экологии; - обеспечению единства измерений. 6.8. В стандартах группы 6 устанавливаются требования к организации и правилам аккредитации органов по сертификации испытательных лабораторий (центров), проведению испытаний, методам и средствам испытаний, сертификации в дорожном хозяйстве. 6.9. В стандартах группы 7 устанавливаются требования по сбору, обработке, хранению и использованию банков данных и знаний, организации и обеспечению функционирования централизованной интегрированной информационной системы в дорожном хозяйстве. 7. Порядок разработки, регистрации, обновления и отмены нормативных и методических документов дорожного хозяйства7.1. Стандарты отрасли (ОСТ) дорожного хозяйства разрабатываются в порядке, изложенном в п.п. 7.1.1-7.1.7. Предпочтение для разработки получают организации, специализирующиеся по определенным видам деятельности или видам продукции, обладающим наибольшим профессионально-кадровым и научно-техническим потенциалом, а также необходимой научно-технической и технико-экономической информацией. - наименование стандарта отрасли; - название организации-разработчика; - контактное лицо от организации-разработчика; - основание для разработки стандарта отрасли; - краткая характеристика объекта стандартизации; - введение о соответствии проекта стандарта отрасли законодательству Российской Федерации, обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р) и межгосударственных стандартов (ГОСТ); - сведения о рассылке на отзыв проекта стандарта отрасли и обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (для окончательной редакции); - подписи руководителя (зам. руководителя) организации-разработчика и ответственного исполнителя. Построение, изложение, оформление и содержание стандартов - по ГОСТ Р 1.5. Первую страницу титульного листа стандарта отрасли оформляют в соответствии с Приложением Б. 7.1.4. Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает окончательную редакцию проекта стандарта отрасли и в случае одобрения принимает его (вводит в действие) своим распоряжением. При принятии стандарта отрасли устанавливают дату его введения в действие и срок его действия (при необходимости). 7.1.6. Разработку изменений к стандарту отрасли и его пересмотр осуществляют по п.п. 7.1.1 - 7.1.5. 7.1.7. Отмена стандарта отрасли проводится в следующем порядке: - организация-инициатор отмены стандарта направляет в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства письмо, подписанное руководителем (зам. руководителя) данной организации, в котором вносится предложение по отмене стандарта отрасли с изложением объективных причин; - федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает внесенное предложение и в случае положительного решения оформляет соответствующее распоряжение и направляет его копию в ТК 418 для исключения данного стандарта отрасли из реестра. Информация об отмене стандарта отрасли опубликовывается в ежемесячных изданиях федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства. Работы п.п. 7.1.2, 7.1.3, 7.1.5 проводятся на договорной основе. 7.2. Отраслевые дорожные нормы разрабатываются в порядке п.п. 7.1.1-7.1.7. Построение, изложение, оформление и содержание отраслевых дорожных норм осуществляются по ГОСТ Р 1.5. Первую страницу титульного листа отраслевых дорожных норм оформляют в соответствии с Приложением В. 7.3. Отраслевые дорожные методические документы разрабатываются в порядке, изложенном в п.п. 7.3.1-7.3.7. Разработка отраслевого дорожного методического документа может проводиться любой организацией в инициативном порядке при условии соблюдения установленных настоящим стандартом требований к отраслевым дорожным методическим документам. Предпочтение для разработки получают организации, специализирующиеся по определенным видам деятельности, обладающим наибольшим профессионально-кадровым и научно-техническим потенциалом, а также необходимой научно-технической и технико-экономической информацией. - наименование документа; - название организации-разработчика; - контактное лицо от организации-разработчика; - основание для разработки документа; - краткая характеристика объекта стандартизации; - сведения о рассылке на отзыв проекта документа и обобщенная характеристика принципиальных замечаний и предложений (для окончательной редакции); - подписи руководителя (зам. руководителя) организации-разработчика и ответственного исполнителя. Построение, изложение и оформление осуществляются по ГОСТ Р 1.5. Содержание документа определяется организацией-разработчиком в соответствии с договором. Первую страницу титульного листа отраслевых дорожных методических документов оформляют в соответствии с Приложением Г. 7.3.3. Организация-разработчик с учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта отраслевого дорожного методического документа и представляет ее вместе с пояснительной запиской для принятия в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства. 7.3.4. Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает проект отраслевого дорожного методического документа и в случае положительного решения принимает его (вводит в действие) своим распоряжением. При принятии отраслевого дорожного методического документа устанавливают дату его введения в действие и срок его действия (при необходимости). 7.3.6. Разработка изменений к отраслевому дорожному методическому документу и пересмотр отраслевого дорожного методического документа осуществляются по п.п. 7.3.1 - 7.3.5. 7.3.7. Отмена отраслевого дорожного методического документа проводится в следующем порядке: - организация-инициатор отмены отраслевого дорожного методического документа направляет в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства письмо, подписанное руководителем (зам. руководителя) данной организации, в котором вносится предложение по отмене отраслевого дорожного методического документа с изложением объективных причин; - федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает данное предложение и в случае положительного решения готовит соответствующее распоряжение и направляет его копию в ТК 418 для исключения данного отраслевого дорожного методического документа из реестра. Информация об отмене отраслевого дорожного методического документа опубликовывается в ежемесячных изданиях федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства. Работы п.п. 7.3.2, 7.3.5. проводятся на договорной основе. 7.4. Наименования нормативных и методических документов дорожного хозяйства должны быть краткими, точно характеризовать объект стандартизации и обеспечивать правильное отнесение документа к конкретной классификационной группе по пункту 6 настоящего стандарта. Примеры наименований стандартов отрасли, отраслевых дорожных норм и отраслевых методических дорожных документов приведены в Приложении Д. 8. Обозначение нормативных и методических документов дорожного хозяйства8.1. Обозначение нормативных и методических документов дорожного хозяйства состоит из индекса документа и его номера, состоящего из: - трехзначного числа с точкой, означающего комплекс дорожного хозяйства; - однозначного числа с точкой, означающего классификационную группу по п. 6.1 настоящего стандарта; - трехзначного числа, означающего порядковый номер документа в группе; - четырехзначного числа, означающего год регистрации документа. Пример обозначения основополагающего стандарта отрасли дорожного хозяйства:
Приложение А(справочное)Категории межотраслевых и отраслевых нормативных и методических документов, действующих в дорожном хозяйстве В дорожном хозяйстве действуют следующие категории межотраслевых и отраслевых нормативных и методических документов: - межгосударственные стандарты (ГОСТ); - государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р); - отраслевые стандарты дорожного хозяйства (ОСТ); - строительные нормы и правила (СНиП); - санитарные нормы и правила (СаНиП); - отраслевые дорожные нормы (ОДН); - отраслевые дорожные методические документы (ОДМ); - стандарты субъектов Российской Федерации; - нормы субъектов Российской Федерации; - методические документы субъектов Российской Федерации; - стандарты предприятий дорожного хозяйства (СТП); - стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений в сфере дорожного хозяйства (СТО); - нормативные документы других ведомств, регулирующие вопросы дорожного хозяйства, в случае регистрации их Минюстом России; - технические условия (ТУ) в случае ссылок на них в проектной документации и договорах. Приложение Б(обязательное)
Приложение В(обязательное)
Приложение Г(рекомендуемое)
Приложение Д(обязательное)В наименовании нормативного или методического документа не допускаются сокращения (кроме условных обозначений продукции), математические знаки, римские цифры и греческие буквы. Наименование стандарта в зависимости от его содержания должно состоять из заголовка и подзаголовка. Примеры: 1. Система отраслевых нормативных и методических документов дорожного хозяйства. Основные положения. 2. БЕТОНЫ ТЯЖЕЛЫЕ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ Общие технические условия. Наименование отраслевых дорожных норм в зависимости от их содержания может носить следующие формулировки: Примеры: 1. Нормы проектирования нежестких дорожных одежд. 2. Правила проведения калибровочных работ в дорожном хозяйстве. Наименование отраслевого дорожного методического документа в зависимости от его содержания может носить следующие формулировки: Примеры: 1. Методические рекомендации по применению наполнителя «Грикол» в составах асфальтобетонных смесей. 2. Рекомендации по устройству щебеночного основания методом заклинки. 3. Руководство по метрологическому обеспечению измерений в испытательных лабораториях дорожного хозяйства. 4. Пособие по ведению исполнительной документации. Ключевые слова: задачи стандартизации в дорожном хозяйстве; категории и классификация отраслевых нормативных и методических документов; порядок разработки | |||||||||||||||||||||||
© 2013 Ёшкин Кот :-) |